Михаил Радин Скачать epub pdf ГАУ ТО, ф. 1770, оп. 1, д. 103 (в двух томах) – обзор дела. Фонд 1770 – Коломенская духовная консистория. Приведены приходы церквей трёх станов Крапивенского уезда – Окологородного, Засоловского и Псовского, отсутствует Корницкий стан. 1) – моя нумерация. 1 – нумерация в деле. 1) лл. 1–12 . Города Крапивны церковь Живоначальныя Троицы (Троицкая – М.Р.) (от 1-го листа сохранилась только половина – М.Р.). 1 . Тоя ж церкви иерей Феодот Федотов (37), жена ево Анна Петрова (38), дети их – Анна (12), Алексей (8), Настасья (1). 2 . Дьячек Иван Евсеев (28), жена ево Пелагея Архипова (27), сын их Матвей (1), мать ево вдова Мавра Лукина (60). Далее лист обрезан. На листе 36 написаны пономарь этой церкви Петр Федотов и жена ево Наталья Ильина. Приходские люди: приказный канцелярист Федосей Иванов сын Трафимов вдов (62), сын его канцелярист Григорей (27), жена ево Евдокея Васильева (25); канцелярист Алексей Григорьев сын Безруков (28), жена ево Мария Евсигнеева (29), дети их – Агафия (7), Матрена (6), мать ево вдова Евдокея Алексеева (58); крапивенские купцы; Московской Слободы пашенные салдаты. 2) 2, лл. 13–24. Роспись города Крапивны церкви Архистратига Михаила (Архангельская – М.Р.). 1.Тоя церкви поп Прохор Григорьев (48), жена ево Евдокея Лактионова (49), дети их – Георги (sic!) (15), Анна (21), Настасия (9). 2 . Диякон Иван Григорьев (40), жена ево Проскевия Осипова (38). 3 . Дьячек Аврам Григорьев (35), жена ево Варвара Григорьева ( 34), дети их – Матрена, Пелагея, Петр (6). 4 . Пономарь Стефан Васильев (31), жена ево Анисья Степанова (30), дети их – Евдокея (6), Иван (4). Пр…ной церковник Василей Иванов (55), жена ево Мария Михайлова (49) …Василей Иванов (50), жена ево Евдокея Лукина (48), дети их – Васса (21), Анна (17). Прихожане: секретарь Иван Игнатьев сын Тычинин (39), жена ево Проскева Андреева (22); прихожане Козачей Слободы и Московской Слободы. Б/н (без номера). Вероятно, её номер должен быть 3. В деле отсутствует лист с таким номером, но зато есть лист с 4. Таким образом, утерянной является исповедная роспись Града Крапивны церкви Казмы и Домиана (Космодомиановской – М.Р.). На последующих листах встречаются упоминания о некоторых клириках этой церкви, которые исповедывались в других храмах:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Июля 21 (3 августа) Священномученик Петр (Голубев) Составитель Н. М. Новиков Священномученик Петр родился 12 января 1880 года в селе Коледино Подольского уезда Московской губернии в семье Григория и Пелагии Голубевых. Его отец был псаломщиком в Троицком храме в селе Коледино и умер, когда мальчику исполнилось три года. До восьми лет Петр жил с матерью, а затем был отдан в подготовительный класс Перервинского Духовного училища, которое окончил в 1894 году и как примерный учащийся был зачислен в первый класс Московской Духовной семинарии без сдачи приемных экзаменов. В 1900 году, по окончании Духовной семинарии, Петр Григорьевич был определен на должность учителя в церковноприходскую школу в село Старое Коломенского уезда. В 1904 году он был рукоположен во диакона к Покровской церкви в селе Покровское на Городне и определен законоучителем церковноприходской школы в этом селе, а также земской школы в деревне Чертаново. В 1914 году диакон Петр был рукоположен во священника ко храму в селе Шебанцево Подольского уезда, в 1925 году переведен в Успенскую церковь в село Петрово-Дальнее Красногорского района, на место своего брата, который зимой 1924 года расшибся во время гололеда и не мог служить. Отец Петр прослужил здесь до своего ареста. Отец Петр служил все праздники и воскресные дни, часто служил молебны в домах прихожан и во время крестных ходов по селу. Прихожане