Т. 1 (1852): Номоканон XIV титулов с толкованиями Феодора IV Вальсамона ; «О ересях и Соборах» Патриарха К-польского Германа I (С. 339-369); анонимный трактат о Вселенских Соборах (С. 370-374); часть послания свт. Фотия , Патриарха К-польского, Михаилу, кн. болгарскому (С. 375-388); «Синоптическое изъяснение о Святых и Вселенских Соборах» Нила, митр. Родосского (С. 389-395). Т. 2 (1852): Правила святых апостолов и Вселенских Соборов, а также К-польских Соборов 861 и 879 гг. с толкованиями Иоанна Зонары , Феодора Вальсамона и Алексия Аристина . Т. 3 (1853): Правила Поместных Соборов с толкованиями Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона и Аристина. Т. 4 (1854): Правила святых отцов с толкованиями тех же канонистов; Окружное послание свт. Геннадия I , Патриарха К-польского, и епископов К-польского Собора 459 г. папе Римскому о непоставлении на мзде (С. 368-374); Послание свт. Тарасия , Патриарха К-польского, папе Адриану I о том же (С. 375-385); канонические отрывки из сочинений свт. Василия Великого , свт. Иоанна Златоуста , прп. Анастасия Синаита (С. 386-392); Синопсис канонов (С. 393-416); канонические ответы афонским монахам Патриарха К-польского Николая III Грамматика с толкованиями Феодора Вальсамона (С. 417-426); правила и канонические ответы свт. Никифора I , Патриарха К-польского (С. 427-431); отрывки из номоканона свт. Иоанна IV Постника , Патриарха К-польского (С. 432-446); 66 ответов Феодора Вальсамона на вопросы Патриарха Александрийского Марка III (С. 447-496); др. сочинения Феодора Вальсамона (С. 497-579), в т. ч. о постах в течение года (С. 565-579); сочинения, приписываемые прп. Анастасию Синаиту, «О трех постах» (XII в.) (С. 580-584) и «О посте Пресв. Богородицы» (С. 585-588); из 57-го слова «Пандектов» Никона Черногорца (С. 589-591); трактат Иоанна Зонары о запрете троюродным братьям (δισεξδελφοι, ξδελφοι δετεροι) последовательно жениться на одной женщине (С. 592-597), его же слово о том, является ли осквернением естественное истечение семени (С. 598-614). T. 5 (1855): Соборные решения архиепископов и Патриархов К-польских; новеллы визант. императоров (С. 186-340); ответы, письма, подписи под соборными деяниями и справки по различным каноническим вопросам (С. 341-627). Т. 6 (1859). Алфавитная синтагма Матфея Властаря на основе 3 парижских, 4 венских и 2 афинских греч. списков; индекс ко всей А. с. (С. 519-619).

http://pravenc.ru/text/77096.html

Еще более полное издание писем было подготовлено Досифеем, Патриархом Иерусалимским, а опубликовано епископом Анфимом в 1705 году в Валахии. Это издание включало в себя также письмо к Захарии, Католикосу Армении, на армянском языке, и еще одно письмо к армянскому царю Ашоту, с переводом на латинский язык, который осуществил католический кардинал Анджело Май (Angelo Mai) 6 . В 1860 году письма Патриарха Фотия были опубликованы католическим аббатом Ж. П. Минем в составе греческой патрологии в 102 томе. Это издание включило в себя все выше упомянутые письма, за исключением трех, адресованных епископам Италии. Минь разделил 193 письма на три основные группы: I. Письма, адресованные главным образом особо значимым лицам: императорам, архиереям, общей численностью 24. II. К епископам, клирикам, монахам – 102 письма. III. Письма к мирянам, занимавшим высокие государственные посты. Их число составляет 67. В 1864 году 7 в Лондоне выходит еще одно издание писем Фотия. Над их подготовкой и публикацией потрудился Иоанн Валетта (Ι. Βαλττα) 8 . В это издание вошли 260 писем, которые были разделены на пять групп. К первой группе, состоящей из 84 писем, были отнесены письма, в которых затрагивались различные догматические вопросы, а так же вопросы, касающиеся интерпретации различных мест из Священного Писания . Ко второй группе были отнесены 57 писем, носящих рекомендательный характер. Третью группу составили 15 писем, именуемых утешительными. Затем следуют 64 письма, вошедшие в четвертую группу, в которых Фотий по тем или иным причинам порицает отдельных лиц за жизнь, не соответствующую христианским нормам и принципам. И пятая группа – 40 писем самой разнообразной тематики. В 1896 году известный дореволюционный византинист Афанасий Иванович Пападопуло-Керамевс (1856–1912 гг.) опубликовал 45 неизданных писем Патриарха Фотия, обнаруженных им в двух афонских кодексах 9 . Однако через некоторое время он вынужден был признать, что 24 письма из 45-ти принадлежат не Фотию, а преподобному Исидору Пелусиоту 10 . К слову сказать, он считал, что количество писем Патриарха Фотия может достигать до 1000 11 . Профессор Ф.А. Курганов , признавая большую значимость писем Патриарха, полагал, что значительное их число так и не было обнародовано 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

