Избранные творения Избранные творения/Сост. диакона Александра Гумерова. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 384 с. — (Духовная сокровищница) Вниманию читателя предлагаются избранные произведения святителя Григория Нисского (ок. 335–394), младшего брата святителя Василия Великого и близкого друга святителя Григория Богослова, составившего вместе с ними круг величайших богословов IV века, так называемых Великих Каппадокийцев. Из обширного корпуса творений святителя Григория Нисского для настоящего издания были выбраны сочинения, посвященные вопросам духовной жизни и нравственного совершенствования христианина, а также проповеди на великие церковные праздники. Многие произведения данного сборника за последнее столетие публикуются впервые. Приводим отрывок из книги: О том, что значит имя и название «христианин» К Армонию Как поступают в отношении к правительству обязанные платить ежедневно подати, если не внесут деньги за многие дни, так поступлю и я по отношению к твоей святости. Они, как скоро представится кому удобный случай, выплачивают что были должны по частям, вдруг, соединив долг в одну сумму; и я, будучи должен посылать тебе письма непрерывно (потому что для христиан обещание — долг), невольное опущение переписки за прошедшее время хочу восполнить теперь, распространив меру послания настолько, что, если бы разделить его на письма обыкновенной меры, оно могло бы считаться вместо многих. Но чтобы длиннота письма не была пустым препровождением времени, думаю, что хорошо будет в этой письменной речи подражать личному нашему собеседованию. Конечно, ты помнишь, что предметом всегдашних наших взаимных бесед были заботы о добродетели и упражнения в богопочитании; причем ты всегда настойчиво предлагал вопросы относительно того, о чем шла речь, и ничего из сказанного не принимал без исследования; а я, как старший возрастом, каждый возникающий по ходу речи вопрос разрешал. Если бы возможно было и теперь быть сему, так чтобы твое разумение давало направление слову, то это было бы всего лучше; ибо для нас обоих была бы двойная польза, как от взаимного лицезрения (что приятнее этого для меня в жизни?), так и от того, что твое благоразумие наподобие музыкальной палочки привело бы в движение нашу ветхую цитру. Поскольку же обстоятельства жизни делают то, что мы разъединены по телу, хотя и соединены душами, то необходимо будет говорить и от твоего лица, как скоро по ходу речи возникнет у нас возражение против сказанного. Хорошо также предложить сперва какой-либо душеполезный предмет как цель письма, а затем уже заняться исследованием того, что предложено. Итак, предметом наших изысканий будет вопрос: что значит «христианин»?

http://pravoslavie.ru/6111.html

Письма свт. Василия Великого Святитель Василий Великий — «Примите слово мое»: Сборник писем. (Сост. иерод. Никон (Париманчук)). — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. — 384 с.: ил. — (серия «Письма о духовной жизни»). ISBN 5-7533-0362-5 К самосатскому клиру Советует прекратить несогласия Господь, Который все определяет нам мерою и весом, посылает искушения, не превышающие сил наших, но как в несчастье делает видными подвижников благочестия, так не оставляет их быть искушаемыми сверх сил (1 Кор. 10, 13) и напоил слезами в большой мере (Пс. 79, 6) тех, которые должны показать, сохраняют ли они благодарность к Богу, — сей Господь наиболее явил человеколюбие Свое в домостроительстве о вас, не попустив, чтобы враги воздвигли на вас такое гонение, которое бы могло иных совратить и поколебать в вере Христовой. Ибо поставив вас в борьбу с несильными и легко преодолимыми противниками, в победе над ними уготовал вам награду за терпение. Но общий враг жизни нашей, который своими кознями противоборствует благости Божией, когда узнал, что вы, как твердая стена, презираете внешнее искушение, умыслил, как слышу, в вас самих произвести какие-то взаимные неудовольствия и малодушные чувствования, которые вначале маловажны и легко могут быть уврачеваны, но, с течением времени усиливаемые распрями, обыкновенно делаются совершенно неисцелимыми. Поэтому обратился я к сему письменному увещанию, а если бы можно было, пришел бы и сам и стал бы лично просить вас. Поскольку же обстоятельства не позволяют сего, то вместо просьбы своей посылаю к вам это письмо, чтобы, уважив мои увещевания, прекратили вы все взаимные распри и вскоре прислали ко мне добрую весть, что вы оставили друг на друга жалобы. Ибо желаю сделать известным вашему благоразумию, что тот велик пред Богом, кто смиренномудро уступает ближнему и не стыдясь принимает на себя обвинения, даже и несправедливые, чтобы через это даровать Церкви Божией великую выгоду — мир. Итак, пусть произойдет между вами это доброе состязание, кому первому удостоиться наименования сыном Божиим, присвоив себе достоинство сие умиротворением […]

