Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР АЛЬКАНТАРСКИЙ Петр Алькантарский, св. Римско-католической Церкви. Скульптура. XVII в. Мастер П. де Мена (Музей искусств, Кливленд) Петр Алькантарский, св. Римско-католической Церкви. Скульптура. XVII в. Мастер П. де Мена (Музей искусств, Кливленд) [Лат. Petrus de Alcantara; испан. Pedro de Alcántara; в миру Хуан де Гаравито-и-Вилела-де-Санабрия] (1499, Алькантара, совр. пров. Касерес, Испания - 18.10.1562, Аренас (ныне Аренас-де-Сан-Педро, пров. Авила, Испания), св. Римско-католической Церкви (пам. 19 окт.), монах-францисканец, реформатор ордена францисканцев . Род. в семье испан. дворян; отец, Педро Алонсо Гаравито († 1507), и мать, Мария Вилела де Санабрия-и-Мальдонадо († 1544), происходили из сел. Вильятурьель, близ г. Леона. Согласно орденской традиции, родители П. А. принадлежали к знатным испан. семействам (указывалось, что род матери по жен. линии восходил к Мену Родригесу де Сантабрии, майордому кор. Кастилии Педро I Жестокого (1350-1366, 1367-1369)), однако исследователи кон. XX в. полагают, что, по-видимому, они происходили из среды конверсо - обращенных в католич. веру испан. евреев ( Garc í a S á nchez. 1997). Педро Алонсо Гаравито учился в ун-те Саламанки, имел степень бакалавра права, ко времени рождения сына исполнял обязанности губернатора (regidor) Алькантары; скончался, когда мальчику было 8 лет. Два года спустя мать вышла замуж за дворянина Алонсо Баррантеса († 1529), одного из богатейших и влиятельнейших людей Алькантары (в этом браке род. двое детей). В орденской агиографической традиции отмечалось рано проявившееся благочестие мальчика. Согласно Х. де Сан-Бернардо, уже в подростковом возрасте он принял обет не смотреть в лицо женщинам и избегать общения с ними, чтобы не впадать в искушение ( San Bernardo. 1667. P. 11-12). Отчим позаботился о хорошем образовании пасынка: с 1511 г. Хуан де Гаравито-и-Вилела де Санабрия изучал «свободные искусства» (см.

http://pravenc.ru/text/2580364.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Исправленные статьи 12 апреля 2024 г. ГЛИНКА Михаил Иванович (1804 - 1857), рус. композитор, основоположник рус. классической музыки ПИРОГОЩАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ находилась в домонг. период в Успения Пресвятой Богородицы (Пирогощей) церкви на Подоле в Киеве; не сохранилась 3 апреля 2024 г. ЛЕОНИД (Молчанов Лев Петрович; 1872-1918), игумен, преподобномученик (пам. 31 окт., в Соборе Святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской 28 марта 2024 г. ПЕТР АПСЕЛАМ († ок. 309), мч. Анейский (пам. 12, 13 янв.; пам. греч. 12 янв., 14 окт.; пам. зап. 11 янв.) ПЕТР АЛЬКАНТАРСКИЙ [в миру Хуан де Гаравито-и-Вилела-де-Санабрия] (1499-1562, св. Римско-католической Церкви (пам. 19 окт.), монах-францисканец, реформатор ордена францисканцев ПЕТР АЛЕУТ [до крещения Чукагнак или Чунагнак] († 1815), мч. (пам. 24 сент. в Православной Церкви в Америке; 12 дек., в Соборе первых мучеников Американской земли, в РПЦЗ) ПЕТР III ФЕОДОРОВИЧ (до перехода в Православие - Карл Петер Ульрих) (1728-1762), имп. Всероссийский (с 25 дек. 1761) ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ (1672-1725), российский царь (с 27 апр. 1682), 1-й российский имп. (с 22 окт. 1721; с того же дня носил титулы Великого и Отца Отечества) ПЕТР II еп. Дамаска, († после 743/4), сщмч. (пам. 9 фев.), правосл. иерарх Антиохийского Патриархата, одним из первых принявший мученическую смерть от мусульман ПЕТР II (Петрович-Негош Радивой (Раде)) (1813-1851)), митр. Черногорский, серб. поэт, свт. (пам. 19 мая) ПЕТР I 1-й католикос Картли (Мцхетский) (приблизительно 60-е гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви ПЕТР II ГНАФЕВС [Кнафей] († 488), патриарх Антиохийский (471, 475-476/7 и с 485), один из важнейших представителей антихалкидонской партии 20 марта 2024 г. ЛОНГИН, ГЕРМАН И БОГОЛЕП КОЖЕЕЗЕРСКИЕ (XVII в.), преподобные, Кожеезерские (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЛЕГОРИЯ иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретно представляемый образ Священного Писания

