Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Стефанович (Иванович ?) Ильинский (1845, погост Воскресенский, что на Кореге Буйского у. Костромской губ.- 7.03.1918, г. Солигалич Костромской губ.), сщмч. (пам. 22 февр., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи священника. В 1863-1869 гг. учился в Костромской ДС, к-рую окончил по 1-му разряду. В 1869-1874 гг. преподавал в Солигаличском ДУ рус. и церковнослав. языки. 6 дек. 1874 г. архиеп. Костромской и Галичский Платон (Фивейский) рукоположил В. во иерея к Успенской ц. в с. Солда Солигаличского у.- преемнице существовавшей с нач. XVI в. и упраздненной в 1764 г. Успенской Жуковой муж. пуст. В 1884 г. В. открыл при храме церковноприходскую школу - одну из первых в уезде, до 1887 г. безвозмездно состоял в ней учителем и законоучителем, с 1894 г. был заведующим школой и законоучителем. В 1916 г. В. вышел за штат по возрасту, поселился в Солигаличе у своего сына свящ. Василия. В дек. 1917 г. в Солигаличе установилась советская власть. 24 февр. 1918 г. в городе состоялся крестный ход в знак протеста против декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» , в крестном ходе приняло участие все духовенство города, в т. ч. В. В ответ исполком совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов постановил провести 26 февр. реквизицию хлебных «излишков» в Ратьковском в честь Феодоровской иконы Божией Матери мон-ре. Это решение привело к народному восстанию, в результате к-рого власть в Солигаличе перешла к временному совету, составленному из представителей городской думы и уездного земства; В. и его сын свящ. Василий принимали активное участие в защите Феодоровского мон-ря. К восставшему городу двинулись карательные отряды красногвардейцев из Галича, Вологды и Вятки, через неск. дней занявшие Солигалич. По приговору военно-революционного суда 7 марта 1918 г. был расстрелян 21 активный участник событий 26 февр., в т. ч. неск. священнослужителей, включая В. Вместе с др. жертвами В. был погребен на городском кладбище Солигалича. 13 апр. 1918 г. в храме Московской ДС Патриарх Московский и всея России св. Тихон (Белавин) отслужил заупокойную литургию по первым мученикам, «убиенным за веру», в т. ч. и по В.

http://pravenc.ru/text/158978.html

Выполняя определение Синода, Н. покинул Киев и выехал в Петроград, где встретился с некоторыми членами Синода. Протопр. Николай Любимов в своем дневнике отметил, что вечером 27 мая у него был Н., просивший «о пересмотре его дела» (Российская Церковь в годы революции. 1995. С. 84). Затем он отправился в Саратов, где пробыл ок. месяца. Между тем под давлением ряда членов Синода обер-прокурор Львов согласился отменить решение о переводе Н. из Киева. Протопр. Николай Любимов в своем дневнике от 30-31 мая отметил, что экзарх Грузии архиеп. Платон (Рождественский), побывавший в Киеве для изучения ситуации на месте, «уговорил наконец В. Н. (Львова.- Н. З.) согласиться на возвращение епископа Никодима в Киев» (Там же. С. 192). 22 июня 1917 г. Синод принял определение, к-рое предписывало вернуть Н. «на кафедру епископа Чигиринского, викария Киевской епархии» (РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 777. Л. 3). Все лето 1917 г. церковная ситуация в Киеве и епархии продолжала обостряться. Чтобы противостоять раскольническим тенденциям, в сент. Н. создал новую церковную орг-цию - Союз пастырей г. Киева, в к-рый вошли все викарные епископы и ок. 60 священников (к кон. 1917 в Союз пастырей входили ок. 80 священников, т. е. большинство киевского духовенства). Сщмч. Никодим (Кротков), архиеп. Костромской и Галичский. Икона. 10-е гг. XXI в. Сщмч. Никодим (Кротков), архиеп. Костромской и Галичский. Икона. 10-е гг. XXI в. После прихода большевиков к власти в Петрограде и Москве Центральная рада в Киеве провозгласила 7 нояб. 1917 г. создание Украинской народной республики (УНР). В нояб. в Киеве начала действовать организованная автокефалистами Всеукраинская православная церковная рада (ВПЦР), определившая себя как временный орган управления Украинской Церковью. 9 дек. 1917 г. группа членов ВПЦР прибыла в покои митр. Владимира в Киево-Печерской лавре, где ему было «заявлено словесное постановление рады о том, чтобы был удален из Киева Преосвященный Никодим, епископ Чигиринский» (Венок на могилу высокопреосв.

