Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Гёреме [тур. Göreme], долина (и населенный пункт в иле Невшехир) в центральной части М. Азии, в Каппадокии (на территории совр. Турции), где сосредоточено множество пещерных храмов визант. времени; впосл. это название распространилось на близлежащие селения, его получил и музей, основу к-рого составили храмы, находящиеся как в этой долине, так и в соседних более мелких долинах и в отдельно стоящих конусообразных скалах (конусах). Вид на комплекс Гёреме Вид на комплекс Гёреме Расположенное у входа в долину Г. поселение Матиана (совр. Мачан) известно с античного времени как место захоронения (найдены 15 античных погребений и некрополь рим. времени). С раннехрист. эпохой связывают имя одного из жителей Матианы, мч. Иерона, пострадавшего при имп. Диоклетиане (см. ст. « Мелитинские мученики, 33 »; о мученичестве и чудесах известно из рукописного источника каппадокийского происхождения, относящегося к 515). Рука мч. Иерона стала местночтимой святыней, была положена в апсиде базилики св. Иоанна Предтечи в Чавушине; происходившие от нее чудеса привлекали большое число паломников. В VII-VIII вв. рядом с базиликой были основаны 2 погребальных храма, возникли монашеские поселения. В средневек. период (X-XI вв.), после запустения, связанного с набегами арабов и длившегося в течение неск. веков, эти места вновь стали заселяться монахами, возобновилось паломничество (Матиана в это время упом. как резиденция епископа). На территории Г. обнаружено и описано ок. 40 храмов с росписями визант. времени, в основном X-XI вв. Строительство Нов. Токалы-килисе (Гёреме 7; 950-960 гг.), донаторами к-рой была семья имп. Никифора Фоки, стало также одной из причин известности монашеского центра в Г.; увеличилось количество храмов с росписями, заказчиками к-рых были представители местной аристократии. Пещерные храмы Гёреме Пещерные храмы Гёреме Церкви Г. вырублены в скальных массивах или в отдельно стоящих конусах. Все без исключения храмы и часовни повторяют в интерьере формы визант. архитектуры, наиболее часто встречаются базиликальные 1-нефные, 2-нефные, 3-нефные, перекрытые цилиндрическими сводами, с 1 или 3 апсидами; храмы типа свободного или вписанного креста в плане (крестово-купольные, 4-столпные или 4-колонные) с главным куполом над средокрестием и малыми куполами над угловыми ячейками; входы в храмы часто оформлены слепыми аркадами.

http://pravenc.ru/text/164937.html

Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей принял паломническую группу из Якутии во главе с епископом Якутским и Ленским Романом 18 июня 2012 г. 15:46 C 13 по 20 июня 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла группа богомольцев Якутской епархии во главе с епископом Якутским и Ленским Романом совершает паломничество к древним святыням Византии, находящимся на территории Турции. В составе делегации — священники, монахини Покровского монастыря, сотрудники епархиального управления, преподаватели и студенты Якутской семинарии, воспитанники воскресных школ, светские педагоги, журналисты и общественные деятели Якутии. 13 июня по прибытии в Стамбул паломники посетили собор Святой Софии, храм святой Ирины и монастырь Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» Валукли. Далее участники поездки побывали в Георгиевском Патриаршем соборе на Фанаре. Члены паломнической группы сотворили молитву перед мощами святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, поклонились честным мощам великомученицы Евфимии. Паломников из Якутии принял в своей резиденции на Фанаре Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей . Он рассказал делегации о жизни Константинопольской Церкви , о взаимоотношениях Константинопольского и Московского Патриархатов, поделился своими мыслями о том, что в жизни современных людей зачастую не хватает духовной составляющей. Возглавляющий паломническую группу епископ Якутский и Ленский Роман приветствовал Святейшего Патриарха Варфоломея и рассказал ему о Якутии. Владыка просил Его Святейшество возносить Господу молитву о якутской земле и проживающих на ней народах. 15 июня якутские паломники посетили город Мустафа-паша (прежнее название — Синасос). В древнем храме святых равноапостольных Константина и Елены епископ Роман совершил Божественную литургию. Ему сослужил настоятель Спасского храма города Олекминска иерей Андрей Уразов. За богослужением молились члены паломнической группы и местные жители. 15 и 16 июня паломники посетили место подвигов святого праведного Иоанна Русского в Угрюпе (Прокопионе), пещерную церковь, где подвизался преподобный Симеон Столпник и церкви Гёреме (Матиани). В долине Гёреме находится одно из самых посещаемых мест Каппадокии — музей под открытым небом, на территории которого стоят наиболее известные каппадокийские храмы. Основателями многих из них считают святителей Василия Великого и Григория Нисского. На территории комплекса находится монастырь святителя Василия Великого, церковь святой Варвары, церковь святой Екатерины и другие. Также паломники посетили древнейшие церкви Каппадокии — церковь святого Иоанна Крестителя (V век) и церковь святого Агафангела. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2293521.ht...

