III. Митрополит Исаия Копинский К оглавлению Два лица преимущественно могли считаться кандидатами на митрополитскую кафедру по смерти митрополита Иова: Смоленский и Черниговский архиепископ Исаия Копинский и архимандрит Киево-Печерской лавры Петр Могила. Первый преимуществовал пред всеми по своему сану и по своим духовным качествам. Он один оставался теперь архиепископом у православных по отпадении Мелетия Смотрицкого в унию. Известен был всем как высокий подвижник, много лет проведший в Антониевой пещере Киевской лавры, устроивший потом несколько монастырей и копавший пещеры собственными руками даже в сане епископа. Но наиболее выдавался Исаия в глазах народа своею пламенною ревностию о православии, наиболее прославился своими универсалами (1628), в которых, извещая православных об опасности, угрожавшей их вере, смело восставал не только против Смотрицкого, но и против самого митрополита, замышлявших сближение с униею. Второй, т. е. Петр Могила, возвышался над всеми в Русской Церкви своими внешними преимуществами: как человек знатный, «воеводич земель молдавских», что обыкновенно и выставлял в самом своем титуле; как человек богатый, чего недоставало тогдашним православным владыкам и что для тогдашнего митрополита было весьма нужно для удовлетворения самых существенных потребностей Церкви, и, наконец, как настоятель в собственном смысле ставропигиальной лавры, вследствие чего признавал над собою власть только Вселенского патриарха, не был подчинен никому из русских архиереев и занимал среди русского духовенства самое почетное и независимое положение, называясь не просто архимандритом, но иногда, даже в официальных бумагах, «великим архимандритом св. великой чудотворной лавры Печерской» . На Могилу, как на своего преемника, как бы предуказал сам митрополит Иов, когда, величая его в своем духовном завещании также «великим архимандритом», избрал его первым опекуном не только своего имущества, но и своего Киево-Михайловского монастыря и предоставил ему окончить начатую здесь колокольню.

http://sedmitza.ru/lib/text/436143/

II. Православная киевская митрополия и епархии Средоточием духовной жизни православной Юго-Западной Руси был Киев. После люблинской унии, 1569 г., киевское воеводство отделено было от Литвы и присоединено к польскому королевству. В бытность под польским владычеством Киев не имел политического значения. Для польских властелинов он всегда был чужим, и нужды русских не трогали их. Перемены, вводимые поляками, вели за собой только обессиление в Киеве старобытной русской жизни. 658 Но за ним осталось церковно-религиозное значение, основывающееся на существовании в нем кафедры православных первосвятителей и на святыне почивающих в нем останков древних русских князей, первосвятителей и прочих подвижников веры и благочестия. К этому, впоследствии, присоединилась слава знаменитого православного училища, сделавшегося центром просвещения для всей Юго-Западной России. 659 После измены киевского митрополита Михаила Рагозы, Киев отказался признать его власть и не соглашался признавать его своим владыкой, несмотря ни на его настояния, ни на королевское приказание. Эта твердость, без сомнения, находила для себя опору в бывшем тогда воеводой киевским князе К. К. Острожском. Киевопечерская лавра так же отказалась признать Михаила своим архимандритом. Как ни усиливались униаты захватить ее, но твердость бывших настоятелей Печерского монастыря и братии 660 отстояла его, и только монастырские вотчины и угодья, особенно находившиеся в Белоруссии, подверглись расхищению и разорению. В 1609 г. униаты овладели киево-софийским собором. Митрополит Поцей оставил там своего наместника – Антония Грековича, отдав ему в управление, как игумену, Киево-выдубицкий монастырь. 661 В 1615 г. учреждено в Киеве православное церковное братство и при нем школа. Настоятелем во вновь учреждаемом братском Богоявленском монастыре избран основательницей его, Анной Гулевичевной, инок Киевопечерского монастыря Исаия Копинский. Первым ректором школы был священник воскресенской церкви Иван Борецкий, вступивший через два года в монашество и принявший имя Иова. Петр Могила , сделавшись настоятелем Киевопечерской лавры, имел намерение открыть в ней особое училище, но митрополит Исаия, гетман и старшина запорожская, упросили его не заводить особого училища, а соединить оное с братским, на что Петр Могила в 1631 г. и согласился, а сделавшись киевским митрополитом выпросил училищу утвердительную грамоту и начал называть его коллегией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