http://pravenc.ru/changed.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография ПЕТР Алексеевич Гришин (1870-1937), мч. (пам. 10 дек., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Андреевич Жуков (ок. 1872 - 1918), мч. (пам. 6 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Иванович Игнатов (1904-1941), мирянин, мч. (пам. 1 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе святых Красноярской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Васильевич Лонсков (1881-1937), мирянин, мч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Васильевич Троицкий (1889-1938), псаломщик, мч. (пам. 31 дек., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Сергеевич Царапкин (1883-1937), псаломщик, мч. (пам. 26 нояб., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Лаврентьевич Юдин (1877-1931), мч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Иванович Языков (1881-1922), мирянин, мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Федорович Розанов (1864-1930), прот., священноисп. (пам. в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Алексеевич Чельцов (1888-1972), прот., священноисп. (пам. 30 авг., в Соборе новомучеников и исповедников земли Владимирской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Алексеевич Мичурин (кон. XVIII в. - 1819), пустынножитель, прав. (пам. 4 марта, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в последнее воскресенье авг.- в Соборе Кемеровских святых) ПЕТР АЛЕУТ [до крещения Чукагнак или Чунагнак] († 1815), мч. (пам. 24 сент. в Православной Церкви в Америке; 12 дек., в Соборе первых мучеников Американской земли, в РПЦЗ) ПЕТР АЛЬКАНТАРСКИЙ [в миру Хуан де Гаравито-и-Вилела-де-Санабрия] (1499-1562, св. Римско-католической Церкви (пам. 19 окт.), монах-францисканец, реформатор ордена францисканцев ПЕТР АРГОССКИЙ [Чудотворец] (851/2 - ок. 922), епископ Арголидский (Аргосский), церковный писатель, преподобный (пам. 3 мая) ПЕТР АФОНСКИЙ (IX в.), почитается как первый отшельник и основатель монашества на Афоне, прп. (пам. 12 июня и в Соборе Афонских преподобных) ПИРОГОЩАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ находилась в домонг. период в Успения Пресвятой Богородицы (Пирогощей) церкви на Подоле в Киеве; не сохранилась

