3. Перед лицом такого положения, которое привело к деградации представления о человеческой личности, долг Православной Церкви заключается сегодня в том, чтобы посредством проповеди, богословия, богослужения и пастырской деятельности явить истину свободы во Христе. « Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого… ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? » (1 Кор. 10:23-24, 29). Свобода без ответственности и любви ведет в конце концов к утрате свободы. В. О мире и справедливости 1. Православная Церковь испокон веков признает и провозглашает, что мир и справедливость занимают центральное место в жизни народов. Уже само откровение Христово характеризуется как « благовестие мира » (Еф. 6:15), ибо Христос, « умиротворив… Кровию креста » (Кол. 1:20) все, « благовествовал мир… дальним и ближним » (Еф. 2:17). Он стал « миром нашим » (Еф. 2:14). Этот мир, « который превыше всякого ума » (Фил. 4:7), как сказал Сам Господь перед Страданиями Своими ученикам, шире и существеннее того мира, который обещает мир: « Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам » (Ин. 14:27). Ибо мир Христов является зрелым плодом соединения всего во Христе: явления достоинства и величия человеческой личности как образа Божия, проявления органического единства в Нем человеческого рода и мира, всеобщности принципов мира, свободы и социальной справедливости и, наконец, принесения плодов христианской любви среди людей и народов мира. Подлинный мир – это плод торжества на Земле всех этих христианских принципов. Это мир свыше, о котором всегда молится Православная Церковь в своих ежедневных молитвах, испрашивая его у Бога всемогущего и внемлющего молитвам с верою к Нему приходящих. 2. Из вышеупомянутого становится ясно, почему Церковь, « как Тело Христово » (1 Кор. 12:27), всегда молится о мире всего мира, который, по словам свт. Климента Александрийского, есть синоним справедливости ( Строматы 4, 25, PG 8, 1369-72). А святитель Василий Великий присовокупляет: « Не могу убедить себя, что без взаимной любви и без мира со всеми, насколько это в моих силах, могу называться достойным рабом Иисуса Христа » ( Письмо 203, 2. PG 32, 737). Как пишет тот же самый святой отец, это само собой разумеется для христианина: « Ничто так не свойственно для христианина, как творить мир » ( Письмо 114, PG 32, 528). Мир Христов — это таинственная сила, которая проистекает из примирения человека с его Небесным Отцом, « по промыслу Иисуса, все совершающего во всем и творящего мир, неизреченный и от века предопределенный, и примиряющего нас с Собою, а в Себе с Отцом » (свт. Дионисий Ареопагит, О божественных именах 11, 2, 4. PG 3, 953).

http://pravmir.ru/missiya-pravoslavnoy-t...

3. Перед лицом такого положения, которое привело к деградации представления о человеческой личности, долг Православной Церкви заключается сегодня в том, чтобы посредством проповеди, богословия, богослужения и пастырской деятельности явить истину свободы во Христе. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого… ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?» (1 Кор. 10:23-24, 29). Свобода без ответственности и любви ведет в конце концов к утрате свободы. В. О мире и справедливости 1. Православная Церковь испокон веков признает и провозглашает, что мир и справедливость занимают центральное место в жизни народов. Уже само откровение Христово характеризуется как «благовестие мира» (Еф. 6:15), ибо Христос, «умиротворив…Кровию креста» (Кол. 1:20) все, «благовествовал мир… дальним и ближним» (Еф. 2:17). Он стал «миром нашим» (Еф. 2:14). Этот мир, «который превыше всякого ума» (Флп. 4:7), как сказал Сам Господь перед Распятием Своим ученикам, шире и существеннее того мира, который обещает мир: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14:27). Ибо мир Христов является зрелым плодом соединения всего во Христе: явления достоинства и величия человеческой личности как образа Божия, проявления органического единства в Нем человеческого рода и мира, всеобщности принципов мира, свободы и социальной справедливости и, наконец, принесения плодов христианской любви среди людей и народов мира. Подлинный мир – это плод торжества на Земле всех этих христианских принципов. Это мир свыше, о котором всегда молится Православная Церковь в своих ежедневных молитвах, испрашивая его у Бога всемогущего и внемлющего молитвам с верою к Нему приходящих. 2. Из вышеупомянутого становится ясно, почему Церковь, «как Тело Христово» (1 Кор. 12:27), всегда молится о мире всего мира, который, по словам Климента Александрийского, есть синоним справедливости ( Строматы 4, 25. PG 8, 1369-72). А святитель Василий Великий присовокупляет: «Не могу убедить себя, что без взаимной любви и без мира со всеми, насколько это в моих силах, могу называться достойным рабом Иисуса Христа» (Письмо 203, 2. PG 32, 737). Как пишет тот же самый святой отец, это само собой разумеется для христианина: «Ничто так не свойственно для христианина, как творить мир» (Письмо 114. PG 32, 528). Мир Христов — это таинственная сила, которая проистекает из примирения человека с его Небесным Отцом, «по промыслу Иисуса, все совершающего во всем и творящего мир, неизреченный и от века предопределенный, и примиряющего нас с Собою, а в Себе с Отцом» (Дионисий Ареопагит. О божественных именах 11, 2, 4. PG 3, 953).

