«Будто всегда жил в Саратове…» Что в этих строчках? Кроме фактологической точности и замечательного лапидарного стиля — любовь к жизни, ко всем ее Божиим проявлениям. 10 декабря, 2014 Что в этих строчках? Кроме фактологической точности и замечательного лапидарного стиля — любовь к жизни, ко всем ее Божиим проявлениям. 4 декабря в рамках дней памяти архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского), которые уже двенадцатый раз проходят в Саратове, состоялась презентация третьего тома (в двух частях) дневников приснопоминаемого владыки. Они посвящены записям 1965-1993 годов, когда архиепископ Пимен управлял Саратовской епархией. Выход в свет дневников архиепископа Пимена, который почти ежедневно писал в общих тетрадях о событиях своей жизни и жизни Церкви, начался в 2008 году. Тогда в издательстве Саратовской епархии появился первый том в коричневой обложке — это были дневниковые записи архимандрита Пимена, который в 1955–57 годах возглавлял Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. Второй том вышел в 2011-м и был посвящен следующему периоду жизни архиепископа Пимена — с 1957 по 1964 год он был наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Владыка родился в 1923 году в Смоленске, стал насельником Жировицкого монастыря в 20 лет. В 1944 году принял монашество. Он учился в Минской духовной семинарии, а затем в Московской Духовной Академии, преподавал в МДАиС. В 1955 году Патриарх Алексий I (Симанский) направил его в Иерусалим. Трогательные и живые рассказы о жизни на Святой Земле из первого тома дневников проиллюстрированы уникальными фотографиями, многие из которых были сделаны самим владыкой. Иерусалимские дневники показывают, каким живым, радостным, интересным человеком был архимандрит Пимен (Хмелевской). В ноябре 1957 года он был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, сменив на этой должности будущего Патриарха Пимена (Извекова) — Владыку Пимена даже называли в свое время Пименом «младшим». Назначением и открывается второй том, «лаврский». Третий том полностью посвящен жизни и служению в Саратове, куда архиепископ Пимен был направлен в 1965 году. Именно с записи 9 января начинаются дневники саратовского периода:

http://pravmir.ru/budto-vsegda-zhil-v-sa...

Наместник Архимандрит Пимен (Извеков) и предсказание старца Симеона Наместник Архимандрит Пимен и старец иеросхимонах Симеон (Желнин) С 1949 по 1954 год Наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был архимандрит Пимен (Извеков) — достойнейший преемник Епископа Владимира, которому досталось в трудный удел восстанавливать монастырь, значительно пострадавший от фашистских бомбардировок. За три года, при новом наместнике, обитель ещё больше благоустроилась. Авторитет его среди братии был очень высок. Служения архимандрита Пимена отличались исключительной торжественностью, строгостью и многолюдством. В это время в Псково-Печерской обители подвизался и старец Симеон (Желнин). Прекрасно описывает свои впечатления от встречи со старцем церковный писатель Р. Днепров: “Да, время потеряло здесь свою власть. Вот он, слегка согбенный, сухой, вышел из выдолбленной в скале пещерки, своей кельи, прищуренными с темноты глазами окинул пустынный, залитый вечерним светом монастырский двор, с поклоном широко перекрестился перед вратами храма и медленной походкой направился к скамеечке перед широкой железной дугой на цепях, большой клумбой под нею с пышными разноцветными астрами, гладиолусами и бархатно-темными анютиными глазками. На нём черный куколь и мантия с белыми позументами, крестом и адамовой головой. А лицо схимника — лицо необыкновенной мягкости, легкой усталости и доброты — ничем не похоже на лицо аскета в западном понимании этого слова. Длиннопалая старческая рука, мозолистая и вместе с тем мягкая, как бы ищет человеческую голову — утешить, приободрить, приласкать. Иеросхимонаху Симеону восемьдесят четыре года. Он, по словам его, из “низовых” людей, как, впрочем, и преимущественное большинство иноков,— в миру был столяром-краснодеревцем. Еще и сейчас в маленьких сенцах перед его кельей стоит верстак и полка под ним полна резцов, долот, стамесок, лекал и точных маленьких фуганков, и в часы, свободные от молитвы, он всегда что-то выпиливает, выдалбливает, вырезывает, подгоняет, сколачивает, склеивает, а тридцать шесть тяжелых каменных, украшенных орнаментом тумб, держащих цепи, которыми опоясаны монастырские колодцы и цветники,— тоже труд его прилежных и неутомимых рук.

