Древние церковные памятники начали являться в Новгороде вместе с построением в нём церквей. Все они происхождением своим обязаны христианской вере, которая давала им направление сообразно духу своему и цели, определяла не только их форму и назначение, но и самое вещество. Освящённые ею художества сделались служебными для церкви, а произведения их были столько же памятниками благочестия, сколько искусства. Как в Киеве, так и в Новгороде византийские Греки сооружали церкви, украшали их иконописью и стенописью, произведениями чеканной работы и литейного искусства, шитою утварью и богослужебными книгами. От Греков научены в Новгороде не только иконописи и торевтике или чеканной работе, но и живописи 1 и резному искусству. Перенесённый ими византийский церковный стиль усвоен был подражавшими им русскими художниками. От него произошёл стиль корсунский, в каком производили художники и ремесленники Корсуни таврической и Корсуни киевской 2 . В последствии слово – корсунский, у наших предков значило то же, что отличный и прекрасный, и придавалось даже произведениям русских художников, подражавших греческому или корсункому стилю. Как в летописях новгородских, так и в древних церковных описях нередко упоминается о Корсунских колоколах, иконах и утварях. Этот древний корсунский стиль, как святыня, завещанная предками, оставался в новгородских древних памятниках, при всём влиянии со стороны немецких и русских мастеров. Оттого на всех церковных памятниках древнего Новгорода видим не только изображения греческого стиля, но и самые надписи полугреческие, писанные отвесно, буква под буквой, по сторонам изображений, с присоединением к именам – о агиос (например, Петрос), или, как большей частью встречается, в сокращении – (а). На многих металлических произведениях древнего новгородского искусства видим крылатых центавров, коих изображение основано, впрочем, не на мифологии, а всего вероятнее на явлении в пустыни преподобному Антонию Великому сего чудовища, указавшего ему путь к Павлу Фивейскому 3 . На всех древних памятниках видим характер исторический в связи с символическим, изображения веры и благочестия, согласные с духом св. Писания и церковного предания. По этим чертам и другим, о коих упомянём в своём месте 4 , легко можно узнать стиль греческий или корсунский, хотя и не будет знать о времени самых произведений. В своё время произведения сии, служившие украшением новгородских храмов, назывались дивными и чудными по своему высокому, многознаменательному характеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Святейший Патриарх Кирилл возглавил XI церемонию вручения премий Международного фонда единства православных народов 21 января 2011 г. 22:49 21 января 2011 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного  Храма Христа Спасителя  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил XI ежегодную церемонию вручения премий  Международного общественного фонда единства православных народов  (МФЕПН) «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» имени Патриарха Алексия II за 2010 год. Премии Фонда ежегодно присуждаются главам государств, правительств и парламентов, Предстоятелям Православных Церквей, крупнейшим общественным деятелям за вклад в дело упрочения экономических и политических связей государств, исторически формировавшихся в контексте восточнохристианской традиции, утверждение в жизни православного сообщества высоких норм христианской морали. Лауреатами премии МФЕПН за 2010 год стали:  Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II ,  Президент Украины В.Ф. Янукович, писатель В.Г. Распутин, Православный богословский факультет Прешовского университета (Словакия). На торжественном мероприятии присутствовали министр культуры РФ  А.А. Авдеев , председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций  С.А. Попов , посол по особым поручениям МИД России А.В. Вдовин, Чрезвычайный и Полномочный Посол Греческой Республики в РФ Михаил Спинеллис, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Кипр в РФ Петрос Кесторас, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Молдова в РФ Андрей Негуца, а также представители Поместных Православных Церквей: митрополит Закинфский Хризостом ( Элладская Православная Церковь ), представитель Александрийского Патриарха при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси архиепископ Филиппопольский Нифон , представитель  Сербской Православной Церкви   епископ Моравичский Антоний , представитель  Православной Церкви Чешских земель и Словакии  протоиерей Алексий Ющенко.

http://patriarchia.ru/db/text/1390834.ht...