http://pravenc.ru/text/2565562.html

19 Преп. Ефрем Сирин. Слово 99-е/Творен. Ч. VI, изд. 1848 г., с. 175. 20 Четверг сыропустной седмицы. Трипеснец, песнь 4. 21 Свт. Григорий Великий. Пастырские письма, X, 9. 22 Свт. Григорий Богослов. Слово 2-е. 23 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Мф.15:8. 24 Помещено также в Требнике в 2-х чч., часть 1. 25 См. «Напоминание священнику об его обязанностях при совершении таинства Покаяния» (Платон, архиеп. Костромской). М., 1870. Ч. 1, с. 50–51. 26 В виде пособия для подготовки священника к исповеди (каков должен быть священник-духовник, вопросы на исповеди и проч.), можно указать следующие книги: Платон, архиеп. Костромской. Напоминание священнику об его обязанностях при совершении таинства Покаяния: в 2-х частях (было несколько изданий: 1-е изд. М., 1861 г.; 3-е изд. М., 1895 г.). Гр. Дьяченко, священник. Вопросы на исповеди. М., 1897 г. Петр Силин, прот. Православная исповедь, или таинство Покаяния. СПб., 1902. Булгаков. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Парвов А., прот. Практическое пособие при совершении треб. Исповедание грехов генеральное, глаголемое пред иереем от лица кающегося. Киев, типогр. Киево-Печ. лавры, 1893. Антоний (Храповицкий), митроп. Исповедь. Варшава, 1928. 27 Этот же покаянный канон ко Пресвятой Богородице в переработке помещался в Молитвословах изд. К.-П. лавры под названием: «Канон молебный во исповедание грешника». 28 Принятие в Православную Церковь из раскола (отпавших в раскол) чрез покаяние совершается по особому последованию: «Чин, како принимати от раскольников в соединение с Православною Церковью приходящих». М., 1891. См. также «Книга чинов присоединения к Православию»: в 2-х частях. 1-ое. изд. СПб., 1895. Часть 1. 29 На литургии Преждеосвященных Даров посвящение во диакона совершается после великого входа, перед ектенией: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». 30 «Проручествует» — греч. προχειρζεται — «переходит чрез возложение руки архиерея и совершает посвящение». 31 По определению святителя Филарета, митрополита Московского: «Брак есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой, для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