http://pravenc.ru/rubrics/122298_140.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новые электронные версии статей 10 апреля 2024 г. ПИННА (пам. 20 янв., 20 июня) - см. в ст. Инна, Пинна и Римма (ок. сер. IV в.), мученики Готские 9 апреля 2024 г. ПИМЕН прмч., Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики Валаамские 3 апреля 2024 г. ПЕШНОШСКИЙ (ПЕСНОШСКИЙ) МОНАСТЫРЬ - см. Мефодиев Пешношский (Песношский) во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь 1 апреля 2024 г. ПЕЧСКАЯ ПАТРИАРХИЯ церковная структура Сербской Православной Церкви - см. в ст. Сербская Православная Церковь ПЕТР АФОНСКИЙ (IX в.), почитается как первый отшельник и основатель монашества на Афоне, прп. (пам. 12 июня и в Соборе Афонских преподобных) ПЕТР ДАМАСКИН (XII в.), правосл. подвижник, автор корпуса аскетических сочинений, ошибочно отождествляемый со сщмч.Петром II, еп. Дамаска ПЕТР ГРОССОЛАН [Хрисолан] (не позже 1068 - 1117), еп. Савоны (Италия; с 1098 или 1100), архиеп. Милана (1102-1113), богослов, участник полемики между Римско-католической и Восточными Церквами ПЕТР АРГОССКИЙ [Чудотворец] (851/2 - ок. 922), епископ Арголидский (Аргосский), церковный писатель, преподобный (пам. 3 мая) ПЕТР III МОНГ патриарх Александрийский (лето - 4 сент. 477, дек. 482 - 29 или 31 окт. 489/90), один из важнейших представителей антихалкидонской партии ПЕТР V (IV) патриарх Александрийский (80-90-е гг. VII в.), православный, участник VI Вселенского (680-681) и Трулльского (Пято-Шестого; 691-692) Соборов в К-поле ПЕТР I 1-й католикос Картли (Мцхетский) (приблизительно 60-е гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви ПЕТР II ГНАФЕВС [Кнафей] († 488), патриарх Антиохийский (471, 475-476/7 и с 485), один из важнейших представителей антихалкидонской партии ПЕТР АЛЬКАНТАРСКИЙ [в миру Хуан де Гаравито-и-Вилела-де-Санабрия] (1499-1562, св. Римско-католической Церкви (пам. 19 окт.), монах-францисканец, реформатор ордена францисканцев ПЕТР АЛЕУТ [до крещения Чукагнак или Чунагнак] († 1815), мч. (пам. 24 сент. в Православной Церкви в Америке; 12 дек., в Соборе первых мучеников Американской земли, в РПЦЗ) ПЕТР III ФЕОДОРОВИЧ (до перехода в Православие - Карл Петер Ульрих) (1728-1762), имп. Всероссийский (с 25 дек. 1761) ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ (1672-1725), российский царь (с 27 апр. 1682), 1-й российский имп. (с 22 окт. 1721; с того же дня носил титулы Великого и Отца Отечества) ПЕТР II еп. Дамаска, († после 743/4), сщмч. (пам. 9 фев.), правосл. иерарх Антиохийского Патриархата, одним из первых принявший мученическую смерть от мусульман ПЕТР II (Петрович-Негош Радивой (Раде)) (1813-1851)), митр. Черногорский, серб. поэт, свт. (пам. 19 мая) 25 марта 2024 г. ПЕТР (Смелич (Смилянич, Сумилявич?; †27.11.1744), архиеп. Белгородский и Обоянский

http://pravenc.ru/new.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь ПАВЕЛ АВРЕЛИАН (VI в.?), св. (пам. зап. 12 марта), 1-й епископ Леон (ныне г. Сен-Поль-де-Леон) в Арморике (Бретань, Франция), один из 7 св. покровителей Бретани ПАВЕЛ НАРБОНСКИЙ (III в.), св. (пам. зап. 22 марта, 10 дек.), почитается как 1-й епископ г. Нарбона (ныне Нарбон, Франция) и один из христ. просветителей Галлии ПАВЛИН († 10.10.644, г. Дуробривы (ныне Рочестер), графство Кент, Англия), св. (пам. зап. 10 окт.), архиеп. Эборака (ныне Йорк) (625-633) и еп. Дуробрив (с 633) ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель ПАВЛОВСКИЙ (Корвин-Павловский) Игнатий Людовик (1776 - 1842), католич. архиепископ Могилёвский и митрополит всех римско-католических церквей в Российской империи ПАННОНХАЛЬМА Паннонхальма, католич. бенедиктинское аббатство в г. Паннонхальма (до 2000 село; медье Дьёр-Мошон-Шопрон, Венгрия); древнейший мон-рь на территории Венгрии ПАПЕБРОХ [Папеброхий; наст. имя - Даниель ван Папенбрук)] Даниил (1628-1714), пресв., иезуит, член Общества болландистов, церковный историк, один из основоположников критического метода в агиографии ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ [Папское гос-во, Церковное гос-во], теократическое гос-во в Центр. Италии во главе с папой Римским, существовавшее в VIII-XIX вв. ПАРАЦЕЛЬС [ наст. имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хоэнхайм] (1493/1494 - 1541), врач и мыслитель эпохи Ренессанса «PASTOR AETERNUS» догматическая конституция Ватиканского I Собора об ординарном юрисдикционном первенстве и о наивысшем учительном авторитете папы Римского по вопросам веры и морали во Вселенской Церкви PERFECTAE CARITATIS декрет Ватиканского II Собора об обновлении монашеской жизни (лат. renovatione vitae religiosae) применительно к совр. условиям ПЕТР АЛЬКАНТАРСКИЙ [в миру Хуан де Гаравито-и-Вилела-де-Санабрия] (1499-1562, св. Римско-католической Церкви (пам. 19 окт.), монах-францисканец, реформатор ордена францисканцев ПЕТР ГРОССОЛАН [Хрисолан] (не позже 1068 - 1117), еп. Савоны (Италия; с 1098 или 1100), архиеп. Милана (1102-1113), богослов, участник полемики между Римско-католической и Восточными Церквами