54(58). К Григорию, брату 55(59). К Григорию, дяде 56(60). К Григорию, дяде 53(57). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому 62(66). К Афанасию, архиепископу Александрийскому 371, июнь 30. К Евсевию, епископу Самосатскому 371, лето 64(68). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому 66(70). Без надписи 371, позднее лето – осень 65(69). К Афанасию, архиепископу Александрийскому 63(67). К Афанасию, архиепископу Александрийскому 371, конец года 75(79). К Евстафию, епископу Севастийскому 371–372, зима 78(82). КАфанасию, архиепископу Александрийскому 371–372 28. К Неокесарийской Церкви, утешительное 29. К Анкирской Церкви, утешительное 114(119). К Евстафию, епископу Севастийскому 234(242). К западным 372, до Пасхи 86(90). К святейшим братиям и епископам на Западе 87(91). К Уалериану, епископу Иллирийскому 88(92). К италийским и галльским епископам 85(89). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому 372, ранняя весна 34. К Евсевию, епископу Самосатскому 372, после 7 сентября 67(71). К Григорию 7. К Григорию, другу 90(94). К Илии, правителю области 76(80). КАфанасию, архиепископу Александрийскому 129(134). К Пеонию, пресвитеру 130(135). К Диодору, пресвитеру Антиохийскому 251(259). К монахам Палладию и Иннокентию 372–373, зима 145(150). К Амфилохию, от имени Ираклида 372 или 373 70(74). К Мартиниану 71(75). К Авургию 72(76). К Софронию, магистру 32. К Софронию, магистру 33. К Авургию 93(97). К советодательному собранию в Тиане 101(105). К диакониссам, дочерям комита Терентия 109(113). К пресвитерам в Тарсе 372(или 371)–377 106(110). К Модесту, ипарху 100(104). К Модесту, ипарху 107(111). К Модесту, ипарху 271(279). К Модесту, ипарху 272(280). К Модесту, ипарху 273(281). К Модесту, ипарху 61(65). К Атарвию 373, май 91(95). К Евсевию, епископу Самосатскому 373, конец июня 94(98). К Евсевию, епископу Самосатскому 373, лето 123(128). К Евсевию, епископу Самосатскому 128(133). К Петру, архиепископу Александрийскому 373, август 95(99). К Терентию, комиту 120(125). Список исповедания веры 96(100). К Евсевию, епископу Самосатскому