любили священника за приветливость и доброту, которая сказывалась в том, что он помогал всем бедным, старикам, привечал детей, всегда одаривая их какими-нибудь подарками, и в особенности, конечно, на Пасху. Переехав в ПетровоДальнее, отец Петр сначала снимал комнату, так как дома для священника в селе не было, а в 1931 году он по разрешению местных властей выстроил дом. В 1935 году власти запретили священнику крестить, и отец Петр стал крестить дома. Положение священника в селе стало особенно тревожным с того времени, когда его племянник поступил в сельсовет помощником председателя; он неоднократно, ходя по селу, говорил: «Я своего дядю уберу, надо мной насмешничают».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Д.Н. Бантыш-Каменский Часть 1 • Часть 2 • Часть 3 Содержание Государствование Императора Петра Великого 1-й Генерал Фельдмаршал Граф Федор Алексеевич Головин 2-й Генерал-Фельдмаршал Герцог Крои 3-й Генерал-Фельдмаршал Граф Борис Петрович Шереметев 1-й Генерал-Фельдмаршал-Лейтенат Барон Огильвий 2-й Генерал-Фельдмаршал-Лейтенент Гольц 4-й Генерал-Фельдмаршал, 1-й Генералисимус Князь Александр Данилович Меншиков 5-й Генерал-Фельдмаршал Князь Аникита Иванович Репнин Государствование Императрицы Екатерины I 6-й Генерал-Фельдмаршал Князь Михаил Михайлович Голицын 7-й Генерал-Фельдмаршал Граф Сапега 8-й Генерал-Фельдмаршал Граф Яков Вилимович Брюс Государствование Императора Петра II 9-й Генерал-Фельдмаршал Князь Василий Владимирович Долгорукий 10-й Генерал-Фельдмаршал Князь Иван Юрьевич Трубецкой Государствование Императрицы Анны Иоанновны 11-й Генерал-Фельдмаршал Граф Миних 12-й Генерал-Фельдмаршал Граф Ласси Правление Великой Княгини Аннаы Леопольдовны 2-й Генералисимус Принц Брауншвейг-Люнебургский Антон-Ульрих Государствование Императрицы Елисаветы Петровны 13-й Генерал-Фельдмаршал Лудовик-Вильгельм, Принц Гессен-Гомбургский 14-й Генерал-Фельдмаршал Граф Кирилл Григорьевич Разумовский 15-й Генерал-Фельдмаршал Князь Никита Юрьевич Трубецкой 16-й Генерал-Фельдмаршал Граф Александр Борисович Бутурлин 17-й Генерал-Фельдмаршал Граф Алексей Григорьевич Разумовский 18-й Генерал-Фельдмаршал Степан Феодорович Апраксин 19-й Генерал-Фельдмаршал Граф Петр Семенович Салтыков 20-й Генерал-Фельдмаршал Граф Александр Иванович Шувалов 21-й Генерал-Фельдмаршал Граф Петр Иванович Шувалов 23-й Генерал-Фельдмаршал Принц Георг Голштинский     Государю Императору Николаю Павловичу, Самодержцу Всея России Всемилостивейший Государь! В незабвенный 1812 год имел я счастье посвятить Александру Благословенному Деяния Любимцев Петра Великого. Он благосклонно принял труд мой и поощрил к дальнейшим занятиям. Ваше Императорское Величество удостоили меня одинакого счастья, дозволив, в 1830 году, украсит Августейшим Именем Вашим Историю Малой России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архимандрит Петр (Афанасьев) 6 мая 2016 г. 12:00 Архимандрит Петр (Афанасьев) (20.11.1938–11.04.2016) Отец Петр (в миру Александр Николаевич Афанасьев) родился 20 ноября 1938 года в курском селе Реп-Плата и в младенчестве был крещен в местной церкви Архангела Михаила. С ранних лет, как и его родители Николай Иванович и Евдокия Григорьевна Афанасьевы, пел на клиросе. В его семейной родословной было ни одно поколение церковнослужителей, а дома — благочестивые устои и сердечная вера. Переезд в 1945 году в Москву не изменил внутреннего уклада семьи. Не повлияла на него и советская власть: все четверо детей молились и ходили в храм. В 1952 году, обучаясь в Доме пионеров игре на домре, он познакомился с Евгенией Андреевой. В 1960 году их повенчал схиархимандрит Амвросий (Иванов). В лице Евгении Дмитриевны он обрел не только верную супругу, но и настоящего