http://pravoslavie.ru/35069.html

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 Патриарх Пимен — биография Будущий Патриарх Пимен родился 10/23 июля 1910 года в семье механика Михаила Карповича и Пелагии Афанасьевны Извековых в окрестностях подмосковного уездного города Богородска (в 1930 году переименован в Ногинск). При крещении получил имя в честь преподобного Сергия Радонежского. Имя великого печальника земли Русской для младенца Извекова, как и для его тезки, более чем за тридцать лет до него родившегося в аристократической семье Симанских, стало судьбоносным: обоих родители в детстве привозили в Троице-Сергиеву Лавру, оба в юности ощутили призвание к иночеству и приняли монашеский постриг в лаврских скитах, обоих поставил Господь у кормила церковного корабля, обоим судил сораспинаться Христу на Голгофе патриаршества и обоих удостоил быть соучастниками радости торжества Православия — быть соработниками Богу в восстановлении иноческой жизни в родной стране. Если будущий Патриарх Алексий (Симанский) сформировался как личность и получил опыт пастырского служения задолго до 1917 года, то вся сознательная жизнь будущего патриарха Пимена протекала уже при советской власти. Духовной закваской, определившей глубокую религиозность Сергия Извекова и выбор им жизненного пути, стала православная традиция провинциального города и родной семьи. В Богоявленский собор г. Богородска, прихожанами которого были Извековы, часто приносили для поклонения чтимые святыни из других мест: из Николаевской Верлюковской пустыни — икону “Лобзание Христа Иудой”, из Троицкой Лавры — образ преподобного Сергия, из Звенигородского Саввина монастыря — икону преподобного Саввы Сторожевского, из Бронниц — Иерусалимскую икону Богоматери. В семье Извековых особо чтился Владимирский образ Божией Матери, перед которым всегда теплилась лампадка и усердно молилась о своем сыне Пелагия Афанасьевна. Благоговение перед святыней и теплую любовь к Божией Матери будущий Патриарх пронес через всю жизнь, и интронизация его совершалась именно в день празднования Владимирской иконы Богоматери 3 июня (н. ст.) 1971 г.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-p...

Скачать epub pdf ГЛАВА IX. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Пимене (1970–1990) После блаженной кончины Святейшего Патриарха Алексия I Местоблюстителем патриаршего престола стал в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церковью» старший по хиротонии из постоянных членов Священного Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). На своем заседании, состоявшемся 15 мая 1970 г., Синод постановил «призвать епископат, клир и всех верных чад Русской Православной Церкви творить заупокойное поминовение почившего Святейшего Патриарха Алексия в храмах Патриархата в течение года со дня кончины» 600 . 25 июня 1970 г. Священный Синод, заседавший под председательством митрополита Пимена, постановил «созвать Поместный Собор Русской Православной Церкви для замещения вдовствующего Московского патриаршего престола по истечении этого года, с 30 мая по 2 июня 1971 г.» 601 На этом же заседании была образована синодальная Комиссия для подготовки Поместного Собора Русской Православной Церкви во главе с Местоблюстителем митрополитом Пименом. Комиссия, взяв за образец практику Поместного Собора 1945 г., выработала квоту представительства клириков и мирян на Соборе (по одному клирику и мирянину от епархии, наряду с представителями духовных школ и монастырей) и процедуру их избрания, разработала программу соборных деяний и утвердила кандидатуры докладчиков, приняла чинопоследование интронизации Патриарха. В епархиях под председательством правящих архиереев проходили съезды духовенства и мирян, избиравшие членов Собора и обсуждавшие кандидатуру Патриарха. Большая часть епархиальных съездов высказывалась за то, чтобы Собор избрал Патриархом Крутицкого митрополита Пимена. Впрочем, были сторонники и других кандидатов: митрополитов Ленинградского Никодима и Алмаатинского Иосифа, исповедника и архипастыря святой жизни, старшего по хиротонии в российском епископате и одного из старейших по летам, он родился в 1893 г. и был хиротонисан во епископа в 1932 г., его лагерный стаж насчитывал 25 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Мои архиереи Игумен Кирилл (Сахаров)   00:13 22.02.2024 323 Время на чтение 46 минут В начале архиереи были мне знакомы только по фотографиям в журнале «Православный вестник» на украинском языке – единственном православном периодическом издании, которое можно было приобрести в храмах моей малой Родины – Донбассе. В крестилке Никольской церкви города Коммунарска (ныне Алчевска) Луганской области висели фотографии митрополита Киевского Филарета и архиепископа Одесского и Херсонского Сергия (Петрова), Управляющего Ворошиловградско-Донецкой епархией. Помню, как одна из женщин, пришедших на крестины, сказала: «Какие попы красивые». Имена этих архиереев я постоянно слышал за богослужениями в годы моей юности. Вживую первых архиереев я увидел в Москве в 1973 году – это были Патриарх Пимен и архиепископ (впоследствии митрополит) Питирим. Патриарх Пимен ( Извеков; +1990 г.) привлекал своей духовной мощью, неповторимым стилем служения. Служил он очень мелодично, взволнованно, благоговейно. Проповеди произносил непродолжительно, говорил, преимущественно, на богослужебные тексты какого-либо праздника. У меня в памяти запечатлелись многие его службы в Елоховском соборе, Даниловом монастыре, на престолах в московских храмах, особенно в Сокольниках на праздниках Иверской иконы Богородицы. О. Иоанн Сарычев (впоследствии архимандрит Даниил) (+) вспоминал: «После смерти митрополита Никодима синодалы объединились вокруг Патриарха Пимена, отношение к которому было теплое, уважительное. А когда был жив митрополит Никодим, то Патриарх Пимен лавировал, дипломатично вел себя с ним. Патриарх Пимен занимал принципиальную православную линию, экуменизм поддерживает постольку, поскольку так нужно».

