Поиск Искать Монахиня Игнатия (Петровская) Монахиня Игнатия (Петровская) — псевдоним монахини Игнатии (Пузик) (в миру — Валентина Ильинична Пузик; 1903 — 2004 гг.). Монахиня Игнатия — человек с удивительной судьбой: ученный (медицина) с мировым именем, тайная монахиня, духовный писатель, гимнограф. После окончания университета в 1926 году начала работать в области патоморфологии туберкулёза под руководством известного фтизиопатолога В. Г. Штефко. С 1945 по 1974 год возглавляла лабораторию патоморфологии туберкулёза в Государственном туберкулёзном институте (позднее Центральный научно-исследовательский институт туберкулёза Академии медицинских наук СССР). В 1940 г. защитила докторскую диссертацию, а в 1947 г. удостоена звания профессора. Ей принадлежит более 200 научных работ в разных областях медицины, в том числе семь монографий. Многие из них признаны крупными теоретическими трудами. Фактически, она стала основателем собственной школы патологов-фтизиатров. Удостоена многих наград. Это — путь монахини Игнатии как ученного. Ещё во время обучения в университете произошло важное событие, определившее всю последующую жизнь молодой девушки. В 1924 году во время говения при посещении Высоко-Петровского монастыря произошла её встреча на исповеди с архимандритом Агафоном (Лебедевым). Так она становится прихожанкой Высоко-Петровского монастыря и духовной дочерью архимандрита Агафона (в схиме Игнатия). С середины 1920-х годов вокруг отца Игнатия складывается духовная семья, многие члены которой тяготели к монашескому пути. В стенах Высоко-Петровского монастыря многие юноши и девушки стали принимать тайный постриг. Здесь они под руководством старцев постигали основы духовной жизни, оставаяь при этом на своей мирской работе или учёбе, что входило в их монашеское послушание. В 1928 году от руки своего духовного отца Игнатия Валентина приняла тайный постриг в рясофор. В начале 1939 года инокиня Варсонофия принимает постриг в мантию, которую совершил архмандрит Зосима (Нилов). По благословению духовного отца мать Игнатия продолжала работать по специальности, воспринимая научно-исследовательсую деятельность как послушание, подобное монастырскому. Это — путь монахини Игнатии как подвижницы.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ign...

схимонахиня Игнатия (Пузик, Петровская) (01.02.1903–29.08.2004) схимонахиня Игнатия (Пузик, Петровская) Доктор медицинских наук, профессор, духовная писательница, гимнограф. Биография В миру Валентина Ильинична Пузик, родилась в Москве. Отец Валентины Ильиничны происходил из крестьян Гродненской губернии в Белоруссии. После военной службы он остался в Москве и работал служащим в управлении Киево-Воронежской железной дороги, умер в 1915 году от туберкулёза. Мать — Екатерина Севостьяновна (в девичестве Абакумцева). Училась в женском Николаевском коммерческом училище на Новой Басманной. После окончания коммерческого училища в 1920 году поступила на естественное отделение физико-математического факультета 1-го МГУ, а в после организации в 1923 году биологического отделения продолжила обучение там. После окончания университета в 1926 году начала работать в области патоморфологии туберкулёза под руководством известного фтизиопатолога В. Г. Штефко. С 1945 по 1974 год возглавляла лабораторию патоморфологии туберкулёза в Государственном туберкулёзном институте (позднее Центральный научно-исследовательский институт туберкулёза Академии медицинских наук СССР). В 1940 г. защитила докторскую диссертацию, а в 1947 г. удостоена звания профессора. Ей принадлежит более 200 научных работ в разных областях медицины, в том числе семь монографий. Многие из них признаны крупными теоретическими трудами. Фактически, она стала основателем собственной школы патологов-фтизиатров, которые работают на всей территории бывшего Советского Союза. Научные заслуги В. И. Пузик отмечены наградами (Орден Трудового Красного Знамени, девять медалей, звание заслуженный работник медицины), а её научно-исследовательская деятельность уже в 1940-е годы нашла признание также у зарубежных коллег. После окончания профессиональной деятельности в 1974 году В. И. Пузик полностью посвятила себя монашескому деланию. Первые церковные впечатления Валентины Ильиничны связаны с храмом первоверховных апостолов Петра и Павла на Новой Басманной в Москве. Ещё во время обучения в университете произошло важное событие, определившее всю последующую жизнь молодой девушки. В 1924 году во время говения при посещении Высоко-Петровского монастыря произошла её встреча на исповеди с архимандритом Агафоном (Лебедевым) (в схиме Игнатием). Она стала его духовной дочерью. С середины 1920-х годов вокруг отца Игнатия складывается духовная семья, многие члены которой тяготели к монашескому пути; в стенах Высоко-Петровского монастыря многие юноши и девушки стали принимать тайный постриг. Здесь они под руководством старцев постигали основы духовной жизни, оставаясь при этом на своей мирской работе или учёбе, что входило в их монашеское послушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Авторы Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) — первый русский (собственно украинский) философ. И один из последних мыслителей позднеантичного и средневекового склада, с характерным единством философии, богословия, мистики и… далее» Антанас Мацейна (1908-1987) — выдающийся литовский философ и богослов католического вероисповедания. Сам Мацейна определял свою философию как «теистический экзистенциализм». Творчество Мацейны представляет из себя удивительный синтез… далее» Лидия Юдифовна Бердяева (урожд. Трушева, в первом браке Рапп, 1874 — 1945) — жена философа Николая Бердяева, поэтесса. Её муж писал о ней: «Я вот никогда… далее» (1895—1979 гг.) — неординарный культуролог, христианский мыслитель, один из основных представителей русской мысли Зарубежья, к сожалению очень мало известный в России. Главная его тема — Европа,… далее» (ок. 540 – 604 гг.) – папа Римский, родился в аристократической семье, занимал высокую государственную должность, но решил посвятить свою жизнь монашескому подвигу. В неспокойные времена… далее» (ок. 393 – ок. 466 гг.) – представитель антиохийского богословия, епископ г. Кира. Блестяще образованный богослов, один из лучших представителй антиохийской школы. Часть своего имущества Феодорит… далее» Геннадий Георгиевич Майоров (род. 1941) —  российский философ, доктор философских наук (1982), заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова (2003), академик РАЕН (1991), является специалистом в области… далее» Монахиня Игнатия (Петровская) — псевдоним монахини Игнатии (Пузик) (в миру — Валентина Ильинична Пузик; 1903 — 2004 гг.). Монахиня Игнатия — человек с удивительной судьбой: ученный… далее» (1897 — 1937 гг.) — наперекор родителям ещё в детстве интересовался верой. В молодости большое влияние на него оказали киевские философы — Зеньковский, Экземплярский, Кудрявцев. Проповедник… далее» Годы жизни: 1866 — 1938. В миру — Семен Иванович Антонов. родился в селе Шовском (Тамбовская губерния) в крестьянской семье. В 19 лет он пережил благодатное… далее» Date(); for (var j=0; j < document.scripts.length; j++) (window, document, " script " , " http://mc.yandex.ru/metrika/tag.js " , " ym " ); ym(24628034, " init " , clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true window.bz_custom_code_loaded=true;

