Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Моцок Василе) (ок. 1590, обл. Вранча - 19.12.1657, монастырь Секу), митр. Молдавский (1632-1653), писатель, поэт, переводчик и педагог. Род. в семье крестьян-резешей, мелких вотчинников (в Крещении предположительно получил имя Василий). Изучил греч. и церковнослав. языки в скиту Зосин, расположенном в окрестностях мон-ря Секу. Пострижен в монашество в мон-ре Секу, со временем стал его игуменом, в 1629 г. возведен в сан архимандрита. Был духовником молдав. господаря Мирона Барновского. В 1628 г. в составе посольства в Россию посетил Москву и Киев. С 23 сент. 1632 г. в сане митрополита. В 1639 г. был одним из 3 кандидатов на Патриарший престол Константинополя. В 1653 г. удалился на покой в мон-рь Секу. Первосвятительское служение В. проходило в годы правления господаря Василия Лупу и стало временем расцвета молдав. церковной и светской культуры. В 1639 г. В. освятил храм Трех святителей в г. Яссы, участвовал в торжественном перенесении во храм мощей св. Параскевы. В многосторонней деятельности В. особенно важны его труды по изданию учительной лит-ры. Еще будучи игуменом, он перевел «Лествицу» прп. Иоанна Лествичника. В 1640 г. при мон-ре Трех святителей была основана первая типография, для к-рой митр. Киевский Петр (Могила) прислал мастеров-печатников и оборудование. Первым изданием, выпущенным в типографии, стала соборная грамота состоявшегося в 1642 г. т. н. Собора в Яссах, на к-ром было одобрено «Православное исповедание» Петра (Могилы). В 1643 г. в Молдавии вышло «Учительное Евангелие, или Казания», составителем к-рого был В. Это собрание переводов с церковнослав. проповедей и слов различных греч. и слав. авторов. В основу книги, как выяснил совр. румын. исследователь П. Олтяну, был положен труд греч. богослова XVI в. Дамаскина Студита «Книга, называемая Сокровище» (греч. Βιβλον νομαζμενον Θησαυρς), напечатанный в 1557-1558 гг. в Венеции. «Казания» начинается «Общим словом» молдавского господаря Василия Лупу, затем следует «Слово к читателю», автором к-рого был В. 1-я ч. книги содержит 54 воскресные проповеди, 2-я - 21 проповедь на праздники Господские и на дни памяти нек-рых святых. Книга украшена гравюрами на дереве мастера Илии, иллюстратора книг, напечатанных в Киеве и во Львове. Язык «Казании» выразителен и пластичен, близок к народному.

http://pravenc.ru/text/154197.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (Трофимович-Козловский; † 15.03.1651, Киев), игум., сподвижник Киевского митр. св. Петра (Могилы) . Учился, по одним сведениям, во львовской братской школе, по мнению Я. Д. Исаевича, в виленской братской школе ( 1966. С. 138), затем, возможно, продолжил образование в католич. учебных заведениях. И. был иеромонахом в виленском Свято-Духовом мон-ре (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь ) при жизни основателя мон-ря прп. Леонтия (Карповича ; † сент. 1620). Впосл. переселился во Львов. В 1631 г. во Львове при освящении построенной Львовским братством Успенской ц. в присутствии преподавателей братской школы И. и мон. Сильвестра (Косова) архим. Петр (Могила) дал письменный акт о создании школ в Киеве и пригласил обоих духовных лиц преподавать в них. И. переехал в Киев, вошел в братию Киево-Печерского монастыря и вступил в Киевское братство , среди членов к-рого он записан как «Исаия Трофимович, инок монастыря Киево-Печерскаго». В 1631 г. И. стал первым (и единственным) ректором школы, основанной Петром (Могилой) при Троицкой больничной ц. в Киево-Печерском монастыре («лаврский гимназиум»). С сент. 1632 по 1638 г. И. возглавлял Киево-Могилянскую коллегию , образовавшуюся в результате объединения киевских монастырской и братской школ (по-видимому, И. преподавал в коллегии богословие, современники называли его «премудрым богословия учителем»). Одновременно И. являлся настоятелем мон-рей: в 1631-1634 гг.- приписного к Киево-Печерской обители Дятловицкого Преображенского монастыря в с. Дятловичи Пинского повета (совр. Белоруссия), в 1634-1638 гг.- киевского Братского в честь Богоявления мон-ря . После легализации православной иерархии в Речи Посполитой и избрания Петра (Могилы) на митрополичью кафедру в 1632 г. И. стал его духовником и ближайшим помощником. В 1633 г., получив от польск. кор. Владислава IV Вазы охранную грамоту, вместе с настоятелем киевского Кирилловского монастыря Леонтием И. ездил к К-польскому патриарху Кириллу I Лукарису за благословением для Петра (Могилы) на Киевскую митрополию. И. помогал митр. Петру в деле возвращения православным церквей и монастырей, захваченных униатами, в т. ч. киевского Софии Св. собора . В 1638 г. И. был поставлен настоятелем киевского Пустынно-Никольского мон-ря, полученного Петром (Могилой) от короля. В 1635 г. вместе с наместником Киево-Печерской обители Филофеем (Кизаревичем) отстаивал право мон-ря на земельные владения в споре с Межигорским в честь Преображения Господня мон-рем .