IV. Митрополит Петр Могила К оглавлению Избрание двух кандидатов на Киевскую православную митрополию совершилось еще на избирательном варшавском сейме 1632 г., вскоре после избрания короля Владислава IV. Участвовавшие в избрании этих кандидатов составили письменный акт, который, как проливающий немало света на обстоятельство дела, приводим вполне. Акт гласит: «Мы, сановники, и рыцарство, и все духовенство, обыватели Короны Польской и вел. княжества Литовского, люди народа русского, религии греческой, находящиеся в послушании св. отца и пастыря нашего патриарха Константинопольского, собравшись сюда для благополучного избрания нового короля нашего из всех земель, воеводств и поветов, где живут люди русского народа, веры греческой (т. е. из воеводств Короны Польской: Киевского, Русского, Волынского, Подольского и Брацлавского, а также из воеводств, земель и поветов в великом княжестве Литовском: Виленского, Троцкого, Новогрудского, Витебского, Полоцкого, Мстиславского, Брестского, Минского, Брацлавского, Оршанского, Пинского и прочих), участвуя все сообща, по древним правам и обычаям, в избрании общего пастыря нашего, митрополита всея Руси, находящейся в послушании патриаршем, согласно, явно, ясно и добровольно объявляем и сознаем следующее: принимая во внимание, что после долгого и скорбного для нас времени нашему русскому народу мерами, обсужденными и поставленными вновь избранным королем, его милостию государем нашим милостивым, с согласия всей Речи Посполитой дано и восстановлено древнее право и свобода, так что мы можем теперь избирать вольною подачею голосов как верховного нашего пастыря митрополита Киевского, так и других отцов епископов согласно с «Статьями», постановленными наияснейшим королем его милостию и депутатами, для сего дела назначенными; принимая также во внимание, что в силу необходимости и обязанности, возложенной на нас теми же «Статьями», мы должны представить во время коронации двух избранных в сан митрополита кандидатов, из которых одного его королевская милость государь наш милостивый благоволит утвердить и уполномочить привилегиями; принимая во внимание, что нам было бы затруднительно собраться вторично в таком составе и числе избирателей, имеющих право на подачу голоса, в каком находимся ныне, и что по самому порядку Церкви Божией следует выбрать митрополита прежде, чем епископов, которые должны быть хиротонисаны митрополитом и находиться в зависимости от него,— мы вследствие вышеизложенных причин на сем месте избираем тех, кого Сам Господь Бог указал сердцам нашим, соединяющих в себе с древним и знатным происхождением, высокими добродетелями, благочестием и мудростию постоянство и ревность к религии нашей и другие требуемые условия.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