http://pravoslavie.ru/1983.html

1 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140. 2 О терпении в молитве. «Прибавление к творениям святых отцов». 1855. Ч. 14. С. 398. 3 Булгаковский Д., священник Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. С. 4. 4 Остроумов С., протоиерей. Жить – любви служить. М., 1900. С. 53. 5 Размышление о молитве Господней. «Христиан-ское Чтение» (Дальше: «Хр. Чт.»). 1822. Ч. 6. С. 340. 6 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против аномеев VII. СПб., 1895. С. 557. 7 Мф. 14:23; 26, 36—45; 27, 46; Лк. 2:42; 5, 16; 6, 12, 22, 41—42; Евр. 5:7. 8 Мф. 26:41; Лк. 21:36. 9 Мф. 6:9. 10 Еф. 6:18; Фил. 4:6; Кол. 4, 2 и др. 11 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 233. 12 Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 337 13 Там же. С. 349. 14 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Слово о молитве 1. СПб., 1896. С. 831. 15 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами святых отцев. М., 1889. С. 149 (преподобный Иоанн Лествичник). (Дальше: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении); «Хр. Чт.» 1829. Ч. 34. С. 17 (святитель Иоанн Златоуст). 16 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев V. СПб., 1895. С. 532. 17 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев VII. СПб., 1895. С. 558. Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. Сл. 64. М., 1849. С. 285. Григорий Нисский, святитель. Творения. Ч. 1. О молитве. Слово 1. М., 1861. С. 384—385. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 232. 18 Письма о христианской жизни. СПб., 1880. С. 361. 19 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 57. 20 Письма о христианской жизни. Указ. изд. С. 361. 21 Цит. по книге: Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову или духовная деятельность современных пустынников. Баталпашинск, 1910. С. 19.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

