Где кончилась долина с горячей водой, там началась обширная равнина, на которой Низворцы воспитывают мáис, орошая его этой водой. Тут я сел на коня, и скорым шагом проехал, сперва, подле водяной мельницы Афоно-Хиландарского монастыря, приводимой в движение водой, текущей с соседних гор, потом мимо села Иериссà, и остановился ночевать в метохе Афоно-Ватопедской обители, построенном на приморской выси близ Ксерксова канала, который оповещён многими и многими классическими писателями. Хозяин метоха монах принял меня радушно и успокоил. Классический околоток видел я сегодня. Ныне он называется Сидирокавсия, по-нашему Железо−горн, а во времена классические его именовали Χρα, Χαλκιδικ, т.е. область Меднорудная. Кстати, здесь вставляю коротенькую историю сего околотка, приготовленную не в настоящее время. В древнейшие времена этот околоток населяли Фракияне, именно Кристоны, Висалты и Идоны 4 . Они, по свидетельству Аппиана, не жили на берегах соседнего моря, потому что боялись моряков. [De bellis·civilibus L. IV. cap. 102.]. К ним, за 1000 лет до Рождества Христова, прибыли с острова Эвбея Халкидикийцы, и заняли не только весь горный околоток, о котором идёт речь, но и часть Афона и приморские места при заливах Стримонском, Сингитском и Торонском 5 . Тут ими построены были тридцать два союзных города, из которых известны: 1) Пирида, ныне Хуруда или Арнаут-кёй, 2) Халкис, ныне Чáрки. 3) Киссос, ныне Низворо, 4) Аполлония , ныне село Полина, недалеко от озера Бежик, 5) Клеоны на месте нынешних Афонских монастырей, Филофеевского и соседнего с ним Иверского, 6) Торóни у соименного залива, 7) Микиверна, ныне село Никита тут же, 8) Олинфос, ныне село св. Мáмас тут же, 9) Гира (ныне Полигиро) на Каламари. 10) Арни, и 11) Ангии, не знаю где. Эти Халкидийцы были рудокопы и металлопромышленники: чтò доказывается и самим названием их, Χαλκες, медник, кузнец. Я полагаю, что они, первые, начали разрабатывать металлические руды, которых довольно много в Халкидийском околотке, а в приморских пристанях, Афоноклеонской, Аканфосской, Торонской и Олинфомикивернской, продавали добытые металлы свои, серебро, золото и железо. Этой торговлей обогащались преимущественно Аканфос и Олинфос.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Мы расспрашивали еще о храме Халкопратея, где он находился, и получили в ответ, что он был там, где ныне мечеть султана Баязета. Глава IX. Константинополь. – Сулейманиэ. Хас-Кёй. Ок-Мейдан Мы ходили осматривать обширную и знаменитую мечеть, называемую Сулейманиэ, которая составляет одно из чудес света по великому числу своих желтых, зеленых п коричневых колонн, по обширным размерам разноцветного помоста, по своей величественности, по своим высоко взлетающим минаретам. На дворе есть высокий мраморный купол, поддерживаемый такими же столбами, с крыши которого стекает вода, потому что столбы внутри пустые и вода изливается из них затейливо-красиво. Она вкуснее и приятнее алеппской. Вслед затем мы осматривали мечеть султана Мохаммеда, которая стоит выше патриаршего дома, на вершине холма в Фапаре. Мы спустились из Фанара и в лодке переехали в Хас- Кёй, куда были приглашены. В этом селении много домов еврейских и христианских. Мы посетили церковь во имя св. Параскевы, нареченной Пятницы. Нашего владыку патриарха сводили помолиться над могилой покойного Павлаки, который был Капу-Кяхием господаря молдавского Василия. Он оказался виновным в измене, и господарь послал людей с повелением его умертвить. Нас водили в его палаты, или, вернее, в прекрасный дворец, построенный над водой на огромных деревянных сваях, как это принято при построены зданий в Константинополе. Дворец заключает в себе изумительное множество помещений и покоев и баню, всю выстроенную из мрамора. Сады его восхитительны и