друга, разделявшего его интересы и помогавшего в трудах. В зрелые годы она, как и отец Петр, приняла монашество с наречением имени Анастасия. В 1961 году у них родилась дочь Ольга. В 1963 году будущего священника призвали в армию. К этому моменту он закончил музыкальное училище, успел поступить в Саратовскую консерваторию и перевестись из нее в Московскую. Уже будучи молодым отцом и не желая бросать учебу, Александр обратился в Министерство обороны СССР с ходатайством, чтобы ему позволили служить рядом с семьей и одновременно с воинской службой обучаться в Московской консерватории. Его прошение было удовлетворено, благодаря чему в 1965 году уже сержантом ракетных войск он окончил консерваторию по классу контрабаса. Десять лет спустя, в 1975 году — по классу дирижирования. Музыка на долгие годы стала для А.Н. Афанасьева главным делом жизни. Как дирижер и педагог он приложил немало усилий, чтобы повысить уровень исполнения классических произведений, привлечь должное внимание к русскому хоровому и инструментальному наследию. С 1972 по 1989 год дирижировал многими ведущими оркестрами страны, включая Большой симфонический (1977), гастролировал по России и за границей, около 20 лет был художественным руководителем Московской государственной филармонии, получил звание профессора, заслуженного деятеля искусств. Но именно эти неизменные атрибуты публичной жизни представителя мира искусства тяготили больше всего: его интересовали не награды или звания, а глубокое духовное содержание исполняемых произведений. Вполне закономерно, что Александр Николаевич подружился с близким ему по духу ценителем хоровой музыки — регентом архимандритом Матфеем (Мормылем). Итогом их совместной работы в 1960–1970-е годы стали записи первых дисков хора Троице-Сергиевой лавры с церковными песнопениями. Плодами трудов отца Петра на музыкальной ниве стало создание нескольких коллективов, каждый из которых обрел свою творческую жизнь и по сей день востребован слушателями. Это и «Московская инструментальная капелла», созданная в 1975 году при Московской областной филармонии, и основанный в 1997 году мужской камерный хор «Благозвонница».

http://e-vestnik.ru/obituaries/petr_afan...

А.Б. Григорьев Сочинение митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского «Иго Господне благо и бремя его легко» Источник Данная публикация является вводной статьей к изданию текста обнаруженного произведения митрополита Стефана Яворского , которое будет подготовлено и осуществлено в ближайших номерах Вестника ПСТГУ (Серия: Богословие. Философия). При подготовке работы использованы архивные материалы Отдела рукописей Государственного Исторического музея, Ярославского государственного архива, Отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Впервые в литературе проводится научный анализ уникального рукописного текста митрополита Рязанского и Муромского, местоблюстителя Патриаршего престола преосвященного Стефана Яворского . Во вводной статье рассматриваются взаимоотношения между тремя выдающимися иерархами-богословами Русской Православной Церкви Стефаном (Яворским) , Феофилактом (Лопатинским) и Феофаном (Прокоповичем) , анализируются их богословские разногласия и приоткрываются новые страницы в истории русского полемического богословия первой пол. XVIII в. Около 1712 г. царь Петр Алексеевич в одном из частных разговоров задает графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину 1 некий вопрос о возможности христианского спасения через исполнение дел закона, т. е. ветхозаветного и/или христианского законодательства, вызванный, вероятно, знакомством царя с протестантской литературой и его собственными рассуждениями о необходимости соблюдения обрядовой составляющей