Церковь Вознесения в Коломенском и другие достопримечательности Ещё в эпоху глубокого Средневековья, в 13 веке, несколько семей из города Коломны, спасаясь от хана Батыя и нашествия его монгольских орд, по реке приплыли под тогдашнюю Москву и обосновались там. А сельцо своё назвали в честь родного города — Коломенским. «Они разложили здесь свои сады и огороды…» 12 октября, 2009 Ещё в эпоху глубокого Средневековья, в 13 веке, несколько семей из города Коломны, спасаясь от хана Батыя и нашествия его монгольских орд, по реке приплыли под тогдашнюю Москву и обосновались там. А сельцо своё назвали в честь родного города — Коломенским. «Они разложили здесь свои сады и огороды…» Что посмотреть в Коломенском? Церковь Вознесения Господня, старейшие дубы Москвы, «Аптекарский огород» и пушки с полей Полтавских сражений! Церковь Вознесения в Коломенском Домовой церковью московских князей и царей на весь 16 век стал храм «Вознесения Господня в Коломенском», архитектором которого был, предположительно, выходец из Италии, прозванный на Руси Петроком Малым. В сочетании с русскими традициями, всего на одно 16 столетие появилось на Руси совершенно уникальное явление – ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО! Самым известным примером которого является «Покровский Собор» на Красной Площади, прозванный в народе «Храмом Василия Блаженного». А «Церковь Вознесения в Коломенском» является самым ПЕРВЫМ из сохранившихся и поныне архитектурным шедевром этого особенного, русского стиля! Церковь Вознесения в Коломенском. Заложен храм был в начале 16 века московским князем Василием III, отцом будущего Ивана Грозного, предположительно, как молельный о даровании сына — Наследника Престола, или через год, когда уже Наследник появился. «… бе же церковь та вельми чюдна высотою красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего в Руси» — такую хвалу воздаёт храму летописец. И Вы взгляните на этот великолепный, украшенный строгой, перекрёстной, белокаменной резьбой, шатёр! Под ним несколько рядов длинных пилонов и русских кокошников, но не золотых, как во многих русских церквях, а серых, металлических, органично и строго вписывающихся в общую композицию белокаменного строения, которое опоясывает высокая подклеть церкви с галереей.

http://pravmir.ru/s-detmi-v-kolomenskoe/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕВИЗ НОВЫЙ итал. мастер, работавший в России в XVI в.; один из четырех «старших мастеров» (наряду с Аристотелем Фиораванти , П. А. Солери и Петроком Малым ). Прозвание Новый получил для отличия от своего соотечественника архит. Алевиза Фрязина (Старого) . А. Н. приехал в Россию в 1504 г. во главе артели итал. мастеров вместе с посольством Д. Ралева и М. Карачарова. Рекомендательная грамота крымского хана Менгли-Гирея, для к-рого в Бахчисарае А. Н. построил т. н. Железные врата (1503), аттестовала его Иоанну III как «велми доброго мастера». В Москве А. Н. поручили строительство княжеского Архангельского собора в Кремле. Архитектура возведенного А. Н. храма (1505-1508) вобрала в себя характерные особенности раннего периода венецианского Возрождения и традиц. элементы древнерус. зодчества. А. Н. выстроил в Москве также ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (1508). Личность А. Н. отождествляется с венецианским скульптором и резчиком Альвизе Ламберти да Монтаньяной. В одном из частных собраний Вероны обнаружен архитектурный набросок, принадлежащий да Монтаньяне. На нем изображен храм, конструктивное решение и декорация к-рого обладают сходством с образным строем Архангельского собора. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 53; Т. 8. С. 249; Т. 13. С. 10; Т. 23. С. 198. Лит.: Власюк А. О работе зодчего Алевиза Нового в Бахчисарае и в Московском Кремле//Архитектурное наследие. М., 1958. Т. 10; Земцов С. М. Алевиз Новый//Зодчие Москвы. М., 1981. Кн. 1; Подъяпольский С. С. О деятельности Алевиза Нового в России//ДРИ. М., 1993. [Вып.]: Проблемы и атрибуции; он же. Венецианские истоки архитектуры московского Архангельского собора//ДРИ. М., 1975. [Вып.]: Зарубежные связи; он же. Итальянские строительные мастера в России в кон. XV - нач. XVI в. по данным письменных источников: Опыт составления словаря//Реставрация и архитектурная археология. М., 1991. Вып. 1. Т. Е. Самойлова Рубрики: Ключевые слова: АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома

http://pravenc.ru/text/64042.html

Москва. Кремль. Собор Николая Чудотворца (Николы Гостунского) в Успенской звоннице. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Здание Успенской звонницы, примыкающее почти вплотную к северной грани колокольни «Иван Великий», было возведено в 1814–1815 гг. архитекторами Д.И. Жилярди, Л. Руска и И.В. Еготовым на фундаменте разрушенной в 1812 г. старой постройки XVI в. Стремясь к воссозданию образа древнего сооружения, авторы повторили очертание его плана и пропорции основных горизонтальных и вертикальных членений объема. Однако в архитектурный декор фасадов были привнесены элементы, характерные для начала XIX в. Над трехпролетной звонницей, расположенной на пятом ярусе сооружения, возвышается богато декорированный барабан с золоченой главой, по масштабу близкий завершению колокольни. Высокое открытое крыльцо западного фасада, ведущее к церкви Николы Гастунского, построено в 1849–1852 гг. архитектором К.А. Тоном. О предшествующей постройке известно, что она возводилась в 1532–1539 гг. мастером Петроком Малым как церковь Воскресения Христова со звонницей и завершена была в 1543–1552 гг. уже после отъезда зодчего из Москвы. С 1555 г. церковь стала именоваться Рождественской по престолу Рождества Христова. Об облике храма можно судить по изображению его на чертеже «Кремленаград» начала 1600-х годов. В течение XVII в. церковь была преобразована в звонницу, получившую название Успенской. В настоящее время на первом этаже звонницы действует выставочный зал, на остальных ярусах располагаются научные отделы музея. Во время проведения церковных служб в соборах Кремля звонница используется по прямому назначению. С начала XIX до начала ХХ века на втором и третьем ярусах звонницы располагались патриаршая ризница и церковь Николая Гостунского, престол которой перенесли сюда в 1817-1818 годах. Такой выбор места для храма был не случаен. В Рождественской церкви (которую решили не возобновлять после взрыва 1812 г.) издавна хранился образ святителя Николая Чудотворца, очень чтимый и любимый москвичами, но бесследно пропавший после нашествия Наполеона. Новый храм торжественно освятили в 1818 году (его престол очень хорошо виден на рисунке Д.Жилярди). Прямо над ним висели колокола Успенской звонницы. Высокое открытое крыльцо западного фасада, ведущее к церкви Николы Гостунского, построено в 1849-1852 году архитектором К.А. Тоном. Гостунская церковь была уничтожена при обстреле Кремля в ноябре 1917 года: снаряд разорвался в алтаре храма. Хотя его престол чудом остался цел, церковь вскоре закрыли. http://www.zvon.ru/zvon5.view3.page2.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=48460

Москва. Кремль. Часовня Великого Совета Ангел у Спасских ворот. Часовня Спаса Всемилостивого у Спасских ворот /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На протяжении всего существования Фроловских, а затем Спасских ворот, по обе их стороны стояли часовни. Слева располагалась Смоленская часовня (Великого Совета Откровение), а справа – Спасская (Великого Совета Ангел). В 1802 году обе деревянные часовни заменили каменными. Во время войны 1812 года часовни были разрушены, а затем восстановлены по новому проекту. Когда в 1868 году под руководством архитектора П.А. Герасимова проводились работы по реставрации Спасской башни, то часовни разобрали и перестроили по его новому проекту. Обе часовни освятили 22 октября 1868 года. Принадлежали они Покровскому собору. Настоятели часовен обязаны были также следить за негасимой лампадой, освещавшей надвратную икону Спаса Смоленского. Простояли эти часовни до 1925 года, а затем были снесены. Часовня Великого Совета Ангела Покровского собора находилась ранее у Спасских ворот с северной стороны. Главная икона – Христа Спасителя, она представляет собою список с той, которая изображена на самой стене над воротами. Ворота и башня построены в 1491 г. архитектором Петром Антонием Солярием, в отличие от которого строитель Китай-городской стены назывался Петроком Малым. Высокий нарядный верх над башней в полуготическом полурусском вкусе возведен в 1626 г. архитектором Христофором Галовеем. В 1658 г. 16 апреля состоялся указ о снимании шапок в Спасских воротах. Образ Спасителя впервые написан над воротами в 1514 г. по повелению великого князя Василия III по поводу возвращения Смоленска в Московское государство. Спаситель изображен с припадшими к его ногам преп. Сергием и Варлаамом Хутынским. Сначала причт Покровского собора совершал молебствия перед этой иконой на открытом воздухе, потом была построена деревянная часовня. В 1802 г. часовня стала каменной, в 1821 г. перестроена, в 1866 г. вновь перестроена и получила нынешний вид. Замечателен подсвечник в часовне; его верхняя чаша сделана из серебряной лампады, которую в 1638 г. пожертвовал царь Михаил Федорович в Покровский собор. «Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. 14, 1916 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=34895