Библиография 777 I . Священное Писание Ветхого и Нового Завета Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1988. Biblia Hebraica Stuttgartensia/Ediderunt K.Eiliger et W.Rudolph; Adjuvantibus H.Bardke et al; Textum Masoreticum curavit H.P.Rüger. Stuttgart, 1990. Novum Testamentum graece/Cum apparatu critico curavit Eberhard Nestle; Novis curis elaboraberunt Erwin Nestle et Kurt Aland. Editio vicesima quinta. London, 1975. Septuaginta: Id est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes/Edidit Alfred Rahlfs. Duo volumina in uno. Stuttgart, 1979. II. Творения отцов и учителей церкви 778 Августин O Нагорной проповеди Господа: De sermone Domini in Monte//PL. 34. Col. 1229–1308. O граде Божием: De civitate Dei//PL.41. Col.13–801. Русский перевод: Августин, блж. О Граде Божием. M., 994. Т.1–4. Послания: Epistulae//PL.33. Григорий Богослов Слово 42: Oratio 42//SC. 384. P.48–115. Русский перевод: Григорий Богослов , свт. Творения: В 2 т. Т.1. M., 2007. С.496–509. Письма: Epistulae//PG. 37. Col.21–388. Русский перевод: Григорий Богослов , свт. Творения: В 2 т. Т.2. M., 2007. С.417–562. Дидахи Дидахи (Учение двенадцати апостолов)//SC. 248. Русский перевод: Учение двенадцати апостолов//Писания мужей апостольских. Рига > 1994. С.17–38. Епифаний Кипрский Панарион: Рапапоп//GCS. 25; 31. Русский перевод: Епифаний Кипрский , свт. На 80 ересей Панарий, или Ковчег//Творения. M., 1863–1885. Ч.1–5. Игнатий Богоносец Послание к Ефесянам: Epistula ad Ephesios//SC. 10. P.66–93. Послание к Римлянам; Epistula ad Romanos//SC. 10. P. 124–139. Русский перевод: Игнатий Богоносец , свт. Послания/Пер. прот. И.Прнображенского//Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С.307–350. Иероним Комментарий на Послание к Галатам: Commentaria in Epistulam ad Galatas//PL.26. Col.307–438. Комментарий на Послание к Титу: Commentariorum in Epistolam ad Titum//PL.26. Col.555–599. O знаменитых мужах: De viris illustribus//PL.23. Col.601–720. Русский перевод: Иероним, блж. Книга o знаменитых мужах//Творения. Ч.5. Киев, 1880.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Введение Начало латинской христианской письменности. Рим и северная Африка. основные направления богословия и их представители Христианская письменность на Западе, в частности, в Риме, сначала была грекоязычная, примером чего могут служить Послание к Коринфянам свт. Климента Римского и Пастырь Ерма . Богослужение и чтение Св. Писания также совершались изначально на греческом, как это видно из Первой Апологии св. Иустина Мученика (I Apol., 65–67) и из канона Муратори 57 . Однако уже в I веке в Римской церкви начинается постепенный переход на латынь. Самая ранняя стадия этого процесс происходит на уровне простого разговорного языка 58 . Когда христианство было впервые проповедано в Риме в 30–40х годах, большая часть его населения была иноземного происхождения и первую христианскую общину в Риме составляли выходцы из восточных провинций Римской империи 59 . Поэтому греческий язык, который в то время был основным языком межнационального общения, естественным образом стал официальным языком Римской церкви и богослужения. Но к середине II века греческий язык все меньше и меньше слышался на улицах города, о чем говорят многочисленные намеки в Пастыре Ерма , увидевшем свет приблизительно в то время. Действительно, изменение происходило столь стремительно, что вскоре возникла потребность в переводе Св. Писания на латынь. Свидетельством тому могут служить цитаты из Св. Писания в латинском переводе Послания к Коринфянам свт. Климента Римского , сделанном в середине II века 60 . Ситуация коренным образом изменяется в III веке, когда латынь становится официальным языком Римской церкви. Письма Римских епископов перестают писаться исключительно на греческом. После мученической кончины папы Фабиана во время гонения Декия (250–251 гг.), когда римская епископская кафедра пустовала, римский клир пишет несколько посланий к свт. Киприану Карфагенскому на латыни 61 . Вскоре после этого возникает обширная переписка на латыни между свт. Киприаном и папой Корнилием, а затем и папой Стефаном по вопросу церковных расколов и крещения еретиков 62 . Подобные изменения происходят и в области богословия. Римский юрист африканского происхождения Минуций Феликс в конце II – начале III века пишет одну из первых латинских апологий – диалог Октавий 63 . Хотя в первой половине III века известный римский богослов и антипапа св. Ипполит продолжает писать на греческом, его соотечественник Новациан, также антипапа, пишет первые богословские трактаты на латыни. Более того, в своем трактате De Trinitate («О Троице») 64 он приводит множество цитат из латинского перевода Св. Писания, уже существовавшего в то время. Сами трактаты Новациана красноречиво говорят о расцвете римского латинского богословия, правда, испытавшего определенное североафриканское влияние. Что касается богослужебного языка, то переход на латынь здесь совершился гораздо позже – во второй половине IV века, не ранее понтификата папы Дамаса (366–384 гг.) 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

