3.50 72. Полагайте начало жить не по-своему, а по заповедям Божиим. В семье добрым благоуправлением по страху Божию сохраняйте мир и убегайте смущения 3.51 73. Христианин всегда стоит на страже, оберегаясь волков мысленных 3.52 74. С терпением и молитвой надо нести послушания 3.53 75. В семействе успевайте более терпением и кротостью, нежели строгостью 3.54 76. Вражда разрешается смиренным поклонением друг другу 3.55 77. Благословение на путешествие по святым местам 3.56 78. Благословение на поступление в монастырь. О важности преуспеяния в христианских обязанностях 3.57 79. Принятие в число братства зависит от Бога и от отца строителя 3.58 80. «Нужницы восхищают Царствие Небесное» (Мф., XI, 12) 3.59 81. Не слушай греховных помыслов, вспомни суд Божий и смерть 3.60 82. Желание исправления без благого начала мертво есть 3.61 83. Как избавиться от недуга пьянства? 3.62 84. Поздравление с праздником Воскресения Иисуса Христа 3.63 85. Храните свою совесть и открывайте худые помыслы 3.64 86. Не отчаивайся о спасении своем, но уповай на беспредельное Божее благоутробие. Смири себя пред Богом и пред людьми 4 Письма к мирским особам 4.1 87. О прибытии в Александро-Свирский монастырь 4.2 88. Мы обязаны всячески молиться за творящих нам напасть 4.3 89. «Да не заидет солнце во гневе вашем» (Еф., IV ,26) 4.4 90. При избрании супруга следует чтить и слушаться родителей 4.5 91. Смерть детей бывает за невоздержание и нехранение Божиих заповедей 4.6 92. Старайтесь смириться и умиротвориться, и козни вражие не возобладают вами 4.7 93. Покой достигается только смирением и терпением. Славолюбие, сластолюбие и сребролюбие - три главные страсти, от которых побеждаемся 4.8 94. Самомнительная набожность доводит до расстройства и болезни 4.9 95. Вся злоба есть семя дьявольское 4.10 96. Промысел Божий нами управляет 4.11 97. Не смущайтесь, а благодушествуйте и благодарите Премилосердого Господа 4.12 98. Примиритесь с мужем. Подавайте собой пример, чаще молитесь 4.13 99. Да поможет Господь развязаться с миром. Мы сами ничего не можем устроить, а во всем должны полагаться на волю Господню

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

13 и далее). Как быть? Чем себя поддержать и укреплять? У св. Исаака в 51 слове прочтите отделение «якоже предаемые» и далее. Да падут сии малые семена слова, взятые из богатой житницы отцов, на землю сердца вашего, и росою благодати Божией орошена да будет земля сия и принесет плод подкрепления и утешения унывающему духу вашему, о чем дерзаю смиренно молить Его благость. 1856 г. 367 Мы желаем, чтобы были поборники в Церкви православной, защитники ее: верно y Бога есть много таковых, и не попустит помрачить света истины в верных чадах ее: свет во тьме светится и тьма Его не объят ( Иоан. 1:5 ). Судьбы Божии нам неисповедимы: почему Он допускает в пшенице Божией посевать плевелы, и почему повелевает оным расти до жатвы. Сколько было нечестия во Израиле, народе избранном, и сколько же долготерпелив Господь? Сколько веков люди, погруженные во тьму язычества, гнали и мучили чад Христовой Церкви? Восставали ереси; для чего? да искуснии явятся! ( 1Кор. 11:19 ), и ныне поток нечестия разливается; a чего ради так допускается от Бога – нам непостижимо. Кто испыта ум Господень, или кто советник Ему бысть ( Рим. 11:34 )? Предадим себя воле Божией и будем молиться и ожидать от Него помощи. Присланную вам брошюру мы читали и видим из нее горькую истину; a дела идут вперед; все y них в руках; остановить трудно. Кто вонмет гласу сему? и кто поможет, аще не Сам Господь! Будущее от нас закрыто непроницаемою завесою. 