РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 9 ( 22 ) Священномученик Павел Ансимов Священномученик Павел родился 24 августа 1891 года в селе Четыре Бугра Астраханского уезда Астраханской губернии в семье священника Георгия Ансимова. В 1906 году Павел окончил Астраханское епархиальное училище, в 1911 году – Астраханскую Духовную семинарию; здесь он учился вместе с Петром Никотиным, рукоположенным впоследствии во священника, с которым он всю жизнь сохранял дружеские отношения. В 1912 году Павел женился на девице Марии, дочери священника Вячеслава Соллертинского, настоятеля одного из астраханских храмов, и был рукоположен во священника. Однако, желание углубить богословское образование было настолько сильным, что он решил, несмотря на свое семейное положение, поступить в Казанскую Духовную академию и окончил ее в 1918 году, в годы государственной разрухи и уже начавшихся гонений на Русскую Православную Церковь. В 1921 году отец Павел был приглашен служить в Успенский храм в станицу Ладожская на Кубани. В это время в южных губерниях страны наступил голод, и семье священника пришлось много испытать лишений, пока добрались до станицы; бывало, что они приходили в какое-нибудь село, матушка вставала просить милостыню у храма, и затем они двигались дальше. В 1923 году храм в Ладожской был захвачен обновленцами и вскоре закрыт, и отцу Павлу пришлось покинуть станицу. В это время его тесть, священник Вячеслав Соллертинский, написал из Москвы, что есть место регента в Введенском храме в Черкизове, и, если отец Павел желает, то может занять это место. Он согласился и с 1924 года стал служить в этом храме регентом. В 1925 году освободилось место священника в храме Введения на Введенской площади в Москве, и отец Павел был назначен туда. Безбожники в течение нескольких лет, используя рабочих электролампового завода, боролись за ликвидацию этого храма, заявляя, что им нужен клуб и клуб можно сделать из храма, или вообще храм сломать, а на его месте выстроить новое здание клуба. И в своей деятельности они добились успеха – в 1929 году Введенский храм был разграблен, а его здание отдано под клуб.

http://fond.ru/kalendar/1193/pavel/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Николаевич Рыбин (1.04. 1898, дер. Чёрная Грязь Богородицкого у. Тульской губ.- 21.10.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), мч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших). Из крестьянской семьи. В 1917 г. служил рядовым, в 1920 г.- 4 месяца красноармейцем. В дальнейшем проживал в сторожке при храме во имя святых апостолов Петра и Павла в Лефортове, где работал дворником и истопником. Помогал находившемуся в ссылке своему духовному отцу свящ. Андрею Куницыну, к-рый готовил его к монашескому постригу. И. посылал ему деньги и продукты. 21 авг. 1937 г. И. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Проходил по одному делу с прот. сщмч. Петром Никотиным и мучениками Виктором Фроловым , Николаем Кузьминым и Елисаветой Курановой. И. обвинили в «участии в контрреволюционной организации, контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации». Виновным себя не признал, но не стал скрывать, что «ругал советскую власть за то, что она арестовала нашего духовного отца [о. Андрея Куницына], старого и бессильного». 17 окт. 1937 г. Особой тройкой УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу. Казнен на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 7 окт. 2002 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 20812. Лит.: ЖНИР: Моск. Доп. Т. 1. С. 197, 203, 206-207, 212. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ Семенович Скоробогатов (1889 - 1937), мч. (23 марта в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АННА Ивановна Зерцалова (1870 или 1873-1937), мц. