Русская Православная Церковь ХХ век 19 июня Патриарх Тихон 1923 год – Антирелигиозный комитет (АРК) рассмотрела заявление и послание Святейшего Патриарха Тихона. При этом было принято следующее решение: «1) Заявление Тихона, адресованное в Верховный суд, размножить и срочно разослать всем членам Политбюро для ознакомления; 2) В воззвании к верующим внести некоторые поправки; 3) Независимо от этих двух обращений Тихон должен написать третье обращение, в котором не касаясь “обновленцев” высказать следующее: а) Признание своего преступления против Соввласти и Трудящихся России; б) осуждение действий Антония Храповицкого и др.; в) О том, что Мелентий ставленник Англии и т. д.; г) Резко высказаться против Польского правительства, русских и иностранных белогвардейцев, которые якобы его толкнули на преступления против Соввласти; д) О введении в церковном мире новой орфографии; 4) Все это поручить провести тов. Тучкову в пятидневный срок и доложить на следующем заседании комиссии; 5) Изменение меры пресечения Тихону комиссия считает возможным». 1924 год – Проходил Харьковский епархиальный обновленческий съезд (19–20 июня). На съезд прибыло 106 депутатов. Подавляющим большинством голосов съезд избрал на Харьковскую кафедру «митрополита» Пимена (Пегова) с титулом «Слободско-Украинский и Харьковский». 1925 год – Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ дело в отношении Святейшего Патриарха Тихона ввиду его смерти было прекращено и сдано в архив. 1979 год – В Русской Свято-Пантелеимоновой обители на Святой Горе Афон в связи с выездом на Родину бывшего игумена схиархимандрита Авеля (Македонова) совершилось избрание  игуменом архимандрита Иеремии (Алехина). 1992 год – В ночь на 19 июня совершено нападение на Киево-Печерскую Лавру с целью ее захвата. Налетчики, взломав дверь корпуса наместника монастыря, захватили архимандрита Питирима и епископа Донецкого Иннокентия. Организатором этой террористической акции являлся б. митрополит Филарет. Совершители разбойного действия (по заключению начальника Печерского РОВД Б. Школьного) – члены организации «Украинская национальная самооборона». 1992 год – Святейший Патриарх Алексий II посетил посольство России в Афинах. Патриарх имел встречу с послом В. Д. Николаенко и представителями российской колонии в Греции. 19 июня 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5487.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАКИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Карталинской и Кахетинской (1905-1919), Ставропольской и Владикавказской (1994-1998) епархий. 1. Б. в. Карталинской и Кахетинской епархии было учреждено 19 мая 1905 г. в составе Грузинского Экзархата РПЦ для управления правосл. приходами на территории Бакинской и Елизаветпольской губерний (совр. Азербайджан). Создание Б. в. было вызвано активным притоком рабочей силы из России на бурно развивавшиеся промышленные и нефтедобывающие предприятия Баку (к 1913 в Баку жили ок. 77 тыс. православных - столько же, сколько и мусульман). К нач. XX в. на территории Азербайджана существовали правосл. храмы: в Баку - 5, в Елизаветполе (совр. Гянджа) - 2, в Шемахе - 1. Однако укреплению Православия в регионе противодействовали различные политические течения левого толка - в нач. XX в. Баку, превратившийся в промышленный центр, стал одним из очагов революционного движения в Российской империи. 19 мая 1905 г. на Б. в. был назначен Никандр (Феноменов) , однако хиротония его во епископа Бакинского не состоялась, поскольку 2 июня того же года он был переведен на Кинешемское вик-ство Костромской епархии. В годы первой рус. революции епископы на Б. в. не назначались. 9 мая 1907 г. во епископа Бакинского был хиротонисан Григорий (Вахнин), управлявший вик-ством до 31 дек. 1910 г. 13 февр. 1911 г. состоялась хиротония нового Бакинского архиерея - еп. Пимена (Пегова) . 13 дек. 1912 г. еп. Пимен был переведен на Ереванскую кафедру, Б. в. (до нояб. 1917) управлял еп. Григорий (Яцковский) . После провозглашения Грузинской Церковью автокефалии Б. в. в 1919 г. было преобразовано в Прикаспийскую и Бакинскую епархию в составе РПЦ (см. Бакинская и Прикаспийская епархия ), территория к-рой в 1934 г. вошла в состав Ставропольской епархии. 2. Титулярное Б. в. Ставропольской епархии было учреждено в 1994 г. 26 февр. 1994 г. архиеп. Бакинским, ректором Ставропольской ДС назначен Валентин (Мищук) , 18 июля следующего года уволенный на покой. В 1995-1998 гг. Б. в. не замещалось. 28 дек. 1998 г. была учреждена Бакинская и Прикаспийская епархия. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 2, 6; Колесников Л. Ф. Государственная политика в отношении религии и верующих в Азербайджанской Республике//Независимый Азербайджан: Новые ориентиры. М., 2000. С. 203, 208-209. (Сб. РИСИ; Т. 1). Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77394.html