1857 г. 368 По прочтении письма вашего, сердечно возболел скорбию о лишении вашем от огненной стихии: имея прекрасный дом, со всеми удобствами для семейной жизни, видите теперь одни развалины и прочих ваших граждан, пострадавших сею же участию; скорбь велика! И чем можем укрепить себя в оной? Только покорностию воле Божией; и надежда на всепремудрый и всесильный Промысл Его может нас укреплять и вливать отрадный бальзам в огорченные сердца. О глубина богатства и премудрости и разума Божия, кто бо разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть ( Рим. 11:34 )? Судьбы Твои, Господи, нам непостижимы, чего ради попущаешь сему быти; но благость Твоя, Господи, все творит, любя нас и ища спасения нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 1; К. 38. Ед. хр. 13; К. 40. Ед. хр. 4, 9, 12, 13; К. 43. Ед. хр. 5-11; К. 44. Ед. хр. 4, 11; К. 45. Ед. хр. 4, 7; К. 50. Ед. хр. 6-10; К. 51. Ед. хр. 6, 12; К. 76-83 (К. 83 до Ед. хр. 26); Ф. 214. Опт. 298, 299, 359-360, 400-2, 409, 487, 497, 510, 547, 576, 578, 599, 658 и др.; ГИМ ОПИ. Ф. 409. Д. 35; Ф. 124. Д. 140; РГАЛИ. Ф. 236. Оп. 1. Ед. хр. 19, 28, 90; Ф. 2980. Оп. 1. Ед. хр. 1319; РНБ. Ф. 850. Д. 360. Соч.: Макарий (Иванов), прп. Собр. писем. [Козельск], 1862-1863. 6 ч.; СПб., 1993-1994п. [Т. 1-3]; он же. Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную молитву Иисусову и о смирении. [Козельск], 1908; Киреевский И. В. Разум на пути к Истине: Философские ст., публицистика, письма: Переписка с прп. Макарием (Ивановым), старцем Оптиной пуст. Дневники/Сост.: Н. Лазарева. М., 2002; Письма вел. оптинских старцев/Сост.: А. Д. Червяков. М., 2003; Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. [Козельск], 2009п. 2 т.; Переписка К. Зедергольма со старцем Макарием Оптинским (1857-1859)/Сост.: Г. В. Бежанидзе. М., 2013; Собрание писем прп. Макария Оптинского к мирским особам/Сост.: С. О. Захарченко, В. В. Каширина, Т. В. Панюкова. Петрозаводск, 2010-2014. Т. 1-3; Собрание писем прп. Макария Оптинского к монахам/Сост.: С. О. Захарченко, Т. В. Панюкова. Петрозаводск, 2014. Т. 1-2. Ист.: Леонид (Кавелин), иером. Последние дни оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1860; он же. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пуст. иеросхим. Макария. М., 1861; Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария/Сост.: архим. Агапит (Беловидов). М., 1997. С. 196; Никодим (Кононов), архим. Старцы: о. Паисий Величковский и о. Макарий Оптинский и их лит.-аскетическая деятельность//ЖПодв. Сент. С. 476-477. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи. СПб., 1847. Ч. 2; он же. Ист. описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/2561314.html

Верующему вся возможно, если же вы, оставив Бога, прибегнете к магнитизму, противоестественному средству, то я уже ничего не могу вам сказать 31 . 216 9 июля получил я первое письмо ваше, почтеннейшая N N, из.... от 23 июня. Очень рад, что имею о вас известие, но больно и горько слышать о ваших скорбях, которые не умаляются, но умножаются и отягощаются. Странное дело! Убогие скорбят, что не имеют насущного хлеба для себя и семейства, a богатые, при всех благах и дарах Богом посылаемых, поражаются скорбями, еще большими нежели они. Что же это значит? Кто этому причиною? Наше душевное устроение, a Промысел Божий устраивает по непостижимому для нас Его смотрению все на пользу. Находясь в безскорбной жизни, мы забыли бы себя и уклонились бы всем сердцем к миру и его обольстительным удовольствиям, которые повреждают душу и отлучают от Бога: a когда сердце поражено скорбию, то уже невольно умирает миру, его ничто не обольщает; не находя нигде утешения, прибегает к Богу и конечно получает по временам утешение. Бог – любовь есть и от любви Своей посещает нас скорбями, видя, что неполезна для нас отрадная жизнь. Св. Писание говорит: егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет ( Притч. 