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАРВАРА Ивановна Лосева, мц. (пам. 22 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/469352.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мц. Елисавета Куранова. Фотография. Тюрьма НКВД. 1937 г. Викторовна Куранова (1877, Москва - 21.10.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), мц. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Воспитывалась в детском доме. В 1930 г. мужа Е. обвинили во вредительстве и расстреляли. Дом был конфискован, Е. как административно высланная вынуждена была покинуть Москву и поселиться в Звенигороде, где стала певчей церковного хора. Оказывала помощь заключенным священнослужителям. 9 сент. 1937 г. Е. была арестована по обвинению в «контрреволюционной деятельности», заключена в Бутырскую тюрьму, позднее переведена в Таганскую. Виновной себя не признала, заявила, что считает себя арестованной за посещение церкви и участие в хоре. 17 окт. 1937 г. Особой тройкой НКВД по Московской обл. приговорена к расстрелу вместе с прот. сщмч. Петром Никотиным и мучениками Виктором Фроловым , Иоанном Рыбиным и Николаем Кузьминым . Погребена в общей безвестной могиле. Имя Е. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 7 окт. 2002 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 20812. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 190; Бутовский полигон. Вып. 5. С. 135; ЖНИР: Моск. Доп. Т. 1. С. 207-212. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ Семенович Скоробогатов (1889 - 1937), мч. (23 марта в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АННА Ивановна Зерцалова (1870 или 1873-1937), мц. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАРВАРА Ивановна Лосева, мц. (пам. 22 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВИКТОР Васильевич Фролов (1913-1937), чтец, мч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/189833.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мч. Николай Кузьмин. Фотография. Бутырская тюрьма. 1937 г. Васильевич Кузьмин (10.10.1899, Москва - 31.10.1937, полигон Бутово Московской обл.), мч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из семьи московского мещанина, заведующего епархиальной свечной лавкой. В 1910 г. поступил в Императорское Московское коммерческое уч-ще Ведомства учреждений имп. Марии, обучался на стипендию Московского купеческого об-ва по бедности отца, содержавшего 9 детей. В 1917 г. окончил учебу. В 1918 г. был призван на службу в Красную Армию. Служил делопроизводителем в транспортном отделе Главного артиллерийского управления РККА. С 1921 г. работал завхозом в Плавучем морском научном ин-те в Москве. Был участником строительства океанографического судна «Персей» в Архангельске, научно-техническим сотрудником во время морских экспедиций на этом корабле в сев. морях. В 1929 г. сильно заболел и до 1932 г. нигде не работал. Как впосл. Н. говорил на допросе: «Твердые религиозные убеждения у меня сложились после болезни в 1929 году, когда я, будучи при смерти, обратился с молитвой к Богу, в результате чего выздоровел». В 1933 г. устроился агентом по снабжению в военный совхоз Главвоенпорта. В 1935 г. переехал в Москву, пел в хоре храма во имя прп. Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Н. был арестован 29 сент. 1937 г. и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Проходил по одному делу с настоятелем Сергиевского храма прот. сщмч. Петром Никотиным и мирянами мучениками Виктором Фроловым и Иоанном Николаевичем Рыбиным , мц. Елисаветой Курановой. Н. на допросе сказал: «Мои религиозные убеждения тверды, на основе их я строю всю свою жизнь и отношение к людям. Свое отношение к советской власти я вывожу из учения Христа: любите враги ваша и не сопротивляйтесь предержащим властям». Н. отказался дать показания против других обвиняемых и не признал себя виновным в антисоветской агитации.

