Митрополит Иоанникий (Кобзев). Пасхальное богослужение, Луганск. 13 января 2021 г. 18:00 Митрополит Иоанникий (Кобзев) 07.02.1938 — 17.10.2020 17 октября на 83-м году жизни после продолжительной болезни преставился ко Господу пребывающий на покое митрополит Иоанникий (Кобзев), многие годы управлявший Луганской епархией. Иван Яковлевич Кобзев родился 7 февраля 1938 года в селе Новоселовке Беленихинского района Белгородской области в благочестивой крестьянской семье. После школы Иван работал в строительстве и на железнодорожном транспорте. В 1962 году он окончил Одесскую духовную семинарию, а в 1966-м — Московскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословия. В ноябре 1964 года наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Пимен (Хмелевский) постриг Ивана в монашество с именем Иоанникий (в честь преподобного Иоанникия Великого) и вскоре рукоположил в сан иеродиакона. С 1966 по 1971 год отец Иоанникий нес послушание в Московской Патриархии при Патриархах Алексии (Симанском) и Пимене (Извекове). В 1969 году иеродиакон Иоанникий был рукоположен в иеромонахи, а через два года возведен в сан игумена. Тогда же отца Иоанникия направили преподавать в Одесской духовной семинарии, где он совмещал преподавание с послушанием эконома. В 1983 году отец Иоанникий был возведен в сан архимандрита, а через три года назначен настоятелем Свято-Покровского собора города Измаила и благочинным Измаильского округа. В ноябре 1988 года решением Священного Синода архимандрит Иоанникий был избран епископом Славянским, викарием Одесской епархии. С 1990 года владыка совершал архи-пастырское служение в Луганской епархии, в июне 2002 года был возведен в сан митрополита. За годы служения митрополита Иоанникия Луганская и Старобельская епархия сильно преобразилась. В ней появились сотни новых храмов, начали действовать шесть обителей: Андреевский мужской монастырь, Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, Ильинский мужской монастырь, Сергиевский мужской монастырь, Богородице-Рождественский женский монастырь и Скорбященский женский монастырь.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ Иоанникий (Кобзев), митр. Луганский и Алчевский. Фотография. 2010 г. Иоанникий (Кобзев), митр. Луганский и Алчевский. Фотография. 2010 г. (Кобзев Иван Яковлевич; род. 7.02.1938, с. Новосёловка Беленихинского р-на Курской обл.), митр. бывш. Луганский и Алчевский, настоятель Луганского Николо-Преображенского собора. Из крестьянской семьи. По окончании школы работал на производстве. В 1958-1960 гг. обучался в Киевской ДС, после ее закрытия в 1960-1962 гг.- в Одесской ДС. В 1962 г. поступил в МДА. В 1963 г. зачислен в братию Троице-Сергиевой лавры . Исполнял послушание при наместниках архим. Пимене (Хмелевском ; впосл. архиепископ), затем архим. Платоне (Лобанкове ; впосл. епископ). 16 нояб. 1964 г. архим. Пименом пострижен в монашество с именем Иоанникий в честь прп. Иоанникия Великого . 24 нояб. того же года рукоположен во диакона еп. Донатом (Щёголевым ; впосл. архиепископ). В 1966 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия за соч. «Преосвященный епископ Игнатий Брянчанинов и его нравственное мировоззрение». В 1966-1971 гг. нес послушание в Московской Патриархии у Патриархов Алексия I , затем Пимена . 7 апр. 1969 г. рукоположен во иерея. 18 июля 1971 г. в ТСЛ возведен в сан игумена. 25 авг. того же года назначен преподавателем Одесской ДС с определением в число братии одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . С 1975 г. был экономом в Одесской ДС. В 1983 г. возведен в сан архимандрита. 15 дек. 1986 г. назначен настоятелем Покровского собора г. Измаила и благочинным Измаильского окр., в это же время преподавал в семинарии. 13 дек. 1988 г. хиротонисан во епископа Славянского в Успенском кафедральном соборе Одессы. Назначен викарием Одесской епархии. 19 февр. 1990 г. определением Свящ. Синода РПЦ назначен епископом новообразованной Донецкой и Ворошиловградской епархии. 7 мая титул изменен на «епископ Донецкий и Луганский». С 7 сент. 1991 г. в связи с разделением епархии титул изменен на «епископ Луганский и Старобельский». 7 апр. 1993 г. возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. 19 июня 2002 г. возведен в сан митрополита. 31 мая 2007 г. решением Синода УПЦ Луганская и Старобельская епархия была разделена на Луганскую и Алчевскую, Северодонецкую и Старобельскую епархии. И. возглавил Луганскую и Алчевскую епархию. Назначен постоянным членом Синода УПЦ.

