Разделы портала «Азбука веры» Иеромонах Рафаил (Болевич) " decoding="" title="" Монастырь Подмаине , также известный как Подострог, имеет для Черногории особое значение, которое выходит за рамки истории сербского Православия. В стенах этого монастыря митрополит Петр II Петрович Негош написал поэмы «Горный венец» и «Свободиада». Точная дата постройки монастыря неизвестна; согласно преданию, основание его связано с династией Неманичей, правившей на этих землях двести лет, с 1170 по 1371. Существует свидетельство, что святой Савва – основатель Сербской Православной Церкви – отправился в XIII веке в паломничество на Святую Землю именно из этой обители. Монастырь посвящен Успению Пресвятой Богородицы, в этот день в 1219 году Сербская Православная Церковь обрела свою независимость. С началом восстановительных работ в 1995 году в монастыре Подмаине вновь появились монахи и послушники, и сегодня обитель является центром многих важных церковных и культурных мероприятий. Большая заслуга в этом принадлежит и ее настоятелю, иеромонаху Рафаилу (Болевичу). – Отец Рафаил, вы представитель молодого поколения монашества в Черногории, церковная, монашеская жизнь уже возрождалась, но влияние коммунистического режима было еще сильным. Как вы нашли свой путь к Церкви? – Мое детство, как и детство большинства моих сверстников, прошло в атмосфере, которую нельзя назвать благочестивой в истинном смысле, в смысле православного благочестия, православной традиции, которая существовала в прежние, лучшие времена. Это не значит, однако, что в семье не было веры, она была в той степени, в какой может она проявляться в человеческой природе, насколько родительская любовь может ее транслировать, хотя я и не был воспитан именно в православном благочестии. Повторю, что это случай не только моей семьи, но большинства семей нашего времени. Однако возможность найти, открыть веру существовала, так как недостаток благодати, недостаток церковного сознания, определенным образом сопряженный и с риском, подталкивал молодых людей к поиску смысла.

http://azbyka.ru/way/ieromonah-rafail-bo...

Шесть раз его гроб перекапывали Черногорский митрополит Негош и его мавзолей 29 августа, 2017 Черногорский митрополит Негош и его мавзолей Что сказал митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий о святом, который и после кончины заключен в темницу. Елена Зелинская о том, становится памятник врагом или свидетелем. Вот уже и до Австралии докатилась волна войны с памятниками: некие энтузиасты ночью краской из аэрозольного баллончика написали лозунг против геноцида на монументе английскому мореплавателю Джеймсу Куку. Хотя мне всегда казалось, что геноцид был совершен аборигенами над самим Куком… В Америке сносят мемориалы конфедератам, и печалятся о том российские поклонники Скарлетт О’Хара. В Восточной Европе бодро расстаются с советским наследием, украинский ленинопад расчистил место для новых памятников, а в России дискуссия о том, снести, вернуть на место, снова разрушить, выволочь вперед ногами или хранить вечно – стала нашей хронической болезнью. По-новому актуально прозвучала на этом фоне старая для Черногории тема – о мавзолее на горе Ловчен, где с 1974 года покоится Петр Второй Петрович Негош, митрополит, правитель Черногории (1831-1850), величайший поэт и мыслитель, который почитается как воплощение черногорского духа. На открытии фестиваля «Кириллица» в городе Будва, организованного Народной библиотекой и Союзом издателей и книготорговцев Черногории 23-26 августа, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий представил свою новую книгу «Житие святого митрополита Петра Второго, цетинского пустынника и ловченского провидца». В теплых сумерках приморского вечера на площади у церкви Святой Троицы, обращаясь к собравшимся, владыка сказал: «Негош заключен в темницу, в самую страшную темницу, которую он только мог себе представить. Я направил письмо премьер-министру Черногории Душко Марковичу, как уже писал всем предыдущим премьерам, с просьбой восстановить разрушенную коммунистами церковь Святого Петра и похоронить там Негоша, что было его последним желанием. Надеюсь, что созреет в нашем общественном сознании понимание необходимости вернуть церковь на гору Ловчен: пусть мавзолей останется там, где есть, как свидетельство того времени и отношения к Негошу, которое нельзя назвать негошевским.

