Установление Рождественского поста относится к первым векам христианства. Самые ранние письменные свидетельства о нем датируются IV веком, когда святой Амвросий Медиоланский , блаженный Августин и Филастрий упоминают Рождественский пост в своих творениях. Длился этот пост семь или немногим более дней. Сорокадневный пост пред великим праздником Рождества Христова был установлен на Константинопольском соборе 1166 года. Возглавляли Собор константинопольский патриарх Лука и император Мануил. Апостольские постановления предписали соблюдать летний пост, получивший позднее название Апостольского (Петрова или Петро-Павловского): «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу 3 , а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти». К XII веку относятся указания Антиохийского патриарха Феодора Вальсамона, которые говорят об установившихся к тому времени правилах, касающихся Апостольского поста: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан». Постный период августа состоял первоначально из двух постов: Преображенского и Успенского. Эти посты были установлены позже, чем Великий и Рождественский. Разделял их один день – праздник Преображения Господня, когда разрешалось мясоедение. В один, Успенский пост, их объединил император Лев VI Мудрый. Но в XII веке этот пост еще не был четко регламентирован. Поэтому на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки, рассматривался вопрос об Успенском посте. По свидетельству Вальсамона, обсуждались вопросы длительности двух постов: «Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам Святейший Патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

И благословит Бог все твои начинания. А от меня за то будешь ты долю от треб получать. И когда я пойду первого числа каждого месяца по домам святить со святою водой и миртовою связкой кропить буду все стены у христиан, ты понесешь за мной чашу с освященною водой, и со всего, что опустят в эту воду христиане, я буду тебе десятую долю давать: с десяти пиастров один пиастр и с пяти пиастров половина пиастра, и с одного пиастра десятую его часть, четыре пары. А имя мне поп Георгий. Петро пошел к попу Георгию и стал служить у него при церкви. Прослужил Петро крахтом-кандильанафтом месяц у попа. Не проспал ни разу времени; вставал до свету и с фонарем в руке и по дождю и по снегу зимою, темною ночью, обходил улицы и будил христиан, стуча скобкой в дверь и восклицая приятным голосом: – Пожалуйте в церковь . И христиане вставали и говорили друг другу: – Хорошего крахта-кандильанафта отыскал поп нам. И зовет он людей приятным голосом. В церкви Петро, потупив очи, возжигал лампады и свечи и снова гасил их, обходя иконы поочереди и ни на кого не глядя. Свечу пред Св. Дарами (когда священник выносил их, выходя из северных дверей и вступая в царские) Петро нес хорошо, пятясь бережно задом все время, и кадил Дарам, и всегда осторожно обходил больных детей, которых матери клали на дороге священнику, чтоб он перешагнул через них со Св. Дарами. Люди сельские, даже и такие, которые в городах бывали и службу епископскую видели, часто хвалили Петро. И женский пол из-за решеток с хор высоких смотрел невидимо на Петро и говорил про него одобрительно. Были и тут Петро соблазны. Пришла к нему однажды худая женщина и сказала ему: – Петро, прекрасный Петро! Ждет тебя этим вечером и этою ночью тебя ожидает Мариго, молодая жена кафеджи 2 нашего. Кафеджи по делу в дальний город уехал, и надела она, чтобы принять тебя, шёлковую голубую юбку с золотою бахромой вокруг и на головку безумную повязала платочек розовый, искусными шелковыми цветочками обшитый, цареградской работы. Такие платочки фанариотские госпожи и купчихи богатейшие носят.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Наконец Петро покидает жену и уходит к отшельнику, который был когда-то великим грешником, отцеубийцей, кровосмесителем и богохульником. Он уже давно свои грехи замаливает, но покоя не находит и очень мучается. Петра же отшельник давно поджидал: он его наставляет на путь истинный и умирает примиренный... А конец сказания счастливый: Петро возвращается к жене, опять ее исцеляет, становится великим царем и счастливо управляет своим православным царством-государством. Все это, конечно, аллегории. Недаром исчадиями ада оказываются француз и нищий – представители буржуазии и пролетариата! Недаром все беды происходят от народолюбия и корыстолюбия – современных грехов буржуазно-демократической цивилизации... Все это очень леонтьевские мысли. Самый же великий грех – это забвение Бога, проповедует Леонтьев устами юродивого: «Люби ты плоть свою, Петро, люби, Петро, люби жену молодую, Петро; но не люби ты, Петро, ни плоть свою больше души своей, ни деньги больше правды, ни жены молодой больше Бога!..» 446 Та же мысль повторяется в эпилоге. Петро воздвигает обитель у могилы отшельника. В монастырском храме – необыкновенная пышность, но монахи живут в сырых кельях, плохо питаются. Вот что паломники говорят об этом монастыре: «Для Бога тут все а для людей ничего» 447 . В этой легенде Леонтьев пытался примирить то, что никогда не мог примирить ни в жизни, ни в других писаниях: эстетику красочных зрелищ, плотских страстей, государственного величия и – мрачную религию отказа от всего земного, даже от красоты. Петро соединяет все качества, ценимые Леонтьевым: он и доблестен, и прекрасен, он и величав, и благочестив... И он не Нарцисс, а скорее новый Давид или Соломон. Но создан Петро воображением автора-Нарцисса, который самого себя проецировал в этого сказочного героя. Видно, что эта православно-греческая утопия очень тешила Леонтьева, но не утешала, ибо он не верил в светлое будущее человечества, не верил в победу христианства здесь – на земле; он был также убежден в том, что красоту с верой примирить нельзя; и на своем жизненном пути он постоянно оступался: то в эстетику, то в религию. Только в сказке, да и то в эпилоге, удалось ему дойти до ровного места!

