Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Олег Ветер: «Саур-Могила - символ славы!» 08.09.2016 805 Время на чтение 6 минут Восьмого сентября, в очередную годовщину освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков, у подножия Саур-Могилы, кургана в степи высотой 277,9 метра над уровнем моря, где и в годы Великой Отечественной, и в наши дни шли кровопролитные бои, где земля впитала боль и героизм поколений, состоятся памятные торжества. В них планирует участвовать и Олег Ветер, защитник Саур-Могилы, командир взвода разведчиков бригады «Восток», поэт и музыкант, победитель 8-го Международного фестиваля военно-патриотической песни «Честь имею», который проходил 12 июня в Симферополе под девизом «За Россию, десант и спецназ». На встречу с корреспондентом «Одной Родины» Олег приехал на легендарной «Мышке», трижды вывозившей его из окружения. С ним о Саур-Могиле, о жизни, о живых и павших мы и повели разговор. - Эта машина спасала меня и в окрестностях Саур-Могилы, - говорит Ветер, - там я был командиром разведвзвода. Зоной ответственности, а к нам, светлая ему память, присоединился Петр Филин - атаман чигринской сотни черноморских пластунов, была и Саур-Могила, и вся степь вокруг, сколько глаз видит... Мы обеспечивали ротацию воинов, выявляли корректировщиков огня, снайперов, диверсионные группы. У нас на Саур-Могиле было 30 разведвыходов. Днем мы находились в степи и полях. Вы не поверите, там нас еще сложнее было обнаружить чем, скажем, в лесу. Днем наблюдали за обстановкой, а ночью работали. Иногда заходили в населенные пункты, в людские дома. Тихонечко стукнем в окошко, нам открывают. Женщины встречали нас тепло, как сыновей, старались поделиться последним. Даже собаки на нас не гавкали, а если украинские вояки, например, заходили, то они аж надрывались. Четвероногие сторожа сопровождали нас и по полям, погладишь по голове такого с виду грозного пса, скажешь: «Донбасс, Донбасс», а он как будто понимает, бегает вокруг, охраняет, предупреждает лаем...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Глава 1. КИЕВСКИЙ МИТРОПОЛИТ ПЕТР МОГИЛА Введение церковной унии было началом великого переворота в умственной и общественной жизни южной и западной Руси. Переворот этот имел важнейшее значение в нашей истории по силе того влияния, какое он последовательно оказал на умственное развитие всего русского мира. Униатское нововведение пользовалось особенною любовью и покровительством короля Сигизмунда; поддерживать его горячо принялись и иезуиты, захватившие в Польше воспитание и через то овладевшие всемогущею польскою аристократиею; – а потому было вполне естественно, что униатская сторона тотчас же взяла верх над православною. План римско-католической пропаганды состоял главным образом в том, чтобы отвратить от древней веры и обратить в католичество русский высший класс, так как в Польше единственно высший класс представлял собою силу. Орудием для этого должны были служить школы или коллегии, которые одни за другими заводились иезуитами на Руси. В Вильне иезуиты завели академию при Стефане Батории. Затем явилась иезуитская коллегия в Полоцке. В конце XVI века заведены были коллегии в Ярославле галицком и во Львове. В первой четверти XVII века возникли последовательно иезуитские коллегии в Луцке, Баре, Перемышле, во многих местах Белой Руси, в 1620 году – в Киеве, в 1624 – в Остроге. Позже они возникли и на левом берегу Днепра. Иезуиты с необыкновенным искусством умели подчинять своему влиянию юношество. Родители охотно отдавали своих детей в их школы, так как никто не мог сравниться с ними в скором обучении латинскому языку, считавшемся тогда признаком учености. Богатые паны жертвовали им фундуши на содержание их монастырей и школ; но зато иезуиты давали воспитание бедным безденежно и этим поддерживали в обществе высокое мнение о своем бескорыстии и христианской любви к ближнему. Они умели привязывать к себе детей, внушать им согласные со своими целями убеждения и чувствования и так глубоко укоренять их в своих питомцах, что к природе последних как будто прирастало навсегда то, что было приобретено в иезуитской школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Голубев Стефан Тимофеевич Голубев Стефан Тимоф. – заслуж. орд. проф. киевской дух. академии по кафедре Истории и обличения раскола, доктор богословия. Сын протоиер. Пензенской губ., Нижнеломовск. у. Родился в 1849 г. Образование получил – первоначальное в духовном училище, среднее – в Пензенской духовн. семинарии и высшее – в Киевской духовной академии, где прослушал курс лекций по церковно-историческ. отделению и в 1874 г. получил степень кандидата богословия. По окончании курса оставлен был при академии в звании приват-доцента и читал лекции по истории юго-зап. русской церкви. В 1883 г. получил степень магистра богословия за сочинение: «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники». Киев, 1883 г., и в следующем – 1884 году утвержден был в звании доцента академии по занимаемой им ныне кафедре, причем церковно-практическое отделение ходатайствовало о предоставлении ему, ввиду его литературных трудов, звания экстраординарного профессора. В 1899 г. получил степень доктора богословия за сочинение на ту же тему (Киев, 1898 г.) и звание ордин. профессора. С 1 февр. 1900 г. состоит заслуж. ордин. профессором академии. Из литературных трудов проф. Г. самый важный и основной – «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники». Над этой работой автор трудился целых 25 лет. Первоначально она была издана в 1883 г., когда автор удостоен был за нее степени магистра богословия. После этого, в течение 15 л. проф. Г. снова посвятил себя обстоятельному и всестороннему исследованию своего предмета, кропотливо собирал отовсюду материалы, для чего предпринимал разные поездки в архивы и библиотеки, и настойчиво, упорно, несмотря на все препятствия (раз пожаром уничтожены были собранные материалы) шел к своей цели, стремясь освободиться от тех недостатков, которых нечуждо было первое издание, обстоятельнее и полнее развить, что там было недостаточно твердо обосновано и развито, и, вдумываясь в сделанные возражения (напр., проф. Голубинским), рассмотреть подлежащие вопросы со всех возможных сторон и дать им прочно обоснованное и точное решение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

     «Это даже милость Божия – копать могилу, в которую сам ляжешь…» - думал отец Петр, пробивая лопатой земную плоть. - «Земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем. … » - вспомнил он слова из чинопоследования панихиды. «Яко земля еси и в землю отыдеши» – повторял священник, копая могилу. Февральская земля была на удивление тепла и податлива. Её сладковатый запах щекотал ноздри. Так пахнет весна, кровь и новая жизнь. «Да, именно так: земля пахнет жизнью, а жизнь – землей. – мысли священника перетекали одна в другую. - Если новорожденного младенца поднести к лицу, от него повеет распаханной целиной». Когда-то давно, в молодости, у отца Петра было двадцать десятин земли. В пору пахоты на поле мужики пьянели от воздуха, пропитанного парами свежевывороченного чернозема. Земля будоражила кровь, как добротная женка, обещающая быть плодородной матерью. Она брала в себя семя и взращивала своими соками хлеб, чтобы напитать человека. Земля – мать, кормилица, и она же утроба, в которую мы все возвратимся. Каждый в свое время. «Давай, давай, живее!» - окрикнул конвоир, нервно расхаживающий с самокруткой в зубах между деревьев. Конвоир был юн и неопытен. У него мутило желудок при мысли о том, что он должен был скоро сделать. От нарастающей тревоги, ослабляющей его кишки, он злился, курил и чертыхался на молчаливые деревья и ласковое почти весеннее солнце. Второй конвоир сидел на земле у дерева, подстелив под себя кожаную куртку и ждал. Он, лет сорока-сорока пяти, давно работал в тюрьме и потому сегодня был как и всегда - спокоен и мрачен. Отец Петр мотнул головой. В эти последние мгновения его жизни ему хотелось бы молиться и думать о чем-то высоком, а чем-то важном, необходимом, но в голову лезли самые обыденные, самые ничтожные мысли – пахотьба, роженицы, крестьяне… Ему вдруг вспомнился кисловатый вкус только что испекшегося ржаного хлеба, и засосало под ложечкой.

