Я с владыкой не видался с самого его возвращения из Петербурга в мае, и это было первое мое с ним свидание после моего лечения водами. Владыке угодно было первому начать речь о газетной сплетне. Из его слов я заключил, что он сперва нисколько не обратил внимания на клевету, помещенную в «Современных Известиях», полагая, что такая нелепость даже и не требует возражения, но впоследствии, видя, что это злоумышленный слух и уже слишком распространился и принят был многими за истину, владыка сознал необходимость опровержения и поджидал меня, чтобы знать мое мнение. Между тем и я с своей стороны, как только приехал в Москву, писал письмо к Гилярову, редактору той газеты-сплетницы, которая первая распустила обо мне этот ложный слух и которая, не в обиду ей сказано, вообще весьма лакома до всяких скандалов, которыми эти журнальчики и существуют. Но письмо мое Гиляров не заблагорассудил отпечатать: правда глаза колет. После нашего разговора с владыкой и была напечатана в «Московских Ведомостях» в октября 10 статья такового содержания: «Мы получили от Московскаго Епархиальнаго начальства следующее сообщение. В «Современных Известий» напечатано, будто бы Николо-Угрешскаго монастыря архимандрит Пимен, по распоряжению Святейшаго Синода, отправлен на покаяние в одну из Московских пустынь за оскорбление действием иеромонаха Угрешскаго монастыря. Известие это совершенно ложно, никакого указа или распоряжения Св. Синода не было, да и быть не могло; ибо никаких жалоб к духовному начальству на архимандрита не поступало и никакого дела не возникало. Архимандрит Пимен был с января болен и лечился, не оставляя ни одного из многосложных своих занятий; летнее же время, по причине болезни, провел, с совета врачей и разрешения начальства, в пустынях Екатерининской и Берлюковской, а в сентябре возвратился в монастырь. Болезнь между тем достигла зрелости и привела к серьезной операции, исполненной на днях известным хирургом, Иваном Николаевичем Новацким. Архимандрит Пимен, как монах, не вступился за себя; но как клевета, распространенная через печатание во многих газетах, возымела свое ядовитое действие на репутацию оклеветаннаго, то ему как лицу начальственному, коего влияние как благочиннаго, распространяется на все общежительные монастыри Московской епархии, молчать было невозможно, и он написал в редакцию «Современных Известий» письмо, которое просил напечатать, но сие требование, даже повторенное, не было, вопреки ожиданию, удовлетворено редакцией».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Преподобный Пимен Угрешский. Житие. Акафист Патриарх Московский и Всея Руси Алексий к читателям жития преподобного Пимена Угрешского Боголюбивые читатели! Дорогие братия и сестры! Промыслом Божиим в наше время прославлены Русской Православной Церковью сонмы новомучеников, преподобных и праведников в земле Российской просиявших. Среди них особое место занимает преподобный Пимен, архимандрит Угрешский, подвижник XIX века. Во всю свою жизнь отец Пимен непрестанно памятовал свое монашеское звание. Он свято хранил иноческие обеты духовной чистоты и целомудрия, нестяжательности и послушания, любил монашество, глубоко был проникнут его духом и, желая быть сам истинным монахом, старался водворить этот дух не только в Угрешской обители, им управляемой, но и во всех общежительных монастырях, подчиненных его ведению как благочинному. Почитание архимандрита Пимена началось сразу же после его блаженной кончины, последовавшей 17(30 н.ст.) августа 1880 года. Множество паломников приходило к месту его погребения. Часовня над могилой отца Пимена никогда не бывала безлюдной, многие приносили ему свои молитвы, воздыхания, скорби и радости. С момента прославления преподобного Пимена в лике святых земли Московской, 28 мая 2000 года, молитвами святого чудесным образом восстанавливается обитель Угрешская, укрепляются и возрождаются в монастырских храмах, у святых мощей преподобного сердца и души наших соотечественников. Свидетельством святости преподобного Пимена Угрешского являются также многочисленные чудеса и исцеления по его молитвенному предстательству у Престола Божия для всех почитающих его святую память. Да подаст Всемилостивый Господь людям нашей земли жизнь в мире, тишине, благочестии и чистоте, молитвами преподобного и богоносного Пимена Угрешского. