Свидетельством крепкого стояния русских людей за свою Церковь , именно за Православие, является то, что с XIV века, с эпохи утверждения монгольского ига, русские стали подчеркнуто называть себя православными, и это наименование стало синонимом слова «русский». За период от татарского нашествия до XVII века укажем только на три литературные свидетельства о положении русских женщин в те века. Это умилительная повесть о святых Петре и Февронии XVI века и немногим более поздняя книга, знаменитый «Домострой», и повесть о святой Иулиании Лазаревской. Инок Еразм в начале царствования Иоанна Грозного написал житие святых Петра и Февронии, живших в Муроме. Диавол соблазняет жену муромского князя Павла, брата Петрова. Он проговаривается, что смерть ему написана «от Петрова плеча, от Агрикова меча». Князь Петр добывает «Агриков меч» и убивает змея, в которого воплотился диавол. Но от крови, которой змей обрызгал князя Петра, у последнего открылись язвы по всему телу, и никто из врачей не мог его излечить. Князь Петр посылает повсюду искать целителя, и посланные находят наконец простую девушку, дочь ленника, которая берется излечить князя, при условии, что после исцеления он женится на ней. Девица эта, Феврония, вылечила князя, и после некоторого колебания князь Петр женился на ней. По кончине своего брата, князя Павла, князь Петр сделался державным муромским владетелем. Но муромские бояре невзлюбили княгиню Февронию за ее простое происхождение, точнее, невзлюбили ее жены боярские, и бояре начали требовать от князя или развестись с женой, или покинуть княжеский престол. Князь Петр «вменил в уметы», то есть пренебрег своим княжеством, и, сев в лодку с любимой женой, поплыл по Оке в изгнание. Вечером остановились они у берега, и князь Петр, будучи неопытен в жизни без слуг и помощников, начал приходить в уныние. Святая же Феврония утешала его: – Не скорби, княже любимый, Бог Милосердный не оставит нас в нищете. И стала она готовить пищу на том берегу. Утром уже приготовились они спускать лодки в реку, когда из Мурома приехали самые знатные бояре, прося князя Петра вернуться в город и владеть им по-прежнему, ибо едва он уехал из Мурома, как там начались ссоры и беспорядки, так что многие были убиты. Они усердно молили и святую Февронию простить их. И Петр и Феврония вернулись в родной город.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-542-3646.   12 .       Заявитель: издательство «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Святитель Афанасий Великий. Толкование на псалмы» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Святитель Афанасий Великий. Толкование на псалмы». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-542-3647.   13 .       Заявитель: издательство «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Святая блаженная Матрона Московская/сост. А. Маркова» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Святая блаженная Матрона Московская/сост. А. Маркова». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-542-3648.   14 .       Заявитель: издательство «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Святые Петр и Феврония Муромские/сост. А. Маркова» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Святые Петр и Феврония Муромские/сост. А. Маркова». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-542-3649.   15 .       Заявитель: издательство «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)/сост. Е. Круглова» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)/сост. Е. Круглова».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

