Иувеналия на престол присоединились к нему. О подобном влиянии прп. Евфимия упоминается в Житии прп. Герасима Иорданского, к-рый, в то время еще будучи молод, склонялся на сторону монофизитов, но прп. Евфимий убедил его в необходимости следовать православию ( Cyr. Scyth. Vita Gerasimi. 1//Kyrillos von Skythopolis/Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. S. 176). Т. о., сдержанная позиция значительного числа монахов повлияла на развитие отношений монастырей И. п. и Иерусалимской Патриархии. Со 2-й пол. V в. иерархи ИПЦ проявляют более заметный интерес к развитию мон-рей И. п. После восстания 451-453 гг. в ИПЦ раскол между сторонниками Халкидона и монофизитами продолжался неск. десятилетий. Последствия восстания были преодолены в кон. 70-х гг. V в., когда Иерусалимский патриарх Мартирий заключил с насельниками мон-рей соглашение о восстановлении церковного общения на основе признания Халкидонского вероопределения. Вскоре после этого с Елеонской горы и из башни Евдокии на горе Эль-Мунтар были изгнаны последние монофизиты ( Zach. Rhet. Hist. eccl. V 6; Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 45; I dem. Vita Sabae. S. 127). Со времени становления лавры прп. Евфимия монашество И. п. занимает все более значительное положение в ИПЦ. Если в кон. IV - 1-й пол. V в. в среде палестинского монашества еще преобладали городские общины, сложившиеся преимущественно в Иерусалиме, Вифлееме и ближайших окрестностях, то в последующий период, особенно с кон. V в., ведущая роль в истории палестинских анахоретов переходит к региону И. п. Ко времени кончины прп. Евфимия (473) в И. п. по письменным источникам известны 15 мон-рей, большинство к-рых были основаны преподобными Евфимием и Феоктистом. План лавры Гептастом План лавры Гептастом В кон. V - нач. VI в. особую известность в И. п. приобрели преподобные Савва Освященный (438/9-532) и Феодосий Великий (Киновиарх; ок. 424-529). Прп. Савва из Каппадокии переселился в И. п. в 456/7 г. и нек-рое время жил в монастыре прп. Евфимия, а также в Старой лавре, где игуменом был прп.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

С приходом к власти Александра I (годы правления с 1801-1825 гг.) положение Екатеринослава снова стремительно изменилось. 8 октября 1802 г. городу возвращено прежнее имя - Екатеринослав. В 1804 году в город переезжает епархиальный архиерей, и он становится настоящим административным центром огромной епархии, занимавшей пространство всей теперешней Южной Украины. Архиепископ Афанасий (Иванов) по синодальному утверждению получил титул «Екатеринославский, Херсонский и Таврический». Опять начинается работа над составлением генерального плана города. И здесь первое место занимает собор. Однако новым разработчикам структуры города теперь приходится иметь дело с уже существующим городом, реальность жизни которого сильно отличалась от задуманной. Основной массив городской застройки начал сосредоточиваться в низинной приднепровской части. К началу XIX века эти тенденции сделались очевидными, что вызвало необходимость внести коррективы в генеральный план. В начале XIX века появляются два новых генеральных плана Екатеринослава, 1806 и 1817 гг. План Вильяма Гесте 1817 года более известен и довольно подробно проанализирован в работах историков архитектуры. Обстоятельства появления плана 1806 г. и его значение, напротив, изучены недостаточно… … В документе под названием «Экспедиция о плане соборной церкви в Екатеринославе» впервые фигурируют данные о проектировании нового собора. Александр одобрив доклад министра Кочубея, повелел, чтобы представленные губернатором фон Бергом «план и фасад… были исправлены или переделаны здесь (в Петербурге), и чтобы построение здания сего произведено было в несколько лет». Здесь же указывается, что представленный план был отклонен, а к проектированию Екатеринославского собора привлечен известный русский архитектор и зодчий Андриан Дмитриевич Захаров (1761-1811). 29 марта 1806 года Александр приказал план «препроводить» к Дюку Ришелье для составления сметы с последующей доставкой ее в Петербург для назначения нужной суммы для строительства. Министр Кочубей сообщал Ришелье, что «император высочайше повелеть изволил план для сего здания составить здесь в Академии Художеств и, вследствие того, сделанные академиком Захаровым план, фасад и профиль были представлены мною Его Величеству, и удостоены высочайшего одобрения». Новый план Екатеринослава с учетом высказанных замечаний был подготовлен к началу 1806 года. Проект признал нужным «назначить Главную Площадь в Большом Пространстве противу прежняго и строение на ней соборной церкви, присудственных мест и Гостинаго Двора в другом виде…». План был высочайше утвержден в том же году. Интересно, что согласно этого плана, центральная «Главная площадь» с «Соборной церковью» должны были расположиться точно там, где сейчас находятся здания областной государственной администрации и облсовета в начале проспекта Кирова с окружающим их парком.

