266 Оптинский старец иеросхим. Макарий в письме к одной христианке не советовал ей выходить замуж за того, в ком нет крепкой веры и благочестия (хотя бы он и очень нравился ей), а только если он – истинный христианин и сын Православной Церкви ( Макарий (Иванов) , иеросхим. Письмо 175//Собрание писем. Письма к мирским особам. С. 349–350). 268 Кормчая – книга, в которой собраны правила апостольские и святых Отцов, а также греческих государей, касающиеся Церкви, с толкованиями. 269 “Вся прочая супружества, яже не с благословением церковным... сиесть, от епископа или тоя епархии священника, венчанием при двух или триех поне (хотя бы) свидетелях, (совершаемая) по соборному установлению и святых Отец учению,– незаконна, паче же беззаконна и ничтоже суть” (Кормчая книга. L. 522; см. также L. 36). 277 Феофан. (Говоров), еп. Толкование Первого послания святого апостола Павла к Коринфянам. С. 259–260. 280 См.: Правила Шестого Вселенского Собора, 54; Правила святого Василия Великого 23; 28; 87; Канонические ответы святейшего Тимофея епископа Александрийского, 11//Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых Отец. С. 98–99, 323–325, 342–346, 379. 281 Слово жизни. Что говорят цифры о нарушениях Закона Божия?//Христианин. 1911. Январь. С. 6–10. 282 Правила Шестого Вселенского Собора, 53//Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых Отец. С. 98. 298 Михаил (Семенов), иером. В поисках Лика Христова//Православное русское слово. 1903. 1. С. 37. С глубокой древности принято считать, что белые одежды невесты являются символом невинности и чистоты. 303 Михаил (Семенов), иером. В поисках Лика Христова//Православное русское слово. 1903. 1. С. 37. 305 “Господи Боже наш... венцы возложити предавый законом брака, сочетавающимся друг другу, и мзду яви отдая им целомудрия, зане чисти ко еже от Тебе узаконоположенному браку сочеташася”. 309 Иоанн. Златоуст, свт. Творения. T. 10. С. 117–118 (неточ.). “На браках многие женщины и девицы ведут себя неприлично, позволяя себе бесстыдно скакать и плясать и срамить свой пол (ведь нет ничего безобразнее пьяной пляшущей женщины)... Где пляска, там и диавол,–пишет Златоуст. – Не для того Бог дал нам ноги, чтобы бесчинствовать, но для того, чтобы ходить чинно, не для того, чтобы прыгать, подобно верблюдам (и они, а не только женщины, отвратительны, когда пляшут), но для того, чтобы ликовать с Ангелами. Если тело делается безобразным при таких бесчинствах, то не гораздо ли больше душа?” ( Иоанн Златоуст , свт. Творения. Т. 7. С. 499–500).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

таинства, хранит свято догматы и учения св. Церкви; a другая чуждается оных, идет в свою церковь , где другие догматы и учение. Православная Церковь приносит молитвы при бескровной жертве о чадах своих. живых и мертвых, a в лютеранской этого нет, и во многом есть различие: где же тут единение духа в союзе мира и едина вера! Паки повторяю мое желание: да просветит Господь сердце ваше к познанию истины. С почтением моим остаюсь многогрешный И. М. 14 января 1858 года. 175 Вопрошаете вы худость мою о столь важном предмете, каков предстоит вам, и с большою верою последовать моему совету, но я сознаю мое недостоинство и не смею дерзновенно решить вам на то или другое. Видя же ваше затруднительное положение в недоумении и веру, с какою вопрошаете меня, призвав помощь Божию к вразумлению меня, даю вам такой совет: в первых надобно прибегать к Господу Богу с молитвою, и к Пречистой Божией Матери, Ее ходатайство сильно y Бога: да устроит Он участь вашу по святой Его воле; a если будет вам полезно вступить в предлагаемый вам брак, то да ниспошлет к содействию Свою помощь и благословение; a если не на пользу, то судьбами Своими да расстроит это дело. Таковое предание себя в волю Божию, a не искание своей воли, предохранит вас от многих искушений, каковые иногда бывают, если кто непременно хочет, чтобы исполнилось по своей его воле; потом принять совет родных и ближних ваших, конечно Господь и им известит сказать вам полезное; еще надобно узнать о его религиозном направлении, и благочестивом сохранении уставов матери нашей, православной Церкви, и о