1. Мои предки с материнской стороны: прапрадед, пастырь-мученик Петр Гаврилов, прадед протоиер. Вельменинов и праздничные собрания в его гостиной. Свадебный билет моей бабушки. Дедушка Алексей Васильевич – платоник и член кружка «Ученыя Беседы». Служение его священником в Москве, законоучительство, «дело» о нем в консистории, любовь к занятиям иностранными языками, образование его дочерей. Дедушка Митрофан Васильевич – дьячок антикварий. Мои предки по отцовской линии и прот. A. В. Горский. Род, к которому я имею честь принадлежать, не из столбового дворянства и ни в какой бархатной книге не записан. В исследование ею исторических судеб никто доселе не углублялся, так как из посторонних ему лиц никому это не представлялось интересным, а из членов рода, очевидно, никто фамильною гордостью не был одержим. Отнюдь не думаю и я заниматься основательным изучением своей генеалогии, но по привычке к историческим работам мне представляется не лишенным некоторого интереса отметить из числа моих предков несколько личностей, могущих остановить на себе внимание читателя. В московском Новоспасском монастыре, в старой части кладбища, расположенной у задней башни его южной стены, можно видеть в ряду старинных могил не крупного размера памятник, представляющий по форме своей красивое соединение цилиндра с прямоугольным параллелепипедом, сделанный из твердого, белого с несколько диковатым оттенком камня и увенчанный простым железным крестом. На средней части памятника, на трех квадратах его параллелепипеда, прекрасно сохранились вырезанные курсивом надписи. На квадрате лицевой стороны написано: Священник Петр Гаврилов убитый французами на паперти храма св. 40 мучеников в 1812 г. На квадрате левой стороны читаем: Господи. упокой душу раба Твоего в селениях Святых своих. На квадрате задней стороны написано: Здесь скромно погребен служитель алтаря, Вкусивший смерть за Веру, за Царя. При заревах Москвы вселенну изумивших И кары грозныя на злобу ополчивших При храме Божьем он пал пронзен врагом,

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Алфавитный указатель личных имен, упоминаемых в книге Абрамович Иоанн – протоиерей, благочинный Владимирский. Абрамович – бывший католический ксендз. Авраамий (Летницкий) – епископ Брестский после епископ Тобольский, Саратовский. Акиндинов – раскольнический наставник. Александр II – Император Всероссийский. Александр III – Император Всероссийский. Александр (Добрынин) – епископ Ковенский, Минский, архиепископ Донский, Литовский. Алексий (Лавров-Платонов) – архиепископ Литовский. Альбединский Петр Павлович генерал-адъютант, генерал-лейтенант, Виленский генерал-губернатор. Анастасий (Опоцкий) – епископ Брестский, Сарапульский, Чебоксарский, Туркестантский, ныне – Балахненский. Андрей (Савич) – настоятель Борунского монастыря. Антонин (Державин) – епископ Ковенский, Полоцкий, ныне – Псковский. Антоний (Амфитеатров) – архимандрит, после архиепископ Казанский, автор книги «Догматическое богословие». Антоний (Зубко) – епископ Брестский архиепископ Минский. Антоний – архимандрит благочинный монастырей. Антония-казначея ныне – игуменья Виленского Мариинского монастыря. Ахматов Алексей Петрович – обер-прокурор св. Синода. Бантыш-Каменский – автор книги «История об унии». Баранов Эдуард Трофимович – генерал-адъютант, генерал-лейтенант, граф, Виленский генерал-губернатор. Барановский Иоанн – священник, благочинный Свенцянский. Барановский Петр – священник, благочинный Дрогичинский. Бергман – составитель русских прописей. Бедрицкий Стефан – священник Княгининской церкви. Бернацкий – римско-католический ксендз, после становой пристав. Бибиков Дмитрий Гаврилович – Киевский военный губернатор, Подольский и Волынский генерал-губернатор. Бибиков Илья Гаврилович – Виленский военный губернатор управляющий и гражданской частью, Гродненский, Минский в Ковенский генерал-губернатор. Бирюкович – священник, благочинный Друйский. Бобровский Михаил – протоиерей, благочинный Пружанский. Босяцкий Виктор – настоятель Виленского Троицкого монастыря. Бояржинский – римско-католический ксендз. Брен Самсон – протоиерей, благочинный Лидский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР Алексеевич Мичурин (кон. XVIII в., близ г. Кузнецка (ныне Новокузнецк Кемеровской обл.) - 1819, Кузнецкий у. Томской губ.), прав. (пам. 4 марта, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в последнее воскресенье авг.- в Соборе Кемеровских святых), пустынножитель, ученик преподобных Василиска (Гаврилова) и Зосимы (Верховского) . Наиболее подробные сведения о П. сохранились в очерке «Жизнь и подвиги Петра Алексеевича Мичурина в пустынях Сибири», составленном его учителем, прп. Зосимой. Очерк был опубликован насельником Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни иноком Порфирием (Григоровым; † 1851) в составе житийного цикла, составленного старцем Зосимой,- в «Записках о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха Василиска и... юродивого Ионы» (1849). В жизнеописании мон. Василиска (Гаврилова) старец Зосима, говоря о житии своего учителя, в качестве свидетельства о благодатных действиях непрестанной молитвы, к-рую творили его ученики-пустынножители, писал и о П.: «Еще свидетельствует житие ученика его, юноши Петра Алексеева, по прозванию Мичурина, который его наставлением и примером в великом постничестве и подвиге жизнь свою скончал, как в особенной книжке показано» ( Зосима (Верховский), прп. Жизнь монаха и пустынножителя Василиска (писанное учеником его Зосимою Верховским)// Он же. Записки. 1849. С. 86-87). «Особенная книжка» - это и есть жизнеописание П., составленное старцем Зосимой. П. род. в дворянской семье Алексея и Домники, с детства полюбил молитву, предпочитал ее детским забавам. В юношеские годы был отдан родителями на военную службу. В 1818 г., стремясь к подвижнической жизни, получил отставку с военной службы и, «ничего не потребовав из имения и ничего не имея при себе», удалился в безлюдную тайгу к проживавшим в 50 верстах от Кузнецка старцам Зосиме и Василиску. В течение 8 месяцев П. жил в землянке, подвизаясь в молитве, посте и послушании старцам. Прп. Зосима писал, что П., «находясь еще в военной службе, оставил мясное и довольствовался постным; жажду едва утолял и много раз целые дни без пищи проводил; а когда готовился к причащению Святых Тайн, тогда пять дней ничего не вкушал, побеждая себя непрестанным возношением в сердце своем» Молитвы Иисусовой и чтением «книг священных» ( Он же. Жизнь и подвиги. 1849. С. 5).