http://pravenc.ru/rubrics/122074_26.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Францисканцы АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ (ок. 1195-1231), монах-францисканец, проповедник и богослов, учитель католич. Церкви св. католич. Церкви (пам. 13 июня) ГАЛАТИНО Пьетро (ок. 1460 - после 1539), францисканец, провинциал ордена, богослов, знаток древних и вост. языков ДАВИД АУГСБУРГСКИЙ Давид Аугсбургский (ок. 1200 или 1210 - 1272, там же), нем. францисканец, автор мистико-аскетических сочинений ИАКОВ ИЗ МАРКИ [мирское имя Доменико Гангала] (1394 - 1476), св. католич. Церкви (пам. 28 нояб.), монах-францисканец, проповедник, политический деятель, дипломат ИОАНН ДУНС СКОТ († 1308), средневек. философ и богослов, католич. священник, член монашеского ордена францисканцев; в католич. Церкви прославлен в лике блаженных (пам. зап. 8 нояб.) ИОАНН КАПИСТРАНСКИЙ [Иоанн Капистран, Иоанн из Капестрано] (1386-1456), францисканец, проповедник, политический деятель, св. католич. Церкви (пам. 23 окт.) ИОАНН ПАРМСКИЙ [Джованни Буралли] (ок. 1208 - 1289), блж. католич. Церкви (пам. 20 марта (в Парме и Камерино) и 24 марта (в Ареццо)), генерал ордена францисканцев в 1247-1257 гг. ИОАНН ПЕКАМ († 1292), архиеп. Кентерберийский (с 1279), католич. церковный деятель, богослов, ученый и философ, член монашеского ордена францисканцев КОЛЬБЕ Максимилиан Мария (мирское имя - Раймунд) (8.01.1894 - 14.08.1941), святой Римско-католической Церкви (пам. 14 авг.), францисканец-конвентуал, католический миссионер НИКОЛАЙ ДЕ ЛИРА (Никола Лирский) (ок. 1270 - 1349), франц. богослов, выдающийся средневек. экзегет, член ордена францисканцев ОДОРИК ИЗ ПОРДЕНОНЕ [Одорико да Порденоне ] († 14.01.1331), блж. Римско-католической Церкви (пам. 3 февр.), францисканец, католич. миссионер на Востоке ОККАМ Уильям († 1347), англ. теолог, философ, церковный деятель; основоположник номиналистического направления в позднесредневек. схоластике; член монашеского ордена францисканцев ПЕТР АЛЬКАНТАРСКИЙ [в миру Хуан де Гаравито-и-Вилела-де-Санабрия] (1499-1562, св. Римско-католической Церкви (пам. 19 окт.), монах-францисканец, реформатор ордена францисканцев