Предназначение неск. средневек. пещерных комплексов Инкермана вызывает разногласия среди исследователей. Церковь в Каламите, предполагаемый храм в комплексе Анфилады, Церковь архимандрита, пещерный комплекс в районе железнодорожной ст. Uhkepмah-I, большинство пещерных комплексов Загайтанской скалы интерпретируются как храмы ( Могаричев. 1997. С. 11, 13-15, 17-22, 26; Бобровский, Чуева. 2004. С. 21, 27-29), и в последнее время были приведены новые аргументы в пользу этого ( Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 72). Нек-рые исследователи рассматривают совокупность всех пещерных памятников Инкерманской долины как остатки большого средневек. монастырского ансамбля по образцу монастырей долины Ыхлара и Гёреме в Каппадокии, Иваново в Болгарии, Гареджи в Закавказье ( Бобровский, Чуева. 2004. С. 30). Более того, по мнению авторов, в период развитого средневековья в этом регионе складывался монашеский центр, подобный Афону, Олимпу Вифинскому, Метеорам, и лишь тур. экспансия остановила этот процесс ( Герцен, Могаричев. 1995. С. 8; Могаричев. 1997. С. 29). Эти исследователи считали, что на территории Инкермана и его окрестностей существовало много храмов, в т. ч. монастырских. Но в качестве мон-рей могут рассматриваться только Георгиевский (Климентовский) и, возможно, Св. Софии, а комплексы в Троицкой и Георгиевской балке - монашеские скиты. Остальные храмы либо были основаны светскими ктиторами (ц. мч. Евграфия и Храм с крещальней), либо не связаны с ярко выраженным монастырским комплексом. Поэтому также возможно рассматривать Инкерман как большое, преимущественно сельскохозяйственное поселение с портом и крепостью. Его расцвет, судя по датировкам его построек и их декорации, пришелся на XIII-XV вв. Все средневек. христ. пещерные сооружения Инкерманской долины условно можно разделить на 3 группы. Монастырская скала Пещерный монастырь вмч. Георгия (св. Климента) Вопрос о времени и причинах появления пещерной части И. м. остается дискуссионным, что связано с недостаточностью письменных источников и отсутствием археологических артефактов. Археологические исследования памятника не проводились, за исключением расчисток нек-рых пещерных помещений перед началом реставрационных работ или архитектурных обмеров (обмеры: 1843 - Ф. Дюбуа де Монперё; 1867 - Д. М. Струков; 1886 - Бертье-Делагард; 1937 - экспедиция ГАИМК; 1993 - Филиппенко).

