С такими-то борцами боровшись, надобно на них и оружие крепкое имети, a оное есть, со всеми известными, – смирение, которому никак не могут они сопротивиться, a без оного, сражаясь с ними самонадеянно и гордо, всегда бываем побеждаемы. Для того-то Господь попускает нам и падать, чтоб смирились, к чему прилично написанное в 58 слове святого Исаака Сирина : «еже неким случаем греха поползатися, явительно есть естественныя немощи, занеже полезне попустил есть Бог души приятельней той быти страстей: усмотре бо не вышшу сих ту уставляти прежде второго паки бытия. Еже приятельней тей быти страстей, полезно есть ко убоданию совести, a еже пребыти в сих, безстудно есть и безсрамно». Еще прочтите y него же слово 7 и 46 и святого Иоанна Карпафийского , в главах (в IV части Добротолюбия) найдете довольно для себя укрепления. Святые отцы, прошедшие опытом, показывают нам, какие бывают борения от врага, противящегося исполнению воли Божией; и дабы не прийти в отчаяние, ежели случится поползновение, укрепляют, и к вере и делам покаяния восставляют. Сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит ( Пс.50:19 ), и паки: близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренные духом спасет ( Пс.33:19 ). Написал вам от многого малое; ежели ощутите пользу, воздайте хвалу Богу, и сами, прочитывая отеческие деятельные учения, познавайте в оных истинный разум и правое рассуждение; и при свете веры и помощи Божией тецыте, подвигом добрым подвизаясь, в надежде на милосердие Божие, и Он управит путь ваш к преднамеренной цели, – спасению души. Нам очень бы приятно было ваше посещение, но как не исполнилось сие ваше желание в сей пост, то предая сие воле Божией, успокаивайтесь впредь благонадежием на Успенский пост. Да благословит вас Господь и сие намерение да исполнит, аще будет оно к пользе души вашей. Присланную вами материю получил, которую по назначению маменьки вашей, постараюсь употребить на одежды престола и жертвенника в рукотворенный храм Божий, где приносится бескровная жертва о спасении всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Вы переносили большие испытания от ревности…… и паки от строптивого характера невестки. При свете веры вы должны видеть в сем не слепые случаи, но промысл Божий, сими терпкостями обучающий вас терпению и смирению. Что ж сказать о любовной заповеди? Она повелевает и врагов любить: аще любите любящия вы, кая вам благодать есть; ибо и язычницы такожде творят ( Матф. 5:46 ). Но вам глаголю: любите враги ваша и проч. ( Лук. 6:27 ). Когда сравним свое устроение с сею Божественною заповедью; то увидим, как далеко отстоим от истинных христиан, и не должно ли сие погрузить нас во глубину смирения. Спрашиваете меня о продолжении лечения; когда имеете доверие к доктору и получаете пользу от его лечения, то почему-ж не взять еще несколько опытов в надежде на помощь Божию. A он силен и подозрение…. отклонить. Как в сем, так и в первом письме, пишете вы о намерении говеть и приступить к принятию пречистых Христовых таин. Спрашиваете меня, как приготовиться и как руководить себя к сообщению сих таинств. Вы находите в себе два сильные недостатка: в исповеди нет искренней сознательности, a в причащении не довольно сильно впечатлевается таинство искупления. Вы ищете в себе высоких дарований, и не находя их бываете не без смущения. Вера и смирение довольны вам доставить утешение. В вере не имею сомнения, что вы оную имеете, хоть и не такую, как зерно горушично, но по вере вашей и то хорошо. О смирении не могу сказать, a потому и не имеете тех чувств, кои вы считаете своим недостатком. Ежели бы видели в себе искреннюю сознательность и впечатление таинства искупления; то ум ваш возмечтал бы велико нечто о себе (не имея смирения), a когда вы приступаете к таинству исповедания с верою и смирением, подобно как мытарь, то вам не нужно видеть ничего, кроме сего, a оценит Тот, Кто весть тайная сердца нашего; то же и о впечатлении. Неужели бы Господь не мог дать вам оного, когда бы было вам полезно. И тут вера и смирение да пребудет с вами, недостойну себя считая такого ощущения. Рассмотрите, не есть ли это дело гордости, искать того, что выше нашей меры?