3:12 ). Надобно в скорбных сердечных чувствах, принимать в память Божию к нам любовь и попечение о нашем спасении, ибо по Писанию: многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие ( Деян. 14:22 ), и посему вы стоите на скорбном пути, ведущем в живот вечный. Излейте пред Богом скорбь сердца вашего, являя покорность Святой Его воле, то Он ниспошлет бальзам утешения от Своего милосердия, a когда будет Его воля и вам полезно, то и совсем свободит от скорбей... Не думайте же, что вы одни страдали, слышно, что.... очень расстроен и страдает душевною скорбию, a это также для вас скорбно. Если бы мы в скорбях наших сами себя укоряли, находя причину в своем устроении или греховности, то удобнее переносили и избавлялись бы скоро от скорбей; но мы вместо того видим других виновных нашим скорбям, от чего и скорбь умножается и отягощается, о чем подробно и ясно изъясняет св. Исаак Сирин в 51 слове. Сердечно сожалею о ваших скорбях и о том, что не могу вас как должно утешить, это состоит в воле Божией. Молитесь Его благости, и я грешный дерзаю молить Его о даровании вам мира и спокойствия. О моем здоровье что вам сказать: я не болю постоянно и не лежу, a часто ослабеваю в силах; кажется лета мои сему причиною, но буди во всем воля Господня! 217

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Напротив того самосмысление руководствует почти всеми, и стать против него трудно и опасно: и едва ли не бесполезно с нашими силами. Не отрекаемся по временам отвечать на ваши письма как и прочим, чем нас Господь вразумит; и то при свободном времени и отвечая вам осторожно, яко особе нами уважаемой, к нам весьма благорасположенной и достойно всеми чтимой, a не яко к нашему послушнику или ученику, с которыми мы обращаемся иначе, и что вы сами изволите увидеть, когда удостоите посещением своим нашу святую обитель и грубого старца, которого вы желаете нарещи своим наставником. 51 Достопочтсннейший о Господе N N Писанием вашим, от 24 числа октября, с людьми вашими присланным, изъявляете моей худости известную мне вашу слабость, от коей не только не воздержались, но еще видите в себе усилившуюся и более по случаю известному.... Желая найти успокоение совести, терзающей ваше сердце, делаете свои заключения, по вашему понятию, приводя из ветхого и нового завета тексты священного писания и течение естественного порядка; однакож ни в чем оном не находите себе успокоения, и могли бы прийти во отчаяние, ежели бы не слова святого Апостола Павла, что самая вера и добродетель не от дел, но дар Божий; и так вы припадаете ко Господу с покаянием и прошением, победив в вас все противное воскресить или возродить в вас нового духовного человека, в чем однакож просите моего наставления и вразумления? Хотя я чувствую слабость моего здоровья и лишение сил к написанию вам своеручного ответа, но так как вижу веру вашу ко мне, убогому, диктованием чрез другого сие вам пишу, желая как мнения ваши обратить к истине, так и указать средство: где и как искать исцеления болезнующей душе вашей. Истинно и несомненно то, что грешнику, ощутившему свои грехи и биемому от угрызения совести, должно искать прощения и исцеления язв своих y милосердого нашего Спасителя, искупившего нас крестною смертию, пролитием пречистой Своей крови, принесшего Себя Богу и Отцу в жертву о грехах наших; но Он, совершая дело спасения нашего, даровал нам Божественное Свое учение, основал на земле Церковь , установил святые таинства, поставил пастырей и учителей церковных; и посылая святых Апостолов, сказал; шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам; иже веру имет и крестится, спасен будет, a иже не имет веры, осужден будет ( Матф. 28:19 ); и прежде сего: слушаяй вас Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается пославшаго Мя; и аще преслушает Церковь , буди тебе якоже язычник и мытарь; и аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и аще разрешите на земли будут разрешена на небесех ( Лук. 10:16 ); все сии слова относятся от святых Апостолов и до преемников их, – церковных пастырей и учителей, даже до сего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Хотя теперь и Четыредесятница, но не хочется упустить случая написать вам докучливую сказку, которую мы недавно прочитали в одной книге напечатанную: жили-были журавль да овца, накосили они себе стожок сенца; не начать ли басню опять с конца. Басня эта очень похожа на мое положение. Всякий день начинай опять с конца выслушивать докучливую сказку. 