http://pravenc.ru/text/2565884.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР Мч. Виктор Фролов. Москва. Бутырская тюрьма. Фотография. 1937 г. (Архив Комиссии по канонизации МП) Мч. Виктор Фролов. Москва. Бутырская тюрьма. Фотография. 1937 г. (Архив Комиссии по канонизации МП) Васильевич Фролов (1913, Москва - 21.10.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), мч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), чтец храма прп. Сергия Радонежского на Рогожской заставе. Из семьи рабочего. До 1929 г. учился, затем работал бухгалтером на заводе. Являлся активным прихожанином ц. прп. Сергия Радонежского на Рогожской заставе, прислуживал за богослужением, у себя дома давал приют репрессированному духовенству, монахам, странникам. В 1934 г. В. был арестован вместе со своим другом в квартире архим. Алексия (Патрикеева), юноши были допрошены, затем отпущены. Ок. 1935 г. В. познакомился с жившим тогда в Москве архиеп. Серафимом (Силичевым) , служил иподиаконом архиерея. 30 сент. 1935 г. архиеп. Серафим уехал к месту своего назначения - в Саратов. В. намеревался, «как только приедет архиеп. Серафим, уйти со службы в советском учреждении на службу в Церковь». 27 авг. 1937 г. В. был арестован вместе с прот. сщмч. Петром Никотиным и др. прихожанами Сергиевского храма, заключен в Бутырскую тюрьму, обвинен в «контрреволюционной агитации». Виновным себя не признал, отказался рассказывать «о круге знакомств протоиерея Никотина». В. был расстрелян вместе с прот. Петром и мирянами Иоанном Рыбиным , Елисаветой Курановой и Николаем Кузьминым по постановлению тройки УНКВД по Московской обл. от 17 окт. 1937 г. Имена мучеников включены в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ 7 окт. 2002 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 20812. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ Семенович Скоробогатов (1889 - 1937), мч. (23 марта в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/158528.html

-Следствие располагает материалами о том, что вы являетесь организатором и руководителем контрреволюционной группы церковников. Расскажите о составе этой группы и ее деятельности. – Прихожане питали ко мне чисто личную симпатию. Они обращались ко мне с вопросами религиозного содержания, на которые я им давал ответы в своих беседах. Встречался я с ними только в церкви. Организатором же группы и руководителем таковой я себя не признаю, так как никакой контрреволюционной группы церковников я не организовывал. Вместе с отцом Петром был арестован сторож Сергиевского храма. Во время допросов следователь попросил его охарактеризовать с политической точки зрения отца Петра. На это требование он ответил: «Никотин антисоветски настроенный человек. Он выражал резкое недовольство политикой советской власти в отношении религии, кроме того, свое недовольство советской властью Никотин проявляет в действиях: призывал верующих к тому, чтобы они водили своих детей в церковь , учили их молитвам; в прошлом году провел специальный молебен для школьников перед началом учебного года, кроме исповеди для верующих читает еще общие проповеди, развивая у них религиозный фанатизм и безразличие к окружающей жизни и событиям». Были допрошены как свидетели священнослужители, которые служили с отцом Петром и хорошо его знали. Проявив малодушие, они оговорили его. Один из них, священник Павел Цветков, сказал: «Никотина я могу охарактеризовать как человека, враждебно настроенного к советской власти. Так, Никотин неоднократно высказывал недовольство советской властью, заявляя, что большевики устроили гонение на религию и духовенство, закрывают храмы, отбирают насильственно храмы у тихоновцев и передают обновленцам». Другой лжесвидетель, протодиакон Устин, оговорил отца Петра и всех арестованных с ним прихожан Сергиевского храма. Будучи секретным осведомителем, Устин постоянно доносил о них в НКВД. Характеризуя отца Петра, он сказал: «В большие религиозные праздники он произносит проповеди антисоветского характера, вот например: «Без Христа человечество жить не может. Где нет Христа, там ссоры, драки, ругань, там нет ни чести, ни стыда». Для воспитания детей в духе веры он систематически среди женщин матерей распространяет церковную литературу. Проповедует Церковь как единственное место спасения для души человеческой.»