снабжены оросительными каналами из разноцветного цемента. В имении есть и церковь . Все здания обращены лицевою стороной к морю. Из этого дворца на лодке, ему принадлежащей, мы спустились вниз по течению и были перевезены к отдаленнейшей части пристани Галаты, где вошли в большую реку с пресною водой и, поднявшись по ней на некоторое расстояние, вышли осмотреть пороховой завод, подобный виденному нами в Боре, весьма примечательный, с колесами, приводимыми в движете водой. Это место называется Кяад-Ханэ 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, ввиду распространившихся по городу толков о приезде какого-то загадочного лица, которому старообрядцы готовили торжественную встречу, и сами новые покровители и защитники Амвросия признали за лучшее в тот же самый, столь тревожный для них день, увезти его из Тульчи в некрасовское селение Сары-кёй. Здесь, в дом Гончарова, хотя сам хозяин и находился в отсутствии 434 , была приготовлена квартира Амвросию и здесь он первый раз по выезде из Константинополя вздохнул свободно. В Сарыкёе Амвросий прожил более четырех суток, частью для того, чтобы доставить утешение некрасовцам, так желавшим его видеть, главным же образом потому, что нужно было хлопотать о получении от турецкого правительства другого паспорта на проезд в Вену. В это время Амвросий часто виделся с почетными сарыкёйскими, также славскими и журиловскими жителями, и некоторых удостоил посещением. 31-го числа сарыкёйские старики пришли просить его, чтобы посетил их церковь . Амвросий надел иноческую одежду, которая заблаговременно была приготовлена для него еще в Тульче иноком Алимпием, и отправился смотреть церковь . По улицам стояли большие толпы народа, которому хотелось посмотреть на митрополита. Через день после этого, именно 3-го июня, опять «… собралися все старики и старцы, и простого народа много, и попросили господина митрополита пройтись по селу. Он тотчас встал и пошел с ними по селу, и вышли на степь, народу множество, – все кланяются» 435 . Между тем, в Бабадаге успели выправить для Амвросия новый паспорт. За отсутствием Гончарова, великого мастера этих дел, о выдаче паспорта хлопотали, главным образом, сарыкёйский атаман и Аркадий лаврентьевский. Им удалось выправить паспорт на имя баш-папаса, что, по объяснению Павла, значит – «верховный над всеми староверскими попами святитель»; но все-таки в паспорте допущена была ошибка, – неправильно написали собственное имя Амвросия, чего никак не случилось бы, если бы это дело вел Гончаров, который в своем сочинении и выражается довольно презрительно о том, что не сумели сделать, как следует, такого простого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Белград, иначе и преимущественно называемый Бератом, также Арнаут-Белградом (у греков Берит – Γρα’ δειτζη, Ομτζος, Γλαβεντνος Βη’ ρυτος и потом Пулхериуполь), находится в средней Албании, на р. Узуми или Бератино (и Ljum-Beratit), по соединении с Деволом впадающей под новым именем Семени и Ергента в Адриатическое море (см. у Гана в Albanes. Studien S. 7 и карту; на старых картах неладно), верстах в 80-ти на юго-запад от Ахриды. Γρα’ δετζη, иначе Γρα’ διτζα, Γραδι’ στα – Градец, Градиште, находится верстах в 80 на юг от Белграда, на правом берегу нижней Воюцы (см. Pouqueville’я Voyage de la Grèce, 2 ed. 1, 840 sqq, карту при Alhanes. Studien Гана и στορικν περι’ γραφην τς μητροπο’ λεως Βελεγρα’ δων митр. Анфима, ν Κερκυ’ ρα, 1868 Г., стр. 29). μτζς, Γλαβεντνος и Белая Церковь ( ’ σπρη κκλη’ σια) остаются пока неизвестными. Епархиябелградская принадлежит к числу епархий, учрежденных при самом Борисе, – о ней упоминается в послании к Борису папы Uoahha VIII от 878 г. (у Миня в Патрол. т. 126, стр. 760, – упоминается по тому обводу, что некий священник Сергий, быв извержен из своего