http://pravoslavie.ru/102429.html

архим. Сильвестр (Стойчев) Тема XVII. Западное влияние в русском богословии Когда речь идет о русской богословской традиции, неизменно возникает тема западного влияния. В каком–то смысле это утверждение уже стало восприниматься как некая аксиома. Целый ряд видных авторов, среди которых митрополит Антоний (Храповицкий) , иеромонах Тарасий (Курганский), архиепископ Иларион (Троицкий) , протоиерей Г. Флоровский , уже писали на эту тему. Как правило, ответственным за распространение этого влияния назначался митрополит Киевский Петр (Могила) , о школьных реформах которого было сказано немало нелестных слов. Вопрос о западном влиянии на богословие является частным вопросом западного влияния практически на все стороны жизни русского общества периода XVII–XIX вв. Несмотря на такую распространенность мнения о западном влиянии на православное богословие, фундаментальных исследований на эту тему так и не было написано. Всё, что есть, может быть охарактеризовано как публицистика, но отнюдь не как научные труды. Единственным исключением из данного ряда может быть названа работа иеромонаха Тарасия (Кургановского) «Перелом в древнерусском богословии», тем не менее и она не лишена недостатков 190 . Следует отметить, что даже авторы, говорящие о борьбе с западным влиянием, понимали необходимость такой исследовательской работы. Так, прот. Г. Флоровский писал: «Однако история этих западных влияний и заимствований в православном богословии изучена еще недостаточно. А начинать надо, в любом случае, с точного изложения фактов» 191 . Отрицать западное влияние в русском богословии, особенно в области духовного образования, конечно же, было бы неверным, но делать слишком масштабные заявления в этой области без фактического материала также является непозволительным. Серьезной ошибкой, допущенной вышеперечисленными критиками, являются обобщения, создающие впечатление того, что у них отсутствовало понимание культурного и религиозного многообразия Запада 192 , а зачастую и сами они находились хоть и под другим, но тоже западным влиянием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

В недавно вышедшем в свет II томе вашего сочинения: Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники, мы свою речь о прениях между православными и латино-униатами на коронационном сейме 1633 года начали следующим выступлением: «Когда составлены были на избирательном сейме известные статьи успокоения между православными и униатами, новоизбранный король дал, занесенную в pacta conventa, клятву исполнить их без промедления, т. е., как разумелось, на сейме коронации, где должны были получить окончательную санкцию постановления сейма избирательного. Но успех, достигнутый православными при избрании короля, возбудил сильнейшее волнение в латино-униатском лагере, и приверженцами папизма, поощряемыми к тому римским престолом, употреблены были всевозможные старания и подготовления, чтобы затормозить дело своих религиозных противников, не допустить предположенного утверждения прав их Церкви на предстоящем сейме. Разумеется, православные южно-руссы обо всем этом хорошо были осведомлены и со своей стороны тоже делали соответствующие подготовления к предстоящей борьбе. Все предвидели, что коронационный сейм будет бурный, и именно из-за споров по вопросам религиозным. Так на самом деле и случилось» (стр. 63). Подкрепляя положения, высказанные в этом вступлении, ссылками на документальные данные (где в том предстояла надобность), мы к подчеркнутым нами словам – о подготовлениях православных к предстоящей борьбе с латино-униатами – присовокупили следующее примечание: «В это время (кроме обычных инструкций послам, избираемым на сейм) Виленским православным братством, обнаружившим в 1632 г. особенную заботливость о восстановлении прав Православной Церкви, составлено было небольшое по объему новое сочинение, отпечатанное в значительном количестве экземпляров и предназначенное для раздачи сеймовым депутатам. Это неизвестное библиографам сочинение носит следющее заглавие: «Rzym albo Stolica Rzymska iesli co ma do praw Korony Polskiey y W. X. Litewskiego politickich, krotkie uwazenia, roku 1633 stanom koronnym na seym koronatiey podane», (т. e. «Рим или римская столица имеет ли какое касательство до политических прав Короны Польской и Великого Княжества Литовского? – краткие рассуждения, поднесенные в 1633 год государственным чинам на сейме коронации»). Находится в Московской Типографской Синодальной Библиотеке».