http://sobory.ru/article/?object=05280

Не смотря на значительные размеры последних, церкви эти – небольшой вместимости, и западная стена у них почти на треть менее смежной стены трапезы. Детали их планов, относящихся к разному времени, неодинаковы. В церкви Введенской очертанию восточной стены алтаря придана форма не кривой, а ломанной линии (т. е. части многоугольника, см. рисун. XXII). Столбы церковные придвинуты к наружным стенам. План церкви св. Сергия – прямоугольник, разделенный иконостасною стенкою почти на равные половины и не имеющий столбов (см. рисунок XLIII). Поскольку первый план напоминал церкви с полукруглыми апсидами, постольку второй приближался к третьему роду кирилловских храмов, т. е. к 3) Надворотним церквам с западными папертями, прямоуголным в плане. Общие черты этих церквей расположенных во втором этаже: план – удлиненный прямоугольник, без апсид; в главной части – два столба; с западной стороны – паперть, соединяющаяся с церковью посредством двери, а чрез крытую лестницу сообщающаяся с наружным выходом; алтарь – сравнительно с общим объемом церкви – значительного размера. Такой план вполне выдержан в более поздней (конца XVI века) церкви Преображения. Что же касается до церкви св. Иоанна Лествичника , то нынешняя паперть ее не носит несомненных следов постройки, одновременной с церковью 919 . В сооружениях не церковных, как то в жилых и в складочных помещениях, преобладал прямоугольный план, хотя строителям и не всегда удавалось выводить стены под прямыми углами (см. напр. план котеленной башни, подвал под трапезой при церкви св. Сергия и т. п.). Квадратный план с внутренним срединным столбом имели трапезы, и нижние помещения под ними (хлебня под Введенскою трапезою, и погреба под трапезою в Ивановском монастыре см. рисунки XLIII). Другие сооружения: воскобойня (см. рисунок XLIV), башни (свиточная и котеленная, см. рисунки XXXVIII), поварня, амбары, квасоварня, бывшая библиотека (см. рисун. XX и XXI) и т. п. имели большею частью продолговатый план, а башни – или квадратный (свиточная, котеленная и друг.), или многоугольный (грановитая), или круглый.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

1. План развалин города Арсуфа (Апполлонии), находящегося в 3 часах езды от Яффы на север. 26. Монастырь Иоанна Хозевита в Иади Кельт. 2. Вид и план сарацинской крепости Рас-ель-Айн, у самого истока реки Одже, в 3 часах от Яффы на северо-восток. 27. План монастыря Иоанна Хозевита в юдоли (Иади) Кельт. 3. Развалины церкви в Еммаусе. 28. Гора искушения. 4. Голгофа. Гробница Готфрида и Балдуина под Голгофой. Ротонда Св. Гроба. Зад святогробск. вертепа: Четыре воздыхающие и плачущие колонны. Колокольня у святогробск. храма. 29. План храма на вершине горы искушения. 30. План монастыря Иоанна Предтечи у Иордана. 6. Гора искушения. Место страха Богоматери в Назарете. Иерусалимская усыпальница. Гроб Рахили. 31. Надписи в развалинах храма Иоанна Предтечи у Иордана. 32. Карта Тивериадского озера, Иордана и Мертвого моря. 8. Восточная сторона Святогробского храма. 33. План монастыря св. Герасима у Мертвого моря. 9. Архангельский монастырь в Иерусалиме. 34. Мечеть неби-Муса. Бывший монастырь св. Евфимия великого. 10. Дом архимандрита Порфирия в Иерусалиме. 35. Юго-западная часть монастыря Саввы Освященного. 11. Крестный монастырь в Иерусалиме. 36. Вид северной стороны монастыря св. Саввы Освященного. 12. Вид патриаршего училища, в Крестном монастыре близ Иерусалима (с запада). 37. Храм Благовещения пр. Богородицы в монастыре св. Саввы Освященного с южной стороны. 13. Вид патриаршего училища, в Крестном монастыре, близ Иерусалима (с востока). 38. Внутренность храма во имя Благовещения пресв. Богородицы. 14. Вход в водоем Гаваонский и план его. 39. Гробница, где почивали мощи св. Саввы Освященного в монастыре его. 15. Внутренность церкви в Гаваоне и западный вход в нее. 40. Вид пещерной церкви св. Николая в монастыре св. Саввы Освященного. 16. Вид церкви в протопресвитерстве Абудском, при Иустиниане 1-м (6-го века). 41. Монастырь св. Георгия Бетжальского близ Вифлеема. 17. Разрез церкви в протопресвитерстве Абудском. Придел церкви в этом же протопресвитерстве. 42. Хермель на юге от Хеврона.