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Есть хорошие землеописания. И их можно почитать. Но все понемногу и как бы только для разнообразия. Свое дело держите – и от него внимания не отвлекайте (9, с. 252). 55. Читательнице «Невидимой брани» Ваши недоумения о мыслях «Невидимой брани» зависят от того, что вы смотрите на тамошние уроки не с той точки зрения... В «Невидимой брани» имеется в виду человек, борющийся со страстями и напрягающийся все худое из себя изгнать и все доброе укрепить... Когда он установится в добре и крепок станет, тогда многие из правил или иной вид приимут, или отложатся. В период борения закон: ...все, что может приводить в движение кроющееся в нас зло, мало ли то или велико, должно быть устраняемо от внимания и тем паче от чувства... равным образом должно поступать и с тем, что ослабляет делания, способствующие укреплению добра. Просмотрите с сею мыслию ваши заметки – и сами увидите, с какой стороны они несостоятельны... То, что пишется в сей книге, не для одних монахов идет, а ко всем относится, кто хочет очистить свое сердце. В виду имеется не внешнее положение, а душа (6, с. 56–57). В «Невидимой брани» многие главы переделаны. Та книга католикам писана, а католики об умной молитве... и иных вещах подвижнических иначе от нас судят. Старец Никодим поправил, но не все. Я докончил поправку (6, с. 117). 56. Книги для руководства в духовной жизни Беретесь перечитывать книгу " Что есть духовная жизнь». Добре. Там и ответ есть на ваш первый вопрос... Подобные этой книги еще: «Путь ко спасению», «Письма о дух[овной] жизни по поводу писем Сперанского», 118-й псалом. Все они у вас есть. Извольте их держать особо, на виду и почитывать. К ним же принадлежат и «Письма к разным лицам» (6, с. 30). 57. О творениях святого Феодора Студита Я делаю выборку наставлений монахам из поучений св. Феодора Студита . Премудрый отец! Нежного сердца и пресмиренный! В наставлениях берет сторону не высшую, а самую низшую... видимую деятельность монастырскую и ее одуховляет... В добром исполнении всех послушаний видит путь ко спасению, научая, как эти простые превращать в Божии и Богу угодные...

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

54 . Горский Александр, протоиерей. Неизданные места из «Дневника». Публ. священника А. М: Белорукова. – БВ, 1914, 9/10, с. 367–423. Примеч. ред., с. 367. 55 . Горский Александр, протоиерей. Разные случаи, бывшие по молитвам митрополита Филарета. Публ. П. Н. Каптерева . – БВ, 1914, 9/10, с. 365–366. Примеч. ред., с. 365. 56 . Гумилевский Илия, священник. Служба и акафист святителю Ермогену, Патриарху всея Руси. – БВ, 1916, 9, с. 3–26. 57 . Дело о несостоявшейся канонизации Сильвестра Обнорского. Переписка и документы. Сообщ. П. К[аптерев]. – БВ, 1915, 10/12, с. 545–562. Предисл. без подписи. Примеч. священника Павла Флоренского, с. 547. 58 . Евсевий, архиепископ Могилевский. Письма к А. В. Горскому. – БВ, 1914, 10/11, с. 534. Примеч. ред., с. 534. 59 . И. Магистерский диспут в имп. Московской Духовной Академии. – «Московские ведомости», 21 мая 1914, 116. 60 . Игнатий, епископ (Брянчанинов). Изречения, извлечённые из писем его к монахам. Сообщ. иеромонах Игнатий (Садковский). – БВ, 1913, 4, с. 703–723. Примеч. без подписи, с. 703. 61 . Игнатий, епископ (Брянчанинов). Письма к разным лицам. [Вып. I]. Сообщ. иеромонах Игнатий (Садковский). – БВ, 1913, 6, с. 195–226; 7–8, с. 488 – 519 9. с 1–32; 10, с. 221–229; 11, с. 437–475. То же. Сергиев Посад. 1913. Примеч. без подписи, с. 1. 62 . Игнатий, епископ (Брянчанинов). Письма к разным лицам. [Вып. II]. Сообщ. М. Н. Новоселов, Е. Лебедев. – БВ, 1914, 1, с. 5–12; 2, с. 238–253; 3. с. 429–449; 4, с. 633–649; 1917, 2, с. 179–237. То же. Сергиев Посад, 1917. Примеч. священника Павла Флоренского, с. 91, ред., с. 119. 63 . Игнатий, епископ (Брянчанинов) Поучение в Неделю о самарянине. Сообщ. М. Н. Новоселов. – БВ, 1914, 5, с. 1–5. Примечание без подписи, с. 1. 64 . Игнатий, епископ (Брянчанинов). Поучение о спасении. Сообщ. Μ. Η. Новоселов. – БВ, 1914, 1, с. 1–4. 65 . И. Д. Кончина праведника... югского иеромонаха Адриана (+ 1853). – БВ, 1917. 1, с. 74–76. 66 . Из хозяйственной истории «Богословского вестника» за 25 лет. – БВ, 1916, 10/12 г

