Печатного двора



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Молитвы утренние и вечерние в составе печатных ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... изменения в начале чина утренних молитв и замена молитвы Ангелу Хранителю, в то время как новая редакция текста двух из этих молитв (тех, что взяты из полунощницы) отличается явным произволом справщика, поскольку в ряде мест искажен смысл. Две молитвы из утренних ( в наших молитвословах 5-я и 6-я ) - это взятые из полунощницы молитвы свт Василия Великого: " Господи вседержителю, Боже сил, и всякия плоти... " , " Тя благословим вышний Боже... " Их редакция до издания в московском Каноннике 1679 года была общая: в печатных книгах такая же, как и в рукописной традиции. Справщик Московского Печатного двора монах Евфимий Чудовский принципиально переработал текст молитв. В этой новой редакции читаем их до сих пор. Перечень изменений и их характер описан в статье для Богословского Вестника (МДА) , но выйдет этот номер еще не скоро. Можно было бы написать отдельную статью, посвятив ее обсуждению редакции данных молитв: нужно ли вернуться к старому виду текста, или подправить ныне существующий? Андрей Дементьев, Россия, Сергиев Посад 22. 02. 2017 в 09: 57 О. Далмат, в 5-й молитве я не заметил существенных отличий по смыслу. А вот сличив 6-ю молитву, аж воздохнул. Я считаю, что ... далее ...
Пасхальные храмы старой Москвы / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... над крымским ханом Казы-Гиреем – это был последний татарский набег, когда враг достиг пределов Москвы. В честь его одоления был основан Донской монастырь, а на Воробьевых горах поставили памятную церковь святого Андрея Стратилата, ибо победа совершилась в день его памяти. Она и дала имя монастырю. Дальнейшая история собственно Андреевского монастыря связана с именем боярина Федора Ртищева и с первыми страницами в славной летописи русского просвещения. В середине XVII века остро ощущалась потребность в знаниях для исправления богослужебных книг и в грамотных кадрах для государева Печатного двора. Идея эта давно витала в воздухе. Еще при царе Михаиле Федоровиче возникла мысль об устройстве в Москве такого монастыря, где велась бы научно-переводная работа, где селились бы монахи, занимающиеся книжным делом. Осуществилось это чуть позже, когда боярин Ртищев, входивший, наряду с Никоном и Аввакумом, в знаменитый кружок «ревнителей древнего благочестия», человек глубоко верующий и любивший знания, задумал устроить в Москве «учительное братство», где не только совершалась бы работа по исправлению богослужебных книг и созданию новых переводов, но и обучение юношества. Он ... далее ...
Путешествие Новгородского митрополита Никона в ...Искать в Источникеpravmir.ru
... в которой заявляли, что все бояре, ездившие в Соловки, награждены, только они не получили никаких наград, между тем как они со стрельцами были на карауле беспрестанно, все судовые поделки были поручены их надзору, а из Ярославля они со стрельцами несли мощи всю дорогу. 5 сентября царь указал наградить стрелецкого голову в том же размере, как и стольников, а сотника в половину против головы ( Там же. №№ 68, 69, 70, 71 и 72 ) . 102 Строев П. М. Выход царей… С. 291, 334, 380, 448, 465, 554, 599, 641; Дворцовые разряды. Т. III. С. 631, 1505. 105 Приходно-расходные и указные книги печатного двора в московской синодальной типографии. № 66. Л. 19 и № 67. Л. 18. 106 Историческая библиотека. Т. V. №№ 18, 20, 316, 390. 107 Церковь на патриаршем дворе освящена собственно во имя апостола Филиппа, в честь ангела святителя Филиппа. 108 ААЭ. Т. IV. № 329. 109 Запись этого видения патриарха Никона в 1660 году находится в московской Синодальной библиотеке в отделе свитков за № 405 — столбец весьма ветхий и по краям истлевший. Поздний список этого видения — в сборнике Румянцевского музеума из собрания Ундольского № 415. Л. 243–247; здесь видение неверно отнесено к 1654 г. Теги: ... далее ...
