Ольга Ходаковская Скачать epub pdf Примечания 1. Протоиерей Иоанн Захариевич Белоликов (1873–1937) одно время, еще при жизни отца Захарии, был священником в родном селе Васильевском, затем в селе Чуровском Череповецкого уезда. Впоследствии отец Иоанн служил священником Богородице-Успенской Рдейской женской пустыни у Рдейского озера, в 88 верстах от Старой Руссы. Последние сведения об этом служении – 1920 год. Там умерла его жена Наталья, оставив троих сыновей и пятерых дочерей. После закрытия монастыря служение отца Иоанна протекало в городе Старая Русса, где он был настоятелем Георгиевской церкви. Он жил со старшей дочерью Марией Ивановной, но когда гонения на христиан усилились, отец Иоанн отправил дочь в Петроград к братьям и сестрам. Верующие отзывались об отце Иоанне с глубоким почтением, но дети отказались от него – шаг, который понятен уму, но который не вмещает сердце. Родные вспоминают, как старый священник приезжал в Ленинград и тайком подходил к ограде детского сада, чтобы посмотреть на внучку, и маленькая девочка ловила на себе пристальный взгляд незнакомого человека в странной одежде. 26 октября 1937 года отец Иоанн был арестован. Решением «тройки» по Ленинградской области он был приговорен к расстрелу со следующим обвинением: «Проводил контрреволюционную агитацию против колхозного строительства, распространял измышления о колхозах, ссылаясь на религиозные учения, во время революции скрывал в монастыре белобандитов и эсеров». Расстрелян 12 ноября 1937 года в Ленинграде, на станции Левашове, где предположительно и погребен. 2. ПротоиерейАлексий Захариевич Белоликов (1883–1937) окончил Новгородскую Духовную Семинарию и служил священником сначала в Ирме Череповецкого уезда, а с 1907 по 1937 год в родном селе Васильевском. Размеренная жизнь в окружении большой семьи, рядом с прекрасным человеком – женой Верой Алексеевной – после революции стала мученической. Семья жила в тягостной нищете и в атмосфере травли по «спецзаказу» со стороны сельской шпаны. Летом 1937 года была снесена малая церковь прихода, подле которой находились могилы родителей. Неоднократные попытки выслать отца Алексия останавливались вмешательством его брата, Василия Белоликова: как член обновленческого Синода, он мог добиться отмены приговора, ибо некоторое время власти считались с обновленцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Епископ Пимен (в миру – Петр Захариевич Белоликов) родился 5/18 ноября 1879 года в селе Васильевском Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника. Образование получил в Новгородской Духовной семинарии и Киевской Духовной академии. В 1903 году на четвертом курсе академии принял монашество с именем Пимен и духовный сан. По окончании академического курса иеромонах Пимен встал на путь миссионера: он едет в Урмийскую Православную Духовную Миссию и долгие годы является помощником начальника Миссии, активным и ярким ее деятелем, в короткий срок изучившим сирийский язык, новый и древний, а также тюркские наречия. Он проповедует сирийцам на их родном языке, защищает их интересы перед персидскими властями, занимается научными трудами, составной частью которых являются переводы с древнесирийского, издает журнал Миссии «Православная Урмия». В 1910–1911 годах он трудится на ниве духовного просвещения осетин – состоит на должности ректора Ардонской духовной семинарии, затем возвращается в Урмийскую миссию. В сане архимандрита включается в круг прежних обязанностей. В 1914 году с началом Русско-Турецкой войны отзывается из Миссии на должность ректора Пермской Духовной семинарии. Здесь он плодотворно трудится под началом будущего священномученика епископа  Андроника (Никольского) . Надежды епископа Андроника видеть Пимена своим помощником в должности викарного епископа Пермской епархии не оправдались: 6 августа 1916 года в Петрограде состоялась хиротония архимандрита Пимена во епископа Салмасского, начальника Урмийской миссии с предписанием отправляться в прифронтовую Урмию восстанавливать ослабленную войной Миссию. Отсутствие перспектив в миссионерском деле в условиях войны, в том числе вмешательство в работу Миссии солдатских комитетов Кавказского фронта, слабое финансирование миссионерского дела, не позволявшее заниматься благотворительностью, вынудили владыку просить о переводе в Россию. Летом 1917 года он получил назначение в г. Верный на место викарного епископа нового – Туркестанского – викариатства. Здесь в условиях большевистской власти он встал на защиту Церкви от антицерковных декретов и политики дискредитации решений Всероссийского Поместного собора. Его проповеди в защиту евангельских ценностей, разоблачение в них большевистской демагогии привели к жесткому противостоянию епископа и Семиреченского совдепа. Большевиков страшила авторитетность церковного главы, любовь к нему со стороны народа. 