Симеона постепенно увеличивалась. К сер. V в. слава о прп. Симеоне распространилась по всему Средиземноморью, а место его жизни привлекало бесконечный поток паломников. Ко времени смерти прп. Симеона в 459 г. мон-рь, образовавшийся вокруг его столпа близ сел. Теланисс, превратился в один из важнейших религ. центров Сирии и всей Вост. Римской империи. Комплекс мон-ря ныне известен под позднейшим араб. названием Калъат-Симъан. Он находится в центральной части массива Симъан, к-рый в наст. время также назван в честь прп. Симеона. Вокруг мон-ря в сел. Теланисс в V-VI вв. продолжал развиваться паломнический центр: построили неск. мон-рей, в т. ч. с сооружениями для столпников, подражавших подвигу прп. Симеона. Дороги, по к-рым шли паломники от Калъат-Симъана к ближайшим крупным городам Антиохия и Вероя, также пользовались большим вниманием местных церковных властей. На почтовых станциях, а иногда и в чистом поле, у дорог, было построено неск. храмов, специально предназначенных для встречи паломников и молитвенного приготовления их к посещению главной святыни. Среди таких храмов наиболее хорошо сохранились базилика в Мушаббаке и, возможно, базилика Кальб-Лузе. Базилика в Такле близ Дейр-Симъана. Сер. V в Базилика в Такле близ Дейр-Симъана. Сер. V в VI век стал временем наивысшего расцвета монашества в М. г. По 2 или 3 небольших мон-ря строились вокруг большинства крупных селений. Как правило, в них сооружались небольшие однонефные храмы, часто полностью обстроенные жилыми помещениями монахов; иногда встречаются столпы неизвестных подвижников. Наряду с обычными типами монастырей в М. г. имеются также небольшие пещерные комплексы с кельями и небольшими храмами, высеченными в скалах. Таковы Хараманда в горах Бариша ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 153) и Харим в горах Эль-Ала ( Burns. 1999. P. 130-131). Мон-ри вели активную хозяйственную деятельность, владели окрестными землями, но мало участвовали в производстве оливкового масла - маслодавильни рядом с ними встречаются сравнительно редко и имеют небольшие размеры.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

При императоре Зиноне в 480-е годы построен сложный крестообразный в плане ансамбль монастыря. В 979 году комплекс, в который также входят баптистерий, кельи, гостиницы и малые церкви, был укреплен крепостными стенами с 13 башнями (отсюда возникло название Калъат-Симъан, в переводе с арабского — крепость Симеона). Но укрепления не помогли: уже в 985 году он был разрушен, а к XIII beky опустел, хотя еще долго привлекал паломников. Тем не менее сохранились десятки других монастырских комплексов IV–VI веков. Среди них — обители Святого Даниила Столпника в Брейдже близ Алеппо с башенным келейным корпусом (конец VI века), Святого Симеона Столпника Младшего, или Дивногорца (на территории Турции), который последние десятилетия своей жизни b VI beke провел на 12-метровой колонне, основа которой тоже сохранилась. Многие заброшенные монастыри расположены в горах Бариша (b VI beke здесь было более 60 монастырей) и близ Калъат-Симъана — около села Брад с церковью 395–402 годов и предположительным захоронением святого Марона, основателя течения маронитов. По мнению современных ученых-историков, «мертвые города» покидали по разным причинам. Одна из них — экономическая. Приходило в упадок сельское хозяйство, менялись основные транспортные артерии, происходил отток финансов и молодежи. Другая — культурная и религиозная. Арабы-мусульмане b VII–VIII bb. были более терпимы к христианам, чем мамлюки b XIII–XIV bb. Дело в том, чmo b XIII–XIV bb. по Сирии прокатилась волна завоевателей (монголов, мамлюков и тюрков), окончательно подорвавшая старую экономическую систему, важную роль в которой играли византийские сельскохозяйственные центры, что и спровоцировало крупный отток населения. Памятники сирийской культуры, находящиеся на территории Турции Один из важнейших городов для каждого христианина на Ближнем Востоке — Антакья (древняя Антиохия), город на Юге Турции. Город был основан в 300 году до н.э. царем Селевком Никатором. Из-за своего выгодного географического положения в 20 км от Средиземного моря он стал столицей государства Селевкидов, а после 64 года до н.э. — резиденцией наместника римской провинции Сирия. До захвата города в 540 году персидскими войсками это был третий по величине и значению город Римской империи (после Рима и Александрии). Не случайно, что именно Антиохия стала важнейшим церковным центром на Ближнем Востоке. Рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана (Деян. 11, 19), в 30-е годы сюда попали многие апостолы и их ученики. Именно здесь впервые последователи Христа стали именоваться христианами (Деян. 11, 26). Около семи лет здесь проповедовал апостол Петр. Затем около 40 лет антиохийским епископом был священномученик Игнатий Богоносец. В III–VI веках в Антиохии состоялось около 30 церковных соборов.