15 марта 1883 г. 51. БЕЗ СКОРБИ НЕ СПАСЕШЬСЯ У нас стоит прекраснейшая погода. Все пользуются открытым воздухом. Аз же, грешный, по грехам моим сижу всё взаперти, как в темнице. Не напрасно в Писании сказано: «Воздаётся коемуждо по делом его» (Ср.: Пс.61:13 ) или в сей жизни, или в будущей. Праведен Суд Божий. Хотя читаем во многих местах Писания, что Господь благ, преблаг, щедр и многомилостив, но милосердие Свое растворяет и правдой, и правосудием. Господь помиловал разбойника на кресте, сознавшего свою вину и исповедавшего благость и праведность Господа; но разбойнику этому пришлось потерпеть, кроме крестных страданий, и то, что пришли и перебили ему голени, и он на одних руках висел три часа в ужасном томлении и мучении. Поэтому никто да не помышляет, что благоразумный разбойник легко наследовал рай. Правда, что получил это скоро, но не без великого страдания, и томления, и мучения. Немного таких людей, которые терпят скорби и гонения за одну благочестивую жизнь, по сказанному от Апостола: «Вси же хотящии благочестно жити, гоними будут» ( 2Тим. 3: 12 ). – Все же остальные терпят скорби и болезни для очищения прежних грехов или для смирения горделивого мудрования и для получения спасения. Прошу у всех вас молитв святых о моей худости и неисправности, как заповедует святой апостол Иаков: «Молитеся друг за друга, яко да изцелеете» ( Иак. 5: 16 ). 7 мая 1883 г. 52. МИР ДУШЕВНЫЙ ЗАВИСИТ НЕ ОТ ДРУГИХ, А ОТ НАС САМИХ Описываешь продолжение, по твоим словам, неопределившегося твоего положения. Не определяется же оно от нашего душевного расположения. Дело спасения нашего требует на всяком месте, где бы человек ни жил, исполнения заповедей Божиих и покорности воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Я об вас крепко соболезную, но что я есмь? и чем могу помочь? Слово мое не имеет помазания, чтобы могло излить бальзам утешения на скорбящее сердце ваше, но во сколько неисчислимо крат Господи. вас любит и жалеет вас, это непререкаемая истина: «аще бы и жена забыла исчадие свое, Аз же не забуду тебя», глаголет Господь ( Ис. 49:15 ) чрез пророка, и вы сами сознаете, что «любовь Божия, очищая прежние грехи огнем скорбей, действует по благости своей», но говорите: «мне больно, я ад вкушаю день и ночь; сил нет, я и кричу, вопию ко Господу, a Господь не слушает меня». Здесь потребна вера! Господь попустил так быть и действует; видно, еще не исполнилось ваше испытание, неужели Он не силен подать вам помощь и возвестить кому из могущих снабдить вас деньгами? Но мы не знаем всепремудрого Его сокровенного о нас промысла. Вам тяжело, очень верю и сожалею: кому же не бывает время то тяжело, в неже ядом бывает искушений напояем? (св. Исаака 37 слово); но к прискорбию моему вижу, что от многой скорби y вас выражается ропот на свою участь и на людей могущих и не помогающих вашим кровным нуждам; но еще уязвляющих вас словами. Боюсь и я, пиша к вам сие, как бы не нанести язвы к язвам, но Бог видит мое намерение и желание, чтобы привести вас к принятию всего оного скорбного, с покорностию воле Божией, a не с ропотом, ибо ропот не только не облегчает, но паче отягчает положение человека. Это не мое слово, но св. Исаака; в 51 слове, на странице 256, прочтите и оным себя укрепите. Переход очень труден, но что же делать? Если Бог тако устраивает, то Он силен, по испытании вашем, даровать вам и отраду. Молитесь! молитесь! вдовица и неправедного судию умолила, кольми паче милосердый Отец не презрит моления чад Своих, вопиющих к Нему. 21 марта 1859 г. 372 Прежде всего приветствую вас и почтеннейшее семейство ваше с приближающимся праздником воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Христос воскресе! Вы встретите сей праздник в собственном домике и верно спокойнее, нежели в том большом и каменном, при настоящем вашем положении; здесь смирнее, a там горделивее: a уже до гордости ли теперь? Спаси Господи и помилуй! На кого же Господь призирает? не на смиренного ли? При самом начале вступления в оной вы уже были утешены смотрением Божиим: по множеству болезней моих, утешения Твоя возвеселише душу мою ( Пс. 93:19 ); не сбылось ли это на вас? Бог милостив! Да воздаем Ему благодарение: «благодарение приемлющаго прощряет дающаго, еже дати дарования больша первых; неблагодаряй о меньших и о больших, ложь есть и неправеден,» (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Вы упрекаете меня за выражение «и свои и приезжие отвлекают меня больше к вам написать». Неужели вы считаете сим словом вас исключенных из числа своих? Напрасно! Это только сказано для отличия от проезжих, дабы различить с ними живущих в обители братий. Я сим вас ни как не желаю оскорбить, да желал бы я, чтобы вы видели меня, в каком я находился тогда положении: только что приехал, нашел писем более 50-ти, приезжих полные гостиницы; все они, или я со всеми должен был разделять время, и особенно с каждою особою заняться; a тут братия идут (уже не скажу свои), надобно с ними, с каждым заняться; где ж мне было возможно писать большие письма? Ум был так расточен, a силы в изнеможении, что и краткими строками едва мог только некоторым написать. Может, кто имеет обширные дарования, a я, сознаюсь, одно, два письма напишу, и уже нахожусь в изнеможении умственных сил; и чем далее идет, тем больше чувствую и слабость телесную, и слабость зрения, перо уже трудно подчинить. Вы меня простите за такое пространное объяснение, я оным желаю вас восставить от преткновения. Ежели ж не верите мне, то как вам угодно, a моя совесть мирна. Испрашивая на вас и на все ваше семейство мир и благословение Божие, с почтением моим остаюсь ваш недостойный богомолец, многогрешный И. М. 16 октября 1843 года. 295 Почтенные сестры.... доставили мне ваше писание, от 24 ноября писанное; вижу ваши скорби, и верю тягости оных: но что ж нам делать? Когда Отец наш Небесный простирает жезл Свой к наказанию чад Своих, не да оскорбит их, и да спасет в вечной жизни. В 51-м слове Исаака Сирина прочтите о сем, там найдете: когда помянем грехи наши и неправды, то скоро избавляемся; a когда ропщем и обвиняем других, то более скорби увеличиваются. Вы и сами знаете, что ропщущего не терпит Бог, надобно же себя от сего удерживать, для своей же пользы. Окиньте взором нынешнее время, кто – похвалится благоденствием? Торговля повсеместно тиха, a расходы велики, – покупать не за что, благословение Божие изобилием хлеба не утешает; потому что мало денег за оный получают; и едва могут уплачивать, за давно уже истраченные деньги, проценты, a жить нечем. Кажется, все это наказательный промысл Божий печется о спасении душ, удерживая от гибельной роскоши.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Да будет вам основание твердо и столп крепости – вера! Веруйте, что все случающиеся с нами встречи не суть слепые, но по воле Божией происходящие, когда промысл Божий столь внимателен к твари, что и птица едина не падет без воли Божией, и влас главы вашея не погибнет без оной, то может ли коснуться сердца нашего какая скорбь без повеления Создателя, ведущего вся тайные изгибы его и силу к понесению посылаемой скорби. Наказует же скорбями не только грешных, как мы, но и праведным бывают испытания; a нам к наказанию за грехи и ко очищению их. Но все творит от преизобильной любви Своей. егоже бо любит Гоаюдь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог: который бо есть сын, егоже не наказует Отец. аще же без наказания есте, Ему же причастницы быша вси: убо прелюбодейчищи есте, a не сынове ( Евр.12:6, 7, 8 .). Это учение св. Апостола