Обращение Святейшего Патриарха Алексия II к ...Искать в Источникеmoseparh.ru
... издателям. В следующем году исполняется двадцать лет Синодальной библиотеке Московского Патриархата. Она была возрождена в то время, когда с трудом верилось, что православная книга будет издаваться так свободно и в таком количестве, как сегодня. Когда в качестве главной задачи перед возрожденной библиотекой ставилось создание полной коллекции отечественной церковной печати, менее всего можно было предположить, что самым затруднительным в этом деле окажется комплектование ее фондов современными церковными изданиями. Посудите сами. В фондах Синодальной библиотеки издания Московского печатного двора XVII века представлены пятой их частью (около ста изданий) , а современные церковные издания последнего десятилетия — примерно пятью процентами. Как заставить православных издателей предоставлять свои новые книги, журналы и газеты в Синодальную библиотеку? Ведь пройдут годы, и церковные историки будут судить о нашем времени именно по этим изданиям. Но где они их будут искать? Библиография церковной печати должна быть предельно полной, исчерпывающей, однако без наличия описываемых изданий сделать ее таковой не представляется возможным. Следует заметить, что есть и ... далее ...
Храм Илии пророка - <Искать в Источникеprihod.ru
... А. П. Лопухина. СПб. 1904-1913. Мельников – Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул, 1999. Пентковский – Пентковский А. М. Литургические реформы в истории Русской Церкви и их характерные особенности ЖМП. №2. 2001. С. 72-80. Робинсон – Робинсон А. Н. Симеон Полоцкий - астролог Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. Сиромаха I – Сиромаха В. Г. Книжная справа и вопросы нормализации книжно-литературного языка Московской Руси во 2-й половине XVII в. : Канд. дисс. М., 1981. Сиромаха II – Сиромаха В. Г. Книжные справщики Печатного двора 2-й половины XVII в. Старообрядчество в России ( XVII-XX века ) . М. 1999. Сиромаха, Успенский – Сиромаха В. Г. Успенский Б. А. Кавычные книги 50-х годов XVII-го века Археографический ежегодник за 1986 г. М., 1987. Словарь – Греческо-русский словарь Нового Завета: Пер. с англ. Ньюман Б. М. (Barclay M. Newman) Под редакцией В. Н. Кузнецовой, Е. Б. Смаргиной, И. С. Козырева. М., 2000. Урушев – Урушев Д. К биографии епископа Павла Коломенского Старообрядчество в России ( XVII-XX вв. ) : Сб. науч. тр. Вып. 3. М., 2004. Успенский Н. Д. – Успенский Н. Д. Коллизия двух ... далее ...
Научно-практическая конференция «Паисиевские ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... монастыря, экскурсией по городу и краеведческому музею. Галичское Евангелие представляет собой богослужебную рукопись с текстом четырех Евангелий и состоит из 178 пергаментных листов. Текст книги написан 4-мя писцами. На последнем листе имеется запись, указывающая на имя одного из писцов, Феофана, и на место и время создания рукописи ― 6865 год по старому летоисчислению. Содержание надписи, сделанной на 27 листе рукописи, позволяет предположить, что Евангелие принадлежало Никольскому Староторжскому монастырю Галича. Впервые Галичское Евангелие упоминается в «Описи» Московского печатного двора, составленной в 1727 году. Сведений о том, каким образом Евангелие попало в Москву, не сохранилось. Исследовали полагают, что это могло произойти в период исправления церковных книг Патриархом Никоном. В 1786 году кодекс в числе других древних книг был по императорскому указу передан в Московскую Синодальную библиотеку. С 1920 года Галичское Евангелие хранится в Государственном историческом музее (собрание Патриаршей библиотеки, № 68) . Научное исследование текста Галичского Евангелия было осуществлено Лидией Жуковской. Ее труд под названием «Из истории языка ... далее ...
