Гл. 19. Применение православного учения о Святой Троице (§304/Р.816–822/). Том 4 КНИГА ТРЕТЬЯ. Об Исхождении Святого Духа. Где предварительно дается История спора об Исхождении Святого Духа (Р.825–914) 3 ; наконец трактуется: Гл.1. О выражениях Исхождение и Послание, которые применяются к этому таинству, и устанавливается состояние вопроса (§1–21/Р.914–927/). Гл.2. Что об Исхождении Святого Духа мы можем получить на основании достоверного писания? Объясняется место Ин.15:26 Дух истины. Который от Отца исходит и разбираются различные извлечения из Латинян (§22–34/Р.928–940/). Гл.3. Избранные свидетельства восточных Отцов в пользу нашего догмата (§35–73/Р.941–992/). Гл.4. Избранные свидетельства западных Отцов в пользу нашего догмата (§74–115/Р.993–1021/). Гл.5. Наше учение подкрепляется из оснований Богословия (§116–126/Р.1021–1029/). Гл.6. Удовлетворяется возражение Латинян и показывается, что если Святой Дух послан Сыном 4 , это не доказательство Его исхождения от Сына (§127–136/Р.1029–1034/). Гл.7. Удовлетворяется другое возражение Латинян и показывается, что если Христос дунул и сказал: Примите Духа Святого 5 , это не доказательство Его исхождения от Сына (§137–141/Р.1035–1040/). Гл.8. Дается ответ на третье возражение Латинян и доказывается, что если Сын имеет все, что есть у Отца 6 , это не доказательство исхождения Святого Духа от Сына (§142–152/Р.1040–1043/). Гл.9. Опровергается четвертое возражение Латинян, и показывается, что если Святой Дух называется Духом Христа 7 , это не доказательство Его исхождения от Сына (§153–169/Р.1043–1052/). Гл.10. Разрешается пятое возражение Латинян и показывается, что не является доказательством исхождения Святого Духа от Сына то, что Христос сказал о Нем: от Моего возьмет 8 (§170–176/Р.1052–1056/). Гл.11. Дается ответ на шестое возражение Латинян и что означает сказанное: не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит и т.д. 9 , и объясняется, что из этих слов не следует, будто Святой Дух исходит от Сына (§177–183/Р.1057–1060/).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

5–10); муж, беспокоемый ревностью и подозрением жены своей в неверности, пусть приведет жену свою к скинии, и священник, совершивший обряды жертвенного хлебного приношения о грехе и обряды заклятия, даст подозреваемой жене выпить «горькую воду», наводящую проклятие, – и виновная жена сделается больною, а невинная останется здоровою (ст. 11–31); для желающих освящать себя особенными подвигами благочестия даны законы об обете назорейства (гл.6:1–21), а для привлечения охраняющей благодати на всех сынов Израилевых дан закон о свяшенническом благословении именем Божиим при ежедневном богослужении (ст. 22–27). в) В-третьих, в этой части книги содержится описание последних событий религиозного характера у Синая и последних распоряжений при отходе от Синая (гл.7–10:10). – Описываемые здесь события случились ранее описанного выше исчисления народа и Левитов (гл. I–IV), именно в первом месяце второго года по исходе из Египта. По освящении Моисеем скинии князья двенадцати колен представили приношение свое пред Господа, состоящее из шести крытых повозок с двенадцатью волами, по одной повозке от двух князей и по волу от каждого. По повелению Господа, две повозки отданы были потом Левитам племени Гирсонова, а четыре повозки Левитам племени Мерарина для перевозки тяжелых вещей скинии (7:1–9). Кроме того, в самый день освящения скинии, именно в первый день первого месяца ( Исх.40:2 и дал.), эти князья колен представили «на обновление алтаря» дары свои: по одному серебряному блюду, по одной серебряной чаше, наполненной мукою с елеем, по одной золотой кадильнице, наполненной курением; по одному тельцу, овну и однолетнему агнцу во всесожжение, по одному козлу в жертву за грех и по два вола, по пяти овнов, по пяти козлов и по пяти однолетних агнцев – в мирную жертву. По повелению Господа, эти дары приносились в течение двенадцати дней; «по одному начальнику в день приносили они дары свои» (7:10–89). В тринадцатый день этого месяца совершилось посвящение Левитов на служение при скинии (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