http://pravmir.ru/shest-raz-ego-grob-per...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Исправленные статьи 12 апреля 2024 г. ГЛИНКА Михаил Иванович (1804 - 1857), рус. композитор, основоположник рус. классической музыки ПИРОГОЩАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ находилась в домонг. период в Успения Пресвятой Богородицы (Пирогощей) церкви на Подоле в Киеве; не сохранилась 3 апреля 2024 г. ЛЕОНИД (Молчанов Лев Петрович; 1872-1918), игумен, преподобномученик (пам. 31 окт., в Соборе Святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской 28 марта 2024 г. ПЕТР АПСЕЛАМ († ок. 309), мч. Анейский (пам. 12, 13 янв.; пам. греч. 12 янв., 14 окт.; пам. зап. 11 янв.) ПЕТР АЛЬКАНТАРСКИЙ [в миру Хуан де Гаравито-и-Вилела-де-Санабрия] (1499-1562, св. Римско-католической Церкви (пам. 19 окт.), монах-францисканец, реформатор ордена францисканцев ПЕТР АЛЕУТ [до крещения Чукагнак или Чунагнак] († 1815), мч. (пам. 24 сент. в Православной Церкви в Америке; 12 дек., в Соборе первых мучеников Американской земли, в РПЦЗ) ПЕТР III ФЕОДОРОВИЧ (до перехода в Православие - Карл Петер Ульрих) (1728-1762), имп. Всероссийский (с 25 дек. 1761) ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ (1672-1725), российский царь (с 27 апр. 1682), 1-й российский имп. (с 22 окт. 1721; с того же дня носил титулы Великого и Отца Отечества) ПЕТР II еп. Дамаска, († после 743/4), сщмч. (пам. 9 фев.), правосл. иерарх Антиохийского Патриархата, одним из первых принявший мученическую смерть от мусульман ПЕТР II (Петрович-Негош Радивой (Раде)) (1813-1851)), митр. Черногорский, серб. поэт, свт. (пам. 19 мая) ПЕТР I 1-й католикос Картли (Мцхетский) (приблизительно 60-е гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви ПЕТР II ГНАФЕВС [Кнафей] († 488), патриарх Антиохийский (471, 475-476/7 и с 485), один из важнейших представителей антихалкидонской партии 20 марта 2024 г. ЛОНГИН, ГЕРМАН И БОГОЛЕП КОЖЕЕЗЕРСКИЕ (XVII в.), преподобные, Кожеезерские (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЛЕГОРИЯ иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретно представляемый образ Священного Писания