http://pravenc.ru/text/577972.html

«Подготовка Корина к основной картине выражается в сотне эскизов, натурщиками для которых служат махровые изуверы, сохранившиеся в Москве остатки духовенства, аристократических фамилий, купечества и т.д. Так, например, среди натурщиков Корина имеется человек, окончивший два высших учебных заведения и в 1932 году постригшийся в монахи. Корину позируют бывшие княгини, ныне ставшие монахинями, попы всех рангов и положений, протодьяконы, юродивые и прочие подонки... Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успеха... Прошу Вашего указания по этому вопросу». Упокой, Господи, душу раба Твоего Павла во Царствии Твоем, и за мужественное сердце его даруй ему удел среди тех героев веры, живописные иконы коих, открывающие тайны Промысла Твоего, он создал в ободрение сердец и в воскрешение веры! Быть может, забегая вперед в своих воспоминаниях о Патриархе Пимене и о его сподвижниках, мне хотелось бы с особой молитвенной теплотой помянуть Высокопреосвященного Питирима (Нечаева), митрополита Волоколамского и Юрьевского, молитва об упокоении и вечная память коего не покидают моего сердца. Известный своей наблюдательностью и высоким даром осмысления времени — не только своей современности, но и многих предшествовавших веков, — владыка Питирим в своей одноименной книге «Русь уходящая» описал случай, произошедший в 1954 году. Напомню, что к тому времени самой картины еще не было, автор создал окончательный эскиз лишь пять лет спустя. «В Академии художеств была выставка Корина. Были выставлены подлинники его полотен " Русь уходящая " . Патриарх сказал: " Сейчас много народу, так что вы сходите, посмотрите, а потом, когда закроется, я тоже схожу. А пока вы мне все расскажете " . Он, действительно, очень хотел посмотреть. И мы пошли. Леня Остапов был еще в мирском, я — в рясе, а у Пимена (архимандрит Пимен (Хмелевский) — М.Ф.) был уже крест. Ходим мы, смотрим, а за нами — целый хвост народу: " Вон, «Уходящая Русь» ходит! " — слышится за спиной. Потом мы спускаемся по лестнице: " Ну, «Уходящая Русь» уходит! " Мы надеваем рясы в гардеробе, а там с балкона смотрят: " «Уходящая Русь» совсем ушла! " Тут Пимен поднимает голову и громко говорит: " А мы еще вернемся! " ».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1227643...