сана латинским епископом Болгарии, – когда последняя до 870 г. находилась под властью папы, – несмотря на это извержение, греческим болгарским архиепископом был после возведен в сан епископа, – именно белградского.) В тогдашней Болгарии были два Белграда 83 – этот албанский и потом еще сербский, находящийся при впадении Савы в Дунай и составляющий нынешнюю столицу княжества сербского (в дославянские времена называвшийся Сингидоном или Сингедоном и Сигиндоном). В последнем до 1019 г. не было епископской кафедры, потому что о ней не упоминается в хризовулах импер. Василия; но неизвестно, не была ли она учреждена в нем в дальнейшее время настоящего периода. В той части болгарской архиепископии, которая составляет северо-восточную половину нынешнего княжества сербского, по свидетельству одного послания болгарского царя Калияна к папе Иннокентию III, перед 1204 годом было пять епархий 84 : так как Белград принадлежал к числу значительнейших городов данной местности, то со всею вероятностью следует полагать, что одна из епархий находилась именно в нем; но очень может быть, что все эти пять епархий были открыты еще до 1188 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Верхом на лошади, с крестом в руках и дароносицей на груди, о. Раевский «ободрял полк помощью Всевышнего и благословенным оружием Божием, споспешествующим МОНАРХУ нашему, напоминал воинским чинам о важности присяги, данной ими Св. церкви, Престолу и Отечеству». За самоотверженное исполнение пастырского долга под огнем неприятеля о. Раевский возведен был в сан протоиерея, награжден орденом Св. Анны 3-й степени с мечами и золотым крестом на Георгиевской ленте, а также и камилавкою. Священник Московского гренадерского полка Симеон Якубович, участвовавший в 1807 г. в сражениях против французских войск 26 и 27 января при местечке Прейс-Эилау, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ пожалован от ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА золотым наперсным крестом, украшенным эмалью, на Георгиевской ленте. Священник драгунского Таганрогского полка о. Стефан Алексеев, за подвиги в 1810 г. в делах с Кубанскими горцами. Священник Олонецкого пехотного полка о. Иоанн Ящуринский, за отличие во время генерального сражения в 1813 г. при городе Лейпциге. Священник Шлиссельбургского пехотного полка о. Кондрат Лукашевич, за отличие в сражениях под Лейпцигом. Священник 6-го Егерского полка о. Лаврентий Сущинский, за отличие в 1810 г. при взятии штурмом города Базарджика. Ранее этого времени о. Сущинский с 104-м пехотным Устюжским полком совершил походы в 1789 г. в Австралию; в 1799 г. в Италию, где во всех движениях войск находился, не отставая ни на шаг, за что пожалован был скуфьею и наперсным крестом из кабинета ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА, украшенным алмазами. В 1805 г. опять был в походе в Австрию и в Баварию, за что награжден был орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом, что в тогдашнее время было почти исключительным явлением. Священник 31-го Егерского полка о. Петр Андреевич Евланов, 1828 и 1829 гг., за понесенные труды и претерпенные раны, в 1829 г. 5 мая в сражении при местечке Эски-Арнаут-Ларе, где среди жестокого боя, при исполнении своих пастырских обязанностей, был ранен в правое плечо ружейною пулей и в левое кинжалом, в голову пикою и кроме того, получил в левый бок три штыковые раны, причем был схвачен в плен, в котором находился до конца военных действий и мировых договорных трактатов по 28-е число сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1805 г. опять был в походе в Австрию и в Баварию, за что награжден был орденом Св. Владамира 4-й степени с бантом, что в тогдашнее время было почти исключительным явлением 40 . 