звавшийся Ярославлем (Рукоп. Рязанские достопамятности. Герберштейн, стр. 48). В 1123 году умер старший брат Ярослава Давид, князь Черниговский. Ярослав занял старший стол Черниговского княжества, а Муром предоставил племяннику своему Всеволоду Давидовичу, но вследствие княжеских междоусобий должен был возвратиться в прежний свой удел. Ум. в Муроме, в 1129 году родоначальником князей Муромских и Рязанских. Св. тело его положено было в Благовещенском, построенном им храме, при котором, в XVI веке, устроился монастырь, существующий доныне. Благочестивая княгиня Ирина скончалась во время княжения супруга ее в Чернигове. Князья – Михаил убиенный и Феодор почивают в Муроме подле родителя. На Соборе 1547 г. установлено праздновать в Муроме 21 мая св. кн. Константину с чадами его. В 1552 г. царь Иоанн на пути в Казань, быв в Муроме, поклонялся «благоверным князьям», испрашивая их помощи; а в следующем году открыты мощи их и освящен новый храм, построенный царем, по обету, для их мощей, с приделом во имя их. «Повесть о князе Константине и его чадах», в полном своем составе, содержит сказания о древнейшем состоянии города Мурома, о водворении в нем христианства Константином, о восстановлении города кн. Юрием, далее сказание о епископе Василии и рассказ о обретнии мощей Муромских просветителей» (Ключевский, стр. 281). Св. князь Константин изображен отроком на выходной картине «Сборника 1073 года», принадлежащего отцу его. В «Иконописном Подлиннике»: «Константин, подобием надсед, власы кудряв, брада аки Власиева поуже, на конце раздвоилась, на главе шапка красная и ризы на нем княжеския. Михаил и Феодор, оба млади, одеяние на них шубы княжеския; обретены быша мощи их в лето 7063» (Филимонов, стр. 350). 442. Святая и благоверная болярыня Иулиана яже бысть в селе Лазаревском чудотворица преставися в лето 7112 месяца января во 2 день Благочестивая и праведная помещица XVII века, дочь царского ключника Иустина Недюрева, осталась в детстве сиротою, воспитывалась у родной бабки своей Анастасии Васильевны Лукиной. Вступила на 17 году в брак с Юрием Осоргиным, владельцем села Лазаревского близ Мурома, человеком благородным и богатым,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

13.Святой благоверный князь Михаил, Муромский чудотворец ( " 13 спервава яруса " ). 14.Архангел Гавриил ( " 14 спервава яруса " ). 15.Иоанн Креститель ( " 15 спервава яруса " ). Более близкое к центру место, чем в традиционном иконостасе, заняли муромские чудотворцы . Не исключено, что это сделано по воле купца Платона Герасимова, " благодаря благочестивой мысли " которого был построен каменный храм. Особое отношение к храму его строителя проявилось, в частности, в его " ревностном желании " чтобы освящение хотя бы одного престола прошло в особенно торжественной и благолепной обстановке и было совершено Архиереем. Известно, что храм XIX века был поставлен взамен древней деревянной церкви, первое упоминание о которой относится к 1676 году. Тогда село Тучково относилось к Рязанской епархии. На оборотах досок сохранились рабочие цифровые и буквенные обозначения того времени. Их расшифровка и систематизация расширяют представление о первоначальном составе иконостаса и восстанавливают порядок расположения икон в XVII столетии. Можно уверенно сказать, что в XVII веке с каждой стороны от центра размещалось не менее восьми икон. Порядок их расположения был канонический. Центр: Иисус Христос - Господь Вседержитель. Правая сторона: 1. Пресвятая Богородица. 2. Архангел Михаил (В П). 3. Апостол Петр (Г П). 4. Святитель Николай (Д П). 5. Святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси (Е П). 6. Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (S П). 7. Святой благоверный князь Петр, Муромский чудотворец (З П). 8. Святая благоверная княгиня Феврония Муромская (И П). Левая сторона: 1. Иоанн Креститель (Предтеча) (А Л). 2. Архангел Гавриил (В Л). 3. Апостол Павел (Г Л). 4. Святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси (Д Л). 5. Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси (ЕЛ). 6.Святой благоверный князь Константин, Муромский чудотворец (местонахождение не известно). 7. Святой благоверный князь Михаил, Муромский чудотворец (ЗЛ). 8. Святой благоверный князь Федор, Муромский чудотворец (ИЛ)

