Разделы портала «Азбука веры» ( 14  голосов:  4.4 из  5) В этой книге собраны письма, в которых отразилась жизнь людей, связанных общностью жизненного креста и светлой радости. Много писем не сохранилось, так как условия жизни были сложными. Для частичного восполнения писем в книгу добавлены воспоминания. Здесь читатель, может быть, найдет что-нибудь лестное для писавшего и осудит меня, обвинив в нескромности, и он будет прав. Но, может быть, читатель поверит мне, что я себя не вижу в этой книге. Смотрю на нее как бы со стороны и вижу в ней свидетельство о жизни людей, в которой жизнь каждого в отдельности, в том числе, конечно, и моя, не имеет ценности, и в то же время жизнь каждого в общности жизни всех, как думается, неповторима и многоценна. Если читатель будет помнить об этом, то, может быть, эта книга побудит его кое о чем задуматься. Архимандрит Сергий Москва, 1971 Лица, письма которых вошли в книгу Епископ Марийский Леонид (Антощенко) (1872–1937). Епископ Могилевский Никон. Иеромонах Варнава (Гоголев), старец из скита “Параклит” близ Троице-Сергиевой Лавры (?-1933). Архимандрит Сергий (Василий Петрович Савельев) (1899–1977) Лидия Николаевна Савельева, жена В. П. Савельева, в монашестве Серафима (1900–1991). Екатерина (Катюня) Савельева, дочь В. П. и Л. Н. Савельевых (род. в 1927). Евдокия Петровна Савельева (Душенька), сестра В. П. Савельева, в монашестве Евфросиния (1902–1979). Петр Никитич Савельев, отец В. П. и Е. П. Савельевых (?-1928). Аграфена (Грушенька) Пониматкина, няня Катюни, в монашестве Вера (1896–1969). Ирина Сорокина, в монашестве Надежда (1904–1988). Наташа Сорокина, сестра Ирины (1905–1987). Анна Васильевна Сорокина, мать Ирины и Наташи (?-1931). Виктор Галкин, брат Л. Н. Савельевой (1928–1981). Олег Богоявленский, в монашестве Федор (1904-?). Ольга (Олюня) Богоявленская, сестра Олега (1906-?). Юрий Александров (1906–1943). Вера Георгиевна Александрова, мать Юрия, в монашестве Вера. Всеволод Иванович Шманкевич (1892-?). Сергей Петрович Преображенский, в монашестве Никон, игумен Троице-Сергиевой Лавры (1897-?). Глава 1. Кое-что из верховья жизни

