Разделы портала «Азбука веры» Александрова Т.Л., Суздальцева Т.В. Пленный рыцарь: Воспоминания о последних годах митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) В Избранное ( 15  голосов:  4.7 из  5) Оглавление См. также: «Русь уходящая: Рассказы митрополита Питирима» Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, я силен. ( 2Кор. 12:9-10 ) Людям, хорошо знавшим Владыку, писать о нем очень трудно. Женщинам особенно. Он терпеть не мог женских воспоминаний «о старцах», давая им лаконичную и убийственную характеристику: «дамские всплески». Его раздражало, что в них всегда на первом месте сам автор, бестактно вторгающийся в сферы, до которых не дорос. Конечно, он нашел бы ироническую характеристику и для наших записок, хотя в оправдание своего дерзновения скажем, как есть: ему нравилось, что и как мы пишем. В наших воспоминаниях мы хотели показать живого человека, и праведность — живую, унаследованную от старших и подтвержденную личным опытом, а не вычитанную из книжек и разыгранную в жизни. К могиле Владыки на Даниловском кладбище уже протоптана «народная тропа», — это свидетельствует о том, что народ Божий почитает его и обращается к нему за молитвенной помощью. Но праведность эта не пришла сама собой ниоткуда, а была наградой за многолетнюю борьбу — и с тяжелейшими окружающими обстоятельствами, и с собственным непростым характером. Из своей борьбы он вышел победителем. Но есть и другая сторона. Он искал пути и образа существования Церкви и церковного человека в новых исторических условиях, — думаем, что его опыт может пригодиться многим. Поясним: мы — две давние подруги, филологи по специальности, прихожанки Владыки по храму Воскресения словущего на Успенском вражке, в Брюсовом переулке, и его сотрудницы «последнего призыва». Собственно, «призыва» никакого и не было, — мы сами к нему прилепились, потому что, едва вкусив от общения с ним, сразу почувствовали, что это — «старое вино», после которого никто уже не захочет пить нового.

http://azbyka.ru/fiction/plennyj-rycar-a...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Главный издатель Церкви Памяти Митрополита Питирима Ушел от нас в путь всея земли Митрополит Питирим... Будущий историк, даже просто внимательный наблюдатель без труда выделит это имя среди деятелей Русской Церкви второй половины XX века. Одиннадцатый ребенок в дружной многодетной семье, Константин Владимирович Нечаев (так звали в миру Владыку) родился 8 января 1926 года. По духовной генеалогии он был человек «родовитый»: отец, дед и прадед его были священники. В семнадцать лет, по окончании школы, Константин становится студентом Московского института инженеров транспорта (МИИТ), в девятнадцать – иподиаконом Святейшего Патриарха Алексия и студентом открывшегося тогда в Москве Богословского института, преобразованного вскоре в Московскую Духовную Академию. Не став инженером-путейцем, пошел Константин изучать пути в Царствие Небесное. Это было время, которое историки, выявляя внутреннюю противоречивость, даже парадоксальность духовной ситуации, назовут эпохой сталинского Церковного Возрождения. В годы Великой отечественной войны Церковь возглавила чрезвычайный духовный подъем нашего народа, благословив верующих и неверующих на защиту своей земли, самого русского права на жизнь. На волне всенародного нравственного подвига только и стало возможным церковное возрождение послевоенных лет. Душой и вождем этого движения стал Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) – ближайший сподвижник Патриарха Сергия, носитель традиций еще дореволюционной русской церковности. Митрополит Питирим – во всем ученик Святейшего Патриарха Алексия. Не только в том смысле, что церковный его путь на всех этапах осенен благословением великого первоиерарха: Алексий рукоположил Константина Нечаева во иерея (в Елоховском соборе, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 1952 года), благословил к принятию иночества в 1959-м, рукоположил во епископа в 1963-м. Но еще важнее духовное влияние, которое имел наставник на ученика. От него унаследовал митрополит Питирим глубокий церковный традиционализм – как в богословском мышлении, так и в богослужении, и в неизменно патриотической гражданской позиции, и в самых формах церковного сознания и строительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Слово перед отпеванием митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Мы провожаем сегодня в путь всея земли одного из старейших