Когда Петра Могилы не стало (в ночь на 1 генваря 1647 г.), Киевская митрополитская Софийская капитула разослала по всей митрополии листы к православному духовенству и дворянам, приглашая их к 25 февраля в Киев на выборы нового первосвятителя. В назначенный день все прибывшие собрались в Софийский кафедральный собор, и здесь единодушно и единогласно, без всякого противоречия, избрали на митрополию епископа Мстиславского, Оршанского и Могилевского Сильвестра Коссова как «известного древностию своего рода, высокими достоинствами, благочестием и расторопностию, а вместе горячностию и твердостию в православной вере», и обязались повиноваться ему как своему архипастырю и просить короля, чтобы утвердил избранного ими митрополита своею привилегиею. Акт избрания подписали более двадцати духовных особ и до пятидесяти светских. В числе духовных находились: Афанасий Пузина — епископ Луцкий, Иннокентий Гизель , ректор киево-братского коллегиума, бывшие сослуживцы Коссова по тому же коллегиуму; Исаия Трофимович Козловский — игумен никольский, Игнатий Оксенович Старушич — игумен выдубицкий и Иосиф Кононович Горбацкий — игумен михайловский, многие другие настоятели и наместники монастырей, протоиереи и священники. Во главе светских подписался Адам Кисель — кастелян киевский; за ним следовали три князя Четвертинские, валашский господарь Моисей Могила, родной брат скончавшегося митрополита Петра Могилы, и другие. Будучи избран на митрополитскую кафедру, Сильвестр Коссов не мог быть избран вместе и на другую важную должность, которую занимал его предместник, на должность архимандрита Киево-Печерской лавры, так как должность эта была предоставлена королем Владиславом только лично Петру Могиле до его живота. И братия лавры на основании давнего своего права, пригласив к себе ближайших к Киеву дворян, еще 25 генваря избрали себе настоятелем человека, которого рекомендовал им пред своею кончиною сам Петр Могила, именно старшего (игумена) виленского Свято-Духова братского монастыря Иосифа Тризну , который происходил из знатного старинного рода, с ранних лет был пострижен и воспитывался в Киевской лавре и хорошо знал иноческий закон и богословские науки. Иосиф Тризна уже участвовал в избрании митрополита Сильвестра Коссова и подписался под актом избрания как «архимандрит печерский киевский, старший монастыря братского Виленского». Но, не получив в свое управление богатой Киево-Печерской лавры, митрополит Сильвестр удерживал за собою до 1650 г. свою прежнюю епископскую кафедру с ее имениями, почему и писался: «Сильвестр Коссов, милостию Божиею архиепископ митрополит Киевский, Галицкий и всея России, епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский». Нет сомнения, что король утвердил нового митрополита своею грамотою и патриарх Цареградский не только дал свое благословение на посвящение его, но и облек его званием своего экзарха: Коссов, подобно Могиле, писался экзархом Константинопольского патриаршего престола .

http://sedmitza.ru/lib/text/436170/

Могилёв. Никольский монастырь. Храмы и постройки монастыря: Карта и ближайшие объекты Свято-Никольский монастырь в Могилеве знаменит тем, что на его территории находится церковь, которая включена ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных сооружений Европы в стиле барокко. Свято-Никольский монастырь появился в XV веке. В апреле 1636 года митрополит Киевский Петр Могила получил разрешение польского короля Владислава IV на строительство монастыря в Могилеве. В 1637 году построили деревянную Никольскую церковь и женский монастырь при ней. Строительство каменного храма началось в 1669 году, и уже через три года – в 1672 году – он был освящен. Собор называли летним, потому что он не отапливался. В нем было два придела: правый – во имя святого Иоанн Предтечи, а левый – во имя святого Великомученика Дмитрия Солунского. Женский монастырь существовал здесь до 1719 года. Потом его преобразовали в мужской, а в 1754 году и вовсе закрыли. Храм же стал приходским. В конце XVIII века он был отреставрирован. Церковь старались содержать в порядке, в XIX веке настоятель храма протоиерей Евфимий Бекеревич провел тут капитальный ремонт. После смерти настоятеля его прах хранился в церкви, пока в XX веке его могила не была разрушена и разграблена. На территории монастыря действовало две церкви, была еще зимняя церковь, которая была освящена во имя святого Преподобного Онуфрия Великого. XX век стал для Никольского храма непростым. С 1901 года тут служил священник Михаил Лещинский. В 1930 году сняли все колокола с храма, а после смерти Лещинского в 1934 году церковь закрыли. В 1937 году не стало и Могилевской епархии. После войны советские власти хотели перенести столицу БССР в Могилев, поэтому обсуждался вопрос сноса Свято-Никольской церкви. На этом месте должен был быть построен фонтан, вокруг которого раскинулся бы парк культуры и отдыха. В 1936-1937 годах во времена жестких сталинских репрессий в здании церкви была устроена пересыльная тюрьма. После войны тут была книжная база. Советские власти рьяно боролись с «религиозным дурманом», поэтому в 1954-1955 годах стены и своды церкви оштукатурили цементным раствором. Местные жители рассказывают, что в этот раствор была добавлена соль, чтобы таким раствором навсегда уничтожить уникальные фрески XVII века. Правда, уже через год в храме начались реставрационные работы. Те фрески, которые совсем недавно яростно истреблялись, начали спасать. К сожалению, реставрация проводилась не очень разумно, что привело к еще большему упадку здания собора.