3/16 сентября 1918 года он был тайно расстрелян за городом. В 1997 году епископ Пимен был прославлен как местночтимый казахстанский священномученик. Память его – 3/16 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Ольга Ходаковская Скачать epub pdf Часть 1. От доброго древа Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. ( Лк. 6: 43–44 ) Отчий дом Прежде чем рассказать о событиях, имеющих решающее значение для судьбы выдающегося деятеля Русской Православной Церкви начала XX столетия, обратимся к истоку: первому детскому крику, родительскому гнезду, безмятежному миру детства. «Я возрастал с детства в исключительно счастливых для духовной жизни условиях. Дома искреннее благочестие отца, нелицемерная набожность матери были первыми посадками моей религиозности» 9 . Так говорил о себе святитель, и нам предстоит сейчас, насколько позволяют собранные документа, воссоздать благотворные обстоятельства его детства. Епископ Пимен родился 5 ноября 1879 года в селе Васильевском 10 Череповецкого уезда Новгородской губернии и был шестым ребенком в семье сельского священника Захарии Белоликова. При крещении его нарекли именем Петр. Метрические книги Васильевской церкви поведали о том, что в январе 1870 года 56-летний священник Васильевского прихода Василий Сивяков тяжело заболел и на время болезни из ближайшего села Новая Ерга пригласили молодого батюшку Захарию Белоликова 11 . Отец Василий от одра болезни уже не поднялся, и после его кончины отец Захария окончательно перебрался с семьей в Васильевский приход. К маю 1870 года относится и первая запись, сообщающая о новом батюшке: крестил «местный священник Захария Белоликов». Служение отца Захарии на старинном приходе-погосте, известном еще в XVIII веке, продолжалось более тридцати лет. Пятнадцать из них васильевский настоятель был благочинным храмов Череповского (старинное произношение. – О. X.) округа и вышел за штат в 1902 году. Приход на короткое время принял его сын Иоанн 12 , а затем зять – священник Павел Диаконов, женившийся на Анне Захариевне. Когда 28-летняя Анна умерла, отец Павел покинул Васильевское и отчее гнездо перешло к одному из младших сыновей отца Захарии – священнику Алексию Захариевичу На этом приходе отец Алексий служил до мученической кончины (он был расстрелян в октябре 1937 года по печально известной 58-й статье).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Ольга Ходаковская Скачать epub pdf Часть 3. Отец ректор Ардонский год Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. ( Еф. 5, 15–16 ) Указом Святейшего Синода от 3 марта 1911 года отец Пимен был назначен ректором Александровской Духовной Семинарии в селении Ардон Владикавказской епархии. Ему предстояло жить и трудиться на Кавказе, в Осетии, хотя выехать из Миссии отца Пимена во многом побудило желание служить в России. В ответе на письмо митрополита Флавиана, в котором наставник поддерживал в своем духовном сыне надежду и заповедовал покорность воле Божией, содержатся строки: «Не только в Ардоне, но даже и в других худших местностях я найду всегда много хорошего, лишь бы не была у меня отнята способность славить Бога и молиться за себя и за людей» 94 . Ардонская Духовная Семинария заслуживает специального церковно-исторического очерка. Здесь же вкратце заметим, что Семинария была открыта в 1895 году в осуществление широкой программы императора Александра III по развитию образования на Кавказе. Первоначально она соответствовала типу миссионерской семинарии, базой для которой стало созданное в 1887 году Осетинское Духовное училище. Позднее она была преобразована в Духовную Семинарию обычного типа (программа и задачи миссионерской Семинарии были иными). За годы своего существования это учебное заведение выпустило несколько поколений горской интеллигенции: не только образованного духовенства, но и врачей, юристов, педагогов. В ее стенах начинали либо продолжали свое церковное служение многие будущие иерархи Русской Православной Церкви XX века. Ардон был за плечами и у епископа Пермского и Соликамского Андроника (Никольского ; † 1918), которому отец Пимен станет соработником тремя годами позже. Конечно, оба они приходили почтить память погребенного у стен пермского кафедрального собора пермского епископа Иоанна (Алексеева ; † 1905), который был основателем Ардонской Семинарии и являлся ее ректором долгие годы. С 1904 по 1907 год ректором Ардонской Семинарии был отец Арсений Смоленец († 1937). В 1910 году он был хиротонисан во епископа Пятигорского, викария Владикавказской епархии, и его общение с новым ректором отцом Пименом было частым и тесным