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Рис. XLI. План церкви св. Иоанна Предтечи (по чертежу из альбома Н. Мартынова). Рис. XLII. Разрез церкви св. Иоанна Предтечи (сравн. чертеж в альбом Н. Мартынова). Рис. XLIII. I. План церкви св. Сергия и трапезы при ней. II. План нижнего этажа (по наброску с натуры). Рис. XLIV. «Глухая» башня (на право) и воскобойня (по фотографии с натуры). Рис. XLV. Церковь Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтове монастырь и церковь Преображения в Спасокаменном монастыре (по фотографиям с натуры). Рис. XLVI. А. Впадина на стене нижнего этажа колокольни. Б. Окно в казенных палатах. В. Окно в «глухой» башне. Вид из внутри. Г. Впадина в нижнем этаже под церковью Преображения. Рис. XLVII. Окно в северной стене трапезы при церкви св. Сергия (по фотографии с натуры) и окно в средней апсиде алтаря церкви св. архангела Гавриила (по рисунку с фотографии). Рис. XLVIII. Западный двери в церковь св. Иоанна Предтечи (по фотографии с натуры). Рис. XLIX. Фасад церкви св. Иоанна Предтечи (сравн. чертеж Н. Мартынова). Схематически план больницы Ивановского монастыря (по наброску Н. П. Успенского. От А до В семь окон разной величины, от А до С пять, от С до Д шесть. Большинство их заделано). Рис. L. Ненумерованный. Вид Кирилло-белозерского монастыря, гравированный в 1720 году (с медной доски 1720 года, в натуральную величину). Рис. LI. Ненумерованный. План Кирилло-белозерского монастыря по чертежу из альбома К. М. Бороздина, 1809 года (из рукописи И. П. Библиотеки, уменьшенная копия). Рис. LII. Ненумерованный. План Кирилло-белозерского монастыря по чертежу из альбома Н. Мартынова (из рукописи И. О. Л. Д. П., инвент. 1097), в натуральную величину. 1265 О подлинной иконе см. выше. Прилагаемое изображение воспроизведено с акварели (в натуральную величину иконы) из альбома Н. Мартынова (Рукоп. Имп. Общ. Люб. Др. Письм., инвент. 1097). Читать далее Источник: Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397-1625)/Николай Никольский. - Санкт-Петербург : Синодальная тип., 1897-1910./Т. 1. Вып. 2: О средствах содержания монастыря. - 1910. – [II], 267, VI с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В тоже время заметим, что когда составленный Г. Топом проект, хотя уже и одобренный Государем Императором, оказался не исполнимым на деле, то разрешено было построить в том же виде, в каком был прежний иконостас, следовательно, этот последний опять оказался уже соответствующим византийскому стилю. Всё это, говорим, очевидно для всякого. Но главное дело в том, что благоговейное чувство и священный обет жертвовательницы устроить не иной иконостас, как бронзовый, и самоё ходатайство высокопр. Филарета, вполне признававшего необходимость и полезность устройства иконостаса именно бронзового, остались не удовлетворёнными. Сейчас увидим, что разрешено было устроить по прежнему деревянный. Дело было так: Когда, составленный Г. Тоном, план Государь Император удостоил своим одобрением, с тем вместе повелеть соизволил, чтобы план сей предварительно был препровождён на рассмотрение Св. Синода в том отношении: «согласен ли он с правилами и существующим порядком?» Св. Синод определил: «препроводив, составленный Г. Тоном, план к преосвященному Митрополиту Киевскому Филарету, предписать: сообразив сей план с местностью церкви и размерами существующего иконостаса, представить затем Св. Синоду соображение относительно приведения того плана в исполнение, приложив, снятый с натуры, рисунок существующего иконостаса, и возвратив препровождаемый план». Высокопр. Филарет на сём указе дал резолюцию: «Духовный Собор Лавры имеет поручить епархиальному архитектору Г. Спарро сообразить прилагаемый при сём, план иконостаса с местностью Великой Церкви и размерами существующего иконостаса, и, сняв с натуры рисунок, представить мне обстоятельное по сему донесение». Архитектор Спарро нашел неудобства к приведению в исполнение плана, составленного Г. Тоном в разным отношениях, а главное то, что 1-е – фундамент для нового бронзового иконостаса будет весьма малым и следует сделать новый гораздо глубже, а позади иконостаса нужно будет выгнать новую каменную стену до половины арки; при устройстве же нового иконостаса, будут препятствовать гробницы древних архимандритов и братии, открытые им при испытании фундамента, которые нужно будет тронуть с места.