http://sobory.ru/article/?object=04166

но скорбела о том, что «лучшей меры девственного жития не постигла», т.е. не осталась в девстве. Когда муж ее пребывал на царской службе, в Астрахани, год или два, а иногда и три лета, в то время она все ночи без сна проводила, много Богу молилась и не угасал светильник ее всю ночь. Продавая работу свою, деньги раздавала нищим. Была она «хитра пяличному делу» (т.е. мастерица шить в пяльцах). Многую милостыню тайно от свекра и свекрови творила. Только ведала это одна малая рабыня, с которою посылала милостыню нуждающимся. И все это делала по ночам, чтобы никто не узнал. А днем домашнее хозяйство без лености правила. О вдовах и сиротах, как настоящая мать, заботилась своими руками кормила и поила, омывала и обшивала. И совершилось на ней слово премудрого Соломона: «жену добру аще кто обрящет, дражайши камени драгоценнаго таковая; богатства не лишится, и радуется о ней сердце мужа; аще где коснит, не печется ни о чесом же». Все в дому ее были одеты и насыщены, и каждому дело, по силе его, давала, а гордости и величанья и не требовала, чтобы ей кто на руки воды подал, или ноги е еразул; но все сама делала. Разве по нужде, когда гости приходили, тогда ей рабыни «по чину предстояли» и служили. Когда же уходили гости, и то она себе в тяжесть вменяла, и всегда со смиреньем, укоряя душу свою, говорила: «кто же я сама убогая и грешная, что предстоят мне такие же человеки, созданье Божие?» Гнев Божий постиг Русскую землю, наказуя нас за грехи наши. Наступил великий голод, от которого много людей померло. Она же многую милостыню творила тайно от всех. Брала у свекрови себе пищу, будто бы на утреннее и полуденное яденье, и отправляла нищим. Когда же кто из нищих умирал, нанимала она обмыть его, и покупла «умиальныя ризы» (саван), и на погребение посылала деньги; и когда видела в селе своем мертвеца, погребаемого, знакомого или незнакомого, всегда довольно молилась о душе его. Ей суждена была скорбь, тяжкая для материнского сердца: старший сын ее был убит слугою. Это сильно огорчило ее, но она еще имела столько твердости, что утешала супруга своего. Скоро после того, другой сын убит был на царской службе, – они и эту потерю перенесли благодушно. Однако эти две потери так потрясли ее, что она сильно упрашивала супруга дозволить ей вступить в монастырь. Супруг удержал ее: «твое дело, говорил он, воспитывать детей для Господа». Блаж. Иулиания отвечала ему: «воля Господня да будет». Она пережила мужа, которому

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Сегодня мы освятили этот Божий храм, и я хотел бы выразить сердечную благодарность владыке Феогносту, правящему архиерею, отцу настоятелю, приходскому активу и всем добрым людям, которые помогали возводить этот замечательный храм Божий в таком прекрасном месте. И то, что я сегодня упал, ничего не значит, — просто пол прекрасный. В него смотреться можно, такой он блестящий и гладкий, но когда на него падает вода, даже святая, работают законы физики. Поэтому я сегодня так неудачно прокатился по этому прекрасному полу, но, по милости Божией, без всяких последствий. Зато все вы запомните сегодняшний день, как и я его запомню — с радостью, с благодарением ко всем вам за то, что вашими трудами, вашими молитвами, вашими пожертвованиями был построен этот замечательный храм. Еще раз большая благодарность владыке Феогносту, который много потрудился, чтобы эта святыня была здесь воздвигнута; еще и еще раз благодарю всех жертвователей и всех тех, кто здесь трудился. Пусть храм в честь святых праведных Петра и Февронии, покровителей брака, всегда остается тем местом, где молодые люди, вступающие в совместную жизнь, молились бы пред лицом Божиим и получали благословение через таинство Брака. И помнили: если когда-нибудь в жизни что-то заискрит, то этот храм для них — купель, в которой родился их брак, и сюда, может быть, нужно прийти, помолиться, принести покаяние, причаститься Святых Христовых Таин, и милостью Божией напряжение, возникшее в семье, пройдет. Хотелось бы надеяться, что человек с искренней верой в душе способен сам, без всяких третейских судей, излечивать семейные конфликты и возникающую иногда между самыми близкими людьми неприязнь. Молитвами святых Петра и Февронии да хранит Господь брак честен, в который вступают люди, брак тех, кто уже долгие годы живет семейной жизнью. Да помогут святые Петр и Феврония своими молитвами пред лицом Божиим находить и соединять два любящих сердца и хранить любовь до самого последнего издыхания. Хотел бы в память о замечательном сегодняшнем событии преподнести для этого храма икону Скоропослушницы. Она называется так потому, что молящийся перед иконой сей с верой глубокой и надеждой получает скорую помощь в том случае, если грех не становится преградой между молящимся и Богом. Дай Бог, чтобы именно так развивалась наша церковная жизнь, а также христианская жизнь каждого православного человека, каждого члена нашей Матери Церкви.

http://sedmitza.ru/patriarch/2022-06-25/...

