1 Тамара, св. царица единой Грузии, +1213 Зосим II Кумурдоели (Кумурдойский), свт., архиеп. Кумурдойский, гимнограф, + 1528 3 Мамай, свт., католикос Картли, + 744 Арсений и Михаил Улумбоели (Улумбойские), прпп., IX в. 7 Иоанн Зедазнели (Зедазнийский), основатель монашества в Грузии, и его ученик Илия Диакон, прпп., VI-VII вв. Собор Сирийских отцов (VI-VII вв.), основателей монашества в Грузии, последователей прп. Иоанна Зедазнели (Зедазнийского): Авив Некресели (Некресский) (прп.), Антоний Марткопский (прп.), Давид Гареджели (прп.) и его ученик Лукиан Гареджели (прп.), Зенон Икалтоели (Икалтойский) (прп.), Иессей (Иесе) Цилкнели (еп. Цилканский) (свт.), Иосиф Алавердели (еп. Алавердский) (свт.), Исидор Самтавнели (Самтависский) (прп.), Михаил Улумбоели (Улумбойский) (прп.), Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), Стефан Хирсели (Хирсский) (прп.), Фаддей (Тадеоз, Тата) Степанцминдели (Самебели) (Степанацминдский, Самебский) (прп.), Шио Мгвимели (Мгвимский) (прп.). 9 Шио Мгвимели (Мгвимский), один из 12 Сирийских отцов, и его ученик Евагрий Шиомгвимский (Цихедидский), прпп., VI в. 10 Христофор Призванный (Цодебули), блж., + 1771 13 Евфимий Святогорец (Мтацмидели, Ивер, Афонский, Новый), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне,переводчик богослужебных и святоотеческих книг, + 1028 Георгий Святогорец (Мтацмидели; Ивер; Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, дух. писатель, филолог, + 1065 Иверские преподобномученики, пострадавшие на Афоне от латинян, + 1275/76 или 1280 15 Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), один из Сирийских отцов, сонователей монашества в Грузии, VI в. 18 Давид и Тиричан, отроки-мчч., и мать их Тагинесия (Фагинесия), + 693 19 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии (день прихода ее в Грузию), + 335 20 Завулон и Сосанна, прпп., Каппадокийские, родители св. равноап. Нины, просветительницы Грузии, III - нач. IV в. Празднование Манглисского Креста 22 Василиск, мч., пострадавший в Команах в Абхазии, + 308 23 Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Дамиан-Димитрий, прп., царь объединенной Грузии Димитрий I, гимнограф (в монашестве Дамиан), +1157 27 Михаил Парехели, прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. Василий Багратисдзе, сын царя Грузии Баграта III, прп., церк. писатель, XI

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Так с древности прозывали группу подвижников, собранных вокруг своего учителя Иоанна, который получил имя Зедазнийского по названию горы вблизи от тогдашней столицы Иверии Мцхета, где они сразу обосновались и начали строить Иоанно-Зедазнийский монастырь. То были преподобные авва Иосиф Алавердский (память 15/28 сентября), Шио Мгвимский (память в четверг Сыропустной седмицы и 9/22 мая), Давид Гареджийский (память в первый четверг по Вознесении), чудотворец Антоний Марткопский (память 19 января/1 февраля), принесший с собой Нерукотворную икону Спасителя из Эдессы, Исе Цилканский (память 2/15 декабря), Авив Некресский (память 29 ноября/12 декабря), Исидор Самтавийский, Фаддей Стефанцмидский, Стефан Хирсский, Зенон Икалтойский, Пирр Бретский, Михаил Улумбийский. Необычайность событий была в том, что эти тринадцать святых отцов – монахи и проповедники из Антиохии – за малое время основали и построили множество монастырей и церквей, быстро собрали вокруг себя учеников и последователей аскетической жизни и на многие столетия вперед определили пути развития грузинской православной святости, аскетизма и подвижничества. Первые монастыри, основанные по благословению тогдашнего католикоса Евлавия вслед за Иоанно-Зедазнийским, – Шио-Мгвимский, Давид-Гареджийский, разросшийся в обширную Лавру, Марткопский, Алавердский, Самтависский (в честь Нерукотворной иконы Спасителя), Хирсский во имя первомученика Стефана, Икалтойский (где четыре века спустя была основана Академия), Бретский, Улумбийский – стали школой грузинского монашества. С этими обителями связаны имена святых преподобных отцов – Додо Гареджийского, ученика Давида Гареджийского, Евагрия и Илии-дьякона, сподвижников Шио Мгвимского, преподобного Онуфрия Гареджийского, чудотворца (XVIII в.), Симеона чудотворца, настоятеля Лавры (1773) и многих других. Позднее к этим центрам добавились Тао-Кларджети (ныне на территории Турции), где выдающийся церковный деятель архимандрит Григол Хандзтели вместе со своими учениками и последователями построил огромный комплекс из 14 больших монастырей, а также Зарзма, Греми, Гелати.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