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Псковская Православная миссия в годы Великой Отечественной войны Пользуясь тем, что за время Советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни. С тем, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были стать вовлечёнными в борьбу с фашистскими оккупантами. 29 марта, 2010 Пользуясь тем, что за время Советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни. С тем, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были стать вовлечёнными в борьбу с фашистскими оккупантами. В последнее время открылась ещё одна святая страница в летописи Великой Отечественной войны . Связана она с Прибалтикой и Псковской землей и, в частности, с историей старинного Псково-Печерского монастыря. Благодаря стараниям многих исследователей восстановлена весьма полная картина существования так называемой Псковской Православной миссии в годы 1941–1944. Особенно заметными стали книги Сергея Фомина «Кровью убелённые», Михаила Шкаровского «Церковь зовёт к защите Родины», а также отдельный выпуск Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей. Сегодня же наибольший интерес представляют исследования в этой области, проводимые замечательным псковским учёным историком Константином Обозным. Явление это было подлинно удивительным. Хотя бы даже потому, что создана была Псковская Православная миссия одновременно стараниями главного идеолога нацизма Альфреда Розенберга с одной стороны и советской разведкой с другой. Пользуясь тем, что за время Советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни. С тем, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были стать вовлечёнными в борьбу с фашистскими оккупантами. Основная ответственность была возложена на главного организатора разведывательно-диверсионной работы на оккупированных территориях Павла Анатольевича Судоплатова.

http://pravmir.ru/pskovskaya-pravoslavna...

Прилагаем здесь план разделения площади харам еш-шериф, по ее древнему назначению, из сочинения Фергюссона: The temples of the Jews and the other buildings in the Haram area at Jerusalem, 1878, pl. VII. Черный цвет показывает на плане древне-еврейские постройки, красный – христианские, а голубой – магометанские. Рисунок 133. План площади харама с показанием еврейских, христианских и магометанских сооружений по Фергюссону Унгер, немецкий последователь Фергюссона 287 , соглашаясь с ним в общем, некоторые линии проводит иначе, как показывает прилагаемый здесь его план. Поставленные на плане греческие и латинские буквы имеют следующее значение: а – верхняя терраса площади; b – Куббет ес-Сахра; c – мусульманский киоск, называемый куполом цепи; d – фонтан; е – мечеть ел-Акса; f – придел мечети ел-Акса, называемый мечеть Омара; g – мечеть Абу-Бекр; h – мечеть Могарибе; и – подземные основания храма Юстиниана; k – стена Плача; l – ворота Силсиле; m – ворота Хульды; n – золотые ворота; o – трон Соломона; p – магометанские гробницы; q – Биркет Исраел; r – ворота Стефана; s – казармы; t – via dolorosa. Греческие: α – храм Ирода; β – Антония; γ – соединительная галерея между храмом и крепостью; δ – ров, защищавший Антонию; ε – базилика императора Константина; ζ – atrium базилики; η – площадь или улица пред храмом, γορ. Рисунок 134. План древних сооружений на горе Мориа по Унгеру Расходясь с Фергюссоном по вопросу о времени происхождения Куббет ес-Сахра и приписывая ее не Константину, а императрице Евдокии, Унгер рекомендует следующую реставрацию первоначальных построек Константина в Иерусалиме, на месте гроба Господня и Голгофы (Die Bauten Constantin’s des Grossen am heilige Grabe zu Jerusalem. 71). Рисунок 135. Реставрация построек Императора Константина на горе Мориа по Унгеру Что сказать по поводу этой гипотезы? Мы уже говорили, что понимать в строгом смысле свидетельство Иосифа Флавия о площади Иерусалимского храма, как квадрате одной стадии или 600 футов, нельзя. И действительно, тот плац, который приводит Фергюссон в границах одной стадии, есть не полный, а сокращенный план ветхозаветного храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