1826 Вторая дата – дата кончины (представление викария Подольской епархии епископа Балтского Пимена (Пегова) Св. Патриарху Тихону – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 141, л. 3). 1828 Правящий архиерей, а не временно управляющий, как иногда именуется (см. Приложение 6. С. 866). Архиепископ с 1921 г. Уклонился в обновленческий раскол, где проявил себя неоднозначно. С одной стороны – «сделал карьеру»: возвысился до «митрополита Киевского и всея Украины», с другой стороны – восстановил в своей «митрополии» монашество и отменил второбрачие белого духовенства. 1829 Назначен 15(28)03.1922 на викарную Ушицкую кафедру (см.). В 1922 г. совратился в обновленческий раскол, где впоследствии и скончался в отчуждении от Церкви. 1830 Вторая дата – дата ареста в Москве, куда он был выслан еще в 1924 г. Должен был вернуться на кафедру, но не успел. Затем на 3 года заключен в СЛОН, после в ссылках в Ямало-Ненецкой АО и в Туркестане. Скончался 07(20)12.1932 по прибытии на очередное место ссыльного поселения (с. Сузак в Казахстане) от полученных по дороге сильных ожогов. Память – 17.11. 1833 По МИС Топография... С. 238, 23.10(05.11)1932 – 01.1933 епархией управлял Александр Раевский, епископ Каменский, викарий Ростовской епархии.. 1834 Бывший, удаленный за штат обновленческий «митрополит Киевский и всея Украины». По принесении покаяния воссоединен в сущем сане, т. е. в сане архиепископа на прежней кафедре. Вскоре арестован за «связь с иностранцами». Скончался в тюрьме г. Купянска Харьковской области. Называемая часто дата кончины – 1942 г. – маловероятна, поскольку в это время Правобережная Украина уже была оккупирована (сомнительно, чтобы немцы оставили в тюрьме архиерея, тогда это было им политически не выгодно). 1835 Из наместников Почаевской Свято-Успенской Лавры. Поставлен в Москве. После убийства митрополита Алексия (Громадского) возглавил временную Украинскую церковную автономию, верную Московскому Патриархату (временно исполняющий обязанности Экзарха Украины в 1943–1944 гг.). Был арестован при наступлении советских войск. Скончался в заключении в Омске. Точная дата кончины неизвестна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. дважды вызывался в С.-Петербург для участия в заседаниях Святейшего Синода, был призван также к участию в трудах Предсоборного присутствия. В 1907 г. по поручению Синода выполнил ревизию Владикавказского ЕУ, в 1909 г.- ревизию Екатеринославской епархии. 7 дек. 1909 г. И. был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии, членом Синода. Назначение на Кавказ состоялось в трудное время - после убийства в 1908 г. экзарха архиеп. Никона (Софийского) активизировалась борьба за автокефалию Грузинской Церкви. Прощаясь с тамбовской паствой, И. признавался: «При известии о новом предстоящем труде... встало в сердце тревожное опасение, не найти бы и мне там на далекой чужбине своей могилы» (Там же. 1910. 5. С. 182). 25 янв. 1910 г. в Сионском соборе Тифлиса ( Тбилисском Сиони ) И. призвал клириков и паству к единству, напомнил, что «и грузин, и русский, и грек, и мингрелец - все братья во Христе» (Там же. 6. С. 226-227). Возглавив Грузинский Экзархат, И. снискал доверие населения, «внес в службу и брожение паствы умиротворение и порядок», пользовался всесторонней поддержкой наместника Кавказа гр. И. И. Воронцова-Дашкова. Одновременно И. управлял мон-рем Марткопи . 13 февр. 1911 г. совершил хиротонию ректора Тифлисской ДС архим. Пимена (Пегова) во епископа Бакинского, викария Карталинской епархии. В новом здании Тифлисского реального училища И. освятил ц. во имя свт. Иоанна Златоуста (1912). По поручению И. при женских монастырях в Бодбе, Самтавро, Мамкоди были организованы курсы по подготовке сестер милосердия. С той же целью в Тифлисе учреждено братство св. Надежды (1912). Почетный член МДА (с 1911), КазДА (с 1912), действительный член Церковно-благотворительного общества памяти прот. св. прав. Иоанна Кронштадтского. Награжден панагией с драгоценными камнями (1903), бриллиантовым крестом для ношения на клобуке (1910). Скончался от паралича сердца в столичном доме Духовного ведомства. В день смерти приобщился Св. Таин. Погребен, согласно завещанию, на братском Никольском кладбище Александро-Невской лавры, рядом с могилой митр. Антония (Вадковского).