М. род. в семье известного педагога, директора 4-й московской гимназии Александра Григорьевича Новосёлова (1834-1887) и Капитолины Михайловны (урожд. Зашигранской; † 1918). Оба деда М. были священниками. М. окончил с золотой медалью 4-ю московскую гимназию (1874-1882), обучался на историко-филологическом фак-те Московского ун-та (1882-1886). В 1886-1887 гг. преподавал древние языки в женской классической гимназии С. Н. Фишер. Большое влияние на М. в молодые годы оказал Л. Н. Толстой , юноша стал ревностным адептом религ. учения писателя. Отец М. был хорошо знаком с Толстым, и, очевидно, это знакомство унаследовал М. Окончив университет, М. решил стать врачом, для чего ему нужно было учиться на медицинском фак-те еще 5 лет. Этим планам воспрепятствовал отец, к-рый хотел видеть сына преподавателем древних языков. Компромиссным решением стало поступление М. на работу в учительскую семинарию. В ожидании назначения М. уехал в деревню, где преподавал в сельской школе и размышлял о целях своей педагогической деятельности. Здесь 9 окт. 1886 г. М. написал 1-е письмо Толстому: «Мне хотелось бы, чтобы прошлая жизнь человечества дала юношам понятие о людях и их поступках со стороны их приближения или удаления от учения Христова. Может быть, мысль эта покажется Вам странной и наивной, но я серьезно остановился на ней и пока не вижу ничего, чем бы мог заменить ее» (Письма М. А. Новоселова к Л. Н. Толстому. 1994. С. 383). К школьным занятиям М. присоединялась и физическая работа: «В это время я пахал, копал картофель, рубил капусту, ворошил масло, возил дрова,- все это, конечно, не в таких размерах, какие желательны» (Там же. С. 384). После вскоре последовавшей смерти отца М. решил жить по заветам Толстого на земле трудом своих рук, обсуждал в кругу единомышленников планы по устройству земледельческих поселений интеллигентной молодежи. В 1887 г. М. размножил на гектографе рукописную брошюру Толстого «Николай Палкин». Результатом этого стал обыск на квартире М. и заключение его в тюрьму. Лишь вмешательство писателя избавило М. от ссылки в Сибирь. Толстой лично явился к начальнику московского жандармского управления и заявил ему, что наказать следует прежде всего автора брошюры. На это генерал ответил: «Граф! Слава Ваша слишком велика, чтобы наши тюрьмы могли ее вместить». В нач. февр. 1888 г. М. был освобожден под гласный надзор полиции с запрещением проживать в столицах. Это подтолкнуло его в том же году купить землю в с. Дугине Тверской губ., где он создал одну из первых толстовских земледельческих общин. Просуществовав ок. 2 лет, она распалась, как и др. толстовские общины.

http://pravenc.ru/text/2563592.html

Отвечает протоиерей Андрей Лоргус , священник, психолог, антрополог, ректор Института христианской психологии. Пусть мама поверит . Как надо и как не надо говорить с родителями о Боге . Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – ноябрь 2018. – С.20-25. – (рубрика « Вопрос номера. Привести родителей к вере »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает председатель Комитета Государственной думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов //Фома. - — ноябрь 2018. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). ВЕРА (раздел). – С.26-47. Школа «Фомы». Именины: Филипп. [Иллюстрированная информация: Значение имени : Филипп – имя греческого происхождения и переводится как «любитель лошадей». В древности только богатый человек мог позволить себе коня, поэтому имя Филипп принято также трактовать как «знатный» и «благородный»;   Дни памяти : 27 ноября – день памяти  апостола Филиппа; Апостол Филипп. Один из 12 апостолов Спасителя, бывший когда-то рыбаком. Родился и вырос в Вифсаиде. После Пятидесятницы и сошествия Святого Духа на апостолов Филипп проповедовал Евангелие в Галилее, а затем отправидся в Грецию, откуда прибыл  в город Иерополис . Подготовил Тихон Сысоев ;   Другие святые и известные люди с именем Филипп :  Святитель Филипп, митрополит Московский (1507-1569), игумен и строитель Соловецкой обители, обличитель злодеяний царя Ивана Грозного. Филипп де Шампань (1602-1674), известный фламандский художник эпохи барокко. Священномученик Филипп (Григорьев) (1870-1933), протоиерей, новомученик, погибший в годы сталинского террора.  Филипп Гласс (род. в 1937 году), знаменитый американский композитор, трижды получал награду «Золотой глобус» за лучшую музыку к фильму; Интересные факты ]. Ил.: Апостол Филипп. Антонис ван Дейк. 1619-1621; Руины города Иераполиса (в современной Турции), где проповедовал апостол Филипп; Гробница апостола Филиппа, найденная итальянскими учеными в 2011 году на территории Иераполиса. Фото Владимира Ештокина; Скульптурный портрет оратора Демосфена (384-322 до н. э.), выступавшего с филиппиками — обличительными речами против врага Афин — Филиппа II Македонского; Лев Толстой в открытой им бесплатной школе для крестьянских детей, среди которых учился герой его повести «Филиппок» - Филипп Макаров. Фото; Святитель Филипп, обличительные письма которого царь Иван Грозный называл «Филькиными грамотами». Художественное полотно//Фома. - – ноябрь 2018. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-187...

