О Господи Боже наш, по Твоей бесконечной милости прости нам беззакония и покрый нам грехи! Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 14 октября 1. Преп. Параскева . Сия славная святая была сербского происхождения. Родилась она в городе Епиват (Пиват, по-турецки Боядос), между Силимврией и Царьградом. Родители святой Параскевы были богатыми и благочестивыми христианами. Кроме Параскевы, родился у них сын Евфимий, еще при их жизни принявший монашество, а затем ставший знаменитым епископом Мадитским. По кончине родителей девица Параскева, всегда желавшая подвижнической жизни ради Христа, оставила родной дом и ушла сначала в Царьград, а потом в Иорданскую пустыню, где подвизалась до самой старости. Кто смог бы передать все труды, и злострадания, и демонские искушения, которые претерпела святая Параскева в течение многих лет? На закате жизни явился ей Ангел Божий и повелел: «Оставь пустыню и возвратись в свое отечество: подобает тебе там предать свое тело земле, а душой перейти ко Господу». Святая Параскева вняла гласу с небес, покинула свою любимую пустыню и вернулась в Епиват. Там, прожив еще два года, опять-таки в непрестанном посте и молитве, предала она дух Богу и перешла в райские селения. Упокоилась [сия святая] в XI столетии. Ее чудотворные мощи были переносимы в Царьград, потом в Тырново, затем снова в Царьград и наконец в Белград. Ныне почивают они в Румынии, в городе Яссы. В Белграде [букв.: в белградском граде. – Пер.] находится вода (агиасма) преподобной Параскевы, чудодейственно врачующая тех недужных, которые притекают к сему источнику с верой в Бога и с любовью к этой святой подвижнице 153 . Кто сердцем чист, тот Бога зрит ясно и неложно, – Евангелие так нам вещает непреложно. Се, Параскева сердце чистое стяжала, В душе своей Царя и Бога созерцала. Христос взыскует ум, свободный от мечтаний, К нему он прилагает дар небесных упований. Кто разум свой избавил от демонских прилогов, Тот воздаянье ангельское приемлет от Бога. Стал просветленным ум у Параскевы в тленном:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Воротившись в родное местечко Пиват, она не застала в живых никого из знакомых, и при храме св. апостолов пребывала в молитве. Прошло два года по возвращении ее из пустыни. Блаженная молилась в уединении своем и на молитве предала дух свой Богу. Тело ее похоронено христолюбивыми, как тело странницы, никому не сказавшей о себе, откуда она. Это было в первой половине XI столетия. Близ того места, где похоронена была преподобная, подвизался столпник. Случилось умереть моряку и тело его брошено было не вдали от того места. Смрад от тела до того был силен, что столпник вынужден был сойти со столпа и просить близких жителей предать земле тело несчастного. Благочестивые люди взялись копать могилу и обрели тело, к которому не коснулось тление. Сперва испугались они и недоумевали: что делать; как незнакомые с духовными вещами, по простоте, оставили они труп. Потом, когда один из них, благочестивый Георгий, после вечерней молитвы, лег на покой, явилась во сне облеченная в царственное одеяние дева, окруженная воинами; свет окружавший ее до того был силен, что не мог он смотреть; один из воинов подошел и взяв его за руку сказал: «Георгий! за чем вы так презрели тело преп. Параскевы? Немедленно выньте его из смрадной могилы и положите в раке; Царь хочет прославить ее на земле». Тогда и дивная дева сказала смущенному Георгию: «поспеши вынуть мои мощи, - не могу терпеть смрада; родина моя Пиват, где вы живете». В ту же ночь благоговейная жена Евфимия имела подобное видение. Когда огласились оба явления, поспешили к могиле и вынули нетленное тело свято йдевы; оно с торжеством положено было в соборном храме апостолов и от него потекли потоки исцелений: слепые прозирали, хромые начинали ходить, больные тяжкими болезнями получали здравие. Прошло почти два столетия после кончины препод. Парасеквы. Константинополь и близкие к нему места были в рках папистов-крестоносцев. Болгарский царь Иоанн Ясень, сын старшего Ясеня, решился освободить св. мощи Параскевы из нечистой власти папистов39). Франки трепетали Ясеня. Потому когда объявил он, что желает перенесть мощи преподобной в свой стольный город, они немедленно согласились отпустить их. Так с торжеством встретили их царь и патриарх Василий в Тернове и они положены были (1238 г.) в построенном для них храме преп. Параскевы40).