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Москва, 26 ноября 2003 года. Житие преподобного Пимена Угрешского Преподобный Пимен (в миру Петр Дмитриевич Мясников) родился 10 августа 1810 года в городе Вологде. Родители его, Дмитрий Афанасьевич и Авдотья Петровна, были люди благочестивые, честные и достаточные и происходили из торгового сословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И.В. Антонова Скачать epub pdf Книги по истории Николо-Угрешского монастыря, написанные в 1870-е годы духовным писателем Дмитрием Дмитриевичем Благово (1827–1897), по сей день являются основополагающими трудами для ученых и краеведов. Автор был послушником на Угреше, а впоследствии стал архимандритом Пименом, как и его любимый наставник – настоятель Угрешской обители архимандрит Пимен. Это совсем не случайное совпадение нередко служило причиной ошибок, когда, например, настоятелю монастыря известный люберецкий краевед приписывал биографию автора книг 1 , а многие читатели автором книг о монастыре считали его настоятеля, о. Пимена, Петра Дмитриевича Мясникова (1810–1880). Между тем каждый из этих замечательных церковных деятелей сыграл свою роль в истории Николо-Угрешского монастыря. С одной стороны, трудно переоценить заслуги настоятеля монастыря архимандрита Пимена в возрождении древней обители, в создании великолепного архитектурного ансамбля, дошедшего до наших дней, а ныне переживающего новое возрождение. С другой стороны, совсем нетрудно представить, насколько беднее были бы наши знания об истории Угреши, если бы блестяще образованный послушник Николо-Угрешского монастыря Дмитрий Благово, проведший в его стенах 13 лет, не написал во второй половине XIX века своих сочинений. Дмитрий Дмитриевич Благово был потомком старинного русского дворянского рода, восходившего к началу XVI столетия и записанного в родословных книгах Московской и Тверской губерний. Представители этого рода еще в XVI веке были дипломатами и воеводами, участвовали в военных походах Ивана Грозного, в XVIII веке служили стряпчими, стольниками. Были среди них патриарший стольник и стольники цариц Натальи Кирилловны и Прасковьи Федоровны. Четыре представителя этого рода были стольниками Петра I. Военные из рода Благово участвовали в Бородинском сражении, русско-турецкой, русско-японской войнах, в Севастопольской кампании, в Первой мировой войне. В генеалогическом древе Благово пересекаются ветви знатнейших фамилий 2 : Римских-Корсаковых, Волконских, Щербатовых, Татищевых, Мещерских, Милославских, Салтыковых, Толстых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Преподобный Пимен Угрешский… Наверное, для большинства христиан это всего лишь «очередной» преподобный. Сколько имен с такой приставкой мы найдем в святцах Церкви Христовой! А сколько еще там не записано, сколько нам неизвестно. Да разве всех запомнишь?.. «Обычный» преподобный… Не всероссийский чудотворец, не вселенский учитель, не поражающий своими подвигами аскет. Просто для кого-то известный, кем-то почитаемый святой. Наверное, тем, кто познакомится с жизнью этого преподобного века, придется немало потрудиться, чтобы преодолеть некое недоумение: «А почему святой?». Да, уважаемый архимандрит большого подмосковного монастыря, да, хороший хозяйственник, да, администратор, да, по-своему опытный и мудрый наставник… Но ведь так хочется увидеть нечто чудесное, совсем высокое и недостижимое для обычного человека! Кажется, все духовные подвиги этого святого можно вместить в несколько