и священнический чин, ограждая его от нужд. Оба вели жизнь постническую, чистую, целомудренную. Один женатый возмущался нечистыми мыслями, смотря на прекрасную княгиню. «Почерпни воды из реки с этой стороны судна, сказала княгиня (это было во время плавания по р. Оке; тот почерпнул); испытай, какова?» Тот исполнил приказание. – «Почерпни воды с другой стороны и отведай ее», сказала княгиня. И когда тот выполнил волю ее, она спросила: «находишь ли разность между тою и другою водою?» Никакой, ответил тот. Св. княгиня сказала тогда: «точно так одинаково естество женское; напрасно ты, оставляя свою жену, думаешь о чужой». Когда князь и княгиня достигли старости: то в одно время облеклись в иноческое одеяние, один с именем Петра, другая с именем Февронии. На пасхальной неделе 1228 г. преставился сам князь-инок, а в один день с ним почила и блаженная Феврония. В начале 16 в. «по всем странам прошла весть, что в г. Муроме явились славные чудотворцы, дарующие исцеления приходящим к ним». Собором 1547 г. положено местно праздновать память кн. Петра и Февронии; тогда же написана и служба им. В последствии празднование стало повсеместным и вероятно вскоре после того, как царь Иоанн Васильевич на походе против Казани, в 1552 г. благоговейно «поклонился в Муроме сродникам своим, великим чудотворцам, кн. Петру и кн. Февронии» (Филарет, «Рус. Св.», июнь, стр. 114–119). Мощи почивают под спудом в древнем Благовещенском соборе г. Мурома. Житие написано монахом Еразмом («Обз. Русск. Дух. Литер.», стр. 211). В «Иконописном Подлиннике»: «Петр подобием стар и сед, брада аки Богоотца Иоакима, кудревата, ризы преподобническия, и в схиме; Феврония образом и ризами аки Евдокия, и в схиме» (Филимонов, стр. 373). 439. Святый благоверный князь Константин Святославичь Муромский преставися в лето 6700 440. Святая и благоверная княгиня Ирина яже бысть супруга сему Святому и благоверному князю Константину 441. Святыя и благоверныя князи Михаил и Феодор чада их Муромския чудотворцы, преставишася в лето 6752 месяца Маиа в 21 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