http://pravenc.ru/text/2580290.html

ПЕТР ВЕЛИКИЙ. I   I. Детство и юность Петра, до начала шведской войны II. Внутренние и политические события от начала Северной войны до Альтранштадтского мира III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией IV. Внутренние дела после Прутского договора до Ништадтского мира со Швецией V. Политические события от Прутского до Ништадтского мира VI. Внутренние события после Ништадтского мира VII. Политические события после Ништадтского мира до кончины Петра Великого   I. Детство и юность Петра, до начала шведской войны Петр Великий родился в Москве 30-го мая 1672 года, ночью, и был крещен 29-го июня того же года в Чудовом монастыре. Его появление на свет было приветствуемо родителем с особенною радостью. Три дня сряду служили благодарственные молебны, стреляли из пушек. Благодушный царь, по своему обычаю, жаловал своих ближних людей, прощал казенные долги, отменял и смягчал наказание преступникам, а после крестин угощал дважды в своем дворце сановников и выборных людей из Москвы и других городов, приезжавших с дарами. Даже в народных великорусских песнях осталось воспоминание о всеобщей радости и торжестве при рождении царевича, которому впоследствии суждено было стать первым русским императором. Быть может, царь Алексей Михайлович придавал такое значение рождению младшего сына потому, что из оставшихся у него двух сыновей от первой жены один был больной, другой малоумный, и сам царь, будучи еще не стар, мог дождаться, что новорожденный сын от второй жены, возрастая, покажет большие способности, чем другие его сыновья. Первое воспитание царевича началось по обычному придворному чину, но как только дитя вступило в тот возраст, когда его стали занимать игры, в нем начала проявляться редкая восприимчивость, живость и склонность к забавам, носившим военный характер. Любимые игрушки, на которые он бросался, были: знамена, топоры, пистолеты, карабины, сабли, барабаны. Царевича, по обычаю, окружили так называемыми " робятками " из ровесников, набранных из детей знатных родов; они составляли около него полк. Петр, будучи трех лет от роду, играл с ними в " воинское дело " , а обучением и дисциплиной этого детского полка, по царскому поручению, назначен был иноземец Павел Гаврилович Менезиус. Родом он был шотландец, искатель приключений; в молодости шатался он по Европе, убил в Польше на дуэли мужа одной пани, с которой был в связи, был взят в плен русскими, обласкан царем Алексеем Михайловичем и женился на вдове известного Марселиса, основателя железных заводов в России. Царь Алексей Михайлович любил Менезиуса, человека ловкого, бывалого, говорившего на многих языках, и посылал его по важным дипломатическим сношениям послом к папе. Менезиус получил свое место при царевиче по возвращении из Рима. Мы не знаем подробностей обращения Менезиуса с царевичем, но ему принадлежит зародыш той горячей любви к иноземщине, которая начала проявляться у восприимчивого Петра еще с детских лет.