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

И благословит Бог все твои начинания. А от меня за то будешь ты долю от треб получать. И когда я пойду первого числа каждого месяца по домам святить со святою водой и миртовою связкой кропить буду все стены у христиан, ты понесешь за мной чашу с освященною водой, и со всего, что опустят в эту воду христиане, я буду тебе десятую долю давать: с десяти пиастров один пиастр, и с пяти пиастров половина пиастра, и с одного пиастра десятую его часть, четыре пары . А имя мне поп Георгий. Петро пошел к попу Георгию и стал служить у него при церкви. Прослужил Петро крахтом-кандильанафтом месяц у попа. Не проспал ни разу времени; вставал до свету и с фонарем в руке и по дождю, и по снегу зимою, темною ночью обходил улицы и будил христиан, стуча скобкой в дверь и восклицая приятным голосом: – Пожалуйте в церковь. И христиане вставали и говорили друг другу: – Хорошего крахта-кандильанафта отыскал поп нам. И зовет он людей приятным голосом. В церкви Петро, потупив очи, возжигал лампады и свечи и снова гасил их, обходя иконы по очереди и ни на кого не глядя. Свечу пред Св. Дарами (когда священник выносил их, выходя из северных дверей и вступая в царские) Петро нес хорошо, пятясь бережно задом все время, и кадил Дарам, и всегда осторожно обходил больных детей, которых матери клали на дороге священнику, чтоб он перешагнул через них со Св. Дарами. Люди сельские, даже и такие, которые в городах бывали и службу епископскую видели, часто хвалили Петро. И женский пол из-за решеток с хор высоких смотрел невидимо на Петро и говорил про него одобрительно. Были и тут Петро соблазны. Пришла к нему однажды худая женщина и сказала ему: – Петро, прекрасный Петро! Ждет тебя этим вечером и этою ночью тебя ожидает Мариго, молодая жена кафеджи нашего. Кафеджи по делу в дальний город уехал, и надела она, чтобы принять тебя, шелковую голубую юбку с золотою бахромой вокруг и на головку безумную повязала платочек розовый, искусными шелковыми цветочками обшитый, цареградской работы. Такие платочки фанариотские госпожи и купчихи богатейшие носят.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Только Петро, лизнув крови врага, головы не потерял и хотел выйти из церкви, и уйти из села, и скрыться заблаговременно в горы и лес. Подошел он к дверям церковным; но они были уже заперты снаружи. Их запер, уходя, поп Георгий, и когда Петро увидал его из окна и стал просить старца, чтобы выпустил его, поп Георгий сказал ему: «Ты очень хорошо сделал, мой сын, что убил злого врага нашей веры, но если я тебя не выдам агарянам за это, то меня, старика несчастного, они удавят позорно и тело мое поруганию предадут. Поэтому я тебя выдам начальству». Заплакал Петро, но делать было нечего; на окнах были решетки толстые, и уйти ему было нельзя. Пошел тогда старик кликать клич по селу, и созвал людей, и ободрил их, и сказал им громко: «Люди-христиане, отчего вы все так напуганы? Не бойтесь, я говорю вам. Пойдемте, свяжем прекрасного Петро, нашего крахта-кандильанафта, и предадим его начальству неверному, чтоб его удавили, а не меня. Ибо я за него поручителем». Образумились люди, отворили двери, связали Петро и отвели его в город. В городе сарацыны судили Петро за убиение янычара и присудили повесить его в пятницу на большой площади, на ветви большого платана. Было это пред самою Пасхой, и благочестивые христиане по тюрьмам к празднику, для спасения души своей, посылали хлеб, елей, рис и баранов для раздачи плененным, заключенным людям. В то время сидел и Петро в особой темной и тесной комнатке на сырой земле, в тяжких цепях скованный, молясь угоднику Николаю и апостолу Петру и проливая слезы над черною судьбою своей. Пришел в тюрьму тогда один великий купец христианский, чтобы при себе велеть раздать милостыню заключенным; имя ему было Хаджи-Дмитрий . Был он в городе великий богач, и дружбу большую