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Патриарх дал ему имя Василид и облек его в царския одежды 435 . Он постоянно бывал у патриарха вместе с вельможами царя, которые ежедневно приходят к патриарху, при чем, обыкновенно, садился выше царского наместника и уполномоченного, потому что он царский сын. Его лицо просветилось и засияло. С дозволения патриарха Никона , он прихаживал к нашему владыке патриарху. Мы заметили в нем большие совершенства, ученость, глубокую философию и уменье грамматически-правильно читать по-арабски, по-турецки и по-персидски. Но он просил нас не говорить, что умеет читать на этих языках, потому что московиты, как мы упомянули, до крайности ненавидят чтение и разговор на них. Мы видали у них пленников из восточных земель: из Требизонда, Синопа и их округов, из Еникёя, из татар; всех их захватывают в плен казаки... 436 называемые по-турецки тонун-козакы, т.-е. донские казаки: они плавают по Черному морю, берут в плен множество мужчин, женщин, мальчиков и девочек, привозят их сюда и продают по самой дешевой цене. Их немедленно крестят. Мы во множестве встречали их в домах богачей и даже простолюдинов. Когда мы заговаривали с ними по-турецки, они совсем нам не отвечали, из боязни своих господ, которые, услышав, что они говорят на своем языке, думают, что прежняя их вера еще в груди у них. По этой причине они вовсе не говорят на своем языке. Упомянутый господин умеет в совершенстве читать и писать по-русски. Он имел при себе амулет и Коран; их отобрали у него и прислали к нам, чтобы мы их прочли. Мы сказали, что в них содержится, но не знаем, что с ними сделали. Окрестившись, он послал разрушить все мечети, существовавшие со времен его предков, и все его люди, видя, что он крестился, принимают теперь крещение. Он живет в епархии архиепископа рязанского, о котором мы рассказывали, что он приезжал к нам в Коломну и что он окрестил многочисленный народ 437 . Затем послали известие его жене в монастырь о том, что он принял крещение и что, ежели она пожелает, пусть тоже крестится и приедет к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

День четырнадцатый Память преподобной матери нашей Петки-Параскевы Болгарской «Закон любви таков, – говорит описатель жизни святой Параскевы, – что он побуждает обновлять в памяти любезных нашему сердцу, чтобы могли мы созерцать в уме образ их и живописать речи их. Тем более отрадно для сердца воспоминание о Божиих угодниках, столько полезное для всех. Как в летние дни, под благотворными лучами солнца, все оживает и растет, так и духовная повесть, прогоняя облако печали, веселит и живит душу и, подавая силу усердию нашему, ведет нас к лучшему. Уже во всей Мизии, Фракии Далматии славится имя преподобной Параскевы» 686 . Родители блаженной Петки были славяне и люди не бедные, пользовавшиеся известностью; жили они в местечке Эпиватос (Пиват, турецкий Баядос), на взморье, между Силимвриею и Константинополем. Кроме дочери Петки был у них сын. Его отдали они в училище, а дочь воспитывалась в доме родителей, под надзором матери. В Петке рано открылось пламенное желание жить для Господа. Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе ( Мф. 16, 24 ): эти слова, слышанные ею в храме, как стрела, пронзили сердце ее, и она, при выходе из храма, отдала богатое свое платье встретившемуся бедняку, выменяв на его лохмотья. Родители побранили ее за выменянный наряд; но сердце ее горело любовью к Господу. Спустя несколько времени опять отдала она свою одежду нищенке и потом не раз повторяла то же самое. Бранили ее резко, но она чувствовала, что иначе не может она жить. Брат Петки, когда достаточно научен был Священному Писанию , пожелал иночества и с согласия родителей постригся под именем Евфимия. Восходя постепенно в жизни духовной, он стал мужем твердым. По известности о его высокой жизни возведен он был на епископскую кафедру епархии Мадитской; здесь он прославился добродетелями и борьбою с еретиками. Он почил в глубокой старости, и тело его положено было в соборном храме, где источало чудеса. Михаил Пселл в похвальном слове патриарху Михаилу Керуларию (1043–1058) с похвалами отзывается о святителе Евфимии как о современнике или несколько прежде процветавшем на кафедре Мадитской, на берегу моря 687 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