VIII), а в четырнадцатый день того же месяца вечером Евреи совершили у Синая пасху (9:1–5). По поводу того, что некоторые из Евреев, нечистые от прикосновения к мертвецам при погребении, не могли совершить пасхи в тот день, дан был закон о совершеннии пасхи такими людьми и находящимися в дальней дороге в 14 день второго месяца (ст. 6–14). Эта вторая пасха совершена была означенными людьми также у Синая. Наконец Моисей делает замечание, что облако, покрывшее скиннию в день освящения ее, путеводило Евреев во все время их странствования: «когда облако поднималось от скинии, тогда сыны Израилевы отправлялись в путь, и на месте, где останавливалось облако, там останавливались станом сыны Израилевы» (ст. 15–23). Для порядка же собрания к скинии и снятия стана и отправления в поход дан был закон о трубных сигналах. Сделаны были две серебряных трубы для двух священников, сынов Аарона. Для сбора к скинии издавались короткие, отрывистые звуки, при чем сигнал одной трубы созывал только князей колен и тысяченачальников, а сигнал в две трубы – все общество. Один длинный протяжный звук обих труб был сигналом к выступлению в поход. Когда такой сигнал подавался в первый раз, должны подниматься в поход восточные полки Иуды; когда во второй раз раздавался такой сигнал, должны выступать в поход южные полки Рувима; по третьему и четвертому такому сигналу должны двинуться западные полки Ефрема и северные полки Дана. Такие сигналы должны означать тревогу и употребляться всегда на войне с врагами; в праздники же должно трубить, короткими, отрывистыми звуками (гл.10:1–10). II. Вторам часть (гл.10:11–21) книги Числ содержит в себе описание странствования Евреев от Синая до стана у Иордана на полях Моавитских в течение 38 лет слишком. а) Путь от Синая до Кадес – Варни (гл.10:11–14). – Путешествие Евреев от Синая началось в 20 день второго месяца второго года по исходе из Египта; по сигналам свяшеннических труб полки Израилевы двинулись в путь в строгом военном порядке. Перед самым отшествием Моисей упросил родственника своего по жене Иовава.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Самое позднее текст мог быть составлен в 1-й пол. II в. до Р. Х. Возможно, он был записан до сформирования кумран. общины. Хотя имя патриарха в отрывке не упоминается, его легко идентифицировать, поскольку он называет Левия своим отцом, а Амрама - своим сыном (4Q542 fragm. 1 ii 9, 11). Текст содержит благословение, данное Каафой сыновьям, подобное священническому (4Q542 fragm. 1 i 1-4), предостережение против браков с язычниками, поскольку это грозит потерей наследия предков (4Q542 fragm. 1 i 4-7), призыв следовать наставлениям патриархов (4Q542 fragm. 1 i 7 ii 1), напоминание сыновьям об их роли в буд. суде над грешниками (4Q542 fragm. 1 ii 1-8), наставление одному Амраму и его потомкам о писаниях предков, переданных сначала Левию, потом Каафу, а теперь Амраму (4Q542 fragm. 1 ii 9-13). Главной темой произведения было наследственное священство. В ВЗ Кааф не является священником. Он был главой семейства, отвечающего за перенесение содержимого ковчега (Числ 3-4). Но его внуком был Аарон, с к-рого началось священство (Исх 28-29; Лев 8-9). О священстве Каафа говорится впервые в арам. Книге Левия (Cantabr. Taylor-Schechter. 16. 94. Col. c 5-7). Запрет браков с язычниками для священников отсутствует в Лев 21. 7, но отражен в апокрифах, связанных с именем Левия (Bodl. Hebr. Genizah fragm. C 27. Col. b 16-17; Test. Lev. 9. 9-10), и в 4QMMT B 75-77. Предание о писаниях, к-рые сохранили потомки Левия, содержится также в арам. Книге Левия (Cantabr. Taylor-Schechter. 16. 94. Col. e 17-18, 23) и в кн. Юбилеев (Юб 45. 15). В основе его, возможно, лежит заповедь об учительской роли священства (Лев 10. 11; Втор 17. 18). Судебные функции потомков Каафа либо связаны с представлениями о роли праведников (ср.: 1 Енох 91; Мф 19. 28; Откр 20. 4), либо указывают на связь священнической и царской власти (см.: Быт 49. 10; арам. Книга Левия, гл. 66-67 (Cantabr. Taylor-Schechter. 16. 94. Col. c 5-7)). Вероятно, «Завещание Левия», «Завещание Каафа» и «Видения Амрама», найденные в Кумране, составляли цикл повествований о патриархах, объединенный общей идеей наследственного священства (м.