http://pravenc.ru/rubrics/130517.html

Он часто выступал с критикой католич. монашества и высшего духовенства, что приводило к конфликтам с церковными властями. В личной аскезе П. А. подавал пример босым францисканцам: он не носил обуви и теплой одежды; несмотря на высокий рост, жил в очень маленьких кельях, где мог спать только сидя. В 1555 г. с разрешения главы провинции Хуана де Эспиносы П. А., стремясь к затворничеству, удалился в конвент Св. Креста в Паньягуа (совр. пров. Касерес). Вероятно, там он познакомился с Хуаном Паскуалем, основателем Галисийской кустодии францисканцев-конвентуалов св. Симеона, также стремившимся к реформированию монашеской жизни. К этому времени отношения П. А. с францисканцами-обсервантами провинции арх. Гавриила окончательно испортились. В 1557 г. он покинул конвент Св. Креста, посетил в мон-ре Сан-Херонимо-де-Юсте отрекшегося от власти имп. Карла V (1519-1556), а на пути в Португалию с П. А. встретился Франсиско де Борха. После кончины Паскуаля (1557) П. А., по орденскому преданию, к-рое совр. исследователи подвергают сомнению, отправился пешком в Рим, чтобы лично получить папское разрешение на переход в др. структуру ордена францисканцев. Согласно этой версии, именно в Риме П. А. официально покинул обсервантов и был назначен генеральным комиссаром реформированных конвентуалов. Однако более вероятно, что он был избран комиссаром на местном капитуле (подтверждено бреве «Cum a nobis petitur» папы Римского Павла IV от 2 мая 1559). В 1557 г. П. А. основал мон-рь Непорочного Зачатия в Эль-Паланкаре (ныне Педросо-де-Асим, пров. Касерес; известен как самая маленькая обитель в мире), в 1558 г.- мон-рь уставных терциарок в Херес-де-лос-Кабальерос (совр. пров. Бадахос), в 1561 г. было начато строительство конвентов в Альдеа-де-Пало и Аренасе. В основанных и реформированных им обителях П. А. продолжил преобразования, имевшие целью возвращение к аскетическим идеалам и строгим предписаниям ранних нищенствующих орденов . В 1559 г. как генеральный комиссар реформированных конвентуалов П.

http://pravenc.ru/text/2580364.html

С окт. 1538 по 1541 г. был главой (провинциалом) провинции арх. Гавриила (позднее еще дважды, в 1551 и 1553, претендовал на эту должность, но не был избран). Основал 3 конвента: св. Франциска в Вильянуэва-дель-Фресно (1538, совр. пров. Бадахос, в 1646 перенесен в Фуэнте-дель-Маэстре), Св. Креста в Табладилье (1540, близ совр. Наваконсехо, пров. Касерес), Пресв. Девы Марии в Вальверде-де-Леганес (1540, совр. пров. Бадахос). П. А. пытался добиться от собратьев по ордену более строгой аскетической жизни. Так, на капитуле в Паленсии (1540) по его инициативе в ряде мон-рей были приняты новые правила, предусматривавшие аскетические практики, в частности, монахи реформированных мон-рей должны были следовать обычаю носить сандалии, а в теплое время года ходить босиком (отсюда название - «босые францисканцы»). Подобные изменения вызвали недовольство мн. членов провинции арх. Гавриила. В 1540 г. П. А. составил конституции провинции арх. Гавриила (11 статей). В 1537 г. П. А. посетил Португалию по личному приглашению кор. Жуана III (1521-1557). В кон. 1538-1539 г. он вновь приехал в Португалию, чтобы помочь своему родственнику Мартину де Санта-Мария-Бенавидесу († 1546) основать конвент Пресв. Девы Марии в Аррабиде (близ Сетубала), ставший впосл. центром кустодии. Некоторое время провел в новом конвенте в Аррабиде, вероятно, из-за разногласий с капитулом своей провинции. В 1540 г. его избрали представителем провинции на генеральный капитул ордена францисканцев в Мантуе (1541). Однако туда он не доехал: из-за болезни ему пришлось остановиться в Барселоне, где он познакомился с вице-королем Каталонии Франсиско де Борхой († 1572, в 1565-1572 генерал ордена иезуитов , канонизирован в 1671 папой Римским Климентом X ; см. в ст. Борджа ). Вернувшись в Португалию, в 1542-1544 гг. П. А. возглавлял конвент в Пальяйше и был там наставником новициев. В 1550 и 1551 гг. он приезжал в Португалию для помощи в организации дел орденской провинции. В Испании и в Португалии П. А. вел активную проповедническую деятельность; его проповеди пользовались огромной популярностью у населения.

