Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИДОР [греч. ντδωρον - вместо Даров], в визант. обряде части агничной просфоры , оставшиеся после изъятия из нее св. Агнца ; одна из святынь правосл. Церкви. Регулярно обычай вкушения А. отмечается уже в памятниках Студийского устава , где термин «А.» еще не является устоявшимся и часто заменяется термином «евлогия» (ελογα - благословение), употребляемым в литургических текстах и в др. значениях. Древнейшее упоминание - в «Ипотипосисе», составленном одним из учеников прп. Феодора Студита (IX в.), где указывается принятие братией евлогии по окончании изобразительных ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 233). Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. (ГИМ. Син. 330, XII в.) указывает, что после окончания утреннего богослужения перед трапезой братия принимает «благословение» (букв. перевод греч. ελογα): в дни, когда на утрене поется Бог Господь, а на часах нет кафизм (т. е. в праздничные и полупраздничные дни),- после литургии; в дни, когда на часах есть кафизмы,- после литургии, 6-го и 9-го часов и т. н. «Блаженных» (т. е. чина изобразительных) (Л. 197об.). Среди указаний о порядке служб на 1-й седмице Великого поста присутствует следующее: «Во всю первую неделю всегда, по вечерни и по литургии [преждеосвященных Даров] благословение братия приимше входят на трапезу» (Л. 207об.); в главе о богослужении навечерия Богоявления также имеется указание о «благословении»; особо отмечается, что вкушение А. в этот день происходит по окончании чина водоосвящения и только после вкушения великой агиасмы (Л. 126 об.). Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. упоминает об А. в главах, посвященных навечериям Рождества Христова, Богоявления и Петрову посту ; указывается, что в навечерие Богоявления, случившееся в день седмичный, вкушение А. происходит только после освящения воды ( Дмитриевский. Т. 1. С. 355, 380-382). А. можно видеть в упоминаемой в «Ответах» (1105) Патриарха К-польского Николая III Грамматика (PG. 138. Col. 918, 949) «частице возносимого хлеба» (κλσμα ψωμνου ρτου), поскольку в своих 13-м и 14-м правилах Патриарх Николай отличает «возносимый хлеб» от проч. просфор: он раздается после литургии тем, кто постился, вкушать его предписывается с молитвой и страхом Божиим. Согласно Патриарху Николаю, те, кто по к.-л. причинам отлучен от Причащения, отлучаются от вкушения и этого хлеба.