христианской жизни, в свою очередь тесно связанной с православным аскетическим учением и нравственным богословием. Таким образом, восприятие Петром ответа на этот вопрос могло иметь для России весьма далеко идущие последствия. Как был сформулирован вопрос, мы не знаем, но его суть определенно касалась толкования слов апостола Петра об «иге неудобоносимом». Мусин-Пушкин отвечал императору, что «тяжесть толикая в законе была того ради, яко не давал закон места покаянию» 2 , иными словами, с приходом Христа Закон упраздняется, т. к. уступает место благодати. Вопрос этот рассматривался христианским богословием неоднократно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Анна Сапрыкина: «Я создавала книгу практично, просто, с точки зрения мамы» Презентация новой книги Анны Сапрыкиной «Всенощная» 28 июня, в 18:30, ждем в «Горнице Вольного Странника» («Книжная палата в Черниговском», Пятницкая улица, 6/1с3) состоялась презентация новой книги Анны Сапрыкиной «Всенощная» . Присутствовали: протоиерей Федор Бородин, Анна Сапрыкина, автор книги, чтец Георгий Мамонов, научный консультант книги, Петр Григорьев, модератор встречи. Участники встречи услышали песнопения вечерней службы в исполнении Александры Егоровой и хора московской школы византийского пения «Схолион Псалтикис». Как сложилась традиция всенощного бдения Пётр Григорьев (ведущий): — Добрый день! Приветствую вас на презентации книги «Всенощная» . Мы начали с общей молитвы, и сейчас хотелось бы попросить Александру Егорову, регента хора Марфо-Мариинской обители, спеть «Богородице Дево, радуйся» знаменным распевом. Наверное, начать разговор о книге «Всенощная» стоит с того, что это за богослужение, зачем оно вообще нужно в суточном круге. Нам об этом расскажет Георгий Мамонов — чтец, научный консультант, магистр богословия, выпускник Сретенской духовной академии. Думаю, что правильно будет услышать о всенощной от него. Георгий Мамонов : — Добрый вечер. Меня попросили сегодня немного рассказать про всенощное бдение. Я постараюсь кратко объяснить, откуда оно возникло и для чего нужно сейчас нам и нашим детям. На последний вопрос мне будет ответить сложно, поэтому я попрошу помочь автора этой книги Анну Сапрыкину и отца Федора Бородина, настоятеля храма Космы и Дамиана на Маросейке. А об остальном попробую вам поведать. Всенощное бдение – некая аскеза. Но это не противоположность радости. Аскеза — труд, но труд радостный «Всенощное бдение» является логическим продолжением известной нам книги «Литургия» . И вот, литургия — это, прежде всего, радость. Радостная служба, служба соединения с Богом. А всенощное бдение – некая аскеза. Но это не противоположность радости. Аскеза — труд, но труд радостный. Аскеза была всегда, и ночное богослужение — одна из ее форм. И чем дальше, тем больше совершалось таких молений. В ветхозаветные времена не было никакого регулярного ночного богослужения, но в особых случаях святые люди обращались к Богу в молитвах именно ночью. Мы можем встретить в Псалтири пророка Царя Давида такие строки:

http://pravoslavie.ru/154664.html

Овруч. Васильевский женский монастырь. Собор Василия Великого. Приезд Государя Императора Николая II в Овруч на открытие после реставрации российским архитектором А.В. Щусевым Свято-Васильевской церкви. День освящения храма, 3 сентября 1911 г. Елена Григорьева 3 сентября 1911 Развалины церкви просуществовали до 1842 года, когда при раскопке фундамента, свод обрушился и от храма уцелела одна алтарная восточная часть и часть северной стены с аркою перед входом в алтарь. Графика, 1842 год Елена Григорьева 1 июня 1842 Карта и ближайшие объекты ВАСИЛЬЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВАСИЛЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ, около 1190, 1909 гг., И МОНАСТЫРСКИЕ СООРУЖЕНИЯ, 1907—1909 гг. (ул. Пролетарская, 2).      