нравственности его, хотя отчасти: нынешние времена опасные, много есть вольнодумства и непокорности святой Церкви; хотя бы он и нравился вам, но если нет прочной веры и благочестия, то не советую вам посягать за такого a если – истинный христианин и сын православной Церкви, благочестив, то советую, при содействии помощи Божией. Если есть воля Его идти за такого человека и если дело устроится к совершению, то прежде брака советую, приготовясь, сообщиться святых пречистых таин Христовых, и вам и ему. Приступая к столь важному таинству, какой брак, должно приготовить себя, очистившись исповедию и приобщением святых таин и молитвою, но не балами и музыкою и танцами, ибо этот шаг простирается не только на всю здешнюю жизнь, но даже и на вечность. А какая может быть участь ваша в супружестве? Это предоставьте воле Божией, судьбы Его нам непостижимы, по мере каждого нравственного устроения, – или наказует, или награждает. Касательно состояния не надо много пещись: ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся ( Матф. 6:33 ). Прося Господа, да устроит Он о вас по святой Его воле и ниспошлет Свое благословение, остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 15 апреля 1858 г. 176

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Начальствующий священник читает 1-е Евангелие, затем читает и 1-ю молитву; следующие Евангелия и молитвы читают другие священники по порядку (Пособ. к изуч. богосл. Прав. Церкв. Никольск. 749 стр.). Псалмы, положенные здесь между Евангелиями, читаются раздельно, по стихам, и после каждого стиха произносится (поется) трижды «аллилуиа» 79 . После 4-го Евангелия, читаются «блаженны» с тропарями их. После 5-го Евангелия, читается 50-й псалом и поется канон 6-го гласа: «Волною морскою», по 6-й и 9-й песнях, произносится заупокойная ектения. По 6-й же песни, после кондака «со святыми упокой», читаются (обычно начальствующим священником) 24 икоса; по прочтении каждого из них певцы поют «аллилуиа»; а по прочтении всех икосов, снова поется «со святыми упокой» и продолжается канон. По 9-й песни, после ектении, читается ексапостиларий со стихами, стихиры на «хвалитех», великое славословие и «Сподоби Господи день сей», а потом читаются или поются стихиры на стиховне, по три стихиры на каждый из 8 гласов (24 стихиры). Далее, по Трисвятом, поются тропари литии, возглашается заупокойная ектения, на которой молитва «Боже духов» читается вслух (См. требн. Послед. погреб. мирск. челов.), и по возгласе, поются стихиры целования (из последования погреб. мирск. человек); за целованием же читается разрешительная молитва, влагаемая потом в правую руку покойника, и несут тело его к могиле, отпуста же здесь не бывает 80 . Погребение Во время несения мощей священника к могиле, поется снова канон: «Помощник и Покровитель», а когда принесут к могиле, то читается Трисвятое, поются тропари литии и произносится заупокойная ектения, после которой бывает совершенный отпуст. Елей так же возливается, если умерший был елеопомазан, и так же предается тело земле, как это делается при погребении мирян. О совершении разных чинов погребения в неделю святой Пасхи Хотя в требнике и не сказано прямо, что сообразно чину погребения мирян, нужно изменять и делать применения, приличные празднику – и во всех изложенных там чинах, но здравый смысл указывает, что нужно во святую Пасху совершать погребение над умершими по особому чину для каждого умершего, – если он мирянин, то по чину для сего изложенному, если же священник, то по чину священническому; но во всяком чине нужно делать изменения и применения, соответствующие торжественным дням святой Пасхи, сообразно особому чину для умерших во святую Пасху (Руков. для сельск. паст. 1868 г. т. III, стр. 310).