прот. Иоанн Козлов Троеперстие 1) Православное исповедание, вопрос 51: «Како долженствуем знаменатися знамением честного и животворящего креста? Ответ. Десною рукою подобает творити крест, полагая на челе твоем три великие персты, и глаголи, во имя Отца, и тогда низводи руку на перси, тем же образом, и глаголи: и Сына; и оттуду на десное рамо, глаголя: и Святаго Духа, преводя даже до левого. И егда знаменуеши ся самого святым сим знамением креста, подобает совершити словом сим, аминь. Или егда твориши крест твой, можеши глаголати: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, аминь». В предисловии к православному исповеданию помещены слова трех патриархов: Адриана Московского, Нектария Иерусалимского и Парфения Константинопольского. Первый из них пишет: «Петр, Могила прозванием, сый муж благорассудства и учения исполнен... сочини сию богодухновенную книгу, наполнив ю чистейшия воды богословских учений и рассуждений, и наименова сию «православное исповедание кафолической и апостольской церкве восточной»... послати умысли новосочиненную свою книгу на совершенное рассмотрение свящ. синоду церкве константинопольской, яко главе сущего греческого православия. С нею же посла от себе мужи учения довольны, Исаию Трофимова, Кононовича и Ксеноновича. Константинопольский же, уведав сие, посла от лица своего екзархи: Порфирия, митр. Никейского и Мелетия Сирига, учителя великой церкви, патриаршеское на себе тогда носяще лице. Иже вси собравшеся в Молдавию купно умно осмотриша, и очистиша ю от всякия чуждыя мысли и примеса, в лето от воплощения, 1643. И ради лучшего уверения послаша оттуду к четырем апостольских престолов православным патриархам. Тии же синодально рассмотривше ону, чисту сущу от всякого примеса и плевела чуждого утвердиша своеручными подписаньми, с сущими при себе синоды, наименовавше (яко и днесь именуется) «православное исповедание кафолической и апостольской церкве восточной» (л. 6 об. – 7 и 8, по 1 изд.). Нектарий Иерусалимский свидетельствует, что собравшиеся в Молдавию вышеуказанные лица, – «к сицевому концу благому книгу приведоша, возъочистивше тую от чуждия мысли всякия, и новшеств оных солепления (срастения). И оттуду абие к четырем апостольских престолов, благочестивым и православным патриархом послаша: иже и яко искренния, и правыя обдержащую догматы, и никако же кафолическия и чистыя греков веры погрешающую, восприяша, и всем купногласно провествоваша, яко есть убо чиста и нельстива, утвердивше же своими тех своеручными подписаньми, кийждо с сущими при себе клирики, яко показуются и зрятся, не токмо россов, повсемственную же всех греков, православную веру сию наименоваша» (л. 12 об. – 13).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), мон. Киево-Печерского мон-ря . В 27-м слове Киево-Печерского патерика, посвященном А., в. б., он назван киевлянином, постригшимся в Печерском мон-ре еще при жизни прп. Антония, т. е. не позднее нач. 70-х гг. XI в. Следуя примеру Антония, А., в. б., ухаживал за больными монахами и снискал себе славу «лечьца». Наиболее известно заочное (А., в. б., отказался покинуть стены мон-ря) исцеление черниговского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха , совершенное преподобным в игуменство прп. Иоанна (1-я пол. 90-х гг. XI в.). А., в. б., лечил молитвой и «зелием от своея яди», что вызывало насмешки врачей в Киеве. Один из них, родом армянин, предсказал заболевшему А., в. б., смерть через 3 дня, но святой прожил, как сам предсказал, еще 3 месяца, после чего пораженный этим чудом армянин принял Православие и постриг в Печерском мон-ре. Преставление А., в. б., очевидно, произошло в кон. XI - нач. XII в. Даты «ок. 1095 г.», или «не позднее 1095 г.», встречающиеся в лит-ре, основаны на словах из патерика, что смертельный недуг охватил А., в. б., после исцеления им кн. Владимира. Придавать значение точного хронологического указания неопределенному выражению «по сих» (после этого) в тексте, написанном более чем через столетие после события, едва ли правомерно. Мощи А., в. б., почивают в Ближней, или Антониевой, пещере Киево-Печерской лавры. Местная канонизация А., в. б., совершилась, вероятно, ко времени составления Киево-Печерского патерика (1-я треть XIII в.). В 1643 г. свт. Петр (Могила) , митр. Киевский, установил соборное празднование преподобных отцов Ближних пещер, тем самым подтвердив древнее местное прославление А., в. б. В святцах XVII в., в т. ч. и в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в., его память отмечена под 31 мая (РГБ. МДА. 201. Л. 319об.). Указами Святейшего Синода 1762, 1775, 1784 гг. относительно Киевских святых А., в. б., было установлено общецерковное празднование, но в совр. Типиконе его память не отмечена. Служба А., в. б., шестеричная (см. Знаки праздников Месяцеслова ) (Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 31-40), составлен акафист преподобному (Редкие акафисты Киево-Печерской лавры. К., 1996. С. 215-226).