http://sobory.ru/article/?object=05612

Инстаграм калифорнийского пресвитера: Дружное духовенство, добрая собака и «мутенький» бурундучок (ФОТО) 29 мая, 2015. Протоиерей Петр Перекрестов Благословенная Калифорния в объективе русского священника Протоиерей Петр Перекрестов — священник Русской Православной Церкви Заграницей, ключарь кафедрального собора Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости» в Сан-Франциско и постоянный автор «Правмира». А еще отец Петр — активный блогер и талантливый фотограф. Его снимки в инстаграме http://instagram.com/sfprotoierei/просто восхищают. Смотрите сами. 1. Православная Калифорния: схиархимандрит Илий (Ноздрев) в келье святого Иоанна (Максимовича) в Сан-Франциско. 2. Православная Калифорния: Форт-Росс — первое русское поселение в Северной Америке, основанное в 1812 году. Крестный ход от часовни крепости на кладбище. 3. Могила подвижника благочестия, иеромонаха Серафима (Роуза), свято-Германовская пустынь, Платина, Калифорния. 4. Православная Калифорния: греческий женский монастырь «Живоносный Источник» (под духовным руководством старца Ефрема Аризонского), 4.5 часа езды от Сан-Франциско, в южной части Сьерры-Невады. Впечатление, что ты не в Америке, а где-то в Грузии, Греции или Сербии. В монастыре около 25 сестер, практически все выросли в Америке. Их строгий монашеский образ жизни (никаких «отпусков», ночные бдения, все делают сами) рассеивает миф о неспособности «американцев» на подвижничество и аскетизм. 5. Православная Калифорния: паломница на епархиальном праздновании 700-летия со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского. Монтерей, 2014 г. 6. Православная Калифорния. Сербское кладбище (95% русское, мы там хороним всех наших прихожан) в пригороде Сан-Франциско. На кладбище стоят памятники Царской семье, казакам, кадетам и Георгиевским кавалерам. 7. Литургия Преждеосвященных Даров в Старом соборе в Сан-Франциско. Храм построен полностью из красного дерева (секвои) и является исторической достопримечательностью города. 8. У нас недавно проходило трехдневное великопостное пастырское совещание в старом соборе. По-моему, это самые высокий и низкий клирики в Западно-Американской епархии :)

http://pravmir.ru/instagram-kaliforniysk...