-Зачем тогда было что-то еще заимствовать? -О заимствовании здесь речь все-таки не идет. Собственно от пассии как некоего театрализованного действа в нашем богослужении ничего нет. Разве что название, которое употребляется для великопостной воскресной вечерни с чтением акафиста Божественным Страстям Христовым и Евангелия. На Руси понятие «пассия» было известно людям только там, где Православие и католицизм соседствовали - в юго-западных приграничных областях, теперь уже Украины . Хотя соседством это трудно назвать - скорее, борьбой. Пассию служили униаты - католики восточного обряда, с которыми православные жили бок о бок, да и сейчас живут. Некоторые элементы пассии стали проникать в православное богослужение. В XVII веке митрополит Киевский Петр (Могила) составил чин, входящий в состав малого повечерия, который можно назвать православной альтернативой пассии. Это было чтение Страстного Евангелия по одному из евангелистов, перед которым пелась стихира «Тебе одеющагося», взятая из богослужения Великой Пятницы, а после - стихира «Приидите, ублажим Иосифа», тоже из последования Великого Пятка. На каждой такой службе обязательно произносилась проповедь, потому что важно было преподать людям православное учение об искупительной жертве Спасителя. Что же касается акафиста Страстям Христовым, это изначально униатский акафист, который в XIX веке переработал святитель Иннокентий Херсонский, и догматическая сторона была приведена в соответствие с православным вероучением. Он же объединил акафист Страстям Христовым и чтение Страстного Евангелия в один чин. В Саратове при архиепископе Пимене (Хмелевском) служили великопостную воскресную вечерню еще без чтения акафиста Страстям Христовым, только с пением стихир и чтением Евангелия. -А почему это акафист? Мы ведь в акафистах обычно поем многократно «радуйся», это легкий жанр, светлый, умилительный. А здесь - крест, точка наивысшего напряжения... -Чем этот акафист действительно необычен, так это наличием поучительной составляющей. Обычно идет просто прославление святого или события, а здесь говорится не только о страданиях Иисуса Христа, но и о том, как мы должны их воспринять и как это восприятие должно отра­зиться на нас в духовном плане, что подготавливает нас к слушанию Евангелия. «Иисусе, по главе тростию ударенный, преклони во смирение главу мою;//Иисусе, светлая Твоя очеса кровию омраченная имевый, отврати очи моя, еже не видети суеты...» И здесь можно провести аналогию с Великим покаянным каноном Андрея Критского, где через образы из Священного Писания дается нам назидание, обращенное к нашей душе.

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/13/pas...

Во время обучения отец Пимен служил священником Успенского храма в бывшем Новодевичьем монастыре города Москвы, а во время каникул — в Свято-Иульевской (в 1951 г.) и Свято-Андреевской (в 1952 г.) церквах города Борисова Минской области. С 18 сентября 1952 по 1953 год иеромонах Пимен был благочин­ным академического и семинарского духовенства. Как лучший выпуск­ник, из окончивших академию, он был оставлен профессорским сти­пендиатом по кафедре нравственного богословия. Вместе с тем он должен был подготовить стипендиатский отчет на тему: «Христиан­ское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епис­копа Игнатия (Брянчанинова)». С 1953 по 1955 год иеромонах Пимен служил священником Крес­товой патриаршей церкви в Моск­ве, архивариусом Патриархии и с 1 августа 1953 года преподавал катихизис в Московской духов­ной семинарии. Митрополит Питирим Неча­ев (1926–2003) в своих воспомина­ниях об отце Пимене пишет: «Это был очень остроумный, очень инте­ресный человек. Ему принадлежит одна из замечательных острот. Это было, наверное, году в 1954-м, не позже. В Академии художеств была выс­тавка Корина. Были выставлены подлинники его полотен " Русь уходящая " . Патриарх сказал: " Сейчас много народу, так что вы сходите, посмотрите, а потом, когда закроет­ся, я тоже схожу. А пока вы мне все расскажете " . Он действительно очень хотел посмотреть. И мы пошли. Леня Останов был еще в мир­ском, я — в рясе, а у Пимена был уже крест. Ходим мы, смотрим, а за нами — целый хвост народу: " Вон, Уходящая Русь ходит! " — слышит­ся за спиной. Потом мы спускаемся по лестнице: " Ну, Уходящая Русь уходит! " . Мы надеваем рясы в гардеробе, а там с балкона смотрят: " Уходящая Русь совсем ушла! " . Тут Пимен поднимает голову и гром­ко говорит: " А мы еще вернемся! " В ответ раздался несмолкаемый хо­хот и аплодисменты. При Патриархе на Рождество и на Пасху выходил домашний журнал, и каждый должен был писать статью. Когда патриарх возвра­щался со службы и садился за стол разговляться, слева от него лежал новый выпуск журнала. Надо сказать, что подготовка этого номера была делом довольно мучительным: Рождество — последние отметки учащихся, отчеты учащих. Все делалось наспех. Леня, выпускающий редактор, торопил, Марья Петровна, машинистка, жаловалась: " Ну, как же? Опять ночью печатать? Опять я на службу не пойду? " Но, тем не менее, каждый праздник свежий номер журнала лежал на столе. Однажды отец Пимен так и не успел написать ста­тью. Однако в журнале статья его все же была. Она называлась: " По­чему я не написал статью? " . Это было, наверное, самое увлекатель­ное из всего того, что там было. Там описывались все события лавр­ской жизни.