http://pravenc.ru/text/Агапит врач ...

Разделы портала «Азбука веры» ( 19  голосов:  4.8 из  5) “Сретенскими” в обиходе называют свечи, освященные по специальному чину на праздник Сретения Господня (2/15 февраля). Точное название чина, о котором идет речь — “Чин благословения свещ на Сретение Господне“ 1 . Отметим, во-первых, что его не следует смешивать с обычным освящением свечей, не приуроченным ни к какой конкретной дате, и, во-вторых, что богослужебным уставом Православной Церкви совершение чина освящения свечей на Сретение не предписывается. Как указывает священник Михаил Желтов , чин освящения свечей на праздник Сретения отсутствует в Греческой Церкви; неизвестен он и старообрядцам. Впервые он был введен в практику Православной Церкви после того, как в 1646 г. митрополит Киевский святитель Петр (Могила) издал составленный им “Евхологион, альбо Молитвослов, или Требник”. Этот Требник содержал 37 чинов, никогда до этого в богослужебных книгах Православной Церкви не встречавшихся. Некоторые из них (чинопоследования освящения богослужебных облачений, колоколов и пр.) являются переработанными переводами чинов из латинского “Римского Ритуала” (Rituale Romanum). К числу латинских заимствований в Требнике святителя Петра (Могилы) относится и чин освящения свечей на праздник Сретения 2 . “У католиков был такой обряд — шествие со свечами на Сретение. Для этого обряда свечи и освящаются, точнее, благословляются. Католики различают “освящения” (освящению подлежат вещества таинств, а также предметы непосредственно для литургической практики) и “благословения” (благословению подлежат предметы повседневной жизни: квартиры, машины и т. п. — так же, как и предметы для всех других подобных обрядов (например, пепел для пепельной среды))“ 3 . В богослужении Католической церкви чин благословения свечей на Сретение — составная часть шествия со свечами, приуроченного к этому празднику. Однако в православном богослужении отсутствует что-либо подобное католической сретенской процессии. Из-за этого теряет свой смысл и сам чин освящения свечей на этот праздник. Действительно, зачем освящать свечи именно на Сретение, если в православной богослужебной традиции этот праздник не предполагает какого-то особого использования свечей?

http://sueverie.net/sretenskie-svechi-i-...