– (Сорокин), диакон, сщмч.: С. 3 Новомуч. – (Титов), иерей, сщмч.: Н. 14 Новомуч. – (Токарев), иерей, сщмч.: Ав. 7 Новомуч.; Ростов. – Томский, отрок: Сибир. – (Троицкий), диакон, сщмч.: Ил. 15 Новомуч . – (Троицкий), мч.: Д. 31 Новомуч. – (Успенский), иерей, сщмч.: Ф. 27 Новомуч. – (Успенский), прот., сщмч.: Ян. 10 Новомуч . ; Ряз. – (Фаворитов), диакон, сщмч.: Новомуч.; Ростов. – Финикийский, мч.: Ян. 26 – (Царапкин), мч.: Н. 26 Новомуч. – (Чельцов), прот., исп.: Ав. 30 Новомуч. – Черевковский, Сольвычегодский, иерей: Волог. – (Языков), мч.: Ап. 27 Иван.; Новомуч. – (Юдин), мч.: М. 28 Новомуч. – (Юрков), иерей, сщмч.: С. 10 Новомуч. Египетский, ученик прп. Пахомия Великого, прп.: всех прп. Пигасий Персидский, мч.: Н. 2 – источающий воду [греч.] Пимен – пастырь [греч.] – (Белоликов), Верненский, еп., сщмч.: С. 3 Новомуч. – Валаамский, прмч.: Ф. 20 Петерб. – Великий, Египетский, прп.: Ав. 27 – Новгородский, архиеп.: Новг.; Тул. – Палестинский, прп.: Ав. 27 – Печерский, игумен, постник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах: М. 8; Ав. 7 Печер.; Печер., дальн. – Печерский, Многоболезненный, в Ближних (Антониевых) пещерах: Ав. 7 Печер.; Печер., ближ. – Печерский, постник, в Ближних (Антониевых) пещерах: Ав. 27 Печер.; Печер., ближ. – Ростовский, затворник и верижник: Ростов. – Угрешский (Мясников), архим.: Ав. 17 Моск. Пинна Новодунский, Славянин, мч.: Ян. 20; Ин. 20 – перламутровая раковина [греч.] Египетский, прп.: всех прп. Пионий Смирнский, пресвитер, сщмч.: Мр. 11 – тучный [греч.] Пиор – ученик прп. Антония Великого, прп.: всех прп. – Печерский, затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах: Печер.; Печер., дальн. Пирр Бретский, прп., один из основателей грузинского монашества: М. 7 [груз.] Пист Едесский, мч.: Ав. 21 – верный [греч.] Питирим – Великопермский, Устьвымский, еп., сщмч.: Ян. 29; Ав. 19 Волог. – Тамбовский, еп.: Ил. 28 Смолен.; Тамб. Фиваидский, ученик прп. Антония Великого, игумен, прп.: всех прп.

http://pravmir.ru/muzhskie-pravoslavnye-...