http://pravenc.ru/text/389649.html

Исполненные самых радужных надежд на успех, украинские обновленцы готовились к собору. Уже в апреле 1925 г. «синод» обращается к временно управлявшему Харьковской епархией епископу Сумскому Константину (Дьякову) с призывом принять участие в соборе. Во время переговоров с делегацией обновленцев во главе с Киевским лжемитрополитом Иннокентием епископ Константин заявил, что намеченное совещание должно называться не собором, а съездом, тогда он будет в нем участвовать. Он не может присутствовать на соборе без благословения патриаршего Местоблюстителя. Для прекращения раскола нужно, чтобы Украинский синод публично осудил живоцерковников и обновленческий синод в Москве, вошел в общение с патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром и снял с тихоновцев нелепые, клеветнические обвинения в контрреволюционности и одобрении Карловацкого собора. Делегация отказалась принять эти условия, и епископ Константин на так называемый собор не явился. 17 мая в Харькове открылся лжесобор. Его председателем избрали лжемитрополита Пимена (Пегова), в заседаниях участвовало 34 епископа, 88 священников и 86 мирян. По докладу профессора Покровского 202 голосами против 6 при 7 воздержавшихся приняли решение об автокефалии Украинской Церкви. По обстоятельствам времени эта независимость Украинской Церкви от оголтелого обновленческого синода в Москве способствовала укреплению здоровых начал среди вовлеченных в раскол украинских церковных деятелей и простых мирян. Вместе с тем собор высказался за скорейшую украинизацию богослужения, которая насильственно навязывалась приходам. Принята была и особая резолюция о Московском соборе обновленцев 1923 г. В ней говорилось, что, поскольку Украинская Церковь автокефальна, она могла бы и не критиковать Поместные Соборы другой Церкви, но из-за тесной связи с Русской Православной Церковью считает целесообразным дать оценку некоторым из постановлений этого собора. Итак, в резолюции записано, что собор поддерживает осуждение церковно-политической идеологии «тихоновщины» и признает Советскую власть. Приговор собора по делу бывшего Патриарха Тихона справедлив, но, учитывая раскаяние Патриарха, надо просить ближайший всероссийский собор о пересмотре приговора. Необходимо отложить проведение в жизнь постановлений о допустимости женатого епископата и второбрачия священников. Решение о введении нового календаря в принципе было правильным, но, учитывая настроения верующих, исполнение его следует отложить. Определение обновленческого собора о мощах и монастырях необходимо пересмотреть, а суждения собора о церковных реформах и сохранении верности православию признаны были правильными. Наименования «Живая церковь », «Церковное возрождение» и Содац, содержащиеся в деяниях собора, нужно изъять из употребления, программы этих группировок считать частным делом их руководителей и участников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

После оккупации большей части Украины нем. войсками, в кон. сент. 1941 г., в Киеве была восстановлена Всеукраинская православная церковная рада, к-рая обратилась к Варшавскому митр. Дионисию (Валединскому) с просьбой возглавить укр. автокефальную Церковь и послать в вост. «освобожденные» (т. е. оккупированные немцами) области епископов. Митр. Дионисий назначил в кон. 1941 г. главой УАПЦ Луцкого еп. Поликарпа (Сикорского) с титулом «администратора АУПЦ на освобожденных землях Украины». Одновременно в Почаевской лавре состоялось совещание епископов, не желавших порывать отношения с Москвой, 25 нояб. 1941 г. архиеп. Алексий (Громадский) был избран экзархом автономной УПЦ в составе РПЦ. В это же время Б. удалось получить разрешение оккупантов на управление Церковью на территории Левобережной Украины. С т. зр. нем. администрации, Б. представлял ту же церковную орг-цию, что и