Часть II. Литературные труды блаженного Иеронима Стридонского Благодаря своим неустанным научным трудам блаж. Иероним Стридонский сыграл важнейшую роль в распространении библейских и святоотеческих текстов на Западе. Его собственные сочинения свидетельствуют о необычайно широкой эрудиции их автора, его прекрасном знании не только классической греко-римской литературы, но и Библии и обширной христианской литературы по экзегетике, церковной истории и аскетике 341 . По словам самого блаж. Иеронима, он был «философом, ритором, грамматиком, диалектиком, [знавшим] три языка (trilinguis): еврейский, греческий и латинский» 342 . Перу Вифлеемского пресвитера принадлежат более тридцати сочинений по библеистике, экзегетике, догматике, церковной истории и агиографии, а также многочисленные переводы, гомилии и письма. 1. Библейские переводы 1.1. Новый Завет. Мировую известность блаж. Иерониму принесли его переводы Библии. Однако было бы упрощением считать, что он сам перевел всю Библию от начал до конца, создав так называемую Вульгату 343 , или что в своих переводческих трудах он следовал единому плану и пользовался одними и теми же методами. На самом деле блаж. Иероним принимался за библейские переводы несколько раз, и обстоятельства перевода тех или иных библейских книг были порой совершенно различны. Как уже было отмечено выше, сначала, в 383–384 гг., по просьбе папы Дамаса он приступил к пересмотру на основе греческого оригинала старых латинских переводов Нового Завета (так называемых Vetus Latina), сделанных разными людьми в разное время и в разных местах, так что, по его словам, к IV в. «существовало почти столько же вариантов текста, сколько рукописей» 344 . Существуют три основных вопроса, связанных с редакторской работой блаж. Иеронима над Новым Заветом: «(а) Какой тип старолатинского текста блаж. Иероним взял за основу своей редакции Нового Завета? (б) Можем ли мы определить тип древнегреческих рукописей, которые он, по его словам, изучал для исправления латинской версии? (в) Какая часть Нового Завета Вульгаты действительно принадлежит блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Святитель Василий Великий. Примите слово мое: сборник писем/Православие.Ru Архив RSS Карта сайта Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version ПРАВОСЛАВИЕ.RU   Издательство Сретенского монастыря   Встреча с Православием Интернет-журнал Гость сайта Вопросы священнику Новости Пресса Аналитическое обозрение Документы истории Полемика Мониторинг СМИ Фотогалереи Сретенский монастырь История и современность Священномученик Иларион Российский центр Туринской Плащаницы Издательство Сретенского монастыря Магазин «Сретение» Оптовый интернет-магазин Сретенская духовная семинария Хор Сретенского монастыря Златошвейная мастерская Дистанционное обучение Катехизические курсы Воскресная школа «Сретение» Путь в монастырь Расписание богослужений Поместные Церкви Православный Календарь English edition Аудио Видео Святитель Василий Великий. Примите слово мое: сборник писем Святитель Василий Великий — «Примите слово мое»: Сборник писем. (Сост. иерод. Никон (Париманчук)). — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. — 384 с.: ил. — (серия «Письма о духовной жизни»). ISBN 5-7533-0362-5 Сборник «Примите слово мое», выпущенный в серии «Письма о духовной жизни» , содержит эпистолярное наследие Василия Великого (329-379), архиепископа Кесарии Каппадокийской, известнейшего вселенского Учителя и Святителя Церкви. Переписка охватывает весь период его церковного служения в бытность священником, а затем и епископом на Каппадокийской кафедре. Избранные письма, вошедшие в сборник, адресованы Богоспасаемой пастве, монашествующим и великим архиереям того времени: свт. Амфилохию Иконийскому, Петру Александрийскому, Римскому Папе Дамасу, свт. Епифанию Кипрскому, свт. Амвросию Медиоланскому и многим другим… Особо следует отметить послания Святителя, которые в виду своей богословской глубины и точности решения исследуемых проблем в дальнейшем вошли в собрание церковных канонических правил. Письмо свт. Василия великому Арматию Просит не гневаться на сына, который стал христианином Общий для всех людей закон старших возрастом признает общими для всех отцами, а собственно наш христианский закон нас, старцев, для таковых ставит в чине родителей.