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

38 О содержании сего письма знаем из ответа на него Императора Мануила. Script. Veter. Т. VI. p. 339. 42 Послание к Иоанну. Орр. S. Суг. Т. V. par. II. р. 106. Слова заимствованы из исповедания восточных епископов, которое св. Кирилл одобряет. 47 Известно и другое сочинение Феориана, в котором он слишком снисходительно рассуждает об употреблении опресноков в Евхаристии: Epistola Theoriani ad sacerdotes in montibus degentes. Conf. Lequien. Dissert. Damascen. T. VI. p. 87–89. 49 Chronic. Barhebræi in Assemani Orient. Т. II. р. 364, 365. К Михаилу, иаковитскому католикосу, писал и Император с Феорианом во второе его путешествие к армянам. Феориан не мог лично доставить сие письмо Михаилу, но в Хисуме получил в ответ на него исповедание веры монофизитов, и имел прение с посланным от Михаила ученым монофизитом Феодором и Епископом Хисумским Илиею. Script. Veter. Т. VI. p. 387–405. Assem. Orient. Т. II. p. 213. Lequien. Or. Chr. T. II. p. 1389 et sq. 50 Письма Григория к Императору Мануилу и к своим епископам и монахам сохранились доселе. Neumann. Gesch. d. Armen. Litter. S. 166, 167. 51 Деяния сего Собора описаны Галаном в его сочинении: Conciliatio Eccles. Armen. Cap. 22, part. 1. p. 331. Ho мы не имеем под руками сей истории. 53 Речь сия в переводе на немецкий язык помещена в журнале Ильгена. Zeitschrift für d. Historisch. Theologie. 1832г. IV Band. 2 Stück. S. 133–198. 57 Был Католикосом с 628 до 640 года. Собор был открыт по предложению Императора Ираклия в Ерзеруме. Neumann. Geschicht. Litter. 1. 97. 58 По объяснению Неймана, должен быть Ваган или Иоанн VI в X столетии. О его согласии на соединение с Православной Церковью свидетельствует и летопись армянская у Галана. Lequien Or. Chr. Т. 1. p. 1394. Хотя история Армении, писанная сим Иоанном, и не доказывает его расположения к православному учению; но замечают разность, в его суждениях о Халкидонском Соборе, между той частью истории, в которой он описывает события, случившиеся до его патриаршества, и той, где говорит о делах времени своего правления. Histoir. d " Armenie par le Patriarche Iean VI. trad. par. S Martin. Par. 1841. Notice p. X. XI.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

55 Игнатий (Брянчанинов), свт. Правила наружного поведения для новоначальных иноков//Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 5. М.: Паломник, 2003. С. 18. 56 Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев: в 2 т. Введенская Оптина пустынь, 2000. Т. 1. С. 334. 57 Феодор Студит, прп. Малое оглашение. Оглашение 125//Творения: в 3 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 227. 58 Игнатий Брянчанинов, свт. Правила наружного поведения для новоначальных иноков//Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 5. М.: Паломник, 2003. С. 9. 59 Нил Синайский , прп. Аскетические наставления преподобного Нила Синайского 1. 153 главы о молитве. 165//Добротолюбие. Т. 2. М., 1895. С. 227–228. 60 Василий Великий, свт. Правила, пространно изложенные. Правило 38. Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 206. 61 К таким трудам могут быть отнесены, например, подготовка к престольным праздникам обители, общая уборка территории, некоторые сельскохозяйственные работы, которые выполняются всей братией сообща. 62 Василий Великий, свт. Подвижнические уставы. Глава 23//Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 367. 63 Правила для Троицкого Одигитриевского женского общежития. Глава 29//Душеполезное чтение: год двенадцатый. М., 1871. С. 103. 64 Феодор Студит, прп. Великое оглашение. Ч. 2. Оглашение 21//Творения: в 3 т. М.: Сибирская благозвонница, 2010. Т. 1. С. 475. 65 Амвросий Оптинский, прп. Письма к монашествующим. Письмо 291//Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М.: Паломник, 1995. С. 45. 66 Феодор Студит, прп. Подвижнические монахам наставления. Слово 49//Добротолюбие: в 5 т. Репр. воспр. изд. 1889 г. М.: Паломник, 1998. Т. 4. С. 121. 67 Амвросий Оптинский, прп. Письма к мирянам. Письмо 38//Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М.: Паломник, 1995. С. 47. 68 Устав преподобного Пахомия Великого//Древние иноческие уставы. Репр. воспр. изд. 1892. Рига: Паломник — Благовест, 1995. С. 131. 69 Иоанн Лествичник, прп. Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец//Лествица. М.: Правило веры, 2001. С. 483.

http://azbyka.ru/polozhenie-o-monastyrya...