http://e-vestnik.ru/world/drevnyaya_siri...

В расположенном к югу от Латакии Тартусе (Антарад, или Тортоса) находится крепость крестоносцев XII–XIII bekob с донжоном (главная башня в европейских феодальных замках) и часовней. В 100 м от нее сохранился лучший в Сирии готический трехнефный собор Нотр-Дам, заложенный в 1120-е годы на месте и с использованием стен византийской церкви. По преданию, первую церковь здесь освятил апостол Петр. В построенной при императоре Константине еще одной церкви хранилась икона Богородицы, вместе с апсидой чудом избежавшая уничтожения при землетрясении в 487 году, но утраченная после XIII века. Собор Нотр-Дам после 1188 года был укреплен башнями, некоторое время использовался как мечеть, а ныне действует как музей. В 1990-е годы близ Тартуса, в Блемане, построен православный Успенский монастырь. По дороге из Тартуса в Хомс, между горами Ливан и Нусария, расположена так называемая Долина христиан (Вади аль-Насара), в 27 из 32 деревень которой преобладает христианское население. Ставропигиальный мужской монастырь Святого Георгия (Мар-Джирджис аль-Хумайра) основан в V–VI веках, предположительно императором Юстинианом. В нем сохраняется небольшая церковь XII века с иконостасом XVIII века. Главная церковь на третьем ярусе построена в 1857–1860-е годы. Ее иконостас, написанный в Дамаске в конце XIX века, считается самым большим в Сирии. В 1995–2002 годах настоятелем монастыря был Иоанн (Язиджи) — ныне Патриарх Антиохийский Иоанн Х.В прямой видимости от монастыря на горе расположена крепость крестоносцев Крак-де-Шевалье (Калъат-эль-Хусн). Она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В той части его укреплений, которую построил орден госпитальеров между 1144 и 1267 годами, сохранилась готическая часовня с фресками XII века. Ближе к побережью расположены другие крепости: цитадель Салах ад-Дина (Калъат-Сайун), основанная византийским императором Иоанном Цимисхием около 975 года и укрепленная крестоносцами и Салах ад-Дином в XII веке. Крепость Маргат (Калъат-Маркаб) с готической часовней конца XII века, построенная в 1186–1270 годах госпитальерами, Белый замок крестоносцев (Сафита) с церковью Архангела Михаила XII века.

http://e-vestnik.ru/world/drevnyaya_siri...