Рубрики ПАЛОМНИЧЕСТВО В ВЕЧНЫЙ ГОРОД. Интервью с Владимиром ХОТИНЕНКО 17 мин., 01.01.2008 Поделиться Владимир Иванович ХОТИНЕНКО родился 20 января 1952 года в Славгороде Алтайского края. В 1976 году окончил Свердловский архитектурный институт, в 1978-1982 годах работал художником-постановщиком на Свердловской киностудии, участвовал в создании фильмов " Гонка с преследованием " , " Дым отечества " , " Казачья застава " , " Вот такая музыка " . Работал у Никиты Михалкова ассистентом на картинах " Обломов " , " Пять вечеров " , " Родня " . В 1981 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Дебютом Владимира Хотиненко как постановщика стал фильм " Один и без оружия " , снятый им в 1984 году совместно с Павлом Фатахутдиновым. А потом были " Зеркало для героя " (1987), " Макаров " (1993), " Мусульманин " (1995), " Страстной бульвар " (1999), " 72 метра " (2004) и другие. Причем, Хотиненко был не только режиссером, но и сценаристом, и даже продюсером некоторых своих картин. Преподает режиссуру игрового кино во ВГИКе и на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Фильм режиссера Владимира ХОТИНЕНКО " Паломничество в Вечный город " – первый совместный кинопроект Ватикана и Русской Православной Церкви. Съемку фильма осуществлял Центр " Православная энциклопедия " . Картина состоит из пяти серий. Первая посвящена апостолу Петру, ее ведет Кшиштоф Занусси. Во второй серии Владимир Машков рассказывает об апостоле Павле. Третья серия – о первых христианских мучениках, ведущий – Юрий Соломин. Далее следует серия о первых христианках, ведет ее Ирина Купченко. Заключает фильм рассказ об императоре Константине и императрице Елене, прекращении гонений и становлении христианства как официальной религии, в роли ведущего выступает Никита Михалков. Съемки картины во многом уникальны. Они велись в Риме в подземной части собора святого Петра, где находится старое кладбище и могила апостола Петра, в Мамертинской темнице (куда были заключены перед казнью Петр и Павел), в других древних римских храмах, где хранятся христианские святыни, а также в древних катакомбах.

http://foma.ru/palomnichestvo-v-vechnyij...

Русская Церковь всегда входила в общение с Православными автокефальными церквами, взирала на них с любовью и по мере сил помогала им и материально и духовно. Быть может, это общение не всегда было частым, но это зависело от различных внешних обстоятельств. В частности, общение с Румынской Церковью было всегда и политическим, и культурным, и церковным. Самое беглое знакомство с историей взаимообщения между Русской и Румынской Церковью доказывает это. Вы изволили упомянуть, что для решения некоторых церковных вопросов собирались Соборы, напр[имер], был Собор в 1642 г. в Яссах, и напомнили, что это взаимообщение выражалось во многом другом. Румынская Церковь даровала Русской Церкви много великих святителей, на которых мы взираем с любовью. Достаточно упомянуть о таком великом святителе, каким был Петр Могила , основавший Киево-Могилянское училище, из которого возникла Киевская Духовная Академия, 300-летие которой недавно исполнилось, но не было отпраздновано с достаточной торжественностью. Достойным внимания является митрополит Молдо-Влахийский Гавриил Банулеско. Со своей стороны и Россия оказывала свое религиозно-просветительное влияние на дружественную нам Румынию. Двери школы и духовной и светской были открыты для желающих учиться. Достаточно вспомнить имена братьев Скрибанов, особенно Филарета Скрибана, Епископов Мелхиседека, Геннадия, Сильвестра: все эти святители Румынской Церкви получали образование в Киевской Духовной Академии, и таким образом поддерживалась связь между церквами Румынской и Русской. Да, наконец, живым свидетелем общения являетесь Вы, владыко, воспитанник Киевской Духовной Академии. И теперь с честью, да не омрачится скромность Ваша, имя Ваше, как святителя, славится в Румынской Церкви. Киевская Академия гордится Вами, как своим питомцем – святителем в единоверной Румынии. К сожалению, Вы теперь являетесь единственным представителем Русской богословской науки в сане святителя в Румынии. Было время, когда почти все святители Румынии, занимавшие кафедры, были из воспитанников Русской духовной школы. Теперь, к сожалению, эта связь оборвалась, многие святители Румынской Церкви получили образование в заграничных школах Берлина, Парижа и др. Будем уповать, что в настоящее время, когда жизнь церковная восстановляется в форме Соборной, связь между церквами установится, и возникнет единение между церквами, какое было прежде. Наша Родина и Ваша переживают в настоящее время тяжелые моменты. Румыния вступила в союз с Россией, эти страны сплотились против общего врага, страдания объединяют людей, и мы уповаем, что обе стороны при этих страданиях выйдут очищенными и связь между ними еще более укрепится.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