кратких отрицательных формулировок: «… не был ни корыстолюбив, ни стяжателен, ни вещелюбив. Имея в руках сотни тысяч, он не сберег собственно для себя ни одного рубля, и все, что было у него денег, велел записать монастырскими». А вместо ожидаемых сверхъестественных аскетических упражнений мы слышим столь же «обычное» повествование: «В постные дни и во время положенных постов отец Пимен, согласно с уставом, умеренно употреблял надлежащую пищу и в продолжение великой Четыредесятницы, хотя и строго воздерживался от рыбы, но не удручал себя чрезмерным воздержанием, а говаривал: “Дай Бог соблюсти в точности и то, что нам положено по уставу, не мудрствовать, а в простоте исполнять”»… Вот и письма преподобного Пимена, написанные неискусным и неразборчивым простым почерком, для многих из нас могут стать очередным разочарованием. В них все слишком спокойно, слишком обычно и «по-земному». Даже поздравления с праздниками — и те не содержат столь ожидаемых «глубин» и «высот» мысли: «Желаю и молю, да утешит Вас спокойствием душевным и да утвердит ко благу все желания Ваши Господь наш Иисус Христос. Он любящих Его любит» ; «Имею честь поздравить Ваше Преосвященство с днем Вашего Ангела. От души желаю и молю Бога, да продлит Господь Вашу жизнь на многия лета во славу Святыя Церкви и во спасение Вашей души» .

http://pravoslavie.ru/63717.html

Глава VIII. Угрешский монастырь в 1834 году; состояние оного при поступлении отца Илария. Казначеи: Иоанникий, Филарет и Серафим; ксёндз Семашко; Макарий и разбойники, его два ученика. Кончина архимандрита Поликарпа. Поездка в Вологду в 1840 году; архимандрит Феофил; его рассказ; иеромонахи По распоряжению епархиального начальства назначено было отцу Платону, архимандриту Даниловскому, ввести отца Илария в управление Угрешским монастырем, и они положили ехать туда 14-го марта, а меня отправили накануне, что пришлось в понедельник второй седмицы Великого поста, со Сретенским иеромонахом Викентием, временно заведовавшим обителью Угрешской. Как сейчас помню, мы приехали в монастырь в 2 часа пополудни и прошли прямо в настоятельские келии, где жил один только послушник, Леонтий, которого вся братия называла Левушкой. Он был лет 25, невысокого роста и весьма белокурый, скудобрадый и маловолосый. Келии были почти пусты: едва-едва нашлось несколько столов, столь же плохих и ветхих, как полдюжины просиженных и негодных кресел и стульев, самовар и чайный прибор, и все было старо и никуда негодно. Должно думать, что во время отсутствия настоятеля все это было подменено. В 4 часа я стал ставить самовар, тоже изогнутый и еле-еле служивший. С самоваром мне пришлось идти мимо церковной двери. Это было время повечерия: в церкви шла служба и, идя мимо, я услышал сквозь двери пение, которое произвело на меня такое умилительное впечатление, что я и по сие время не могу позабыть тогдашнего ощущения, ни отдать себе отчета, что могло умилить меня до такой степени, что я даже прослезился. Я поставил самовар на площадке сеней и стал прислушиваться к пению. Поющих было всего много-много, 4 или 5 человек, пели весьма посредственно, но мне казалось, что я слышу самое сладостное пение. Что это такое? Было ли это предчувствие, что этот монастырь будет во всю жизнь моим жилищем, и я радовался, что достиг мирного пристанища? Чтобы то ни было, но это воспоминание о пении в Угрешском монастыре, которое мне впервые пришлось мельком слышать сквозь двери, останется навсегда в душе моей неизгладимым. С тех пор прошло 40 лет, и я должен сознаться чистосердечно, что никогда, ни прежде, ни с тех пор, никакое пение не производило на меня такого сильного впечатления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Предисловие Не смотря на свое давнее, почти пятисотлетнее существование. Угрешская обитель не имела до сих пор подробного исторического описания. Были краткие очерки помещенные в различных сборниках; так 1) В Географическом Словаре Российского Государства Максимовича и Щекатова. Изд. 2-е. 7 частей. Москва. 