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Ольга Ходаковская Скачать epub pdf Часть 5. Революция в Семиречье, и деятельность епископа Пимена в условиях гражданской войны и гонения на церковь Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? ( 2Кор. 6:14–15 ) Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец 155 Русская Православная Церковь не могла принять декретов, направленных на ее материальное разорение и на уничтожение в России христианского благочестия. Такую же позицию занимала большая часть русского общества. Контрреволюция была неизбежна. Героев этой схватки бесполезно и недостойно возвышать над политикой, новомученики не осквернились тем, что воодушевлялись сами и воодушевляли других в битве против политически оформленного зла. Епископ Семиреченский и Верненский Пимен, как и близкие ему по жизненному пути архиепископ Пермский Андроник (Никольский) и протоиерей Философ Орнатский , не только по сознательному подчинению главе Церкви, но и по общему внутреннему побуждению следовал путем, указанным Патриархом Тихоном в послании от 19 января (2 февраля) 1918 года: «А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни единого часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад своих на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления» 156 . До 3 марта 1917 года Казачье войсковое правление сохраняло в Семиречье институты Временного правительства. В декларации от 2 ноября 1917 года оно заявило, что берет власть в свои руки «до того времени, когда Учредительное собрание – этот хозяин земли Русской – не поставит страну в ее надлежащее русло и скажет свое веское слово о форме ее управления» 157 . Преосвященный Пимен всецело поддерживал разумную и законную форму правления семиреченского казачества 158 . Сохранилась записка, переданная им председателю Войскового правления, временному наказному атаману полковнику Николаю Сергеевичу Щербакову:

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Архив Пн Антиминс под открытым небом 11 января 2024 г. 16:49 В минувшем 2023 году исполнилось 15 лет со дня установления празднования в честь Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. Более двух сотен человек были канонизированы. Тех, кто пострадали за веру в годы богоборчества на Казахстанской земле и не прославлены, значительно больше. Святейший Патриарх Алексий II , посетив в 1995 году Казахстан, назвал этот многострадальный край «антиминсом, распростертым под открытым небом». В древних тюркских степях, где в прошлом не было ни одного явленного святого, благодаря страданиям многих архиереев, священников, монахов и мирян родилась Церковь мучеников и исповедников Казахстанских, которая именуется в посвященной им службе «Пустынной невестой Агнца Божия». Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 12, 2023 , PDF-bepcuя ). Первомученик на землях Казахстана  Епископ Семиреченский и Верненский Пимен (Белоликов) был назначен викарием Туркестанской епархии в июле 1917 года. Его тепло встретили в городе Верный (до 1921 года так назывался город Алма-Ата) духовенство и горожане. Владыка возобновил в Народном доме воскресные дневные чтения для прихожан, на которых говорил о бедствиях революционного времени, объяснял опасность атеистической идеологии и беззаконных преобразований, происшедших вследствие переворота. В связи с возведением на Патриарший престол святителя Тихона (Беллавина) в декабре 1917 года владыка Пимен собрал в своих архиерейских покоях съезд верненского духовенства, посвященный осмыслению значимости этого ­события. После установления власти Советов в марте 1918 года в городе Верном началась Гражданская война. Архипастырь организовал церковное шествие с иконами и колокольным звоном и сам стал во главе его, направляясь с народом к месту расположения казаков, где отслужил молебен и призвал к миру. В Светлую седмицу 1918 года он провел еще два массовых крестных хода от кафедрального собора города к храмам казачьих станиц с призывом к миру. Верненский архиерей одновременно подавал пример истинной гражданской ответственности, организовав помощь голодающим детям.

http://patriarchia.ru/db/text/6093958.ht...