Во время больших праздников богослужения переходили на площадь, где служили молебен. Соборная площадь превращалась в огромный храм под открытым небом, где алтарем был Иван Великий с Успенской звонницей и ее главными для христиан храмами Рождества Христова и Воскресения, мужской половиной – Архангельский собор, женской – Успенский собор. Благовещенский собор символизировал вход в этот грандиозный молящийся храм, отворенный людям через Благую весть о Спасителе. По мнению историка Москвы М.П. Кудрявцева, так средневековые градостроители сумели воплотить и сложнейший апокалиптический образ нерукотворного храма Небесного Града. Это было истинным торжеством градостроительной идеи православной Москвы. Дополнял этот ансамбль храм Вознесения в Коломенском – летней царской резиденции. Традиционно считается, что этот благодарственный храм был возведен тем же архитектором Петроком Малым в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного наследника, будущего царя Ивана Грозного. В градостроительной модели Третьего Рима Коломенское было символом Елеонской горы, на которой совершилось вознесение Господне, и символом Второго пришествия Христа, которого ожидали тоже на Елеонской горе. Есть версия, что храм в Коломенском отстоит от Кремля на том же расстоянии «дневного пути», как Елеонская гора отстоит от Иерусалима. Оттого в Коломенском был построен именно Вознесенский храм, как и в Иерусалиме. По легенде, Господу даже уготовили символический трон в восточной части московского Вознесенского храма. «Величиною слово в слово» Идея Московского царства как богоизбранной державы особым образом проявилась при Борисе Годунове. Гордый царь решил прославить свою эпоху величайшим деянием, особенно потому, что он не был потомком Рюриков, а стал первым царем из бояр, избранным Земским собором, хотя законность его власти была освящена венчанием на престол. В 1600 году Борис Годунов приказал надстроить еще один ярус Ивана Святого, и высота колокольни составила 81 метр – с тех пор и пошло его прозвище Иван Великий. Известна традиционная версия историков: Годунов начал это строительство для того, чтобы дать работу голодающему люду, стекавшемуся в Москву со всех концов России, а главное, сделать высокую дозорную башню для наблюдения и охраны рубежей Москвы от вражеских набегов и пожаров.

http://pravoslavie.ru/4167.html

Император Александр I, посетивший Кремль в августе 1816 года, остался доволен его новым обликом и решил показать его прусскому королю - большому любителю военных парадов. Главнокомандующий Москвы граф Тормасов обеспокоился, что Гостунский собор помешает проведению парадных торжеств, что и определило судьбу древнего храма. В октябре того же года вышло высочайшее соизволение, по которому Николо-Гостунский храм следовало разобрать как " по местоположению своему и по бедности архитектуры делающий безобразие Кремлю " . Его престол, святыни, чудотворный образ и утварь надлежало перенести на место Рождественской церкви в Успенскую звонницу рядом с колокольней Ивана Великого. Такой выбор места был связан и с тем, что в бывшей Рождественской церкви Успенской звонницы издавна хранился иной чтимый образ святителя Николая Чудотворца, бесследно пропавший в нашествие Наполеона. Этот перенос Святейший Синод одобрил в январе 1817 года. Остались свидетельства, что управляющий Московской епархией архиепископ Августин (Виноградский) дал согласие лишь при условии, что снос древнего храма произведут за одну ночь. На разборку направили полк солдат под командованием А. Бетанкура и за одну августовскую ночь 1817 года Никольский храм исчез. Его камень отдали Вознесенскому монастырю для возводимой в нём церкви святой Екатерины, место на Ивановской площади занял плац для парадов, а новый Гостунский храм был освящен в 1818 году в Успенской звоннице. Предшественницей Успенской звонницы Московского Кремля, в которую был перенесён Николо-Гостунский храм, была церковь в честь Воскресения Христова со звонницей, начатая обрусевшим итальянским мастером Петроком Малым в 1532-1539 годах. Постройка была завершена в 1543-1552 годах, уже после отъезда зодчего из Москвы. В 1555 году престол храма-звонницы был освящён в честь Рождества Христова. Об облике храма можно судить по изображению его на чертеже " Кремленаград " начала 1600-х годов. В течение XVII века церковь была преобразована в звонницу, получившую название Успенской. Для этого в 1624 году по распоряжению патриарха Филарета с северной стороны прежнего храма зодчим Баженом Огурцовым была сооружена пристройка в качестве дополнительной звонницы для размещения большого колокола.