должно принести вам укрепление; и много есть приличного и нужного о сем предмете в св. писании учения, которое оставляем вам самим испытать, потому что вы довольно сами читали. Не забудьте прочитать Апологию св. Димитрия Ростовского во утоление скорби, Господь силен вас укрепить, утешить, свободить. Между тем предлагаем вам наш совет: полагать себя виновным и достойным скорби, хотя не тем, в чем имеют на вас подозрения; но, может быть, есть какие другие грехи, которые праведный суд Божий наказует, ко очищению. И когда будем принимать наказания с таким разумом, то скорби облегчаются, и совсем упраздняются. A когда будете обвинять других, то более отягощаются. О чем св. Исаак Сирин пишет в 51-м слове: «егда за согрешения наша, которыя не разсмотрительно соделали, от милости предаемы бываем в руце Праведнаго Судии всех, тогда повелено бывает повергнуть нас под жезл искушений, пока облегчится для нас будущая мука. Когда приближится к нам оный жезл Судии, смиримся, и помянем неправды, и исповедание сотворим пред Отмстителем, то малыми искушениями скоро избавимся. Ежели же ожесточимся в скорбях наших, и не исповемыся, яко виновные оным, и достойны еще больше сих пострадати; но обвиняем людей, иногда же и бесов, a в некое время и правду Божию; и оправдываем себя, утверждаем неповинных быти в таковых делах, и сие помышляем и глаголем: a не помышляем, яко Бог больше нас знает и яко по всей земли судьбы Его суть; и яко без заповеди (без попущения) Его, не бывает наказуем человек; за сие оставляемы бываем от Бога без помощи; и сего ради все находящее на нас (скорбное) всегдашнюю печаль в нас сотворяет, и скорби наши трудны бывают и от одной к другой, как ужем привязаны бываем, пока познаем себя и смиримся».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Но что может моя молитва? Может быть, любовь Божия к вам ищет вашего очищения скорбными испытаниями. В таком случае надобно иметь подвиг в училище веры и преданности всепремудрому промыслу Божию, пекущемуся не токмо о внешнем вашем жительстве, но и о спасении души вашей. Ежели мы признаем себя грешниками, то должны признать себя и достойными наказания, и когда они нам посылаются, то видеть в сем праведную руку Божию, карающую нас здесь, дабы избавить вечного наказания; вместо ропота, понудить себя смиренно подклонить выю свою под крепкую руку Божию, и благодарным сердцем воссылать к Нему молитвы: за любовь Его; ибо: «егоже любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет» ( Евр. 12:6 ). Прочтите y св. Исаака Сирина в 51 слове, на 91 листе 43 , на обороте: «якоже предаемии....» вы увидите, что чрез сознание и покорность подучается облегчение и избытие скорбных; a за ропот и обвинение других отягчение и продолжение оных. Да подаст Господь вам утешение в скорбях ваших. Усердно желаю сего, и с почтением моим остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 24 августа 1850 года. 337 Письма ваши, от 8 и от 15 числа сентября, получил. Первым письмом я много огорчился, по участию в вашем положении; a еще и видя ваше малодушие в посещающих вас торговых невыгодных оборотах и домовых семейных расходах; что все вас тревожит и огорчает. Я много писал вам, сколько Господь вразумлял, к вашему утешению. Теперь только скажу, чтобы судьбы Божии не отступали от вашего разума, что с нами происходить невольно – все промысл Божий и судьбы Его, нам неисповедимые, действуют. Благодетельствующая и карающая нас рука Его все движима есть отеческою любовию, к нашему спасению. Пребывающие без наказания прелюбодейчищи есте, a не сынове. Св. Исаак Сирин пишет: «и от сего познаваем есть человек, яко промышляем есть от Бога, егда пошлет ему Бог присно печали». Принимая с благодарным сердцем жезл отеческий, вы скоро получите и избытие скорбей и утешение душевное и телесное. О чем, аще и недостоин есмь, смиренно молю милосердого Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010