http://pravenc.ru/changed.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР (Максимович-Вукосавлевич; 12.01.1788, с. Ежевица близ г. Ужице - 28.02.1853, г. Чачак), еп. Ужицкий Сербской митрополии. Род. в семье Максима и Госпавы. Получил образование в монастырях Каменац , Морача и Св. Троицы, выучил греч. язык в монастыре Раковица под Белградом. Принял монашество в 1808 г. в Белграде по благословению митр. Белградского Леонтия (Ламбровича) , затем был рукоположен во диакона и иерея. Жил в мон-ре Николе, участвовал в обновлении Преображенского и Сретенского мон-рей в Овчарско-Кабларском ущелье (см. в ст. Овчарско-Кабларские монастыри ). 30 нояб. 1830 г. митр. Белградский Анфим возвел его в сан архимандрита. После дарования автономии правосл. Церкви в Княжестве Сербия как кандидат в епископы в июле 1831 г. направлен к К-польскому патриарху, где 19 авг. был хиротонисан во епископа, на следующий день после хиротонии архиеп. Белградского и митр. Сербского Мелетия (Павловича) : они стали первыми архиереями формировавшейся церковной структуры в Сербии. Еп. Ужицко-Крушевацкий Иоанникий (Нешкович) сообщал, что было предложение поставить Н. во главе Шабацкой епархии с резиденцией в г. Чачак, но по его просьбе ему дали Ужицкую епархию, откуда он был родом. По неясным причинам, возможно из-за конфликта с братом серб. кн. Милоша Обреновича, в 1832 г. Н. вместе с игум. Паисием из мон-ря Св. Троицы (без уведомления митр. Белградского Мелетия) уехал в Черногорию. В тот период Черногорская митрополичья кафедра вдовствовала, поэтому по просьбе архим. Петра (см. Петр II (Петрович Негош) ) Н. стал заниматься подготовкой священников к рукоположению. Власти Черногории поначалу планировали выделить Н. один из мон-рей, вероятно Велику-Ремету, но, желая избежать недоразумений с властями Сербии, попросили их убедить его вернуться. В результате личных уговоров архим. Петра и благодаря нескольким письмам митр. Мелетия в 1833 г. Н. вернулся в Сербию и продолжил управление Ужицкой епархией. В 1837 г. построил в Чачаке епископский двор. Много средств вложил в ремонт Преображенского и Сретенского мон-рей, в последнем построил конак и др. помещения, подарил обители резной иконостас.

http://pravenc.ru/text/2565494.html

Подпишитесь на наш Телеграм Петр II Петрович Негош (1813–1851) Сербы и черногорцы, объясняя нам, русским, кто такой владыка Петр, говорят: «Кто для вас Пушкин ? Ваше “все”! Вот так и Петр Негош — наше српско “све”». И правда, он превратил раздираемое распрями черногорское failed state в маленькое, но полноценное государство. Он ввел регулярное налогообложение — прогрессивный шаг. Он отстоял независимость страны — не только на поле боя, но и дипломатически маневрируя между великими державами. Наконец, Петр Негош — поэт мировой величины, один из столпов сербской словесности, сербской культуры. Но мы поговорим о владыке как о богослове, предложив несколько пунктов, в которых, как нам кажется, Петр Негош был оригинален. Поэт больше, чем поэт Отношение христианина к поэзии задано святителем Григорием Богословом в IV веке. В небольшом произведении «О стихах своих» святитель объясняет: стихи хороши, (1) потому что заставляют формулировать мысль кратко, (2) потому что ослабляют горечь исполнения заповедей для юношества, (3) потому что стихи умело слагают язычники, а христианам негоже ни в чем им уступать, (4) потому что поэзия — отрада в болезни. Как мы видим, тут голая прагматика, никакого богословия, никакого превозношения поэта, которое мы найдем у Платона (не всех же он предлагал выгнать из идеального города) или у романтиков. Владыка Петр — редкий из святых богословов, кто называет поэта подражателем Бога, выразителем Его воли. Чудеса святых небес высоких, все, что здесь цветет, искрит, лучится, все миры, что лишь уму доступны, лики все и смерти, и бессмертья — вкупе все, что только есть на свете, создано Отцом поэтов общим. Сколь священно звание поэта! Голосом его вещает небо, светлый луч торит ему дорогу, величает он Творца благого. «Луч микрокосма» Бог назван поэтом — очевидно, что и поэт, поскольку он соответствует своему званию, именно этим, своим словесным творчеством, подражает Богу — совершенно не очевидная мысль для православного богословия. Поэтому стоит уточнить: поэт подражает Богу, поскольку он подражает божественной поэзии, а содержанием последней является творение многочисленных миров, отличных от той данности, в которой прозябает видимый мир.