Архив Пн В Неделю Торжества Православия Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя 8 марта 2009 г. 13:45 В воскресенье 8 марта, в Неделю Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . Его Святейшеству сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , архиепископ Истринский Арсений , архиепископ Верейский Евгений , епископы Киринский Афанасий (представитель Александрийской Православной Церкви  при Московском Патриархате), Филиппопольский Нифон (представитель Антиохийской Православной Церкви  при Московском Патриархате), Проватский Игнатий (представитель Болгарской Православной Церкви  при Московском Патриархате), Серафим (Зализницкий) , Аркадий (Афонин) , Никон (Миронов), Красногорский Савва , Дмитровский Александр , Люберецкий Вениамин и Егорьевский Марк , секретарь Епархиального совета г. Москвы протоиерей Владимир Диваков , ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев , представитель Православной Церкви Чешских Земель и Словакии при Московском Патриархате протоиерей Алексий Ющенко, представитель Православной Церкви в Америке архимандрит Закхей (Вуд) , а также клирики российской столицы. За Божественной литургией Святейший Патриарх рукоположил во иеродиакона своего личного секретаря монаха Антония (Севрюка). На богослужении также молились посол Греции в России Михаил Спинеллис с греческой делегацией и посол Республики Кипр в России Петрос Кесторас с кипрской делегацией. По окончании чтения Евангелия Святейший Патриарх обратился ко всем собравшимся с Первосвятительским словом , в котором напомнил историю праздника Торжества Православия, установленного в честь победы над над иконоборчеством и другими ересями, сотрясавшими Церковь в первом тысячелетии. «Однако, — отметил Патриарх, — следующее, второе тысячелетие по Рождестве Христовом также дало примеры множества попыток разделить Церковь, исказить православное вероучение, поэтому для нас Торжество Православия — это повод еще раз обратиться к Богу с молитвой о том, чтобы никакие разделения и ереси не поколебали Церковь».

http://patriarchia.ru/db/text/577251.htm...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл возглавил XI церемонию вручения премий Международного фонда единства православных народов 21 января 2011 г. 20:50 21 января 2011 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил XI ежегодную церемонию вручения премий Международного общественного фонда единства православных народов (МФЕПН) «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» имени Патриарха Алексия II за 2010 год. Премии Фонда ежегодно присуждаются главам государств, правительств и парламентов, Предстоятелям Православных Церквей, крупнейшим общественным деятелям за вклад в дело упрочения экономических и политических связей государств, исторически формировавшихся в контексте восточнохристианской традиции, утверждение в жизни православного сообщества высоких норм христианской морали. Лауреатами премии МФЕПН за 2010 год стали: Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II ,  Президент Украины В.Ф. Янукович, писатель В.Г. Распутин, Православный богословский факультет Прешовского университета (Словакия). На торжественном мероприятии присутствовали министр культуры РФ А.А. Авдеев , председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Попов , посол по особым поручениям МИД России А.В. Вдовин, Чрезвычайный и Полномочный Посол Греческой Республики в РФ Михаил Спинеллис, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Кипр в РФ Петрос Кесторас, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Молдова в РФ Андрей Негуца, Чрезвычайный и Полномочный Посол Румынии в РФ Михаил Григорие, а также представители Поместных Православных Церквей: митрополит Закинфский Хризостом ( Элладская Православная Церковь ), представитель Александрийского Патриарха при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси архиепископ Филиппопольский Нифон , представитель Сербской Православной Церкви  при Патриархе Московском и всея Руси  епископ Моравичский Антоний , представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси протоиерей Алексий Ющенко.

http://patriarchia.ru/db/text/1390784.ht...

Греческие эксперты предлагают осуществить реставрацию монастыря святого апостола Андрея на севере Кипра 28 марта 2007 г. 12:02 Группа экспертов из Греции предложила вложить около 10 млн. евро в реставрацию монастыря св. апостола Андрея, который расположен на территории самопровозглашенной «турецкой республики» на севере Кипра. С середины 1970-х годов, когда войска Турции оккупировали северную часть острова, монастырские здания ни разу не ремонтировались и пришли в запустение. Монастырь св. апостола Андрея находится на оконечности длинного и безлюдного полуострова Карпасия на северо-востоке Кипра. Он относится к началу первого тысячелетия нашей эры и весьма почитаем православными верующими во всем мире. По преданию, монастырь возник на том самом месте, где на кипрский берег сошел апостол Андрей, чтобы напоить измученную жаждой команду корабля. По его молитве на некогда безжизненной части острова неожиданно возник источник, который не иссякает до сих пор. Эксперты из университета греческого города Патры рассчитывают восстановить первозданный облик храмового комплекса. Морской воздух и дождевая вода почти полностью уничтожили штукатурку на стенах монастыря, который с восточной части начал «сползать» с фундамента. «Из-за того, что комплекс в течение многих лет был заброшен, реставрация жизненно необходима», сказал журналистам профессор данного вуза Петрос Кофорулос. Он добавил, что ученые потратили 20 месяцев, чтобы детально изучить степень разрушения монастыря. В октябре 2006 года власти Турции заявили, что выделяют средства для восстановления территории и служебных построек монастыря апостола Андрея. При реставрации они планировали создать гостиницу на 120 человек и превратить комплекс в центр религиозного туризма на севере Кипра. Подобные планы вызывали протест у Кипрской Православной Церкви , представители которой заявили, что сделают все возможное, чтобы монастырь не превратился в доходную туристическую достопримечательность. Греческие СМИ Кипра подчеркивают, что пока ничего не известно о реакции турок-киприотов на предложения греческих ученых о восстановлении монастыря св. апостола Андрея. Кипр расколот по национальному признаку с 1974 года, когда Турция вторглась на север острова после кратковременного переворота в южной части, поддержанного греческой военной хунтой. В результате вторжения 37% территории на севере Кипра были оккупировано турецкими войсками. ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/221290.htm...