http://sobory.ru/article/?object=42595

Во второй половине XVII в. церковь была преобразована в каменную звонницу псковского типа. В 1624 г. патриарх Филарет распорядился возвести еще одну колокольню, за которой утвердилось название Филаретовой пристройки (Б. Огурцов). В 1812 г. оба сооружения были взорваны по приказу Наполеона, но в 1814-1815 гг. были восстановлены (с введением ряда классицистических деталей) Жилярди по проекту И.В. Еготова и Л. Руска. Высокое крыльцо со стороны западного фасада звонницы пристроено в 1849-1852 гг. по проекту К.А. Тона. Столп Ивана Великого устоял. На колокольне Ивана Великого восемнадцать колоколов. Самый большой Успенский весит 4 000 пудов (он был отлит в XIX в. мастерами Завьяловым и Русиновым). К колокольне Ивана Великого примыкает Успенская звонница, построенная в 1532-1543 годах итальянским архитектором Петроком Малым. На ней находится Большой Успенский колокол, отлитый в середине XIX века мастером А. Завьяловым, - самый большой из всех кремлевских колоколов. Ансамбль колокольни Ивана Великого складывался на протяжении двух столетий. Колокольня была возведена в 1505-1508 годах итальянским архитектором Боном Фрязиным. Через столетие она получила еще один ярус звона, и ее высота достигла 81 метра. Об этом напоминает надпись под куполом, содержащая дату - 1600 год, а также имена царя Бориса Годунова и его сына Федора. В 1532-1552 годах рядом с колокольней по проекту итальянского архитектора Петрока Малого построили церковь, которую в конце XVII века преобразовали в звонницу, названную Успенской. В 1624 году Бажен Огурцов поставил вплотную к ней звонницу с шатровым верхом - Филаретову пристройку. В 1812 году отступавшие из Москвы войска Наполеона взорвали ансамбль колокольни, однако столп Ивана Великого устоял. Звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания, но в 1814-1815 годах их восстановили в прежних объемах. Сегодня на колокольне и звоннице находятся 24 колокола XVI-XVII веков. На первом этаже Успенской звонницы размещается выставочный зал Музеев Московского Кремля, где экспонируются произведения искусства как из кремлевского собрания, так и из других российских и зарубежных музеев.

http://sobory.ru/article/?object=03382

Единственный сохранившийся в Москве «шатровый храм», воздвигнутый Петроком Малым в честь рождения у Василия III долгожданного сына (будущего Ивана Грозного). В 1994 году церковь получила статус памятника Всемирного наследия. Факт. В период строительства церковь была самым высоким зданием Москвы - 62 метра. Сейчас. Храм был открыт в 2007 году после серьезной реставрации. В подклете размещена выставка, посвященная созданию и строительству собора. Богослужения - по воскресеньям и великим церковным праздникам. Вход на территорию музея-заповедника «Коломенское» бесплатный. Из газеты " Антенна " , сентябрь 2008 Подмосковное село Коломенское, на берегу реки Москвы, издревле принадлежало к вотчинам московских князей. В 1532 г. отец Грозного Василий Иванович построил в этом селе церковь Вознесения Господня, о которой современный летописец говорит: «та церковь была вельми чудна высотою и красотою, и светлостью, какой прежде того не бывало на Руси, и что великий князь возлюби и украси ее всякою добротою». На освящении в сентябре того же года три дня пировали у великого князя в коломенских великокняжеских хоромах: митрополит с собором духовенства, братья княжеские и бояре. В писцовых книгах Московского уезда государевых дворцовых сел и волостей, письма и меры Афанасия Отяева и подьячего Василия Арбенева 1631 – 33 гг. о селе Коломенском говорится: «в селе церковь Вознесения Господня; на церковной земле дворов церковных: во дворе поп Михайло Афанасьев, во дворе поп Артемий Мартынов, да у них же в припуске в огородах место дворовое митрополичьего двора, во дворе дьякон Демид Мартынов, во дворе пономарь Гришко Федоров, во дворе просвирница Анница, да у просвирницы на земле 2 двора бобылей; на дьяковой земле 4 двора бобылей…». Вознесенская церковь была обложена данью, которая собиралась в патриаршую казну; церковная дань распределялась по числу приходских дворов, по количеству церковной земли и сенных покосов, находившихся во владении церковнослужителей. К сожалению, прямых указаний о числе приходских дворов при Вознесенской церкви не встречается. Известно, что церковной дани с той церкви платилось за 1628 г. 9 алтын 5 денег, кормовая гривна; за 1635 г. – 6 руб. 13 алтын, десятильничих и заезда 3 алтына 2 деньги.