http://blog.predanie.ru/article/pyat-bog...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мир, вставай за Крест!..» К 200-летию со дня рождения великого сербского поэта, митрополита и правителя Черногории Петра II Петровича Негоша 14.11.2013 372 Время на чтение 17 минут Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий 19 мая совершил канонизацию Петра II Петровича Негоша как местночтимого святого, а первое иконописное изображение владыки водрузили в Цетинском монастыре. «Владыку Раде», как называли его современники, почитали ещё при жизни, слово его было законом. Стоятель против врагов крепкий, хранитель веры христианской, веры отцов - таким он был в сознании сербов, таким и остался в восприятии потомков. Негош и Сербство суть нераздельные субстанции. «Свободы сербское гнездо» - так называл поэт родной край Черногорию. А поэма его «Горный венец» стала «народной библией» везде, где говорили и говорят по-сербски. Творчество Негоша, безусловно, вершина сербской литературы Нового времени. По количеству изданий и их тиражей произведения Негоша в югославянских землях занимают второе место после Библии, они переведены на многие языки мира. Героика Негоша уходит корнями в Косовский эпос, из народной песни черпал он творческое вдохновение. «Владыка Пётр II Негош означает великий праздник в жизни Сербства, - писал епископ Николай (Велимирович). - Он стоит одиноко посреди других знаменитых сербов, без предшественников и без последователей. Единственный его предтеча - это в известной мере великая душа сербского народа, отражённая в народной поэзии». Дух поэта горел всесербским единством, мыслью о всеславянском единении, идеей «всечеловечества». Ещё в 1825 г. митрополит Черногории (до 1852 г. здесь было теократическое правление) Петр I избрал своего племянника Радивоя (в монашеском постриге Петра) в наследники, которому в 1830-м суждено было принять на рамена свои крест светской и церковной власти. Накрепко усвоил он завет Петра I Пéтровича «Богу молись да за Россию держись». Он сумел возобновить тесные связи с Россией, и государственные и церковные. Дважды побывал Негош в Петербурге: в 1833 г., когда свершилась его хиротония во епископа в присутствии Его Величества Императора Николая I, и в 1837-м, когда в ожидании разрешения на въезд в Петербург он вынужден был задержаться во Пскове и предположительно посетил могилу Пушкина в Святогорском монастыре - стихотворение памяти Пушкина, выдержанное в высокой духовной тональности, тому подтверждение. Стихи «Тени Александра Пушкина» открывают антологию «Зерцало Сербское» (Белград, 1846) сербских юнацких песен, повествующих о героической истории Сербии и Черногории. По сути, эта антология и была посвящена Пушкину, она явилась драгоценным приношением в слове великому русскому поэту. Всё самое святое и заветное - подвиг народа сербского, пролитую родную кровь и горение о свободе - сербский гений поклонял гению русскому...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Сербско-русский святой. Святитель Петр Цетиньский Чудотворец (версия для печати)/Православие.Ru Сербско-русский святой. Святитель Петр Цетиньский Чудотворец Православие.Ru , 30 августа 2001 г. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 19-20 апреля 2000 года, было установлено празднование Собора Санкт-Петербургских и Ладожских святых в неделю третью по Пятидесятнице. В число Петербургских святых включен и святитель Петр Цетиньский, бывший черногорским митрополитом в 1784-1830 гг. К сожалению, в настоящее время этого сербского подвижника можно назвать самым неизвестным святым нашей Церкви. Ни в одном из многочисленных православных церковных календарей, издаваемых каждый год, мы не найдем его имени. Исключение составляет изданная в 1999 году в Российском отделении Валаамского общества Америки книга " Дух святых над Сербией " , где помещены краткие данные о нем (но неверно указано название места его подвигов и упокоения). Между тем, трудно найти другого такого святого в братских Поместных Церквях, столь тесно связанного с горячо любимой им Россией и претерпевшего немало несправедливостей от ее державных и " полудержавных " правителей. А ведь до Октябрьского переворота имя его было широко известно у нас, о нём выходили книги и публиковались статьи в русских православных и славянофильских изданиях. Хочется надеяться, что решение Св. Синода станет первым шагом к восстановлению нашей памяти о святом Петре Цетиньском. С этой целью мы публикуем жизнеописание святителя и перевод статьи о нем собрата Цетиньского монастыря протосингела о. Йована (Пурича). / Святитель Петр Цетиньский Чудотворец, митрополит и владыка Черногории (Петр I Петрович-Негош) Память 18/31 октября и в неделю третью по Пятидесятнице Будущий святитель родился в сентябре 1748 года (по другим данным - в апреле 1747) в Негушах, от набожных родителей Марка Петровича и Ангелины, урождённой Мартинович. Брат его деда Дамиана - знаменитый владыка Даниил - первым из семьи Петровичей-Негошей стал черногорским митрополитом. После смерти Даниила в 1735 году его преемником стал дядя св. Петра - Савва, и с тех пор митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в семье Петровичей, переходя от дяди к племяннику.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