С 27 сентября 1874 года — приват-доцент КДА по кафедре русской церковной истории, с 16 декабря 1883 года избран, а 15 февраля 1884 года утвержден в должности штатного доцента по кафедре истории и обличения русского раскола. 15 сентября 1883 года удостоен степени магистра богословия за сочинение «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники» (К., 1883), признанное «капитальным вкладом в русскую историческую науку» и удостоенное Святейшим Синодом Уваровской (половинной) и Макариевской (полной) премий. Работа представляла собой всестороннее исследование истории Киево- Печерской Лавры начиная с конца XV века и деятельности святителя Петра Могилы. Впрочем, критики (Голубинский Е. Е., Петров Н. И.) отмечали некоторое «обеление» личности митрополита (см. отзывы: ЖМНП. 1884. Янв. С. 148-165; Протоколы КДА за 1883/4 учеб. год. К, 1885. С. 43-50; Отчет о 27-м присуждении наград гр. Уварова. СПб., 1885; Христианское чтение. 1886. Ч. 2. С. 239-252). 5 марта 1885 года был также избран приват-доцентом Киевского университета Святого Владимира по кафедре церковной истории. Во вступительной лекции в университете «Начало систематической обработки русской церковной истории» (К., 1885) говорил о большом влиянии на развитие церковно-исторической науки светской историографии XVIII в., которая вместо слепого доверия к источникам заложила основание для критического осмысления историко-литературного наследия. Голубев отмечал, что научный подход к исследованию русской церковной истории был разработан Черниговским архиепископом Филаретом (Гумилевским) и развит митрополитом Макарием (Булгаковым), П. В. Знаменским и Е. Е. Голубинским. В 1887 году женился на Елене Филипповне Терновской, дочери профессора Ф. А. Терновского. 22 апреля 1888 года в семье Голубевых родился сын Георгий (будущий архиепископ Ермоген). С 11 ноября 1891 года С. Т. Голубев исполнял обязанности экстраординарного профессора Киевского университета вместо своего умершего тестя, а 8 октября 1899 года был утвержден в этой должности.

http://bogoslov.ru/person/29801

Содержание НЕКТАРИЙ. Божиею милостию Патриарх Святаго града Иерусалима и всея Палестины ПАРФЕНИЙ Божиею милостию Архиепископ Константинополя, нового Рима, и Вселенский Патриарх Часть первая. О вере О Символе веры О первом члене Символа веры О втором члене Символа веры О третьем члене Символа веры О четвертом члене Символа веры О пятом члене Символа веры О шестом члене Символа веры О седьмом члене Символа веры О восьмом члене Символа веры О девятом члене Символа веры О десятом члене Символа веры О одиннадцатом члене Символа веры О двенадцатом члене Символа веры Часть вторая. О надежде О молитве О Молитве Господней О первом прошении О втором прошении О третьем прошении О четвертом прошении О пятом прошении О шестом прошении О седьмом прошении О заключении Молитвы Господней О блаженствах О первой заповеди блаженства О второй заповеди блаженства О третьей заповеди блаженства О четвертой заповеди блаженства О пятой заповеди блаженства О шестой заповеди блаженства О седьмой заповеди блаженства О восьмой заповеди блаженства О девятой заповеди блаженства Часть третья. О любви О христианских добродетелях Молитва Пост Милостыня Мудрость Справедливость Воздержание Мужество О грехе Гордость Любостяжание Блуд Зависть Чревоугодие Злопамятство Леность Грехи против Духа Святого О Заповедях Божиих О первой заповеди О второй заповеди О третьей заповеди О четвертой заповеди О пятой заповеди О шестой заповеди О седьмой заповеди О восьмой заповеди О девятой заповеди О десятой заповеди О святых иконах ИЗЛОЖЕНИЕ ВЕРЫ Святого отца нашего Григория Чудотворца, Епископа Неокесарийского, по данному ему откровению     Читая духовные книги без указания, вы опасаетесь, как бы вам не впасть в какие-либо неправильные мысли и неправильные мнения. Опасение ваше весьма основательно. Поэтому, если не хотите пострадать такого бедствия душевного, не читайте без разбора всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания, но таких сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостью жизни, а читайте творения таких отцов, которые признаны Православной Церковью за твердо известные и без сомнения назидательные и душеспасительные. Чтобы не потерять твердое Православие, возьмите в руководство себе и детям своим книгу “Православное Исповедание” Петра Могилы . Рассмотрите ее со вниманием и со тщанием, и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения, и знать, что нужно сказать и указать детям в приличное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