http://patriarchia.ru/db/text/4360988.ht...

Ομιλα 14 εις ωννην//PG 59,91-92. Επιστολ 234//PG 32,869AB. Προς Θαλσσιον//PG 90,320A. Λγος 38//PG 36,324A. См. Пс 43:4. Πρς Μαρινον//PG 91,33А. Περι αποριων//PG 91,1253D. Πρς Ευνμιον//PG 45,461АВ. Λγος 45//PG 36,625С. Περ ουρανου Ιεραρχας 4, 1//PG 3,177С. Κεφλαια περ αγπης 1, 100//PG 90,981D-984A. Περ θεων ονομτων 5, 2//PG 3,816С. Там же, 5, 1//PG 3,816В.  Там же, 12, 4//PG 3, 972В. Μ. Βασιλεου Επιστολ 234//PG 32,868С. М. Αθανασου (ψευδ.) Διλογος μετ Μακεδονιανου 1, 14//PG 28,1313A. Κεφλαια θεολογικ 1, 42//PG 90,1193D. Περ αποριων//PG 91,1076С. Περ θεων ονομτων 5, 5//PG 3,820С. Πρς Ευνμιον//PG 45,1101D-1105A. Там же//PG 45, 1105С. Πρς Ευνμιον 2//PG 45,965B.  Διονυσου Αρεοπαγτου Περ θεων ονομτων 3, 1//PG 3,680B.  См. Мф 18:10. См. Исх 33:23, Чис 12:7–8, Втор 5:24. 1 Кор 13:12. См. Исх 33:20. Ин 1:18. См. Мф 5:8. См. Ин 3:34. μιλα εις ωννην 30, 2//PG 59,174. Κατ Ευνομου 2, 32//PG 29,648A. Περ θεων ονομτων 2, 7//PG 3,645В. Περ εκκλησιαστικς ιεραρχας 1, 4//PG 3,376В. Περ θεων ονομτων 11, 6//PG 3, 956АВ. Об обожении ангелов см. Διονυσου Αρεοπαγτου Περ ουρανου ιεραρχας 7, 2//PG 3,208С. Там же, 12, 3 и 13, 3//PG 3, 293B, 301D–304A. Περ θεων ονομτων 11, 6//PG 3,953D-956A. См. Мф 10:28. Κηρυκτικν εις Ευαγγελισμν 5//PG 28,924В. Περ γου Πνεματος 9, 22//PG 32,108С. Там же, 22, 53//PG 32, 168С. Имеется в виду Собор 1341 г. Εις 44 ψαλμν 6//PG 29,400С.  Περ θεων ονομτων 1, 4//PG 3,592ВС. См. Мф 13:43. Περ Αγου Πνεματος 9, 23//PG 32,109В. Ομιλα 1 εις Μεταμρφωσιν 12//PG 96,564В. 2-я кафизма перед полиеелеем на 6 день августа (Преображение Господне). М. Αθανασου (φευδ.) Περ σαρκσεως του Θεου Λγου 4//PG 28,96. Πρς Θαλσσιον//PG 90,320A. Περ αποριων//PG 91,1253D.  Κεφλαια θεολογικ 2, 90//PG 90,1168С.  См. Ин 14:27. См. Ин 14:27. Θεσαυρο 32: Περ γιας Τριδος 3//PG 75,453CD, 857B.  Ин 6:47. Θεσαυρο 14//PG 75,236ВС. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей.