http://azbyka.ru/fiction/dalekij-put/

Схимонах Пантелеймон, основатель Костычевской Смоленской общины (Память 27 июля). 3-го января 1884 года на 74 году от рождения в селе Костычах, Сызранского уезда, скончался основатель Костычевской Смоленской женской общины старец Петр Савельевич Прохоров, дивный подвижник, более 40 лет трудившийся в уединении, посте и молитве, при пострижении в схиму названный Пантелеймоном. Он был сын крестьянина Симбирской губернии, Сызранского уезда, села Старых Костычей, Савелия Антонова Прохорова и родился в 1811 году. С самого раннего детства мальчик обнаруживал любовь к посещению храма Божия и изучению, со слов матери и других лиц, молитв, какие они знали; любил слушать, когда читали священные книги, в особенности, жития святых, в особенности же, Иоанна Лествичника , и до самой глубокой старости заставлял по нескольку раз перечитывать лучшие места из жизни сего святого и его Лествицы. Сам же он читать не умел. Отец его Савелий, как только минуло юноше 17 ½ лет, женил его, не спрашивая на то согласия сына и против его желания, что впоследствии причинило ему немало горя. Юноша покорно подчинился воле отца и противоречить ему не посмел. Это было в 1829 году. И с этого времени, как при жизни отца, так и по смерти его, он был хорошим семьянином, примерным работником и пахарем. Дом его считался одним из исправнейших и состоятельных крестьянских домов до 1840 года, т.е. до начала его подвижнической жизни; но и до этого времени, несмотря на семью и большое хозяйство, был настоящим подвижником. После десятилетней супружеской жизни Петр Савельич совсем переменил свой образ жизни и отправился в путешествие по св. местам. В своем первом путешествии к святым местам он пробыл недолго. Вероятно, в это самое время, по ознакомлении с подвигами русских иноков Киево-Печерской лавры, у него созрела мысль оставить жену и детей, и уйти трудиться до конца дней своих на Афонскую гору, куда влекла его слава подвижнической жизни иноков этой горы. По возвращении домой, он наскоро поправил свои семейные дела и начал готовиться ко второму дальнейшему путешествию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (+ 1783) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 13 авг. в день преставления и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых Святитель Тихон, в миру Тимофей Савельевич Соколов (или Соколовский), родился в 1724 г. в семье дьячка села Короцка, что около города Валдая в Новгородском краю. Отец его вскоре умер. Семья осталась в такой бедности, что однажды мать решила отдать младшего сына богатому ямщику, который хотел его усыновить. Старший сын ее, Петр, занявший отцовское место причетника, умолил ее не делать этого. «Мы научим Тиму читать, — говорил он, — и он будет где-нибудь пономарем!» Но годы шли, и Тимофей часто за один кусок черного хлеба целый день работал у крестьян. Когда ему минуло 14 лет, было приказано детей духовенства этого возраста брать в солдаты. В это время в Новгороде должна была открыться семинария, но в ожидании этого Тимофей должен был жить в Новгороде у другого брата, Евфимия, и, чтобы помогать ему, работать у огородников. Наконец его приняли в число 200 кандидатов, из общего числа 1000. Тимофей учился хорошо, даже по ночам. А шаловливые его сверстники дразнили серьезного мальчика, пели ему величание и кадили ему лаптями. Курс он окончил будучи 30 лет, уже преподавателем. Теперь ему надлежало избрать свой жизненный путь. Его влекло монашество. Два случая в это время особенно повлияли на него: однажды, стоя на высокой колокольне, он неосторожно облокотился на ветхие перила — они рухнули, но невидимая рука отбросила его, и он упал назад на спину. Другой раз, ночью, он увидел небеса отверстыми и осиявший его необыкновенный свет. Тимофей постригся с наречением ему имени Тихон и вскоре, в сане архимандрита, был назначен ректорам Тверской семинарии. Он читал лекции по нравственному богословию, впервые по-русски вместо общепринятого в то время латинского языка, и при этом так увлекательно, что слушать его собиралось много посторонних лиц.