http://sedmitza.ru/text/435687.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Гаврилович Гаврилов (18.06. 1879, Лия-Шия, или дер. Уткино, Мамадышского у. Казанской губ. (ныне Уткино Мамадышского р-на, Республика Татарстан) - 29.07.1937, г. Бийск Западно-Сибирского края (ныне Алтайского края)), сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Пастырь-миссионер, трудившийся среди правосл. татар (кряшенов), а также удмуртов и марийцев, духовный писатель. Из семьи крестьян-кряшенов. В 1896 г. П. окончил Центральную крещено-татарскую школу в Казани, основанную Н. И. Ильминским , последователем просветительской и миссионерской системы к-рого и стал П. Он выдержал экзамен в Казанской учительской семинарии на звание учителя сельского начального инородческого уч-ща. Служил учителем с 1 сент. 1897 по 1 мая 1898 г. в школе миссионерского Гурия Казанского святителя братства в с. Владимировка (ныне дер. Владимирово) Мамадышского у., где законоучителем был брат П., свящ. Симеон. В 1898 г. П. закончил обучение церковному пению на Епархиальных педагогических курсах для учителей церковноприходских школ и школ грамоты Казанской епархии. С 1 мая 1898 по 28 авг. 1903 г. служил учителем в церковноприходской школе дер. Ташлыяр прихода Троицкой ц. с. Абди того же у. (ныне дер. Ташлиярово Тюлячинского р-на). В этой церкви П. в праздничные дни исполнял должность псаломщика, читал и пел на клиросе, а также руководил созданным им из детей школы хором. За детьми к церкви потянулись их родители. В каникулярное время П. исполнял должность псаломщика в приходе с. Юкачи, где священником был его брат Симеон. За свою деятельность П. трижды получал благодарность Казанского епархиального училищного совета. В 1903 г. он поступил на 2-годичные миссионерские курсы при КазДА. По окончании в 1905 г. татарского отдела курсов П. в том же году был рукоположен Сарапульским еп. Михеем (Алексеевым), викарием Вятской епархии, 21 авг.- во диакона и 28 авг.- во иерея к Петропавловской ц. с. Кырынды Елабужского у. Вятской губ. (ныне Крынды Аргызского р-на Республики Татарстан).

http://pravenc.ru/text/2580144.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Иванович Крестов (8.01. 1890, с. Городец Зарайского у. Рязанской губ.- 19.12.1941, Вятский ИТЛ (на территории Кайского (ныне Верхнекамского) р-на Кировской обл.), сщмч. (пам. 7 дек., в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе новомучеников и исповедников Вятской земли, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи псаломщика. В 2 года лишился отца, воспитывался матерью, к-рая была просфорницей. После учебы за казенный счет в Зарайском ДУ был зачислен в 1905 г. в Рязанскую ДС, которую окончил в 1911 г. Служил учителем в двухклассном училище Мин-ва народного просвещения и законоучителем в начальном училище в с. Богильдине (оно же Сурки) Данковского у. Рязанской губ. (ныне Липецкая обл.). В янв. 1914 г. вступил в брак с учительницей (впосл. заведующей) Богильдинского училища Антониной Николаевной, урожденной Добродеевой. В 1914 г., после начала первой мировой войны, был мобилизован на военную службу, служил рядовым. С 1915 г. находился в лагерях для военнопленных в Германии. В июле 1918 г. был освобожден из плена и вернулся в Россию. Устроился на работу учителем в школу в с. Сергиевка Сапожковского у. Рязанской губ., затем, с нояб. 1918 г.- в школу в с. Новоникольском (Самодуровка) того же уезда (ныне Зорино Ухоловского р-на). Стал председателем школьного совета, организовал в 1919 г. строительство нового школьного здания вместо ветхого. В том же году назначен заведующим волостным отделом народного образования. В кон. 1919 г. мобилизован в Красную армию, но уже в 1920 г. был переведен в тыловое ополчение и «освобожден от службы по демобилизации как школьный работник». 1 июля 1920 г. назначен учителем в 4-классную школу в с. Панине (Панины Пруды) Спасского у. Рязанской губ. (там проживали родители его супруги), одновременно был школьным инструктором по г. Спасску и Гавриловской и Панинской волостям Спасского у.