http://pravoslavie.ru/sm/050906194909.ht...

Александрова Пустынь. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Александро-Пустынская церковь во имя Живоначальной Троицы каменная, приходская, летняя, с зимним при ней приделом, прочная. В ней четыре престола, три в летней и один в зимней: во имя Живоначальной Троицы, во имя св. Архангела Михаила, во имя преп. Онуфрия Великого и в зимней - в честь Шуйской иконы Божией Матери. Построена во второй половине XVII века помещиком Василием Мотовиловым на собственные его средства. Чтимая икона - Преп. Онуфрия Великого, древнего письма. Часовня вблизи церковной ограды, у проезжей дороги, деревянная; построена более 50 лет. Церковной земли 38 десятин 793 кв. саж. Церковных домов три: для жительства священника, псаломщика и церковная сторожка. Церковного капитала в билетах 2116 руб. 12 коп. В приходе в селе 20 муж. пола и 29 жен.; всего прихожан 384 муж. пола и 467 жен. В приходе двухклассная министерская школа, народная при школе библиотека, церковно-приходское попечительство и общество трезвости. Школа содержится… на средства устроителя ее и попечителя коммерции советника Ивана Семеновича Крючкова, доставляющего приварок ученикам, отопление, освещение и ремонт. На поддержание библиотеки отпускает волость Николо-Задубровская 20 руб. ежегодно, рыбинское земство 20 руб., губернское земство 50 руб. и, сверх того, почетный попечитель библиотеки И. С. Крючков выписывает в библиотеку книг и журналов на 40 руб., всего же 130 руб. Село в 60 верстах от Ярославля. Штатный состав причта: священник и псаломщик. Причтового капитала в билетах 7966 руб. 62 коп. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Важнейшей артерией рыбинского края была река Черемуха. В XVII-XVIII вв. земли к юго-востоку от Рыбной слободы именовались Черемошской волостью или Черемхой. Здесь, по берегам реки и ее притоков располагались села и погосты, где до сих пор встречаются памятники каменного и деревянного зодчества. В десяти километрах от Рыбинска, на холме, у впадения в Черемуху речушки Йоды, расположено село Михайловское. Отсюда, направившись по старому, ныне полузаброшенному тракту на Большое село, можно, преодолев еще около десяти километров проселочной дороги, добраться до села Александрова пустынь. Здесь сохранился самый древний памятник Рыбинского района — каменная церковь Троицы, возведенная около 1678 г. Некогда она служила храмом небольшого затерянного в лесах монастыря, известного уже в эпоху Ивана Грозного. Помимо нее во второй половине XVII в. в монастыре существовали деревянные церкви Онуфрия Великого и Успения Богоматери с приделом Михаила Архангела. Ансамбль дополняла деревянная шатровая колокольня. В XVIII в. обе деревянные церкви были разобраны. В 1764 г. и сам монастырь был упразднен, а его каменная церковь превращена в обычный приходской храм.

http://sobory.ru/article/?object=28264

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010