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/20/...

     Столько трагических моментов вспоминается из истории Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря! Расположенный в городе Корце Ровенской области на северо-западе Украины, он во времена седой древности был разорен ханом Батыем, а позже – возродившийся, – ордами крымского хана Менгли-Гирея. В середине XVIII века православные монахини почти на полвека были изгнаны из родной обители униатами. В советское время, спустя более десяти лет после нашей полной и окончательной победы над фашисткой Германией, монастырь находился под угрозой закрытия, и только ценой многих усилий Патриарха Алексия I, митрополита Пимена (Извекова, будущего Патриарха) и других архипастырей его удалось отстоять. В 1984 году он получил статус ставропигиального. А в прошлом месяце, в день празднования главной святыни обители – чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных», произошло событие, ставшее для обители новой вехой в ее созидании. Об это мы беседовали с настоятельницей монастыря игуменией Рафаилой (Хильчук). Нельзя ничего ускорить, поторопить – всё устрояется Промыслом Божиим Матушка, хотелось бы узнать, как долго монастырь шел к недавнему великому событию – прославлению новой святой? Когда было принято решение начать подготовку материалов к канонизации первой игумении обители? Как приступили к этому делу? Как шел сам процесс? Лет шесть назад я подарила одному архиерею, посетившему нашу обитель, книгу об ее истории и видеодиск «Корецкий монастырь: обитель верных», выпущенные нами еще в 2009 году. Владыка, прочитав эту книгу, посмотрев фильм, признался, что его поразили житие и труды первой нашей настоятельницы игумении Серафимы, до принятия монашества – княжны Софии Корецкой. И предложил мне более глубоко исследовать исторические источники о матушке, с тем, чтобы в дальнейшем прославить ее во святых. С благословения сего архипастыря и моего согласия исследованием занялась одна благочестивая женщина. Она стала изучать архивные документы, а мы со своей стороны обратились в Варшавский Синодальный архив, откуда нам передали копии нескольких ценных документов.