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

Известный московский археолог, доктор исторических наук Леонид Беляев назвал выставку «очень археологической». По его словам, «граница археологии» очень близко, «возле нас» -- это всего 100 лет. Скоро экспонаты выставки тоже станут археологией. Тем важнее сохранить и сделать доступным то, что в течение долгих лет было скрыто «толщей запретов и забвения». Те, кому посвящена новая экспозиция, могут быть названы «подлинными героями своего времени», сказал куратор выставки Алексей Беглов. «Они хранили веру и свои монашеские обеты в тех условиях, которые были не просто равнодушны, но враждебны христианству. … Они жили как христиане – именно поэтому, я думаю, Россия и оставалась христианской страной, а не столько потому, что за этим стоят столетия христианского прошлого. Их судьбы трагичны, но и вдохновляющи, они вселяют надежду», -- сказал историк. Начиная экскурсию по выставке, он отметил, что она посвящена не столько репрессиям и мучениям, которым подвергались монашествующие, сколько внутренней жизни петровских общин и сохранению монашеской традиции. В 1923 г., когда в Высоко-Петровском монастыре появились Зосимовские старцы и монахи, вокруг них образовался круг молодых людей, жаждущих духовного окормления и подлинно церковной жизни. Некоторые из них приняли тайный постриг. В частности, значительная часть выставки основана на воспоминаниях тайных монахинь Игнатии (Пузик; 1903-2004) и Серафимы (Кавелиной; 1916-2006). По благословению схиархимандрита Игнатия (Лебедева; 1884-1938), самого известного духовника Высоко-Петровской обители, они в миру не открывали своего монашества, соблюдая принципы «бытовой маскировки», как выразился А. Беглов: под своими мирскими именами учились, работали в советских учреждениях и артелях, воспринимая свою ежедневную работу как монашеское послушание. Но духовная их жизнь, скрытая от мира, развивалась под руководством старцев: в экспозиции можно увидеть письма с наставлениями духовным чадам, церковный самиздат (переписные от руки богослужебные тексты, фрагменты Евангелия, написанные на ткани для передачи заключенным в лагерь), множество фотографий и т.д.