имел с самим князем того города, и много денег князю давал, когда тому было нужно. Он носил каждый день длинную шелковую одежду из дорогого сирийского шелку и шубу многоценную, всю из куницы и соболя, и колпак на голове его высокий также из куницы и соболя был. Хаджи-Дмитрий сказал стражам:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Киреев Александр Алексеевич Письма (25) Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Москва, Павловск, Фридрихсгафен, Штутгарт, Саксен-Альтенбург, Стрельна. Пометы И. Л. Янышева и неуст. лица черн. и кар. Письмо от 20 июля – в 2-х экз. Лл. 5–8 – склеены. Приложения: 1) Michaud E. Письма (2) А. А. Кирееву. 2 нояб. и 6 дек. 1892. На фр. яз. 2) Herzog E., Michaud E. Письмо А. А. Кирееву. 22 нояб. 1892. Берн. На фр. яз. О старокатоликах; об англиканской церкви; смерть Ольги Николаевны, королевны Вюртемберг­ской. Упом.: Анжелино ди Анжелис, И. И. Базаров, в. кн. Константин Николаевич, архиеп. Алеутский и Аляскинский Николай (Зиоров) , в. кн. Ольга Кон­стантиновна, К. П. Победоносцев , Т. И. Филиппов, J. H. Reikens, E. Michaud. 9 янв. – [дек. 1892] Киреев Александр Алексеевич Письма (24) Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Павловск, Штутгард. 1 письмо на почтовой карт. Пометы кар. Приложения: 1) Michaud E. Письмо А. А. Кирееву. 12 мая 1893. На фр. яз. 2) Киреев А. А. Письмо архидиакону Даулингу. Б. д. Копия. О старокатоликах. Упом.: Арсеньев, В. И. Болотов, Ишка, Керен­ский, А. А. Козен, А. П. Мальцев, архиеп. Алеутский и Аляскинский Николай (Зиоров) , О. А. Новикова, К. П. Победоносцев , Е. К. Смирнов, В. А. Соколов , E. Herzog, E. Michaud, Th. Weber. Киреев Александр Алексеевич Письма (11) Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Павловск, Стрельна, Tyrol-Meran, Obermais (Ав­стрия). Письма от 12 (24) июня и 24 июня (6 июля) – в 2-х вар. О старокатоликах; помолвка цесаревича Нико­лая Александровича. Упом.: Беляев, Коломбийн, кн. Кропоткин, гр. Мессала, архиеп. Алеутский и Аляскинский Нико­лай (Зиоров), К. П. Победоносцев , Е. К. Смирнов, Т. И. Филиппов, E. Michaud. 1895–1896 1897–1899 14 июня – 24 дек. 1901 1902–1903 Киреев Александр Алексеевич Письма (8) Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Павловск. Кар. пометы. О старокатоликах; о православии, современном состоянии России. Упом.: Антоний (Волынский), А. П. Мальцев, Д. А. Хомяков, Ширмер, G. Gul. 1908–1909 Константин Николаевич, в. кн. Письмо Иоанну Леонтьевичу Янышеву. С.-Петербург. Писарской почерк, подпись-автограф. Предложение найти в СПбДА профессоров, готовых помочь в деле присоединения старокатоликов к Православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Докум. и Дел. Арх. Св. Син. I, 624). 70 Опис. Докум. и Д. Арх. Св. Син. XI, 352, ср. Ежемесячные сочинения... 1757 г. (Изд. Акад. Наук). Апрель, стр. 300, Январь, стр. 21–22, 36–37. В Курских епархиальных Ведомостях за 1890 г. 44–45 помещена специальная статья г. Н. Сенаторского «Пределы Белгородской епархии», но эта статья не может претендовать на обстоятельность и автор её, видимо, не задавался детальной разработкой вопроса о пределах епархии и напрасно так озаглавил свою статью. 74 И. Семенов. Географический словарь. IV, 8. При росписании городов по губерниям в 1708 г. в Азовской губ. названы два города – Павловск и Новопавловский (П. Собр. Зак. Рос. Импер. IV, 2218). На карте 6 (и конца XVII в. в историческом атласе проф. Замысловского Павловская крепость показана на р. Осерде, а Новопавловская на р. Миусе. Такое определение топографии – Павловска и Новопавловска у проф. Замысловского ошибочно. К. А. Неволин Новопавловском называет Павловск при впадении Осереда в Дон, а Павловском – город на р. Миусе, относя основание его к 1702 г. (Пол. Собр. Сочинений, VI стр. 70–71, 74–75). Из росписания городов 1708 г. можно заключить, что Павловском назывался город на Миусе, так как он называется пригородом Азова. Новопавловск стоит рядом с г. Битюгом, как и должно быть. Из росписи 1708 г. можно заключить, что Новопавловск, ныне Павловск Воронежской епархии, и Павловск – крепость на Миусе существовали одновременно. Поэтому нельзя считать точным выражение географического словаря. П. Семенова, что крепость на Осерде стала называться Павловском по уничтожении крепости св. Павла на р. Миусе. 