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Бог иногда подает нам утешение и, но мере нашего устроения, отнимает их, да не превозносимся, и потому мы не должны смущаться в отнятии оных, в сухости и в холодности, но паче смиряться и видеть в себе причину сего нашу гордость, от которой попущается впасть и в нерадение, леность и рассеяние. Читайте книги отеческие со смирением, и Господь просветит ваш ум и сердце светом познания Его истины. Спрашиваете о посте великом и мимошедшем. Большую имеют разницу, как в службе так и в пище и в прочем. О…….. ничего вам не могу сказать. Сам Господь да призрит ее и утвердить в воле своей. В ней большое двоедушие, a муж двоедушен несть управлен в путях своих; да наставит Господь ее на путь спасения. Желаю вам мира, здравия и спасения, и остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 22 января 1851 года. 105 Вы соболезнуете о моем нездоровье; спаси вас, Господи! Но теперь благодаря Бога я здоров, по мере лет моих и устроению бренного состава. Из письма вашего вижу, что вы понимаете читаемую вами книгу св. Иоанна Лествичника , познаете свою греховность, и стали гораздо спокойнее духом. Что о сем сказать, как только то: что воздам Господеви, о всех яже воздаде ми ( Пс. 115:3 ); и что: сия измена десницы Вышняго ( Пс. 86:11 ). Воздавайте Ему благодарение немолчное, и храните дарования сии, данные вам туне, смиренномудрием сердца. И еще получил письмо ваше от 15 января (а первое было от 24 декабря); касательно правил ваших молитвенных я писал вам не так, чтобы оставить их, но опасаться на них опираться и полагать в том все свое исправление и спасение. Без внутренно-нравственного исправления, молитва одна не принесет пользы; да св. Макарий Египетский , в 3-м слове в 5-й главе, называет таковую молитву не молитвою, но маскою молитвы; в 1-м слове, вт. 13 и 14 главах, он подробно исчисляет, что должно принуждать себя и к прочим добродетелям. Ибо чрез принуждение к оным мы получим помощь Божию и безтрудно уже будем оные исполнять. Вы стремитесь к уединению, но оное не всякому приносит пользу, что можете видеть из надсловия на книгу преподобного Нила Сорского . Любовь Божия является в нас в любви к ближним, в чем и вся сила заповедей Христовых состоит и простирается даже до любви врагов. A когда вы любите только любящих вас, то кая вам благодать есть: ибо и язычницы такожде творят ( Матф. 5:46 ), вот слова Господни. То мы не можем иначе познать себя, как в сообращении с ближними, принимая от них укоризны и досады, яко врачевство своим душевным язвам, и укоряя себя за нетерпение, a не их; но напротив благодарить их, что чрез них познали свою душевную немощь, смотрением Божиим. Имея же спокойствие, благодатию Божиею, опасайтесь увлекаться о сем мнением о себе, да не паки тожде постраждете: враги не дремлют, они боятся только смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Иоанн Лествичник : «опираясь на жезл надежды, отгоняете пса отчаяния». Св. Исаак Сирин очень утешительно возбуждает к покаянию и удерживает от отчаяния в 7 слове, на стран. 37 и далее, a при сознании нашей греховности, советует прибегать к истребляющему вся грехи наши – смирению; прочтите 46 слово его, и особо на 225 стран.: «Смирение и кроме дел многа прощает согрешений и проч., также и y св. Иоанна Лествичника прочтите 25 слово или степень о сей великой добродетели. Св. Варсануфий великий на вопрос брата: что есть смирение, в 191 ответе что говорит – прочтите. Еще как приобретается смирение и что приводит к смирению 236, 274, 356, 494 ответы, всякое наше поползновение должно приводить нас к смирению, a оно привлекает к нам милость Божию и укрепляет делаемые нами добродетели, которых даже надобно и не видеть в себе, хотя бы и были оные. Святые отцы, при всей их святости, имели себя хуже всех, и считали себя под всею тварию. Вот какое высокое достоинство смирения! Св. Исаак Сирин назвал его одеяние Божества, в 53 слове. Все, что написал вам, не от дел моих, но от отеческих писаний, что нашел по разумению моему нужным для вас, a паче напомнил и себе, и прошу вас совокупными молитвами друг друга поддерживать. Занятия ваши, о коих пишете, для вас полезны во многих отношениях: без занятия человек бывает подвержен многим искушениям; по слову святых отцов: «делаяй монах от единаго беса ратуем есть, a не делаяй от тьмы бесов»; a между тем и вещественную пользу приносят на необходимости жизненные. И так, да поможет вам Господь, и в делах рук ваших и в душевном устроении, соблюдать себя сообразно воле Божией. Рассуждая о ходе дел иерархического управления, вы требуете моего на оное вразумления, так ли вы понимаете? По истине скажу вам, судить о сем важном предмете есть выше моего разума и понятия. Я только так понимаю, что глава Церкви есть Сам Господь наш Иисус Христос, a члены и пастыри, их же Дух Святый постави пасти Церковь суть архиереи и иереи и весь клир. Догматы и учения, Церкви от начала преданные нам от Апостолов и вселенских соборов и великих отцов, непогрешительны.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