8) Священник 31-го егерского полка о. Петр Андревич Евланов, 1828 и 1829 гг., за понесенные труды и претерпенные раны в 1829 г. 5 мая в сражении при местечке Эски-Арнаут-Ларе, где среди жестокого боя при исполнении своих пастырских обязанностей был ранен в правое плечо ружейною пулею, в левое кинжалом, в голову пикою и кроме того получил в бок три штыковые раны, при чем был схвачен в плен, в котором находился до конца военных действий мировых договорных трактатов по 28 число сентября. Спасшись милостию Божию от смерти, о. Евланов необычайным мужеством своим внушил врагам к своей личности уважение. Оправившись немного за 4 с половиною месяца от ран, в состонии был явиться в свой полк в гор. Андрианополе 8 октября. Сверх пожалования крестом Высочайше повелено было: двух дочерей о. Петра Евланова – Меланию 8 лет и Ксению 7 лет определить в Московский Александровский институт пансионерками Его Величества, самого о. Евланова принять под покровительство Инвалидного комитета, пожаловать ему в уважение отлично-усердной его службы и расстроенного от ран здоровья в пенсию из Инвалиднаго комитета по 600 руб. в год. Обер-священник Мансветов ходатайствовал в бытность о. Евланова в плену о выдаче его семье, состоявшей из жены, двух сыновей, обучавшихся в Киевском городском училище, трех дочерей 9, 7 и 1 года, живших в Могилеве на Днестре, жалования, положенного от казны, – за время отсутствия о. Евланова. Государь Император по докладе о том г. обер-прокурора Святейшего Синода Высочайше соизволил: «священнику Евланову, возвратившемуся из плена, производить в уважение совершенных им подвигов и полученных ран двойной оклад жалования» 41 . 9) Священник Охотского пехотного полка о. Василий Матковский за отличный подвиг в кровопролитных сражениях 5 и 31 мая 1829 г. 42 10) Священник Томского пехотного полка о. Симеон Левкавский за отличную храбрость во время безпрерывного пребывания в войне 1828 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Св. Фока – мученик Синопский (Чет. Мин. 22 сентября; сн. Ассем. ed. 1. р. 248).– На левом берегу Золотаго рога император Василий Македонянин соорудил церковь во имя са. Фоки и при ней устрошгь мужский монастырь, обогатив его разными угодьями (Кедрин, Сокращ. ист. t. II. р. 146. Кодина, К. Порфирог. in vita avi, с. LXIII. Константия, 271 Название “Мачюков”-непонятно. Не есть ли это, измененное переписчиком или каким нибудь другим образом, название Мартинакова монастыря или который упоминается также между монастырями за Золотым рогом См. об этом монастыре у Кодина Дюканжа (Constantinop. chr. lib. IV. р. 158 sq.) и Бандури (Imp. Orient. t. II. p. 723). 273 Кирсак – император Исаак II Ангел (1185–1195 и, с сыном Алексием IV, 1203–1204), преемник Андроника I Комнина. 274 Если плыть в Царьград из Понта, то в разстоянии от города – морем стадий на 35, а сухим путем, в обход залива, более 70, на правой стороне есть местность, известная в древности под именем Эстий нын. Арнаут-киой), названная потом Михайловским по бывшей здесь церкви Архистратига Михаила. Церковь эта первоначально была построена Константином Великим (Созом. Церк. ист. кн. II. гл. 3. Кедрина, Сокращ. ист. ed. I. t. I. р. 498. Кодина, сн. Anon. y Бандури, Imper. Or. t. I. lib. III. р. 58 et t. II. р. 734) и возобновлена Иустинианом.Исаак Ангел, решившись возобновить эту церковь , перенес сюда не только драгоценные мраморы стараго дворца и медныя двери из дворца Халки, но и лучшие живописные и мозаические образа, какие можно было найти в разных городах и селениях (Никиты Хониата, Царств. Исаака, кн. ИИИ. гл. V, в Corp. script. hist. Byz. ed. Bonnae. 1835. p. 581. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. p. 187. Константия, Византия, у Константия сказано вообще: 275 Преп. Даниил столпник родился в с. Вифаре, близ Самосаты, в 409 году; столпничествовал с 459г. до самой кончины, последовавшей в 489 году. Святая жизнь его часто приводила к нему императоров Льва и Зинона для получения благословения и слышания его предречений (Чет. Мин. 11 декабря. Месяцосл. Вершин.; сн. выше, примеч. 30–32). О монастыре преп. Даниила или упоминает Дюканж, полагая его между городскими монастырями (Constantinop. chr. lib. IV. р. 156); но места, где он находился, не определяет.В житии Даниила говорится, что “погребено бысть святое преподобнаго отца(Даниила) тело при столпех его”; а выше: “царь (Лев) созда церковь Симеону преподобному (сттолпнику) прямо столпа Даниилова на северной стране, и странноприимницу устрои, и пренесе честныя Симеоновы мощи со многою честию, по желанию преподобнаго Даниила”. Кедрин ясно указывает месго подвижничества и кончины преп. Даниила или в Эстиях (Сокращ. ист. ed. 1. р. 598; сн. предыд. примеч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Фоки и при ней устроил мужской монастырь, обогатив его разными угодьями (Кедрина, Сокращ. ист. t. II. р. 146. Кодина, Περ κτισμ. р. 116. К. Порфирог. vita с. LXIII. Константия, Κωνσταντινις, σελ. 129). 291 Название «Мачюков» – непонятно. Не есть ли это, измененное переписчиком или каким-нибудь другим образом, название Мартинакова монастыря (ες τ Μαρτινκου или Μαρτινακου), который упоминается также между монастырями за Золотым рогом (περατικ μοναστρια)? См. об этом монастыре у Кодина (Περ κτισμ. р. 105), Дюканжа (Constantinop. chr. lib. IV. р. 158 sq.) и Бандури (Imp. Orient. t. II. p. 723). 293 Кирсак – Κρ σακιος: император Исаак II Ангел (1185–1195 и, с сыном Алексием IV, 1203–1204), преемник Андроника I Комнина. 294 Если плыть в Царьград из Понта, то в разстоянии от города –  морем стадий на 35, а сухим путем, в обход залива, более 70, на правой стороне есть местность, известная в древности под именем Эстий (σται=’Ανπλους, нын. Арнаут-киой), названная потом Михайловским (Μιχαλιον), по бывшей здесь церкви Архистратига Михаила. Церковь эта первоначально была построена Константином Великим (Созом. Церк. ист. кн. II. гл. 3. Кедрина, Сокращ. ист. ed. 1. t. I. p. 498. Кодина, Περ κτισμ. p. 115, 116; сн. Anon, у Бандури, Imper. Or. t. I. lib. III. p. 58 et t. II. p. 734) и возобновлена Иустинианом. Исаак Ангел, решившись возобновить эту церковь , перенес сюда не только драгоценные мраморы старого дворца и медные двери из дворца Халки, но и лучшие живописные и мозаические образа, какие можно было найти в разных городах и селениях (Никиты Хониата, Царств. Исаака, кн. гл. V, в Corp. script. hist. Byz. ed. Bonnae. 1835. p. 581. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. p. 187. Константия, Κωνσταντινις, σελ. 129, 130. Византия, . Κωνσταντινοπολις, τμ. α´. σελ. 218 κα τμ. β´. σελ. 115, 116: μετεκμισεν π τοτ νταϑα ο μνον λα το παλαιο παλατου τ πολτιμα μρμαρα, κα ατς δ προστι τς χαλκς κλεισιδας τς εσδου το παλατιο, τς π’ ατν πονομασϑεσης Χαλκς, … λλ κα τ ρχαιτερα κα πολυτιμτερα κ μουσου εκονσματα το ’Αρχιστρατγου [у Константия сказано вообще: ρχαα κα ϑαυμσια ργα τσον ερν εκνων δι χρωμτων κα ψηφου, σον κα λλων κειμιλων] σα πρχον ετε ντς τν διαφρων ναν τς πλεως, ετε κα λλων πλεων κα κωμν).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Накануне второго воскресенья рождественского поста мы присутствовали за всенощной, а утром за литургией, в церкви константинопольского патриарха, потому что наш владыка пожелал проститься с ним и продолжать путешествие. После обедни константинопольский патриарх повел нашего владыку к себе в палаты. Они со слезами прощались друг с другом; оба, преклонив главы, один над другим читали молитвы, и константинопольский дал нашему патриарху пространные и прекрасные письма, как к государям, так и к своим подчиненным. Глава