ЦВ 1-2 (447) январь 2011 /  26 декабря 2010 г. Состоялась хиротония архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского 26 декабря 2010 года, в неделю 31-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За богослужением была совершена хиротония архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского.   И з слова Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла преосвященному Никодиму, епископу Единецскому и Бричанскому Преосвященный владыка Никодим! Силою, действием и наитием Святого Духа, через возложение рук архипастырей, их сугубые молитвы и братскую любовь принят ты ныне в соработничество на ниве Христовой в епископском достоинстве. С сего дня тебе указуется определенный Божий удел. Ты призываешься к архипастырскому служению на своей родине, своему народу в непростой политической ситуации, требующей приложения больших усилий по противодействию раскольническим настроениям. Пребывай непрестанно в послушании священноначалию и в солидарном соработничестве с собратьями архипастырями. Храни верность архиерейской присяге. Всегда помни о необходимости твердо следовать каноническим правилам, сохранять церковное единство, которое не зависит ни от каких политических изменений и стихий мира сего (ср.: Кол. 2, 8). Тебе предстоит нести свое служение в Православной Церкви Молдовы, которая составляет органическую и неотделимую часть Московского Патриархата, на земле с многовековой историей христианства. Благочестие и твердость веры молдавского народа не может не вызывать радости. Этот народ традиционно укоренен в православии, издавна славится сочетанием духовной стойкости, любви к Отечеству и радушного отношения к своим соседям. Православный народ независимой Молдовы сохраняет свое единство с братскими народами Белоруссии, России, Украины и других стран, причастных к духовному наследию Святой Руси, осуществляя это единство через принадлежность к одной Церкви-Матери. Наша общая церковная традиция складывалась одновременно с формированием национального самосознания наших народов. Со временем она процвела подвижническими трудами таких выдающихся церковных светильников, как преподобный Паисий (Величковский), митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила), митрополит Киевский и Галицкий, а впоследствии Кишиневский и Хотинский Гавриил (Банулеску-Бодони). Она обогатила наши самобытные национальные культуры, питаясь благодатью, которую мы черпали от одного источника, от единой Чаши Христовой.

http://e-vestnik.ru/docs/447_sostoyalas_...