14 мая 1941 г. назначен служить в кладбищенскую ц. св. царевича Димитрия «на поле» в Угличе. С апр. 1943 г. служил в ц. во имя арх. Михаила в с. Архангельском Угличского р-на. Жил в храме, в небольшой келье под колокольней, половину кельи занимала его б-ка. Под его руководством сложилась правосл. община. 3 июня 1948 г. пострижен в монашество с именем Кассиан в честь прп. Кассиана Учемского. Монашеский постриг совершил Ярославский и Ростовский архиеп. Димитрий (Градусов) в епархиальном доме в Ярославле. Весной 1949 г. К. возведен в сан игумена. В 1952-1953 гг. заочно окончил Ленинградскую ДС, а затем в 1953-1958 гг. заочно учился в Ленинградской ДА, окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Учение о таинствах в творениях святых Отцов и Учителей Церкви II и III вв.». В 1956-1961 гг. был благочинным церквей Угличского округа. С янв. 1961 г. настоятель кладбищенской ц. св. царевича Димитрия в Угличе, в нач. марта возведен в сан архимандрита. 16 марта 1961 г. указом патриарха Московского и всея Руси Алексия I К. был назначен епископом Угличским, викарием Ярославской епархии. 26 марта 1961 г. хиротонисан во епископа в Троице-Сергиевой лавре . Хиротонию возглавил патриарх Алексий I. 14 мая 1963 г. К. назначен архиепископом Новосибирским и Барнаульским. 23 авг. того же года награжден правом ношения креста на клобуке. 20 мая 1964 г. назначен архиепископом Костромским и Галичским. В этот период в Костроме оставались действующими 3 храма, церковная жизнь продолжалась и в нескольких сельских приходах. Согласно отчетам уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Костромской обл., К. приглашал священников, в т. ч. заштатных, в свою епархию, уделял большое внимание совершению служб и произнесению проповедей на приходах (ГА Костромской обл. Ф. Р-2102. Оп. 6. Д. 652. Л. 8; Оп. 5. Д. 94. Л. 19). В 1981 г. по инициативе К. было учреждено празднование Собору Костромских святых. 30 нояб. 1988 г. был уволен на покой по состоянию здоровья с назначением пенсии. Жил у дочери в Ярославле. 22 марта 1990 г. его отпевание в костромском Воскресенском кафедральном соборе совершили Ярославский и Ростовский архиеп. Платон (Удовенко ; ныне митрополит) и Костромской и Галичский еп. Александр (Могилёв ; ныне митрополит). В тот же день К. был погребен в Угличе, в ограде церкви св. царевича Димитрия «на поле», рядом с могилами родителей. Был награжден орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени (21 авг. 1979), дважды - именной панагией (1975; 1986), медалью советского Фонда мира (3 сент. 1979).

http://pravenc.ru/text/1681271.html

Платон (Городецкий), архиеп. Рижский и Митавский. Литография А. Траншеля. 2-я пол. XIX в. Церковное руководство оценило незаурядные способности архимандрита Платона, его усердие и исполнительность и в 1837 г. определило его на должность ректора Костромской духовной семинарии и профессора богословия, тогда же он стал и настоятелем костромского Богоявленского монастыря, первоприсутствующим членом духовной консистории, цензором проповедей и членом ревизионного комитета. Первым местом церковно-административного служения архимандрита Платона в Прибалтийском крае был город Вильно. 28 апреля 1839 г. его назначили настоятелем виленского Свято-Духова монастыря. Незадолго перед этим в этой епархии совершился переход из униатства в лоно Русской Православной Церкви митрополита Иосифа (Семашко) с двухмиллионной паствой. Архимандрит Платон стал одним из его ближайших помощников по воссоединению униатов. Митрополит Иосиф любил его как преданного сына, «ценил высоко как сотрудника и предрек ему славную будущность» . Архимандрит Платон состоял членом консистории, благочинным всех православных монастырей Виленской и Ковенской губерний. 3 июня 1843 г. он был назначен вторым викарием Литовской епархии в сане епископа Ковенского и 9 лет подвизался в западно-русском крае. «Здесь он преимущественно заботился о том, чтобы утвердить в воссоединенном духовенстве и пастве преданность православной Церкви, ее богослужению и постановлениям и усилить любовь к русскому отечеству» . 6 ноября 1848 г. епископ Платон был назначен епископом Рижским, викарием Псковской епархии. Одновременно в течение 7 лет он управлял также Псковской епархией после смерти Псковского архиепископа Нафанаила (Павловского, † 28.07.1849) и до назначения на эту кафедру в апреле 1856 г. архиепископа Евгения (Бажанова). Большой организаторский и административный талант архиепископа Платона особенно проявился в приведении в порядок расстроившихся дел Псковской епархии и устройстве дел своей епархии. Ему приходилось работать во враждебном немецко-лютеранском окружении, встречать непонимание и в лучшем случае безразличие со стороны русского генерал-губернатора, и только мудрость и исключительная твердость характера помогали ему неуклонно идти к своей цели .