Греция поможет реставрировать монастырь св. апостола Андрея в турецкой части Кипра Афины, 27 марта 2007 г. Эксперты из Греции планирует вложить около 10 млн. евро в реставрацию монастыря св. апостола Андрея, который расположен на территории самопровозглашенной турко-кипрской республики на севере Кипра, сообщает ИТАР-ТАСС. С середины 1970-х годов, когда турецкие войска оккупировали северную часть острова, монастырские здания ни разу не ремонтировались и пришли в запустение. Монастырь св. апостола Андрея находится на оконечности длинного и безлюдного полуострова Карпасия на северо-восточной границе Кипра. Он относится к началу первого тысячелетия н.э. и весьма почитаем православными верующими во всем мире. По преданию, монастырь возник на том самом месте, где на кипрский берег сошел апостол Андрей, чтобы напоить измученную жаждой команду корабля. По его молитве на некогда безжизненной части острова неожиданно возник источник, который не иссякает до сих пор. Эксперты из университета греческого города Патры рассчитывают восстановить первозданный облик храмового комплекса. Морской воздух и дождевая вода почти полностью уничтожили штукатурку на стенах монастыря, который с восточной части начал «сползать» с фундамента. «Из-за того, что комплекс в течение многих лет был заброшен, реставрация жизненно необходима», сказал журналистам профессор данного вуза Петрос Кофорулос. Он добавил, что ученые потратили 20 месяцев, чтобы детально изучить степень разрушения монастыря. В октябре 2006 года власти Турции заявили, что выделяют средства для восстановления территории и служебных построек монастыря апостола Андрея. При реставрации они планировали создать гостиницу на 120 человек и превратить комплекс в центр религиозного туризма на севере Кипра. Подобные планы вызывали протест у Кипрской Православной Церкви, представители которой заявили, что сделают все возможное, чтобы монастырь не превратился в доходную туристическую достопримечательность 28 марта 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/21545.html

Делегация Элладской Православной Церкви посетила посольство Греции в Москве 31 мая 2012 г. 16:15 30 мая 2012 года Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним  и сопровождавшая его в ходе официального визита в Русскую Православную Церковь делегация посетили Посольство Греческой Республики в Москве. Блаженнейшего Владыку, которого сопровождали также председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Подольский Тихон , секретарь  ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, встречали Чрезвычайный и Полномочный Посол Греции в Российской Федерации Михаил Спинеллис, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Кипр в России Петрос Кесторас, представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле: Александрийской — митрополит Киринский Афанасий, Антиохийской — архиепископ Филиппопольский Нифон , Иерусалимской — архимандрит Стефан (Диспиракис), заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , сотрудники греческого Посольства. Посол Греции приветствовал высокого гостя в стенах дипломатического представительства страны в Москве. Блаженнейший Архиепископ Иероним рассказал об итогах визита в Русскую Православную Церковь, отметив, что в ходе братского общения со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом обсуждались вопросы двухстороннего сотрудничества. М. Спинеллис и Блаженнейший Архиепископ Иероним обменялись памятными подарками. В слове к присутствовавшим посол Греции в России сказал, что мирный визит Предстоятеля Элладской Церкви в братскую Русскую Церковь является событием особой исторической значимости. «Этот визит проходит в трудные для нашего отечества времена, когда каждый друг, каждый единоверный брат особенно дорог, когда каждый голос сочувствия и каждое проявление солидарности дает надежду на завтрашний день», — сказал М. Спинеллис. Он подчеркнул, что визит Предстоятеля Элладской Церкви в Московский Патриархат способствовал дальнейшему развитию и углублению благих отношений между двумя народами, предначертанных всем предыдущим ходом истории. В слове за трапезой Предстоятель Элладской Церкви поделился впечатлениями от посещения Русской Православной Церкви, в частности, от встреч с преподавателями и студентами Санкт-Петербургской и Московской духовных академий. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2258066.ht...