Петр Могила – киевский митрополит, родом из Валахии, где отец его был господарем, в 1612 г. Могила, пораженный Кантемиром Мурзою, бежал в Польшу. П. Могила учился в православном Львовском братском училище, после этого за границей во многих университетах. Сперва П. поступил на военную службу участвовал даже в хотинской битве, но под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, вступил в духовенство и в 1627 г, избран Киево-Печерским архимандритом. В это время П. руководил осуждением «Апологии» Мелетия Смотрицкого и открыто начал борьбу с киевским митрополитом Исаией Копинским, не желая ему ни в чем повиноваться. В 1631 г. П. устроил при Киево-Печерской лавре высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском яз., которое впоследствии соединено было им с братской школой. В 1632 г. при избрании польским королем Владислава IV, П. присутствуя в Варшаве представителем киевлян, выхлопотал легальное существование для православной церкви, на ряду с униатской. Следствием этого разрешения явилось отрешение многих прежде избранных епископов в том числе и киевского Исаии Копинского вместо которого выбран П. Могила. Из Варшавы Могила отправился в Киев и при помощи лаврской братии и братской школы занялся отобранием от униатов церквей и монастырей, в том числе Софийского собора и Выдубицкого монастыря, восстановлением церкви св. Владимира Спаса на Берестове, устройством церкви трех Святителей, а в 1635 г. очистил от развалин остатки Десятинной церкви. Особенное внимание уделял П. Могила киево-братской школе, наз. Могилянской, хлопотал даже о переименовании ее в академию, приглашал преподавателей, усовершенствовавшихся за границей и защищал студентов от несправедливых нападок киевского воеводы Яна Тышкевича, ярого католика. П. Могила прославился еще и литературной деятельностью, составив и издавав следующие книги: 1) «Евангелие Учительное, поучения на праздничные и воскресные дни константинопольского патриарха Каллиста, издано Евангелие в 1616 г. на запад. русском литературном яз.»; 2) Анфологион, сиречь молитвы и поучения душеполезные в душевную пользу студиев (1636 г.); 3) «Евхологион, альбо молитвослов» (1646 г.); 4) «Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан»; (1645 г.); 5) рассказы о чудесах печерских; 6) полемическое сочинение по поводу книги Афанасия Кальноройского и много проповедей. Среди них особенно интересны: «Поучение о Кресте Господа нашего и каждого христианина и «Слово на брак Януша Родзивилла». П. Могила приготовил еще «Катехизис», который, подвергшись обсуждению двух соборов: киевского в 1640 г. и ясского в 1643 г., напечатан был только в 1662 г. в Амстердаме на греческом яз.; им задуманы были еще две работы «Жития святых», исполненные Дмитрием Ростовским , и исправление и установление текста Библии, оконченное в XVIII в.; «Записки» П. Могилы печатались в «Киев. Епар. Вед.»; умер он в 1647 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 410-летию со дня рождения свт. Петра Могилы (комментарий в цифрах и фактах) Святитель Петр Могила Митрополит киевский Петр Могила В миру – Петр Симеонович Могила. Киевский митрополит. Годы жизни – 1597–1647 гг. Отец его был сперва господарем Валахии (1601–1607), потом Молдавии (1607–1609). В 1612 г. Могилам после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники. Во Львовском братском училище Петр Могила получил образование в строго православном духе, решительно враждебном унии. Он закончил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах. Языками латинским и греческим он владел вполне. Сначала он был военным, участвовал в хотинской битве; но, вероятно, под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, решил принять духовный сан. В 1627 г. он был избран киево-печерским архимандритом, номинально подчинявшимся константинопольскому патриарху, но не киевскому митрополиту, и носившим титул «великого архимандрита». Иов, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Во время архимандритства Петра Могилы и под его руководством состоялось (1628) осуждение «Апологии» Мелетия Смотрицкого; тогда же определилась вражда между преемником Борецкого, Исайей Копинским, и Петром Могилою. Петр Могила, не желая ни в чем повиноваться митрополиту, устроил отдельно от Киево-братской школы при Киевской лавре высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» (1631); но когда братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти константинопольского патриарха, Петр соединил свою лаврскую школу с братской. В 1632 г., при избрании королем польским Владислава IV, представителем киевлян в Варшаве был Петр Могила. Он выхлопотал признание легального существования Православной Церкви наряду с униатской; одним из условий этого соглашения было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых.

http://sedmitza.ru/text/408536.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010