55 Лука (Земсков Яков Савельевич) род. в 1880 г. в Ярославской губ., в 1905 г. поступил в Валаамский монастырь, в 1909 г. определён в послушники, в 1912 г. пострижен в монашество, в 1917 г. рукоположен во иеродиакона, в 1922 г. посвящён во иеромонаха; заведывал монастырской гостиницей, в 1926 г. во время календарных гонений Финляндским Церковным управлением лишён права священнослужения, в 1935 г. принёс покаяние, в 1942 г. назначен ризничим, в 1957 г. переехал в Псково-Печерский монастырь, где и скончался в 1968 г.;1968 г.ий монастырь, скончался вырь, почил о Гоннослужении, , нтролем Финляндии.ней Советско-финнской войныть финский и Инлянди перед смертью несколько дней причащался Святых Христовых Тайн. 56 Отец Марк (Леонид Леонтьевич Шавыкин) род. в 1910 г. в дачном селении Райвола на Карельском перешейке. В 1927 г. окончил реальное училище, продолжил образование в Хельсинки (Гельсингфорсе), приехал в монастырь в 1931 г., был принят на послушание, в 1934 г. пострижен в монашество игуменом Харитоном, был его келейником; в 1942 г. посвящён во иеромонаха; с 1954 г. проходил церковное служение в США, в 1956 г. возведён в сан игумена, в 1960 г. — архимандрита, в 1969 г. в Свято-Николаевском храме г. Нью-Йорка хиротонисан во епископа Сан-Францисского, в 1970 г. освобождён от управления епархией, становится титулярным епископом Ладожским; в 1983 г., согласно прошению, уволен на покой; скончался в 1989 г., погребён на кладбище Нового Валаама рядом с могилой игумена Харитона. 57 Выдержки из писем иеродиакона Сергия опубликованы: Т. Шевченко. Письма Нового Валаама//Альфа и Омега. 2008. 3(53). 58 См.: Записки настоятеля Валаамского монастыря игумена Харитона (Дуна­ева) о воссоединении монастыря с Московской Патриархией в: Шевченко Т. И. Валаамское охранительство: финляндский период//Вестник ПСТГУ (II). 2008. 3. С. 91–100. 59 Митрополит Григорий (Чуков) посетил переселившееся в Папинниеми Валаамское братство осенью 1945 г. и присоединил Валаамский монастырь в каноническое послушание Московской Патриархии. В административном отношении, однако, монастырь остался в ведении Финляндского Церковного управления. Митрополит пообещал, что в скором времени монахам будет разрешено перебраться на Старый Валаам, в чём оказались незаинтересованы советские власти — монахи так и не вернулись на свой остров.

http://pravmir.ru/pisma-novogo-valaama/

Братия наши тебе кланяются, и благодарят за память об них. Просишь моего благословения для начатия заниматься переплетным мастерством. Если есть на это воля настоятеля вашего и благословение, то благословит Господь. Остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный И. М. Отца М-а письмо получил, поздравляю его с получением монашеского образа и желаю ему пожить достойно сего звания, а оное есть смирение; писать – сам не могу, а посылаю ему недостойное мое благословение. 108 Почтеннейший о Господе N! Пишешь ты, что проходишь пономарское послушание и часто оскорбляешь других; сам же не переносишь укоризн, и смущаешься, видя частые поползновения свои. Смущаться не должно, а надобно смиряться и просить помощи Божией, и каждый день полагать начало; когда исправишь что-нибудь, то должно благодарить Господа и отнюдь не приписывать исправления своим силам; сия измена десницы Вышняго ( Пс.76:11 ); не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дадим славу ( Пс.113:9 ). Мы должны всегда подвизаться против страстей своих, наипаче же против гордости; но в короткое время совершенно победить их невозможно. Спрашиваешь меня: как приготовить себя к принятию великого ангельского образа? Так как образ монашества есть образ смирения, то и советую тебе стараться снискивать сию царицу добродетелей. Касательно посещения тебя гостями спрашиваешь: как избавиться от этого? Очень просто: не приглашай, то, вероятно, никто и не придет; а если и придет, предложи ему духовную беседу, – то может быть и не будут ходить, сам же остерегайся празднословия. Остаюсь желатель твоего спасения, многогрешный И. М. 14 декабря 1857 года. 109 Достопочтеннейший о Господе отец N! 10 Ты пишешь, что враг борет тебя сильнее против прежнего, и что здоровье твое слабеет; что делать? надо молиться Богу и просить Его святой помощи. Прочти у св. Иоанна Лествичника , в русском переводе, слова 15-го стих 57, что помогает много во время этой брани; также – в той же степени стихи: 78, 79, 80 81, 82 и 85; в них изложены случаи, в коих наиболее бываем боримы и средства противостать им, в чем и да поможет тебе Господь. Что же касается до клеветы, поношения и других искушений, надобно потерпеть, памятуя блаженство, обещанное тем, которых поносят и рекут всяк зол глагол... ( Мф.5:11, 12 ). Да и притом, что же мы за воины, когда не будем сопровотивляться врагам, и дадим им вход к нам. Господь да укрепит тебя, возлюбленный брате, и да поможет тебе снискать смирение и успех в других добродетелях. Испрашиваю на тебя благословение Божие, остаюсь желатель тебе здравия и спасения и сомолитвенник, многогрешный И. М. 3 мая 1858 г. 110

