Письма 357, до ноября 1. К Евстафию Философу 357 (или 358) 14. К Григорию, другу 4. К Олимпию 360–362 9. К Максиму Философу 362 или 363 3. К Кандидиану 18. К Макарию и Иоанну 19. К Григорию, другу 363–370 22. О совершенстве в монашеской жизни 363–378 43(46). К падшей деве 20. К Леонтию, софисту 21. К Леонтию, софисту 365–378 15. К Аркадию, комиту 368, после 10 октября 369, осень 31. К Евсевию, епископу Самосатскому 370, весна 27. К Евсевию, епископу Самосатскому 370–371, зима 25. К Афанасию, епископу Анкирскому 370–373 57(61). К Афанасию, архиепископу Александрийскому 370–378 24. К Афанасию, отцу Афанасия, епископа Анкирского 45(49). К Аркадию, епископу 49(53). К хорепископам 50(54). К хорепископам 51(55). К Паригорию, пресвитеру 52(56). К Пергамию 58(62). К Церкви Парнасской 59(63). К неокесарийскому градоначальнику 60(64). К Исихию 370–378 68 (72). К Исихию 69(73). К Каллисфену 73(77). Без надписи 74(78). Без надписи 79(83). К чиновнику, облагающему податями 81(85). О том, что не должно клясться 82(86). К правителю области 83(87). Без надписи 103(107). К вдове Иулитте 104(108). К попечителю наследников Иулитты 105(109). К Елладию, сотоварищу ипарха 111(115). К Симпликии, еретичке 147(152). К Виктору, военачальнику 148(153). К Виктору, бывшему консулу 165(172). К Софронию, епископу 170(177). К Софронию, магистру 171(178). К Авургию 172(179). К Аринфею 173(180). К Софронию, магистру, за Евмафия 178(185). К Феодоту, епископу Верийскому 184(192). К Софронию, магистру 186(194). К Зоилу 262(270). Без надписи, о похищении девицы 264(272). К Софронию, магистру 266(274). К Имерию, магистру 269(277). К Максиму Схоластику 274(282). К епископу 275(283). К одной вдове 276(284). К сборщику податей 277(285). Без надписи 279(287). Без надписи 280(288). Без надписи 281(289). Без надписи, об одной притесненной женщине 282(290). К Нектарию 283(291). К Тимофею, хорепископу 298(306). К севастийскому градоначальнику 371, не позднее марта 44 (48). К Евсевию, епископу Самосатскому

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ КВЕСТОР [греч. Κυστωρ, Κοαστωρ], по прозвищу Заика [ Τραυλς], визант. писатель, гимнограф и мелод. В правление имп. Льва VI Мудрого (886-912) занимал в К-поле должность квестора (придворного юриста), что известно из письма, к-рое он написал в 907 г. своему другу, магистру и богослову Льву Хиросфакту . А. К.- автор энкомия на мученичество св. Агафоника († ок. 305) и эпиграммы (небольшого стихотворения) на Распятие; др. эпиграмма А. К. была начертана на памятнике, украшавшем столичный ипподром. В греч. рукописях сохранились надписанные именем А. К. богослужебные каноны свт. Иоанну Постнику , Патриарху К-польскому (2 сент.), прор. Моисею (4 сент.), св. папе Клименту Римскому (25 нояб.), сщмч. Петру Александрийскому (25 нояб.), мученикам Никомидийским (28 дек.), прп. Феодосию Киновиарху (11 янв.) (Ταμεον), а также на праздник Благовещения 4-го гласа с акростихом (Минея РНБ. Греч. 553. Л. 21-33, XI в.). Его именем, с прибавлением прозвища Кампсакис ( Καμψκης), надписаны еще 2 канона - прп. Патапию (8 дек.) и святым Еввиоту и Филетеру (14 дек.). А. К. распел ирмосы канонов: покаянного, на Благовещение, на Сретение Господне, на Рождество Иоанна Предтечи, в Неделю ваий, на Пасху и мч. Агафонику (см., напр., нотированный Ирмологий X в. (Ath. Laur. Β. 32)). Нек-рые исследователи отождествляли А. К. с автором заупокойного кондака (см. Анастасий , визант. гимнограф). Соч.: Δελτον τς στορικς κα θνολογικς ταιρεας τς Ελλδος. Αθναι, 1883-1884. Τ. 1. Σ. 407 [письмо, изд. И. Саккелионом]; Epigrammatum Anthologia Palatina/Ed. A. F. Didot. Parisiis, 1864-1890. T. 2. P. 512 [эпиграмма на Распятие] (Рус. пер. Ф. Петровского//Эпиграммы греческой Антологии. М., 1999. С. 517); AnBoll. 1886. T. 5. 396-415 [энкомий, изд. Г. ван Хооффом]; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Θεοτοκριον. Chennevières-sur-Marne, 1931. P. 81, 126, 165, 182, 218; AHG. 1976. Vol. 4. P. 230 (XVIII), 310 (XXIV), 471 (XXXVII); Ταμεον. N 3, 8, 271, 276, 336, 349, 392, 441.