Но, говоря столько раз о Св. отцах Сирийских, не время ли сказать и о том, как и когда пришли они в страну сию, для которой были вторым источником спасения после Равноапостольной Нины? По сбивчивости Грузинского летосчисления или хроникона, который следует солнечным индиктам и возобновляется каждые 532 года, есть разность в целом столетии между историками Грузинскими и Греческими касательно пришествия Св. отцов. В летописи Кедрина сказано, что во время Императора Феодосия младшего Св. Симеон Столпник, как яркий светильник, поставленный на свещнике, разливал лучи свои повсюду: Иверы, Армяне и Персы, ежедневно приходившие, принимали от него Св. крещение. И в житии Св. Давида Гареджийского, одного из Сирийских отцов, столь же ясно указано на эпоху, ибо он посетил Иерусалим уже на исходе своего земного поприща, при Патриархе Илии, который, как известно по истории, скончался в один год с Императором Анастасием, в начале VI века; следственно пришествие Сирийских отцов в Грузию должно быть необходимо в течение V века. Не сохранились жития всех, а только более именитых: начальника и учителя их Иоанна Зедазнийского, Давида Пустынника Гареджийского, Шио Пещерника Мгвимского, так названного от своей пещеры, и Иессея, поставленного Епископом в город Цилкан. Но вот имена и других, которые свято сохранила Церковь Грузинская, празднуя некоторых отдельно и совершая им общую память седьмого мая: Св. Авив святительствовал в Некресах за Алазанью; Иосиф по эту сторону Алазани в Алаверди; Стефан Хирский и Зинон Икальтский основали свои обители в той же долине Кахетии, а Св. Антоний Марткобский, принесший с собой Чудотворный Образ Спаса, поселился ближе к Тифлису на горах. Вообще Св. отцы разделились таким образом, что шесть из них были в Кахетии и шесть в Карталинии, в числе коих, кроме упомянутых Иессея и Шио, еще четыре: Исидор Самтавийский, Фаддей Степанцминдский, Пирр Бретский и Михаил Улумбийский. Они так названы от места своего жительства; глава же отцов основался в Кахетии, на горе Зедазенской, с верным диаконом своим Илией. Трогательна повесть, как был он послан на божественную проповедь в Иверию.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Нектарий печерский, 29 нояб. Неофонт , еп. урбнисский, 28 окт. Нестор некнижный печерский, 28 авг. Неувядаемый цвет – иконы Божией Матери, 3 апр. Нечаянная радость – иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Никандр преподобный городно-езерский, 15 мар. Никейской иконы Божией Матери, 28 мая. Никита муч. албанский, 4 апр. Никита , еп. Ремешек, 24 июня. Никифор преподобный важеозерский, 9 февр. Никифор Алфанов, 17 июня. Никодим кожеозерский, 3 июля. Никодим , архиеп. сербский, 30 авг. Николай воин болгар., 24 окт. Николай псковский юродивый, 28 февр. Николай , еп. тмутараканский. Нил преподобный сорский, 7 апр. Нифонт телеговский устюжский. Новгородской иконы Божией Матери, 20 дек. Новоникитской иконы Божией Матери, 15 сент. Овиновской иконы Божией Матери, 15 авг. Озерянской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Оковицкой иконы Божией Матери, 8 июля. Оконской иконы Божией Матери, 30 июля. Олег , князь брянский, 20 сент. Онисим , затворник печерский, 21 сент. Онисифор , исповедник печерский, 9 нояб. ОнуФрий вологодский,12 июня. Онуфрий мальский, 12 июня. Онуфрий печерский, 21 июля. Оранской иконы Божией Матери, 21 мая. Орловской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Павел муч. русский, 6 апр. Павел печерский, 21 сент. Павел печерский другой, 28 авг. Павел ростовский, 22 окт. Паисий галицкий, 23 мая. Паисий печерский, 28 авг. Памва преподобный, затворник печерский, 28 авг. Панкратий печерский, 28 авг. Пафнутий затворник печерский, 28 авг. Пахомий мученик, 7 мая. Пахомий нерехтский, 23 мар. Пахромской иконы Божией Матери, 3 дек. Пергий печерский, 21 сент. Петровской иконы Божией Матери, 24 авг. Петр казанский мученик, 24 марта. Петр царь болгарский, 30 янв. Петр преп. коришский, 5 июня. Петр печерский подвижник, 28 авг. и 21 сент. другой. Петр спасокаменский вологодский. Пименовской иконы Божией Матери, 6 июня. Пимен постник, 28 авг. Питирим епископ пермский, 29 янв. Пирр бретский груз., 7 мая. Пиор , затворник печерский, 28 авг. Поликарп преподобный брянский, 23 февр. Почаевской иконы Божией Матери, 8 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Зедазнийский, прп. - житие Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников: Авив, епископ Некресский, Антоний Марткопский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский - сирийские (каппадокийские) подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века. Тринадцать святых каппадокийских отцов вероятно были грузинами, получившими духовное образование в знаменитой Лавре святого Симеона Столпника и в других монастырях Сирии и Месопотамии, с целью вернуться на родину и содействовать ее христианскому просвещению. Святой Иоанн Зедазнийский, глава этих подвижников, получил духовное образование в Антиохии. О месте его рождения и о родителях сведений не сохранилось. В молодые годы он принял монашество и предался уединенной аскетической жизни, стяжав впоследствии удивительную кротость, смирение и дар чудотворения. Слава о духовных подвигах привлекла к нему множество учеников, из числа которых святой Иоанн Зедазнийский избрал по жребию 12 человек и, исполняя повеление Божией Матери, отправился с ними в Грузию. По дороге они получили благословение от святого Симеона Столпника Младшего 596), а в Мцхета, древней столице Грузии, перейдя немокрыми ногами реку Куру, были радостно встречены народом, царем Парсманом (542-557) и Католикосом-Архиепископом Евлавием (552-560). Летописцы повествуют, что святые каппадокийские отцы обратились к встречавшим их на грузинском языке, а войдя в соборный храм Светицховели и простершись ниц перед Животворящим Столпом (сведения о нем помещены 1 октября), славили и благодарили Бога.

