Печатного двора



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Пасхальные храмы старой Москвы / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... над крымским ханом Казы-Гиреем – это был последний татарский набег, когда враг достиг пределов Москвы. В честь его одоления был основан Донской монастырь, а на Воробьевых горах поставили памятную церковь святого Андрея Стратилата, ибо победа совершилась в день его памяти. Она и дала имя монастырю. Дальнейшая история собственно Андреевского монастыря связана с именем боярина Федора Ртищева и с первыми страницами в славной летописи русского просвещения. В середине XVII века остро ощущалась потребность в знаниях для исправления богослужебных книг и в грамотных кадрах для государева Печатного двора. Идея эта давно витала в воздухе. Еще при царе Михаиле Федоровиче возникла мысль об устройстве в Москве такого монастыря, где велась бы научно-переводная работа, где селились бы монахи, занимающиеся книжным делом. Осуществилось это чуть позже, когда боярин Ртищев, входивший, наряду с Никоном и Аввакумом, в знаменитый кружок «ревнителей древнего благочестия», человек глубоко верующий и любивший знания, задумал устроить в Москве «учительное братство», где не только совершалась бы работа по исправлению богослужебных книг и созданию новых переводов, но и обучение юношества. Он ... текст полностью ...
“Похвальное слово русским преподобным” — творение ...Искать в Источникеpravmir.ru
... — в сфере соловецкой книжности. При его участии и под его руководством в соловецком скриптории были созданы новые редакции сочинений отцов Церкви: аввы Дорофея, преподобного Иоанна Лествичника, святителя Иоанна Златоуста, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Григория Синаита и святителя Григория Паламы. Собственная литературная деятельность Сергия (Шелонина) также отличалась поразительной плодотворностью: им были написаны службы, жития и похвальные слова многим севернорусским святым 2. В 40-е годы XVII в. Сергий (Шелонин) принял активное участие в деятельности Московского Печатного двора. По просьбе патриарха Иосифа им было подготовлено к печати первое в России издание “Лествицы” преподобного Иоанна Синайского, вышедшее в свет в 1647 г. 3. В 1647 г. Сергий (Шелонин) был поставлен патриархом Иосифомв сан архимандрита Костромского Ипатьевского монастыря. Однако пробыл он в Ипатьевском монастыре недолго — всего несколько лет, и в начале 50-х гг. XVII в. возвратился в Соловецкий монастырь, где продолжил свою книжную деятельность 4. С самого начала своей литературной деятельности Сергий (Шелонин) проявил особый интерес к древним патерикам — Египетскому, ... текст полностью ...
Храм Илии пророка - <Искать в Источникеprihod.ru
... А. П. Лопухина. СПб. 1904-1913. Мельников – Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул, 1999. Пентковский – Пентковский А. М. Литургические реформы в истории Русской Церкви и их характерные особенности ЖМП. №2. 2001. С. 72-80. Робинсон – Робинсон А. Н. Симеон Полоцкий - астролог Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. Сиромаха I – Сиромаха В. Г. Книжная справа и вопросы нормализации книжно-литературного языка Московской Руси во 2-й половине XVII в. : Канд. дисс. М., 1981. Сиромаха II – Сиромаха В. Г. Книжные справщики Печатного двора 2-й половины XVII в. Старообрядчество в России ( XVII-XX века ) . М. 1999. Сиромаха, Успенский – Сиромаха В. Г. Успенский Б. А. Кавычные книги 50-х годов XVII-го века Археографический ежегодник за 1986 г. М., 1987. Словарь – Греческо-русский словарь Нового Завета: Пер. с англ. Ньюман Б. М. (Barclay M. Newman) Под редакцией В. Н. Кузнецовой, Е. Б. Смаргиной, И. С. Козырева. М., 2000. Урушев – Урушев Д. К биографии епископа Павла Коломенского Старообрядчество в России ( XVII-XX вв. ) : Сб. науч. тр. Вып. 3. М., 2004. Успенский Н. Д. – Успенский Н. Д. Коллизия двух ... текст полностью ...