архипастырей нашей Святой Церкви – Преосвященного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. Мы молимся о том, чтобы Господь простил его согрешения, вольные и невольные, и упокоил бы его там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Вся жизнь покойного архипастыря была посвящена служению Церкви Христовой. Почти 60 лет тому назад он начал иподиаконское служение у приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия I. Он окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию, был оставлен профессорским стипендиатом, а затем стал преподавателем, доцентом и профессором Московских духовных академии и семинарии, возглавлял кафедру Священного Писания Нового Завета. За годы его педагогической деятельности многие нынешние архипастыри и пастыри учились у него и помнят его как своего наставника, инспектора Московских духовных школ, как преподавателя, возвещавшего евангельские истины. Более тридцати лет покойный архипастырь возглавлял Издательский отдел Московской Патриархата и был главным редактором «Журнала Московской Патриархии». Для Церкви это было трудное время, когда не только каждая статья, но и каждое выражение, которое публиковалось в журнале, проходили жесткую цензуру чиновников Совета по делам религий. В этом году исполнилось сорок лет епископского служения покойного Владыки Питирима. Все эти годы он носил титул епископа и архиепископа Волоколамского, а в последние пятнадцать лет – митрополита Волоколамского и Юрьевского. Покойный архипастырь принимал участие в многочисленных межхристианских и межрелигиозных встречах и всегда с достоинством и честью представлял на них нашу Святую Православную Церковь . Но, исполняя различные административные послушания, он никогда не переставал быть пастырем, и служение Церкви Христовой, совершение богослужений он считал своим главным долгом и основным призванием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Памяти Архипастыря Слово перед панихидой по случаю 80-летия со дня рождения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) (Москва, Сретенский монастырь) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Нелегко мне говорить устами о Его Высокопреосвященстве митрополите Питириме, однако легко будет сердцем излить о нем светлую грусть, сотканную из любви и благодарности к нему. Прежде всего, я признателен (а с этим, надеюсь, и вы все согласитесь) отцу наместнику сей святой обители Его Высокопреподобию архимандриту Тихону за то, что он предоставил нам ныне возможность собраться здесь и почтить память нашего незабвенного Владыки. Да и как не почтить великое светило нашей Церкви, верным чадом которой был приснопоминаемый Владыка. Сказано ведь: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие ( Евр.13:7 ). И притом необходимо почитать их преимущественно с любовью за дело их ( 1Фес.5:13 ). А дело Владыки в полноте своей необозримо нашему благочестивому вниманию. Потребуется много времени и сил, чтобы просто очертить его границы. О нем сейчас много пишется книг и статей, но еще больше будет составляться их впредь. Само присутствие наше за сегодняшним богослужением является ни чем иным, как нашей ответной любовью за любовь Владыки к нам, ответной болью души за его боли о нас, ответной молитвой за его молитвы об окружавших его в его трудной и сложной жизни. Он ведает об этом, ибо, по вере нашей, духом пребывает среди нас. Как сказал один христианский философ: «Мертвые знают о живых больше, чем сами живые о живых». Звезда Его Высокопреосвященства ярко засияла на православно-московском небосводе уже на заре его юношеских лет. Внешне красивый, высокого роста, всегда вызывающий собеседника на откровенность взглядом лучистых глаз; обаятельная улыбка или едва заметный ураган гнева на проявление жестоких, обжигающих душу нравственных ветров грешного мира сего. Не менее замечательны были и его внутренние качества: сдержанность, образованность, необыкновенная начитанность, крайняя осторожность в словах и поступках, отзывчивость даже на малейшие просьбы, почтительность и настойчивость в исполнении церковных, а затем и монашеских послушаний. Не напрасно Святейший Патриарх Алексий I считал его самым лучшим и понятливым из всех своих иподиаконов. Достаточно было одного взгляда, еле заметного движения бровей Патриарха, чтобы они тут же были замечены и поняты умным иподиаконом. Такие свойства характера Владыки не могли не привлечь к нему внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Подпишитесь