I. Св. Димитрий, митрополит ростовский, день блаженного преставления коего ныне празднуется, родился в 1651 г., в местечке Макарове, близ Киева, и был назван Даниилом. Отец его Савва, по прозванию Туптало, был полковым сотником. Даниил с юных лет проявил в себе и способности, и усердие к науке. Окончив учение в киевском училище, он, 17-ти лет, поступил в монахи в Кирилловский киевский монастырь и назван Димитрием. Отличаясь даром слова и ревностию к пастырскому служению, Димитрий проходил должность проповедника в разных городах и был игуменом в разных монастырях. Ему выпал жребий совершить великое дело на просвещение русского народа – составить жития святых. Собирать жития святых, известные под именем Четиих-Миней, начал еще Макарий, митрополит московский, живший в шестнадцатом веке. Потом киевский митрополит Петр Могила захотел издать жития святых на более понятном языке, но умер, не исполнив своего намерения. По смерти его это дело поручено было св. Димитрию, бывшему тогда игуменом Батуринского монастыря. Этим делом он занимался 20 лет, в сане архимандрита в Чернигове и Новгороде северском и митрополита Ростовского. Собранные им жития святых, в 12-ти больших томах, представляют в великой степени назидательное чтение для православного русского народа. Петр Великий назначил Димитрия митрополитом ростовским и ярославским. В сане митрополита Димитрий явил великую ревность архипастыря. Он завел в Ростове училище, содержал его на собственные доходы, ревностно проповедывал слово Божие, подавал пример святой жизни и помогал нуждающимся. Так как в его епархии было много раскольников, то в обличение их св. Димитрий написал «Розыск о раскольнической брынской вере». Святитель скончался 58 дет от роду. Пред смертию он призвал к себе певчих и выслушал пение составленных им песнопений. Потом, отпустив певчих, он оставил у себя одного, бывшего переписчиком его сочинений, долго беседовал с ним, и, отпуская, смиренно поклонился ему до земли. Певчий, тронутый смирением святителя, сказал: «мне ли, последнему служителю, ты так низко кланяешься, владыко святый?» Митрополит опять поклонился и потом, став на колени, начал молиться. На другой день нашли его, уже умершаго, в молитвенном положении. Это было в Ростове, в 1709 году. Чрез 43 года после смерти Димитрия, честные мощи его обретены нетленными и в 1763 г. императрицею Екатериною II переложеныв новую раку.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Киев. Выдубицкий монастырь. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1070 и 1769. Адрес: Украина, Киев, ул. Выдубицкая, 40. Координаты: 50.416777, 30.569083 Проезд:маршрутным такси 193 до остановок " Выдубицкое озеро " или " улица Выдубицкая " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Главным храмом монастыря была церковь Св. Михаила. Чтобы спасти монастырский храм от оползней, в 1199 г. мастер Милонег-Петр соорудил по заказу Рюрика Ростиславича грандиозную подпорную стену. Старый монастырский собор Чуда архангела Михаила в Хонах все-таки обрушился в Днепр в середине XVI века. В 1555 году его отстроил игумен Климентий Старушич. В 1637 году Петр Могила возвратил монастырь православной митрополии и снова отреставрировал древнюю Михайловскую церковь. Источник: Монастыри и храмы Киева Церковь основана в 1071 г. Построенная на утёсе вблизи днепровского берега. Она, по преданию, в 1181 г. обрушилась, но была в скором времени восстановлена. Сохранились прекрасно стены древней кладки. В середине XVII в. обновлена и украшена митрополитом Петром Могилой. Храм каменный, двухэтажный; в первом этаже – церковь чуда архистратига Михаила; во втором – Благовещения Пресвятой Богородицы. Световой барабан купола начала XVIII века снаружи украшен тройными пилястрами с подчеркнутыми завитками ионических капителей; барочные фронтоны окон прекрасно заполняют свободное поле стены между пилястрами. Купол перекрыт железной кровлей, окрашенной в синий цвет с золочеными звездами. Лестница на второй этаж древняя, каменная, винтовая, византийско-романского типа. Снаружи храм оштукатурен и обелен известью. С северной стороны, по древней штукатурке, надпись весьма слабого рельефа, неразборчивая. Живопись в храме подновленная, не представляющая интереса, мозаики нет. Иконостасы и царские врата как в первом, так и во втором этаже – деревянные, резные, золоченые. Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI-XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Описание некоторых церквей (Составлено по материалам церковных описей выполненных архитектурной секцией «отдела искусств» Народного комиссариата просвещения в 1919 г.). - Мюнхен, 1923 г.

http://sobory.ru/article/?object=05591

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМА (Прокопович; † 1656), еп. Черниговский и Новгород-Северский. Из киевской правосл. шляхты. Принял постриг в Киево-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мон-ре, там же был рукоположен во иерея. Был близок к Исаии (Копинскому) . 29 окт. 1631 г. З. как иеромонах, один из членов капитула киевского Златоверхого во имя архангела Михаила мужского монастыря , наряду с др. членами капитула подписал приговорную грамоту об избрании новонареченного Киевского митр. Исаии (Копинского) настоятелем Златоверхого мон-ря (АЗР. Т. 4. С. 525, 231). Очевидно, вскоре после избрания еп. Исаии на Киевский митрополичий престол З. был хиротонисан во епископа (неизвестно, на какую кафедру), позднее стал наместником Златоверхого мон-ря. 31 дек. 1634 г. «Зосима епископ, наместник монастыря Михайловского» подписался под монастырским документом ( Голубев. 1898. С. 31. Примеч.). По-видимому, З. являлся ближайшим помощником (коадъютором) Исаии (Копинского) после избрания того на митрополичью кафедру и позднее, когда Киевским митрополитом стал свт. Петр (Могила) , хиротонисанный 28 апр. 1632 г. После поставления Петра (Могилы) Исаия (Копинский) продолжал жить в Златоверхом мон-ре, пытался отстаивать свои права на митрополичий престол. В эти годы З., как можно судить по косвенным данным, был духовником Исаии. После насильственного удаления Исаии из Златоверхого мон-ря в 1635 г. по повелению Петра (Могилы) З. был перемещен в Киево-Печерский мон-рь и стал блюстителем Ближних (Антониевых) пещер, за что получал от обители жалованье. Митр. Петр запретил З. архиерейское служение, и З. «многи скорби прият» от Киевского митрополита, «плачевно и сетуя жизнь проходя» (Там же. С. 29, 30). Поставление З. на епископскую кафедру стало возможным после кончины митр. Петра (31 дек. 1646), при его преемнике Сильвестре (Коссове) . В нач. 1649 г. З. был назначен епископом Черниговским и Новгород-Северским. (Интересно, что епископом Северским и Заднепровским польск. власти титуловали Исаию (Копинского), не признавая его права на Перемышльскую кафедру (хиротонисан в 1620) или на митрополичий престол (в 1631). Еп. Исаия не мог находиться в Перемышльской епархии, захваченной униатами, и подолгу жил в заднепровских Мгарском в честь Преображения Господня и в Густынском во имя Святой Троицы мон-рях, обустроенных его стараниями.) Возрождение правосл. Черниговской кафедры стало результатом освободительной войны под предводительством гетмана Б. Хмельницкого , в результате к-рой летом 1648 г. польск. шляхта, униат. и католич. духовенство были изгнаны с Черниговщины (с 1625 черниговские, смоленские и новгород-северские земли, по Деулинскому перемирию 1618 г. принадлежавшие Речи Посполитой, находились под властью униат. архиереев). В 1649 г. в юрисдикцию З. после изгнания казаками униатов был возвращен Елецкий черниговский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь .

http://pravenc.ru/text/200039.html

Санкт-Петербург. Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Спасо-Парголовская) на Шуваловском кладбище. Спасо-Парголовская церковь Карта и ближайшие объекты В 1726 году земли севернее Озерков были пожалованы полковнику И.М. Шувалову, коменданту Выборга. Сыновья его Александр и Петр состояли в числе молодых дворян при дворе цесаревны Елизаветы Петровны, и в ночь на 25 ноября 1741 года участвовали в возведении её на престол. В 1758 году Петр Иванович пожертвовал значительную сумму на постройку в Шуваловском поместье деревянной церкви во имя Спаса Нерукотворного Образа, которая была возведена в том же году. Эта церковь, в постройке которой принимал участие Ф.Б. Растрелли, сгорела в 1791 году. В том же году вдовой графа Андрея Петровича Шувалова по проекту Л. Руска была построена новая, также деревянная церковь, несколько в стороне от прежней. Её строительство велось под надзором управляющего шуваловскими имениями Боде. В церкви хранилась икона Успения Пресвятой Богородицы с частицами мощей Святых Андрея Первозванного и Василия Великого. Замечательна была также икона Святой Троицы, писанная в 1676 году в Великом Устюге. При церкви в середине XVIII в. возникло кладбище. Здесь похоронены китаевед В.М. Алексеев, специалист по тибетской медицине П.А. Бадмаев, лингвист В.И. Чернышёв, футболист М.П. Бутусов, капитан советского ледокольного флота В. И. Воронин, литературовед В.А. Десницкий, химик, историк и искусствовед В.Я. Курбатов, скульптор В.В. Лишев, архитектор И.А. Монигетти, ориенталист Ф.И. Сарруф, певец Н.К. Печковский, почвовед К.Д. Глинка, химик А.Е. Порай-Кошиц, геолог В.П. Нехорошев, другие деятели науки и культуры, а также Герои Советского Союза П.А. Маркуца, Н.А. Зеленов, В.В. Хрустицкий. На Шуваловском кладбище - братские могилы советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Свыше 10 исторических захоронений находятся под охраной государства. Каменная Спасо-Парголовская церковь заложена к северу от здания деревянной весной 1876 года и строилась на средства церковно-попечительского общества, представителем которого был граф Андрей Павлович Шувалов. Храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским Исидором 8 сентября 1880 года, при этом одновременно были освящены все три престола храма: главный - во имя Спаса Нерукотворного, правый - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а левый - во имя Святителя Николая Чудотворца. Здание церкви построено по проекту архитектора К. А. Кузьмина. Руководителем строительства стал настоятель церкви отец Александр (Налимов), чья могила находится ныне у восточного фасада церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00708

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010