молитве его, волны скрыли его. Святый увенчался мученическим венцем в 309 г.34) Мученическая кончина святителя Кирина, как и страдание св. Максимилиана, не только вызвали подражателей святому примеру между верующими35), но и содействовали распространению веры между славянами на р. Саве и на берегу Адриатики: епископ Мурсы, что на р. Саве, защищал православие на сардикском соборе 347 г.; епископ ядрский с Адриатики был на аквилейском соборе 381 г.36). 14 ч. Память преп. матери нашея ПЕТКЫ-ПАРАСКЕВЫ болгарской. Закон любви таков, говорит описатель жизни св. Параскевы, что он побуждает обновлять в памяти любезных нашему сердцу, чтобы могли мы созерцать в уме образ их и живописать речи их. Тем более отрадно для сердца воспоминание о Божиих угодниках, столько полезное для всех. Как в летние дни, под благотворными лучами солнца, все оживает и растет: так и духовная повесть, прогоняя облако печали, веселит и живит душу и подавая силу усердию нашему, ведет нас к лучшему. Уже во всей Мизии, Фракии и Далматии славится имя преп. Параскевы37). Родители блаженной Петкы были славяне и люди не бедные, пользовавшиеся известностию; жили они в местечке Эпиватос (Пиват,   34) Chronicon b. Hieronymi ad an. 310: «Кирин, сиський епископ, славно умирает за Христа. Ибо когда с жерновым камнем на шее брошен был в реку, то весьма долго плавает на поверхности, разговаривает с зрителями, чтобы не устрашились примером его и едва молитвою достигает того, чтобы был погружен». 35) Проспер в Хронике о св. Кирине: cum sociis gloriose pro Christo interficitur. – В иеронимовом мартирологе в один день с св. Кирином: in Sabaria civitate Rustili cum aliis duobus. 36) Wiltsch Kirchl. Stati t. 1, 42. 129. О состоянии православия и папизма в прибрежных городах Адриатики – «епархиа православна у Далмации» в сербо-далматинском Магазине за лето 1850 г. Загреб стр. 1-50. 37) Житие св. Параскевы описанное п. Евфимием около 1385 г. нап. в Гласнике турецкий Баядос), на взморье, между Силимвриею и Константинополем. Кроме дочери Петкы был у них сын. Его отдали они в училище, а дочь воспитавалась в доме родителей, под надзором матери. В Петке рано открылось пламенное желание жить для Господа. «Иже хощеть по мне идти, да отвержется себе»: эти слова, слышанные ею в храме, как стрела, пронзили сердце ее и она, при выходе из храма, отдала богатое свое платье встретившемуся бедняку, выменяв на него лохмотье. Родители побранили ее за вымененный наряд; но сердце ее горело любовию к Господу. Спустя несколько времени опять отдала она свою одежду нищенке и потом не раз повторяла то же самое. Бранили ее резко, но она чувствовала, что иначе не может она жить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

славянское племя, живущее теперь в пределах Австро-Венгрии. — под сокрытием, в сокровенном месте. сын и преемник Феодосия Великого, управлявший восточной половиной империи (395–408 гг.). Гонорий — также сын и преемник Феодосия Великого, управлявший западной половиной империи (395–422 гг.). 21:18. В этих словах Иисус Христос дал апостолам и всем вообще исповедникам христианской веры обетование об особом промышлении о них Божием. слова были сказаны Иисусом Христом о вечных и нетленных благах небесных (Мф. 6:19), которые христианин должен приуготовлять себе добродетельною жизнью. даром, бесплатно, без особой заслуги (ср. Мф.10:8). с гаванью при Адриатическом море, находился на северо-восточном берегу Апеннинского полуострова. Император Август сильно укрепил его, и он считался оплотом Италии. Императоры, начиная с Гонория, имели здесь свое местопребывание. Равенна существует доселе и представляет главный цветущий город Итальянской области того же имени. почитался у римлян как бог лесов, — откуда и самое наименование его, — полей и стад. Этому богу посвящались три статуи, одна у дома, другая среди поля и третья на месте владения, почему, можно думать, Валерия и не могла миновать праздничного сборища в честь этого бога. мощей свв. мучеников было в июне 395 или 396 года. слова Псалма 88:16. Житие преподобной Параскевы имя Параскевы было — Петка. В Петке-Параскеве рано открылось пламенное желание жить для Господа. Слова Евангелия: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Мрк. 8:34), слышанные Параскевою в храме, как стрела пронзили ее сердце, и она, при выходе из храма, отдала богатое свое платье встретившемуся бедняку, выменяв на его лохмотья. Через несколько времени Параскева опять отдала свою одежду нищенке и потом не один раз повторяла то же самое. Ее бранили за это, но она отвечала, что иначе не может жить. (Пиват, Турецкий Баядос) — местечко, на взморье, между Селимвриею и Константинополем. морская гавань в Херсонесе Фракийском. сведениям, собранным святогорцем Никодимом, Параскева, прежде чем удалилась в Иорданскую пустыню, в Палестине, посетила Царьград и обошла святые места