http://pravicon.com/info-2460

Наконец показалась как бы небольшая толпа нищих, запыленных, босых, в порванных одеяниях, но в куколях с крестами на голове, по обычаю сирских иноков. Это был святой Иоанн Зедазнийский, келейник его диакон Илия и двенадцать учеников его. А эти двенадцать были: преподобный Шио Мгвимский, образец слез и плача христианского, крепость Грузинского царства; преподобный Давид Гареджийский, блистающий жемчуг святости; преподобный Антоний Марткопский, многосветлое солнце постничества; преподобный Исе (Иессей) Цилканский, сосуд всесвятой любви и непорочности; преподобный Иосиф Алавердский, вожделенный цвет девственности; преподобный Стефан Хирсский, исполненный духовной силы и Божественного ведения; преподобный Авив Некресский, украшение святомученичества; преподобный Пирр Бретский, благоухающий небесный цвет плача; преподобный Зенон Икальтский, столп всепобеждающего послушания; преподобный Михаил Улумбийский, ревнитель Христовой правды; преподобный Исидор Самтавийский, цветущий вертоград всех добродетелей, и преподобный Фаддей (Тате) Мамебский, образец всякого воздержания Христа ради. Все эти духовные качества, конечно, не разделялись по одному на каждого, а присущи были всем, да и не все добродетели названы здесь. Сад христианских добродетелей преисполнен доброт и не увядает никогда в таких душах, какие были у Иоанна Зедазнийского и его спутников. Католикос Евлалий обнял святого Иоанна и сказал: – Для благих дел пришел ты к нам, отче! Святой Иоанн поклонился ему со словами: – Владыко! Благословен Бог , удостоивший меня чести видеть твою святость. И принял со всеми учениками своими благословение от предстоятеля Церкви Иверской. И хотя владыка говорил по-грузински, а глава пришедших отцов по-сирски, они поняли друг друга, вразумленные Духом Святым. После этого отправились они все в храм Животворящего Столпа и молились там со всем народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подобно Шио Мгвимскому, преподобный Зенон поначалу жил отшельником в непроходимой горной пустыне в верхней Кахетии, а спустя несколько лет основал монашескую обитель в местечке Икальто. В обители был возведен храм в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, в котором и был впоследствии погребен святой Зенон под спудом. Эта обитель со временем была расширена и украшена духовником святого царя Давида III Агмашенебели святым Арсением. Было построено обширное здание школы, в которой училась кахетинская молодежь. Игумен Арсений собирал жития грузинских святых и для многих составил службы. Вокруг монастыря возникло несколько монашеских скитов. Позднее персы разрушили все, кроме главного храма. Место это одно из самых памятных в Кахетии. Святой Тате (Фаддей) Пещерник Один из двенадцати учеников преподобного Иоанна иеромонах Фаддей (в грузинском варианте Тате), как мы уже знаем, основал по благословению своего учителя монастырь при подошве горы Зедазени. После кончины святого Иоанна отец Фаддей отправился в горы с проповедью Евангелия. В разных местах построил он несколько церквей, в том числе в городе Урбниси, первом грузинском городе, куда на пути в Мцхету пришла святая Нина, – здесь были залечены ее израненные ноги. Он обошел всю Карталинию и наконец остановился неподалеку от впадения реки Ксани в Куру, на горе Цлеви, где выкопал себе пещеру, и там стал в одиночестве предаваться посту и молитве. Одиночество его вскоре было нарушено: местные жители стали его посещать, а некоторые и оставались жить рядом с ним по его благословению. Так возник монастырь с храмом в честь первомученика архидиакона Стефана. Число иноков быстро умножалось. Но преподобный Фаддей – или отец Тате – по-старому жил в своей пещере, ничего не меняя в своей монашеской жизни. По его завещанию здесь он и был погребен. Преподобный Исидор (Издериос) Как и преподобный Фаддей, иеромонах Исидор проповедовал долгое время в горах, а потом основал монастырь невдалеке от обители Фаддея – на берегу речки Рехулы, впадающей в Куру. В этом монастыре был построен великолепный храм в честь Нерукотворенного Спаса. Здесь и упокоился святой – близ алтаря, под спудом. До начала XIX века здесь имел свое местопребывание епископ Самтавийский. При упразднении кафедры монастырь был закрыт, а храм сделан приходским. Но никем не было забыто, что в этом храме почивают святые мощи удивительного подвижника отца Исидора, доброго старца и пастыря. Преподобный Пирр Бретский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ассирийцы… Большинство из нас, услышав это слово, наверное, вспомнит учебники по древнейшей истории. Однако ассирийцы – этническая группа, которая существует и сегодня. Более того, их предки одними из первых восприняли от апостолов веру Христову. Тем не менее Ассирийскую церковь постигла непростая судьба: расколы, уклонение в ересь, униатство, бегство от гонений... Но и в наши дни сохранилась православная ассирийская диаспора, на протяжении 2000 лет хранящая веру святых отцов. В Грузии она насчитывает около 2000 человек и нуждается в поддержке и помощи братьев по вере. Отец Серафим с паствой Двенадцать ассирийских подвижников Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников: Авив, епископ Некресский, Антоний Марткобский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский. В Сирии, Месопотамии и Иране христианство стало распространяться уже в I веке нашей эры, и ассирийцы восприняли его в числе первых. А в середине VI века Божия Матерь явилась ассирийскому подвижнику, святому Иоанну Зедазнийскому , и повелела ему избрать из своих учеников по жребию 12 человек, дабы они отправились для утверждения христианской веры и основания монашества в Иверии – нынешней Грузии. Древнейшее житие святых ассирийских отцов так свидетельствует об этом: «Все они... учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы...». Святые подвижники основали 13 монастырей, которые по сей день являются оплотом Грузинской Православной Церкви . Судьба же Ассирийской церкви в это время складывалась драматически. В середине V века она откололась от Вселенской Церкви, приняв лжеучения архиепископа Нестория Константинопольского, который нечестиво учил о Богоматери и превратно толковал природу Господа нашего Иисуса Христа. Ересь Нестория была осуждена на Третьем Вселенском Соборе , а сам Несторий был предан анафеме, однако «несториане» канонизировали осужденного Церковью Нестория, его предшественника и учителя Феодора Мопсуестского, а также епископа Диодора Тарсийского, разделявшего их взгляды. Ассирийская церковь Востока, некогда исповедовавшая Православную веру, и сегодня почитает их в лике святых, а их учение, в частности, христология, является официальным учением этой церкви.