http://pravenc.ru/text/389605.html

Самые известные храмы Гёреме – две большие купольные церкви – Темная (Каранлык Килисе) и Яблочная, прославившиеся самыми древними и хорошо сохранившимися образцами фресок. Церковь Святой Варвары и Токалы Килисе наиболее сохранившиеся церковные сооружения региона. Всего в Каппадокии не менее 500 скальных церквей. Чаще всего встречаются пещерные церкви с крестовокупольным сводом, колоннами и алтарями. Некоторые из них расположены в простых помещениях, другие представляют собой целые сооружения со сводами и куполами. Стены расписаны интересными фресками со сценами из Ветхого и Нового Заветов. Национальный парк Гёреме и пещерные поселения Каппадокии входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кайсери (Kayseri, бывш. Кесария Каппадокийская) [ править править код ] Кесария – земля апостольской проповеди. Здесь подвизался святитель Василий Великий . Это большой город, в котором мало что сохранилось от времен христианства. Бекарлар (Bekârlar, бывш. Назианз) [ править править код ] Назианз – исторический город в римской провинции Каппадокия. В настоящее время руины города находится в 4 км к северо-западу от нынешней турецкой деревни Бекарлар. Место, где служили епископами Григорий Богослов и его отец. Сохранился храм – первоначальное место упокоения и могила святителя. Окрестности Назианза – это очень красивая гористая местность со множеством монастырей. Кельи и другие монастырские помещения располагаются прямо в скалах. Некоторые из этих обителей были основаны святителем Василием Великим, который подвизался здесь в монашеской жизни, прежде чем возглавить епископскую кафедру в Кесарии. Основанные им монастыри существовали довольно долго, но до настоящего времени, к сожалению, не сохранились. Денизли (Denizli, бывш. Лаодикия) [ править править код ] На месте древних руин Лаодикии сейчас находится поселок Эскихисар в 6 км северо-восточнее Денизли. В апостольские времена здесь был основан большой храм, один из «Семи церквей» Анатолии, о которой упоминается в Апокалипсисе и в Посланиях апостола Павла. Сравнительно недавно современные археологами были обнаружены остатки этого древнего храма. В XI–XII веках Лаодикия была разрушена сильным землетрясением, а позже захвачена турками. Следующее землетрясение окончательно превратило город в развалины, жители покинули его, и несколько столетий Лаодикия простояла в руинах. Памуккале (Pamukkale, бывш. Иераполис) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Стамбул

Каменная ц. в Белисырме оформлена проще. Архитектура 2 небольших, имеющих общий нартекс крестообразных купольных церквей в Учаяке (Центр. Анатолия), возведенных целиком из плинфы, по стилю родственна столичным храмам «на четырех колоннах»: напр. использованы 5-гранные апсиды, оформленные нишами, но 3-частная к-польская схема дополнилась нехарактерной для столичных построек вертикальностью. Церковь Чарыклы-килисе в Каппадокии. XIII в. Церковь Чарыклы-килисе в Каппадокии. XIII в. В Каппадокии средневизант. времени возникает масса пещерных комплексов (возможно, нек-рые являлись монастырскими или дворцовыми), где церкви воспроизводили интерьеры наземных храмов. Целые группы комплексов с росписями интерьеров сохранились в местностях Гёреме, Ыхлара, Соганлы. Церковь в Элмалы представляет собой высеченный интерьер 4-колонного храма типа вписанного креста с куполами над всеми 9 ячейками наоса. Много куполов имели интерьеры в Каранлык-килисе и Чарыклы-килисе, в Токалы-килисе имитирована 3-нефная базилика с 2 парами столпов, встречаются и простые варианты крестообразного плана, а также с поперечно вытянутым залом. Храмы сохранили алтарную преграду, скамьи и троны и даже амвоны (ц. Дурмуш-Кадир-килисе), высеченные в том же массиве скалы ( Rodley. 1985; Teteriatnikov. 1996). В Вост. Причерноморье в зодчестве независимого Абхазского царства (кон. VIII - нач. XI в.) визант. традиции развивались в новом масштабе и новой типологии. Ведущее место заняли храмы типа вписанного креста на крещатых столпах, с хорами над обходом (Мокви, 967) и с 3-частным алтарем, выявленным снаружи, их художественные качества отчасти близки центральномалоазийским, груз., болг., первым древнерус., а также аланским храмам. Именно в X-XI вв. в верховьях Кубани (Зап. Алания) появились храмы типа вписанного креста на столпах - Сев., Ср. и Юж. Зеленчукские, Сентинский, Шоанинский (см. Аланская епархия ). В Крыму храм типа вписанного креста на крещатых столпах известен в постройках Херсонеса (ц. 9, XI-XIII вв.), с глубоким нартексом, 3-частным алтарем, гранеными апсидами и декорацией продольных фасадов из 3 плоских ниш.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Одно из ранних сохранившихся изображений В. представлено на фреске ц. Санта-Мария Антиква в Риме, X в.; в рост (рядом с образом Богородицы с Младенцем (тип Гликофилусы)) В. показан на 2-й юж. колоннаде базилики Рождества Христова в Вифлееме (1130-1139). Сщмч. Власий и свт. Спиридон, еп. Тримифунтский. Икона. Нач. XV в. (ГИМ) Сщмч. Власий и свт. Спиридон, еп. Тримифунтский. Икона. Нач. XV в. (ГИМ) В храмовой росписи наиболее многочисленными являются примеры включения В. в изображение св. отцов Церкви, украшающее стену алтарной апсиды. Большое число таких росписей сохранили церкви Каппадокии, подчеркивая особое почитание В. здесь. Он изображен, как правило, в центральной апсиде, в церквах: арх. Михаила в Ыхларе, IX-X вв.,- с юж. стороны ап. Павел, с северной - В.; «Большая голубятня» (св. Архангелов) в Чавушине, между 963 и 969 гг., представлен в юж. регистре рядом с равноапостольными Константином и Еленой, облачен в фелонь зеленого цвета; Балкан-Дереси 4 (святых Петра и Павла), X в.; в Гёреме 15а, X в.,- в сев. части апсиды; Дирекли-килисе, кон. X - нач. XI в.; Карабулут-килисе в 2 км к югу от Авджылара в Гёреме, 1-я четв. XI в.,- в нижнем регистре открывает с сев. стороны ряд святителей (8 фигур), к-рые одной рукой благословляют, в другой держат кодекс (В. в розовой фелони, борода белого цвета, закруглена на конце); Чарыклы-килисе (Св. Креста) в Гёреме 22, XI в.; св. Феодора в Тагаре, XI в.; мон-ря Эски-Гюмюш, 2-я или 3-я четв. XI в.; «Бородатых святых» близ Соганлы, 1106 или 1021 г.; в Ыспыдыне, XI в.,- вместе со свт. Поликарпом Смирнским; Саклы-килисе (св. Иоанна Крестителя) в Гёреме, 3-я четв. XI в.,- вместе со святителями Иоанном Златоустом и Николаем Мирликийским, борода В. остроконечная; Кирк-Дам-Алты-килисе (св. Георгия), между 1282 и 1295 гг.,- в юж. части апсиды рядом со св. Афиногеном, также особо почитаемым в Каппадокии; Токалы 2 в Гёреме, XIII в.,- в сев. апсиде вместе со св. Никандром, оба седобородые старцы в епископских одеждах. Такое же размещение фигуры В.