Митрополит Олтеницкий, Архиепископ Краевы ФЕОФАН; Архимандрит ИЕРОНИМ, Представитель Румынского Патриархата в Святой Земле. От Кипрской Православной Церкви: Митрополит Пафский ХРИЗОСТОМ. От Элладской Православной Церкви: Блаженнейший Архиепископ Афинский ХРИСТОДУЛ; Митрополит Арголидский ДИОНИСИЙ; Митрополит Аттикийский ПАНТЕЛЕИМОН; Митрополит Неапольский ДИОНИСИЙ; От инославных Церквей в Святой Земле: Армянский Патриарх Иерусалима архиепископ ТОРКОМ МАНУКЯН, Апостольский Делегат Ватикана архиепископ ПЬЕТРО САМБИ, Генеральный викарий Латинского Патриарха Иерусалима епископ КАМАЛ-ХАННА БАТИШ, Представитель Коптской Церкви митрополит Иерусалима и Ближнего Востока архиепископ АНБА АБРАХАМ, Представитель Сирийской Восточной Церкви митрополит и патриарший викарий Иерусалима, Иордании и Святой Земли СВЕРИОС МАЛКИ МУРАД, Глава Эфиопской Миссии в Иерусалиме архиепископ ГАБРИЭЛЬ, Патриарший викарий Греко-католической Мелкитской Церкви архиепископ ЛУФТИ ЛАХАМ, Патриарший экзарх Сиро-католического Патриархата епископ ГРЕГОРИУС БУТРОС АБДЕЛЬ-АХАД, Представитель Англиканской Церкви Иерусалима пастор МИХАЭЛЬ СЕЛЛОРС, Епископ Евангелической лютеранской Церкви Иерусалима МУНИБ ЮНАН. Члены дипломатического корпуса и среди них Посол Российской Федерации в Израиле М.Л. БОГДАНОВ. От государств: Греческая Республика: Зам. министра иностранных дел Греции г-н НЬОТИС, Посол Греции в Израиле АНАСТАСИОС МИТСИАЛИС, Консул Греции в Израиле ПЕТРОС ПАНАЙОТОПУЛОС. Государство Израиль: Министр юстиции ЙОСИ БЕЙЛИН, Мэр Иерусалима ЭХУД ОЛЬМЕРТ. Палестинская Национальная Администрация: Министр по делам Иерусалима ФЕЙСАЛ ХУСЕЙН, Глава Административного Бюро Президента РАМЗИ ХУРИ, Министр Образования ЗИАД АБУ ЗИАД, Председатель Президентского Исполнительного Комитета д-р ЭМИЛЬ ДЖАРДЖУА. Королевство Иордания: Министр иностранных дел АБДАЛА АЛЬ ХАПИБ. После чина отпевания началась траурная процессия к месту погребения - греческому монастырю в Малой Галилее на Елеонской горе в Иерусалиме. Гроб с телом Патриарха Диодора на руках был перенесен к зданию Иерусалимской Патриархии, где была совершена заупокойная лития. Затем, процессия проследовала через армянский квартал к Елеонской горе. Возле здания Армянской Патриархии над гробом Патриарха Диодора Армянским Патриархом Иерусалима архиепископом Торкомом Манукяном была совершена заупокойная молитва.

http://pravoslavie.ru/analit/sobytia/dio...