http://pravenc.ru/text/674844.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОЛИТВОСЛОВ В совр. правосл. традиции сборник молитвенных текстов для келейного чтения. Однако в более широком смысле и в древних источниках, и в современной лит-ре термином «молитвослов» могут обозначаться различные сборники молитв, совсем не обязательно для приватного (домашнего, келейного) употребления. Так, слав. слову «молитвословъ» буквально соответствует греч. наименование Εχολγιον, т. е. Евхологий (одна из важнейших богослужебных книг, содержащая основные молитвы церковных служб и предназначенная для священнослужителей). В слав. традиции до XIV в. включительно термин «евхологий» переводился именно как «молитвеникъ», а митр. Петр (Могила) озаглавил отредактированный и изданный им в 1646 г. Требник (т. е. Евхологий) следующим образом: «EYXOLOGION, альбо Молитвослов»). Однако в совр. смысле слова М. соответствует совсем не греч. Εχολγιον (части к-рого в слав. традиции с XV в. обычно обозначаются как Служебник и Требник), но греч. Προσευχητριον - Просевхитарий (от προσευχ - молитва). М. как самостоятельная книга сформировался в XVII в. (а его греч. аналог Просевхитарий еще позднее), но у него были прямые предшественники: Канонники, собрания текстов в конце Следованной Псалтири, а также молитвенные сборники, издававшиеся в землях Юго-Зап. Руси с кон. XVI в. (подробнее см.: Далмат (Юдин), иером. Начальный этап бытования молитв утренних и вечерних по печатным источникам (1596-1622): возникновение, вариативность состава, пути передачи текста//БВ. 2015. 18/19. С. 289-340; Он же. Молитвы утренние и вечерние в составе печатных сборников частного молитвенного обихода: возникновение и путь в московскую книжность//www.bogoslov.ru/text/5233602.html [Электр. ресурс]; также см. статьи Канонник , Следованная Псалтирь ). Минимальный состав М. включает наиболее известные молитвенные тексты: «Отче наш», «Богородице Дево», «Достойно есть», Символ веры. Но обычно в М. можно найти полные вечернее («На сон грядущим») и утреннее правила, каноны Господу Иисусу Христу (покаянный), Божией Матери (молебный) и ангелу-хранителю (т. н. 3 канона), правило ко Св. Причащению и благодарственные молитвы после Причащения. Часто этими текстами содержание М. не ограничивается: в различных редакциях этой книги встречаются многочисленные дополнительные каноны, акафисты, молитвы на разные случаи жизни, тропари и кондаки святым и перед иконами Божией Матери, полная Псалтирь.

http://pravenc.ru/text/2564068.html

митр. Антоний (Фиалко) Источники и литература Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Изд. Моск. Патриархии, 1976. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. Сочинения: В 5 т. М., 1839–1840. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. Сочинения. СПб. Изд. Тузова, 1888. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова. СПб. Изд. Сойкина, б.г. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. Розыск о раскольнической брынской вере. Киев, 1903. Аникеев П. Святитель Димитрий Ростовский , как богослов и писатель//Церковные ведомости. 1909. Антоний (Храповицкий) , архиеп. О православном пастырстве. М., 1906. Варфоломей, митр. Новосибирский. О пастыреводительном характере творений святителя Димитрия, митрополита Ростовского//ЖМП. 1949. 1. Гадецкий В., свящ. Св. Димитрий, митрополит Ростовский//ЖМП. 1947. 6. Голубев С. Киевская Академия в конце XVII века. Киев, 1901. Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Т.1. Киев, 1883. Державин А., прот. Четии-Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник. Т. 1, Загорск, 1954 (машинопись). Знаменский И. П., прот. Духовные школы в России. Киев, 1881. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. 2. СПб., 1912. Крылов А. Иерархи Ростово-Ярославской паствы//Ярославские епархиальные ведомости. 1862. Лахотинский П., прот. Личность святителя Димитрия, митрополита Ростовского, по его житию и поучениям//Прибавление к «Церковным ведомостям». 1909. Макарий (Булгаков) , митр. История Киевской Духовной Академий. СПб., 1843. Недосекин В., прот. Святой Димитрий, митрополит Ростовский, и его гомилетическое наследие. Загорск, 1970 (машинопись). Нечаев В. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849. Первухин Н. Святой Димитрий Ростовский как педагог//Ярославские епархиальные ведомости. 1902. 10. Петров Н.И. Киевская Академия во второй половине XVII века. Киев, 1895. Питирим (Старинский), иеродиак. Святой Димитрий Ростовский , его богословские труды и пастырская деятельность. Загорск, 1972 (машинопись).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