СЕРБСКО-РУССКИЙ СВЯТОЙ (Святитель Петр Цетиньский Чудотворец, митрополит и владыка Черногории) ПРАВОСЛАВИE.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск СЕРБСКО-РУССКИЙ СВЯТОЙ На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 19-20 апреля 2000 года, было установлено празднование Собора Санкт-Петербургских и Ладожских святых в неделю третью по Пятидесятнице. В число Петербургских святых включен и святитель Петр Цетиньский, бывший черногорским митрополитом в 1784-1830 гг. К сожалению, в настоящее время этого сербского подвижника можно назвать самым неизвестным святым нашей Церкви. Ни в одном из многочисленных православных церковных календарей, издаваемых каждый год, мы не найдем его имени. Исключение составляет изданная в 1999 году в Российском отделении Валаамского общества Америки книга " Дух святых над Сербией " , где помещены краткие данные о нем (но неверно указано название места его подвигов и упокоения). Между тем, трудно найти другого такого святого в братских Поместных Церквях, столь тесно связанного с горячо любимой им Россией и претерпевшего немало несправедливостей от ее державных и " полудержавных " правителей. А ведь до Октябрьского переворота имя его было широко известно у нас, о нём выходили книги и публиковались статьи в русских православных и славянофильских изданиях. Хочется надеяться, что решение Св. Синода станет первым шагом к восстановлению нашей памяти о святом Петре Цетиньском. С этой целью мы публикуем жизнеописание святителя и перевод статьи о нем собрата Цетиньского монастыря протосингела о. Йована (Пурича) . Святитель ПЕТР Цетиньский Чудотворец, митрополит и владыка Черногории (Петр I Петрович-Негош) (Память 18/31 октября и в неделю третью по Пятидесятнице) Будущий святитель родился в сентябре 1748 года (по другим данным - в апреле 1747) в Негушах, от набожных родителей Марка Петровича и Ангелины (Андьюши), урождённой Мартинович. Брат его деда Дамиана - знаменитый владыка Даниил - первым из семьи Петровичей-Негошей стал черногорским митрополитом. После смерти Даниила в 1735 году его преемником стал дядя св. Петра - Савва, и с тех пор митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в семье Петровичей, переходя от дяди к племяннику.

http://pravoslavie.ru/archiv/petrcetinsk...