http://pravenc.ru/text/155013.html

И. особенно почитали в Каппадокии, поэтому самые ранние и самые многочисленные его изображения в монументальном искусстве дошли во фресках каппадокийских пещерных храмов. Часто его образ помещали в центральной апсиде вместе с изображениями святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Мирликийского или на арке, ведущей в апсиду, со свт. Спиридоном Тримифунтским. Изображения И. сохранились в Кылычлар-килисе, ок. 900 г. (на склоне арки, ведущей в апсиду, напротив свт. Спиридона Тримифунтского); в Айвалы-килисе в Гёреме, между 913 и 920 гг. (в юж. приделе, с юж. стороны, между свт. Григорием Богословом и свт. Спиридоном Тримифунтским); предположительно (по мнению Ж. Жерфаниона) в Балкан-Дереси 4 (ц. ап. Петра и Павла), 1-я пол. X в. (над алтарной нишей; оплечно, с епископским омофором); в Токалы-килисе (2) в Гёреме, кон. X в. (в поперечном проходе, на нижней части внутренней стороны одной из колонн, среди др. епископов; с седой бородой); в «Большой голубятне» (ц. св. Архангелов) в Чавушине, между 963 и 969 гг. (с коричневыми волосами и бородой); в Дирекли-килисе, 976-1025 гг. (в главной апсиде, с сев. стороны, рядом со св. Власием); в Карабулут-килисе, в 2 км к югу от Авджылара в Гёреме, 1-я четв. XI в. (в нижнем регистре в апсиде, рядом со свт. Григорием Богословом; в желтой фелони); в Эльмалы-килисе в Гёреме, 3-я четв. XI в. (в апсиде, крайним с юж. стороны; его фигура, как и фигуры еще 4 епископов, вписана в арку; он представлен благословляющим правой рукой, в левой держит Евангелие); в Чарыклы-килисе, сер.- 3-я четв. XI в. (с юж. стороны главной апсиды, под декоративной аркадой, среди др. святителей; как и все, с омофором); в Каранлык-килисе, 3-я четв. XI в. (в апсиде; с седыми волосами и бородой); в ц. св. Феодора в Тагаре, XI в. (в апсиде, вместе с другими отцами Церкви); вероятно, в ц. Сорока мучеников Севастийских (Алты-Пармак-килисеси) в Шахинефенди, 1216-1217 гг. (в юж. апсиде, в медальоне; с седыми волосами и бородой); в Безирана (Безирхане)-килисе близ Белисырмы, 2-я пол. XIII в. (в апсиде, вместе с др. святителями).