1801–1809. 4°. 2) В Истории Российской Иерархии. Амвросия. Префекта Новгородской Семинарии. 6 ч. 1807–1815 г. Моск. 8°. 3) В Описании Монастырей в Российской Империи находящихся, (имело 8 изданий: 1-е 1812 г. 158 и X стр. 8-е издание – 1834 и 80 стр. 8°). Это описание было приложено к Новому Полному месяцеслову. 4) В Полном Собрании Исторических сведений о всех в древности бывших и ныне существующих Монастырях и примечательных церквах в России. А. Ратшина. 1852. Москва. 8°, и наконец 5) В Воспоминаниях о Угреше, соч. Я. Горицкого. 1867. изд. 2-е. Москва, 8° 60 стр. (в продаже более уже нет). Но все приведенные описания, не исключая и последнего были кратки, неполны и не обнимали всей истории Угрешской Обители; между тем, с ежегодно возрастающим числом богомольцев, увеличивались и требования Исторического Описания Угрешского монастыря, почему два года тому назад приступлено было к собиранию письменных и печатных источников для истории нашей обители. Предлагаемый ныне Исторический Очерк есть ни как не более как опыт очерка, на скоро составленный одним из братий обители, и издаваемый, как Путеводитель по Угреше для посетителей-богомольцев, желающих иметь подробное описание монастыря и замечательных событий из его истории с древнейшего времени. Много еще осталось материалов, собранных и не разработанных, вероятно найдутся и еще новые, и ежели время не положит преграды трудящимся, можно надеяться, что при помощи Бога споспешествующего – Угрешская Обитель издаст второе, более подробное описание своей истории, к тому времени когда исполнится пятьсот лет от ее основания. Один из меньшей Угрешской братии: Димитрий. 1871 г. Октября 1 дня. Угреша. Глава первая. Общий обзор истории монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

О патриархе Пимене К 100-летию со дня рождения Платон Извеков (будущий патриарх Пимен). Фото 20-х годов 10 июля 1910 года, в праздник Положения ризы Господней, в семье Михаила Карповича и Пелагеи Афанасьевны Извековых родился мальчик, которого крестили с именем Сергей – будущий глава Русской Православной Церкви патриарх Пимен. Место его рождения – село Кобылино Бабичевской волости Малоярославского уезда Калужской губернии. Это родина его отца. В официальных биографиях местом рождения патриарха значится город Богородск (ныне Ногинск), где жила семья патриарха. Сына в семье ждали долго: после рождения старшей дочери Марии все дети Извековых: Анна, Владимир, Михаил, Людмила – умирали в младенчестве. И тогда мать дала обет: если будет сын, посвятить его Богу. Так родился Сергей Извеков – дитя молитвы и обета. Отец Сергея работал механиком на Глуховской фабрике Арсения Морозова под Богородском, где и жила его семья. Матери удалось рано приобщить сына к чтению духовной литературы. «Я с детства увлекался творениями “русского златоуста” – архиепископа Херсонского Иннокентия», – вспоминал в 1970-е годы Святейший Патриарх. Вместе с матерью мальчик совершал паломничества по святым местам; особенно часто они бывали в Троице-Сергиевой лавре. Пелагея Афанасьевна исповедовалась у старца Зосимовой пустыни преподобного Алексия (Соловьева). Вспоминая свое первое паломничество в Троице-Сергиеву лавру, патриарх говорил: «Привезенный своей родительницей в святую лавру Сергиеву, когда мне исполнилось 8 лет, я впервые исповедовался и причащался святых таин в Зосимо-Савватиевской церкви лавры». Когда Сергей немного подрос, он начал ездить по православным обителям один или в сопровождении друзей. Святой митрополит Макарий (Невский), живший на покое в Николо-Угрешском монастыре, сказал ему: «Помолись за меня, у тебя великий, но тяжелый путь». Блаженная Мария Ивановна Дивеевская, увидев юношу, вскочила и запричитала: «Смотрите, смотрите, владыка к нам пришел, владыка. Поставьте его калоши отдельно. Владыка, владыка пришел».