Васильевская златоверхая церковь — дворцовая церковь князя Рюрика Ростиславича (в крещении Василия). Сооружена на месте деревянной, возведенной по преданию еще князем Владимиром в 997 г. Церковь, видимо, возводил Петр Милонег, придворный зодчий Рюрика Ростиславича. Неоднократно подвергалась разрушениям, после чего отстраивалась. Окончательно разрушена в 1321 г. во время осады города литовским князем Гедимином в отместку за упорную оборону горожанами Овруча. В XVI в. среди руин была построена деревянная церковь, которая вскоре сгорела. Следующая деревянная церковь, выстроенная на том же месте, в 1734 г. разобрана по ветхости. После обрушения сводов в 1842 г. от Рюрикова храма остались лишь три апсиды и часть северной стены с аркой. На апсидах и в откосах окон сохранилась первоначальная штукатурка. В 1876 г. у северной стены построена Васильевская часовня, разобранная в начале 1900-х годов.      Нынешнее сооружение — результат реставрации 1907—1909 гг., выполненной по проекту архит. А. В. Щусева на основании исследований П. П. Покрышкина (исполнители работ — архитекторы А. А. Веснин и В. Н. Максимов). В 1910 г. А. В. Щусеву было присвоено звание акад. архитектуры за удачную по результатам и оригинальную по методу реставрацию храма в Овруче. Сооружение выполнено в первоначальных формах, однако завершение было ошибочно сделано по типу церквей середины XII в., т.

http://sobory.ru/article/?object=16547

Борис-Глеб. Церковь Бориса и Глеба. Борисоглебская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Бориса и Глеба Год постройки:Между 1999 и 2000. Адрес: 215272, Смоленская область, Сычевский район, п/о Дмитрово, с. Борисоглебское (ур. Борис-Глеб) Координаты: 55.748433, 34.4845 Проезд:от о/п Вазуза на ж/д Вязьма - Ржев 12 км на восток (асфальт, затем налево на новый грейдер, 5 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Построена в 2001 г. вместо старой Борисоглебской церкви, сгоревшей в 1997 г. В 1691 г. прихожанами был построен деревянный храм во имя Святых благоверных князей Бориса и Глеба. В 1782 г. вместо него был построен новый деревянный храм с тем же престолом и приделом во имя Преподобного Нила Столбенского, сгоревший в 1883 г. На это место из села Ильинского был перевезен храм во имя иконы Казанской Божией Матери, освященный во имя Святых князей Бориса и Глеба. Иеромонах Даниил (Сычев). Вязьма. Очерки истории. – М., 1997. – С. 142. В 1691 году в селе был построен деревянный храм во имя благоверных князей Бориса и Глеба. Возможно, первым настоятелем храма был священник Каллистрат, умерший 29 марта 1730 года. С конца XVII века по названию храма стало именоваться и село, возраст которого значительно старше. Последним настоятелем старого храма был священник Иродион Артемьевич Лабутин, умерший 16 апреля 1781 года епархиальные ведомости», 1889, В 1782 году вместо него на средства прихожан был построен новый храм с тем же названием, но уже с приделом во имя Преподобного Нила Столбенского. Храм был освящен преосвященным Парфением, епископом Смоленским и Дорогобужским. Первым настоятелем нового храма был священник Петр Кононов (1749-1795). Селом же в это время владел подпоручик Федор Глебович Салтыков и Василий Васильевич Нарышкин. Священника Кононова сменил его зять священник Петр Григорьевич Цветков. Долгое время служил о. Петр в храме и умер в 1854 году, находясь за штатом. А в 1841 году в сельском храме стал служить священник Петр Николаевич Смирнов. Вместе со священником Петром Смирновым в храме еще служил и священник Николай Морозов. В 1848 сын о. Николая Герасим Морозов поступил в Московскую духовную академию.