http://sedmitza.ru/lib/text/430289/

и юго-вост.- были угловыми, 5-я находилась в середине юж. участка стены, обращенного к Б. Кинешемской дороге (Кинешемскому тракту). В юго-зап. башне была устроена малая часовня. В 1859 г. с зап. стороны к Екатерининскому приделу Троицкого собора была пристроена каменная ризница. В 1857 г. М. Р. м. посетил новый правящий архиерей - еп. Костромской и Галичский Платон (Фивейский) . Мон-рь и ландшафт настолько понравились еп. Платону, что он избрал его местом жительства на покое. В 1862 г. в юго-вост. углу обители на средства кинешемского купца 1-й гильдии А. И. Платонова (1811-1871) были возведены деревянный дом с мезонином и небольшая ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Предполагалось, что еп. Платон впоследствии поселится в нем (в документах дом именовался архиерейским корпусом). Однако деятельный и энергичный владыка так и не ушел на покой. По завещанию архиеп. Платона в 1877 г. этот дом был передан в собственность бывш. настоятеля Лухского Никольского мон-ря архим. Сергия, последний же в 1885 г. передал его мон-рю. С 1885 г. и вплоть до закрытия обители в этом доме жили настоятели, а с 1901 г.- настоятельница обители. Не сохранились изображения монастыря XVIII в. Особое значение имеет литография 1869 г., отпечатанная в типографии Троице-Сергиевой лавры , на к-рой М. Р. м. изображен «с высоты птичьего полета» со стороны Волги. На литографии запечатлены все строения: Троицкая ц. с приделами прп. Макария и вмц. Екатерины, архиерейский и настоятельский корпуса, братские трапезная и кельи, «странная» и «образная» лавки, скотный дом, кладовая, сарай для лошадей и «екипажей», «ярманковые» лавки, почтовая дорога, «етапный дом», «запасные» магазины, амбары и склады для пристани, колодец, баня, ледник. На литографии видно и монастырское кладбище у алтаря Троицкого собора. На протяжении всего XIX в. численность братии была невелика: в 1868 г.- 12 насельников (строитель, иеромонах, 2 иеродиакона, 8 послушников), 2 белых священника и 2 белых диакона, в 1887 г.- 18 чел. (настоятель, 2 иеромонаха, иеродиакон, монах и 13 послушников).

http://pravenc.ru/text/2561268.html

Иоанна Богослова служил ризницей. 14 апр. 1851 г. нижняя пещерная церковь Духовского собора была освящена во имя Виленских мучеников. По эскизам архиеп. Иосифа акад. И. Т. Хруцкий выполнил иконостас пещерной церкви. Святые ворота мон-ря. Фотография. 2003 г. Святые ворота мон-ря. Фотография. 2003 г. К нач. 1839 г. в В. м. жили 5 насельников. Архим. Платон (Городецкий), ставший в этом году настоятелем обители, перевел из костромских мон-рей в В. м. 3 иеромонахов, 4 иеродиаконов и 4 послушников. Указом Синода 2 янв. 1886 г. было учреждено отд-ние В. м.- Борунский муж. мон-рь Ошмянского у. В 1897 г. отмечался 300-летний юбилей В. м., 14 апр. состоялся крестный ход из всех храмов Вильны в мон-рь. При архиеп. Виленском и Литовском Ювеналии (Половцеве), ревностно заботившемся о монашеской жизни в епархии, число насельников В. м. возросло: к 1 янв. 1904 г. в штате обители состояли архимандрит-наместник, 9 иеромонахов, 3 иеродиакона, 5 монахов и 34 послушника. В 1913 г. в В. м. была открыта гостиница, на устройство к-рой Виленский архиеп. св. Тихон (Белавин) пожертвовал 2 тыс. р. 14 апр., в день памяти Виленских мучеников, число паломников, приезжавших в обитель, превышало 6 тыс. чел. После начала первой мировой войны духовенство В. м. несло дежурства на вокзале, перевязочных пунктах и в пунктах раздачи продовольствия, вместе с приходскими священниками окормляло 22 действовавших в городе лазарета. 25 сент. 1914 г. по пути на фронт В. м. посетил имп. св. Николай II Александрович , к-рому свт. Тихон и братия мон-ря преподнесли икону Виленских мучеников. В авг. 1915 г. указом Синода вместе с большинством правосл. населения Вильны в глубь России были эвакуированы также насельники В. м. По благословению свт. Тихона в мон-ре остались иеромонахи Савватий, Макарий и иеродиак. Никодим, хранившие обитель после прихода в город нем. оккупантов в 1-й пол. сент. 1915 г. 31 марта следующего года иером. Макарий был арестован, сослан в лагерь рус. военнопленных в Нойхаммер (Силезия), вскоре освобожден, но не смог вернуться в В.