Вышел новый номер журнала «Христианское чтение» : ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Оценкой хилиастических взглядов является буквальное или символическое толкования 20 главы Апокалипсиса. К первому направлению примыкают Коммодиан и Лактанций, ко второму~--- Тертуллиан. Свт. ~Викторин Петавский занимает среднее положение: он органично сочетает буквальный подход с символическим. История русской библеистики Н. Н. Корниенко. К вопросу о книжной справе XVII века: правка Апостола 1679 г. В 1872 году была опубликована работа В. Е. Румянцева «Сборник памятников, относящихся до книгопечатания в России», в которой была приведена «Докладная выписка» справщиков Московского печатного двора времени патриарха Иоакима о сделанных исправлениях Апостола 1679 года. Изучение этого документа позволяет проследить историю правки Апостола от первопечатного Апостола 1564 г. до Апостола в составе Елизаветинской Библии 1751 года и установить основные тенденции изменения текста. Сайт СПбДА Поделиться… Другие новости раздела История Древней Церкви 25. 10. 17 09: 16 Церковь на рубеже VII и VIII столетий 21. 10. 17 15: 12 Книжная суббота: Римская империя, христианство и варвары 21. 10. 17 12: 07 Книжная суббота: Евсевий Кесарийский и становление раннесредневекового ... текст полностью ...
Патриархальный традиционализм – староверие – ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... обрядовой практики, Патриарх Никон ради сохранения церковного мира разрешал «служить как прежде», т. е. по старым, не исправленным Служебникам, заложив тем самым основу единоверия, которое получит свое развитие в XIX в. [в окт. 1880 г. по прошению митрополита Платона и указу императора Павла I Синод утвердил «Правила единоверия»]) . Основные причины «церковной смуты» середины–конца XVII в. крылись в отстранении ряда активных «ревнителей церковного благочестия» (Иван Неронов, Федор Иванов, Аввакум Петров и др.) от участия в выработке церковно-государственной политики, деятельности Печатного двора и книжной справы, проводившейся со времени слабого и по большей части бездеятельного Патриарха Иосифа (из высказанных ранее и известных нам авторских позиций, наиболее объективным представляется мнение Ф. И. Буслаева) 8. Будучи не заинтересованными в укреплении РПЦ и ее Предстоятеля, боярское окружение Царя Алексея Михайловича при активнейшем участии митрополита Газского Паисия Лигарида с целью дестабилизации церковно-государственной «симфонии», дискредитации Патриарха, развития конфликта с Царем и подрыва мощи РПЦ поддерживало наиболее активных расколоучителей как ... текст полностью ...
Заиконоспасский монастырь / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... власти запретили «рядскую» торговлю иконами: в 1681 году царь Федор Алексеевич издал указ, дабы «торговым людям святых икон на промене не держать». Иконный ряд ликвидировали, а для «промену» икон были построены деревянные лавки на Печатном дворе. Через несколько лет в Заиконоспасском монастыре открылась первая высшая школа России – Славяно-греко-латинская академия. «Московские новосияющие Афины» Превращение Заиконоспасского монастыря в учительный началось еще до строительства нового собора. В первой половине XVII века остро ощущалась потребность в грамотных специалистах для нужд Печатного двора, исправления и переводов церковных книг, для подготовки чиновников Посольского и других государственных приказов. Кроме того, стала ясна задача повышения образовательного уровня русского духовенства, в том числе и для защиты Православия от иноземного влияния. Опыт приглашения ученых греков и киевских монахов (училище Ртищева, Чудовская школа) был успешен, но показал необходимость создания собственной школы. В 1634 году в Москве была устроена Греко-латинская школа под руководством грека Арсения, где впервые стали обучать древним языкам: латинскому и греческому. Так ... текст полностью ...