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Следствие располагает материалами о том, что вы являетесь организатором и руководителем контрреволюционной группы церковников. Расскажите о составе этой группы и ее деятельности. – Прихожане питали ко мне чисто личную симпатию. Они обращались ко мне с вопросами религиозного содержания, на которые я им давал ответы в своих беседах. Встречался я с ними только в церкви. Организатором же группы и руководителем таковой я себя не признаю, так как никакой контрреволюционной группы церковников я не организовывал. Вместе с отцом Петром был арестован сторож Сергиевского храма. Во время допросов следователь попросил его охарактеризовать с политической точки зрения отца Петра. На это требование он ответил: «Никотин антисоветски настроенный человек. Он выражал резкое недовольство политикой советской власти в отношении религии… кроме того, свое недовольство советской властью Никотин проявляет в действиях: призывал верующих к тому, чтобы они водили своих детей в церковь, учили их молитвам; в прошлом году провел специальный молебен для школьников перед началом учебного года, кроме исповеди для верующих читает еще общие проповеди, развивая у них религиозный фанатизм и безразличие к окружающей жизни и событиям». Были допрошены как свидетели священнослужители, которые служили с отцом Петром и хорошо его знали. Проявив малодушие, они оговорили его. Один из них, священник Павел Цветков, сказал: «Никотина я могу охарактеризовать как человека, враждебно настроенного к советской власти… Так, Никотин неоднократно высказывал недовольство советской властью, заявляя, что большевики устроили гонение на религию и духовенство, закрывают храмы, отбирают насильственно храмы у тихоновцев и передают обновленцам». Другой лжесвидетель, протодиакон Устин, оговорил отца Петра и всех арестованных с ним прихожан Сергиевского храма. Будучи секретным осведомителем, Устин постоянно доносил о них в НКВД. Характеризуя отца Петра, он сказал: «В большие религиозные праздники он произносит проповеди антисоветского характера, вот например: «Без Христа человечество жить не может. Где нет Христа, там ссоры, драки, ругань, там нет ни чести, ни стыда»… Для воспитания детей в духе веры он систематически среди женщин матерей распространяет церковную литературу… Проповедует Церковь как единственное место спасения для души человеческой…»

http://fond.ru/kalendar/1006/ioann/

Вместе с протоиереем Петром Никотиным были арестованы миряне Виктор Фролов, Иван Рыбин, Елизавета Куранова и Николай Кузьмин. Мученик Виктор родился в 1913 году в городе Москве в семье рабочего Василия Фролова. Работал бухгалтером на заводе. До 1929 года учился, а потом устроился на работу по найму. Первый раз Виктор Фролов был арестован в 1934 году вместе со своим другом на квартире архимандрита Алексия (Патрикеева). Просидев четыре часа в милиции, они были допрошены о причинах посещения отца Алексия и отпущены. Под кровом своего дома он давал приют монашествующим, странникам, бежавшим из ссылки, и проживающим нелегально в Москве верующим. Виктор Фролов был арестован 27 августа 1937 года и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. – Какое участие вы принимали в богослужениях в церкви и в качестве кого? – спросил следователь. – Я принимал участие в богослужениях в церкви в качестве чтеца, при этом облачался в стихарь. – Следствие располагает данными, что вы являетесь иподиаконом. – Да, меня в церкви знакомые и священнослужители считают иподиаконом. – Следствие уличает вас в даче ложных показаний в отношении отправления вами обязанностей иподиакона. Следствие требует правдивых показаний. – На протяжении нескольких лет я отправлял обязанности иподиакона. Служить я начал еще до архиепископа Серафима (Силичева), с которым позже продолжал служить до момента его отъезда в Саратов. Я собирался, как только приедет архиепископ Серафим, уйти со службы в советском учреждении на службу в Церковь с архиепископом Серафимом. – Расскажите о круге знакомств протоиерея Никотина. Где он встречается со своими знакомыми? -Я знаком с ним как посещающий церковь . Церковь посещает молодежь, но кто из нее связан с протоиереем Никотиным, я не знаю. – С какого времени вы знаете архиепископа Серафима и в чем выражается ваша связь с ним в настоящее время? -Знаю архиепископа Серафима с 1935 года. С тех пор, как он уехал в город Саратов, я о нем ничего не знаю. -Следствие располагает материалами о том, что вы систематически занимаетесь контрреволюционной агитацией, как среди своих знакомых, так и верующих. Дайте показания по существу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вместе