http://pravenc.ru/text/158674.html

Гурий (Карпов), еп. О богоучрежденности епископского сана. М., 1876. Д Н. Иерархия Всероссийской Церкви. М., 1892–1896. 3 т. Евдокимов И. Каталог преосвященных архиереев Тверских. Тверь, 1888. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни (см. библиогр. к § 9). Здравомыслов К. Я. Иерархия Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени. Новгород, 1897. Знаменский П. В. Православие и современная жизнь. Полемика 1860-х годов об отношении православия к современной жизни (А. М. Бухарев). М., 1906. Знаменский П. В. Приходское духовенство (см. библиогр. к § 11). Иоанн (Соколов), еп. О монашестве епископов. Казань, 1863; то же в: Прав. соб. 1863. 1. Лаврский В. Мои воспомимнания об архимандрите Феодоре (А. М. Бухареве)//БВ. 1905. 7, 8; 1906. 5, 7–9. Лебедев А. С. Белгородские архиереи (см. библиогр. к § 11). Макарий (Булгаков), митр. Письма//Христ. чт. 1884. Макарий (Миролюбов), архим. История нижегородской иерархии. М., 1857. Никанор (Бровкович), архиеп. (см. его сочинения в библиогр. к § 9). Никитников Е. А. Иерархия Вятской епархии. Вятка, 1863. Петровский С. Семь Херсонских архиепископов. Одесса, 1894. Платон (Любарский), еп. Иерархия вятская и астраханская//Чтения. 1847–1848. Платон (Фивейский), архиеп. Из записок//Душеп. чт. 1882. 1; 1883. 2. Покровский И. М. Русские епархии в XVI–XIX вв. (см. библиогр. к § 11). Покровский И. М. Средства и штаты (см. библиогр. к § 11). Ростиславов Д. И. Записки о православном духовенстве//Рус. ст. 1880–1884, 1887, 1892–1895. Савва (Тихомиров), архиеп. (см. библиогр. к § 9). Смирнов Н. К. Высокопреосвященный Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский и Одесский. Биография. М., 1898. Состав Св. Прав. Синода и российской церковной иерархии на 1916 год. Пг., 1916. Софийский Л. Высокопреосвященный Никон, архиеп. Карталинский и экзарх Грузии (1861–1908). СПб., 1909. Списки архиереев иерархии всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Св. Прав. Синода (1721–1895). СПб., 1896. Сырцов И. Архипастыри Костромской епархии за 150 лет ее существования. Кострома, 1898.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