http://pravoslavie.ru/32230.html

После Крапивны меня перевели в поселок Кочаки, в Никольский храм. Там я впервые стал получать зарплату. Легче жить стало, и мы с супругой тогда и дом купили, и детишки у нас уже пошли. В общем, обживались, но я все время просился в Саратов, тосковал по родным местам, и вот уже при владыке Пимене (Хмелевском), кажется, в 1964 году, приехал в Саратов. «Живу хорошо, пенсии хватает…» Продали дом свой в Туле, купили приземистый домишко в Саратове на Посадского, он и сейчас там стоит. Радовались мы переезду, по Волге соскучились. Раньше много пароходов ходило по реке. Мы, бывало, семьей возьмем билет и до Астрахани прокатимся, посмотрим кремль астраханский: храмы, красота! Часто на прогулки такие ездили. Служить меня владыка Пимен сразу в Троицкий взял. Потом был Духосошественский храм. Дополнительно я работал в канцелярии владыки помощником секретаря. Секретарем епархиального управления был настоятель Троицкого собора протоиерей Василий Байчик. У него совершенно не было выходных дней, такая загруженность была. И вот я его замещал, чтоб он хоть иногда мог отдохнуть. Еще я иногда подпевал в хоре, нравилось мне очень. Исполнял басовую партию, у меня неплохой бас оказался. Сестра моего отчима тетя Нина была талантливым музыкантом, и голос хорошо ставила, к ней даже протодиакон соборный ходил заниматься, вот она-то мне голос и поставила. Дети наши выросли. И как-то друг за другом прибрал Господь всех моих женщин — сначала бабушка умерла, потом супруга, а следом дочка, непонятно от какой болезни. После Духосошественского храма я служил и в других храмах, но более всего по времени в храме во имя Серафима Саровского, где и сейчас бываю, некоторые прихожане меня еще с тех времен помнят. Вот так моя жизнь и пролетела. Живем теперь вдвоем с сыном. У него в личной жизни не сложилось, семьи нет. Живу хорошо, пенсии мне хватает — едок я маленький, да и от храма помогают. Я многим интересуюсь - живописью, историей, изучаю сейчас всю историю о пророке Данииле, когда-то я бывал в Самарканде у его гробницы. Вот молюсь Богу, чтобы дал мне прожить как пророку Даниилу, 90 лет. Больше мне и не надо, хотя… попутешествовать бы еще, сколько сейчас храмов вокруг, мест святых, да здоровье не то уже…

http://pravoslavie.ru/87258.html

Наибольшие опасения у автора доклада вызывает третья группа, о которой он пишет так: «Это та часть епископата, у которой в разное время проявлялись и проявляются попытки обойти законы о культах, некоторые из них религиозно консервативны, другие способны на фальсификацию положения в епархиях и сложившихся отношений к ним органов власти, у третьих – замечены попытки подкупа уполномоченных и клеветы на них и на должностных лиц местных органов власти» 640 . В первую группу включено 17 епископов, во вторую – 23 и в третью – 17 архиереев. В третью, наиболее опасную с точки зрения Совета по делам религий, группу архиереев, своего рода «черный список», попали митрополит Львовский Николай (Юрик), архиепископы Иркутский Владимир (Котляров), Чебоксарский Вениамин (Новицкий), Житомирский Палладий (Каминский), Архангельский Никон (Фомичев), Калужский Донат (Щеголев), Горьковский Флавиан (Дмитриюк), Уфимский Феодосий (Погорский), Владимирский Николай (Кутепов), епископы Астраханский Михаил (Мудьюгин) , Саратовский Пимен (Хмелевский), Кировоградский Дамаскин (Бодрый), Курский Хризостом (Мартишкин), Ростовский Иоасаф (Овсянников), Куйбышевский Иоанн (Снычев). В значительной мере распределение архиереев по группам в докладе Фурова носит случайный характер, и не следует, как это обычно делается в зарубежных публикациях, посвященных Русской Церкви, в этой «классификации» видеть в одних случаях свидетельство об исповедничестве (3 группа), в других – улику, обличающую переход на сторону противника. Всю неосновательность подобных заключений обнаруживает то обстоятельство, что митрополит Алмаатинский Иосиф (Чернов), исповедник, многолетний узник ГУЛАГа, архипастырь святой жизни и замечательный проповедник, привлекший в ограду Церкви множество лиц, воспитанных в атеистических семьях, пользовавшийся необычайной любовью своей паствы, оказался в документе Фурова в группе самых лояльных советской власти архиереев. Ни один из постоянных членов Синода не был включен в 3 группу – это было бы признанием в провале кадровой политики Совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