http://sedmitza.ru/lib/text/437564/

XXXVII. Завещание Феофана Одр умирающего архипастыря окружали довереннейшие лица духовного сана. Чувствуя приближение смерти, Феофан объявил им свое завещание, которое с слов его написано было одним из приближенных, но которого он не успел скрепить своею подписью «за тяжкою своею болезнию и за конечною при смерти невозможностию». Вручая преосвященному Питириму реестр своих наследников, он в особенности просил об учащихся детях – дать им способы продолжать образование и поручить их людям, достойным доверия, пока они сами придут в совершенный возраст и разум. Без сомнения эти-то дети и составляли все его утешение в жизни. Он набрал их из простого состояния и воспитывал на счет кафедры, жертвуя многим и из собственного достояния. Так как они были не из фамильных, то он сам давал им прозвания сообразно с усмотренными в них склонностями, или по наружности, или по случаю какому-нибудь. У него были и Барашко, и Бурмистр, и Сурик, и Утенок, Алхимист, Сыч, Светлой, Орешко, Типик и пр.: и этих-то сироток (большею частью) он воспитал и сделал своими наследниками. Вот его завещание. «Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Остаются после нас персональные наследники в следующих статьях. Первая: интендант Илия Ксиландер и живший при келии питомец Семен Иванов; вторая: Михайло Павлов, Иван секретарь, Яков Осипов и Мартиниан Шеин; третья: Григорий Барашко, Петр Бурмистр, Иван Сурик, Алексей Утенок; четвертая: Яков Алхимист, Иван Сыч, Федор Светлой; пятая: Трофим Ульянов, Сергей духовный отец, Ульян Калмык, Павел Калмык и Василий Орешко; шестая: Иван Калмык, Никита Савельев, Антон Калмык и Андрей Типик; седьмая: Иван Андреев , Прокофий Макарьев, Нестор Дмитриев, священник карповской церкви, пономарь и дьячек той же церкви. На повседневную праздничную службу и на всякия в тую церковь потребности п убранства церковныя во весь год. На достройку приморской мызы. Служитель Иван Степанов». В деле архива св. Синода о смерти преосвященного Феофана находятся следующие реестры его недвижимого и движимого имущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - август 2010 г.   Вот рухнул марксизм-ленинизм, и что мы получили? Недолго мы радовались. Человеческое общество не может существовать без устремленности к будущему, без надежды. Где теперь этот выход к будущему? Как пароль повсюду звучит одно слово — рост. Но все чаще оно звучит как насмешка. Разве это слово выражает обещание, надежду? У политиков в голове одно — предстоящие выборы, в то время как государственный человек должен хотя бы мало-мальски заботиться о будущем поколении. Общество без проектов строительства лучшего будущего неизбежно заболевает страхом «замкнутого пространства». Вместо прежней естественной преемственности — бесконечный конфликт поколений. Говоря о будущем, люди всегда исходили из надежды. А теперь на что надеяться, если вместо прежней веры в социальную справедливость, нам предлагается жить как дикарям, где каждый торопится урвать свою часть добычи? Вообще, в нравственном плане всех приучают жить хуже дикарей. А тогда жизнь по совести и стыду, что ни говори, в основной массе народа считалась нормой. Даже иные богословы писали в то время, что между христианскими заповедями и «нравственным кодексом строителей коммунизма» есть немало общего. Савельев Игорь, г. Москва Вы правы, новые заблуждения, поставленные на место прежних, не могут помочь. Недостаточно освободиться от прошлых исторических иллюзий. Но что делать? Сожалеть о «мессианских» временах? Вздыхать об утраченной надежде? Иронизировать над ностальгическими утопиями? Если исторический проект потерпел крушение, надо понять, почему. Если принцип надежды был извращен, следует определить, что послужило этому извращению. Или еще раз стать перед выбором между тиранической по возможности эсхатологией и исполненного страха подчинением установленному беспорядку. В XX веке две тоталитарных системы (большевизма и нацизма) надругались, каждая по-своему, над тем, что именуется надеждой человечества и ее ценностями. (Промыслом Божиим инфернальная матрица всеохватывающей тоталитарной системы не отпечаталась, благодаря Второй мировой войне). Что касается большевистского тоталитаризма, тысячу раз писали, как марксизм изуродовал христианскую идею устремленности к всемирному единству и равенству. Это было обезьянья (диавольская) пародия на евангельские тексты, например, Второе Послание апостола Петра: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр. 3, 13). В этом смысле марксизм можно рассматривать как христианскую ересь или кровавую «подделку» под христианство. Ибо движущей силой коммунистического учения было возвещение спасения бедных. Потому «социалистическую эсхатологию» некоторые ставят в число секулярных (следовательно, еретических) религий, которые заняли в душах миллионов людей место изгнанной из них веры, устремляя в далекое будущее, с идеальным общественным порядком, который и есть спасение человечества.