http://pravenc.ru/text/673743.html

Интерьер Каранлык-килисе в Гёреме. Нач.— сер. XI в. Программа архитектурно-художественного развития средневизант. периода наиболее полно представлена в 3 храмах со сводами на 4 колоннах в Гёреме (нач.- сер. XI в.): Каранлык-килисе, Эльмалы-килисе («Яблочная церковь») и Чарыклы-килисе. Церкви созданы, видимо, одной артелью мастеров. Главная из них, Каранлык-килисе, тщательно высеченная в скальной породе, была наиболее структурирована. Ее выдающиеся по качеству фрески соотносятся с образцами к-польской живописи нач. XI в. В целом во всех 3 церквах росписи соответствуют программе, которая была характерна для храмов средневизантийского периода на территории империи (вынужденные отклонения объясняются небольшими размерами храмов). В Каранлык-килисе особенным художественным приемом является скрытие карнизов, позволившее увеличить пространство для сцен праздников. Возможно, строитель и художник работали независимо. Эльмалы-килисе и Чарыклы-килисе не столь совершенны как в архитектурном, так и в живописном плане. Эти 3 церкви составляют часть замкнутой монастырской зоны. Они ассоциируются с маленькими мон-рями, имевшими рядом с церквами трапезные с большими столами и скамьями, к-рые были высечены в скале. Крытая галерея по фасаду Каранлык-килисе выходила во внутренний двор, напоминая этим частные жилые резиденции. У Каранлык-килисе отсутствует парадный зал, характерный для резиденций, но рядом есть трапезная, примыкающая к церкви. Чарыклы-килисе также имела трапезную вместо парадного зала, в то же время часовня находилась на верхнем уровне. Остальные группы монастырских строений организованы в соответствии с особенностями ландшафта. Родли выделила 10 групп церквей и трапезных в Гёреме. В этих комплексах, как правило, рядом расположены хорошо разработанные и высеченные в скале фрагменты, украшенные фресками высокого художественного уровня, и помещения неправильной формы с непримечательными фресками. Монастырские участки, находившиеся за пределами Гёреме, также могут быть идентифицированы, однако эти территории слабо изучены.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

В иконописи известны изображения З. с избранными святыми: на ранней синайской иконе «Свт. Николай Чудотворец и прп. Зосима Палестинский» (X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) святые изображены фронтально в рост, руки З. сложены перед грудью в молитвенном жесте ладонями вовне; на 2-сторонней (?) иконе «Вмц. Екатерина, святые Зосима и Мария Египетская» (2-я пол. XIV в., Византийский музей, Афины); на иконе «Вмц. Екатерина, с праздниками» (сер. XVI в., ГТГ) преподобные З. и Мария показаны в составе клейм с двунадесятыми праздниками (Рождество Богородицы, Рождество Христово, Успение Богородицы), обрамляющих средник слева и справа; на иконе «Чудо вмч. Георгия о змие» из ц. Покрова Пресв. Богородицы пос. Сынтул Касимовского р-на Рязанской обл. (XVI в., ГТГ) З. включен в композицию вместе со святыми Флором и Лавром. Сцена причащения З. прп. Марии, где З. представлен с чашей в левой покровенной руке и со лжицей в правой, приобрела характер самостоятельной композиции (вне Жития святой). Наиболее ранний пример изображения известен в ц. Санта-Мария Антиква в Риме (X в.). Эта сцена была популярна в росписи храмов в Каппадокии: в капелле св. Василия в Гёреме (сер. X в.) - причащение З. прп. Марии помещено в жертвеннике между композициями «Ангел в поединке с бесом» и «Гостеприимство Авраама» (прообраз Евхаристии), что может быть истолковано как возможность приобщения Св. Таин через покаяние (пустыннический подвиг прп. Марии) ( Лифшиц, Сарабьянов, Царевская. 2004. С. 765); в ц. «Большая голубятня» (св. Архангелов) в Чавушине, Каппадокия (между 963 и 969); в Кылычлар-Кушлук-килисе (капелла 33) в Гёреме, Каппадокия (XI в.); в ц. св. Евстафия в Гёреме (капелла 11) (кон. XII - нач. XIII в.); в ц. св. Апостолов в Эрдемли (XIII в.). Эта композиция включалась в роспись храмов (особенно монастырских) с XII в. до поствизант. времени, напр.: на алтарных пилонах в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06), рисованную рамку, отделяющую композицию, художник обыграл как опору для посоха З., на к-ром висит плетеный кошель с крышкой, очевидно предназначенный для переноса Св. Даров; на стене наоса в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192); в ц. св. Стефана в Кастории, Греция (XII в.),- на сев. стене (рядом с лестницей на хоры); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Мелётове, Псковская обл. (1465); в кафоликоне вмч. Георгия Победоносца мон-ря св. Павла на Афоне (1555); в кафоликоне св. Архангелов мон-ря Дохиар на Афоне (1568). Др. сцены из Жития прп. Марии взамен указанной встречаются в росписи редко. Так, прп. Мария, подходящая под благословение З., показана на фреске ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (80-е гг. XIV в.) - в сев.-зап. камере под хорами на сев. склоне и сев. стене.