Епископ Дмитровский Александр считает желательным ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... конференция «Иван Федоров: российское книгоиздание от истоков до современности». Бронзовый памятник первопечатнику Ивану Федорову был открыт 12 октября 1909 года. Его создал архитектор Иван Машков по проекту преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сергея Волнухина ― художника, скульптора, одного из основоположников символизма и модерна в русской пластике. Иван Федоров ( 1510-1583 ) служил диаконом храма Николы Гостунского в Кремле. Освоив тонкости типографского искусства Анонимной типографии, созданной игуменом Сильвестром и митрополитом Макарием, стал печатать первые пробные единичные печатные листы, первые книги. В 1553 году по приказу царя в столице началось строительство Государственного печатного двора на Никольском крестце (Никольская улица) . Иван Федоров возглавил Типографию в 1563 году и уже 19 апреля 1563 года вместе с мастером-печатником Петром Мстиславцем начал работу над своей первой книгой ― «Деяния и послания святых Апостолов» («Апостол») . После пожара 1571 года, когда Печатный двор выгорел полностью, Иван Федоров покинул столицу. Первопечатник умер 5 декабря 1583 года. Он похоронен во Львове, в Свято-Онуфриевском ... далее ...
Патриархальный традиционализм – староверие – ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... обрядовой практики, Патриарх Никон ради сохранения церковного мира разрешал «служить как прежде», т. е. по старым, не исправленным Служебникам, заложив тем самым основу единоверия, которое получит свое развитие в XIX в. [в окт. 1880 г. по прошению митрополита Платона и указу императора Павла I Синод утвердил «Правила единоверия»]) . Основные причины «церковной смуты» середины–конца XVII в. крылись в отстранении ряда активных «ревнителей церковного благочестия» (Иван Неронов, Федор Иванов, Аввакум Петров и др.) от участия в выработке церковно-государственной политики, деятельности Печатного двора и книжной справы, проводившейся со времени слабого и по большей части бездеятельного Патриарха Иосифа (из высказанных ранее и известных нам авторских позиций, наиболее объективным представляется мнение Ф. И. Буслаева) 8. Будучи не заинтересованными в укреплении РПЦ и ее Предстоятеля, боярское окружение Царя Алексея Михайловича при активнейшем участии митрополита Газского Паисия Лигарида с целью дестабилизации церковно-государственной «симфонии», дискредитации Патриарха, развития конфликта с Царем и подрыва мощи РПЦ поддерживало наиболее активных расколоучителей как ... далее ...
Заиконоспасский монастырь / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... власти запретили «рядскую» торговлю иконами: в 1681 году царь Федор Алексеевич издал указ, дабы «торговым людям святых икон на промене не держать». Иконный ряд ликвидировали, а для «промену» икон были построены деревянные лавки на Печатном дворе. Через несколько лет в Заиконоспасском монастыре открылась первая высшая школа России – Славяно-греко-латинская академия. «Московские новосияющие Афины» Превращение Заиконоспасского монастыря в учительный началось еще до строительства нового собора. В первой половине XVII века остро ощущалась потребность в грамотных специалистах для нужд Печатного двора, исправления и переводов церковных книг, для подготовки чиновников Посольского и других государственных приказов. Кроме того, стала ясна задача повышения образовательного уровня русского духовенства, в том числе и для защиты Православия от иноземного влияния. Опыт приглашения ученых греков и киевских монахов (училище Ртищева, Чудовская школа) был успешен, но показал необходимость создания собственной школы. В 1634 году в Москве была устроена Греко-латинская школа под руководством грека Арсения, где впервые стали обучать древним языкам: латинскому и греческому. Так ... далее ...
Книжная справа при Патриархе Гермогене / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Таким образом, благодаря активной издательской деятельности Патриарха Гермогена мы обладаем уникальным печатным наследием. Первосвятитель был патриотом и исповедником не только в борьбе с поляками и литовцами. Эти черты его личности проявились и в других областях патриаршей деятельности. Подобным же образом он заявил о себе в сфере богослужебной культуры, предприняв издание новых богослужебных книг. Был создан принципиально новый тип богослужебного Устава, который определил направление дальнейшей эволюции Типикона. Эти книги послужили основанием для последующей деятельности Московского Печатного двора. Рассматриваемый период можно назвать " осенью русского Средневековья " – уникальным слепком древнерусского благочестия и богослужебной культуры. При последующих Патриархах началась секуляризация Печатного двора, книжная справа стала вестись на иных основаниях. Менялось мировоззрение, ощущалось западное влияние, что и привело к никоновской книжной справе, литургической реформе и расколу. Протоиерей Георгий Крылов Источник: Церковный вестник 12 ноября 2012 г. [i] Описание экземпляров и некоторые сведения о казанской типографии см. : Поздеева И. В., Турилов А. А. " ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Печатного двора
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"