46 . Почтеннейший о Господе N N Меня не мало удивило письмо ваше, коим вы ищете от меня пророчеств и предсказаний о счастии жизни вашей и о судьбе. Я отнюдь не могу сего разуметь, что Господь положил во Своей власти, нам неприлично проникать в будущность и испытывать; судьбы Божии для нас непостижимы. Господь даровал нам Свои заповеди и повелел оные исполнять; когда будем жизнь нашу по оным провождать, то получим благая Божия, и здесь и в будущей жизни; a ежели явимся преступниками заповедей Божиих, то не только здесь наказуемся, но, аще не покаемся, и в будущем веке не избегнем наказания. – Более ничего не могу вам сказать, a паче о будущем, которое все состоит в святой воле Божией. При исполнении Его заповедей, молитесь Ему, предавая себя в волю Его; a я, ничтожнейший, с желанием вам здравия и благоденствия, пребываю ваш недостойный богомолец И. М. 47 Почтеннейший о Господе дядюшка N N 20 января достигло рук моих письмо, возвестившее грустную весть, – кончину почтеннейшей бабушки….. Слава милосердому Господу, сподобившему ее достигнуть смерти в летах столь преклонных и вступить в оную в белых одеждах искреннего раскаяния, исповедания грехов своих, неся на себе печати святого елеосвящения, и в себе Христа причащением Его святых и животворящих Таин. Благодарю вас за подробности ее преставления: ибо они единогласно обнадеживают меня в ее вечном благополучии. Благодарю за то, что не сокрыли от меня чувств вашего горестного сердца, ибо люблю печалиться с опечаленными; всевозможное сострадание есть та непременная обязанность, которую я должен любви вашей, отыскавшей меня, и в сем удаленном безмолвном и безизвестном уголке. Потеряв человека, даем мы ему настоящую цену, дражайший дядюшка, может быть увеличиваем оную. С моим зачатием написывался внутри меня закон разрушения; на каждый, вновь образующийся член смерть накладывала свое грозное клеймо, говоря: он мой. Цепь дней моих есть цепь больших или меньших страданий; каждый новый день моей жизни есть новый шаг, приближающий меня к истлению. Приходят болезни и трепещущее сердце вопрошает их: предвестники ли вы только моей кончины, или уже дана вам власть разлучить тело от души, разлукою горестною и страшною? Иногда умственное мое око, развлеченное суетою, оставляет созерцание моей печальной участи; но едва встретится какое-либо внезапное скорбное приключение, опять быстро притекает к моему любимому поучению, как младенец к сосцам матерним, – к поучению о смерти; ибо в истинной печали сокрыто истинное утешение, и благоразумное памятование смерти расторгает смертные узы!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

И о Григорие Паламе сведения их заимствованы от Варлаама Еретика и предлагаются с особенною целию (смотри Духовную беседу в N 8, письмо 2-е к совратившемуся из православия). Ежели паписты спутались и сбились с толку во внешних церковных действиях, то могут ли они иметь правильное понятие о внутренней молитве, как учил Григорий Палама ? А что Василий Великий не упоминает о художном 46 образе молитвы, на это можно сказать: так как внешние постановления православной Церкви учреждались постепенно, и только в продолжении 7-ми столетий совершились окончательно, то и о внутренней молитве должно заключать, что она получала усовершенствование также постепенно, как это видно из краткого жития Григория Синаита (зри в Добротолюбии). Тогда как в Синае хорошо уже был известен образ внутренней молитвы, на Афонской горе упражнялись еще только в деятельном образе благочестия, и весьма не многие, и несколько, простирались ко внутреннему вниманию. Святый же Златоуст, убеждая всех к простой, умной молитве, не упоминает о художном ее образе, потому, что оный принадлежит только редким, как говорит св. Исаак Сирин (в слове 16): «едва един от тысячи (и из проходящих умное делание) сподобляется достигнуть чистой молитвы. Многие бо и чистой молитвы не сподобляются. К таинству же оному, еже по оней и на он пол достигнувый, едва обретается в роде и роде благодатию Божиею». Художный образ молитвы требует многих условий, потому редкие и способны проходить оный, как это видно из писаний преподобных Каллиста и Игнатия (в 2-й части Добротол.): во первых требует духовного, опытного наставника к оной и послушания ему искреннего, и хранения совести к Богу, к людям и к вещам, и правильной цели к прохождению ее, со смирением и направлением к сполнению всех заповедей Божиих, для очищения сердца от страстей и греха; a не по горделивому усердию и самочинно стремиться к молитве, имея целию искание высоких дарований духовных. С таким направлением не только в прохождении художной молитвы, но и на обыкновенном пути благочестия многие впадают в прелесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