Петра выдержан довольно строго, если не в выражении лица, то, по крайней мере, в фактуре волос и бороды; у ап. Павла выдержан только овал лица, всё остальное изменено; ап. Фома представлен не юным, а средовеком с бородой... Всё это показывает, что художник, изготовлявший отдельно чеканные фигуры апостолов на особых пластинках, не мог или не считал нужным строго соблюдать основные требования «истинности» в иконографических подобиях. Предположить, что эта часть сделана иностранным мастером, подобно тому, как было поступлено при изготовлении Московских Иерусалимов или Сионов, трудно 10 : в Московских Сионах «сольячные» фигуры все безусловно романской работы; это очевидный факт, не требующий доказательств: в Новгородских же – едва заметные следы западничества: а потому мы склонны думать, что они исполнены русским мастером, работавшим по греческому образцу, но уже под влиянием иностранным: это вполне естественно для эпохи сношений Новгорода с Ганзой. К этому именно времени и следует отнести Новгородские Иерусалимы. К тому же заключению приводят и греко-русские надписи имён апостолов. Шрифт их XII–XIII века. Предположение графа А.С. Уварова о западном происхождении Новгородских Сионов основано на ошибочно прочитанном слове ПЕТРОС, где он усмотрел латинскую букву R : в действительности здесь не R, а обычная лигатура греко-славянских букв Т и Р. 3) Редкий памятник греческого серебряного Иерусалима или Сиона находится в настоящее время в Ахенском соборе (рис. 1). Он известен здесь, а также и в науке, под именем Ахенского реликвария (capella reliquiarum). Он имеет форму небольшого (0,38 м.) греческого однокупольного храма 11 , оклад его четырёхугольный. Рис. 1. Ахенский реликварий Над кровлей возвышается трибун (ротонда), украшенный колонками, соединёнными между собою арочками. На одной стороне – алтарная апсида, на трёх остальных – створчатые двери, украшенные четырёхконечными, расширенными на концах, крестами. Внутри сохранился старый лоскуток пергамента, на котором старинным шрифтом написано: caput ba Anastasi ni...y.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

А Петр называется блаженным за то, что он исповедал Его истинным Сыном. И чтобы исповедание Петрово не показалось сказанным из дружбы и лести, потому что он весьма любил Иисуса Христа, то Господь и указывает на Того, Кто внушил ему, дабы ты разумел, что Петр только произносил, а научал его Отец Небесный. Но почему же Иисус Христос не Сам Себя открывает, не говорит: «Я Христос», а доводит учеников до того, чтобы они исповедали Его Христом? Потому, что это и Ему тогда было приличнее, и их более побуждало верить сказанному. Видишь ли теперь, как Отец открывает Сына? Как Сын открывает Отца? «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть»  ( Мф. 11:25, 27 ; Лк. 10:22 ). Таким образом, не через другого кого можно познать Сына, как только через Самого Отца, и не через другого кого можно познать Отца, как только через Сына, так что и из этого видно, что Они равночестны и единосущны». В кратких словах Петрова исповедания впервые устами человека выражена вся сущность учения христианского о «соединении двух естеств, которое для нашего спасения боголепно совершил в Себе Сын Божий» (преп. Исидор Пелусиот ). «Иисус Христос, – говорит преподобный Иоанн Дамаскин , – как Человек предлагает вопрос, а как Бог тайно умудряет и вдохновляет Петра» что подобало ответить, и ублажает его за то, что он не дал в душе своей человеческому смышлению заглушить внушение Отца Небесного. Без такого ясного исповедания со стороны человека великой тайны воплощения Сына Божия не могло быть положено и основание Церкви Христовой на земле; вот почему Господь в ответ на это исповедание, с особенной торжественностью, с истинно царственным величием и благостью говорит сначала Симону Петру, а в его лице дает ответ и всем, которые его устами исповедали истину Боговоплощения: при самом избрании тебя в Мои апостолы Я наименовал ( Ин. 1:42 ) тебя Петром (буквально по-гречески: Петрос-каменный), как Сам Я есмь краеугольный Камень ( Мф. 21:42 ; Мк. 12:10 ; Лк. 20:17 ). Я провидел твою твердость в вере, которую ты от Меня же восприемлешь, и потому дал тебе такое имя. Эту твердость веры ты и показываешь теперь в исповедании сей веры от лица всех учеников Моих: за это  И Я ГОВОРЮ ТЕБЕ: ТЫ – ПЕТР  (по-гречески: Петрос),  И НА СЕМ КАМНЕ  (по-гречески: петра), – не на Петре, человеке, каков ты, но на Камне, который ты исповедал, «на Мне Самом, как Сыне Бога Живаго» (толкование блаж. Августина), на той истине, которую ты выразил,  Я СОЗДАМ ЦЕРКОВЬ МОЮ , общество всех верующих в Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010