на наш Телеграм Митрополит Питирим (Нечаев) (1926–2003) 4 ноября — 20 лет со дня кончины митрополита Питирима (Нечаева) . Митрополит Питирим с 1963 по 1994 год возглавлял издательский отдел Московской патриархии, 1980-х годах считался одним из наиболее влиятельных иерархов Русской Православной Церкви. Кроме того, владыка Питирим был незаурядным проповедником. Вашему вниманию — проповедь митрополита Питирима после чтения акафиста перед иконой Божией Матери «Взыскание погибших». Все мы знаем, братья и сестры, что любимейшим богослужением нашего православного народа является пение акафиста. И действительно: каждое слово ложится в душу, потому что перечисляются многие и многие стороны — и в основном печальные стороны — нашей жизни, с прошением о том, чтобы Царица Небесная или угодник Божий по милости Божией даровал избавление от этих бед. Но я хочу сказать другое: о некоей тайне нашей духовной жизни, о которой мы просто не думаем: знаем, но забываем в той постоянной суете, которая окружает нас повседневно и глубоко укоренилась в нашем духе. Это учение о нашей церковной, православной радости. Не случайно акафист наполнен этим воззванием: «Радуйся! Радуйся! Радуйся!» А между тем другие строки говорят и о скорбных обстояниях, и о неверности друзей, и о смерти, похищающей близких, и о болезнях, и о нужде, и о переживаниях, и о грехах говорится наших, — и тем не менее всякий раз повторяется общее для всех слово «Радуйся!» Чему же мы радуемся, братья и сестры, и от чего скорбим? Ведь послушайте внимательно, как мы начинаем пение акафиста? «Взбранной Воеводе, яко избавльшеся от злых, благодарственное пение приносим Тебе, Богородице. Ты же, яко имущая державу непобедимую, от всяких бед и скорбных обстояний свободи нас, зовущих…» Ибо к Ней, как к Воеводе непобедимой, Воеводе всегда побеждающей мы обращаем эти радостные божественные гимны. А вспомним слова Господа Иисуса Христа, Который сказал Своим ученикам в канун Своих крестных страданий: «Вы будете печальны, а мир обрадуется» , — имея в виду крестные страдания и позорную смерть, рассеяние учеников, погребение Пречистого Тела Господа.

http://blog.predanie.ru/article/mitropol...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Возвращение в Alma Mater Студенческие годы митрополита Питирима В конце 1990-х годов Владыка произнес запавшие в душу слова: «Жизнь идет к закату, и мне хотелось бы сделать для МИИТа что-нибудь очень важное». Всё то многое, что сделал для МИИТа Владыка, знает один Всевышний. Его личное обаяние, светлый облик, глубокий ум, необыкновенная эрудиция расположили к себе миитовцев. Вечными памятниками Владыке являются домовая церковь и кафедра теологии, та духовность, которая воцарилась в МИИТе с его приходом. Последний раз в МИИТе Владыка был 1 сентября 2003 года. Он приехал тяжело больным, но у него хватило духовных сил совершить молебен по случаю начала учебного года, выступить на торжествах, посвященных Дню знаний. Господь призвал к Себе Владыку в день праздника Казанской иконы Божией Матери. Кончина его была поистине христианской. И как много оставил он учеников, сугубых молитвенников по себе, горячо его любящих... Вечная память о Владыке Питириме сохранится в его родной alma mater и наших сердцах, во всем содеянном им лично и под его руководством, с его благословения. Потомки будут вспоминать Владыку, по достоинству связывая его деятельность с эпохой духовного возрождения главных святынь нашего университета. Миитовцам всегда хотелось как-то по-особому отметить день рождения Владыки, а он, улыбаясь, говорил: «Не надо говорить про мой день рождения, давайте отмечать Рождество». Поэтому сегодня миитовцы ежегодно в это время отмечают день рождения Владыки, проводя Рождественские чтения памяти митрополита Питирима. Чем дальше от того дня, когда мы простились с Владыкой Питиримом, тем больше каждый из нас ощущает потребность в общении с ним; по-новому и с особым почитанием вспоминает слова и действия этого великого человека. Мне кажется, что все мы – те, кто знал Владыку Питирима, испытываем определенное тяготение друг к другу. Хочется еще раз вспомнить его, обменяться этими воспоминаниями. Безусловно, такие воспоминания играют большую роль в деле воспитания сегодняшней молодежи, в формировании новых взглядов на нашу жизнь, на жизнь нашего университета. Поэтому я хотел бы подробнее остановиться на тех годах, которые Владыка провел как студент нашего университета (в то время – института).