После празднования юбилея наметившиеся ранее перемены во взаимоотношениях Церкви и государства приобретают реальные черты; Церкви повсеместно возвращаются отнятые у нее и разоренные храмы. Конечно, не обходилось без препятствий, но теперь эти препятствия действительно исходили не от Кремля, а были следствием либо закоренелой ненависти коммунистов, либо чиновничьей лени и нежелания хлопотать об устроении выводимых из храмов складов, контор, лабораторий, фабрик, жилых квартир в другие, более приспособленные для этого помещения. Особенные сложности возникали, если храмы занимали музеи, библиотеки или архивы. За 5 первых месяцев 1988 г. открыто было более 60 храмов, а в оставшиеся месяцы года Церкви возвратили около 1000 храмов; при этом большая их часть приходится на Украину, на территории Российской Федерации в 1988 г. было зарегистрировано только 176 новых приходов. Процесс восстановления приходов продолжался и в 1989 г., причем с ускорением, так что в РСФСР на 1 января 1990 г. действовало уже 3120 православных приходов; общее же число приходов Русской Православной Церкви к этому времени превысило 11 000. В 1988–1989 гг. были замещены правящими архиереями кафедры, не имевшие епископов в течение десятилетий: Ижевская, Хабаровская, Ульяновская, Челябинская, Сумская, учреждена была новая – Тернопольская епархия, выделенная из Львовской. После празднования юбилея до конца 1989 г. возобновлено было 29 новых монастырей в Московской, Рязанской, Курской, Кишиневской и Львовской епархиях. Новый устав об управлении Русской Православной Церковью и, главное, новый характер взаимоотношений между Церковью и государством дал возможность архипастырям и пастырям заняться удалением из приходских советов лиц, которые были включены в них уполномоченными для подрыва и разрушения церковной жизни. Так, архиепископ Саратовский Пимен (Хмелевский) в интервью «Московскому церковному вестнику» рассказывал о том, что представляли собой старосты прежних лет и как ему удавалось избавить приходы своей епархии от некоторых из них: «Достоинств у старого «Положения» не было. Главный же из недостатков состоял в том, что приходские советы делались практически независимыми от иерархии и в них могли проникать люди не только неверующие, но и вообще недостойные, а настоятель и даже архиерей, ничего не могли с ними поделать» 674 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Радуйся, Священное Писание, еще отрок сый, читати возлюбивый, Радуйся, Алфавит Духовный изучая, заповеди Божии познавый. Радуйся, Пимене, теплый о нас пред Богом молитвенниче . Кондак 2. Видя множество страстей от диавола, борющих тя, преподобне Пимене, возопил еси ко Господу и, получив благодатную помощь, Тому воспел еси: Аллилуиа . Икос 2. Разум Божий желая хотя отчасти уразумети, преподобне Пимене, Священное Писание усердно читал еси еще юн сый и в старости маститей, сего ради Бог искомому тя приобщи. Мы же, свое невежество разумеюще, глаголем ти: Радуйся, во отрочестве старцем Божиим во благочестии наставленный, Радуйся, от юности навыкнувый богоугодному добронравию; Радуйся, Феофана Новоезерскаго и Льва Оптинскаго зрети и слушати сподобльшийся. Радуйся, блаженнаго Николая Вологодскаго предречения удостоивыйся. Радуйся, к Антонию Радонежскому совет имевый, Радуйся, святителя Филарета Московскаго благословение на устроение общежития