Мужской монастырь Ком Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Ком (серб. Манастир Ком) построен в период с 1415 по 1427 годы как родовой монастырь князей Джураджа и Леша (Алексы) Черноевичей. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Монастырь Ком, построенный князьями Черноевичами в укрытом от любопытных глаз месте у подножия Одринской горы в окружении «глухих» болот, считается самым недоступным из всех остальных монастырей Скадарского озера — в период половодья он превращается в неприступный и укрепленный остров, опоясанный крепостной стеной, с которого хорошо просматривается все окружающее пространство. Своим внешним видом монастырь напоминает больше крепость, так как построен он был в сложные для государства Зета времена, когда на него с одной стороны наступала Османская империя, а с другой — Венецианская республика. Предположительно, монастырь Ком был построен в период с 1415 по 1427 годы как родовой монастырь Джураджа и Леша (Алексы) Черноевичей. Главный храм монастыря посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Он представляет собой простое однонефное здание, к которому в XV веке были пристроены боковые приделы и просторный деревянный притвор. Храм был расписан в два этапа: сначала приблизительно в 1470 году, а затем в 80-х годах XVI века. Это единственный на Скадарском озере храм, где сохранились фрески. Стараниями Черноевичей Ком был довольно богатым монастырем: он владел обширными угодьями, на которых пасся монастырский скот и выращивался виноград. Некоторое время здесь даже располагалась резиденция Зетской митрополии, после того как она поочередно покинула монастыри Михольска Превлака и Святого Николая на острове Вранина. Однако, после того как в 1478 году турки захватили крепость Жабляк, благополучию монастыря пришел конец: Иван Черноевич вынужден был перенести столицу в новое место, учредить там Цетинский монастырь (1485 г.) и передать ему все имущество монастыря Ком. После этого обитель быстро запустела: в XVI-XVIII веках в монастырском храме лишь изредка велись службы. В девятнадцатом веке обитель поддерживалась исключительно стараниями монахов и священнослужителей соседних монастырей. В XIX веке монастырь Ком поддерживали священнослужители и монахи из соседних обителей. В 1831 году, отдавая дань традициям Зетской митрополии и славному прошлому князей Черноевичей, здесь был рукоположен в чин архимандрита Петр II Петрович Негош.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР II Петр II (Петрович-Негош). Портрет. 1847 г. Худож. Й. Бес (Музей Негоша (Билярда) в Цетине, Черногория) Петр II (Петрович-Негош). Портрет. 1847 г. Худож. Й. Бес (Музей Негоша (Билярда) в Цетине, Черногория) [Серб. Петар II] (Петрович-Негош Радивой (Раде)) (1.11. 1813, с. Ераковичи, близ Негуши - 19.10.1851), свт. (пам. 19 мая), митр. Черногорский, серб. поэт. Был 3-м сыном Томы Маркова Петровича-Негоша, брата митр. Петра I (Петровича-Негоша), и Иваны, урожд. Пророкович. Учился у митр. Петра I, его секретарей Якова Цека и поэта Симы Милутинова, а также у Йосипа Троповича из Топлы. В 1825 г. митр. Петр избрал Радивоя своим преемником. На следующий день после смерти владыки (18 окт. 1830) Радивой принял монашество с именем Петр, в февр. 1831 г. был рукоположен во иерея и возведен в сан архимандрита еп. Призренским Ананией (1828-1836; впосл. митр. Фессалии). Выступивший против его избрания митрополитом губернатор Венеции в Черногории В. Радонич был приговорен к смертной казни, но по заступничеству П. в 1832 г. казнь заменили на высылку из Черногории. На состоявшемся 2 окт. 1831 г. в Цетине Соборе было принято решение о создании Правительствующего Черногорского и Брдоского сената в составе 16 сенаторов, к-рый имел права решать внутренние и внешние дела Черногории и прерогативу в судебных функциях, и учреждена гвардия, в к-рую входили 156 членов. 24 мая 1833 г. принят свод законов из 20 статей, к-рые гарантировали безопасность жизни и имущества, регулировали общественный порядок, предусматривали наказания преступников вплоть до расстрела. 6 авг. 1833 г. в Преображенском соборе С.-Петербурга в присутствии имп. Николая I П. был хиротонисан во епископа. Впосл. был провозглашен митрополитом. Также он получил финансовую помощь, к-рая потом постоянно поступала в Черногорию во время его управления. По дороге в С.-Петербург, в Вене, познакомился с В. Караджичем , В. Копитаром , митр. Карловацким Стефаном (Стратимировичем).

http://pravenc.ru/text/2580352.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010