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Жизненный путь митрополита Питирима: факты и даты Родители владыки Питирима Митрополит Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев) родился в городе Козлове Тамбовской области 8 января 1926 года, то есть 26 декабря 1925 года по старому стилю. Сын священника Владимира Нечаева и его благочестивой супруги Ольги Васильевны, он рос в глубоко церковной православной семье, дружной и многодетной: у него было четыре брата и шесть сестер, сам он был последним, одиннадцатым ребенком. Ольга Васильевна Нечаева в 1946 году получила из рук «всесоюзного старосты» М.И. Калинина золотую звезду «Мать-героиня». Его родитель, отец Владимир Нечаев, служил в Ильинском храме, до революции он такжепреподавал закон Божий в гимназии. Ревностный священнослужитель, в 1914 году, во время канонизации святителя Питирима Тамбовского (будущего небесного покровителя его сына), он организовал крестный ход из Козлова в Тамбов: сам заранее проехал по всему маршруту, определил, где останавливаться на ночлег и даже проследил, чтобы везде заготовили кипяченую воду.Его прихожанином был знаменитый русский селекционер Иван Владимирович Мичурин (1855–1935), глубоко верующий и очень скромный человек, у которого отец Владимир брал саженцы и делился с ним своими наблюдениями; они очень дружили. Заслуги Мичурина в 1912 году были отмечены орденом святой Анны III степени. В советское время он стал культовой фигурой, а в 1932 году город Козлов переименовали в Мичуринск. Дядя владыки Питирима, Михаил Васильевич Быстров, был талантливым хирургом, за самоотверженную работу он имел правительственные награды, ему было присвоено звание заслуженного врача РСФСР, имя М.В. Быстрова носит моршанская центральная больница. Костя Нечаев. Начало 1930-х гг. О начале жизненного пути митрополита Питирима мы узнаем из автобиографии, представленной при поступлении в Богословский институт в декабре 1944 года 16-летним юношей: «Отец мой был протоиереем г. Козлова Ильинской церкви. В 1930 году он был сослан, и я остался жить с матерью и сестрами на иждивении брата».

http://pravoslavie.ru/43974.html

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Архипастыри о Владыке Питириме Подражайте наставникам вашим Митрополит Минский и Слуцкий Филарет В 1953 году я начал учиться в Московской духовной семинарии. Нашим классным руководителем был назначен диакон Константин Нечаев, будущий митрополит Питирим. И эти отношения учителя и ученика между нами сохранились, можно сказать, до конца его жизни. Последняя наша беседа состоялась в Дивееве, на юбилее преподобного Серафима. Владыка Питирим вел меня через всю мою сознательную жизнь, начиная с первого класса семинарии, а потом, продолжая свое попечительство надо мной в академии, привел к монашеству. Однажды Владыка Питирим, возвратившись от старца Севастиана, которого я не знал лично, передал мне, тогда студенту второго курса академии, спелую грушу и спросил: «Ты понял знак, который прислал тебе старец?» Я сказал: «Понял, благословите». И через некоторое время я перешел на жительство из академии в монастырь. Еще одна ниточка уходит глубже, в 1943 год. В тот год я должен был идти в первый класс, и в день Успения Божией Матери мама привела меня в храм Иоанна Воина, что на Якиманке, чтобы получить благословение от настоятеля отца Александра Воскресенского, который, как я узнал позднее, был духовником Владыки Питирима. Вот такие у нас духовные связующие нити. По-моему, этого достаточно для того, чтобы охарактеризовать наши отношения с Владыкой и проиллюстрировать, что такое Промысл Божий, который ткется из таких тонких нитей. И спустя годы мы можем только вспоминать и сожалеть о том, сколько было возможностей сделать эти нити более прочными... Владыка был коренным москвичом и, конечно, прекрасно знал Москву. Я тоже москвич, и у нас была договоренность, чтобы найти время и вместе проехать по святым местам Москвы. Потому что мне зачастую бывает стыдно перед людьми, которые, приезжая в Москву, очень хорошо ее изучают и знают, а я знаю плохо. И вот, у нас была такая договоренность с Владыкой, – а тогда храмов в Москве было чуть больше сорока и объехать их все было легко... (Теперь вы можете понять, какая красота, какой духовный сад расцвел в Москве, когда количество храмов так увеличилось!) Но, к сожалению, наша договоренность так и не осуществилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Архипастырь Волоколамска Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим – наместник Иосифо-Волоцкого монастыря Я хотел бы немного рассказать о деятельности Владыки Питирима как игумена, как наместника Иосифо-Волоцкого монастыря, о деятельности Владыки по восстановлению монастыря. Конечно, эта