http://moral.ru/dom_0810.html

Белый. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На территории бывшей крепости в 1789 г. на средства купцов П.С. и Т.С. Пирожковых рядом со старым деревянным Троицким собором началось строительство нового одноименного ему каменного (завершен в 1804-06 гг., не сохр.). Пятиглавый храм был выдержан в характерных для своего времени переходных формах от барокко к классицизму. Фасады четверика храма, расчлененные вертикальными нишами и пилястрами, завершались треугольными фронтонами. Окна были оформлены наличниками с ушами, клинчатыми замками и сандриками-полочками. Стены прямоугольной апсиды были декорированы ленточным рустом. Соборы стояли в юго-восточном углу крепостной территории, которую с востока на запад пересекала улица. С южной ее стороны стояли три дома соборного причта, а с северной - деревянный дом городничего. Собор существовал здесь в древности во имя Богоявления Господня. Неизвестно, к какому времени относится постройка его, известно только, что это было раньше царствования Алексея Михайловича. Так, в одном деле архива, духовенство рапортовало своему преосвященному: " в давнех годех, вскоре по взятии Смоленска Алексеем Михайловичем, из государева лесу, в то впемя, когда строился град Белая деревянный, построена внутри города соборная церковь во имя живоначальныя Троицы, с приделами: Успения Божией Матери да Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи; иконы и ризы и книги и всякая утварь присланы из Москвы " . Настоящий собор каменный построен на том же месте, где была прежняя деревянная крепость в 1766 г.; в нем главный престол во имя живоначальной Троицы; приделы по правую сторону - в память Успения Божией Матери, по левую - Богоявления Господня. Строителями были частные лица: сенатор Петр Аршеневский, и купцы Савельевы и Пирожниковы. По грамотам Алексея Михайловича, эта церковь состояла на царском жаловании: попу назначено было 6 четв. хлеба, столько же овса и деньгами 8 рублей и 26 алтын, дьякону: 4 четв.

http://sobory.ru/article/?object=39466

Верзилово. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Преображенский храм (с. Верзилово) Издревле наши предки селились в окрестностях села Верзилово. Первое, сохранившееся до наших дней, письменное упоминание о сельце Верзилове на речке на Коширке Коневского стана Коломенского уезда Московской губернии мы находим в Писцовых книгах 1577 года. В составлявшихся после смутного времени Писцовых книгах 1627 года Верзилово уже называют селом, однако сведения о церкви и притче отсутствуют. Впервые о храме в селе Верзилово повествуют Приходные книги Патриаршего казенного приказа за 1657 год: «Коломенский уезд. Десятина Малинская. Церковь Архангела Михаила в Верзилове». В Переписной книге Коломенского уезда за 1705 год впервые приводятся сведения о новой церкви и церковном притче: «За столником за князь Никитою княж Федоровым сыном Мещерским село Верзилово, а в нем церковь Преображения Господня, (двор) поп Иван Ефимов, у него сын Василей двадцати лет, (двор) дьячек Иван Григорьев тридцати лет да десять дворов крестьянских (в них – 27 чел. мужеска полу)». В Переписной книге за 1715 год уточняется, что церковь деревянная. В самой ранней, датированной 1740 годом и дошедшей до наших дней, Метрической книге Коломенского уезда Каширской десятины, Верзилово упоминается как вотчина поручика князя Петра Семенова сына Мещерскова. С его именем связано начало строительства во второй половине 40-х годов XVIII века каменной церкви Преображения Господня. Церковь была построена без приделов, покрыта тесом. Были возведены холодная настоящая, теплая трапезная и колокольня. В 1749 году Петр Семенович умирает и завершает строительство и убранство новой церкви его брат – полковник, князь Григорий Семенович Мещерский. В Клировых ведомостях за 1821 г. записано: «Построена тщанием господ Мещерских, а в которых летах о том храмозданной в церкви не имеется». Следует отметить, что на строительство и деревянной, и каменной церкви Преображения Господня не было получено благословение Коломенского епископа. В документах епархии в селе Верзилове значилась церковь Архистратига Михаила (или Михаила Архангела) Малинской десятины. 2 мая 1814 года было получено благословение Высокопреосвященнейшего Августина, епископа Дмитровского и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архимандрита на устроение в каменной церкви во имя Преображения Господня «по удобности места, во отделении трапезы теплой придел во имя Архангела Михаила». Прошение подала тайная советница княгиня Анна Федоровна Шаховская, чьей вотчиной тогда было Верзилово. И уже 19 октября того же года Серпуховской округи Благочинным села Савельева священником Василием Прокопиевым в селе Верзилове в церкви Преображения Господня освящен по чиноположению в трапезе придел Чуда Архистратига Михаила в Хонех. В 1832 году в новоустроенном приделе «в угле на запад оказалась разседина». Из-за этого придел стал холодным.