с протоиереем Петром Никотиным были арестованы миряне Виктор Фролов, Иван Рыбин, Елисавета Куранова и Николай Кузьмин. Мученик Виктор родился в 1913 году в городе Москве в семье рабочего Василия Фролова. Работал бухгалтером на заводе. До 1929 года учился, а потом устроился на работу по найму. Первый раз Виктор Фролов был арестован в 1934 году вместе со своим другом на квартире архимандрита Алексия (Патрикеева). Просидев четыре часа в милиции, они были допрошены о причинах посещения отца Алексия и отпущены. Под кровом своего дома он давал приют монашествующим, странникам, бежавшим из ссылки, и проживающим нелегально в Москве верующим. Виктор Фролов был арестован 27 августа 1937 года и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. – Какое участие вы принимали в богослужениях в церкви и в качестве кого? – спросил следователь. – Я принимал участие в богослужениях в церкви в качестве чтеца, при этом облачался в стихарь. – Следствие располагает данными, что вы являетесь иподиаконом. – Да, меня в церкви знакомые и священнослужители считают иподиаконом… – Следствие уличает вас в даче ложных показаний в отношении отправления вами обязанностей иподиакона. Следствие требует правдивых показаний. – На протяжении нескольких лет я отправлял обязанности иподиакона. Служить я начал еще до архиепископа Серафима (Силичева), с которым позже продолжал служить до момента его отъезда в Саратов… Я собирался, как только приедет архиепископ Серафим, уйти со службы в советском учреждении на службу в Церковь с архиепископом Серафимом… – Расскажите о круге знакомств протоиерея Никотина. Где он встречается со своими знакомыми? – Я знаком с ним как посещающий церковь… Церковь посещает молодежь, но кто из нее связан с протоиереем Никотиным, я не знаю. – С какого времени вы знаете архиепископа Серафима и в чем выражается ваша связь с ним в настоящее время? – Знаю архиепископа Серафима с 1935 года. С тех пор, как он уехал в город Саратов, я о нем ничего не знаю. – Следствие располагает материалами о том, что вы систематически занимаетесь контрреволюционной агитацией, как среди своих знакомых, так и верующих. Дайте показания по существу.

http://fond.ru/kalendar/1006/ioann/

В заключение хочется отметить, что в XX веке учение о единоспасительности Церкви выражали наши новомученики, причём некоторые даже пострадали за него. Известно, что в советское время, к сожалению, некоторые церковные люди становились секретными осведомителями НКВД и доносили на других священнослужителей, после чего те подвергались аресту и уже готовому обвинению. Один такой осведомитель в сане протодиакона служил со священномучеником Петром (Никотиным). И вот какой «компромат» на священномученика протодиакон предоставил органам: «В большие религиозные праздники он произносит проповеди антисоветского характера, вот например: «Без Христа человечество жить не может. Где нет Христа, там ссоры, драки, ругань, там нет ни чести, ни стыда»… Для воспитания детей в духе веры он систематически среди женщин матерей распространяет церковную литературу… Проповедует Церковь как единственное место спасения для души человеческой» 159 . Нетрудно догадаться, каких взглядов был сам протодиакон. А священномученик Пётр по доносу был арестован и расстрелян в 1937 г. Похожий случай был с мучеником Петром (Игнатовым). Он был мирянином, который не скрывал своей веры и даже открыто проповедовал её, обращая других. Из доноса против него, сделанного директором склада, где работал мученик: «В беседе с рабочими склада в моём присутствии он говорил, что православная вера – единственная правая вера, если кто не будет соблюдать этой веры, тот на том свете будет вечно гореть в огне и мучиться» 160 . Мученик Пётр был арестован и осуждён, умер в заключении. В собственных творениях новомучеников мы ещё больше найдём высказываний на эту тему. Например, священномученик Андроник (Никольский) писал: «Кто не содержит во всей целости и неповреждённости учения Христа и Его Церкви, кто впал в ересь, тот отпал от Христа и Церкви, тот не имеет ничего общего с нею, тот лишён надежды на вечное спасение, которого сподобились все угодники Христовы» 161 . А вот слова священномученика Иоанна Восторгова : «Вопрос о Церкви, о спасении в её ограде, о погибели вне Церкви – это вечный предмет разъяснений и назиданий для верующих… Говорить об этом предмете всегда благовременно, но особенно нужно в такие дни смуты…

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010