Материалы, представленные в книге, свидетельствуют и о том, что политика Константинополя в отношении к обновленчеству не претерпевала изменений и при преемниках Мелетия IV вплоть до Фотия II (Маниатиса). Уже Гpuropuй VII (Зервудакис) в 1924 году именовал главу обновленческого Синода Евдокима (Мещерского) не только «митрополитом», но также «возлюбленным братом и сослужителем». Предусматривалось пригласить обновленцев и на «Вселенский Собор», о котором в то время много и громко вещали Вселенские же Патриархи, стремившиеся использовать его в целях утверждения собственной значимости. Авторы книги обращают внимание на шум, который по поводу «чаемого» события подняли тогда обновленцы. Объяснялось всё достаточно просто: обновленцы интересовали Фанар постольку, поскольку могли содействовать укреплению его, Фанара, позиций. Как справедливо указывает отец Александр Мазырин, «помогать обновленцам “направить Церковь в соответствии с измени­вшимся строем гражданской жизни” грекам был резон, только если бы этот новый “гражданский строй” в России действовал в их пользу, влияя на правительство Турции, а большевики с этим не спешили». В середине 1920-х годов (и даже позже) у Константинопольских Патриархов сохранялась надежда на то, что большевики повлияют на турецкие власти к выгоде Фанара. Сохранялся и их союз с обновленцами. В этой связи не может вызывать удивления и участие представителя Патриарха на обновленческом «Соборе» осенью 1925 года. Чем больше нестроений переживало Православие в России, тем активнее действовал представитель Константинополя, благодаря которому Фанар был в курсе русских церковных дел. Показательно, что Патриарх Василий III в октяб­ре 1925 года направил письмо главе украинских обновленцев — председателю «Украинского архиерейского Синода» Кир-Пимену (Пегову), в котором передавал благословение «иерархии и пастве». «Передаточным звеном» и переводчиком всех этих посланий был архимандрит Василий, который, по остроумному слову отца Александра Мазырина, к своим представительским функциям относился «творчески», отправляя опусы не только в церковные инстанции, но и во ВЦИК.

http://e-vestnik.ru/history/vremya_kak_s...

Материалы, представленные в книге, свидетельствуют и о том, что политика Константинополя в отношении к обновленчеству не претерпевала изменений и при преемниках Мелетия IV вплоть до Фотия II (Маниатиса). Уже Григорий VII (Зервудакис) в 1924 году именовал главу обновленческого Синода Евдокима (Мещерского) не только «митрополитом», но также «возлюбленным братом и сослужителем». Предусматривалось пригласить обновленцев и на «Вселенский Собор», о котором в то время много и громко вещали Вселенские же Патриархи, стремившиеся использовать его в целях утверждения собственной значимости. Авторы книги обращают внимание на шум, который по поводу «чаемого» события подняли тогда обновленцы. Объяснялось все достаточно просто: обновленцы интересовали Фанар постольку, поскольку могли содействовать укреплению его, Фанара, позиций. Как справедливо указывает отец Александр Мазырин, «помогать обновленцам " направить Церковь в соответствии с измени­вшимся строем гражданской жизни " грекам был резон, только если бы этот новый " гражданский строй " в России действовал в их пользу, влияя на правительство Турции, а большевики с этим не спешили». В середине 1920-х годов (и даже позже) у Константинопольских Патриархов сохранялась надежда на то, что большевики повлияют на турецкие власти к выгоде Фанара. Сохранялся и их союз с обновленцами. В этой связи не может вызывать удивления и участие представителя Патриарха на обновленческом «Соборе» осенью 1925 года. Чем больше нестроений переживало Православие в России, тем активнее действовал представитель Константинополя, благодаря которому Фанар был в курсе русских церковных дел. Показательно, что Патриарх Василий III в октяб­ре 1925 года направил письмо главе украинских обновленцев — председателю «Украинского архиерейского Синода» Кир-Пимену (Пегову), в котором передавал благословение «иерархии и пастве». «Передаточным звеном» и переводчиком всех этих посланий был архимандрит Василий, который, по остроумному слову отца Александра Мазырина, к своим представительским функциям относился «творчески», отправляя опусы не только в церковные инстанции, но и во ВЦИК.

http://patriarchia.ru/db/text/5321500.ht...