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Небольшое сочинение «О фигурах и тропах Св. Писания» 126 , присоединенное к трактату «Об искусстве метрики», напрямую связано с проблемами риторики. Цель предпринятого труда сформулирована в небольшом предисловии: трактат должен помогать в постижении тех Писаний, в которых, как мы верим, мы имеем Жизнь Вечную» (с. 175). Беда рассматривает наиболее часто встречающиеся риторические средства, которыми «в известной мере наряжается и украшается речь» (с. 175). За основу была взята грамматика Доната, поэтому в трактате, поделенном на две книги, рассматриваются семнадцать фигур (первая книга) и тринадцать тропов (вторая книга). Трактат открывается указанием на различия между фигурами и тропами. Объясняя читателю, что такое фигура, Беда пишет: «порядок слов в Писаниях ... часто бывает иным, чем в обыкновенной речи, ... украшенным» (с. 175). Тропической, согласно Беде, называется та речь, которая «в беседе переносится от собственного значения к несобственному употреблению ради необходимости или украшения» (с. 175). В начале первой книги приводятся списком все известные Беде фигуры и тропы, однако, как уже говорилось выше, рассматриваются наиболее распространенные, указанные Донатом. Каждой фигуре или тропу посвящена отдельная главка, состоящая из определения, примеров из Св. Писания или ссылок на Отцов Церкви. Заслуга Беды как педагога состоит в том, что он осуществил предписание блаж. Августина, сформулированное в книге «О христианской науке», основывать знакомство с правилами античной риторики на примерах из Св. Писания 127 . Композиция главок (определение, пример из Св. Писания) могла быть также подсказана Беде произведениями Кассиодора, входившими в круг его чтения 128 . Так, в тексте Кассиодоровых «Толкований на псалмы» приводятся названия риторических средств, их определения и примеры их использования в псалмах. Позже эти отрывки текста «Комментариев» были собраны в отдельное сочинение, составленное в виде словаря и имевшее то же название, что и трактат Беды, – «О фигурах и тропах Св. Писания» 129 . Беда находит нужным в начале своего трактата отметить такие достоинства Св. Писания, как «древность» и «употребление речи» (с. 175), отличающееся от повседневного. Обосновывая правомерность изучения риторики на тексте Св. Писания, он пишет: «ни в какие века учителя красноречия не могут обнаружить никакие фигуры и тропы, которых уже не было бы в Св. Писании» (с. 175).

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Col. 405-414); с опорой на тексты Свящ. Писания предлагается учение о 7 смертных грехах, 7 прошениях молитвы Господней, 7 главных добродетелях, 7 блаженствах и 7 дарах Св. Духа. Последняя тема подробно разрабатывается еще в одном небольшом сочинении, к-рое в нек-рых рукописях и печатных изданиях присоединялось к предыдущему, хотя в действительности, как доказал Барон ( Baron. Hugues de St.-Victor: Six opuscules spirituels: Introd.// Hugues de St. -Victor. Six opuscules spirituels. P., 1969. (SC; 155). P. 7-40), является отдельным сочинением «De septem donis Spiritus Sancti» (О семи дарах Св. Духа - PL. 175. Col. 410-414). Экзегетические На ВЗ: «De Scripturis et scriptoribus sacris praenotatiunculae» (Предварительные замечания о Священных Писаниях и писателях; до 1130 - PL. 175. Col. 9-28); краткое введение для приступающих к изучению Свящ. Писания. «Adnotationes elucidatoriae in Pentateuchon» (Пояснительные заметки к Пятикнижию; до 1130 - PL. 175. Col. 29-86); краткое введение в Пятикнижие Моисеево; по-видимому, только первые 6 глав сохранились в подлинном виде, а остальные впосл. были интерполированы. «Adnotationes elucidatoriae in libros Regum» (Пояснительные заметки к книгам Царств; до 1130 - PL. 175. Col. 95-114); краткое введение в 4 книги Царств. «In Salomonis Ecclesiasten homiliae» (Гомилии на Екклесиаста Соломонова - PL. 175. Col. 113-256); 19 гомилий на первые 4 главы Книги Екклесиаста (до Еккл 4. 8); возможно, являются самым поздним сочинением Г. С.-В., к-рое он не успел закончить (см.: Van den Eynde. 1960. P. 108; однако Барон относит его к времени написания трактата «De vanitate mundi» (1130), с к-рым в данных гомилиях имеется множество параллелей - Baron. 1969. Col. 912). На НЗ: «Explicatio in Canticum beatae Mariae» (Толкование на Песнь блаженной Марии; после 1130 - PL. 175. Col. 413-432); подробное догматическое и мистико-созерцательное толкование песни Пресв. Девы Марии ( «Величит душа Моя Господа» - Лк 1. 46-55), содержащей, по утверждению Г. С.-В., «величайшие тайны духовного познания» (Ibid.