http://pravmir.ru/feofan-ili-o-bozhestve...

93. Περ θεων ονομτων 4, 19//PG 3,716С. 94. См. 1Кор.12:8. 95. Περ Αγου Πνεματος//PG 52,817. 96. Περ Αγου Πνεματος κατ Μακεδονιανων//PG 45,1325CD. 97. См. Γρηγορου Νσσης Επιστολ 24//PG 46,1089С. 98. Λγος 30//PG 36,132В. 99. μιλα 14 εις ωννην//PG 59,91. 100. Περ γιου Πνεματος//PG 32,108С. 101. Ομιλα 14 εις ωννην//PG 59,174. 102. См. Προς Θαλσσιον//PG 90,637D. 103. Ин.1:16. 104. Ομιλα 14 εις ωννην//PG 59,91-92. 105. Επιστολ 234//PG 32,869AB. 106. Προς Θαλσσιον//PG 90,320A. 107. Λγος 38//PG 36,324A. 108. См. Пс.43:4 109. Πρς Μαρινον//PG 91,33А. 110. Περι αποριων//PG 91,1253D. 111. Πρς Ευνμιον//PG 45,461АВ. 112. Λγος 45//PG 36,625С. 113. Περ ουρανου Ιεραρχας 4, 1//PG 3,177С. 114. Κεφλαια περ αγπης 1, 100//PG 90,981D-984A. 115. Περ θεων ονομτων 5, 2//PG 3,816С. 116. Там же, 5, 1//PG 3,816В. 117. Там же, 12, 4//PG 3,972В. 118. Μ. Βασιλεου Επιστολ 234//PG 32,868С. 119. М. Αθανασου (ψευδ.) Διλογος μετ Μακεδονιανου 1, 14//PG 28,1313A. 120. Κεφλαια θεολογικ 1, 42//PG 90,1193D. 121. Περ αποριων//PG 91,1076С. 122. Περ θεων ονομτων 5, 5//PG 3,820С. 123. Πρς Ευνμιον//PG 45,1101D-1105A. 124. Там же//PG 45,1105С. 125. Πρς Ευνμιον 2//PG 45,965B. 126. Διονυσου Αρεοπαγτου Περ θεων ονομτων 3, 1//PG 3,680B. 127. См. Мф.18:10. 128. См. Исх.33:23, Чис.12:7-8, Втор.5:24. 129. 1Кор.13:12. 130. См. Исх.33:20. 131. Ин.1:18. 132. См. Мф.5:8. 133. См. Ин.3:34. 134. μιλα εις ωννην 30, 2//PG 59,174. 135. Κατ Ευνομου 2, 32//PG 29,648A. 136. Περ θεων ονομτων 2, 7//PG 3,645В. 137. Περ εκκλησιαστικς ιεραρχας 1, 4//PG 3,376В. 138. Περ θεων ονομτων 11, 6//PG 3, 956АВ. 139. Об обожении ангелов см. Διονυσου Αρεοπαγτου Περ ουρανου ιεραρχας 7, 2//PG 3,208С. 140. Там же, 12, 3 и 13, 3//PG 3,293В, 301D-304A. 141. Περ θεων ονομτων 11, 6//PG 3,953D-956A. 142. См. Мф.10:28. 143. Κηρυκτικν εις Ευαγγελισμν 5//PG 28,924В. 144. Περ γου Πνεματος 9, 22//PG 32,108С. 145. Там же, 22, 53//PG 32,168С. 146. Имеется в виду Собор 1341 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

Quaest. ad Tahl. LXII, PG.90, 657BC, p.231 (cap. quing. IV, 64). Ср. Евагрия, Cap. pract. 56, PG.40, 1233C-D; р. п., с.579 [с.109, гл.84] 621 Сар. theot. II, 53 [р. п. I, 244]. Quaest. et dubia 19, PG.90, 800C, p.306; Quaest. ad Tahl. XXXIX, PG.90, 392B-C, p.86 [р. п. II,121]; Ambigua, PG.91, 1401D-1404A, f.259a; см. прим.5 и выше, гл.«Грехопадение человека», прим. 28. Св. Григорий Богослов, Or.14, n.27, PG.35, 893А; р. п. II.3,27. 622 Cap. de charitate I,92; IV, 15. 44 [р. п. I,106,136,138–139]. 623 Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 724C-D. p.268–269 (cap. quing. V,9.10); 709A, p.260 (cap. quing. IV, 97). Orat. Dom. expositio, PG.90, 888C, p.353 [р. п. I,192]; 901D, p.362. Ep.2, PG.91, 400B, p.223. 624 Cap. de charitate II,83, 98 [р. п. I,118,121]. 