Оригиналы протоколов К. с., а также последовавшего за ним заседания Синода считаются утраченными. Неполная копия протоколов, принадлежавшая Подольскому и Брацлавскому архиеп. Пимену (Пегову ; в 1922-1935 в обновленчестве), была опубликована с сокращениями в обновленческом ж. «Голос Православной Украины» (1925, 3). Другим источником по К. с. является пастырское послание одного из участников собрания, Полтавского архиеп. Григория (Лисовского) . Сведения о К. с. содержатся также в следственных делах ряда укр. архиереев в архивах органов безопасности. Состоялось 3 заседания К. с. под председательством митр. Михаила, обязанности секретаря исполнял прот. Н. С. Гроссу . На 1-м заседании 2 сент. присутствовало 60 чел., на 2-м заседании 3 сент.- 79 чел. на 3-м заседании 4 сент.- 84 чел. Были заслушаны сообщения с мест о «положении церковной жизни и о назревших церковных реформах». На заключительном заседании большинство участников высказалось в пользу автокефалии Православной Церкви на Украине и выступило с пожеланием к Собору епископов Украины «в первом же своем заседании текущей сессии объявить, что Украинская Церковь отныне стала на путь автокефалии, и принять меры к закреплению этой автокефалии законно-каноническим путем». Решение о необходимости скорейшего провозглашения автокефалии во многом было связано с желанием духовенства и мирян Украины обезопасить себя от захватившего высшую церковную власть в Москве обновленческого ВЦУ. Также К. с. большинством голосов высказалось за «проведение в церковную жизнь широкой соборноправности» и «проведение украинизации богослужебного строя в церковной жизни, но без принуждения». Участники К. с. особо отметили, что «положение об автокефалии, соборноправности и украинизации богослужебного строя должны быть проведены в жизнь в самом непродолжительном времени». Большое внимание на К. с. было уделено обсуждению ситуации с «самосвятским» расколом, учиненным на Украине сторонниками Липковского, и с действиями обновленцев в Москве. Делегат свящ.

http://pravenc.ru/text/1684579.html

13-16 февр. 1923 г. укр. обновленцы провели в киевском в честь Покрова Пресвятой Богородицы женском монастыре т. н. 1-й Всеукраинский съезд духовенства и мирян. Одной из центральных тем съезда стал вопрос об автокефалии Церкви на Украине. Съезд принял резолюцию об автокефалии Украинской Церкви и образовал Всеукраинское высшее церковное управление (ВУВЦУ), в состав к-рого вошли 15 членов во главе с Киевским «митрополитом» Тихоном (Василевским). С мая 1925 г. руководство ВУВЦУ перешло к «митрополиту» Пимену (Пегову), ставшему бессменным руководителем укр. обновленцев вплоть до 1935 г. После завершения заседаний Всероссийского обновленческого собора, в окт. 1923 г., в Харькове состоялся собор обновленческих епископов Украины, делегаты к-рого вслед за российскими обновленцами приняли решение о преобразовании ВУВЦУ во Всеукраинский обновленческий синод (впосл. Священный Синод Украинской Православной Церкви) во главе с «митрополитом» Пименом (Пеговым). Члены собора вновь высказались за автокефалию Украинской Церкви. 17-27 мая 1925 г. в Харькове состоялся т. н. 2-й Всеукраинский Поместный собор, проходивший уже после кончины патриарха Тихона. Делегаты собора вновь подтвердили курс на автокефалию Церкви на Украине. Утвердив положение о епархиальном, викариальном и благочинническом управлении, делегаты приняли резолюцию о законности лишения сана патриарха Тихона, но не признали принятых в Москве решений о второбрачии духовенства и женатом епископате, о мон-рях и о григорианском календаре и не одобрили позиции московского собора 1923 г. относительно св. мощей. Это особенное отношение к церковным реформам было характерно для укр. обновленцев вплоть до прекращения существования раскола на Украине. 17-19 мая 1924 г. в Могилёве состоялись заседания т. н. 1-го Белорусского церковного собора с участием 42 делегатов из числа епископов, клириков и мирян. Собор определил образовать в Белоруссии автономную церковную область, состоящую под каноническим водительством московского обновленческого синода. Для управления автономной Белорусской Церковью был избран Синод Белорусской Церкви во главе с «митрополитом» Серафимом (Мещеряковым). 2-й Белорусский обновленческий собор состоялся в Могилёве 12-16 сент. 1925 г., после смерти патриарха Тихона. На соборе были подтверждены постановления Всероссийского собора 1923 г. и признано преждевременным введение в богослужение белорус. языка. 3-й (и последний) собор белорус. обновленцев состоялся в кон. мая 1926 г. Всероссийский обновленческий собор 1925 г.; О. в сер.- кон. 20-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2578065.html