Сикорский, и находился в его подчинении. С помощью оккупационных властей Б. приступил к восстановлению автокефальной укр. Церкви в Харькове: было возобновлено богослужение в Гольберовском Трехсвятительском храме, Покровском мон-ре и нек-рых др. храмах города. Готовили помещения к богослужению православные, но власти объявили, что служить будет Б. К «митрополиту» направилась делегация, чтобы выяснить, православный ли он, как собирается служить, кого поминать. Б. объявил себя православным, но во время богослужения после правосл. Патриархов помянул Липковского (к тому времени уже умершего), на панихиде помянул наряду с Патриархом Тихоном вернувшегося в Православие архиеп. Пимена (Пегова) с обновленческим титулом «митрополит» и самосвята Мыколу Борецкого. Во 2-й пол. нояб. 1941 г. Б. посетили представители гестапо из Берлина, специалисты по церковным делам, к-рые расспрашивали его об укр. церковных деноминациях, в частности о «соборно-епископской» (Б. называл свой раскол «собором епископов Украины»). На следующий день в горуправе состоялось совещание, в результате к-рого было принято решение о создании епархиального управления УАПЦ во главе с Б.

http://pravenc.ru/text/153631.html

Правительство Центральной рады не финансировало проведение Собора, что впосл. помогло избежать давления с его стороны. По распоряжению митр. Владимира деньги были выделены Церковью: 20 тыс. р.- из кассы свечного завода, 5 тыс. р.- из средств Златоверхого киевского во имя св. арх. Михаила мон-ря , 1 тыс. р.- из кассы киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря . Когда ВПЦР обратилась к киевским мон-рям с соответствующей просьбой, еп. Никодим (Кротков) потребовал передавать выделяемые средства Предсоборной раде, к-рая использовала их для финансирования начального этапа Собора. Митр. Владимир оплатил проезд делегатов из Киева домой после вынужденного прекращения заседаний 1-й сессии ВПЦС 21 янв. 1918 г. Ввиду поспешности, с к-рой был организован Всеукраинский Собор, его программа не была разработана, вопросы формулировались в ходе заседаний. 1-я сессия Собора открылась 7 янв. 1918 г. (однако уже 31 дек. вышел в свет 1-й номер издания «Bicmi з Украïнського Православного Церковного Собору») при наличии 279 участников. Выборы в Полтаве и Херсоне провести не удалось, в Киев не приехали нек-рые делегаты из вост. областей Украины, где шли военные действия. Несмотря на отсутствие кворума, собравшиеся решили начать работу. 7 янв. в Софии Святой соборе в Киеве был отслужен торжественный молебен. Богослужение возглавил митр. Владимир, к-рый затем обратился с приветственным словом к участникам Собора. Митр. Платон на правах личного представителя Патриарха Тихона от его имени объявил Собор открытым. В 1-й день работы Собора иерархи провели суд над архиеп. Алексием (Дородницыным), к-рого Патриарх неоднократно вызывал в Москву и к-рый по совету членов ВПЦР игнорировал эти приглашения; за непослушание священноначалию и нарушение канонов Церкви архиеп. Алексий был извержен из сана. 8-11 янв. состоялись выборы президиума и комиссий Собора. Митр. Владимир был избран почетным председателем; при выборах председателя наибольшее число голосов (109) в 1-м туре набрал митр. Антоний (Храповицкий), во 2-м туре председателем избрали Балтского еп. Пимена (Пегова) , вик. Подольской епархии. Товарищем председателя стал еп. Димитрий (Вербицкий). В президиум Собора вошли: еп. Черниговский Пахомий (Кедров), священники А. Марычев и Е. Капралов, диак. А. Дурдуковский, псаломщик С. Баваровский, миряне проф. Ф. И. Мищенко , И. Черниенко, П. Янченко и Ястребцов. В Соборную раду были избраны: Екатеринославский архиеп. Агапит (Вишневский), свящ. Иаков Ботвиновский, проф. В. В. Зеньковский , М. Погребной и М. Заболотный. Т. о., позиции сторонников автокефалии в руководящих органах Собора оказались прочными.