625 Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 397C, p.90 [р. п. II,125]; LXIV, 709B, p.260 (cap. quing. IV,98). Ambigua, PG.91, 1117A, f.140b; 1381B, f.25 Ib. Св. Григорий Нисский, In Cant. Cant. horn. IX, PG.44, 972A; р. п. III,245; De virgin. 8, PG.46, 353B-C; р. п. VII,324. Преп. Дорофей, Doctrina X, 4, PG.88, 1728BC; р. п., с.123. 626 Cap. de charitate II,32 [р. п. I,111–112]. Ambigua, PG.91, 1084A, f.125a. Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 724C-D, p.268–269 (cap. quing. V,9). Евагрий, Cap. pract. 65, PG.40, 1240A; р. п., с.582 [с.120, гл.1]. Св. Григорий Богослов, Or.14, n.27, PG.35, 893А; р. п. II. З, 27. Преп. Дорофей, Doctrina III, I, PG.88, 1625D; р. п., с.50 (совесть). 627 Ambigua, PG.91, 1129В, f.146a. Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 681B, p.244; LXIV, 725D, p.270 (cap. quing. V,13); LI,4777B, p.134. Св. Григорий Богослов, Or.14, n.27, PG.35, 893A; р. п. II.4,27; Or 49, n.6, PG.36, 364D; р. п. III,227. 628 Ambigua, PG.91, 1116C-D,1113D, f.140a. 139a-b Ср. Cap. de charitate III,72 [р. п. I,130]. 629 Ambigua, PG.91, 1113C-D. 1157D-1160A, f.139a-b. 159b. Св. Григорий Нисский, De virgin. 4, PG.46, 348A; р. п. VII,316. 630 Ambigua, PG.91, 1204D-1205A, f.179b-180a (cap. quing. V, 80. 92). 631 Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 725B, p.269; XXXIX, 392B-C, p.86 [р. п. II,121]. Св. Григорий Богослов, Or.45, n.12, PG.36, 640AB; р. п. IV.3, 133. О естественном и писанном законе см. у св. Григория Богослова, Or.40, n.6, PG.36, 364D; р. п. III, 227; преп. Дорофея, Doctrina I,1, PG.88, 1620АВ; р. п., с.20; ср. у св. Афанасия Великого, De incarnatione Dei Verbi 12, PG.25, 117A; р. п. I.2, 206. 632

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Источники S. Anastasius Sinaita. Viae dux adversus acephalos. PG 89. S. Basilius Caesariensis. Commentarius in Isaiam prophetam. Cap. XIV. PG 30. S. Basilius Caesariensis. Epistolarum Classis II. Epistola CCX. PG 32. S. Cyrillus Hierosolymitanus. Catechesis XVII. De Spiritu Sancto II. PG 33. Didymus Alexandrinus. De Trinitate. Liber primus, secundus. PG 39. S. Epiphanius Constantiae in Cypro Episcopus. Adversus hereses. PG 41, 42. S. Epiphanius Constantiae in Cypro Episcopus. Ancoratus. PG 43. S. Gregorius Nyssenus. Adversus Macedonianos. PG 45. S. Gregorius Nyssenus. Contra Eunomium. Lib. VIII, XII. PG 45. S. Gregorius Nyssenus. De Beatitudinibus. Oratio IV. PG 44. S. Gregorius Nyssenus. De Oratione Dominica. Οratio V. PG 44. S. Gregorius Nyssenus. Oratio Catechetica. PG 45. S. Gregorius Nyssenus. In Ecclesiasten. Homilia I, V. PG 44. S. Gregorius Nyssenus. In Psalmos. PG 44. S. Gregorius Nyssenus. Quid sit, ad imaginem Dei etc. similitudinem. PG 44. S. Gregorius Nyssenus. Testimonia