Вознесенский кафедральный собор Алматы, где впервые в 2004 году было совершено богослужение в честь Собора Казахстанских святых ЖМП 12 декабрь 2023 /  11 января 2024 г. 13:00 Антиминс под открытым небом В минувшем 2023 году исполнилось 15 лет со дня установления празднования в честь Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. Более двух сотен человек были канонизированы. Тех, кто пострадали за веру в годы богоборчества на Казахстанской земле и не прославлены, значительно больше. Патриарх Алексий II , посетив в 1995 году Казахстан, назвал этот многострадальный край «антиминсом, распростертым под открытым небом». В древних тюркских степях, где в прошлом не было ни одного явленного святого, благодаря страданиям многих архиереев, священников, монахов и мирян родилась Церковь мучеников и исповедников Казахстанских, которая именуется в посвященной им службе «Пустынной невестой Агнца Божия». PDF-bepcuя. Первомученик на землях Казахстана Епископ Семиреченский и Верненский Пимен (Белоликов) был назначен викарием Туркестанской епархии в июле 1917 года. Его тепло встретили в городе Верный (до 1921 года так назывался город Алма-Ата) духовенство и горожане. Владыка возобновил в Народном доме воскресные дневные чтения для прихожан, на которых говорил о бедствиях революционного времени, объяснял опасность атеистической идеологии и беззаконных преобразований, происшедших вследствие переворота. В связи с возведением на Патриарший престол святителя Тихона (Беллавина) в декабре 1917 года владыка Пимен собрал в своих архиерейских покоях съезд верненского духовенства, посвященный осмыслению значимости этого ­события. После установления власти Советов в марте 1918 года в городе Верном началась Гражданская война. Архипастырь организовал церковное шествие с иконами и колокольным звоном и сам стал во главе его, направляясь с народом к месту расположения казаков, где отслужил молебен и призвал к миру. В Светлую седмицу 1918 года он провел еще два массовых крестных хода от кафедрального собора города к храмам казачьих станиц с призывом к миру. Верненский архиерей одновременно подавал пример истинной гражданской ответственности, организовав помощь голодающим детям.

http://e-vestnik.ru/analytics/antimins_e...

Документальное исследование жизни и трудов преосвященного Пимена епископа Семиреченского и Верненского, священномученика Содержание Часть I Глава 1. От доброго древа Об истории Белозерского края и о прошлом приходов в Новой и Васильевском-Романове Белоликовы Дед Иван Михайлович Орнатский Дядя Василий Иванович Орнатский Епископ Амвросий Орнатский Романо-Васильевский приход и его окрестности в конце XIX − начале XX веков. Дитя в храме Вчера и сегодня Глава 2. Духовные школы Училище Семинария Духовная академия Принятие монашества и завершение учёбы Часть II Глава 3. В урмийской духовной миссии. Первый период К истории появления русской духовной миссии в персии Первые шаги миссии Русская Урмия Бывшие несториане Лиха беда начало Круг дел русского миссионера Годы персидских смут Первый отъезд из миссии Глава 4. Ардонский год Глава 5. Урмийская духовная миссия. Второй период. 1912–1914. Новые перспективы На гребне миссионерского подъёма Наставник сирийского юношества Интонация миссионерского дела «Сульдузские впечатления» Конфликт с вице-консулом введенским Начало первой мировой войны Преосвященный Сергий (Лавров) Глава 5. Пермское двухлетие В семинарских стенах Пермский церковный просветитель В окружении простого народа Рука об руку с преосвященным Андроником Прощание с Пермью Глава 7. Епископ Салмасский Епископская хиротония Начальник урмийской миссии В единении с русским воинством В дни февральской революции Горькое прощание с миссией Часть III Глава 8. На российской окраине По пути в город верный Возникновение семиреченской епархии Семиреченское викариатство Первые шаги на новой кафедре Поездка на Иссык-Куль В преддверии социальной катастрофы Казачья диктатура Мартовский переворот Глава 9. Епископ Пимен и гражданская война в 1918 году В семиреченской области Туркестана Казачье восстание и расказачивание Настроения семиреченской революции В дни великих испытаний Военные действия в Семиречье летом 1918 года Первые удары по Церкви Отделение школы от Церкви За монастырский порядок Не допустить разрушение семьи Преобразование приходов «все жертвы гражданской войны» Из судебного протокола Деятели революции в рясах Глава 10. Обстоятельства гибели епископа Пимена 16 сентября 1918 года Глава 11. Где упокоен епископ Пимен? Вместо заключения Приложение Крест Иоанна и Алексия ПроФессор Белоликов  