http://sobory.ru/article/?object=03324

По мысли святителя Фаддея Успенского, не Христос не хотел пребывать с апостолами видимо во веки, а мир, ненавидящий Христа, не мог вместить пребывания в нем Христа. Мир не мог долее видеть Христа по причине своей неправды. Вознесшись на небо и воссев одесную Отца, Господь не оставил землю Своим Божественным присутствием. Он невидим телесными очами верующих, но, как говорится в кондаке празднику Вознесения, «никакоже (никогда) отлучаяся, пребывает неотступный» и обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Эти слова Христа вдохновили русских иконописцев на создание одноименной иконы. Образ «Аз есмь с вами и никто же на Вы» был написан в переломное время, на рубеже 19-го, начале 20-го веков в мастерской Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря. Удивительно, иконография самого образа «Вознесения Господне» предполагает изображение Богородицы в центре композиции среди апостолов и ангелов. Хотя мы и не имеем свидетельств о Ее участии в этом событии в евангельском тексте, но церковное предание, тексты праздничного богослужения указывают на расширенное прочтение событий: будучи в самом прямом смысле храмом невместимого Бога, Богородица изображается здесь как образ обновленного во Христе человечества, как образ Церкви. Ярким примером иконографии «Вознесения» является икона святого Андрея Рублева, включенная в иконостас Успенского Собора во Владимире. В честь праздника Вознесения на Руси часто воздвигались храмы . Одним из уникальных произведений архитектуры является храм Вознесения в Коломенском, едва ли не единственный сохранившийся в Москве «шатровый храм», воздвигнутый Петроком Малым в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного сына (будущего Ивана IV Грозного). Кроме того, престольный праздник в этот день состоится и в церкви Вознесения Господня у Никитских Ворот (или как его еще называют Большое Вознесение) на улице Большая Никитская в Москве. Этот храм известен тем, что здесь венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Гончарова.

http://pravmir.ru/voznesenie-gospodne/

В XII-XIV вв. в архитектуре удельных княжеств применялось ступенчатое расположение сводов и закомар, наделявшие храмы большой стройностью и динамичностью. В архитектуре Москвы XIV - первой XV вв. новые архитектурные формы выразились в еще более сложной композиции верха, чем в зданиях предыдущего периода. Кроме подпружных арок здесь появились пьедесталы под барабанами, дополнительные сводики, кокошники. В 1950-е гг. он считался слишком архаичным для зодчества 1540-х гг. П.Н. Максимов искал этому объяснение в ориентации его создателей на архитектуру предшествующего собора 1379-1405 гг. Облик собора Симонова монастыря не оказывается единичным, намеренно ретроспективным явлением в архитектуре конца 1540-х гг., представляет одно из направлений в архитектуре эпохи, связанное с традиционным московским зодчеством и менее подверженное проникновению итальянизирующих мотивов в наружный декор. Ведь сооружения первой трети XVI в. обнаруживают большую близость к собору Симонова монастыря, нежели памятники раннемосковского зодчества. Характерная черта этого времени состоит в следующем. В московском зодчестве 1540 - первой половины 1550-х гг. сокращается состав итальянизирующих мотивов в декоре. Но при традиционности декорации фасадов сохраняется классичность в проработке профилей. Так, Л.А. Давид отмечал сходство капителей собора Симонова монастыря и церкви Антипия с ордером церкви Вознесения в Коломенском, а С.С. Подъяпольский предполагал влияние на них форм церкви Воскресения в Московском Кремле, оконченной до 1543 г. Петроком Малым. Его квадратный план имеет внутри четыре крещатых столба, несущих верхние своды и главы. Внутри крестчатые столбы, поддерживающие подпружные арки, завершались трехчастными капителями. В пятах (верхний камень, или ряд камней, опоры, на котором покоится арка или свод) подпружных арок на стенах четверика им соответствовали идентичные по профилировке импосты (архитектурная деталь над столбом, лопаткой, капителью колонны, служащая опорой для пяты арки). Не исключено, что это мог быть и пояс, проходивший по периметру стен.

http://sobory.ru/article/?object=39881

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010