http://sobory.ru/article/?object=09257

Григорий Калюжный вошел в русскую  литературу, можно сказать, прямо с неба.  Федор Абрамов с болью кричал на всю страну о гибели российских сел и деревень. Услышали немногие. А Григорий Калюжный  услышал и понял, что причиной массовой гибели поселений крестьянского мира был не научно-технический прогресс, а запущенная в 1959 году Н.С. Хрущевым государственная программа сворачивания якобы   «неперспективных сел и деревень ». По сути, это была программа самоистребления, поскольку главным источником рождаемости являлся сельский мир. Надо было остановить эту концепцию. В этом смысле Григория Калюжного сравнивали со спартанским царем Леонидом, который во главе 300 спартанцев противостоял персидской армии. Нина Стрючкова и Виктор Петров отмечают: «Григорий Калюжный – явление яркое и неповторимое в Русской литературе. Летчик Гражданской Авиации спустился на землю, чтобы создать “Энциклопедию Российских сел и деревень”. На жизненный выбор молодого штурмана и поэта между авиацией и литературой повлияло выступление перед молодежью Федора Абрамова. Большой русский писатель с горечью говорил об исчезновении в глобальном масштабе с Российской земли сел и деревень. А Григорий Калюжный все это видел с неба. Читая Сергея Есенина и размышляя над словами Федора Абрамова, он понял, что должен откликнуться. Вскоре Федор Абрамов умер, а Григорий Калюжный ушел из авиации, чтобы как писатель бороться с наступающей на нашу землю в прямом смысле тьмой там, где еще недавно светились огоньки деревень. Видимо, его к этому подготовила и мама, провинциальная учительница русского языка и литературы». В Союзе писателей Григорий Калюжный обрел  новых друзей. Более того,  вел «Третью оборону Севастополя», устраивая поездки писателей в этот город, где жила его мать Ксения Афанасьевна. По воспоминаниям  капитана I ранга Владимира Савельевича Тищенко, с одобрения Командующего Краснознаменным Черноморским Флотом Игоря Владимировича Касатонова Григорий Калюжный занялся организацией писательских десантов к морякам. Для информационно блокированного Севастополя это была огромная моральная помощь. Уже в феврале 1993 года к черноморцам приехали известные писатели Дмитрий Балашов, Михаил Лемешев, Петр Проскурин, Игорь Шафаревич и др. Следом, в мае того же года, гостем Черноморского Флота стал правнук легендарного адмирала Михаила Петровича Лазарева старейший русский писатель Олег Васильевич Волков. Надо сказать, что к его приезду, площади Революции вернули прежнее название площадь имени Лазарева. В мае 1994 года на кораблях и в частях флота выступал Вадим Кожинов, заявивший, что в отличие от оккупированной Москвы он чувствует себя здесь, как в сердце России. Его поддержал Владимир Крупин. Эти встречи с московскими писателями были благой вестью для моряков.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/16/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Афонский старец Пантелеимон (Прохоров) Афонский старец Пантелеимон (Прохоров) 3 (16 н.ст.) января 1884 года на 74 году жизни в селе Костычи, Сызранского уезда, скончался основатель Костычевской Смоленской женской обители старец Пантелеимон (Прохоров). Постриженник и ученик старцев Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, он, по возвращении в родные края, более 40 лет подвизался в уединении, посте и молитве, а в последние годы жизни приступил к устроению в селе Костычах женской монашеской обители. После богоборческой революции, в 1920-е гг., монастырь был уничтожен советской властью. В наше время обитель вновь восстанавливается. А в апреле 2004 г. были чудесно обретены мощи основателя обители старца Пантелеимона, от которых за последние годы произошло множество чудотворений и исцелений. В Самарско-Сызранской епархии глубоко чтут память афонского старца Пантелеимона как местночтимого подвижника. ..................................... Схимонах Пантелеимон (в миру Петр Савельевич Прохоров) был сыном крестьянина села Старые Костычи Сызранского уезда Симбирской губернии. Родился в 1811 году. С самого раннего детства мальчик любил посещать храм Божий и учить со слов матери и других людей молитвы. Любил слушать, когда читали священные книги, в особенности жития святых подвижников. Сам же читать не умел. Юноша любил уединение и, когда его сверстники шумно играли во дворе, прятался то на чердаке, то на сеновале, то под кроватью и молился там с детской наивностью. Просил Боженьку, чтобы он поскорее пришел и изменил все вокруг: чтобы братья и сестры не болели, чтобы бабушки и дедушки не умирали, чтобы был всегда солнечный день и была бесконечная радость. Он каким-то особым чувством ощущал, что Бог Отец слышит его, и он, довольный, в этом радостном сознании невольно засыпал. Так проходили часы, а его перепуганная родня искала мальчика. А когда находила, то прилично наказывала. Но он не мог уже жить без этой беседы с Господом и вновь и вновь искал встречи с ним наедине.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=280...