http://pravenc.ru/text/168252.html

Архидиакон-канцлер, есть хранитель патриарших печатей, – большой и малой. Малая обычно, а большая накладывается лишь в торжественных актах на особом пергаменте. Вот описание печатей: Малая. Кругом надпись Божия Матерь, такой-то Архиепископ Московский, Патриарх всероссийский. Внутри патриарший герб с восьмиконечным крестом, митрой с короной, посохом со змеями, ключами внизу и андреевской цепью, вокруг: на фоне пурпуровой мантии, подбитой горностаем. Великая. Кругом надпись: Божия Матерь и произв. Его Императорское Величество Архиепископ Московский, Патриарх имя рек, всея великия, малыя и белыя Руси, и иных стран Российской державы подвластных. Златый Всероссийский двуглавый орел, с ключами в когтях, с восьмиконечным крестом, под единой патриаршей короной, с обнаженными главами, с гербом Москвы в центре и прочими вокруг, и цепью Святого Андрея. На горностаевом фоне пурпурной мантии. Крест восьмиконечный герольдический – перед патриархом же носят обыкновенный 4-х-конечный. Балдахин над патриаршей кафедрой пурпуровый с горностаями и короной сверху. Табель о рангах Патриарх, как мы уже выше говорили, приравнен генералиссимусу. 12 приматов – особам 1-го класса, фельдмаршалам, и членам государственного совета. 4 должностных архиепископа подмосковных – статс-секретарям государственным. Члены синода вообще – сенаторам Российской Империи. Протопресвитер – обер-прокурорам сената и чин полного генерала. Члены капитула – товарищам министров и членам совета министр. Архидиакон – главный управляющий канцелярий и чин генерал-лейтенанта. Члены канцелярии – управляющий канцелярии министерств и чин генерал-майоров. Новгородский митрополит имеет шаг перед всеми архиереями России, не членами синода. Старшие митрополиты, архиепископы ассистенты – имеют шаг перед другими. Епископы ассистенты перед другими епископами. Архиепископы, митрополиты и генералы орденов – полным генералам. Особам 2 класса. Епископы, прото-архимандриты и генералы конгрегаций – генералам-лейтенантам. – Особам 3 класса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

175, л. 52–57, и 177 (счета листов нет). 425 Рукоп. сб. Киево-Соф. с. б. 175. На верху письма помета руки Евгения: «Получено 17 апр.» (вероятно, 1805 г.); но оно могло быть получено Евгением, как и другие письма, находящиеся в том же сборнике, из вторых уже рук, чрез м. Амвросия. Обращения же в письме Феоктиста (копия) нет. 426 Чернового экземпляра Обозрения, как документального доказательства принадлежности последнего м. Евгению, не сохранилось, но о нем, как споем, говорит ученый иерарх и оставленной им автобиографии (при Слов. св. пис., стр. 9; ср. Маяк, 1843 г., т. 10, стр. 32). 428 175, л. 144–146, 185–195, 231–236, 241–246 и пр. 177, л. 1–51, 52–111; л. 1–101 третьей пагинации; 178, л. 1–129. Материалы, собранные здесь, могут пригодиться и отчасти пригодились уже и для позднейшей разработки истории дух. школ. Между прочим, проэктом трехчленной коммиссии 60-х годов XVIII ст. воспользовался Истомин для своей статьи – «Постановления Импер. Екатерины II относительно образования духовенства» (Тр. Киевской д. академии, 1867 г., т. 3), а чрез него и П. В. Знаменский (Духовные школы в России до реформы 1808 г., Казань. 1875 г., стр. 473 и д.) 431 175, л. 150–155 об. «Намерение и время учреждения их, науки, польза, содержание на дух. училища отпускаемое и количество в них учеников». 432 Таким образом получились черновые выписки – одна «О содержании училищ» (сб. 175, л. 249) и другая – «Учреждение училищ» (там же, л. 251). 