http://pravenc.ru/text/114890.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ (Левченко Стефан Иванович; 26.04.1893, с. Николаевское Бийского окр. Томской губ.- 25.10.1937, Смоленская (ныне Калужская) обл.), прмч. (пам. 12 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявщих), иером. Из крестьянской семьи. В 1910 г. поступил в Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустынь , где был пострижен в монашество с именем Лаврентий. В той же обители стал монахом его отец, а мать и 3 старшие сестры были инокинями Шамординского Амвросиева в честь Казанской иконы Божией Матери женского монастыря . Впосл. Л. был рукоположен во диакона, возведен в сан архидиакона. В 1923 г., после закрытия Оптиной пуст., поселился в Козельске. Вместе с родителями, сестрами и нек-рыми членами оптинской братии образовал монашескую общину, к-рая существовала за счет изготовления валяной обуви. После того как в оптинском Казанском храме прекратились службы, Л. вместе с др. монахами перешел в Георгиевский храм в Козельске. Впосл. по просьбе прихожан храма в с. Ивановском близ Козельска Калужский архиеп. Сильвестр (Братановский) рукоположил Л. во иерея. В Ивановское к Л. переехали монахини-сестры, они помогали по храму и зарабатывали на жизнь рукоделием. В 1935 г. сотрудники НКВД начали собирать сведения о деятельности Л. 6 сент. 1937 г. Л. был арестован и помещен в тюрьму в Козельске. Обвинен в проведении контрреволюционной агитации. Виновным себя не признал. Казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Западной обл. от 5-6 окт. 1937 г., погребен в общей безвестной могиле. Определением Синода РПЦ от 6 окт. 2006 г. имя Л. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 903. Оп. 2. Д. 38; Архив УФСБ России по Калужской обл. Д. П-13441; Архив Оптиной пуст. Фонд новомучеников и исповедников. Лит.: Мария (Добромыслова), мон. Житие оптинского старца Никона. Козельск, 1996. С. 276-278; Жития мучеников и исповедников Оптиной пуст./Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Письма прп. Рафаила исповедника. Козельск, 2014. С. 93-100.