http://pravenc.ru/text/2580176.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 7 (20) июня Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Кунгурский Священномученик Андроник родился 1 августа 1870 года в селе Поводнево Мышкинского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика Александра Георгиевича Никольского и в крещении был наречен Владимиром. Дед его, Георгий Гаврилович Никольский, был священником в храме села Княжево Мышкинского уезда. Отец, Александр Георгиевич, служил с 1867 года псаломщиком в Преображенском храме села Поводнево, ему исполнился тогда двадцать один год; впоследствии он был рукоположен во диакона к этой же церкви. В Поводнево в то время было около сорока домов, в которых проживало около двухсот пятидесяти жителей, а весь приход состоял из восемнадцати деревень с тысячью прихожан. Настоятелем Преображенского храма был священник Петр Богословский, который оказал значительное влияние на маленького Владимира. Отец Петр часто посещал дома своих прихожан; приглашенный совершить в том или ином доме требу, он тут же проверял детей, насколько они знают молитвы, если те их не знали и неисправно посещали храм, он делал им замечание, но тут же и учил, как молиться, а родителей учил, как воспитывать детей христианами. Он беседовал с прихожанами как отец с детьми, и эта беседа оставляла в их душах более глубокий след, чем сказанная в торжественной обстановке красноречивая проповедь. У священника был столь большой авторитет, что ни одного дела прихожане не начинали без его благословения, а уж благословившись, совершали дело со спокойной совестью, как перед Богом. В 1880 году Владимир поступил в Угличское духовное училище, а по окончании его в 1885 году – в Ярославскую Духовную семинарию. В 1891 году он окончил семинарию по первому разряду и поступил в Московскую Духовную академию. Сразу же по поступлении, по совету и благословению отца Иоанна Кронштадтского он изъявил желание принять монашество – случай в те времена нечастый, свидетельствовавший о большой решимости и твердости характера юноши. 31 июля 1893 года, перед днем его рождения, в храме Московской Духовной академии во время всенощной после великого славословия ректор академии архимандрит Антоний (Храповицкий) постриг его в монашество и нарек ему имя Андроник в честь преподобного Андроника, ученика преподобного Сергия Радонежского .

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/467/Vlad...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Ценителям русской словесности Вышли в свет первые пять томов собрания сочинений Гаврилы Державина и антология «Русская поэтическая героика» Редакция РНЛ   16:08 08.07.2016 42464 Россия возвращается к истокам, возвращается к себе. В нашем прошлом, в нашей истории и культуре мы пытаемся найти скрепы, объединяющие нас, делающие население народом. На государственном уровне широко отмечаются исторические даты, воссозданы и активно действуют Российское историческое и Российское военно-историческое общества. По инициативе Президента России Владимира Путина и под эгидой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла недавно создано Общество русской словесности. Огромную роль в этом процессе возвращения к истокам играет издание сочинений русских классиков. Издательство «Народное образование» выпустило в свет два уникальных издания. Впервые за последние 150 лет издается Собрание сочинений великого русского поэта и выдающегося государственного деятеля екатерининского царствования Гаврилы Романовича Державина (1743-1816). Издание осуществил общественный совет в составе А.А.Замостьянова, О.А.Бубыренко, А.А.Коровина и Т.Н.Шабаева. Как отмечает во вступительной статье к 1-му тому выпускающий редактор Собрания сочинений поэт и литературовед Арсений Замостьянов, Гаврила Романович жил и творил в «век целеустремленных, жизнелюбивых людей», «победителей по духу и по биографии», «первопроходцев, для которых не было невозможного». Действительно, Державин стоит в ряду таких выдающихся русских людей, как Михаил Васильевич Ломоносов, светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический, генералиссимус князь Александр Васильевич Суворов-Италийский, граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский, граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский. Какие имена?! Гордость России!

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/08/ce...