http://pravenc.ru/text/200017.html

1892. Tabl. CIV); ГИМ. Син. греч. 61. Л. 29 об., 3-я четв. XI в. (Древности мон-рей Афона. 2004. Кат. II. 9); Paris. Coislin. 239, XII в. ( Omont. 1892. Tabl. XCVII; Bordier. 1883. P. 208) - маргинальная иллюстрация в тексте: М. с ланями; CPolit. Bibl. Patr. Panag. 27 - инициал «Е» ( Τσακοπολας. 1950. Σ. 281; Μαρβα-Χατζηνικολου . 1995. Σ. 87-91). Самое раннее единоличное изображение М. находится в ц. Санта-Мария-Антиква в Риме (VIII в.) - сохранились голова святого и именующая надпись ( Wilpert. 1916. Taf. 166/2). Лучше сохранилась фреска с образом святого в ц. св. Стефана в Кастории: в слое X в. находится поясное изображение М. в виде мученика, в хитоне и гиматии, в правой руке он держит крест, левая рука на уровне груди в жесте моления (The Veneration. 2013. P. 118. Il. 1). К XI в. относится фреска из ц. св. Варвары в Ладзиане близ Кисамоса, на которой М. представлен в паре со св. Меркурием (ныне в собрании Византийских и поствизант. памятников в Ханье - Ibid. Cat. 16. P. 127). Изображение М. с рогом изобилия сохранилось в куполе храма в Манглиси, Грузия (XI в.?). Согласно сопровождающей надписи на иконе, святой должен был восприниматься как символ солнца. Ряд ранних единоличных изображений юного М. X-XIII вв. находится в скальных церквах Каппадокии, в этой местности он пользовался особой любовью и почитанием (росписи в Элмалы-килисе в Гёреме, в Эль-Назаре, в Кылычлар-килисеси и Белек-килисе - см.: Jerphanion. 1925. P. 180). Мч. Мамант. Роспись Элмалы-килисе в Гёреме, Турция. 3-я четв. XI в. Мч. Мамант. Роспись Элмалы-килисе в Гёреме, Турция. 3-я четв. XI в. На Кипре единоличные изображения святого встречаются с XII в. В росписи полуразрушенной ц. Панагии Кофину (XII в.) М. изображен в роскошных одеждах, с серьгой в правом ухе, он держит в руках ягненка и посох ( Σωτηριο. 1935. Πν. 64; The Veneration. 2013. P. 76). Он представлен также в росписи церквей Преображения (ок. 1280); св. Ираклидия в мон-ре св. Иоанна Лампадиста в Калопанайотисе (ок. 1400); в кафоликоне собора монастыря Панагии Амасгу близ Монагри (1463) - в рост; в церквах арх.

http://pravenc.ru/text/2561776.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010