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Чины освящения различных предметов, молебны и молебные пения Издания Требника содержат многочисленные чины освящения тех или иных предметов, молебны и молебные пения на разные случаи. Обозреть весь этот обширный материал не представляется возможным, тем более что состав Требника варьируется в зависимости от времени и места издания. В XVII веке киевский митрополит Петр Могила собрал, как кажется, все известные в его время чины, а также составил некоторые новые, включив их в свой Требник, изданный в 1646 году. Многие из включенных в этот сборник молитвословий впоследствии вышли из употребления. С другой стороны, на протяжении всего периода с середины XVII века вплоть до настоящего времени продолжалось создание новых чинов, молебнов и молитвословий. В нижеследующем обзоре мы остановимся лишь на некоторых чинопоследованиях Требника, сохранившихся в употреблении. Освящение предметов церковной утвари и икон Предметы церковной утвари освящаются через чтение специальных молитв и окропление их святой водой. Для освящения комплекта богослужебных сосудов (дискоса, чаши, звездицы, лжицы и трех покровцов) используется Чин благословения и освящения сосудов служебных, состоящий из начала обычного, псалма 23, двух молитв и окропления сосудов святой водой. Сходный чин употребляется при освящении каждого из богослужебных сосудов в отдельности, однако молитва в каждом случае читается особая. Имеется также Чин благословения новых сосудов церковных, употребляемый для освящения предметов литургического обихода (кадила, сосудов для воды и иных принадлежностей алтаря). Для освящения илитона – плата, в который заворачивается антиминс, – используется Чин благословения илитона. Облачения священника освящаются посредством Чина благословения или освящения новых священнических одежд, а облачение на престол – посредством Чина благословения индитий. Каждый из этих чинов включает начало обычное, псалом, две молитвы и окропление святой водой со словами «Освящается (название) благодатию Всесвятаго Духа, кроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Митрополит Петр (Могила) К оглавлению Митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила) был неутомимым борцом за Православие в сложной исторической обстановке на Украине и в Белоруссии в XVII в. (128). Родился он 21 декабря 1596 г. в семье молдавского господаря Симеона, носившего фамилию Могила. Фамилия эта соответствует русской фамилии князей Холмских и происходит от молдавского слова mohila, означающего холм, возвышенность (на современном румынском языке — movia). Домашнее образование Петр Могила получил у учителей Львовского православного братства, организованного в 1586 г. для защиты и сохранения православной веры. Львов находился недалеко от молдавско-влахийских владений, и Львовское братство, нуждавшееся в средствах, нередко обращалось к единоверным молдавским господарям с просьбами о материальной помощи. После объявления Брестской унии в Польше и Литве (1596 г.) влияние католичества усилилось также в Молдавии и Валахии. Для продолжения образования Петр Могила поступил в Польскую академию в Замостье, а затем обучался в различных учебных заведениях в Голландии и Париже. По возвращении из-за границы Петр Могила не смог обосноваться в родных местах в связи с трудной политической обстановкой. Он переехал в юго-западную Россию. Он часто посещал Киев, сблизился с митрополитом Киевским Иовом (Борецким), с которым он был дружен еще в годы своего учения. Частое общение с митрополитом Иовом окончательно сформировало взгляды Петра Могилы и указало путь его жизненной деятельности. В 1625 г. Петр Могила был пострижен в монашество и был принят в братство Киево-Печерской Лавры. В апреле 1627 г. скончался архимандрит этой обители Захария (Копыстенский), и в том же году братия избрали настоятелем архимандрита Петра (Могилу). Должность настоятеля Киево-Печерской Лавры для архимандрита Петра (Могилы) давала возможность бороться с могущественными противниками, притеснявшими Православную Церковь и грозившими ей полной ликвидацией в пределах Речи Посполитой. Он был не единственным кандидатом в настоятели Киево-Печерской Лавры после кончины архимандрита Захарии (Копыстенского): местом настоятеля Лавры пытались овладеть униаты. Архимандрит Петр (Могила) понял, какую важность имеет Православие для украинского и белорусского населения Польско-Литовского государства, и решил отдать все свои силы защите Православия, став выразителем лучших надежд и национальных чаяний украинского и белорусского народов, вместе с тем оказав большую услугу и единоверной Москве.