adversus Judaeos. PG 46. S. Gregorius Palamas. Capita Physica, Theologica, Etc. PG 150. S. Gregorius Palamas. Homilia XII. PG 151. S. Gregorius Palamas. Operum Argumenta. PG 150. S. Gregorius Palamas. Theophanes. PG 150. S. Gregorius Theologus. Oratio VI. De Pace I. PG 35. S. Gregorius Theologus. Oratio XXXII. De Moderatione In Disputando. PG 36. S. Gregorius Theologus. Epistola CXCIX. PG 37. Iohannis Caesariensis presbyteri et grammatici opera quae supersunt/M. Richard, ed. Turnhout 1977 (Corpus Christianorum Series Graeca, 1). S. Joannes Damascenus. Contra Jacobitas. PG 94. S. Joannes Damascenus. De Faid Orthodoxa. Lib. I–III. PG 94. S. Joannes Damascenus. De Natura Composita. PG 95. S. Joannes Damascenus. Dialectica. PG 94. S. Joannes Damascenus. Parallela rupefucaldina. PG 96. S. Joannes Damascenus. Sacra parallela. PG 95. S. Joannes Chrysostomus. Homiliae XXV in quaedam loca Novi Testamenti. PG 51. S. Joannes Chrysostomus. In Epistola ad Hebraeos. Cap. I. Homilia II. PG 63. S. Joannes Chrysostomus.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Библиография Источники S. Anastasius Sinaita. Quaestiones. PG 89. S. Anastasius Sinaita. Viae dux adversus Acephalos. PG 89. S. Athanasius Alexandrinus. Oratio III contra arianos. PG 26. S. Basilius Caesariensis. Liber de Spiritu Sancto. PG 32. S. Basilius Caesariensis. Commentarius in Isaiam prophetam. PG 30. S. Basilius Caesariensis. Homiliae et sermones. PG 31. S. Cyrillus Alexandrinus. De sancta Trinitate dialogi VII. Aroumentorum de S. Spiritu capita. PG 75. S. Cyrillus Alexandrinus. Thesaurus de sancta et consubstantiali Trinitate. PG 75. S. Gregorius Nyssenus. Adversus Apollinarem. PG 45. S. Gregorius Nyssenus. De hominis opificio. PG 44. S. Gregorius Theologus. Poemata de Seipso. PG 37. S. Gregorius Theologus. Oratio XLV – in Sanctum Pascha, PG 36. S. Gregorius Palamas. Capita physica, theologica. PG 150. S. Gregorius Palamas. Homilia V. PG 151. S. Gregorius Palamas. Prosopopeiae. PG 150. S. Gregorius Palamas. Theophanes, sive de divinitatis et rerum divinarum communicabilitate et incommunicabilitate. PG 150. S. Dionysius Areopagita. De coelesti hierarchia. Capita II, III. PG 3. S. Dionysius Areopagita. свт. De Divinis nominibus. PG 3. S. Joannes Damascenus. De fide orthodoxa. PG 94. S. Joannes Damascenus. De haeresibus liber. PG 94. S. Joannes Damascenus. Expositio Fidei orthodoxae. PG 94. S. Joannes Chrysostomus. Homiliae ΧΧIV in Epistolam ad Ephesios. PG 62. Leontius Byzantinus. Adversus Nestorianos. Liber I, V. PG 86a. S. Macarii Aegyptii. De libertate mentis. PG 34. S. Macarii Aegyptii. Homiliae. PG 34. S. Maximus Confessor. Ambiguorum liber. PG 91. S. Maximus Confessor. Capita de Charitate. PG 90. S. Maximus Confessor. Capitum quinquies centenorum. PG 90. S. Maximus Confessor. Expositio orationis dominicae. PG 90. S. Maximus Confessor. Opuscula theologica et polemica. PG 91. S. Nicolaus Cabasila. De Vita in Christo Lib. I. IV. PG 150. Афанасий Великий , свт. На ариан слово третье// Афанасий Великий , свт. Творения. ТСЛ, 1902. Т. 2. Василий Великий , свт. О Святом Духе// Василий Великий , свт. Творения. СПб., 1911. Т. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Quaest. ad Tahl. LXII, PG.90, 649D, p.226. Quaest. et dubia 61, PG.90, 833C, p.324. Преп. Марк Подвижник , De lege spirit. 191 (190), PG.65, 928D; р.п., с.39; De his qui putant 210 (223), ibid. 964A, с.86. 788 Cap.theol.II,37 [p.n.I,241]; cp.II,78 [p.n.I,250]. Quaest. ad Tahl. XXII, PG.90, 321B. p.47 [p.n.II,77]; III,276A, p.19 [p.n.II,37]. Mystagogia 24, PG.91, 708C, p.521 [p.n.I, 180]. Cap.de charitate IV.70,71 [p.n.I,142]. Св. Григорий Богослов , Or.39, n.10, PG.36, 345В; p.n.III,214. 789 Cap.theol.II,84. 83 [p.n.I,251]. Ad Thomam, PG.91, 1033A, f.104b. Ep.25, PG.91, 613D, p.358 (cap.quing. I,39). Cap.de charitate IV, 70 [p.n.I, 142]. -Господь вселяется в нас и дает уму нашему совеТы: преп. Марк, De baptizmo, PG.65, 1008В; р.п., с.153; воображается в нас и в нашем уме: св. Григорий Нисский , De perfection, PG.46, 269D; р. n.VII,245; In Cant. Cant. horn. XV, PG.44, 1096А.С; p.n.III,382. 791 Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 400В-С, p.91 [p.n.II,125–126]. Cap.theol. II,11 [p.n.I, 236]. Ambigua, PG.91, 1292C, f.216a. Ep.19, PG.91, 592A-B, p.343. 792 Quaest. ad Tahl. XXII, PG.90, 321B, p.47 [p.n.II,77]; XXV. schol.3, 336D, p.56 [p.n.II,242–243] (cap.quiag. I,84). Orat. Dom. expositio, PG.90, 889C. 897A, p.354. 358 [p.n.I,193,196]. Cap.theol. II,37 [p.n.I, 241]. Cap.quing. I,8. Ep.43, PG.91, 640B, p.374. 793 Ambigua, PG.91, 1360В. 1373С, f.243a-b. 249a. Cap.theol. II,27 [p.n.I,239]. Cp.Quaest. et dubia 53, PG.90, 825C, p.320. Господь распинается в нас и другим образом – распинается демонами, когда мы оставляем заповеди и предаемся страстям и порокам (Quaest. ad Tahl. IV, PG.90, 276A, p.20; Cap.theol. I,63 [p.n.I,225]). 794 Cap.theol.II,27,46 [p.n.I,239,243]. Ambigua, PG.91, 1381C, f.251b-252a; 1132C-D, f.147b-148a. 796 Cap.theol.II,94. 47 [p.n.I,254,243]. Ambigua, PG.91, 1385B, f.253a. Ясные намеки и даже точки опоры для подобного учения о таинственном рождении, жизни, восстании и вознесении Христа в душах верующих даны в словах св. Григория Богослова на Рождество Христово и Пасху (Or.38, n.18, PG.36, 332В-ЗЗЗА; p.n.III.3,206–207; Or.45, n.13–16,23–25, PG.36, 641А-645С. 656А-656В; p.n.IV.3,134–137,143–145), в толковании на которые преп. Максим и развивает указанные взгляды особенно подробно. 799 Ep.12, PG.91, 489CD, p.279; ср. 501В-С, p.286 (толкование формулы μα φσις του Θεου Λγου σεσαρκωμνη). См. выше, гл. «Полемика с монофизитами», прим. 20,21. 