http://pravenc.ru/text/182429.html

Отсюда гордость философская, о коей пишет Павел к Колоссянам: братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиам мира, а не по Христе ( Кол.2:8 ). Для сей-то причины философы патриархами еретическими называются от Тертуллиана . Отсюда: кичение ума человеческого, чрезмерное любопытство, честолюбие, кои суть семена ересей. Сих-то Павел называет противниками истины, кои суть растленни умом и неискусны о вере ( 2Тим.3:8 ). Что же кичение ума, излишнее любопытство, и честолюбие суть причина ересей, о том смотри Сократа, книга 1, гл. 5 истории церковной. Созомена , книга 7, гл. 17. Августина, том 8, стр. 1463. 3) Причина злоупотребления Священного Писания есть диавол, отец лжи, как говорит Спаситель к Иудеям; вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити. Он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит, яко несть истины в нем; егда глаголет лжу, от своих глаголет; яко ложь есть и отец лжи: Аз же зане истину глаголю, не веруете мне ( Ин.8:44–45 ). Ибо, как Господь изводит делатели на жатву Свою ( Мф.9:38 ), так диавол представляет апостолов лживых делателей льстивых преобразующихся во Апостолы Христовы ( 2Кор.11:13 ). Сеет плевелы посреди пшеницы, как пишет Матфей: спящым же человеком, прииде враг его и всея плевелы посреде пшеницы и отъиде ( Мф.13:25 ). § Злоупотребление тела бывает различное: α) когда оно вместилищем есть всех пороков, то есть, когда многие крепость тела портят и истребляют пьянством и блудодеянием. β) Злоупотребление тела бывает, когда человек предаётся всегдашней праздности и нерадению, и тем повреждает крепость сил γ) Во зло употребляется тело, когда человек предаст себя неумеренному сну, гнусному обжорству, всегдашним и Богопротивным потехам, и всяким стыдодеяниям. δ) Во зло употребляется тело, когда человек снедается завистью, скупостью, рвением, сребролюбием, гневом, гордостью, злобою, ненавистью, обманом, ложью, клеветою, хитростью, коварством, лестью и всеми порочными страстями.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

За его непреложность ручается совпадение обстоятельств предстоящего исхода с тем, что было предсказано о нем Аврааму. Если ему было возвещено, что «над народом, у которого его потомки будут в порабощении, Господь произведет суд, после чего они выйдут с великим имуществом» ( Быт. 15:14 ), то так и случится. Пред выходом из Египта Бог «прострет Свою» ( Исх. 6:6, 7:5, 9:15 ), поразит его чудесами, знамениями, «казнями», «судами великими» ( Исх. 7:3–4, 11:9 ; Втор. 6:22 ; Неем. 9:10 ; Пс. 104:27, 134:9 ; Иер. 32:20 ; Деян. 7:36 ), после чего фараон отпустит вас, и вы пойдете не с пустыми руками ( Исх.3:20–21 ), – «оберете египтян» ( Исх.3:22 ). Выражение «оберете египтян» представляет перевод третьей формы от еврейского глагола «нацал» (nazal), означающего буквально «брать что-либо силою, властью, в качестве добычи». Евреи будут брать у египтян вещи, как победители у побежденных. Мысль о возможности в данном случае насилия со стороны израильтян устраняется тем, что при описании того же самого события в 36 ст. 12 гл. кн. Исход ( Исх.12:36 ) стоит выражение: «дали египтяне» в буквальном переводе с еврейского «подарили» (5-я форма от «шаал»). Глагол «шаал», употребленный еще раз в 1Цар. 1:28 , – в рассказе о том, что Анна, мать Самуила, отдала его на служение Богу, – содержит указание на добровольный дар, но не вынужденный. Тот же самый вывод подтверждается выражением: «и дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками» ( Исх.3:21 ), а равно и 36 ст. 12 гл.: «Господь же дал милость народу... в глазах Египтян: и они давали ему» ( Исх.12:36 ). Сам Бог Своей силой расположил египтян к щедрости. Замечание: «и вы нарядите ими, – т.е. взятыми вещами, – сыновей ваших и дочерей ваших» ( Исх.3:22 ) указывает на то, что вещи относятся к предметам украшения (см. Быт. 24:53 , Исх. 35:22 , Чис. 31:50 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Исход. 386-554 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда посланные вернулись с корзиною и царевна увидала ребенка, она полюбила его за его величину и красоту. Таково было попечение Господа Бога о Моисее... Когда ему минуло три года, Господь даровал ему необыкновенный для таких лет рост, а к красоте его никто не только не был в состоянии относиться равнодушно, но все при виде Моисея непременно выражали свое изумление. Случалось также, что, когда ребенка несли по улице, многих из прохожих поражал взгляд его настолько, что они оставляли дела свои и в изумлении останавливались, глядя ему вслед, настолько сильно его детская красота и миловидность приковывали внимание всех» кн. II, гл. 9, п. 5–6]. О том же в Агаде: «Полюбила Моисея дочь фараона, как мать – родного сына. Ни на шаг не отпускала она его из дворца, ласкала, лелеяла, красотою его налюбоваться не могла. И кто, бывало, ни взглянет на него, не в силах оторвать глаз от лица его» с. 51, Шемот-Раба, 1]. Иосиф Прекрасный спас братьев своих и отца от голодной смерти, призвав их в Египет. Моисей красотою своею спасся в Египте и потом спас народ свой от египтян, выведя его из земли рабства и вернув на землю отцов. По древнему преданию при бегстве в Египет Младенец Иисус был спасен от разбойничьей руки Своей красотою. Когда разбойник увидел красоту Младенца, он велел товарищам своим не причинять Ему никакого зла. «Передается и то, что когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было им в дорогу, и на котором иногда и сами ездили. Один же из тех разбойников, увидев Младенца необычайной красоты и удивившись такой красоте, сказал: – Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не мог бы быть красивее сего Младенца. Сказав это, он запретил своим товарищам, прочим разбойникам, и не дал им ничем обидеть сих путников» Жития святых, 26 декабря, с. 720]. Говорят, что это именно тот разбойник, который покается, вися на кресте по правую сторону Прекраснейшего из сынов человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