http://pravenc.ru/text/115712.html

А.И. Малеин Скачать epub pdf Ф. И. Успенский не был инициатором Кружка друзей греческого языка. Мысль о создании подобного общества принадлежала покойному ныне члену-корреспонденту Академии, Д. К. Петрову, ставившему главной задачей для такой организации подготовить хотя бы небольшую группу лиц к умению читать в оригинале пользующиеся мировой известностью и уважением памятники греческой литературы. Не будучи эллинистом по специальности, Д. К. Петров обратился с просьбою к Ф. И. принять на себя руководство Кружком. Ф. И. сряду же и очень охотно согласился на это и даже взял на себя хлопоты по оформлению организации пред соответствующими властями. Он собственноручно написал президиуму этнолого-лингвистического отделения университета, при котором предполагалось устроить Кружок, трогательную просьбу поддержать это начинание, где говорил между прочий: «В этой области, где европейские ученые давно уже дали нам почетное место и отметили оказанные нами услуги, в изучении византийской истории и искусства, в этой области мы скоро, за смертью стариков и недостатком их заместителей, должны будем стать в последние ряды». Это заявление Ф. И. лично отнес ректору университета. На первом торжественном заседании Кружка, 19 декабря 1922 г., Ф. И. произнес написанную им заранее прочувствованную речь, в которой указывал, что «наша совесть говорит нам неустанно о наших обязанностях перед Россией внести (в изучении Византии) свою долю труда в европейскую, или лучше – в мировую культурную работу». На этом же заседании Ф. И. был избран председателем Кружка и бессменно оставался на этом посту до последнего дня жизни. Еще в мае 1928 г. он руководил заседанием и толковал о нашем скромном производственном плане на ближайший академический год. Наш дорогой председатель относился к своим обязанностям весьма ревностно. Прежде всего в первые годы существования Кружка, когда научная работа страдала от материальных лишений, Ф. И. охотно выступал с докладами и сам. Первый из них был посвящен столь же широкой, как и интересной теме: «Победоносный эллинизм наносит роковые удары на западе и на востоке в конце X века».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Блаженнейший Митрополит Онуфрий – о посте, современном человеке и образцах для подражания. Фото: Сергей Рыжков      – Ваше Блаженство, Троицей или Пятидесятницей закончился Пасхальный цикл. Мы начали с этой недели новый отсчет. Чем отличается этот период от других годичных циклов? – Святая Церковь родилась на Пятидесятницу и именно после этого праздника начала активно действовать и проповедовать, подобно этому и в церковном богослужебном круге после Пятидесятницы идет новый отсчет каждого следующего воскресного дня, в который, кроме тайны Воскресения, часто вспоминаются знаменательные евангельские события или события из христианской истории. В первое воскресенье, к примеру, вспоминается Собор Всех Святых, во второе — Всех Святых, в земле Русской просиявших, и так далее. – 8 июня начинается Петров пост. Относительно поста можно часто услышать, что, мол, в наш нервный век пост является дополнительным стрессом. Чем полезен пост современному человеку? – После вселенского потопа, по немощи человеческой, Господь благословил мясную пищу, то есть люди начали вкушать плоть животных и птиц. Но прежней продолжительности жизни у человека уже не было. Это свидетельствует нам о том, что пост не является какой-то жестокостью со стороны Господа к Своему творению. Господь хочет, чтобы через пост мы вернулись в прежний чин того прекрасного устроения, которое было у человека в Раю. Если выражаться иными словами, пост — это не стресс для человека, это средство, которое снимает с человека стресс. – Как правильно подготовиться к посту всем желающим? Что можно делать в пост, что нельзя? – В посту мы ограничивам себя, в первую очередь, от скоромной пищи. Для человека растительная пища является естественной и самой полезной для его здоровья. И когда люди сильно болеют, или когда старость приходит к людям, то даже врачи не советуют вкушать тяжелую мясную пищу. Она является более полезной для молодых, для тех, кто имеет сильный организм, кто тяжело физически работает. И Святая Церковь, зная, что полезно человеку, предлагает нам в период Великого поста воздержаться от мясных, молочных продуктов для того, чтобы восстановить гармонию в нашем теле и тот естественный чин и порядок, который Бог установил в каждом человеке. Когда мы постимся, то наш организм перестраивается. Если человек все время вкушал мясо, то ему, может быть, поначалу будет трудно жить только на растительной пище. Но это называется положительной реакцией, через некоторое время все восстановится, и человек будет себя чувствовать нормально. Если человека, который долго курит, заставить бросить курить, то у него начинается психоз, какие-то неприятные изменения в организме. Но это не говорит о том, что человеку нужно курить, в данном случае недомогания - всего лишь положительная реакция на исцеление.

http://pravoslavie.ru/79809.html

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине Екатерина Соловьева 03.12.2014 18.04.2023 ( 48  голосов:  4.2 из  5) Оглавление Вот мы и вступили в особенный для каждого верующего человека период — Рождественский пост. Мы получили благословение на упражнения в посте, поздравили братьев и сестёр во Христе с началом этого сокровенного времени, и приступили к подвигу. Каким он будет? Какими будем мы в период поста? Научимся ли быть хоть капельку воздержаннее, терпеливее? Зависит от… нас. “Благословите, батюшка, на пост, чтоб мне его выдержать.” — просила настоятеля храма одна сестра. Добродушный священник, улыбнувшись, благословил и добавил: “А чтоб выдержать, давай сама трудись.” Рождественский пост (также называется Филиппов пост) каждый год неизменно начинается и оканчивается в одно и то же время. Он берёт своё начало 28 ноября после памятного дня апостола Филиппа (27 ноября). Оканчивается Рождественский пост 6 января перед Рождеством Христовым. Всё это время мы постимся для того, чтобы к моменту Рождения Иисуса Христа прийти очищенными, обновлёнными, сокрушёнными сердцем. Дни Рождественского поста — особые дни упражнений в борьбе со страстями. С помощью и благословением Божиим мы гоним прочь весь смрад из своего сердца и растим в нём врачующие добродетели — покаяние, воздержание, молитву, милосердие… А начинаем “уборку” с телесного воздержания. В борьбе с чревоугодием мы учимся воздерживаться от злых дел, слов и даже мыслей. Поскольку через чревоугодие , словно по цепочке, получают силу остальные страсти, решительная борьба с ним помогает в победе над всеми другими (блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость). Внешняя сторона поста — воздержание от некоторых видов пищи. Питание в Рождественский пост Рождественский пост не настолько строг в пищевом воздержании, как, например, Великий. По строгости он подобен Петрову посту. По Церковному Уставу запрещаются продукты животного происхождения: мясо, молоко и молочные продукты, яйца. В определённые дни Устав запрещает монашествующим вкушать рыбу и елей (растительное масло). Для ознакомления читателей приведём в пример таблицу монастырской нормы поста . Эти нормы были приняты в 17 веке и отражены в принятом ныне в Русской Церкви Уставе — Типиконе .