79 Прот. И. Саввинский. Астраханская епархия., т. I, стр. 47–49. Русские епархии. т. I, стр. 153–155. 82 Опись Грамот. Рукопись библиот. Каз. Дух. Акад. 1825, л. 27, 16. В томе первом нашего исследования «Русские епархии», стр. 139, Кукарка в конце XVII в. отнесена к Казанской епархии на том основании, что она по росписи проектируемых в 1681–1682 г. новых епархий поставлена в Казанской епархии (там же, стр. 326). Когда она успела отойти к Вятской епархии, нам не удалось определить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

К великому нашему счастью, он не увидел революции со всеми ее ужасами, так трагически коснувшимися именно нашей семьи». Траурный манифест Государя гласил: «Божиею милостию Мы, Николай Второй, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем Нашим верным подданным: Всемогущему Богу угодно было отозвать к Себе любезнейшего Двоюродного Дядю Нашего Великого Князя Константина Константиновича. Его Императорское Высочество скончался, после продолжительной и тяжкой болезни, во 2-й день июня, на 57 году от рождения. Покойный Великий Князь Константин Константинович посвятил свою жизнь отечественной науке и положил много труда и забот по высшему руководству делом военного образования юношества, давшего столь доблестный состав офицеров, геройские подвиги коих в настоящую войну навсегда запечатлеются в истории Русской Армии. Оплакивая утрату любезнейшего Дяди нашего, Мы уверены, что все верноподданные Наши разделят скорбь, постигшую Императорский Дом Наш, и соединят молитвы свои с Нашими об упокоении души усопшего Великого Князя. Дан в Царском Селе во 2-й день июня, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятнадцатое, Царствования же Нашего в двадцать первое. На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано: Николай». Государь Император пишет в своем дневнике: «2-го июня. Вторник. В 4.20 отправился в Аничков к Мама с Ольгой и Татьяной. Вернулся в 7 час. и принял Сазонова. После доклада вошел маленький Георгий Константинович и сообщил о кончине Кости. В 9 ¼ поехали в Павловск на первую панихиду. Там были: тетя Ольга, Мавра и Митя; из взрослых сыновей никого… 3-го июня. Среда…После обеда поехали в Павловск на панихиду. 5-го июня. Пятница…После обеда поехали на панихиду в Павловск. Было все семейство. 6-го июня. Суббота…К 2 час. прибыл с Ольгой, Татьяной и Марией в Павловск к панихиде. После нее гроб был перенесен вниз и поставлен на лафет. В 4 ч. отправились в город. Мама и остальная часть семейства ожидали прихода траурного поезда, который подошел через десять минут; шествие направилось мимо собора Семеновского полка по Гороховой, по набережной Фонтанки, чрез Марсово поле на Троицкий мост.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Недалеко от кладбища протекала речка Бианка. На ее пологом берегу Даниил посадил фруктовый сад и стал возделывать маленький огородик. Так он и питался: хлеб, вода и зелень со своего огорода. Во время прохождения лодок по речке, Даниил приветствовал их перескакивая по деревьям и осеняя крестом людей, которые с удивлением смотрели на него с лодок. Часто видели и слышали приходящие на кладбище как Даниил молился у могил каждого новопреставленного, как ухаживал за старыми и заброшенными могилками и как во всякое время великих церковных праздников расхаживал по кладбищу, распевая красивым и сильным голосом церковные песнопения. Проводя многие дни и часы в молитве в своей землянке, блаженный Даниил стяжал дар молитвы, и многие жители города не раз убеждались в силе его молитв ко Господу. Кроме дара чудотворения, блаженный старец Даниил имел дар исцеления, а также изгонял из людей бесов и всегда призывал народ к покаянию, обучая горожан теплой искренней молитве. Своим частым посещением Петро-Павловского храма и причащением, он показывал добрый пример горожанам. Угодив Богу и послужив людям, блаженный Даниил почил в Бозе в 19 июня (по ст.