О Священном Писании 25. Священные книги написаны в разные времена. Одни - до Рождества Христова, другие - после. 26. Эти два раздела Священных книг имеют особые названия. Те Священные книги, которые написаны до Рождества Христова, называются книгами Ветхого Завета; те, которые написаны после Рождества Христова, называются книгами Нового Завета. 27. Ветхий и Новый Заветы - это, иначе сказать, древний и новый союз Бога с человеком. 28. Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Божественного Спасителя и готовил их к Его принятию. 29.Бог готовил людей к принятию Спасителя через откровения, через пророчества и прообразования. 30. Новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего Иисуса Христа. 31. Святитель Кирилл Иерусалимский, святитель Афанасий Великий и преподобный Иоанн Дамаскин принимают число Священных книг Ветхого Завета - двадцать две, применительно к тому, как их считают евреи на своем первоначальном языке (свт. Афанасий. Послание 39, праздничное; прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 17). 32. Счисление (счет) евреев достойно внимания потому, что, как говорит Апостол Павел, вверена быша им словеса Божия, и новозаветная христианская Церковь приняла ветхозаветные Священные книги от ветхозаветной Церкви еврейской (Рим.3,2). 33. Ветхозаветные книги святитель Кирилл и святитель Афанасий исчисляют следующим образом. 1. Книга Бытие. 2. Исход. 3. Левит. 4. Числа. 5. Второзаконие. 6. Книга Иисуса Навина. 7. Книга Судей и как бы прибавление к ней книга Руфь. 8. Первая и вторая книги Царств как две части одной книги. 9. Третья и четвертая книги Царств. 10. Первая и вторая книги Паралипоменон. 11. Книга Ездры первая и вторая его же, или, по греческому надписанию, книга Неемии. 12. Есфирь. 13. Книга Иова. 14. Псалтирь. 15. Притчи Соломона. 16. Екклезиаст, его же. 17. Песнь песней, его же. 18. Книга пророка Исаии. 19. Книга пророка Иеремии. 20. Книга пророка Иезекииля. 21. Книга пророка Даниила. 22. Книги двенадцати пророков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