На официальном сайте Украинской Православной Церкви опубликован список подвижников благочестия, прославленных в 1993-2009 годах 15 января, 2010. Редакция " Правмира " На официальном сайте Украинской Православной Церкви опубликован список подвижников благочестия, причисленных к лику святых в соответствии с решениями Священного Синода Украинской Православной Церкви в 1993-2009 годах. Группа ссылок на объединенные сквозной нумерацией списки святых, прославленных согласно решениям 19-и заседаний Священного Синода Украинской Православной Церкви, опубликованы на странице http://orthodox.org.ua/uk/taxonomy/term/503. Открывают сводный список священномученики Слободского края Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский и Обоянский (†1938), и Александр (Петровский), архиепископ Харьковский (†1940), решение о прославлении которых было принято Синодом Украинской Православной Церкви 22 июня 1993 года. Список завершается именем преподобной инокини Анастасии (вел. кн. Александры Петровны Романовой, †1900), которая решением Синода от 24 ноября 2009 года была причислена к лику местночтимых святых Киевской епархии. В числе прославленных подвижников XVII-XX веков — миряне, клирики и монашествующие, новомученики и исповедники, широко почитаемые старцы и известные церковные деятели, например, свт. Петр (Могила), митрополит Киевский (†1647), прп. Досифей Киевский (†1777), свт. Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский (†1961). Всего в списке на сегодняшний день значатся 249 имен подвижников благочестия. Источник: Патриархия.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/na-oficialnom-sajte-uk...

Новомученики Храм в Катыни: Воскресение на месте расстрела 15 июля 2012 года в Катыни, на месте гибели тысяч русских и поляков, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершит чин освящения храма Воскресения Христова. Катынь: место скорбной встречи России и Польши Катынь – огромная братская могила, в которой погребены люди разных национальностей и разных конфессий. В ходе расследования «Катынского дела» установлена гибель почти 2 миллионов человек. Сорокалетний старец Никакая сфера знаний, никакая карьера не привлекала его настолько, чтобы в нее можно было бы погрузиться с головой. Да и монашество казалось ему сомнительным способом служения Богу, он искренне не понимал его и даже осуждал монахов. А в 19 лет – сам принял постриг, чтобы через годы стать последним старцем Оптиной пустыни. Преподобноисповедник Георгий (Лавров): Жизнь — чтобы больше света и теплоты давать людям Незадолго до случившегося блаженный Никифорушка гостил в монастыре и однажды ранним утром всюду расстелил дорогие, лучшие ковры, разбросал облачения, на себя надел что-то из ризницы, препоясался дорогим орарем и в таком виде важно разгуливал по комнатам настоятеля... Священномученик Петр Лебедев: ненапрасная жертва Денег за требы никогда не брал. Занимался с детьми, преподавая Закон Божий, для грамотных организовал приходскую библиотеку, с неграмотными больше беседовал лично. На службы к батюшке собирались изо всех окрестностей, а во время проповеди к амвону было невозможно протиснуться. Елизавета Федоровна и Анна Кашинская — встреча двух княгинь В жизни земной встречаются две княгини, претерпевшие за свою жизнь тяжелые скорби и мучения, отдавшие себя служению простому люду и Господу, чтобы потом встретиться в жизни небесной, прославленные в лике святых ... Коммунисты: гонимые ради лжи Когда начались репрессии, под их каток попали, как водится, самые лучшие. Самые честные, принципиальные и идейные — те, кто не желал участвовать в травле и клевете, не желал прогибаться и участвовать в соглашательстве с ложью, не умели льстить и не хотели расстреливать невинных. И кто, как правило, работал хорошо и честно.

http://pravmir.ru/tag/novomucheniki/page...