В архитектуре базилик конкурировали 2 основных стиля. Первый предполагал строительство храмов с исключительно прямоугольными внешними формами, без полукруглых или круглых частей конструкции - алтарной апсиды, вимы, баптистерия. Алтарное пространство делали прямоугольным; баптистерии приобрели строго кубические формы, иногда полукруглую апсиду полностью прятали в дополнительных пристройках у вост. стены храма так, чтобы снаружи она была не видна. Этот стиль исследователи связывают с некой автономно сложившейся сир. архитектурной традицией, хотя ее истоки не определены. Второй стиль в основном соответствует традициям архитектуры византийской столицы и др. крупных имперских городов. В этом стиле возвели наиболее известные постройки в Калъат-Симъане, Кальб-Лузе (Кальб-Лаузе) и неск. крупных сельских базилик, в строительстве к-рых могли принимать участие столичные или антиохийские архитекторы либо их мастерские. В надписях М. г. получило широкое распространение имя местного архитектора или подрядчика-строителя Маркиана Кира. На рубеже IV и V вв. им были построены базилики в Бабиске, Дар-Ките, Каср-эль-Банате, Бауде и Ксайджбе. Базилика в д. Суркания. V в. Базилика в д. Суркания. V в. Помимо сельских приходских храмов ведущую роль в истории М. г. сыграло бурное развитие сир. монашества. Наиболее подробные сведения о сир. подвижниках сохранились в сочинении Феодорита «История боголюбцев» (сер. V в.). Феодорит , еп. г. Кирр, расположенного в 30 км севернее Симъана, несомненно бывал в районах М. г. Однако среди упоминаемых им мест, где жили подвижники, почти нет прямых указаний на М. г., отрывочны сведения и о самих местных подвижниках. Исключение составляет рассказ о прп. Симеоне Столпнике ( Старшем; † 459). Ок. 412-415 гг. преподобный переселился из монастыря Теледа в хижину у горы близ сел. Теланисс (ныне Дайр-Симъан), затем - на вершину горы, а ок. 422 г. взошел на свой 1-й столп высотой 2,6 м ( Theodoret. Hist. rel. 26. 7-9, 12; Evagr. Schol. Hist. eccl. I 13). Высота столпа прп.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Церковь в Скупи. Каппадокия. Кон. V в. Реконструкция Церковь в Скупи. Каппадокия. Кон. V в. Реконструкция В Каппадокии, где с IV в. существовал октагонально-крестообразный мартирий в Ниссе, наряду с базиликами строилось много церквей по типу свободного креста с 3 прямоугольными рукавами и 5-гранной снаружи апсидой. Высокий кубический барабан ц. Панагии в Томарзе (VI в.) был перекрыт шатром, длинный зап. свод опирался на подпружные арки. Снаружи стены с рядом частых крупных окон были оформлены пилястрами в 2 ярусах и горизонтальной тягой, проходящей между ними и огибающей арки окон. Эта система декора, еще более развитая в церкви в Скупи (кон. V в.), возможно восходящая к оформлению апсид сир. церквей ( Krautheimer. 1986. P. 166), имеет местное происхождение, берущее начало от рим. гробницы в Шаре (сер. IV в.) и большой базилики в Кесарии Каппадокийской (Кайсери) (2-я пол. V в. ( Restle. 1979)). Популярность на Востоке подобного торжественного стиля оформления фасадов совпала со временем правления имп. Зинона, строителя базилики св. Мины (Абу-Мина) в Египте, св. Феклы в Мериамлыке, Калъат-Симъана в Сирии, ц. Богородицы на горе Гаризим в Палестине. Этот стиль получил распространение вплоть до Армении: купольный храм в Текоре, базилика Ереруйка (кон. V - нач. VI в.). В отличие от Египта и др. областей, где появление новых форм поначалу было связано с непосредственной доставкой изделий из К-поля, на востоке В. и. новое направление развивалось местными, т. е. малоазийскими (исаврийскими и др.), сир., арм. мастерами с использованием местных материалов, что наложило отпечаток на уже существовавшие формы построек. Развитие крестообразных храмов в Каппадокии привело к созданию ц. Кызыл-килисе (ок. 600), к-рая была завершена куполом на тромпах и 8-гранном барабане. Подобные постройки, как и купольные базилики Исаврии, отражали перспективы развития восточномалоазийского зодчества, угасшего в самом нач. VII в. Эта традиция, родственная раннехрист. зодчеству Армении (тип кладки и декор, отсутствие атрия и нартекса, раннее распространение крестово-купольных структур и т.