И при добрых делах, не на оные должно иметь надежду, a также на благодать Божию, помогающую нам делать оные, и на заслуги Спасителя, искупившего нас Своею пречистою кровию. О неверующих же я ничего не могу сказать. A если кто творит добродетели, то Господь силен призвать их и к вере, как Корнилия Сотника и многих. Весьма бы хорошо не только не входить в споры, но и удаляться тех сообществ, которые мудрствуют вольно. Молитесь Богу, чтобы сохранил вас от сетей врага, ищущего погибели человеческой, прибегайте к милосердию Его со смирением духа: да сподобит вас идти истинным путем, который сокрыт в заповедях Божиих, в учении Апостольском и в правилах и постановлениях Церкви, и учении святых отцов; во всем этом действовал и действует Дух Святый, устрояя наше спасение. Старайтесь поступать сообразно всему этому. Вы замечаете во многих своих действиях, что бес гордости оскверняет ваши, по видимому и добрые, стремления. Внимайте же сему, когда вы ничего еще не сделали, a только вступили на поприще борьбы со врагом, и он, по хитрости и лукавству своему, не борет вас к действию какими-нибудь дебелыми страстьми, a предложил первую и начальную гордость, как и в раю Адама обольстил, прежде сею страстию. Вы, уловив сей помысл низлагайте его противным – помыслом смирения, которому Сам Господь, научил нас и примером и учением; смирив Себя, сошед от высоты славы до рабия образа, и во всем житии Своем показал нам образ Собою, и повелел и поучаться от Него, яко Он кроток есть и смирен сердцем ( Матф. 11:29 ) и лаки: егда вся повеленная вам сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы, еже должни бехом сотворити, сотворихом ( Лук. 17:10 ). Вспомните, как Пречистая Дева Мария, избранная в Матерь Единому от Троицы Сыну Божию, честнейшая Херувимов и славнейшая без сравнения Серафимов, при благовещении Ей о воплощении от Нея Сына Божия, как смирила Себя? Ce раба Господня; и воспела хвалу Господу: величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем: яко призре на смирение рабы Своей ( Лук. 1:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Очень жалею, что желание ваше, быть в нашей обители, не исполнилось; и мы не имеем обоюдного утешения, лично с вами побеседовать, то хотя чрез сии малые строки, сколько можно передаю вам мои мысли, вместо слов: 8 пишете, что начали говеть на второй неделе; это доброе дело; и думаю что удостоились быть причастниками таин Христовых; усердно вас с сим поздравляю, и желаю: да будет вам сие таинство во здравие души и тела! – Описываете разные ваши смущения, происходящие по хозяйству, и по недостаткам от неурожая хлеба происходящим. Вы N. N., чрез сии случаи впадая в ярость, понимаете, что это происходит от самолюбия, и не быв в состоянии бороться или каяться, впадаете в малодушие и уныние; a это тоже есть от самолюбия или духовной гордости: вы, не видя в себе исправления, падаете духом и унываете; a надобно бы, видя свою нищету в духовном делании и в неисполнении заповедей, смириться и приносить покаяние; тогда милость Божия посетит вас и дарует вам успокоение: Бог на смиренныя призирает ( Пс. 112:16 ). Прочтите в книге святого Исаака Сирина , в 46 слове, что смирение и кроме дел прощает нам согрешения наши; то обоим вам советую попещися о стяжании в себе духовной нищеты и получите успокоение; a смущаться не советую: оное не только не принесет пользы, но и велий вред причинит духовному вашему устроению. Во всяком неисправлении укорите себя мысленно, и уже само собою смущение не будет вас беспокоить, a родится смирение и покаяние. Да вразумит вас Господь, укрепит и поможет идти путем заповедей Его со смирением; и да исправит дела ваши, по святой Его воле; a вы со смирением повинуйтеся всеблагому Его промыслу, аще и наказующему, но любящему вас: Его-же бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет ( Евр. 12:6 ). О всем благодарите Его! Примите покорнейшую мою благодарность за почтенное ваше писание и поздравление меня с великим праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа; a меня прошу простить, что не мог предварить вас поздравлением моим; то хотя теперь усердно вас поздравляю, проводя сей праздник, и с текущею пятидесятницею.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