Успенские храмы старой Москвы / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... и всегда тесное соприкосновение с историей уцелевшего храма дарует радостное чувство о его счастливой судьбе, о том, что Москва не потеряла и эту частичку своей души. Уникальное здание, находящееся на государственной охране как памятник истории и культуры, всего лишь было сильно перестроено для новых нужд, так как в нем разместилось строительное учреждение. Только в 1992 году была создана община, и храм официально возвращен Церкви. Еще одна замечательная сохранившаяся Успенская церковь на Сретенке, что в Печатниках, была выстроена как приходская для местной слободы мастеров Государева Печатного двора. Однажды в нее зашел живший неподалеку художник В. Пукирев – а в храме в это время венчались богатый старик и совсем молоденькая девушка. Увиденное в храме стало сюжетом знаменитой картины «Неравный брак». А на Покровке, на углу с Потаповским переулком, до 1929 года стояла дивная московская церковь Успения Божией Матери. Ее называли “восьмым чудом света”, настолько хороши были ее взмывающие в небо главки, украшенные ажурными кружевами лепнины. Московский зодчий Василий Баженов сравнивал ее архитектуру с Покровским собором на Красной площади, а Наполеон изумился ее красоте и ... текст полностью ...
Никольский монастырь / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... содержания святителя в одноименном Никольском монастыре, но в Китай-городе. Народ целыми днями толпился у его стен, и тогда лютый царь повелел отправить мученика из Москвы – из Никольского монастыря св. Филиппа перевезли в Тверской Отроч монастырь, где он принял мученическую смерть. Новый Никольский монастырь заимел несколько старомосковских названий. Первое из них – «За иконным рядом», как назывался и соседний Спасский монастырь, основанный в 1600 году, кстати, на земле Никольского монастыря. Древний Иконный ряд, где москвичи приобретали себе иконы, тянулся от Богоявленского переулка до Печатного двора. Оттого в народе Никольская называлась «священной улицей». Иконы в старой Москве не продавали, а «выменивали», не торгуясь, цену назначали, и если хозяин запрашивал слишком высокую цену, говорил покупателю – то Божья цена. Здесь можно было «выменять» или заказать любую икону. Однако фактическая торговля образами со временем показалась властям неблагочестивой. И в 1681 году царским указом Иконный ряд запретили - «торговым людям святых икон на промене не держать и иконному ряду впредь в том месте не быть», а торговлю иконами перевели на Печатный двор, где выстроили несколько ... текст полностью ...
Книжная справа при Патриархе Гермогене / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Таким образом, благодаря активной издательской деятельности Патриарха Гермогена мы обладаем уникальным печатным наследием. Первосвятитель был патриотом и исповедником не только в борьбе с поляками и литовцами. Эти черты его личности проявились и в других областях патриаршей деятельности. Подобным же образом он заявил о себе в сфере богослужебной культуры, предприняв издание новых богослужебных книг. Был создан принципиально новый тип богослужебного Устава, который определил направление дальнейшей эволюции Типикона. Эти книги послужили основанием для последующей деятельности Московского Печатного двора. Рассматриваемый период можно назвать " осенью русского Средневековья " – уникальным слепком древнерусского благочестия и богослужебной культуры. При последующих Патриархах началась секуляризация Печатного двора, книжная справа стала вестись на иных основаниях. Менялось мировоззрение, ощущалось западное влияние, что и привело к никоновской книжной справе, литургической реформе и расколу. Протоиерей Георгий Крылов Церковный вестник 12 ноября 2012 г. [i] Описание экземпляров и некоторые сведения о казанской типографии см. : Поздеева И. В., Турилов А. А. " Тетрати... ... текст полностью ...
Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея ...Искать в Источникеmospat.ru
... издателям. В следующем году исполняется двадцать лет Синодальной библиотеке Московского Патриархата. Она была возрождена в то время, когда с трудом верилось, что православная книга будет издаваться так свободно и в таком количестве, как сегодня. Когда в качестве главной задачи перед возрожденной библиотекой ставилось создание полной коллекции отечественной церковной печати, менее всего можно было предположить, что самым затруднительным в этом деле окажется комплектование ее фондов современными церковными изданиями. Посудите сами. В фондах Синодальной библиотеки издания Московского печатного двора XVII века представлены пятой их частью (около ста изданий) , а современные церковные издания последнего десятилетия – примерно пятью процентами. Как заставить православных издателей предоставлять свои новые книги, журналы и газеты в Синодальную библиотеку? Ведь пройдут годы, и церковные историки будут судить о нашем времени именно по этим изданиям. Но где они их будут искать? Библиография церковной печати должна быть предельно полной, исчерпывающей, однако без наличия описываемых изданий сделать ее таковой не представляется возможным. Следует заметить, что есть и ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Печатного двора
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"