В 1919-1920 гг. в Подолье все заметнее стали проявляться признаки раскола правосл. Церкви в связи со стремлением значительной части клириков к украинизации церковной жизни и к автокефалии правосл. Церкви в Украинской народной республике (УНР). Раскол усиливался в т. ч. вслед. политической нестабильности. В марте 1919 г. Директория и правительство УНР переместились в Винницу, с июня по нояб. 1919 г. центром УНР являлся Каменец-Подольский. Принятый 1 янв. 1919 г. Правительством УНР закон «О высшем управлении Украинской автокефальной православной церкви» санкционировал учреждение УАПЦ. В Подолье стали образовываться первые автокефалистские общины, в будущем составившие костяк УАПЦ. В нач. 1919 г. в Каменце прошло учредительное собрание местной ячейки Кирилло-Мефодиевского церк. братства (основано в 1917 в Киеве), занимавшегося «проблемами возрождения Украинской церкви». В Каменце членами братства стали автокефалистски настроенные прот. Евфимий Сецинский, священники Петр Табинский, Николай Крамаренко, ректор Каменец-Подольского укр. ун-та И. И. Огиенко (см. Иларион (Огиенко) ), декан образованного в дек. 1918 г. богословского фак-та Каменец-Подольского ун-та В. Беднов, смотритель Каменец-Подольского ДУ А. Неселовский и др. Возглавил братство проживавший в 1919-1920 гг. в Каменце член Директории В. Чеховский, один из идеологов автокефалистского движения. Под редакцией прот. Евфимия Сецинского эта группа издавала еженедельник «Украïнська церква». В сент. 1919 г. Огиенко был назначен министром вероисповеданий в правительстве С. Петлюры, после чего при его поддержке в Каменце сложилась инициативная группа по созданию УАПЦ. В нач. окт. 1919 г. эта группа обратилась к Подольскому еп. Пимену (Пегову) с просьбой передать ей Александро-Невский собор Каменца, но получила отказ, после чего 14 окт. под рук. прот. Евфимия Сецинского была образована «первая украинская парафия» в новооткрытой Николаевской ц. при Каменец-Подольском ун-те, где богослужения стали совершаться на укр. языке. Во время 1-й службы в этой церкви члены нового правительства Директории принесли присягу на верность укр. народу, тем самым продемонстрировав поддержку автокефалистского прихода.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

По мнению Архиерейского Синода, УАПЦ была не частью обновленческого раскола, а «самочинным сборищем», незаконно объявившим автокефалию. По причине того что УАПЦ не приняла новшеств, Патриарх Тихон пытался вести с ней переговоры через епископа (затем митрополита) Константина (Дьякова). Лишь после того как попытка договориться провалилась, Патриарх 5 января 1925 г. подписал свое «разъяснение», в котором распространил на иерархов УАПЦ действие послания от 15 июля 1922 г. о безблагодатности обновленческих таинств 854 . Епископ Серафим (Ляде) свидетельствовал, что в течение 1924 г. Патриарх Тихон угрожал прещениями Пимену (Пегову), но указ о запрещении передал ему только в начале января 1924 г. Таким образом, Архиерейский Синод РПЦЗ рассудил, что действия Патриарха Тихона в отношении архиепископа Пимена вступили в силу уже после хиротонии епископа Серафима. Принимая последнего в сущем сане, учли и тот факт, что он никогда не был воинственно настроен против Всероссийской Церкви. Наконец, Архиерейский Синод ссылался на Патриарший указ 166 от 22 ноября 1923 г., согласно которому священников и диаконов, рукоположенных в обновленчестве, можно принимать в сущем сане, если они: 1) готовы принести публичное покаяние; 2) приняли сан от архиереев старого поставления, не запрещенных и не лишенных сана; 3) не являются второбрачными и не вступили в брак после хиротонии. Согласно этому же патриаршему указу вопрос о принятии епископов, рукоположенных в обновленчестве, должен решаться Собором архиереев 855 . Столь мягкий подход к принятию епископа Серафима не означал, что отношение РПЦЗ к обновленцам в 1930-е гг. было терпимым. Как и в начале 1920-х гг., Архиерейский Синод РПЦЗ и впоследствии выступал с резким порицанием раскольников. Стараясь пресечь возможность признания обновленцев, митрополит Антоний обратился ко всем православным христианам с Окружным посланием, где предостерегал Поместные Церкви от общения с представителями этого раскола. Их руководство, согласно посланию, состоит из лишенных сана иерархов и «женатых мужчин, именующих себя епископами».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