http://pravoslavie.ru/140789.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Казачество должно начинаться с Евангелия...» 11.12.2018 1404 Время на чтение 9 минут Отец Василий Извеков Рубрику «Год Царской Голгофы» продолжает беседа со свидетелем и преемником уникального опыта Церкви исповеднической, хранившей и возжигавшей пламень веры в эпоху безбожного гнета, племянником четырнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Пимена (1971-1990) протоиереем Василием Извековым. - Батюшка, расскажите, пожалуйста, о Вашем жизненном пути, служении в Церкви. - Мои родители и родственники были верующие и воспитали меня так. В ноябре этого года исполняется 40 лет, как я служу в священном сане. С 1972 года в Троице-Сергиевой лавре я учился и нес послушания, а до этого небольшое время прожил в горах Абхазии, чтобы укрепиться в вере, посмотреть, поучиться у старцев молитве. - А кто там тогда и как подвизался? - Был монах из Глинской пустыни, другой - из Почаевской лавры, а третий тогда был послушником, но впоследствии его постриг совершал нынешний Патриарх Грузинский Илия II. Суеты там никакой не было, как и праздности. Каждый был при своих послушаниях и молитве. Если ты не трудишься, то должен молиться, и наоборот. К тому же еще ночная общая молитва. Света там, конечно, не было, хлеба тоже. Для меня было все это непривычно, но впечатления, опыт - остались на всю жизнь. - И тем не менее Вы решили вернуться в мир и стать приходским священником? - Тяга к монастырю у меня всегда была, но по жизни получилось, что я женился. Слава Богу за все, конечно. Да, тогда я вернулся, поступил дальше учиться, но уже не светское образование получал, а духовное. Потом я ездил послушаться в Псково-Печерский монастырь, духовным отцом моим был схиигумен Савва (Остапенко), затем - архимандрит Адриан (Кирсанов). А в лавре я, конечно, общался со старцами Кириллом (Павловым) и Наумом (Байбородиным), а также Серафимом (Шинкаревым). - О последнем мало что известно, можете рассказать? - Это удивительной любви подвижник. Он был в монастырях еще до революции, а в 1946 году пришел во вновь открывшуюся лавру. Батюшка с пышной бородой, добрейшими глазами и благодатной душой. Враги спасения его особо ненавидели, и они так подстроили, что накануне Троицкой - престольной - службы не было другого, кто бы смог забраться на лестницу протереть паникадило, - пришлось это делать отцу Серафиму. Лестница под ним пошатнулась, он упал, повредил позвоночник и уже до конца своих дней ходил сгорбленный, но всегда, вопреки болям, всех принимал, карманы были полные конфет для детей - всем дарил любовь и утешение. Многие знали, что он прозорливый, все видит. Старец говорил: если не даст нам Бог покаяние - будет конец всему, мир на волоске висит. Почил он в возрасте чуть больше 90 лет, в 1979 году.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл обречен стать Патриархом реформ Публицист Валерий Отставных о задачах, стоящих перед Русской Церковью 23.11.2011 1674 Время на чтение 3 минуты Исполнилось 65 лет со дня рождения шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он был известен в России не только церковным людям задолго до интронизации. Молодой митрополит-миссионер, руководитель синодального Отдела внешних церковных связей, многолетний ведущий телевизионной программы «Слово пастыря», замечательный публицист и богослов, опытный церковный дипломат, искусный оратор, непобедимый дискутант, ученик и последователь знаменитого приснопамятного ленинградского архиерея Никодима (Ротова), «человека Церкви», при этом твердого «государственника», патриота своего земного Отечества. Но мы знали митрополита Кирилла, что же сказать о Патриархе Кирилле и его трудах? Каждое время предъявляет Церкви свои «вызовы». Поэтому перед каждым Предстоятелем Церкви стоит своя задача, которую он обязан решить. Патриархи «советского времени» истории Русской Православной Церкви должны были во что бы то ни стало просто физически сохранить Церковь от уничтожения атеистической властью, идя на определенные политические компромиссы с этой властью, но оставляя неповрежденным Священное Предание, данное Церкви Богом. Это была задача святого Патриарха Тихона (Белавина), Патриархов Сергия (Страгородского), Алексия I (Симанского), Пимена (Извекова). Перед Патриархом Алексием II (Ридигером) встала новая задача: восстановить Церковь из руин, вывести ее из «гетто», в котором она находилась семь десятков лет. И эта задача, не без помощи Божьей, была выполнена. Последние десятилетия многие называют временем религиозно-церковного ренессанса в России. Это факт неоспоримый. Перед Патриархом Кириллом сегодня стоит особая задача, и я не знаю, насколько ее выполнение «легче» предыдущих. Он призван, как мне представляется, изменить саму парадигму отношений клира и паствы, решить проблему существования «номинально православных» и «номинального православия» в принципе.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/11/23/pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКОЕ ПРЕДСОБОРНОЕ СОВЕЩАНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28 МАЯ 1971 Г. Состоялось в Успенском храме Новодевичьего московского мон-ря под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова) . После кончины 17 апр. 1970 г. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церкви» началась подготовка к созыву Поместного Собора для избрания нового Патриарха (см. Поместный Собор РПЦ 1971 г. ). 15 мая 1970 г. Свящ. Синод РПЦ установил годовой траур по почившему Патриарху, 25 июня на расширенном заседании Синода было принято решение о созыве Поместного Собора для избрания нового Патриарха по истечении срока траура - с 30 мая по 2 июня 1971 г. Решение Синода противоречило 14-й статье 1-го разд. Положения, согласно к-рому выборы нового Патриарха должны были состояться не позднее 6 месяцев после кончины Предстоятеля. Отсрочка выборов была связана с тем, что Поместному Собору предстояло помимо избрания нового Главы Церкви утвердить постановление Архиерейского Собора РПЦ 1961 г. о внесении изменений в 4-й разд. «Положения об управлении Русской Православной Церкви» - о приходском управлении, принятое под жестким давлением властей. КГБ опасался возможных выступлений архиереев на Поместном Соборе против постановления 1961 г. и потому вынудил Синод отсрочить созыв Собора, чтобы гос. органы имели время для проведения предварительной работы по организации соборных решений. В том, чтобы архиереи единодушно выступили по всем вопросам на Поместном Соборе, был также весьма заинтересован Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Пимен, об этом он говорил с заместителем председателя Совета по делам РПЦ В. Г. Фуровым 5 апр. 1971 г., накануне А. п. с. (ГАРФ. Ф. 6891. Оп. 6. Д. 441. Л. 31). На А. п. с. обсуждалась повестка дня буд. Поместного Собора, кандидатура Патриарха, порядок его избрания, а также содержание решений, к-рые предстояло принять Собору.