Октябрьск. Старо-Костычёвский Смоленский женский монастырь. Храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты с. Старые Костычи Сызранского уезда Симбирской губернии (1869 – 1928 гг.) В 1869 году близ села Старые Костычи Сызранского уезда Симбирской губернии (с 1928 года Самарской губернии) была основана женская община сестер-келейниц, впоследствии преобразованная в монастырь. Основателем и вдохновителем общины стал схимонах Пантелеимон (Петр Савельевич Прохоров, бывший крестьянин). Симбирская Духовная консистория в 1884 году своим указом утвердила официальное существование общины, которая в июле 1905 года была преобразована в общежительный женский монастырь с наименованием Старокостычевский Смоленский. Обители принадлежали земельные угодья в количестве 258 десятин, которые пожертвовали благодетели. Большая часть земли находилась в Николаевском уезде Самарской губернии, пожертвованная основателем общины П.С. Прохоровым. В селе Старые Костычи в собственность монастыря входили еще 6 десятин, дарованные крестьянином Д. Хохловым. Из общего количества земли 50 десятин сдавались в аренду, 600 кв. сажен отводились под ток, остальная площадь засевалась хлебом для нужд обители, излишки которого продавались. Первая монастырская церковь была деревянная, однопрестольная, во имя Смоленской иконы Божией Матери, построенная и освященная в 1869 году. Храм имел 16 окон с двойными рамами и колокольню. В 1884 году здание перестроил и расширил крестьянин села Бестужевка Сенгилеевского уезда Г.А. Силантьев на основании заключенного с ним договора. Для этого община приобрела лес, бутовый камень, известь, гвозди на сумму свыше 2000 рублей. В процессе реконструкции устроили два придела: с восточной стороны – во имя евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна; с западной стороны – во имя Архангела Гавриила. Кроме того, западный придел имел паперть с двумя дверями. В церкви перед алтарем располагался липовый иконостас, украшенный резьбой и позолотой. Великой ценностью являлась особо чтимая икона Смоленской Божией Матери, пожертвованная неизвестным лицом в 1889 году. В октябре 1891 года сызранский купец А.Н. Сопляков пожертвовал для этой иконы серебряную с позолотой ризу чеканной работы.

http://sobory.ru/article/?object=30626

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010