Один из наиболее деятельных и инициативных иерархов канонической УПЦ. Благодаря усилиям А. спасена от полного уничтожения Львовская епархия , некогда крупнейшая в составе Московского Патриархата. После ухода в автокефалистский раскол предшественника А., бывш. еп. Львовского Андрея (Горака) , и вместе с ним многих клириков епархия как адм. единица была снята с регистрации властями Львовской обл., лишилась кафедрального Покровского собора, здания епархиального управления, резиденции архиерея, архива, ризницы и т. д. Несмотря на противодействие проуниатски настроенных властей и националистических движений Галиции, А. добился возобновления регистрации епархии и возвращения в лоно Церкви многих раскаявшихся клириков. Неоднократно А. подвергался угрозам и прямому нападению со стороны униатских экстремистов, в частности, во время межрелиг. конфликтов в с. Урож и в Сиховском жилом массиве Львова (авг. 1996), где правосл. Свято-Владимирская община совершает богослужения под открытым небом. Несмотря на сложнейшие условия, церковная жизнь в Львовской епархии стала насыщенной и полнокровной. Создано Петропавловское братство, Свято-Варваринское сестричество, молодежное братство в честь Почаевской иконы Божией Матери, об-во защиты жизни «Спаси и сохрани», открыты катехизаторские курсы, к-рые к 2000 г. функционируют в качестве филиала ПСТБИ. А. является организатором неск. международных научных конференций: «Митрополит Петр Могила и его эпоха», «Украина на пороге III тысячелетия» и др. А.- участник Архиерейских Соборов РПЦ и УПЦ, член синодальной Богословской комиссии РПЦ (с 24 февр. 1994), на пленуме в комиссии выступал за ограничение участия РПЦ в ВСЦ и др. экуменических орг-циях и переход от статуса их участника к статусу наблюдателя, председатель Богословской комиссии УПЦ (с 6 дек. 1996), член синодальной комиссии по разработке проекта нового устава для приходов УПЦ, духовник Союза правосл. братств Украины (с мая 1995), ответственный за связи УПЦ с Министерством обороны, МВД и др. силовыми структурами Украины (1995-1999), с 1999 г. — председатель отдела УПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами и другими воинскими формированиями Украины.

http://pravenc.ru/text/62618.html

Орша. Богоявленский Кутеинский мужской монастырь. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Начало Кутеинской обители было положено 19 мая 1620 г., когда Могилевским братством Святого Богоявления было получено благословение от Патриарха Иерусалимского Феофана на строительство мужского монастыря около города Орши. Из-за восстания жителей Могилева против греко-католического духовенства в декабре 1618 г. строительство монастыря в городе стало невозможно. Тогда члены православных братств городов Орши и Могилева выкупили у Каспера Швейковского имение Кутеино и село Поддубцы, находившиеся за городской чертой, около Днепра. Фундуш на монастырь был дан 19 сентября 1623 г. паном Богданом Стеткевичем, активным членом братства и строгим поборником православной веры и женой его, княгиней Еленой Соломорецкой. Эта дата считается днем основания монастыря. От протекающей рядом небольшой речки Кутеинки монастырь получил название Кутеинский, а по главному храму – Богоявленский. Строительство возглавил иеромонах Иоиль (Труцевич), ставший впоследствии игуменом монастыря. Его лучшие времена пришлись на первую половину XVII в. Одним из первых монастырских храмов появился Богоявленский собор. Соборный храм Святого Богоявления находился в центре монастырского архитектурного комплекса и представлял собой великолепное творение деревянного белорусского зодчества. Строгий по форме крестово-купольный храм имел изящную крытую галерею, резной шестиярусный золоченый иконостас и два придела – в честь Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стены храма были расписаны изображениями на библейские темы, а также на темы из житий святых. В июне 1635 г. Киевский митрополит Петр Могила освятил главный престол в честь Богоявления Господня, а приделы – во имя Архистратига Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы, положив мощи святых великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Артемия и преподобномученика Анастасия Персиянина. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братии, подражающих житию ангельскому».