XIV. Константинополь. – Босфор. Терапия В понедельник, 29 ноября, мы отплыли из Константинополя в каике н пришли в Неохори, или Ени-Кёй, чтобы нанять судно и плыть по Черному морю в Молдавию. Путешествие сухим путем на Адрианополь было затруднительно для нас по двум причинам: первая та, что потребовалось бы на путевые издержки и наём повозок более 500 пиастров; второю причиной являлся холод и обилие снега и дождя. Этот богаз, или проход Черного моря был проделан в древние времена Александром и плавание по нему весьма затруднительно. От Галаты до Неохори, справа и слева, видны хутора и дома, дворцы и серали, принадлежащее султану, а также сады, виноградники, гульбища, купальни и т. п. Мы остановились в Неохори, в доме Дадьяна Раиса, по прозванию Калокари и Теодори; а сына его зовут Язгаки. Увековечи их, Боже, и продли дни жизни их! ибо их щедрот и благодеяний к нам и к пришельцам вообще не может выразить язык смертного. В третье воскресенье рождественского поста, которое пришлось 5-го декабря и совпало со днем празднования памяти св. Саввы, наш владыка патриарх совершил для упомянутого селения литургию в церкви свв. Георгия и Саввы, а затем во вторник служил вторую обедню в церкви святителя Николая, так как это был день его праздника. После полудня в понедельник, по четвертом воскресеньи рождественского поста, наш владыка патриарх совершил в храме Богоматери за всенощным бдением отпевание, по нашему уставу, усопшей Миры, жены хаджи Абдалла (Феодула), сына священника Мансора, в присутствии её детей, а во вторник утром, 14-го декабря, служил по ней заупокойную обедню. Была по их обычаю поминальная трапеза из кутьи с вином и хлебом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но строители были немедленно призваны к делу, и не прошло месяца времени, как, глядишь, все уже вернулось к прежнему, и от пожара не осталось ничего, кроме места, где он был. И могло ли быть иначе в этом средоточении царства? В этот день я посетил знаменитую церковь св. Николая у Агия-Капу, или врат св. Евфимии. Эта церковь обращена в мечеть. Потом я осматривал преславную церковь Владычицы нашей, стоящую выше первой; в ней есть агиасма, или святой источник, исцеляющий всякие недуги. В день праздника св. Иоанна Златоуста я оправился в Топханэ, нанял здесь лодку и переплыл к Кыз-Кулеси, или Девичьей башне построенной на небольшой скале среди моря, напротив Скутари, и мы пили вкусную воду тамошнего источника, Отсюда мы проехали в Кады-Кёй, т.-е. в Халкедонию, и я посетил здешнюю церковь во имя Господа нашего Иисуса Христа; это собор с высокими куполами, весь каменный и очень древний. Потом чрез Скутари и Топханэ я вернулся к себе домой в Фанар. Накануне воскресенья перед рождественским постом мы служили вечерню в монастырской церкви. За три дня перед этим духовенство и именитые граждане из Кум-Капу приходили к нашему владыке патриарху и, принеся ему разрешение от своего патриарха, пригласили его совершить вторично литургию в их церкви во имя Владычицы нашей Богородицы в Пустыне по тому случаю, что они весьма радовались, что вышеупомянутый пожар, свирепствовавший со всех сторон и очень близко к ним подступавший, их однако не коснулся, и они были уверены, что, конечно, он был отстранен от них силой молитв нашего владыки. Итак, рано утром в означенное воскресенье мы поехали к ним водой в лодке. Всякий раз как нам приходилось переплывать море в этом направлении, мы испытывали сильный страх, как только подходили к местности за Сералем, именуемой Бурну-Серай 43 , и наше положение казалось нам беспомощным, потому что море здесь чрезвычайно опасно, вследствие черного потока 44 воды из Богаза, или Босфора, в Белое (Средиземное) море. И действительно, сколько больших судов пошло здесь ко дну!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010