http://pravenc.ru/text/2462439.html

Письмо 55. Н.С. Фуделю 8 VIII Усмань] 274 Милый Николаша. Итак начинаю писать тебе из нового своего местожительства 275 . Я уже послал письмо маме, сообщил, что прописался, снял комнату и начал поиски работы. С работой здесь плохо. Вот уже 3-й день хожу всюду, и пока ничего нет. Чувствую, что это не совсем безнадежно, что когда-нибудь что-нибудь подвернется – кто-нибудь из бухгалтеров 276 уедет, умрет или сопьется, но когда это будет? Ехать в Графскую не вижу смысла, т к говорил здесь с знающими ее и они заверяют, что там совсем ничего нет, то же и в Рамони 277 . Завтра, наверное, съезжу в Воронеж, посоветуюсь с знакомыми, схожу в некоторые краевые организации. Вернувшись, подожду еще с неделю, т к в двух местах здесь обещали что-то выяснить, а потом придется думать о новом переезде. Мне бы не хотелось, т как город очень понравился – весь в яблоках и тополях, я уже размечтался, что возьму сейчас же Вареньку и она будет со мной жить так же, как ты в Вологде... 278 Все время ем яблоки, которые, впрочем, недешевы и на них уходит много денег. Хорошие сорта 5 р. десяток, но, говорят, попозже подешевеют. Вообще жизнь здесь если и дешева, то относительно. Квартиры дорогие: 100 р. комната без топки. Масло, хлеб, овощи, молоко в той же цене, что и в Сибири. Только яйца дешевле московских, да еще говорят, что попозже будут дешевые помидоры (пока они 10 р. кило). Я бы мечтал так: устроиться хотя бы на 500 р., взять Вареньку, совсем разгрузить маму, чтобы она могла заняться собой, своим устройством, продажей дома 279 и переездом или поближе к Москве для своей работы, или же в Воронеж (но, по-моему, лучше под Москву, если можно). Если она будет свободна, она сможет зарабатывать и присылать что-н на Вареньку. Очень бы хотел узнать про Машу. Напиши: Советская, д. 56 280 . Обедаю пока в столовой. Целую крепко. Чем мы сможем отблагодарить Тамару! Твой п. 275 Г. Усмань Воронежской области, новое местожительство после пятилетней сибирской ссылки и полученного «минуса» (то есть разрешения проживать не ближе, чем 100 км от Москвы). Читать далее Источник: Собрание сочинений : В 3 т./С.И. Фудель; [Сост., подгот. текста и коммент. Н.В. Балашова, Л.И. Сараскиной]. - М. : Рус. путь./Том 1. 2001. – 648 с./Письма. 263-520 с. ISBN 5-85887-086-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

Второе собрание: The Second Part. Chapters IV-XLI//ed. S. P. Brock. CSC. O 554–555. Русский перевод: Исаак Сирин , прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни: Новооткрытые тексты/пер. митр. Илариона (Алфеева) . СПб., 2003. Главы о знании (не изданы). Русский перевод [избранные главы]: Исаак Сирин , прп. Беседа 3// Исаак Сирин , прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни: Новооткрытые тексты/пер. митр. Илариона (Алфеева) . СПб., 2003. С. 75–85. Исидор Пелусиот Письма: Epistolarum libri I-V//PG 78, 177–1646. Русский перевод: Исидор Пелусиот , прп. Письма. Кн. 1–5//Творения. М., 1859–1860. Ч. 1–5. Иустин Философ 1-я апология: Apologia prima//PG 6, 327–440. Русский перевод: Иустин Философ , мч. Апология I, представленная в пользу христиан Антонину Благочестивому//Творения. М., 1892. С. 31–104. Киприан Карфагенский Киприан Карфагенский . Книга о молитве Господней: De Dominica oratione//CSEL 3/1, 187–205. Русский перевод: Киприан Карфагенский , свт. Творения. М., 1999. С. 252–273. Кирилл Александрийский Толкование на Евангелие от Матфея: Commentarii in Matthaeum (in catenis). Matthäus-Kommentare aus der griechischen Kirche/ed. J. Reuss. Berlin, 1957. S. 96–135. Кирилл Иерусалимский Поучения тайноводственные: Catecheses mystagogicae quinque//PG 33, 1065–1131; SC. 126. Русский перевод: Кирилл Иерусалимский , свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. Климент Александрийский Кто из богатых спасется: Quis dives salvetur//PG 9, 603–652. Русский перевод: Климент Александрийский . Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасется. СПб., 2009. С. 238–276. Строматы: Stromata. Clemens Alexandrinus: [Werke]/hrsg. O. Stählin, L. Früchtel. Bde. 2–3. Leipzig, 1985 4 . Русский перевод: Климент Александрийский . Строматы. Т. 1 –3. СПб., 2003. Климент Римский 1-е послание к Коринфянам: Epistula I ad Corinthios. Die Apostolichen Väter/hrsg. F. X. Funk. Tübingen; Leipzig, 1901. – (Kirchen- und dogmengeschichtliche Quellenschriften; 2.) S. 33–68. 2-е послание к Коринфянам: Epistula altera ad Corinthios. Die Apostolichen Väter. S. 69–79.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В духовном завещании, составленном в 1833 г., Е. просила «при погребении не делать никакой траты, а сколько кто при сем случае пожелает поусердствовать, да обратит свою лепту в пользу неимущих». Обители она завещала билет сохранной казны на сумму 8,5 тыс. р. ассигнациями, портреты митрополитов Платона (Левшина) , Серафима (Глаголевского), Филарета (Дроздова). После кончины тело Е. положили в простой дубовый гроб, заранее приготовленный игуменией, перенесли в больничную церковь, а оттуда в собор. 8 февр. 1837 г. Е. была похоронена с сев. стороны Троицкого собора, около Борисоглебского придела. Могила Е. была обнесена железной решеткой с навесом, под к-рым горела неугасимая лампада. В 1854-1875 гг. по благословению свт. Филарета Аносин мон-рь возглавляла внучка княгини игум. Евгения (Озерова). К нач. XX в. в ризнице мон-ря хранились вещи Е.: келейный киот для икон, очки, костыль, игуменский жезл, образочки с шеи на шнуре, волосы, отстриженные с ее головы митр. Филаретом при пострижении, белые костяные четки. В игуменских покоях находился живописный портрет Е. в рост, в монашеском одеянии, с жезлом в руке. В 1928 г. Аносин мон-рь был закрыт. После возрождения обители в авг. 1994 г., во время ремонтных работ близ Троицкого храма был снят верхний слой грунта и обретены могилы Е. и игум. Евгении (Озеровой). В июне 2001 г. могила Е. была вскрыта, останки переложены в новый гроб и опущены в особый склеп с сев. стороны собора. В музее-усадьбе «Мураново» им. Ф. И. Тютчева хранится портрет 1807 г. работы Е. Спажинского, на к-ром Е. Н. Мещерская изображена с дочерью и Е. А. Ельчаниновой. Соч.: [Записки]//ЧОИДР. 1876. Кн. 2. Отд. 5. С. 1-60; [Беседы с моей дочерью]//Женская Оптина: Мат-лы к летописи Борисо-Глебского жен. Аносина мон-ря. М., 20052. C. 24-36. Ист.: Три письма [к игум. Евгении (Мещерской)] митр. Филарета (Дроздова)//ДЧ. 1869. Ч. 3. 11. С. 227-229; Пимен [Мясников], архим. Восп. М., 1877. С. 288-292, 308-309; Пимен (Благово), архим. Рассказы бабушки из восп. пяти поколений, записанные и собр. ее внуком. Л., 1989. С. 68-70, 187-189, 276-279.

http://pravenc.ru/text/187027.html

Господи Боже Израилев! Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и нощь, и услышиши молитву людей Твоих, о нихже помолятся на месте сем! И всяк, чуждий, иже несть от людей Твоих, приидет и помолится в храме сем, услыши и его с небесе от святого жилища Твоего ( 3Цар.8:29–30,41–43 )! Прости и ты, страна сия! Для одних из нас ты являешься отечеством, родиною, для других ты дала приют, работу и достаток, иные на твоей вольной земле получили свободу исповедывать правую веру. Бог говорил в древности чрез пророка: заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него, ибо при благосостоянии его и вам будет мир (Иерем.29:7). Так и мы молимся Господу, чтобы Он послал стране сей изобилие плодов земных, благорастворение воздухов, дожди и ветры благовременны и сохранил ее от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да будут же благословенны страна сия, и град сей, и храм, и на всех вас да почиет благословение Господне благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 11/24 марта 1907 г. г. Нью-Йорк АПВ, 1907, т. XI, 6, с. 96–98. Ярославские епархиальные ведомости. Часть неофициальная, 1907, 20, с.289–293. Слово Православия в Америке. Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Миссионерское служение. Исторический очерк/Сост. С.С. Широков. М.: Сретенский монастырь, 2001. С. 176–178, 180–182. Архипастырь страждущей Руси. Святитель Тихон, Патриарх Московский: слова, послания, письма. М.: Изд-во сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2004. С. 93–99. Святитель Тихон – Патриарх Московский, Просветитель Северной Америки. Миссионерское служение и духовное наследие/Сост. С.С. Широков. М.: Центр миссионерских исследований, 2009. С. 273–276. Читать далее Источник: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского [Текст] : проповеди, статьи/[сост. А. В. Попов]. – Санкт-Петербург : Сатисъ, 2011. – 191 с. : портр.; 25 см. – (Русская церковь в XX столетии : документы, воспоминания, свидетельства).; ISBN 978–5-7868–0030–3 (в пер.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

И. А. составляют произведения различных жанров: эпиграммы, канонические постановления и обширная переписка (ок. 150 писем). Критического издания сочинений И. А. не существует, различные сборники писем и постановлений публиковались А. И. Пападопуло-Керамевсом, В. Г. Васильевским, Э. Курцем, Н. Веисом. Среди хорошо сохранившихся рукописей сочинений И. А.- РНБ. Греч. 250 (XIII в.); РНБ. Греч. 251 (XIV в.); Bodl. Baroc. 131 (XIV в.); Hieros. Patr. 276. Письма И. А. отличаются от большинства памятников средневизантийской эпистолографии тем, что подверглись лишь весьма незначительной литературной обработке. Они сохранили особенности стиля автора и бытуют в сборниках, содержащих также и ответы корреспондентов И. А. Являясь в первую очередь не лит. коллекцией, а рабочим архивом, текст писем содержит реалии повседневной жизни византийской провинции 1-й пол. XIII в. Юридические определения И. А. посвящены в основном частным вопросам: бракоразводным процессам, спорам о наследстве, завещаниям, случаям прелюбодеяния, различным проступкам священников и др. Среди адресатов писем И. А.- наиболее значительные политические и культурные деятели той эпохи: К-польский патриарх Мануил I Сарантин, архиеп. Охридский Димитрий Хоматиан, архиеп. Афинский Михаил Хониат , митр. Керкирский Георгий Вардан, Эпирский деспот Феодор Комнин и его супруга Мария, богослов и историк Никита Хониат и др. Соч.: Васильевский В. Г. Epirotica saeculi XIII: Из переписки Иоанна Навпактского//ВВ. 1896. T. 3. С. 233-299; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 4. Σ. 119-125; idem. Παρατηρσεις ες τ Epirotica saeculi XIII//ВВ. 1904. T. 11. С. 849-866; idem. Δυρραχην//BZ. 1905. Bd. 14. S. 568-575; idem. Κερκυρακ//ВВ. 1906. T. 13. С. 334-351; idem. Συμβολ ες τν στοραν τς Αρχιεπισκοπς Αχρδος//Сб. ст., посвященных акад. и заслуженному проф. В. И. Ламанскому. СПб., 1907. Ч. 1. С. 227-250; idem. Ιωννης Απκαυκος κα Νικτας Χωνιτης//Τεσσαρακονταετηρς τς καθηγεσας Κ. Σ. Κντου. Αθναι, 1909. Σ. 373-382; он же (Пападопуло-Керамевс А. И.). Noctes Petropolitanae: Сб. визант. текстов XII-XIII вв. СПб., 1913. С. 249-294; P é trid è s S. Jean Apocaucos, lettres et autres documents inédits//ИРАИК. 1909. Т. 14. C. 69-100; Bee-Sepherle E. Aus dem Nachlass von N. A. Bees: Unedierte Schriftstücke aus der Kanzlei des Johannes Apokaukos des Metropoliten von Naupaktos (in Aetolien)//BNJ. 1971/1974. Bd. 21. P. 57-243.