http://azbyka.ru/zdorovie/rozhdestvenski...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Даты Петрова Поста в 2023 году 1 мин., 10.06.2020 Ещё в Апостольских постановлениях, сохранившихся с первых веков христианства, говорится: «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу; а после нее одну седмицу поститесь; ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления». С тех времён продолжительность этого летнего поста изменилась, и сейчас он может длиться от восьми до сорока двух дней. Он, как и прежде, начинается через неделю после Троицы, и дата его начала – переходящая, а заканчивается теперь всегда в день памяти апостолов Петра и Павла. Таким образом, даты Петрова поста в 2023 году: 12 июня – 11 июля. В течение этого времени верующим рекомендуется уделять больше внимания своей духовной жизни и отказаться от скоромной пищи (молоко, яйца, мясо). Также в 2023 году праздник Петра и Павла приходится на постный день, среду, разрешается рыба и вино, первый непостный день — 13 июля. Особенно серьезно к Петрову посту относиться ещё с древних времён предписывалось тем, кто по каким-то причинам не мог полноценно говеть перед Пасхой, но и всем остальным не стоит считать этот пост «необязательным». Никакие действия во имя Бога не могут и не должны совершаться по принуждению. Пост – это маленькая жертва и аскетическое упражнение, которые могут быть только добровольными. Но вместе со всей Церковью по любви и по послушанию все христиане в той или иной мере (в соответствии со своими личными обстоятельствами) на этот период стараются немного изменить свой привычный и суетный образ жизни, чтобы с помощью молитвы, покаяния и воздержания воспитывать и очищать свою душу. Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Можно ли взять мораторий на пост на ДР супруги? 10.04.2024 08.04.2024 06.04.2024 05.04.2024 17.04.2024 16.04.2024 12.04.2024 10.04.2024 08.04.2024 06.04.2024 05.04.2024 17.04.2024 16.04.2024 12.04.2024 10.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/daty-petrova-posta-v-2020...

скрыть способы оплаты Комментарии Надежда 24 июня 2019, 09:32 2019год. Многая лета владыке Онуфрию! Терпения и мужества православным Украины! Раба Божия Марина 27 июня 2016, 20:50 Дай Господи здоровья и сил владыке Онуфрию. Страшная доля выпала ему. Помолимся о нем, о православных братьях наших, о мире и любви на Украине. О заблудших душах. О вразумлении отпавших от веры и увлекающих за собой несведущих людей и детей. Господи, помилуй нас грешных. Помоги, Господи, нашему неверию! евгений 27 июня 2016, 15:10 Братия,Православные! Помолимся об укреплении владыки Онуфрия на его нелегком(ох нелегком!) поприще. Возблагодарим Господа нашего Иисуса Христа,что воздвиг такой светоч Православия в земле Украинстей в это страшное время. Храни,Господи,о.Онуфрия и народ Православный сплоти вокруг него,Господи+++++++++++++ тимофей 14 июня 2015, 16:15 спасибо Валера 13 июня 2015, 12:10 Спасибо. Как дорог дельный совет и наставления. Татьяна 12 июня 2015, 02:01 Спасибо! Храни нас всех Господи! olga 9 июня 2015, 22:26 SPASIBO. Ксения 8 июня 2015, 16:26 Спаси Господи Блаженнейшего Митрополита Онуфрия! Татьяна-Васильевна Борачук 8 июня 2015, 14:04 Я только-только прихожу к вере, мне все важно пытаться понять. Пост, для меня сейчас наверно это прежде всего еще большее смирение. Хорошо, если есть где почитать доступно пониманию литературу. Хорошо, если в самом начале обращения к вере услышишь таких проповедников Православия, как, например о. Андрей Ткачев. И как хорошо, что такие статьи, как эта, публикуются на Вашем сайте. Вернулась с Украины, где похоронила маму. Хоронила ее в г. Каменец-Подольском, где сейчас пышным цветом расцвели разные течения веры, где строятся храмы этих течений. Ехала на Украину и молила только Господа, чтоб не оставил меня в моем горе. Когда во время службы в храме меня кто-то очень ласково приобнял, обернулась, близко рядом со мной никого из прихожан храма не было... Я думаю, что может это Господь, услышав мою молитву, так меня утешил... Огорчило меня, что на следующий день служительница собора не захотела принять записку о молитве за упокоение души (я не знала имя батюшки, который отпевал маму. Я говорила, что приехала из России, не знаю пока как зовут священников Храма... увы) Ни коим образом не осуждаю, не мне, грешной судить кого-либо и за что-либо. Но на следующий день другая уже служительница собора записку о молебне приняла, подсказала, что еще можно и положено делать. И с батюшкой после службы немного поговорила, он, оказывается был в паломничестве в нашем Псково-Печорском монастыре. На служительницу, конечно же, не жаловалась. Наверно так положено было.