http://pravenc.ru/text/155554.html

Народ ждёт, что мы, как представители и носители христианской совести, присоединимся не к тем, кто убивает и одобряет убийство. Моё предложение к Собору: присоединиться к слову Святейшего Патриарха, подобно тому, как Собор присоединился в своё время к посланию Его Святейшества с анафематствованием. Настоящее слово прекрасно выражает, представляет собою самую суть того, что говорилось о событии на Соборе в пятницу июля 1918 г. – Сост.], пред совершением панихиды. Мы делом уже выразили своё согласие с словом Патриарха... 1. Выписки из Деяний 8 сессии Священного Собора 1917–1918 гг.: Рукопись. М., 1929 2. Кандидов Б. Церковно-белогвардейский Собор в Ставрополе в мае 1919 г М.: Московский рабочий, 1930 Сообщение Святейшего Патриарха Тихона Священному Собору о положении церковных дел на Украине и Всеукраинском Священном Соборе, согласно донесениям Председателя последнего – епископа Балтского Пимена [Пегова] (выписка из 138-го Деяния Священного Собора) ...7. Председательствующий (митрополит Новгородский Арсений Стадницкий) : Его Святейшество сообщит Священному Собору донесения Председателя Всеукраинского Собора. 8 . Святейший Патриарх Тихон (с кафедры ораторов): Я вчера вечером получил донесения от Председателя Всеукраинского Церковного Собора, епископа Балтского Пимена [Пегова], очень интересно. Позвольте поделиться и представить вниманию Собора для сведения, а потом эти донесения мы обсудим в Отделах. ... Святейший Патриарх зачитывает: «Первое донесение» от 4(17) июля 1918 г. за 207, с приложением к нему «Проекта положения о временном высшем управлении Православной Церкви на Украине» (четыре раздела, 19 пунктов); «Второе донесение» от 11(24) июля 1918 г., за 267, о времени работы двух сессий Всеукраинского Собора и предположительных сроках созыва третьей сессии; «Третье донесение» от 11(24) июля 1918 г., за 272, о постановлении Всеукраинского Собора о безусловной обязательности для всех епархий Украины постановлений Всероссийского Собора и Святейшего Патриарха; Доклад от 11 (24) июля 1918 г., за 268, относительно состава Высшего Церковного Совета Украинской Автономной Церкви и Донесение от 11(24) июля 1918 г., за 269, об определении Всеукраинского Собора организовать особую следственную комиссию по выявлению всех обстоятельств убийства митрополита Киевского и Галицкого Владимира [Богоявленского].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Зиновинцы на Литинщине, в которой высказывалось сожаление по поводу раскола Православия через «живистов»-еретиков Пимена и Антонина (Грановского) . В 1924 г. ГПУ выражало беспокойство в связи с позицией Пимена (Пегова), поскольку тот не выступал против тихоновцев, но все усилия направлял на борьбу с УАПЦ. Переход архиеп. Пимена на сторону обновленцев определил отношения между УАПЦ и «синодальной церковью» - эти раскольнические направления были непримиримыми. Главным местом столкновений стали приходские храмы. В Жмеринке между обновленцами и автокефалистами шла борьба за Железнодорожную церковь, битвы за храм продолжались по неск. дней. По требованию обновленцев храм закрыли, имущество передали винницкому кафедральному собору, принадлежавшему УАПЦ. Свою бездеятельность обновленческое Проскуровское окружное управление объясняло тем, что обновленцы не получили привилегий от местных властей. Подольский губ. адм. отдел обратился к проскуровскому окружному адм. отделу с письмом о предоставлении «представителям синодального течения» нек-рых льгот, весной 1924 г. НКВД УССР сообщил о необходимости уменьшить обновленцам арендную плату за пользование церковными зданиями. В марте 1924 г. Пимен предложил властям регистрировать общины Русской Церкви в Подолье как «синодальные». По мнению ГПУ, т. о. можно было «одеть всю тихоновщину в рясу синода». Особенностью