http://pravenc.ru/text/2580364.html

Artes liberales ), а затем философию и каноническое право в ун-те Саламанки. В 1515 г. он оставил учебу, пожелав принять монашеский постриг в ордене францисканцев в уединенном конвенте Санта-Мария-де-лос-Махарретес (известен также как конвент св. Франциска, совр. сел. Сан-Педро-де-лос-Махарретес в муниципалитете Валенсия-де-Алькантара, пров. Касерес, Эстремадура; в 1585 конвент был перенесен, на его месте действует приходская церковь, посвященная П. А.- см.: D í ez Gonz á lez M. C. Los eremitorios en la Cuenca del Tajo: En busca de un lugar idóneo//Patrimonio cultural vinculado con el agua: Paisaje, urbanismo, arte, ingenieria y turismo/Coord. M. Lozano Bartolozzi, V. Méndez Hernán. Mérida, 2014. P. 101-102). Главой (guardián) конвента был дядя Хуана де Гаравито-и-Вилела де Санабрии, Мигель Роко. Выбор именно этой обители был обусловлен не только родственными связями, но и тем, что Эстремадурская кустодия Св. Евангелия (основана в 1502), в состав к-рой входил конвент Санта-Мария-де-лос-Махарретес, со 2-й пол. XV в. являлась важным центром движения за возвращение к идеалам францисканской бедности и аскетическому образу жизни. Буллой папы Римского Льва X (1513-1521) «Ite vos in vineam meam» от 29 мая 1517 г. было официально оформлено разделение ордена францисканцев на конвентуалов и обсервантов. Эстремадурская кустодия Св. Евангелия была подчинена францисканцам-обсервантам св. Иакова, а 22 июля 1519 г. на провинциальном капитуле преобразована в провинцию арх. Гавриила (подтверждено буллой «Accepimus quod» папы Льва X от 23 янв. 1520). После принесения в 1515 г. монашеских обетов, Хуан де Гаравито-и-Вилела де Санабрия был наречен именем Петр, к к-рому, согласно францисканской традиции, был добавлен топоним - название родного города. Во время новициата его наставником стал глава кустодии Франциск Фрехенальский, местом пребывания к-рого был конвент в Бельвис-де-Монрой близ границы с Португалией. П. А. пешком отправился туда из Махарретеса (пройдя более 200 км), чтобы лично получить благословение на вступление в орден.

http://pravenc.ru/text/2580364.html

В 1688 г. Г. также была арестована, помещена в мон-рь визитанток в Париже и допрошена в связи с подозрением в доктринальных заблуждениях. Но следователи не нашли в ее учении ничего, достойного осуждения, и Г. была освобождена, в т. ч. благодаря вмешательству маркизы де Ментенон, фаворитки кор. Людовика XIV. Впосл. Г., учение к-рой стало популярным в придворных кругах, преподавала в школе для девочек Сен-Сир, организованной маркизой де Ментенон. В окт. 1688 г. Г. познакомилась с Фенелоном , который попал под влияние ее учения. В 1693 г. против ее доктрины выступил еп. Шартрский Поль Годе де Маре. В 1694 г. Г. потребовала создать комиссию для изучения ее произведений из 3 авторитетных богословов во главе с еп. Мо Жаком Бенинем Боссюэ, с к-рым Г. состояла в переписке. Работа комиссии происходила в форме т. н. конференций в Иси (conférences d " Issy) с 16 июля 1694 по 10 марта 1695, с февр. 1695 г. к участникам присоединился ставший к тому времени архиепископом Камбре Фенелон. Комиссия представила список ошибочных тезисов Г., среди к-рых главными были учение о «бесконечной любви» и «пассивной молитве». Сочинения Г. были осуждены, но выдвинутые в ходе обсуждения толкования ее доктрины впосл. стали предметом спора между Фенелоном и Боссюэ, закончившегося осуждением учения Фенелона (12 марта 1699). В дек. 1695 - окт. 1696 г. Г. была заключена в мон-рь в Венсене, потом под домашний арест, а с июня 1696 до марта 1703 г. в Бастилию. Последние годы жизни провела в имении зятя в Блуа, где скончалась. Кроме «Легчайшего способа молиться» Г. принадлежат: ряд толкований на книги ВЗ и НЗ, Песнь Песней Соломона (Le Cantique des cantiques, 1688), соч. автобиографического характера «Жизнь госпожи Гюйон» (La Vie de Mme J.-M. B. de La Mothe Guion, écrite par elle-même, 1720) и др. сочинения. Учение Г. примыкает к тому направлению в католич. мистике ( Петр Алькантарский , Хуан де ла Крус , Франциск Сальский ), к-рое придавало большое значение «умной» молитве и молитвенному созерцанию, основанному на самоуглублении.

http://pravenc.ru/text/168458.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010