http://pravoslavie.ru/36227.html

Глава VII. Угрешские игумены: Ионафан и Амвросий; Израиль и Аарон Прежде чем начну подробно говорить об Угрешском монастыре и в каком состоянии я его застал, думаю, не излишним упомянуть о двух его настоятелях последнего времени, Иоанафане и Амвросии, наиболее принесших пользы монастырю своим настоятельством, и о двух последних предместниках Илария, игуменах Израиле и Аароне, которых настоятельство, наоборот, и в нравственном и вещественном отношении довело обитель до самого плачевного положения. Первых двух знаю по документам монастыря и понаслышке от старожилов, которые их лично знали, а последних двух: Израиля я знал еще в Вологде, где он находился в Семигородной пустыни, а последний, Аарон, многократно бывал при мне в Угрешском монастыре. До 1764 года обитель Угрешская имела более 3 700 душ крестьян, рыбные ловли на Волге, соляные варницы в Тотьме, две приписных пустыни, а впоследствии времени и Кременской посад, не говоря уже о лесных дачах, считавшихся верстами. С учреждением штатов монастырь лишился всего, и его владения ограничились землей, находившейся в черте ограды. Отец Иоанафан поступил в настоятели в 1791, находился до 1803 года; он своим неусыпным старанием умел возвратить монастырю из его отобранных земель до 40 десятин удобной и неудобной земли около самой ограды, и мы и по сие время, благодаря ему, пользуемся землей, при нем возвращенной. Говорят, недешево обошлось ему это; ибо едва не поплатился он жизнью, радея монастырю: крестьяне тех селений, к которым отписаны были монастырские владения, сильно озлобившись на него, грозили убить его. Игумен Амвросий, сперва правитель, а потом настоятель, с 1804 по 1821 год, был весьма любим и уважаем блаженной памяти митрополитом Платоном. Что особенного сделал он для внешнего благосостояния обители мы не видим, но я знаю, какую прекрасную память оставил он по себе; потому что, будучи сам монахом, он действительно радел о внутренном, нравственном благосостоянии обители. Я застал еще старожилов, которые его помнили и с похвалой о нем отзывались и, кроме того, я лично знал двух из его Угрешских постриженников, архимандрита Феофила, бывшего настоятелем Тверского Отроча монастыря, и Пахомия, иеромонаха, находившегося впоследствии в Симоновом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Глава VI. Возвращение в Вологду; Молога; старец Иларий; Свирские старцы: схимонахи Феодор и Антиох; Торик; Брянчанинов; приезд в Москву; настоятели Московских монастырей: городских и загородных в 1834 году Вскоре после Николина дня, того же 1833 года, помнится мне 10-го декабря, отец Иларий (Младший) получил паспорт для проезда в Вологду по случаю перемещения его в Лопотов монастырь, где тогда настоятельствовал отец Игнатий Брянчанинов . Отца Илария провожали с благожеланиями как отец игумен Моисей, так и отец Леонид и прочие старцы, и мы выехали 12 декабря. На пути мы останавливались во многих местах и прибыли в Вологду декабря 24 пополудни. Отец Иларий немедленно отправился представиться к преосвященному Стефану, который объявил ему, что отца Игнатия в Вологде уже нет, так как его вызвали в Санкт-Петербург по Высочайшему повелению Государя Императора, и сказал ему: «Я вами теперь распоряжаться не могу, дожидайтесь известий из Петербурга ». И предложил ему настоятельское, строительское место в Лальском монастыре, в городе Лальске, отстоящем около 800 верст от Вологды. Мы пристали в доме у моего родителя. Отец Иларий написал письмо к отцу Игнатию (Брянчанинову) , а преосвященный сообщил ему формально о приезде отца