его; здесь выслушивала она наставления ревностных подвижников. По их совету она поселилась в предместье Ираклийском при уединенном храме Покрова Богоматери, где провела в молитвах, посте и слезах пять лет. А затем, исполняя давнее желание свое, она отправилась в Палестину и, поклонившись св. местам, освященным жизнью Спасителя, осталась жить в Иорданской пустыне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Благочестивые люди взялись копать могилу и обрели тело, к которому не коснулось тление. Сперва испугались они и недоумевали: что делать? Как незнакомые с духовными вещами, по простоте, оставили они нетленное тело в могиле и тут же закопали смрадный труп. Потом, когда один из них, благочестивый Георгий, после вечерней молитвы лег на покой, явилась во сне облеченная в царственное одеяние дева, окруженная воинами; свет, окружавший ее, до того был силен, что не мог он смотреть; один из воинов подошел и, взяв его за руку, сказал: «Георгий! зачем вы так презрели тело преподобной Параскевы? Немедленно выньте его из смрадной могилы и положите в раке; Царь хочет прославить ее на земле». Тогда и дивная дева сказала смущенному Георгию: «Поспеши вынуть мои мощи, – не могу терпеть смрада; родина моя Пиват, где вы живете». В ту же ночь благоговейная жена Евфимия имела подобное видение. Когда огласились оба явления, поспешили к могиле и вынули нетленное тело святой девы; оно с торжеством положено было в соборном храме апостолов, и от него потекли потоки исцелений: слепые прозревали, хромые начинали ходить, больные тяжкими болезнями получали здравие. Прошло почти два столетия после кончины преподобной Параскевы. Константинополь и близкие к нему места были в руках папистов – крестоносцев. Болгарский царь Иоанн Ясень, сын старшего Ясеня, решился освободить святые мощи Параскевы из нечистой власти папистов 688 . Франки трепетали Ясеня. Потому, когда объявил он, что желает перенести мощи преподобной в свой стольный город, они немедленно согласились отпустить их. Так с торжеством встретили их царь и патриарх Василий в Тернове, и они положены были (1238 г.) в построенном для них храме преподобной Параскевы 689 . Когда султан Баязет взял Тернов, все святыни были разграблены; валахский властитель успел взять мощи преподобной, одетые в одном рубище, и перенес их в свою столицу. В 1396 году Валахия также попала под власть магометан и владетель ее сослан был в Бруссу. Благочестивая княгиня сербская Милица, быв у султана, выпросила мощи преподобной Параскевы, и они перенесены были в Сербию 690 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Случай, по которому Кутлумуш усвоил себе это название, неодинаково объясняют. Некоторые говорят, что при возобновлении монастыря мастера долго не могли утвердить надлежащим образом главный купол собора; каждый раз, как только свершат, он разрушался. Это повторялось неоднократно. Наконец кое-как сладили с куполом, свершили самый шпиль и воздвигли на нем крест; тогда-то, в торжестве о благополучном окончании работы, мастер вне себя от радости воскликнул по-турецки: – Куртурмуш! Куртурмуш! (освободился я от хлопот – исихазм.ру)... Братия, разделявшая радость мастера в память сего самого случая, и назвали монастырь Куртурмушем, а простонародье произвело оттуда впоследствии слово «Кутлумуш», ничего собственно не значащее, но легкое в произношении и несколько созвучное слову «Куртурмуш». Другие, напротив, рассказывают, и кажется основательнее, что в набеги варваров на Святую Гору, когда прочие монастыри были разграблены и разорены и когда-варвары были близ Кутлумуша, вдруг разостлался вокруг него густой туман, который был так необыкновенен, что варвары едва могли видеть друг друга на расстоянии одного шага. Таким образом, бывши у самого Кутлумуша и блуждая по его окрестностям, они не могли его заметить и удалились без всякого вреда и монастырю, и его инокам. Вследствие сего события и назвали монастырь Куртурмушем, или Кутлумушем, то есть освобожденным от предстоявшей опасности разграбления. А что касается до того, почему он назван по-турецки, а не по-гречески, на это я повторю вам уже, помнится, писанное мною прежде, что многие из греков лучше знают турецкий, чем свой язык, а некоторые своего родственного и вовсе не понимают, потому что Анатолийская область решительно чужда греческого языка, несмотря на значительность живущих там греков. Говорят, что султан Селим (в XVI веке) указом воспретил, под смертною казнью, употребление греками своего языка в Анатолии поэтому и ныне там турецкий остается единственным языком их. Кутлумуш принадлежит к числу штатных монастырей, а потому и не имеет особенной важности и достоинства в отношении к афонскому аскетизму. Кроме того, очень сжаты его келлии и не совсем чисты в своем наружном виде. Здесь уединяется один из архиереев, лишенных кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