67 Домов для мам создано Церковью, где тебе и твоему ребенку дадут все необходимое Когда мы там снимали, мой оператор недоумевал: «Неужели это все реально?! Я не брежу? Неужели такие места действительно существуют?» Я ему отвечала с радостью, что да, и благодаря конкретно нашей работе множество людей узнают об этом. Узнают, что такие дома существуют, и женщинам, попавшим в беду, есть куда пойти... – Да, мы тоже как-то писали про дома для мам, и про психолога Марину Антонову из подольского роддома. Получается, это реальный персонаж, который вошел в твой фильм? – Да, именно так. Диски с фильмом «Живи» мы какое-то время распространяли в Подольском роддоме, так я и познакомилась с Мариной. Мы о многом с ней говорили. Потом, уже во время съемок, она приезжала к нам на площадку, чтобы консультировать актрису Ирину Пегову, которая играла в фильме ее саму. Ведь есть вещи, которые знает только она, настоящая Марина Антонова. – Ирина Пегова ведь известная, востребованная актриса, а у вас малобюджетный проект. Скажи, она сразу согласилась на эту роль? – Да. Я помню, она прочитала сценарий и пишет мне в ночи: «Вещь важная, я согласна». – Наверное, это был какой-то новый опыт для Ирины, учитывая всю важность темы фильма? Как считаешь, у нее получилось? – Думаю, что да. Именно потому, что она не считала это проходной ролью. Я помню, как мы снимали одну ее сцену. Снимали в Подмосковье, в Апрелевке, а у Ирины в тот день была премьера в театре, и ей нужно было уехать в шесть. И мы не успевали снять. Ко мне по очереди подходят второй режиссер, ассистент по актерам: мол, Ирину отпускать надо, время. И вот я подхожу к ней, она посмотрела на часы: «Сцена важная, ее нельзя снять плохо. Снимай. Я по выделенке помчусь». Я ей: «А вдруг пробка, авария, еще что?» Она подумала и говорит: «Снимай. Это же важная сцена». – Расскажешь, что это была за сцена? – Разговор психолога с женщиной, которая потеряла ребенка. Сцена о смысле жизни. О любви. – Расскажи про других актеров – как они реагировали на сценарий?

http://pravoslavie.ru/129804.html

А в конце видеосюжета как раз эти подозрения и порождает, делая замечание: «В прессе озвучивались предположения, что я встречался с папой Франциском для передачи ему какой-то информации или для достижения неких тайных договоренностей или для каких-то иных политических целей. Я отвечаю всем, кого это интересует, – никакие вопросы, касающиеся двусторонних отношений между римско-католической церковью и Русской Православной Церковью не обсуждались. Никакие политические вопросы не обсуждались. Встреча носила характер личного общения между двумя старыми знакомыми». Вроде хотел пресечь досужие домыслы, ходящие в прессе об истинной цели его встречи с Понтификом, а наделе эти домыслы только подогрел. Специально или случайно? В это же время, когда начала вновь разгоняться тема «мирных инициатив Ватикана», основатель частной военной компании «Вагнер» Евгений Пригожин дал интервью журналисту Семёну Пегову (канал «WarGonzo»), опубликованному на «РНЛ» , в котором он заявил о намечающихся тревожных событиях. По его мнению, Вооруженные силы Украины в настоящее время уже готовы к контрнаступлению. По прогнозам главы ЧВК, украинская армия предпримет наступательные действия в срок до 15 мая. «Количество войск не уменьшилось, количество войск увеличивается. И увеличивается ежедневно», – отметил Пригожин. Он предположил, что ранее ВСУ «сдерживали плохие погодные условия и так называемые внутренние проблемы, в том числе вопросы личного состава, доставки западной военной техники и боеприпасов. Однако на данный момент на территории Украины идет активное перемещение транспорта и войск». Похоже, все разговоры Папы Франциска о мирном урегулировании российско-украинского конфликта не более, чем дымовая завеса. Пригожин прав, обществу пора просыпаться, и чем раньше это случится, тем меньшими будут жертвы нашей армии и тем ближе будет победа, после которой можно будет поговорить и о «мирных инициативах». Александр Писарев, публицист Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target=" " > Поделиться

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/01/sh...