деятельность митрополита – лишь верхушка айсберга. Он был выдающимся богословом, выдающимся человеком, и его дух в монастыре чувствуется. Самое главное, что произошло, – это то, что сейчас Иосифо-Волоцкий монастырь, преподобный Иосиф и Владыка Питирим – как бы сроднились. Когда слышат об Иосифо-Волоцком монастыре, вспоминают о Владыке. В Москве или Волоколамске, да и по всей стране первая ассоциация: монастырь Иосифо-Волоцкий – это монастырь Владыки Питирима. Это – первое, что приходит на ум, и это действительно так. В нашем монастыре чтят память Владыки – установлен памятный крест при содействии Фонда «Наследие митрополита Питирима». Мы поминаем его на панихидах, и все насельники хранят о нем теплую память. Когда заходит разговор о монастырской жизни, вспоминают: Владыка говорил то-то; при жизни Владыки было так-то. Всё это – память о Владыке и отзвук его жизни. Важен тот дух, который зародился при Владыке Питириме, дух просвещения и возрождения монашеской жизни. Монастырь был открыт 15 мая 1989 года. 12 июля состоялось малое освящение храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла и была совершена первая Божественная литургия, которую отслужил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. В своем слове он сказал: «Ради этого дня стоит жить. Пятьсот лет тому назад преподобному Иосифу было указано место для создания обители. Многими путями послушания пришел он сюда для того, чтобы создать здесь новую обитель, – обитель, которая с самого начала должна заявить о своем служении миру. Помолимся преподобному и богоносному отцу нашему Иосифу, игумену Волоцкому, чтобы он вместе со всей единомышленной братией укрепил эту святыню и дал нам силу и разум продолжить это священное дело».

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Владыка и творческая интеллигенция Облик Владыки Мое знакомство с Владыкой Питиримом началось в 1976 году. Скончался один достойный человек, родственник отца Павла Флоренского. Отпевали его в храме Воскресения словущего. Знакомые попросили меня помочь нести гроб. Отпевал усопшего сам Владыка. Перед началом Владыка подошел к усопшему, поправил венчик, свечку в руках, цветы, коснулся одежд... какие-то еще движения его были, такие несложные, даже и не очень бросающиеся в глаза, но тягостность минуты была преодолена. Вообще это наше счастье, что у нас есть этот православный обряд прощания, он снимает самую жгучую горечь, он напоминает, что день смерти – это и день рождения в жизнь вечную. Но умом и душою ты принимаешь это, если священник служит так, как вел службы Владыка Питирим. Голос его был негромкий, немного глуховатый, но необычайно молитвенный. Облик его уже навсегда вошел в мое сознание – величественный и одухотворенный. Именно с тех пор храм Владыки стал моим храмом... Владыка всегда сам читал покаянный канон и великопостную молитву Ефрема Сирина , и сколько я ни слушал, постоянно было ощущение, что он читает только для себя и меня, а в храме-то полным-полно народу. Это все невосполнимо и незабываемо. А первая личная встреча у нас случилась тремя годами позднее. «Комсомольская правда» опубликовала мой очерк «Святое поле». Это был один из первых шагов к тому, что предстоящее в 1980 году 600-летие Куликовской битвы стало важным событием в возрождении русской духовной жизни. Иллюстрацией к очерку была картина С. Харламова «Поле Куликово. Перед битвой». Не знаю, кто показал эту статью Владыке, может, и сама она ему попалась на глаза и запомнилась, но в результате я оказался в числе тех, кого Владыка пригласил к себе в храм, точнее, в служебное помещение. Я многих потом спрашивал, и все подтвердили, что это была первая из подобных встреч иерарха церкви с творческой интеллигенцией. Мы пришли с Валентином Распутиным, Сергеем Харламовым и Борисом Карповым, автором первого документального фильма о Православной Церкви «Под благодатным покровом». А всего было человек 15–17. И чувствовалась вначале какая-то зажатость, конечно, от того, что опыта таких встреч у большинства из нас не было. Но вот появился Владыка Питирим, очень радостный, поздоровался с каждым. Кто-то просил благословения, кто-то еще не умел делать этого. Появился чай. Владыка только что вернулся из Европы, и запомнилось, как он с таким мягким юмором рассказывал, как наблюдал богослужебное представление у католиков: «Вот вошла девушка, изображавшая Еву, потом юноша, представлявший Адама. Потом грянула музыка, вполз Змей-обольститель»... и какие-то еще смешные детали, подмеченные им мастерски. Вскоре разговор стал общим, напряжение первой встречи с иерархом улетучилось... А ведь это, по сути, было самое начало сотрудничества Церкви и православной общественности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010