В архиве хранятся: 1) план и фасад прежней церкви, снятый с натуры в 1844 г. архит. Лукашевичем; 2) план и фасад, составленный тем же архитектором, но не утвержденный; 3) план и фасад теперешней церкви и ограды, Высочайше утвержденный 28 декабря 1844 г.; 4) план и фасад теплой церкви, которую хотели строить из остатков материала разобранной старой церкви; 5) планы и фасады двух часовен, одной – в Заполье, в честь Флора и Лавра, построенной в 1861 г. в память освобождения крестьян, другой – на кладбище, в честь Анастасии Римлянныни (29 октября). Они построены в 1877 г. на месте старых часовен; 6) дела по построению новой церкви, дела по землям Запольской церкви и план на церковную землю, составленный Петербургским уездным землемером Леонтьевым, в 1843 г.; 7) церковные описи, старая и дополнительная. По росписанию причтов 1876 г., при здешней церкви положено быть настоятелю и двум псаломщикам. Из прежних священников известны: Алексей Саввин Ольгинский и Василий Васильев Дилигенский. При них была освящена, в 1848 г. Георгиевская Запольская церковь . Потом: Тимофей Иларионов, Василий Семенов, Андрей Васильев Спасский, Василий Федоров Смирнов; Иоанн Никифоров Соколов, поступивший в 1851 году. По переходе Соколова в Мроткино, поступил сюда из Шижнемы (Новолад. у.) кандидат Спб. духовной академии Андрей Константинов Лаптин. В сентябре 1882 г. он переведен к другой церкви и теперь священствует Иоанн Иоаннович Светлов, студент Новгородской дух. семинарии, бывший прежде сельским учителем в Колголеме и Загубье (Новолад. у.). В должности псаломщика состоят: Дмитрий Тимофеев Смирнов и Иван Онисимов Лабецкий. Просвирнею служит дочь умершего здешнего диакона Мария Петрова Княженецкая. Церковь , кроме своих сборов, содержится пожертвованиями прихожан. Они отапливают церковь и нанимают сторожа. Капитала церковного 1,150 р. В год собирается в церковь до 700 р. а истрачивается до 500 р. К крупным жертвователям относятся: помещик В. Н. Пантелеев, который, в 1864 г., пожертвовал 300 р. на переделку церкви из холодной в теплую, и – бывший церковный староста, крестьянин деревни Милютина, Иван Родионов, который, в 1873 г. пожертвовал паникадила и лампады к местным иконам, в 1876 г., купил за 100 р. хоругви, в 1877 г. около 100 р. употребил на облачения для священника и диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Вид пристани монастыря Иверского. Келья Милопотамская близ монастыря Иверского, – вдали виден остров Лимнос. Милопотам с западной стороны. Вид источника св. Афанасия. Вид Русского монастыря св. великомученика Пантелеймона на св. Афонской горе. Вид Русского св. великомученика Пантелеймона монастыря на Афоне с западной стороны. Вид кельи схимонаха Серафима на Афоне. Вид Зографского монастыря с северо-западной стороны. Вид кельи св. Георгия, близ монастыря Зографского. Виды Андрониковой башни: а) со стороны входа; б) с моря, в) Кастор и Поллукс на башне; г) имя Бога. Вид монастыря св. Дионисия. XI. Афон. Живопись и архитектура. – Альбом, состоящий из 25 листов, на которых помещены планы церквей, монастырей и местностей афонских, а также виды монастырей и церквей, снимки с капителей, аналоев и других церковных предметов, и печатей, перечень которых, носящий заглавие: «Архитектура» писанный рукой о. Порфирия, помещен в начале альбома. Снимки или сделаны от руки, или литографированы в литографии Прохорова. В этом альбоме заключается следующее: 1. План протатской церкви на Афоне. Фасад южной стороны протатской церкви. Колоко будто Константина Великого в протатской колокольне. Алтарь протатской церкви. План соборного храма в Ватопеде IV века. Южный фасад Ватопедского собора. План соборного храма в Ватопеде IV века. Южный фасад Ватопедского собора. План соборного храма Успения пресв. Богородицы в Иверском монастыре. Вид соборного храма Успения Богородицы в Иверском монастыре. Рельефное гипсовое окно с разноцветными стеклами, в алтаре собора Успения пресвятой Богородицы монастыря Ивера на Афонской горе. Соборный храм Введения пресвятой девы Марии в Хиландаре. На Афонской горе в м. Хиландаре. Западный угол северного фасада соборной церкви Введения во храм пресвятой Богородицы. Тетраморф или Четвероевангелие. Символы. На Афонской горе в мон. Хиландаре. Наружные мраморные украшения церкви Введения во храм пресв. Богородицы. План храма Вознесения Господня в Есфигмене. Вид храма Вознесения Господня в Ефсигмене с восточной стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010