исполнивый. Радуйся, Пимене, теплый о нас пред Богом молитвенниче . Кондак 3. Силою Бога Всевышняго, всельшеюся в тя, преподобне Пимене, возлюбил еси ближних и явился еси алчущим питатель, нищим и сирым защитник, недугующим помощник, поя Подателю всех благ Богу: Аллилуиа . Икос 3. Имея искреннее послушание ко святителю Филарету, преподобне Пимене, Угрешскую обитель обновил еси и яко иную Лавру соделал еси, сего ради мы благодарственно поем ти: Радуйся, прибыв в Угрешскую обитель, ангельское пение услышавый, Радуйся, сие пение, яко благодать, до кончины в сердце сохранивый. Радуйся, монашеское общежитие во Угрешстей обители учредивый, Радуйся, сие, яко наилучший путь ко спасению, прославивый. Радуйся, видением птиц велиих, на Угрешу летящих, обрадованный, Радуйся, сие видение, яко знамение благоволения Божия, приявый. Радуйся, Пимене, теплый о нас пред Богом молитвенниче . Кондак 4. Буря недоумения смущает ми ум, како по достоянию воспети труды твоя, преподобне отче Пимене, имиже трудился еси во славу Единаго Истиннаго Бога. Емуже мы со ангелы воспеваем: Аллилуиа .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ольга 30 августа 2017, 15:53 Слава Богу, что был такой человек- Преподобный Пимен Угрешский! Лариса 30 августа 2017, 13:28 Преподобный Пимен! Прошу тебя умоли Господа нашего Иисуса Христа, чтобы утешил меня спокойствием душевным и утвердил ко благу все желания мои. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Наталья 30 августа 2017, 08:45 Спаси Вас Господь за труд и ясные мысли, Роман. Преподобный Отче Пимене! Научи нас молиться, как ты молился, и любить Господа р Церковь Его, как ты любил! Научи ничего не стянуть, а искать только детской веры и детского послушаниОтцу Олег Гринев 26 августа 2017, 20:23 ... и помяни Господи высокопреосвященнейшего Вениамина митрополита Оренбургского и Саракташского приложившего силы и старания к прославлению имени преподобного Пимена... Виктор 30 августа 2016, 18:28 Преподобный отче Пимене моли Бога за нас! Анна 30 августа 2016, 15:10 Не лезь с непрошенными советами? Это как Каин: " я что, сторож ему " ? Усердствовать ясное дело не надо, но звучит, как призыв к полному безразличию к судьбе ближнего. Не хочу никого обидеть, вероятно просто чего-то не понимаю. тамара 30 августа 2016, 10:13 Спаси Вас Бог Роман за такие тихие статьи,но они так много для нас значат!!!!Прочитала о Пимене Угрешском ,и так захотелось побывать в монастыре,поклониться его святым мощам. Сподоби,Господи.Роман,а Ваши статьи с превеликим удовольствием читаю и пересылаю моим друзья. Святой отче Пимене,моли Бога о нас грешных.Р.Б.Ирине----а кто Вам мешает найти жизнеописание святого Пимена и прочесть??? Прости ,Господи, меня грешную. Елена 29 августа 2016, 21:30 Спасибо автору за статью. Поучительно. Преподобне отче Пимен, моли Бога о нас грешных. Фаина 29 августа 2016, 08:10 Святой преподобный Пимен Угрешский! Молюсь тебе о ребенке моем Андрее! Помоги нам, испроси у Господа для Андрея доброго нрава, здравия душевного и телесного, успехов в учебе, любви к Богу и ближним! Аминь! Ирина 31 августа 2015, 14:30 Случилось быть у Его мощей в Николо-Угрешском монастыре несколько раз. Ощутила живое(!) и деятельное утешение душе, подобно Оптинским старцам. Молитву. С тех пор всегда помню день Его памяти.

http://pravoslavie.ru/63717.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010