ст.) 1860 года. Его отпевало духовенство Свято-Петро-Павловского храма, а честное тело старца погребли на Петро-Павловском кладбище. До революции духовенство кладбищенского Петро-Павловского храма начало собирать жизнеописание и чудеса, совершаемые по молитвам старца Даниила Елисаветградского. С приходом власти большевиков в городе начались нападки на веру. Петро-Павловский храм был полностью уничтожен в 1933 г. Священников арестовали, а собранное жизнеописание и чудеса были утрачены. Часовня на могиле старца Даниила была разобрана и из нее собрали общественное отхожее место, а белый мраморный крест на могиле старца был разбит. Спустя 50 лет кладбище начали застраивать. На его месте появились жилые дома, общежития, рестораны, детский садик и разные постройки. Но могила блаженного Даниила попала под клумбу с деревьями. Но и после разрушения часовни люди приходили как и раньше, чтобы помолиться на могилке блаженного Даниила и взять земли с могилы. Это происходило настолько часто, что приходилось постоянно насыпать холмик земли. Всегда у могилы было многолюдно и постоянно служились панихиды о упокоении души блаженного Даниила, а над могилой, усердием верующих, появился новый железный крест, взамен разрушенного, с надписью: «Крест — жертва старцу Даниилу».

http://pravmir.ru/v-kirovograde-sostoyal...

Первоначально храм содержался на средства, выделяемые владельцами Графской Славянки. После покупки Славянки императором в 1847 году и переименованием ее в Царскоую Славянку — на средства дворцового правления; а с 1859 года — Главного управления уделов. После кончины протоиерея Николая Георгиевского в 1935 году в храме были прекращены службы. После ареста и расстрела протоиерея Николая Давыдова в 1937 году в храме были прекращены службы. В 1938 году церковь была окончательно закрыта. В здании были устроены клуб и кинозал. В начале августа 1941 года специальной группа НКВД была взорвана колокольня и купол храма. Это было сделано с целью убрать ориентир и высотную точку корректировки огня для немецкой артиллерии. В апреле 1943 года возобновились богослужения в самой Екатерининской церкви. После освобождения территории советскими войсками храм некоторое время не действовал. Службы в нижнем храме возобновились в 1946 году, а в 1954 года был открыт и верхний придел. В верхнем храме стены и потолок расписаны А. В. Трескиным. Современное состояние [ править править код ] В 2007 году был восстановлен шпиль с крестом над колокольней. Екатерининский храм и сегодня является молитвенным местом прихожан Павловска и Коммунара, а также рядом расположенных деревень. Большое старинное кладбище, находящееся рядом с церковью, до сих пор хранит имена людей разных званий и сословий. Престольные праздники [ править править код ] Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября Как добраться [ править править код ] Проезд: По шоссе Павловск-Гатчина до Динамо. Транспорт: от ст. Павловск гор. автобус 338 до кольца и приг. автобус 529 (Павловск-Гатчина) до ост. Динамо. Адрес: Павловский район, пос. Динамо, Парковая ул., д. 1 Тел.: +7 (812) 466-85-78 , 466-71-35 Расписание богослужений [ править править код ] Богослужения совершаются по субботним и воскресным дням, по великим и двунадесятым праздникам и в дни празднования полиелейных святых. Литургия в 10:00. Исповедь в 9:30. Всенощное бдение в 17:00. Ссылки [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Рождес...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010