436 Нет их и по всех других летописях (см. Лейбовича «Сводную летопись», Спб. 1876 г., вып. I, стр. 87). Вот почему Лавровский в своей диссертации «О древне-русских училищах» (Харьков, 1854 г.) доказывает туже, что и у Евгения, мысль путем выводным и авторитетом Татищева (стр. 30–31), которым, быть может, соблазнился и наш историк (см. у Татищева, т. II, стр. 76) и которому, к слову сказать, Лавровский всегда доверяется и везде, где нужно, защищает его и открытую им Иоакимовскую летопись против тех, кто недоверчиво относится к этим источникам. 437 О митрополите Михаиле Евгений заговаривает как-то неожиданно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

804 Исключение из старопечатных требников составляет мирской 1639 г., в котором пения Трисвятого нет, а после «Тя град и пристанище», следовало возглашение: «вонмем» и прокимен. То же замечаем и в некоторых рукописных требниках XVII в. См. требн. рукоп. Соф. б. 1085, л. 343. 805 В рук. требн. Соф. библ. 1061 положена другая молитва: «по отпусте, иерей глаголет молитву разрешальную: Отреши, Господи, душу раба Твоего младенца от всех злых прегрешений», л 397 об. 807 «С родителями», т.е., вообще, с родственниками, близ могилы родственников; след., можно было погребать такого младенца на обычном кладбище. 808 Мирск. Потр. 1639, л. 306. ркп. Соф. б. 1096, л. 183 (только здесь это замечание находится после чина крещения). См. Хр. Чт. 1887, II, стр. 167. 815 Хотя проф. Мансветов в своем труде «Митрополит Киприан, как литургический деятель», только упоминает о, такого рода, надписаниях чина младенческого погребения, а своего мнения о принадлежности составления этого чина м. Киприану прямо не высказывает. «Митрополит Киприан», стр. 112. 816 Треб. Острож. 1606 г.; Стрят. Требн. 1006, л. 272; Вил. 1024 г., л. 115; Долгоп. 1635 г., л. 101; Львов. 1645 г., л. 163–165. 817 Подобное же наставление содержится пред «Ordo sepeliendi parvulos» в латинском требнике. Rituale Romanum, р. 229. 819 Такими же антифонами из 112 псалма с припевом «Буди имя Господне», начинается и латинское «Ordo sepeliendi parvulos». Rituale Rom.. p. 229–230. 821 Ркп. трбн. XVII в. Син. б. 308, л. 168–169; Хлуд. б. 119, л. 231; Рум. муз. 62 (собр. Унд.), л. 300; ркп. служебн. Синод. б. 615, л. 253; Соф. б. 1066, л. 135 об.; 1062, л. 4; 1066, л. 382 об.,; 1085, л. 350. Староп. требники: 1624, 1633 и 1636 г., л. 401 об. Чин пасхального погребения встречается, между прочим, в ркп. служ. Синод. б. 615 – XVI в. (л. 262 об.). Но здесь этот чин приписан другою рукою и почерком в. XVII. (См. опис. библ. III, стр. 75). 822 Требн. Стрят. 1606 г.; Льв. 1645 г. – Впрочем, можно заметить, что в южнорусских требниках есть екзапостиларий, и нет прибавки о переводчике рассматриваемого чина.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Такоже аще кто судом епископа своего не довольствуется, вольно ему чинить провокацию, си есть переносить дело на суд Духовного Коллегиум; и епископ таковым на себе челобитчикам и сам должен сию свободу попускать и не удерживать их, ниже угрожать, ниже по отшествии оных к Духовному Коллегиум печатать, или грабить дома оных. Но, дабы сие не подало многим вины к бесстрашию и презорству своих пастырей, уставит Духовное Коллегиум не малое наказание на тех, которые бы ложным доношением пастырей своих турбовать дерзнули, или всуе от суда епископского на суд Духовного Коллегиум учинили бы провокацию (о еписк. п. 14). „На суд Духовного Коллегиум относить суды епископов, если кто оными недоволен (ч. III, п. 8). „Всем ведомо сие, во-первых, да