За Псалтырью в Майнос приезжал сам Павел, с нашими Майносскими казаками Григорием Петровичем Чижиком да Карпом Карповым. Псалтырь с восследованием у нас дали им переводную. Когда Павел и Алимпий уже открыли нам свою тайну, сам Амвросий долгое время нам не признавался и не показывался. Мы спросили сына жидовки Рувима: Рувим! Зачем Амвросий нам не кажется? Он ответил: боится вам признаться. Потом Павел и Алимпий Амвросия за нас заверили, и он взошел с нами в беседу. Он спросил нас: как мы умеем говорить кроме русского языка. Мы ответили, что умеем хорошо говорить по-турецки. Амвросий сказал: не надо лучше, и я умею по-турецки говорить хорошо! Итак, с нами он неоднократно занимался разговорами, но местопребывания своего, т.е., квартиры нам не показывал до последнего дня своего пребывания в Константинополе. Амвросию паспорт выправляли майносские казаки Григорий Чижик да Карп Карпов, – паспорт дан на имя Карпа Карпова: тут был и я с тестем Сергеем Максимовым. Потом я с Сергеем Максимовым провожал Амвросия из его дома на пароход. Из дому Амвросий шел пешком, в простом платье, завивши голову башлыком; а я с Сергеем Максимовым шел за ним, для присмотра; а Павла с нами не было, – он с Карпом Карповым и Григорием Чижиком дожидался Амвросия на пароходе. Амвросий садился на пароход не в Галатах, где жил, но на Буюк-Дере. Амвросий шел пешком по немецкой улице. На дороге отдыхал на камне у водопровода. На Буюк-Дере мы наняли лодку за 16 левов и свезли Амвросия на пароход». – Этот рассказ одного из очевидцев Амвросия и участников его бегства из Константинополя я почел не излишним привести здесь. Что двуперстное сложение так же хорошо, как и троеперстное, грек на это не соглашался. Он пожелал представить мне очевидное доказательство предпочтительности троеперстия пред двуперстием. Прежде спросил меня на словах: Отец Бог ? (Он говорил и по-гречески: Патир о Феос?) Я сказал: Бог. – «Сын Бог?». Я ответил: Бог. – «Дух Святой Бог?». Я сказал: Бог. Грек: «три един Бог?». Я ответил: три един Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Несмотря на то, что он не знал греческого языка, братия полюбила его, за примерное трудолюбие, кроткую и подвижническую жизнь. Живя в Дионисиате под именем простого бедного грузина, и ничего абсолютно не имея, о. Иларион никогда не запирал своей келлии. Однажды, один из братии зашел в его келлию в его отсутствии, и, увидев жестяную банку, полюбопытствовал, что в ней находится.  К своему великому удивлению, он нашел в ней русский паспорт и турецкий фирман, в котором было написано, что владелец его иерей. Немедленно рассказал он игумену о своей находке. Игумен вызвал к себе о. Илариона и спросил, что хранится в его жестянке? Отец Иларион ответил, что это его паспорта. Тогда игумен повелел принести их и показать ему. Отец Иларион, надеясь, что никто не умеет читать по-русски и по-турецки, принес их игумену; но, к великой его скорби, оказалось, что один монах читал по-турецки, и смог прочесть фирман. Тогда все узнали, что он иерей. Отец Иларион убедительно просил братию не говорить об этом больше никому. Да и вообще у греков часто случается, что иерей из мира, вступая в монашество, не допускается до служения, а причащается вместе со всеми простыми монахами. Около двух лет провел о. Иларион в тяжелых послушаниях, исполняя все с любовью и самоотвержением. Смущала его только то, что, не зная греческого языка, он лишался слышания слова Божия. Поэтому, однажды он решился высказать свои мысли игумену и взять у него благословения сходить в Ивер и выпросить книг на грузинском языке, которых, он заметил, там было очень много; ибо душа его стосковалась без чтения Священного Писания. Игумен благословил и о. Иларион отправился в Ивер в своей обычной ветхой и грязной одежде. Подойдя к Иверскому монастырю, он остановился помолиться пред чудотворным образом Божией Матери, находящимся над монастырскими воротами. В это время, дело было вечером, в портике (подворотня при входе в монастырь) сидели старшие братия и, среди них, оказался тот самый архимандрит, с которым о. Иларион познакомился еще в Москве.

http://isihazm.ru/1/?id=1422

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010