http://sobory.ru/article/?object=49488

Основан как мужской в 1638 г. в предместье мест. Гоща кнж. Ириной Соломерецкой, каштелянкой смоленской (АЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 748). В 1639 г. в Г. м. был построен каменный храм во имя арх. Михаила, являющийся произведением волынской архитектурной школы: восьмерик на четверике, к к-рому с востока примыкала прямоугольная в плане апсида, с запада — симметричный ей притвор. Храм венчали 3 главы: центральная и расположенные над апсидой и притвором. С кон. XVI в. Гоща была одним из центров социнианства (см. Социниане ) на Волыни, в 1600 г. здесь был основан арианский коллегиум, в к-ром преподавали Теофил Молитор, Войтех Копер, Даниил Дорош. Ариан и социниан поддерживали владевшие Гощей до 1637 г. каштеляне Роман и Гавриил Гойские. В 1602–1603 гг. в коллегиуме учился Лжедмитрий I (см.: Левицкий О. И. Социнианство в Польше и юго-зап. Руси в XVI–XVII вв. К., 1882). Для противодействия арианству в 1639 г. по инициативе княжны Соломерецкой при Г. м. были основаны подчиненные киевской Братской школе правосл. учебные заведения («абы еретические науки над кафолическою религиею более не триумфовали»). Согласно записи в Луцких земских книгах, 5 февр. 1639 г. Соломерецкая обязала игумена и братию Г. м. состоять «в послушании» К-польскому патриарху, «не терпеть жителей, принадлежащих к арианской секте» и не дозволять арианам совершать богослужения в Гоще. Главным покровителем школы стал митр. Киевский свт. Петр (Могила) . Первыми ректорами и игуменами Г. м. были: с 1639 г. Игнатий (Оксёнович-Старушич), с 1640 г. архим. Иннокентий (Гизель) , с 1642 г. игум. Феодор (Скуминович). С сер. XVII в. Гоща находилась во владениях воеводы Адама Киселя . После войн под предводительством Б. Хмельницкого (1648–1654) и разделения укр. земель на Правобережье и Левобережье Г. м. и коллегиум не потеряли своего значения. В 1669 г. казацкая старшина Правобережной Украины намеревалась превратить Гощанский коллегиум в академию, но не получила на это разрешения короля. Во 2-й пол. 70-х гг. XVII в. Г. м. перешел в унию и принял устав ордена василиан . При мон-ре существовала школа, в к-рой преподавалась риторика, поэтика, философия, лат., франц. языки. Согласно завещанию в пользу Почаевского мон-ря на 50 червонцев от 24 дек. 1737 г., ректором Гощанского коллегиума и игуменом мон-ря был мон. Амвросий (Середович). В 1777 г. к Г. м. был приписан униатский Городищенский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь.

http://pravenc.ru/text/586567.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Могилевский Свято-Никольский женский монастырь Беларусь, г. Могилев, ул. Т. Сурты, д. 19. Основан в 1636 году, действовал как приход с 1754 по 1934 год, возрожден как монастырь в 1991 году. Свято-Никольский монастырь располагается в пойме Днепра. Река разделяет Могилев на две части, и монастырь находится практически в самом центре большого города. Однако он удален от городских кварталов. История возникновения монастыря связана с сооружением в Могилеве церкви святителя Николая. Около 500 лет тому назад на незатопляемой части заливных днепровских лугов, так называемой гриве, сформировалась Гривлянская сотня, а затем и Покровский посад. В 1522 году в числе могилевских церквей впервые указана и Никольская. Имеются также сведения о том, что в церкви учил детей Дмитрий Нагой (будущий Лжедмитрий II); сохранилось свидетельство о большом пожаре, во время которого выгорела центральная часть города, в том числе сгорела и церковь святителя Николая. В апреле 1636 года киевский митрополит Петр Могила получил согласие от польского короля Владислава IV на постройку в Могилеве в Гривлянской сотне Свято-Никольского храма с помещениями «для особ духовных, чернцов, попов и дьяков». В 1637 году гривлянские прихожане построили временную деревянную церковь и кельи для устроения монастырской жизни при храме. Никольский летний собор начал строиться в Гривлянской сотне Покровского посада в 1669 году. Храм возвели на северном высоком конце гривы, и в 1672 году он был торжественно освящен. В нем было устроено два придела: правый – в честь усекновения главы Иоанна Предтечи, левый – во имя великомученика Димитрия Солунского. Никольский собор – выдающийся памятник белорусской архитектуры XVII b., внесенный ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных сооружений Европы в стиле барокко. Свято-Никольский женский монастырь действовал 82 года. Затем он был преобразован в мужской монастырь, который в 1754 году был закрыт. По закрытии мужского монастыря Никольский храм стал приходским, однако при нем сохранялись двухклассное церковно-приходское училище и богадельня.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010