Илария, и на то и другое извещение последовало на одной и той же почте, именно: что отец Иларий назначается настоятелем Николаевского Угрешского монастыря Московской епархии. Туда прежде назначался отец Игнатий, но как лично известный Государю Императору (Николаю I), он был вызван в Санкт-Петербург и был назначен архимандритом в Сергиевскую пустынь, что на Петергофской дороге, то и спросил его митрополит Московский Филарет (временно пребывавший тогда в Санкт-Петербурге): «Не имеет ли он кого-нибудь в виду, кого бы он мог указать на свое место?» Воспользовавшись этим случаем, отец Игнатий представил владыке отца Илария и, желая сделать приятное отцу Игнатию, владыка Московский принял предлагаемого им настоятеля. Мы пробыли еще несколько времени в Вологде и в конце февраля отправились в Москву на город Мологу, Ярославской губернии, родину отца Илария. Остановились в доме его матери, которая была еще в живых; с ней жила и сестра его со своим мужем, а брат его жил в Петербурге и занимался торговлей. Молога – небольшой городок, прежде бывший только торговой слободой, но в царствование Екатерины II переименован в город, расположен при реке Мологе, впадающей в Волгу, по ее течению, на левой стороне, луговой, расстоянием от Ярославля 110 верст. В окружности Молога имеет с лишком четыре версты. В уезде до 26 озер, из них некоторые довольно обширные.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Глава V. Хождение в Киев; Пешношский монастырь; Оптина пустынь; исторические сведения; отец Леонид; ученики его; старцы: Диомид, Вассиан; Гавриил-пустынник; свойства отца Леонида; действие умной молитвы: Матрона; Киев; Софрониева пустынь, порядок в оной; отец Иоасаф; отец Феодосии; Глинская пустынь; возвращение в Оптину пустынь. 1833 год После кончины старца Феофана я продолжал жить в Новоезерском монастыре еще с полгода. В начале июня я возвратился домой, в Вологду, а в первых числах июля собрался на богомолье в Киев. Пока я снаряжался в путь, пришли в Вологду два послушника, возвращавшиеся из Соловецкого монастыря и шедшие в Москву. Оказалось, что один из них был племянником Горицкой монахини Клеопатры, мне известной, с ним вместе я и сговорился идти. Когда мы уже совершенно приготовились в путь, мои родные пошли провожать нас до Московской заставы и, не доходя до нее, мы зашли в дом умалишенных, находившийся от нее неподалеку. В ту пору там временно содержался один юродивый, некто Николай Матвеевич Рынин. О нем рассказывали, что он будто бы предузнает будущее, почему мои родные и стали спрашивать его обо мне: о моем вступлении в монастырь, о путешествии в Киев и прочее, и всем им и на все вопросы он повторял все одно и тоже: «Никола никуда не ходит, Никола не ходит», и при этом делал рукой движение, как будто стучит палкой об пол. Ежели этот юродивый имел дар предведения и можно верить подобным предвещаниям, то на мне действительно сбылось по его слову. Я вскоре после того поступил в Угрешский монастырь, и с тех пор безвыходно живу сорок лет в обители Святителя Николая. По пути мы заходили в Корнилиев монастырь 20 , хотя и штатный, но благоустроенный и чистенький. Он был в то время под управлением отца игумена Израиля. Оттуда мы пошли к Павлу Обнорскому 21 . Монастырь тоже штатный и игуменский. Игуменом тогда был отец Макарий, из священников. Повидимости, монастырь казался не очень благоустроенным и, хотя зданий каменных было очень довольно, но у некоторых крыши были прогнившие, во многих келиях окна были без рам и рамы без стекол, братии было мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010