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Ольга Ходаковская Скачать epub pdf Введение В притворе Богородице-Рождественской церкви в Новгороде неизвестный мастер изобразил небесный свод со звездами и в каждую звезду вписал имя святого, прославившего новгородскую землю. Если написать такой же небосвод на воображаемом, до сих пор не построенном храме новомучеников Российских, будет тесно светилам. Как астрономы дали название и описали каждую светящуюся точку Вселенной, так и наша Церковь должна собрать сведения о людях, твердо стоявших за веру в годы ее преследования, когда делалась попытка уничтожить в России Православие. В сонме русского духовенства, гонимого после Октябрьской революции, первомученики стоят особо. Их судьбы и характеры индивидуальны, но объединило этих служителей Божиих то, что своими жизненными установками, отношением к себе, развитием внутренней жизни они подготовились к тому, чтобы без сожаления – как рубаху снять – умереть за неизмеримо более важное, чем собственная жизнь. Пришло время рассказать об одном из них – миссионере на Востоке, церковном публицисте, переводчике древнесирийских христианских текстов, блестящем проповеднике, наставнике юношества, вобравшем все богатство русской церковной традиции, епископе Семиреченском и Верненском Пимене (Белоликове) . В самом начале «красного террора» он был расстрелян в городе Верном, центре Семиреченской области Туркестана 1 . Расстрел владыки Пимена был осуществлен руками карательного отряда красных партизан, вызванного из района Самарканда. Видимо, этот же отряд подавил взрыв негодования народа, собравшегося на центральной площади Верного после расправы над владыкой. С того момента и до недавних пор имя епископа Пимена бдительно охранялось государственной карательно-репрессивной системой от открытого всенародного почитания и признания. Свою судьбу епископ Пимен знал. В 1916 году будущий семиреченский архипастырь при наречении его во епископа сказал: «Для всякой законной власти ныне не легко при частом столкновении ее с усиливающейся тайной беззакония. Люди не в силах оказываются защищать добро и противостоять злу. Происходит развал общественной жизни. Еще труднее бывает здесь положение епископов Православной Церкви. Как неприятель желал бы уничтожить офицеров вражеского воинства и для этого направляет на них всю свою разрушительную силу, так и противники Церкви, желая ее подчинить себе, не хотят щадить епископов» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Ольга Ходаковская Скачать epub pdf Часть 2. Миссионерские труды. Урмийская православная миссия Он поставил… на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова. ( Еф. 4,11–13 ) Из истории миссии Труды Урмийской православной миссии были посвящены присоединению к Православию сирийских несториан. У истоков этого дела стоял первый епископ Туркестана Преосвященный Софония (Сокольский) 45 . Будучи на Туркестанской кафедре, епископ Софония написал и подготовил к печати книгу «Современный быт и литургия христиан инославных иаковитов и несториан с кратким очерком их иерархического состава, церковности, богослужения и всего, что принадлежит к отправлению их церковных служб, особенно же их литургии...». Книга эта родилась в результате его поездки в Закавказье, в места проживания сирийцев-несториан, и большой научной работы. Книга Преосвященного Софонии, изданная в Санкт-Петербурге в 70-е годы прошлого столетия, была хорошо известна в Миссии, в которую вновь назначенный сотрудник иеромонах Пимен прибыл в сентябре 1904 года. Идеалы миссионерства владели тогда сердцами многих служителей Русской Православной Церкви. Успешно продолжалась миссия в Японии святителя Николая (Касаткина) , архиепископа Японского. В Северной Америке ее возглавлял святитель Тихон (Белавин) , архиепископ Алеутский и Североамериканский, – будущий Патриарх-исповедник. Из прошлого Русской Церкви поднимались великаны миссионерского дела – преподобные Трифон Печенгский, Трифон Вятский, Симеон Верхотурский, Герман Аляскинский, святители Стефан Пермский, Иоанн Тобольский , Иннокентий Иркутский, Иннокентий Московский . Как бы обобщенный образ русского миссионера представлен в слове о великой миссии святителя Стефана Пермского, сказанном отцом Пименом в 1915 году в Перми: «Да, он облагодетельствовал страну Велико-Пермскую, связав ее узами веры и любви с Россией. Он установил правильные христианские отношения между отдельными зырянскими племенами, расположив одних к терпению, других к великодушию. Он обличал насильников, он ходатайствовал за угнетенных и бедных пред властями. Такими трудами своими он положил начало гражданской жизни первых насельников страны Пермской. Но как человек религиозный он не остановился только на начале своего общественного служения. До самой своей смерти он не переставал заботиться о стране Пермской... Мы любим добро, но наша любовь редко выказывается на деле, потому что мы боимся препятствий своим идеалам и предприятиям. Вот в таком-то колебании и полезна молитва святого Стефана за нас пред престолом Божиим…» 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010