Бог рати он! Никто так лихо не бил наполеоновцев, и он же кричал им «Браво!» 10 июля, 2015 Никто так лихо не бил наполеоновцев, и он же кричал им «Браво!» 250 лет назад родился легендарный полководец – генерал Багратион Это восхищенный Гаврила Романович Державин увидел в нём наследника славы Суворова и Румянцева и скаламбурил на века: О, как велик, велик На-поле-он! Он хитр, и быстр, и тверд во брани; Но дрогнул, как к нему простер в бой длани С штыком Бог-рати-он. Пётр Багратион и впрямь был любимым учеником Суворова, воплощением духа чудо-богатырей, для которых не существует преград на поле боя и в походах. Дата, место и даже год рождения Петра Ивановича Багратиона достоверно неизвестны. Но наиболее приемлемая версия – Тбилиси, 10 июля 1765 года. А значит, сегодня мы отмечаем славный юбилей непобедимого полководца – 250 лет со дня рождения. И мы, не стесняясь высокопарности, склоняем головы перед образом воина, не раз заслонявшего собой Россию. Дед великого полководца, побочный сын картлийского царя, в 1759-м (по другой версии – ещё раньше) поступил на русскую службу подполковником. За ним последовал и сын Иван. Поселились они в Кизляре. Случилось это, напомню, задолго до Георгиевского трактата 1783 года, присоединившего Картлийско-Кахетинское царство к Российской империи. Военную службу Петр Багратион начал 21 февраля 1782 года рядовым в Астраханском пехотном полку, который в то время квартировал под Кизляром. В полку ходили легенды об Александре Васильевиче Суворове – храбром генерале, который стал образцом для Багратиона. Полк постоянно участвовал в горячих приграничных стычках с горцами. Молодой Багратион сражался храбро. Однажды после боя горцы нашли его израненное тело среди мёртвых. Из уважения к княжескому роду, передали его русским без выкупа. Первая заметная веха в послужном списке – осада и взятие Очакова, важнейшей турецкой крепости. Там впервые молодой князь увидел Суворова. Но в штурме крепости Александр Васильевич не принял участия: приходил в себя после ранения. Командовал при Очакове сам фельдмаршал Григорий Потёмкин. Прапорщик Багратион врывается в Очаков, как положено храбрецу – не кланяясь пулям и клинкам, одним из первых.

http://pravmir.ru/bog-rati-on/

Знаменский храм села Осино-Гай 14 августа 2019 г. 15:50 Протоиерей Александр Каратеев: Только через покаяние можно что-то изменить в себе Протоиерей Александр Каратеев - один из старейших клириков Уваровской епархии. В этом году ему исполняется 75 лет. Так сложилась жизнь, что уже 34 года он настоятель храма в честь иконы Божьей Матери «Знамение» села Осино-Гай Гавриловского района Тамбовской области. Он известен тем, что в начале ХХ века в нем служил родной дед героя Советского союза Зои Космодемьянской — священник Петр Космодемьянский. А семь лет назад отца Александра благословили на послушание епархиального духовника. Редакция поздравляет отца Александра с юбилеем и желает духовных сил и благодати Божией в его служении. Накануне своего Дня рождения отец Александр согласился ответить на вопросы нашего корреспондента. Дед Зои Космодемьянской  - Ваше Преподобие, что Вам известно о служившем в Знаменском храме дедушке Зои Космодемьянской? Какова на самом деле причина его смерти, кто его убил - белые или красные? Действительно ли он поддерживал выступления против большевистской власти?   - Когда я приехал служить в Осино-Гай, мне посчастливилось застать людей, которые помнили священника Петра Космодемьянского. Одна из них, монахиня Александра (в миру Антонина Михайловна Епихина), была прихожанкой нашего храма. Мать ее стала свидетелем тех событий. Антонина Михайловна с детства ходила в церковь и даже претерпела за свою веру от власти: ее хотели посадить в тюрьму. Не помню, какие причины для этого нашли, но милостью Божией обошлось. Хотя ей пришлось какое-то время прятаться. А отца ее за то, что он был причастен к Церкви, расстреляли. Мать монахини Александры рассказывала: отца Петра односельчане предупреждали, что за его резкие выступления в защиту сохранения нравственной чистоты и преданности Церкви с ним могут расправиться. А он говорил: «Какой я буду пастырь, если я буду бояться!». В 20-е годы прошлого века у нас тут поднялось народное восстание, теперь его называют Антоновщиной, и в Васильевке, что здесь неподалеку, крестьяне тоже взбунтовались. Из Кирсанова через наше село Осиновые Гаи шел отряд для подавления этого бунта.

http://e-vestnik.ru/interviews/protoiere...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010