III et IV – 1 вып. литург. 53–54 стр.). По сирской литургии св. ап. Иакова, предстоятель раздает евхаристию священникам, диаконам, затем мирянам (2 вып. лит. 41–43 стр.). Св. Василий Великий и другие отцы говорят о получении евхаристических даров из рук священника (письмо 89 к Кесарии), то же и другие. С VIII в., точнее со времени Трульского собора (691 г.), право преподавать Св. Дары стало исключительно принадлежать епископам и пресвитерам, так что уже названный собор знает только епископов и пресвитеров, преподающих св. причастие, почему и узаконивает, «кто из епископов или пресвитеров требует за преподавание св. причастия денег или чего иного, тот должен быть извержен» (Шест. 23 пр.). Как древние христиане принимали Тело и Кровь Господа Мужчины получали Тело прямо в руки, крестообразно сложенные и обнаженные, т. е. так, как сейчас принимают священнослужители. Женщины же должны были представлять чистые пелены (см. Августина serm 142-de tempore и правило 42 Антисидорского собора; Луг Духовный, 40 стр. издание Тр. Серг. Лавры). Эти пелены носили название «dominicale». Шмидт в своем лексиконе говорит следующее о «dominicale»: Это были пелены, в которые причащающиеся женщины полагали жертву (евхаристическую), так как им не было разрешено получать ее голою рукою, что, однако, позволялось мужам (Siegel, 23 стр.). Но обычай принимать причастие в «dominicale» был, собственно, западный, так как ни у одного из отцов и учителей Церкви Востока мы не находим о нем упоминания (Chardon, 261 стр.). Практика принимать Тело в руки на Востоке существовала, как можно проследить по письменным памятникам, до VIII в. Это явствует из писаний: Климента Александрийского (Строматы кн. 1. гл. 1), Тертуллиана (De oratione cap. VI – 1 вып. лит. 59–60 стр., также см. о идолопокл. гл. 7), Оригена (In Exod hom XIII. сар. 3–1 вып. лит. 6 стр.), Киприана (книга о падших 162 стр. и 56-е письмо); Дионисия Александрийского (Ц. История Евсевия, kh.VI, гл. 43 и kh.VII, гл. 9), Кирилла Иерусалимского (5 тайновод.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

А вот рассуждения еще большего эллиниста – Климента Александрийского (III-й век, огласительная школа в Александрии), считавшего, что Платон многое взял у Моисея, а Моисей много превосходит Платона. Климент рассуждает о законе, о Моисее-законодателе, об искусстве законника приводить людей к Логосу, истинной мудрости и добродетели. Климент Александрийский : «Итак, справедливо сказано, что закон был дан через Моисея (ср.: Ин. 1:17 ) как образец правды и для стремящихся к ней, и для неправых. И мы вполне справедливо могли бы назвать этот закон, данный через Моисея самим Богом, Божественным установлением. Именно он приводит нас к Богу» , Строматы, кн. 1, п. 26]. И далее Климент решительно утверждает: «Искусство законодателя состоит в указании должной меры для каждой из частей души и в назначении воздаяния каждому по его делам. Моисей же был, коротко говоря, живым законом, говорившим и действовавшим под влиянием милосердного логоса. Поэтому и сумел он учредить у евреев справедливое и благотворное правление, которое было «прекрасным воспитателем» [выражение Платона] в людях навыков совместной жизни» [там же]. И далее Климент еще говорит: «И что касается искусства еврейского законодателя приводить людей в союз с Логосом, то такая мудрость была ему свойственна в особой степени» [там же]. Климент Александрийский отмечает также высокое практическое мастерство Моисея, как судии, в воспитании народа по Божественному закону. Моисей посредник, через которого народ получил закон, он же и судья, научивший людей жить по закону. А Закон ведет к Логосу. 9.4. Моисей – первый богодухновенный автор Священного Писания, писатель Божественной Торы Тора – основная книга Священного Писания Ветхого Завета, Моисей – богодухновенный ее составитель. Тора – это и первая по времени возникновения священная книга. С Моисея началась священная письменность. На горе Синайской впервые были буквами записаны Слова Божии, записаны рукою Моисея. От Моисея «пошла есть» Библия, книга за книгой, пока завершилась через полторы тысячи лет на острове Патмос Апокалипсисом св. Иоанна Богослова. О Моисее как составителе Торы и зачинателе священной письменности свидетельствовал муж апостольский св. Климент Римский : «Блаженный Моисей, вверенный служитель во всём доме Божием ( Чис. 12, 7 ; Евр. 3,2.5 ), всё заповеданное ему изобразил в священных книгах; ему последовали и прочие пророки, утверждая своим свидетельством его узаконения» 1 Посл. к Коринфянам, гл. 43]. Кстати, св. Климент выражает здесь также мысль о том, что все последовавшие Моисею пророки сообщали не столько новое откровение, сколько утверждали своим свидетельством узаконения Моисеевы. 9.5. Моисей в Ветхом Завете, что Христос в Новом

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010