800 Ad Marinum presb., PG.91, 12Сб32С, p.2,15. Tractatus de operat. et vol.51, PG.91, 45D, p.22. См. выше, гл. «Полемика с монофизитами», прим. 32. 802 Quaest. ad Tahl. LV, PG.90, 557C, p.178 [p.n.II,208]; 536C, p.164–165 [p.n.II, 195]; XVII,305B, p.37 [p.n.II,64]. Читать далее Источник: Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие/С.Л. Епифанович ; [Вступ. ст. А.И. Сидорова]. - Москва : Мартис, 1996. - 219, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Сар. de charitate II,17 [р. п. I,109]. Св. Григорий Нисский, De orat. Dom. Or.3, PG.44, 1156C; р. п. I,423; Or. cat. 22. 5, PG.45, 60C,24D; р. п. IV,59. 18; De virginitate 12, PG.46, 369C; р. п. VII,342. 403 Prol. ad Tahl. I, PG.90, 253B-C, p.7; 257B, p.9 [р. п. II,26]. 404 Ambigua, PG.91, 1116C, f.140a. 405 Mystagogia 1, PG.91, 668B, p.495 [р. п. I,158]. 406 Ambigua, PG.91, 1348A, f.238A. Quaest. ad Tahl. LXI, PG.90, 628A, p.213 (cap. quing. IV,33). 407 Prol. ad Tahl. I, PG.90, 257A, p.9 [р. п. II,29]. 408 Prol. ad Tahl. I, PG.90, 257А,253С, p.9,7 [р. п. II,29,27]; ср. Quaest. ad Tahl. XVI,301B, p.35 [р. п. II,61]. 409 Quaest. ad Tahl. LIX, PG.90, 604C, p.199 (cap. quing. IV,18). Quaest. ad Theopemptum, PG.90, 1396B, p.636 [р. п. I,204]. В развитии (под влиянием демонов) этой страсти человек дошел до всех видов религиозного заблуждения и даже до безбожия: Quaest. ad Tahl. LXII, PG.90, 653В, p.228; 657В, p.231 (cap. quing. IV,64); LXIV, 697AB, p.252; XXXVII. schol.4, 388C, p.84 [р. п. II,258] (cap. quing. II,24). 410 Prol. ad Tahl. I, PG.90, 253C-D,257AB,257C,260A-B, p.7,9,10 [р. п. II,27. 29. 30]; Quaest. ad Tahl. I,269A, p.15 [р. п. II,33]=cap. quing. I,65 (с сылкой на св. Григория Нисского, по–видимому, на De anima et resur., PG.46, 53A. 57B-C; р. п. IV,234,239 (животные влечения); De virgin. 12, PG.46, 369B; р. п. VII,342; De hom. opif.18, PG.44, 129A-C; р. п. I,149,50); XXXII,373D-376A, p.77. Ambigua, PG.91, 1112B, f.138a. св. Афанасий Великий, Contra gentes 3, PG.25, 8C-9A; р. п. I.2,128–129 (чувственное познание и страсти). св. Григорий Нисский, De virginitate 12, PG.46, 373D-376A; р. п. VII,347 (удовольствие — начало падения). 411 Ambigua, PG.91, 1196А, f.176a. св. Григорий Нисский, De oral. Dom. Or.4, PG.44, 1161C; р. п. I,432; De anima et resur., PG.46, 61B; р. п. IV,242. Немезий, гл.1, PG.40, 532B, p.26. — Троечастное деление души встречается у преп. Максима чаще всего (в особенности в применении к задачам аскетики): Cap. de charitate I,67,79; II,12; III,20,35; IV,15,44 [р. п. I,103,104,108,123,136,138–139]; Quaest. ad Tahl. V, PG.90, 277D, p.21 [р. п. II,40]; XVI, ЗООС. 301В, p.34,35 [р. п. II,60,61]; XXII, schol.7, 324C, p.48 [р. п. II,240] (cap. quing. I,63); XXVII,356C, p.66 [р. п. II,97]; XXXIX, schol.1, 393B, p.87 [р. п. II,258] (cap. quing. II,25); XLIX, 449A, p.118 [р. п. II,153]; schol.11, 461А, p.125 [р. п. II, 277] (cap. quing. II,72. 