http://sobory.ru/article/?object=18197

II. Преобразования в строе церковной жизни в царствование Петра Великого за время до учреждения Святейшего Правительствующего Синода. Петр и патриарх. – Характер преобразований петровых. – Первые преобразовательные указы Петра. – Смерть патриарха. – Преобразования 1700 и 1701 годов. – Дальнейшие изменения в строе церковной жизни: в делах веры, по части церковного образования, в епархиальной жизни, относительно церковного имущества, по части призрения. – Высшее церковное управление, – митрополит Стефан Яворский . – Мысль о Синоде. I Еще патриарху Адриану Петр, пока в форме желания, говорил: «священники ставятся малограмотные. Надобно их сперва научить Таинствам, и потом уже ставить в священный чин. Для этого надобно человека, и не одного, кому это делать, и определить место, где быть тому. Надобно промыслить, чтоб и православные христиане, и зловерцы: татаре, мордва, черемисы и другие познали Господа и закон Его. Для того послать бы хотя несколько десятков человек в Киев в школы. И здесь есть школа, можно бы и здесь об этом деле порадеть, но мало учатся, потому что никто не смотрит за школою как надобно. Нужен для этого человек, знатный чином, именем, богатый, и нет его. Евангельское учение – вот знание Божеское, больше всего нужное людям. Многие желают учить своих детей свободным наукам и отдают их здесь иноземцам, другие в домах своих держат учителей иностранцев, которые на родном нашем языке не умеют правильно говорить. Кроме того, иноверцы учат малых детей своим ересям, отчего детям вред и Церкви нашей святой может быть ущерб великий, а языку нашему от неискусства повреждение. Тогда как в нашей школе, при знатном и искусном обучении, всякому бы добру учились» 117 . Нет указаний, чтобы патриарх что-либо предпринял к улучшению строя церковной жизни, несовершенства которого так хорошо были замечены гением Петра. За дело взялся тогда сам государь. И, как всегда, Петр начал преобразования не сразу по какому-либо заранее выработанному, самостоятельно ли, или под посторонним влиянием, плану, а лишь по мере практической нужды, когда совокупность жизненных условий предъявляла с практической стороны настойчивую потребность реформы и в сознании выяснялась не только необходимость устранения того или иного нестроения, но и самые способы этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кистыш. Александр Суворов. Храм 12.06.2018 674 Время на чтение 5 минут Храм святителя Василия Великого, построенный великим сыном Росии Александром Суворовым в память о своем батюшке Василии Ивановиче, крестнике Петра I. Первое упоминание о селе Кистоши, что рядом с древним русским городом Суздалем относится к 1521 г. По одному из преданий Петр I пожаловал его Ивану Григорьевичу СУВОРОВУ , деду великого русского полководца, который с молодых лет находился на воинской службе. С начала 80 гг. XVII века он служил в стрелецком Стремянном полку, который нес охрану Кремля и во время стрелецких бунтов 1682 и 1688 гг. сохранил верность Царю Петру Алексеевичу. В документах 1690 г. Иван Суворов упоминается уже десятником. Как один из наиболее грамотных и преданных Петру был назначен подьячим (1695) лейб-гвардии Преображенского полка и уже через четыре года имел чин Генерального писаря этого же полка, а затем и лейб-гвардии Семёновского полка. Эту должность Иван сохранил за собой до конца жизни, несмотря на многочисленные изменения в службе. Петр I хорошо знал и высоко ценил службу Ивана СУВОРОВА, запросто захаживал в его дом и в 1705 году согласился стать крестным отцом его сына Василия СУВОРОВА, отца будущего великого русского полководца. Когда его крестнику исполнилось 14 лет, Петр I взял его на трудную, сложную, но почетную службу личным денщиком Императора и многократно поручал особо сложные и опасные поручения. В «формулярном списке» Василия Суворова говорится: «В бытность его в обер-офицерских чинах по именным указам употреблен был в различных и важных комиссиях и посылках внутри и вне государства». Дослужился отец Суворова до генеральских чинов, некоторое время был воеводой г. Владимира, затем обер-прокурором и т.д. Как гласит предание, именно Василий Иванович СУВОРОВ построил с селе Кистоши первый деревянный храм в честь своего небесного покровителя святителя Василия Великого. 30 июля 1775 г. Василий Суворов скончался. Александр Васильевич тяжело переживал утрату горячо любимого отца.

http://ruskline.ru/video/2018/iyun/12/ki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010