http://sedmitza.ru/lib/text/436387/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Флоря Б.Н. Киевский митрополит Петр (Могила) и русская власть Журнал " Вестник церковной истории " " Киевский митрополит Петр (Могила) и русская власть: Эволюция взаимоотношений " Флоря Б.Н. Хорошо известно, что годы Смоленской войны стали временем серьезных перемен в отношениях между Россией и православным духовенством Киевской митрополии. В 1620-х — начале 1630-х гг. западнорусское духовенство, страдавшее от религиозных преследований, искало в Москве поддержки в борьбе с собственным правительством. Когда возникла угроза войны с Россией, власти Речи Посполитой сочли нужным пойти на уступки своим православным подданным. Составленные в ноябре 1632 г. “Пункты успокоения” признавали легальное существование в Польско-Литовском государстве православной Киевской митрополии. Однако власти не желали допустить, чтобы во главе митрополии стояли епископы, поставленные Иерусалимским Патриархом Феофаном без их санкции. Эти епископы должны были уйти, а их место заняли другие люди, лояльные к властям Речи Посполитой. Главным среди новых архиереев был бывший архимандрит Киево-Печерского монастыря Петр (Могила), занявший Киевскую митрополичью кафедру. Вскоре после избрания Петр (Могила) дал властям ощутимое доказательство своей лояльности, благословив казацкое войско в лагере под Переяславом на войну с Россией 1 . Об отношении к новому Киевскому митрополиту в Москве свидетельствовали действия русских послов в Стамбуле, добивавшихся, чтобы Патриарх Кирилл Лукарис не давал Петру “благословения”, так как от него “царскому величеству добра никоторого не будет ни в чем” 2 . Установившиеся в 1620-х гг. связи между Киевом и Москвой оказались разорваны. Однако вскоре после заключения Поляновского мира (1634) Петр (Могила) попытался возобновить контакты с Россией. Произошло это при следующих обстоятельствах. В начале 1635 г. из Москвы в Варшаву выехали “великие” послы во главе с князем А. М. Львовым. В своем статейном списке они отметили, что на обратном пути из польской столицы в Вильно (там послы находились 9–11 мая) их посетил Петр (Могила), объезжавший в это время северную часть своей епархии. Митрополит сообщил послам, что “по ево прошению” король отобрал у униатов и отдал ему Софийский собор, где “лежат великие князи киевские”. Он выражал надежду, что “для своего многолетного здоровья” царь Михаил Федорович пошлет ему “милостыню”, “как ему, государю, Бог известит”, а “он... Бога молит” за царя и его “природных чад” 3 . Митрополит так доказывал свое православие и заботу о киевских святынях и явно выражал желание возобновить прерванные связи. Очевидно, митрополит полагал, что за таким заявлением последует приезд к нему гонца из Москвы, но там его обращение проигнорировали.

http://sedmitza.ru/text/3569947.html

И.Спасский Скачать epub pdf Имя Петра Могилы – одно из лучших украшений нашей церковной истории Митрополит Макарий (Булгаков) 1 Петр Могила , Митрополит Киевский и Галицкий, был неутомимым борцом за православие в той чрезвычайно тревожной и опасной исторической обстановке, в которой оно оказалось на Украине и в Белоруссии в XVII веке. Петр Могила , несомненно, превосходил современных ему иерархов не только Русской Православной Церкви, но и всей Церкви Восточной: превосходил своим просвещением, своею любовию к просвещению и своими подвигами на пользу православия. Родился он 21 декабря 1596 г. в семье молдавского господаря, носившего фамилию «Могила». Фамилия эта по своему филологическому смыслу соответствует русской фамилии князей Холмских и происходит от молдавского слова mohila, означающего холм, возвышенность (на современном румынском языке movila). Домашнее образование Петр (Могила) получил от учителей Львовского православного братства, организовавшегося еще в 1586 г. для борьбы за православную веру и национальные права против польско-католической агрессии. Гор. Львов находился недалеко от молдаво-влахийских владений, и Львовское братство, нуждавшееся в материальных средствах, нередко обращалось к единоверным молдавским господарям с просьбами о материальной поддержке. Дядя Петра Могилы, молдавский господарь Иеремия, был щедрым жертвователем Львовского братства, покровителем и посредником в недоразумениях, возникавших у братства с Львовским епископом Гедеоном Балабаном. Отец Петра Могилы Симеон, став господарем Молдавии после смерти своего старшего брата, также делал в Львовское братство большие вклады. С своей стороны и братство оказывало Могилам исключительное внимание – устраивало торжественные встречи, посвящало книги, выходившие из братской типографии, записывало их имена в синодики, и, когда была закончена постройка братской церкви Успения Богородицы, на главном ее куполе имена Иеремии и Симеона Могил были начертаны золотыми буквами, как имена главных храмоздателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/mi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010