http://pravenc.ru/text/383977.html

В неск. сотнях метров к югу от Бары в V-VI вв. сформировались 4 монастыря: Эд-Дайр, Дайр-Рубан, Дайр-Диббан (однонефная церковь с жилыми строениями), Дайр-Субат. Все монастыри были укреплены стенами в средние века. Об истории монастырей есть нек-рые сведения в различных источниках; по-видимому, в VI в. они были населены монофизитами. Так, в 518 г. Антиохийской Православной Церковью был лишен сана за монофизитство архим. Йоханнан (Иоанн) ( Zach. Rhet. Hist. eccl. VIII 5). В 535 г. в некоем монастыре св. Евсевия в Баре мон. Иоанн переписывал рукописи актов Эфесского Собора 449 г. (колофон ркп. Lond. Brit. Mus. Add. 14530. Fol. 108). Ок. 565 г. архим. Константин из Бары среди 20 настоятелей монофизитских сир. мон-рей подписал послание к к-польским монофизитам с отказом поддерживать возведение на Патриарший престол Павла из Бет-Уккаме. В 567 и 569 гг. тот же Константин подписал 2 синдоктикона против ереси тритеизма, направленные также в К-поль. Впрочем, остается неясным, с какими именно из 4 мон-рей Бары можно связать эти события. Возможно, монастырь св. Евсевия был расположен на том месте, где в наст. время руины Дайр-Диббан или Дайр-Субат. Бара не прекратила развиваться после араб. завоевания. Здесь появились 2 мечети: большая выстроена в VIII-IX вв. в центре селения, у торговой площади, малая - в нач. XII в. 31 дек. 1097 г. близ Бары произошло сражение между крестоносцами и коалицией тюрк. атабегов, в к-ром первые одержали победу. В 1098 г. крестоносцы вырезали здесь все нехрист. население и создали укрепленный пункт, вошедший в состав графства Триполи; вскоре в Баре появилась лат. епископия. В нач. XII в. в 400 м к северу от Бары крестоносцы выстроили новую цитадель Калъат-Аби-Суфьян, частично использовав укрепление XI в. Однако власть крестоносцев в Баре так и не утвердилась; город неоднократно переходил из рук в руки, а в 1148 г. был окончательно захвачен мусульманами во главе с эмиром Алеппо Нур ад-Дином; христиане были депортированы. После этого в течение неск. десятилетий мусульмане еще содержали гарнизон в крепости Калъат-Аби-Суфьян, но к кон. XII в. Бара окончательно потеряла военно-стратегическое значение; поселение постепенно пришло в упадок и было покинуто жителями. Барад