будет, что всяк христианин должен православного учения слушать от своих пастырей. Того ради, если бы кто презирал и ругал, или, что горше, тщался бы не допустить чтении, или проповеди Слова Божия без крайней нужды за едину некую горделивую злобу, тот наказанию церковному подлежит или судом епископским, о котором выше слово было, где о анафеме, или аще силен явится, самого Духовного Коллегиум следованием и декретом» (о мирск. особ. п. 1). „Епископ не должен быть дерзок и скор, но долготерпелив и рассудителен в употреблении власти своей связательной, то есть, во отлучении и анафеме» (о еписк. п. 16). За сим подробно излагается в Регламенте последование, или процесс предания епископом анафеме и отлучению. 5) Нынешняя практика Православной церкви В нынешней Православной церкви в Турецких владениях местный архиерей председательствует в епархиальном суде, и вместе с ним заседают ( σινεδριαζσιν) честнейшие клирики, благоговейнейшие иереи и честнейшие чиновники (Пидалион, 528): προκαϑιμνης τς μν ταπειντητος, συνεδριαζντων ατ κι τν ντιμοττων κληρικν, υλαβεςτων ερων ха τιμιωττων ρχντων πρεςη νπιον πντων .. .. (Пидал. изд. 1841, 459). Τοιτο ха τ νν εστι, σωζμενον παρ τ Οκμενικ, Πατρρχ συνδριον τν κληρικν (ποιον πρχε τ παλαιν ха ες λς τς πισκοπς).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

905) Еврейская синагога в Иерусалиме, Жив. Энциклопедия, М. 1847, т. 1, стр. 45 (Здесь находим известие, что, при сборе денег для основания в Иерусалиме еврейской школы и больницы, немецкий дом Ротшильдов пожертвовал 100 тысяч франков). 906) Богоугодные заведения, строющиеся близ Яффских ворот города Иерусалима, две картины в лист – вид на запад и вид на восток, в литографии Р. Гундризера. Это – изображения того, что проектировалось; а на самом месте немало нет из того, что есть на картинах, весьма прикрашенных. Теже два вида изданы нераскрашенными, в меньшем виде. 907) Картон профес. Геберлейна: Разорение Иерусалима, Всем. Иллюстр. 1875 т. XIV, сент. 20. Дополнения Во время печатания настоящего труда, вышла в свет книга В. Н. Хитрово «Палестина и Синай» – библиография, составленная с видимой любовью к делу; мы заботливо сличили ее с своей работой и заимствуем оттуда несколько дополнений; часть их вставили в своем месте, остальное помещаем здесь, указывая, чт куда относится, по принятой нами системе. Прилагаем и другие дополнения, встреченные нами в последнее время. К I отделу: 908) Совет путешествующим в Палестину и Египет, пер. А., Азиятск. Вестн. 1825, ч. 2, стр. 418–421. 909) Письма из Сирии, Г. Ч., Моск. Ведом. 1853, 132. Это собственно описание Яффы и дороги через Рамле до Иерусалима. 910) Путь ко св. местам Палестины, свящ. Н. Половцева, Мирск. Вестн. 1873, Ко II отделу: 911) Письмо из Иерусалима, Е. Г. Боголюбовой, Москвитянин 1843, Разные Известия, стр. 267–275. Второе письмо, там же, стр. 166–172; подписано: Ек. Богомолова. 912) Письмо из Палестины, кн. А. Д. Салтыкова, Москвит. 1849, стр. 21–24. 913) Путевые заметки странницы, Спб. 1860, 24 , 138 стр. 914) Дневник путешествия на Восток, П. П. Мельникова, рукопись, 2 части, в лист, 509, 638 и 9 нен. стр., с альбомом фотографических снимков. Автор пробыл в Палестине 17 дней осенью 1869 г., с 29 сент. по 16 окт. 915) Неделя в Палестине, В. Н. Хитрово , Спб. 1876, 16 , 4 нен. и 92 стр., с рисунками и планами. Описание напечатано в виде рукописи, только в 20-ти экз., и не поступало в продажу. При книге приложено письмо Н. Н. Хитрово о путешествии его в Палестину, в 1860 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010