обновленчества на Украине было наличие у раскольников в сер. 20-х гг. мон-рей: на Подолье обновленческими были мужские бершадский Преображенский и Скаржинецкий Николаевский монастыри. Религ. напряженность в Подолье усиливалась из-за того, что власти передавали храмы различным юрисдикциям. Начиная с 1923 г. обновленцы в Подолье имели церкви в нераздельном пользовании, общинам РПЦ и УАПЦ храмы передавались преимущественно в совместное пользование. Жесткость противостояния РПЦ и УАПЦ исключала возможность совместного использования храмов, ни православные, ни автокефалисты не исполняли постановлений окружных ликвидкомов, что приводило к упразднению общин или к передаче храмов обновленцам.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

1924 г. был отмечен напряженностью в отношениях с Константинопольской Патриархией. Вступивший на престол патриарх Григорий VII поддержал евдокимовский «Синод», посоветовал патриарху Тихону оставить престол и упразднить патриаршество в Российской Церкви. Была предпринята попытка направить в Советскую Россию комиссию для рассмотрения проблем между патриархом и обновленцами. Константинопольская Патриархия попыталась также провести «Вселенский собор» с участием обновленцев, однако таковой не состоялся. Константинопольский представитель в Москве архимандрит Василий (Димопуло) сослужил с обновленцами, что давало раскольникам повод всюду заявлять, что Вселенский престол считает их законными. Однако православный мир в целом раскольников не признавал. Свою грамоту против раскола направил Патриарх Сербский Димитрий. О своем непризнании обновленцев заявили Патриарх Александрийский Фотий и Патриарх Антиохийский Григорий IV. Некоторый успех сопутствовал расколу на Украине. В ноябре 1924 г. в Харькове проходило «Всеукраинское предсоборное совещание» под председательством архиепископа Пимена (Пегова). Главной идеей украинских раскольников по-прежнему была автокефалия, а не новшества, поэтому в раскол здесь было увлечено намного больше православных, чем в России. В течение 1924 г. патриарх Тихон пытался договориться с украинскими автокефалистами через епископа Константина (Дьякова). Однако решить вопрос путем переговоров не удалось. 5 января 1925 г. Святейший подписал свое «разъяснение», в котором распространил на иерархов УАПЦ действие послания от 15 июля 1923 г. – о безблагодатности обновленческих таинств. Тогда же Пимен (Пегов) был запрещен патриархом Тихоном в священнослужении. Как уже говорилось выше, одним из условий выхода патриарха на свободу должен был стать переход Российской Церкви на новый календарный стиль. Патриарх Тихон, имевший ложные сведения о будто бы состоявшемся принятии новоюлианского календаря Поместными Церквами, поначалу согласился с нововведением. Однако святитель просил, чтобы переход состоялся до начала Рождественского поста, чтобы не сокращать его (при переходе на новый стиль из календаря выпадало 13 дней). В Москве началом служения по новому стилю стало 15 октября 1923 г. Однако патриаршее послание о переходе на новый календарь начальник 6-го отделения секретного отдела ОГПУ («красный обер-прокурор») Е.А.Тучков печатать не разрешил, считая, что при отсутствии разъясняющего послания на местах возникнет еще одна оппозиция патриарху. Российская Церковь продолжала служить по старому стилю, так как в епархиях распоряжения о календаре не получили. Приближался Рождественский пост (по новому стилю 15 ноября) и вводить календарь в общероссийском масштабе было уже поздно. К тому же патриарх Тихон получил послание от архиепископа Анастасия (Грибановского) и другие письма из-за границы с уведомлением, что православный мир в целом новый календарь отверг. 8 ноября было сделано распоряжение о возвращении московских церквей на старый календарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010