При таком устроении хотя и случится по необходимости входить в разбор действий человеческих с намерением различения доброго от злого, чтобы следовать первому и избежать последнего, то смирение подаст вам здравое рассуждение; по слову св. Иоанна Лествичника , от смирения рождается рассуждение. Вы желаете избегнуть и бесполезного мятежа и бесчувственного равнодушия? Просите Бога даровать вам истинный разум, не уклоняться ни на десно, ни на шуее, a оный даруется смиренным: a как мы имеем непрестанную брань с гордыми духами злобы, они стараются нас вознести горе высокими о себе мыслями, или низвергнуть долу пороками (действием страстей) и отчаянием. Какова эта брань, может всяк в себе наблюдать и усматривать, противиться по силе, призывая помощь Божию, ибо без Него не можем одолеть врага и избегнуть козней его. Принимайте в научение и укрепление себе учение св. отцов. Они поучают нас, чтобы во время брани и поползновений не уклоняться ни на десно, ни на шуе. Св. Петр Дамаскин пишет: сподобает иметь терпение во всех приключающихся, яже попустит Бог к познанию, искусу и уведению нашей немощи, и ниже дерзать, ниже отчаяваться, аще что либо приключится – благое или злое: и во второй книге он же пишет пространнее о сем, в 5-ом слове, которое сами прочтите. Св. Исаак Сирин в конце 7-го слова пишет, чтобы не уклоняться в отчаяние во время поползновений, и в 46 слове много говорит о сем, то есть, возношении и поползновении, – за что оные попускаются, и кто хочет уклониться от поползновения, часть волков есть. Прочтите оное все, – и все это содействует к снисканию смирения – твердыни против врагов. Из всего этого, сколько можно, применяя к своему положению, извлекайте для себя пользу. Много есть в учении св. отцов полезного, но сами потрудитесь испытать: только опасайтесь касаться высоких предметов и делания, не достигнув еще такого устроения, но когда будете стараться о снискании смирения, то оно всему научит вас, a если что найдете в написанном мною и предложенном несогласного с вашим положением, то прошу меня простить. 16 августа 1855 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Уже на три письма ваших нахожусь в долгу ответами, последнее из них, от 14 числа февраля, получил только вчера 22 числа, a почему так долго шло – не знаю. На оное прежде всего отвечаю: вы спрашиваете: как проводить сей святый пост в отношении пищи? Если согласно с Типиком 35 , то находите, что для N N., по его занятиям и трудам будет невыносимо, и физические силы изменят ему, хоть он и твердое намерение имеет следовать оному постановлению. На сие вам скажу: постановление Церкви всем равно и в употреблении пищи все обязаны исполнять, и я не смею противоречить уставу. Но надобно иметь рассуждение, которое св. отцы называют: «око некое души и светильник». Сие учит человека оставлять во обоем безмерие и путем царским шествовать (потрудитесь, прочтите сами о рассуждении слово преподобного Кассиана к Леонтину игумену, в 4 части Добротолюбия). Если принять и в настоящем деле рассуждение, то найдете, что посвятившим себя на удаление от мира удобнее понести такое постановление. Они ничем внешним не заняты и не обязаны житейскими, a паче еще должностными и важными делами, то хотя и изнемогут, и пребывают (через то) в бездействии, ответа не дадут за опущение. A которые обязаны, да еще важными делами и нетерпящими опущения, то надобно сделать и телу снисхождение укреплением пищи в сей пост: я разумею не о рыбе, a об елее, с которым изготовленная пища более укрепляет телесный состав нежели сухоядение. Дело другое, когда говеете т. е. приготовляетесь к приобщению Святых Христовых таин, тут нужно и елей оставлять. В самых же правилах Апостольских и отеческих сказано: «кроме немощи»: и не есть ли это немощь – когда тело изнеможет от поста и не способно будет к исполнению важных обязанностей? О времени же к употреблению пищи также должны сообразоваться с силою и крепостию тела. Кажется не неуместно поступить так, как вы пишете. Но если вы полагаете, что сим неисполнением преступаете, то надобно прибегнуть к смирению, которое и во всяком случае нужно и полезно, и много прощает согрешений, по слову св. Исаака Сирина (сл. 46). A когда приплетется к исправлению поста или других каких добродетелей высокоумие и мнение о себе, и так подкрадется, что и незаметно ослепит ум человека: то хоть и не говорит устами как фарисей, a чрез одно мнение уже есть фарисейский ум и не получит оправдания. В слове о рассуждении вы увидите, как увлекались в высокоумие великие подвиги прошедшие.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010