http://pravenc.ru/text/2563160.html

В 4–5 вв. тип базилики господствовал абсолютно, исключая лишь регионы Кавказа (Грузия, Армения) 1593 . После 6 в. в Константинополе преобладает центрально–купольный тип церкви 1594 . Но базилика продолжает играть значительную роль в периферийных регионах, сохраняясь в видоизмененной форме до 10–11 вв. на Кавказе, в Малой Азии, в Крыму, на Балканах. Часто эта средневековая базилика – меньших размеров, сводчатая, с тремя апсидами. На Западе тип базилики сохранял доминирующее значение на протяжении всего Средневековья и стал носителем больших европейских архитектурных стилей: романского и готического. § 3. Центрально–купольное сооружение Основные типы центрально–купольных зданий: ротонда (круглое в плане сооружение), октогон (правильный восьмиугольник), крестовидное здание 1595 . Крупные сооружения типа «свободный крест» появились только в христианскую эпоху. Едва ли их прототипами были скромные подземные погребальные конструкции, «крестовидный» план которых был обусловлен устройством ниш для гробниц в боковых стенах. Тип крестовидной церкви, известный всюду в Средиземноморье, был особенно популярен на Востоке (Сирия, Малая Азия, Причерноморье, Кавказ), такие церкви продолжали строить и в Средние века 1596 . Среди них было много небольших сооружений. Ротонды, октогоны и крестовидные церкви в раннехристианскую эпоху обычно (но не исключительно) служили мартириями (рис. 71–73). Октогональный план мог использоваться для сооружений разного назначения. В некоторых случаях это – церковь епископская («золотой октогон» в Антиохии) или приходская, но чаще мартирий или баптистерий. Этот тип пользовался особенной популярностью в Палестине: в церкви Рождества в Вифлееме (4 в.) октогон был построен над пещерой, где родился Христос. Октогональными были церкви Кафизмы в окрестностях Иерусалима, в Капернауме, в Гадаре (Умм–Кейс), на горе Гаризим (484 г.). Тип октогона был хорошо известен также вне Палестины: в Сирии ( церковь в окрестностях Эмесы), в Малой Азии (Иераполис; Ниса – по описанию св. Григория; Педахтоя близ Севастии – по житию св. Афиногена), в Константинополе, в Восточном Причерноморье (Севастополис в Восточном Причерноморье; рис. 74), в Северной Греции (Филиппы) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ново-Савиновский район. Церковь Рождества Христова. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Христова , Андрея Первозванного , Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Год постройки:2003. Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Адоратского, д. 38Б. Координаты: 55.833805, 49.146493 Проезд: Из центра города по Ленинскому (Кремлевскому) мосту через Казанку, Далее по улице Декабристов и проспекту Ибрагимова. Примерно через 4 км от Кремля на пересечении с улицей Восстания направо. Примерно через 3,5 км направо на перекрестке с улицей Адоратского. Примерно через 300 метров храмовый комплек ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из центра города по Ленинскому (Кремлевскому) мосту через Казанку, Далее по улице Декабристов и проспекту Ибрагимова. Примерно через 4 км от Кремля на пересечении с улицей Восстания направо. Примерно через 3,5 км направо на перекрестке с улицей Адоратского. Примерно через 300 метров храмовый комплекс прихода Рождества Христва будет справа от дороги. Если выезжать из центра через мост " Миллениум " , то надо повернуть направо, на улицу Лаврентьева после съезда с эстакады через проспект Ямашева. Через 850 метров налево на перекрестке с улицей Адоратского. Храмовый комплекс будет слева от дороги через 300 метров. Изменить описание объекта Часть храмового комплекса церкви Рождества Христова на ул. Адоратского, в который входят также церковь Тихона, патриарха Всероссийского и часовня Ксении Петербургской . Карта и ближайшие объекты Святыни: частицы мощей преп. Иова и Амфилохия Почаевских, свтт. Димитрия и Авраамия Ростовских; ряд почитаемых икон (см. в тексте); Деревянный храм – редкость для большого города. Тем более, когда речь идет о храме новом, находящемся в черте современной многоэтажной застройки, где как будто и не осталось места для такого «живого» и «народного» материала, как дерево. Несколько новых церквей было построено в Казани за последнее десятилетие. Но лишь маленький храм во имя святейшего патриарха Тихона (†1925) на одном из живописных пустырей Ново-Савиновского района в 1999 г.