http://pravoslavie.ru/79809.html

     – Что может случиться с теми, кто не постится?Постящийся человек имеет личный опыт преодоления различных житейских трудностей и искушений, а непостящийся лишен такого опыта. Желаю, чтобы все мы обогащались опытом духовной борьбы, через которую идем к духовному совершенству. К этому сегодня призывает нас Святая Церковь - через благословение на Петровский пост. Нужно помнить и то, что когда человек присоединяет к телесному посту еще и духовный, то у него начинается особо интенсивное духовное развитие, восхождение от степени к степени, или как говорит Святая Церковь, духовное совершенство, которое начинается на земле и продолжается вечно в небесной жизни. – И последний, личный вопрос. Есть ли у Вас образец для подражания? – Все мы, христиане, стараемся подражать нашему Спасителю и Творцу, ведь каждый человек имеет в себе Бога: только человек рождается, Божество уже освящает и наполняет его. Некоторые святые имели возможность увидеть Божество даже собственными глазами: при этом они были переполнены внутри Божественным светом, который, собственно, и расширил их сердце и душу до того, что они смогли увидеть Самого Бога. Правда, таких людей было очень мало, среди них — преподобный Силуан Афонский, которому явился Сам Спаситель. Когда Господь несколько отдалялся от Святого, преподобный Силуан тяжело страдал, что больше не видит Христа во время молитвы, которая давалась ему теперь безмерно труднее. Преподобный Силуан является образцом для подражания, ибо он показывает нам, как трудом и молитвой мы должны приблизиться ко Христу еще в земной жизни. Другой образец святости, очень полезный для современного человека, преподобная Мария Египетская, которая из великой грешницы через труд, молитву и покаяние стала великой святой. Мы не способны к таким подвигам, но должны знать, что когда человек постепенно, от поста к посту, от постного дня к постному дню, старается воздерживать себя, держать в рамках Божественного закона, он тоже приходит в свою меру совершенства и сподобляется милости от Бога и тут, на земле, и на Небе — в вечном Царствии.

http://pravoslavie.ru/79809.html

Вот тут-то Клавдия из горести и безразличия старика вывела. Пришла как-то утром, порядок в хате навела и на него накричала, что пасеку забросил, а это грех великий такую полезную для людей тварь Божию оставлять. Что такое грех , Петр Алексеевич знал, так как в Бога верил, в церковь ходил, дома всегда вечером лампадку у иконы зажигал и «Отче наш» вместе с «Да воскреснет Бог» обязательно читал. На сороковины, после панихиды по супруге своей, к Петру Алексеевичу священник подошел, попросил за церковным хозяйством приглядывать. Так потихоньку и стал Алексеевич не только образцовым пчеловодом, но и незаменимым церковным завхозом. Сегодня каждый день у старика занят. И на пасеку поспеть надобно, и дома по хозяйству управиться, и в храм Божий наведаться, да и на курган подняться, с детьми поговорить, тоже нужно. Благо Клавдия помогает. Раз в неделю приходит, в хате порядок наведет и борща на всю неделю наварит. В этом году весна ранняя. Пчела рано вылетела, Пасха уже в жаркую погоду подоспела, а к Петрову посту и гречка отцвела. Второй раз Петр Алексеевич вместе с приохотившимся к пчелам батюшкой мед на пасеке качали и на выстроившиеся на полках кладовой трехлитровые банки с медом с радостью поглядывали да Бога благодарили. После Духова дня долго беседовали Алексеевич с священником на очень злободневную и нужную тему, как бы родственникам своим в соседнюю Ростовскую область медку передать. Снаряжать машину через таможню, брать справки и страховки, платить за взлетевший в цене бензин — дело, конечно, возможное, но золотым тогда мед этот станет. Думали они с батюшкой думали и пришли к выводу, что надо проблему эту решить по-иному. Сомнения, конечно, одолевали, но когда Петр Алексеевич заявил, что на помощь внука из России вызовет, священник согласился. Наметили мероприятие на первое воскресенье поста, по причине того, что в этот день память всех святых, в земле русской просиявших, празднуется. Решили, что никак не могут в этот день, когда и по той, и по этой стороне праздник общий, какие-то казусы случиться и препятствия возникнуть.