http://pravoslavie.ru/65278.html

Разделы портала «Азбука веры» Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби) async Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби) Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби) lazy async Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби) Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников : Авив, епископ Некресский, Антоний Марткобский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский – святые сирийские (каппадокийские) подвижники, основатели грузинского монашества , пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине Они учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы, устрояли в народе гражданственность. В Грузии, в 25 километрах от столицы находится ассирийское село Канда, где в монастыре в честь тринадцати святых ассирийских отцов служит ассирийский схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби). Он второй священнослужитель в мире, который служит Божественную литургию на арамейском (язык, на котором говорил Христос Спаситель) языке. До этого на этом языке богослужение совершалось только в сирийском городе Маалюля. О том, как он выбрал этот путь и как стал священнослужителем, с корреспондентом портала Православие.Ru беседует батюшка Серафим. – Отец Серафим, расскажите, пожалуйста, как вы распознали Бога и как стали монахом – ведь у вас была семья и – Когда мне было 10–11 лет, мама подарила мне детское Евангелие , которое я прочитал несколько раз, но тогда для меня это была красивая сказка, потому что всегда сомневался в существовании Бога. А когда я уверовал в Бога , то принял монашество. У меня была семья и трое детей. В году моя жена тяжело заболела. Она была на восьмом месяце беременности. Врачи не оставляли нам надежды на спасение, они открыто сказали, что её спасти невозможно, что нужно думать, как спасти ребёнка.

http://azbyka.ru/way/shiarhimandrit-sera...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009