http://pravenc.ru/text/469808.html

Еврипид. Ифигения в Тавриде//Еврипид. Трагедии: В 2 т, Т.1. M., 1999. С.496–563. Евсевий Кесарийский (Памфил) . Хроника: Chronicon//GCS. 20. Евсевий Кесарийский (Памфил) . Церковная история. СПб., 2013. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Иудейская война. Против Апиона. M., 2011. Иосиф Флавий. Жизнь/Пер.: Д.Е.Афиногенов; вступ. ст.: Л. В. Семенченко//Вестник древней истории. 2006. С.216–229; 2007. С.272–283; С.235–251. Клеанф. Гимн Зевсу//Эллинские поэты VIII–III вв. до н.э. M., 1999. С.202. Ксенофонт Афинский, Воспоминания о Сократе. M., 1993. Ксенофонт Эфесский. Повесть о Габрокоме и Антии. M., 1956. Лактанций . Божественные установления. СПб., 2007. Лактанций . О смертях гонителей: De mortibus persecutorum//PL.7. Col.190–276. Либаний. O стилях писем: πιδτολιμαοι χαρακτρες//Libanius. Opera/Rec. R.Foerster. Vol.9. Hildesheim, 1963. P.27–47. Моше бен Маймон (Маймонид). Мишне Тора (Кодекс Маймонида): Книга «Святость». M., 2014. Менандр. Фаида [фрагменты]//Менандр. Комедии. Фрагменты. M., 1982. С.312. Овидий. Метаморфозы. M.,1977. Павсаний. Описание Эллады: В 2 т. Т.1. M.. 2002. Пасхальная хроника: Chronicon Paschale//PG. 92. Col. 69–1028. Платон. Теэтет//Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т.2. M., 1993, С.192–274. Платон. Тимей//Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. M., 1993, С.421–500. Плиний Младший, Письма. М,; Л., 1950. Плиний Старший. Естественная история: Plini Secundii. Naturalis historiac libri XXXVII/Ed. C.Mayhoff. Vol.1: Libri I-VI, Lipsiae, 1906. Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. M., 1964. Сенека. Нравственные письма к Луциллию. M., 1977, Сенека.О блаженной жизни//Сенека. Философские трактаты. СПб., 2001, С.12–39. Страбон. География. Л., 1964. Талмуд: Мишна и Тосефта/Критич. пер.: H. А. Переферкович. Т.1–6. СПб., 1902–1911. Тацит. Анналы. Малые произведения, История. M., 2003. Филон Александрийский. О посольстве к Гаю//Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. M.; Иерусалим. 1994. С.53–112.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Такое явление, кажется можно наблюдать только в Германии. Вследствие такого отношения к науке и университету, не только Herr Professor, Herr Doctor, но даже просто Herr Student является в Германии весьма почтенным именем, которое обеспечивает его обладателю значительную долю внимания. Как известно, уважение к немецким университетам с немцами разделяют и интеллигентные представители других стран. Просматривая хронику Берлинского университета за последние годы, мы находим в ней весьма интересные числовые данные. Мы узнаем отсюда, что в числе его слушателей есть представители не только всех европейских государств, но всех стран света – до Австралии включительно. Так в состав слушателей летнего семестра 1889 г., общее число которых простиралось до 4716 чел., входило 420 чел. иностранцев: 276 европейцев (в том числе 105 чел. русских), 110 американцев, 31 азиат и 3 австралийца. В числе 5687 слушателей зимнего семестра 1889 уч. года значится 353 европ. (из них 112 русских), 177 американцев, 22 азиата, 2 африканца и 3 австралийца. И при том присутствие африканцев и австралийцев, не говоря уже об азиатах и американцах, в общем числе слушателей Берлинского университета не есть исключительное явление указанных семестров: то же самое с периодическою правильностью повторяется и в другие учебные годы, так что Берлинский университет является универсальным не только по числу разрабатываемых и преподаваемых в нем наук, исчерпывающих весь объем, всю сферу человеческого знания, но и по составу своих слушателей, стекающихся в подлинном и собственном смысле со всех концов вселенной. И замечательно, что вся эта многотысячная, разноплеменная, разновозрастная и разнохарактерная толпа покорно, пунктуально-точно и до мельчайших подробностей выполняет предписания университетских статутов: каждый занимает, как школьник, указанное ему профессором, занумерованное место; никто не позволяет себе ни шумных порицаний, ни шумных одобрений; пропускаются лекции очень редко – лишь в исключительных случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vveden...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010