http://pravmir.ru/operaciya-karacupa/

В Древней Руси Петрову посту, как и Великому, предшествовала своего рода масленица – «праздник русалки». Следует отметить, что народные увеселения в малые посты не прекращались вовсе. В грамоте царя Алексея Михайловича Шуйскому, воеводе Змееву, говорится, что совершаются в «посты игрецы бесовская – скоморохи с дудами и с медведи ходят» 34 . Тем не менее в XVII веке пост наряду с молитвой занимал важнейшее место в жизни русских людей: даже в непостные периоды постились ежедневно до 2–3 часов дня, строго соблюдали среды и пятницы, нередко добавляли к этому еще личные посты. По свидетельству Павла Алеппского, «русские все – от вельмож 35 до бедняков – прибавляли к тому, что содержится в постановлениях Типикона, ...пост ежедневный до 9 часа или выхода от обедни» 36 . Об этом также упоминает в описании своего путешествия в Россию один из приближенных австрийского императора Максимилиана И. Кобенцель: «А князь Димитрий, главнейший из моих провожатых, не иначе садился за обед, как по отслушании обедни» 37 . Во время бедствий первым единодушным стремлением православных было обращение к покаянию, молитве и посту. В 1654 г., когда началась «моровая язва», к бывшему тогда в Коломне патриарху Александрийскому Макарию явились знатные горожане с просьбой благословить им строгий пост в течение недели. Но патриарх благословил только на три дня. «Воевода издал приказ, чтобы в течение трех дней не резали скот и не открывали питейных домов... Все постились в течение этих трех дней строго, не вкушая ничего до 9-го часа и стремились к службам церковным с полным благоговением и страхом, даже и маленькие дети» 38 . «В несчастье они тверды духом, – пишет в своем «Сказании» Я. Рейтенфельс, – не поддаются скорби, а к счастью равнодушны ...что бы ни случилось, утешают себя словами: «Так Богу угодно, Он так все устрояет к лучшему» 39 . Таково было отношение русских к посту. Наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Каждому христианину вменялось Церковью проявлять постоянную заботу о своих меньших братьях, находящихся в бедности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

Возвышенны все песнопения наших церковных служб, ибо в них мы призываем Бога, просим, благодарим и славословим Его. Но наиболее глубоко проникают в сердца молящихся песнопения Великого поста, в которых выражены воздыхания и вопли души, осознавшей всю тяжесть содеянных грехов, скор­бящей об утрате чистоты и райского блаженства. Великопостные песнопения вызывают раскаяние в грехах, воодушевляют верующих на подвиги поста, к умерщвлению страстей и очищению сердца (Там же, с.137). Рождественский пост Церковный Устав назначает перед Рождеством Христовым пост, начинающийся с 15 ноября (ст.ст.), по продолжительности равный предпасхальному, то есть посту св.Четыредесятницы, и поэтому этот пост называется «малой Четыредесятницей». Рождественский пост называется еще Филипповым, так как перед началом его, 14/27 ноября, празднуется память св.апостола Филип­па. По строгости же своей он уступает Великому и Успенскому и приравни­вается к Петрову посту (исключая последние дни). Подробные предписания относительно поста указаны в Типиконе под 14/27 ноября. Наиболее строгое воздержание, «сухоядение» (воздержание от вареной пищи) – назначается в понедельник, среду и пятницу во все седмицы поста, во вторник же и четверг этих седмиц, если случится полиелейный святой, то разрешается вино и рыба. Употребление рыбы разрешается также в субботы и воскресенья поста, а так­же в остальные седмичные дни, если случится двунадесятый праздник или храмовой. В последние же дни поста – с 20 по 24 декабря (ст.ст.) -Устав усиливает строгость поста и в эти дни воспрещается вкушение рыбы даже в субботу и воскресенье. Наиболее строгим воздержанием освящается последний день поста, 24 декабря/6 января, известный под именем СОЧЕЛЬНИК. Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво», то же, что «коливо», – вареные зерна риса или пшеницы; (вкушать «сочиво» или «коливо» положено в канун праздника только после Литургии, которая соединяется с вечерней, следова­тельно, после вечерни Рождественской, когда уже начался церковный день Рождества). Таким образом, часть сочельника 24 декабря проходит в полном неядении. Этот строгий пост ослабляется, если сочельник приходится на субботу или воскресенье (тогда вкушение пищи разрешается ранее вечера – «по отпусте Литургии», которая совершается утром).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010