http://pravenc.ru/text/76526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРФОЛОМЕЙ (Ващук Виктор Владимирович; род. 1.03.1953, с. Городно Любомльского р-на Волынской обл. Украинской ССР), амитр. Ровенский и Острожский. Из крестьянской семьи. В 1971-1973 гг. служил в Советской Армии, затем работал слесарем в Ковельском вагонном депо. В 1975 г. поступил в Одесскую ДС, в 1979 г. в МДА, к-рую окончил в 1983 г. со степенью канд. богословия за дис. «Нямецкий монастырь в истории Русской и Румынской Церквей». 16 окт. 1983 г. рукоположен во диакона, 18 окт. Волынским и Ровенским архиеп. Дамианом (Марчуком) - во священника к Преображенскому храму пос. Ст. Выжевка Волынской обл., с 25 окт. настоятель храма. 10 марта 1989 г. Волынским и Ровенским архиеп. Варлаамом (Ильющенко) назначен секретарем Волынско-Ровенского епархиального управления и определен в клир Троицкого кафедрального собора Луцка, 15 апр. возведен в сан протоиерея, 30 авг. назначен настоятелем Троицкого собора. 22 дек. 1989 г. пострижен в монашество с наречением имени в честь ап. Варфоломея, 18 янв. следующего года возведен в сан архимандрита. Постановлением Патриарха Пимена (Извекова) и Свящ. Синода РПЦ от 19-20 февр. 1990 г. В. определено быть епископом Волынским и Ровенским, хиротония состоялась 24 февр. во Владимирском кафедральном соборе Киева. После выделения из Волынско-Ровенской епархии Ровенско-Острожской епархии В. носил титул епископа Луцкого и Волынского (с 10 апр. 1990). С 16 окт. 1990 г. являлся ректором действующего в Луцке Волынского ДУ (с 1991 ДС). 1-3 нояб. 1991 г. В. участвовал в Соборе УПЦ, принявшем определение в поддержку автокефалии, после Собора укр. епископы обратились к Патриарху Алексию II и епископату РПЦ с просьбой даровать Украинской Церкви полную автокефалию и способствовать учреждению Киевского Патриархата. 22 янв. 1992 г. в Киеве состоялось совещание укр. епископов, на к-ром под нажимом митр. Филарета (см. Денисенко М. А. ) и гос. властей было принято обращение, содержавшее ультимативное требование к Патриарху и Свящ.

http://pravenc.ru/text/154399.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010