   Преп. Ефрем Сирин. Слово 99-е/Творен. Ч. VI, изд. 1848 г., с. 175.    Четверг сыропустной седмицы. Трипеснец, песнь 4.    Свт. Григорий Великий. Пастырские письма, X, 9.    Свт. Григорий Богослов. Слово 2-е.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Мф.15:8.    Помещено также в Требнике в 2-х чч., часть 1.    См. «Напоминание священнику об его обязанностях при совершении таинства Покаяния» (Платон, архиеп. Костромской). М., 1870. Ч. 1, с. 50–51.    В виде пособия для подготовки священника к исповеди (каков должен быть священник-духовник, вопросы на исповеди и проч.), можно указать следующие книги:    Платон, архиеп. Костромской. Напоминание священнику об его обязанностях при совершении таинства Покаяния: в 2-х частях (было несколько изданий: 1-е изд. М., 1861 г.; 3-е изд. М., 1895 г.).    Гр. Дьяченко, священник. Вопросы на исповеди. М., 1897 г.    Петр Силин, прот. Православная исповедь, или таинство Покаяния. СПб., 1902.    Булгаков. Настольная книга для священно-церковнослужителей.    Парвов А., прот. Практическое пособие при совершении треб.    Исповедание грехов генеральное, глаголемое пред иереем от лица кающегося. Киев, типогр. Киево-Печ. лавры, 1893.    Антоний (Храповицкий), митроп. Исповедь. Варшава, 1928.    Этот же покаянный канон ко Пресвятой Богородице в переработке помещался в Молитвословах изд. К.-П. лавры под названием: «Канон молебный во исповедание грешника».    Принятие в Православную Церковь из раскола (отпавших в раскол) чрез покаяние совершается по особому последованию: «Чин, како принимати от раскольников в соединение с Православною Церковью приходящих». М., 1891.    См. также «Книга чинов присоединения к Православию»: в 2-х частях. 1-ое. изд. СПб., 1895. Часть 1.    На литургии Преждеосвященных Даров посвящение во диакона совершается после великого входа, перед ектенией: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви».    «Проручествует» — греч. προχειρζεται — «переходит чрез возложение руки архиерея и совершает посвящение».    По определению святителя Филарета, митрополита Московского: «Брак есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой, для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

В 1891 г. владыка Иоанникий переведен был в Киев. С 1891 по 1893 г. московской епархией правил митр. Леонтий (Лебединский), до этого архиепископ варшавский. Заместителем его был владыка Сергий (Ляпидевский), ранее архиеп. херсонский. После кончины в 1882 г. митр. Киевского Филофея его преемником был, по почину самого Государя, владыка Платон (Городецкий). Сын священника тверской епархии, род. в 1803 г., он окончил киевскую академию, был преподавателем и инспектором петербургской академии, ректором костромской семинарии. Пробыв викарием литовской и псковской епархий, он занимал потом кафедры: рижскую, донскую и херсонскую, всюду проявляя свои административные способности. В Риге он укреплял православие, во Пскове деятельно боролся с расколом. В Донской епархии основывал единоверческие приходы и обращал в православие калмыков; в Киеве боролся с штундизмом. При нем в Матери городов русских торжественно праздновалось 900-летие Крещения Руси. Скончался митр. Платон в 1891 г. Преемником его был митрополит Иоаникий (Руднев). В 1892 г. скончался митрополит с. петербургский и ладожский Исидор, состоявший в сане священном 67 лет, в епископском — 58, в сане митрополита — 36 лет, служивший при четырех императорах. Докладывая государю о кончине митр. Исидора, последовавшей от случайного заражения крови на руке, обер-прокурор Победоносцев, писал: " Трудно заменить этого старца. Он был учен, разумен, обладал громадною памятью и опытностью в делах. Взгляда был в делах широкого, чем многим отличался от многих духовных, и потребность данной минуты понимал сразу своим практическим житейским смыслом; и так в делах синодских был он твердой опорой для разумных распоряжений. Притом был невозмутимо спокоен, всегда весел и при добром сердце и уме обладал свойством всякой доброй русской натуры — юмором живым, но беззлобным " . После него петербургскую кафедру возглавил владыка Палладий (Раев), экзарх Грузии (1887-92), до этого архиепископ казанский. В занимавшихся им ранее тамбовской и рязанской епархиях он основал миссионерские противораскольничьи общества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010