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

145 Вот замечательное отличие древнейшего иерусалимского устава от позднейшего, относительно пищи в великую субботу и сходство с уставом студийским. 150 Описание его, преимущественно со стороны филологической, сделано Даничичем в гласнике Сербского Дружества XI 189–203. Подробным описанием этого замечательного устава мы обязаны проф. П. А. Кулаковскому, которому приносим искреннюю благодарность. 152 Феодосий Ростовский, в половине XV в., ссылался в доказательство поста накануне богоявления на уставы: иерусалимский, святой горы и студийский и вероятно воспользовался правилами последнего, когда допустил разрешение в этот день монахам на сыр, молоко и рыбу, а мирянам на мясо. В своем исповедании он отказался, правда, от этого мнения, назвав его бесчинством, но не сам, конечно, выдумал его и пустил в ход, а был наведен на эту мысль студийским уставом, где в навечерие рождества и богоявления, когда оно случится в субботу, или воскресенье, полагается правый обед и рыбы, как и в κατχησις χρονικ. (Migne Τ. 99. р. 1697) О Феодос. см. Акты Истор. 1. 57. 153 В семье славянских уставов списки этого рода составляют особую редакцию. Самым древним из них должен быть признан устав Импер. Публичн. Библиотеки, написанный в 1406 г.; затем следуют: Румянцевского музея и библ. Казанского университета. Подлинник же Афанасия малейшего в единонравных, как он сам себя величает, не сохранился. К той же редакции относятся синод. уставы 385–332, 386–678 и Троицк. лавр., 239, 240; не говорим о позднейших. Число их очень значительно, и на долю афанасиева устава выпала, как видно, большая известность. 154 Перевод был сделан в 6905 г. Рукоп. находится в Импер. Публ. библиотеке. См. Опис. рук. Толстова и Срезневск. Древние памят. р. письма, стр. 129. 155 В слав. списке сочинений Никона Черногорца из библ. Μ. Д. Академии, 123–1569, им соответствуют в первом слове тактикона гл. 17–24. Но выдержки в уставе приводятся то короче, то полнее, сравнительно с подлинником. 156 Ссылка, впрочем, неудачная. Феофил говорит о навечерии богоявления, которое, в смысле παραμον, statio само по себе было днем постным; но понедельники, среды и пятки пятидесятницы не подходили под это правило, потому что вся пятидесятница считается временем непостным, и, следовательно, передает тот же характер и каждому из седьмичных дней. Но Никон, как мы уже заметили, отправляется от другого принципа и признает неразрешаемость середы и пятницы по внутреннему значению этих дней. Тем же правилом руководится и патриарший собор в своем ответе Феогносту Сарайскому о неразрешении поста по средам и пятницам, кроме рождества Христова, богоявления, недели пасхальной, недели по пятидесятнице и мясопустной. (Р. И. Б. VI. 135). Неделя сырная не входит в это число, и конечно на основании запрещения высказанного Николаем Грамматиком.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010