К этому-то безумию нас Господь и призывает. Он говорит: не надо отвечать злом на зло. «Мне отмщение, Аз воздам». Если мы веруем в Бога, то должны знать, что все, что с нами происходит, не случайно и зачем-то в плане Божием нам нужно это потерпеть. Поэтому если мы согласны принимать то, что с нами происходит, значит, мы тем самым покоряемся Богу. И Господь, видя нашу покорность Ему, Сам нашу жизнь устраивает, то есть мы приобретаем нечто лучшее, приобретаем драгоценную жемчужину. Такая мудрость духовная гораздо выше, чем мудрость мирская, потому что мудрость мирская велит нам жизнь устроить только здесь. Когда у меня кто-то хочет что-то отнять, мирская мудрость мне говорит, что надо не отдавать. Ну как же я отдам? значит, у меня не будет, а у него будет? Это несправедливо. И что в результате? Ты потратил силы, потратил здоровье, потратил время, разнервничался весь – не отдал, победил. Ну и с чем ты остался в результате своей победы? Посмотри в свою душу, что там? Только зло и расстройство. А Господь иначе говорит. Он говорит: надо совершить безумный поступок. Когда у тебя кто-то просит верхнюю одежду, отдай ему и сорочку, пусть все возьмет. И если ты что-то отдал ради Царствия Небесного, ты получишь гораздо больше – не только Царствие Небесное, но и все, что тебе необходимо материального для жизни; получишь гораздо больше, чем тебе нужно. И так бывало всегда. В одном житии описывается, как некий язычник нашел деньги, так много, что у него просто закружилась голова. Он пришел к жене и говорит: «Что делать с этими деньгами?» А жена у него была верующая, она ответила: «Отдай их христианскому Богу». – «А как это сделать?» – «Пойди к церкви, отдай нищим». И он впервые в жизни решился на безумный поступок. Прошло некоторое время – и он получил гораздо больше: он получил хорошую должность, и вышел из нищеты, и жизнь свою устроил прекрасно, потом крестился, стал христианином. Или сегодня Святая Церковь празднует память двух святых, Петра и Февронии – он был князем Муромским, а она дочерью крестьянина. Петр заболел проказой. Эта болезнь и сейчас почти неисцелима, а тогда, в тринадцатом веке, и подавно. Медицина была только народная, никаких средств облегчения болезни не знали. И Бог открыл, что исцелить его может только Феврония. Послали за ней, и она его действительно исцелила. И она была так хороша собой, так мудра, так благочестива, была таким прекрасным человеком, что Петр предложил ей руку и сердце. Он, князь, предложил ей, простой крестьянке. Феврония согласилась выйти за него замуж, но бояре забеспокоились, что крестьянка будет княгиней, и изгнали Петра. Сказали: либо ты с ней разводись, либо бросай княжество. И Петр совершил безумный поступок: он оставил жену себе и бросил княжество.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Адрес храма святых благоверных князя Петра и княгини Февронии: Старый Петергоф, пер. Ломоносова, д. 8 литер А. Проезд: на электричке от Балтийского вокзала до ст. Старый Петергоф, далее пешком 10-15 мин. Обращаемся ко всем желающим с просьбой о помощи в восстановлении Храма и организации Приходской жизни. Реквизиты Прихода: ИНН 7842127579; р/с 40703810655040000979 в Северо-Западном банке ПАО«Сбербанк»; ИНН 7707083893; к/с 30101810500000000653; БИК 044030653, ОГРН 1027700132195; КПП 783502001, ОКПО 09171401 Электронная почта: 5991800@mail.ru Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Петр послал в ту деревню своих людей. Когда князь увидел Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Князь Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Княгиня Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со княгиней Февронией. Супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе. На Московском соборе 1547 они были причислены к лику святых. Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/22/...

В «потерянном» предисловии автор несколько раз процитировал Священное Писание, притом чаще всего – послания апостола Павла. Цитаты из апостола Павла как бы прорастают сквозь сюжетную канву «Повести…». Вот цитата из Послания к коринфянам (2 Кор 6:5-7), задающая путь христианина сквозь тяготы и лишения ради Христа: «В скорбех… в нестроениих, трудех… в разуме, в долготерпении, во благости, в Дусе святе, в любви нелицемерне, в словеси истинне, в силе Божии» (такими словами передан фрагмент из Послание в «Повести о Петре и Февронии Муромских»). Именно такое шествие по мукам мы и видим в «Повести…». Святые Петр и Феврония действительно много перемещаются, путешествуют: после битвы со змеем, отравленный кровью чудовища, он отправляется на поиски врача, святая Феврония покидает родной дом ради супружества, они вместе вынуждены уехать из Мурома, когда бояре составляют против них заговор, а потом вернуться, позже -- переселиться в монастырь... Но главное не сам факт перемещения в пространстве, главное другое: на этом пути они претерпевают трудности, приносят большие и маленькие жертвы. В благополучное время они не забывают о жертвенности и нищелюбии. Наконец, в финале предают самих себя в руки Божии, оставив княжеский престол и всё мирское ради иночества. Последней радостной жертвой было, пожалуй, рукоделие Февронии: шитье возд у ха для храма, которое она бросила, чтобы уйти из жизни земной одновременно с мужем. Дабы лучше понять, о чем говорил книжник, заглянем в начало соответствующей (шестой) главы этого Послания в синодальном переводе: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах…» (2 Кор 6:1-6) и так далее.

http://foma.ru/doroga-skorbi.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010