http://sobory.ru/article/?object=15323

В марте 1923 г. Орловский губисполком отмечал, что большая часть общин Орла и губернии присоединилась к обновленчеству, но в Ельце и Болхове «большинство духовенства держится за старую церковь благодаря агитации епископов Даниила... и Николая». Летом 1923 г. обновленцы по указанию раскольничьего синода пытались склонить на свою сторону настоятеля Иверской ц. прот. Аркадия Оболенского, предложив ему возглавить орловских обновленцев. Однако прот. А. Оболенский категорически отказался от предложения, поскольку считал обновленчество «не каноническим, идущим в разрез с его религиозными убеждениями». В том же году прот. А. Оболенский был арестован и выслан в Витебск на 3 года (вернулся в Орёл в 1928). Обновленческую Орловскую епархию (в 1928-1934 входила в состав раскольничьей Центрально-Чернозёмной митрополии, в 1934-1936 - в состав Курской митрополии) возглавляли: Болховский еп. Даниил (Троицкий; июнь - 30 авг. 1922; в. у.), «архиепископ» Леонид (Скобеев ; 4 окт. 1922 - февр. 1923), «епископ» Александр Монастырёв (27 марта 1923 - 29 окт. 1926; с кон. 1925 «архиепископ»), «епископ» Нил (Ушаков; 29 окт. 1926 - 26 янв. 1928), еп. Гервасий (Малинин; 26 янв.- май 1928), «епископ» Николай Рубцов (май 1928 - 4 сент. 1928), «епископ» Анатолий Левицкий (сент. 1928 - апр. 1929, в этот период стал «архиепископом»), «архиепископ» Серапион (Сперанцев; апр.- 19 нояб. 1929), «архиепископ» Петр Успенский (17 марта 1930 - 1933), «архиепископ» Арсений Покровский (нояб. 1933 - 29 дек. 1934), «архиепископ» Георгий Константиновский (кон. дек. 1934 - 29 окт. 1936). В обновленческой Орловской епархии существовали Болховское (1922-1934), Малоархангельское (1923-1924, 1927-1928), Ливенское (1923-1927), Дмитровское (1923-1928) викариатства. С 1927 г. действовало обновленческое Елецкое вик-ство Орловской епархии, в 1929 г. оно было преобразовано в самостоятельную епархию в составе раскольничьей Центрально-Чернозёмной митрополии, в состав которой входило в 1929-1934 гг., с 1934 по 1937 г. епархия входила в состав Воронежской митрополии. Обновленческая Елецкая епархия пресеклась в 1937 г.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Хотя за последние пятнадцать лет в мусульманских регионах отмечены всего два случая насилия по отношению к священники РПЦ чрезвычайно боятся подобных событий. Буквально все опрошенные мною священники из Центрально-Азиатского региона утверждали, что " сектанты скроются, а толпа придет громить нашу церковь " . Панический страх перед возможными погромами в значительной мере определяет политику РПЦ в мусульманской среде. (Заметим: ни один из трех десятков опрошенных православных священников в Среднеазиатской епархии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгее, охотно и долго рассказывавших о камнях, которые соседские дети время от времени бросают в стены церкви, или фруктах, украденных из церковного сада, не выразил готовности в случае подлинного конфликта умереть за веру.) Основой взаимоотношений православного и исламского духовенства служит жесткая и строго соблюдаемая договоренность о разделе верующих по этническому принципу и совместной борьбе с " сектантами " (как христианскими, так и исламскими), которые эту договоренность будут нарушать. Православные и мусульмане избегают прозелитизма в отношении друг друга. От представителя традиционно " православной " или традиционно " мусульманской " этнической группы нередко требуются значительные личные усилия, чтобы перейти в другую Именно поэтому мне не удалось найти в Центрально-Азиатском регионе и на Северном Кавказе ни одной православной общины, которая хотя бы наполовину состояла из представителей неславянского населения. В то же время в Центральной Азии, несмотря на давление властей, во второй половине 1990-х годов сложились протестантские общины (преимущественно пятидесятников), полностью состоящие из представителей тюркского и таджикского населения и ведущие богослужение на родном языке. В случае появления нарушителей негласной конвенции с той или иной стороны православные и мусульманские священнослужители координируют свои действия, прибегая к помощи властей. Предельное выражение такой политики можно видеть в Туркменистане, где с 1998 года запрещены все конфессии, кроме суннитского варианта ислама и православия.

http://religare.ru/2_7411.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010