77); L, 472B, p.130 [р. п. II,164] (cap. quing. II,95); LIV, schol.11, 528D, p.161 [р. п. II,305]; LV, 544A. 548D, p.169. 172 [р. п. II,199. 202–203]; LXIV, 704D. 705C, p.257. 258; LXV, 765B, p.291; Quaest. et dubia 79, PG.90, 852D, p.332. Νους рядом с λγος встречается реже (Ambigua, PG.91, 1112D, f.138b; 1248B, f.198Ь). Указанное деление вообще часто встречается у древних церковных писателей (см. гл.«Мистика св. Макария египетского…», прим. 26,30). 412

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

п. II,72]. Ad Thomam, PG.91, 1044A, f.108a. Этот вопрос был раскрыт в борьбе с афтартодокетами: см. выше, с.46–47 (Леонтий Византийский). 469 Ambigua, PG.91, 1276В, f.210a. — св. Григорий Богослов, Or.39, n.13, PG.36, 348D; р. п. III.3,217. 470 Ambigua, PG.91, 1317АВ, f.226a–b. Quaest. ad Tahl. XXI, PG.90, 312B, p.41–42 [р. п. II, 71]; XLII,405OD, p.94–95 [р. п. II,129–130]. 471 Quaest. ad Tahl. XLII, PG.90, 408C-D, p.96 [р. п. II,130]. 472 Ibid. LXII,652B, p.227. 473 См. выше — прим. 27. Господь воплотился εξ ημων δι " ημας καθ " αμαρτιας χωρς: Ambigua, PG.91, 1285C. 1309A, f.263b. 223a. 474 Mystagogia 8, PG.91, 688C, p.508 [р. п. I,169]. Quaest. ad Tahl. XLII, PG.90, 408C, p.96 [р. п. II, 130]. Ep.11, PG.91, 453B, p.256. св. Афанасий Великий, De incarnatione Dei Verbi 9. 20, PG.25, 112A. 129C-D; р. п. I.2, 202,216. 475 Quaest. ad Tahl. LXI, PG.90, 629A, p.214; 633D-636C, p.218–219. Orat. Dom. expositio, PG.90, 880B, p.348 [р. п. I,188]. ср. св. Афанасия Великого, De incarnatione Dei Verbi 10, PG.25, 113C; р. п. I,204. 476 Quaest. ad Tahl. XLII, PG.90, 408A-B, p.95 [р. п. II,129–130]. ср. св. Афанасия Великого, Contra arianos I,51, PG.26, 120A; р. п. II,243. 477 Quaest. ad Tahl. XXI, PG.90, 313C, p.42–43 [р. п. II, 72]; 316C, p.44 [р. п. II,73]; XXVI,345C-D, p.60 [р. п. II, 91]; Ad Thomam, PG.90, 1044B, f.108a-b. 478 Quaest. ad Tahl. LXV, PG.90, 769A, p.293 (cap. quing. V, 59). Liber ascet. 1. 3, PG.90, 912В, 913С, p.367. 368 [р. п. I,75,76]. Expositio in psalm. LIX, PG.90, 864B-C, p.339 [р. п. I, 211]. Orat. Dom. expositio, PG.90, 901B, p.361 [р. п. I,198]. 479 Ambigua, PG.91, 1348BC, f.238b. Cap. theol. II,76 [р. п. I,249–250]. Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 672BC, p.238. св. Григорий Богослов, Or.40, n.29, PG.36, 400B; р. п. III,249. 480 Quaest. ad Tahl. XXI, PG.90, 313В. 316А, p.42. 43 [р. п. II,72,73]. св. Григорий Нисский, De beatitud. or 4, PG.44, 1237A-C; р. п. II, 406–407; преп. Исихий, Сар. de temperantia 12, PG.93, 1484D. 1485А; р. п.(Добротолюбие II3), с.160.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010