Правитель, получив это письмо, тотчас выпустил юношу из тюрьмы [ 1416 ]. 18. Однажды значительное число старцев пришло к авве Пимену. Один из его родственников имел сына, у которого от действия болезни, причиненной диаволом, искривилось лицо и поворотилось назад. Отец отрока, увидев множество старцев, пришел с сыном к келлии старца и сидел вне ее, плача. Один из старцев случайно вышел из келлии, и увидев его, спросил: «О чем ты плачешь?» «Я — родственник аввы Пимена, — отвечал плакавший человек. — Видишь, какая напасть случилась с сыном моим! Я намеревался было привести его к старцу, но побоялся: потому что он даже не хочет видеть нас. И теперь, если узнает, что я здесь, то пошлет прогнать меня. Увидев, что вы собрались сюда, и я осмелился прийти. Авва! окажи мне милость, как знаешь: введи дитя с собою в келлию, и помолитесь о нем». Старец взял отрока, вошел с ним в келлию и совершил дело с благоразумием. Он не подвел отрока прямо к отцу Пимену, но начал с младших старцев, подводя к каждому из них и прося оградить крестным знамением. Когда все по порядку знаменовали его, тогда старец, подведя уже ко всем, после всех подвел и к авве Пимену. Авва не хотел допустить его к себе; но старцы начали просить, говоря: «Что сделали все, то сделай и ты». Тогда авва Пимен, вздохнув, встал и помолился, сказав: «Боже, исцели создание Твое, да не обладает им враг!» И знаменовал его крестным знамением. Отрок немедленно исцелился, и отдан отцу здоровым [ 1417 ]. 19. Поведал авва Иоанн: Пришли мы однажды из Сирии к авве Пимену, желая спросить его о нечувствии сердца. Старец не знал по-гречески, а переводчика в то время не случилось. Видя нашу печаль, старец внезапно начал говорить на греческом языке: «Вода по свойству своему мягка, а камень тверд; но если над камнем висит желоб, то вода, стекая по нем каплями на камень, мало-помалу пробивает камень. Так и Слово Божие мягко, а сердце наше жестко; но если человек часто слышит Слово Божие, то сердце его отверзается к принятию в себя страха Божия» [ 1418 ]. Последние две повести помещены здесь после тех повестей и изречений преподобного Пимена, в которых изображено умерщвление его в отношении к миру, долженствующее показаться странным плотскому мудрованию, и пред повестями и изречениями, преимущественно изображающими духовный подвиг преподобного Пимена. Великие благодатные дарования — достояние одних великих Отцов, вынаруженные в Пимене насилием обстоятельств, доказывают, как были Богу настроение, образ мыслей и жительство этого инока, — вместе служат свидетельством, сколько правилен и основателен был его духовный подвиг. Тем особенно важен этот подвиг, что он удобоприложим к жительству современных иноков, как был удобоприложим к жительству иноческому всех времен. Неоцененный подвиг! существенный подвиг! он сосредоточивает делание инока внутри его, и потому при всех разнообразных обстоятельствах и положениях может быть неотъемлемою собственностию инока.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Брат, увидев его, очень обрадовался неожиданному пришествию его. Отшельник сказал брату: «Окажи любовь, отведи меня к отцу Пимену». Брат взял его с собою и пошел с ним к старцу, которого предупредил о посетителе, сказав: «Это великий муж, очень любимый и очень почитаемый в стране своей. Я сказал ему о тебе, и он пришел, желая видеть тебя». Старец принял его с радостию, и по взаимном приветствии они сели. Посетитель начал говорить из Писания о предметах духовных и небесных. Но авва Пимен отвратил от него лицо свое и не отвечал ему. Тот, увидев, что старец не говорит с ним, огорчился, и вышедши из келлии, сказал приведшему его брату: «Напрасно совершил я такой дальний путь! я пришел к старцу, а он не хочет и говорить со мною». Брат взошел к отцу Пимену и сказал ему: «Авва! ради тебя пришел этот великий муж, пользующийся такою славою в своем месте: почему же ты не говоришь с ним?» Старец отвечал ему: «Он из высоких, и говорит о небесном, а я из нижних, и говорю о земном.    Если бы он начал говорить со мною о душевных недугах, то я отвечал бы ему; но он говорит о духовном, а я этого не знаю». Брат пошел к странному отцу и сказал ему: «Старец не любит говорить из Писания, но кто говорит с ним о страстях, тому он отвечает». Посетитель пришел в умиление, возвратился к старцу и сказал ему: «Авва! что делать мне? меня побеждают плотские вожделения».    Старец, обратясь к нему с радостным лицом, сказал: «Ныне благословенно твое пришествие! отверзи уста твои об этих предметах, и исполнись благ».    Отшельник, получив великое назидание, говорил: «Точно! это истинный путь». — Он возвратился в страну свою, благодаря Бога за то, что сподобился видеться с таким святым.    78. Сказал авва Пимен: «Что пользы — созидать домы для других, а свой разорить».    79. Сказал: «Что пользы — предпринять изучение художества, и не научиться ему?»    80. Брат сказал авве Пимену: «Я сделал великий грех, и хочу приносить покаяние в течении трех лет». Авва Пимен сказал ему: «Этого много».    Брат: «И так в течении одного года».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010