http://sedmitza.ru/text/5849558.html

Хотя эти общины называли себя тайными монашескими общинами именно Петровского монастыря, в самом Петровском монастыре они находились только до 1929 года, когда храмы монастыря окончательно закрыли. Затем они скитались по другим московским храмам, до 1935 года, когда основные духовники были арестованы. Затем петровские общины окормлялись у уцелевших отцов, уже вне Москвы, и как единое целое просуществовали до 1959 года, когда скончался последний зосимовский старец, архимандрит Исидор (Скачков). После этого единого руководства у монахов уже не было, и они существовали самостоятельно. На фотографии четыре представительницы тайных монашеских общин (слева направо): монахиня Авраамия (Пузик; 1878-1965), Игнатия (Пузик; 1903-2004), Евпраксия (Трофимова; 1901-1979), Мария (Соколова; 1914-2000). Как членам общины удавалось сохранить свою тайну? Были ли у них какие-то принципы маскировки? Все члены монашеских общин работали на светской работе, но приучались выполнять ее как монастырское послушание, работу «ради Бога». При этом работу выбирали так, чтобы она не вредила внутренней жизни и молитве. Только единицы несли церковное послушание: например, монахиня Евпраксия (Трофимова) из общины схиархимандрита Игнатия (Лебедева) была регентом в нескольких московских храмах. Но, чтобы не оказаться под угрозой высылки из города в качестве «асоциального неработающего элемента», она состояла членом артели портных и брала заказы по шитью на дом. Свое монашество внешне члены общины не проявляли: даже если сослуживцы на светской работе и догадывались, что эти юноши или девушки верующие, они не подозревали об их монашестве. Такие принципы позволяли тайным монахам жить во враждебном мире и при этом оставаться христианами. Подобыскное Евангелие. Фрагменты Евангелия от Марка, написанные на ткани с помощью пялец, для передачи в лагерь. Ткань, обернутую вокруг тела, при обыске обнаружить труднее, чем бумагу или книгу А в чем заключалась общинная жизнь тайных монахов? Члены общины собирались в определенных местах для тайных постригов, для совершения служб, совместной молитвы, бесед. В нашей экспозиции представлена инсталляция одного из тайных скитов - квартиры одной из монахинь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Она обладала даром чувствовать человека и несколькими словами передавать его духовный облик. Ее свидетельство об ушедших всегда опиралось на яркие жизненные детали и через них раскрывало духовное содержание человека или происходивших событий. Она замечательно рассказывала о своих братьях и сестрах по общине Высоко-Петровского монастыря. «В Петровском, — говорила она, — было несколько “стад”, сплоченных вокруг своих старцев. И чужой человек всегда мог понять, где чьи: вот агафоновские, вот владыкины, вот митрофановские. “Владыкины” (чада епископа Варфоломея) — все очень умные, очень образованные и нервные. Агафоновские (то есть духовные дети архимандрита Агафона (Лебедева)) — те, наоборот, спокойные и почти святые. “Митрофановские” (духовные дети игумена Мирофана (Тихонова), старейшего наставника Высоко-Петровского монастыря) — все ясные и простые». Ее рассказы были необходимым дополнением к воспоминаниям о Высоко-Петровском монастыре ее старшей духовной сестры монахини Игнатии (Пузик; 1903–2004). Для всех, кому дорого наследие Петровских старцев, они вместе были живой связью с их образами и с их духовным опытом. Таким же связующим звеном Ольга Александровна была и для прихожан храма святителя Митрофания Воронежского. Как сказал на ее отпевании отец Димитрий Смирнов: “От нашего храма (к началу его восстановления) остались только три вещи: стены, икона святителя Митрофания из местного ряда и Ольга Александровна”. Она помнила последнего настоятеля храма — ныне священномученика Владимира Медведюка, расстрелянного в Бутово. О владыке Иоанне (Вендланде) она рассказывала, как, будучи архиереем, он навещал своих родных в Переяславле. Он шел пешком через город обязательно с авоськой в руках, в которой лежали одна или две баночки какого-нибудь варенья. И вы понимали, что в этом жесте трогательной заботы проявлялись простота и настоящее смирение без позы и смиреннословия — важнейшие качества его христианской души. Рассказывала Ольга Александровна и о том, как случайно увидела тогда еще тайного иеромонаха Иоанна в алтаре только что открытого после войны Успенского собора Троице-Сер­гиевой Лавры, первым наместником которой стал духовный руководитель отца Иоанна архимандрит, а позднее епископ Гурий (Егоров). “Через отверстые царские врата на всенощной, — говорила Ольга Александровна, — я увидела, что он, стоя в алтаре, в своем поношенном пиджаке, молился так, что не видел никого вокруг себя, было ощущение, что огненный столп над ним бьет прямо в небо. Я запомнила его таким, а позднее поняла — он молился о своем пути, потому что в этот момент он видимо принимал решение о выходе на открытое служение”.

http://pravmir.ru/ryasofornaya-monahinya...

Насколько образованными были члены петровских монашеских общин? Многие считают, что монахи - люди малообразованные или совсем необразованные... Сюда входили представители разных социальных групп. Были и раскулаченные крестьяне, бежавшие из разоренных сел вследствие коллективизации, и выходцы из дворянских семей: например, мать и сын Ширинские-Шихматовы. Но это нисколько не мешало им жить в единой духовной семье, потому что их духовные интересы были для них более важными и глубокими, чем интеллектуальные. В целом общины составляли москвичи из семей служащих, интеллигенции, бывших предпринимателей. Сюда приходили многие студенты ведущих вузов. Пожалуй, одна из самых известных представительниц тайных монашеских общин - монахиня Игнатия (Пузик). Она пришла сюда, будучи студенткой, и в дальнейшем стала доктором биологических наук, профессором и виднейшим советским исследователем проблем туберкулеза. Александр Лебедев - студент Казанского ветеринарного института с родителями, 1903-1908 гг. Чем рисковали члены тайных монашеских общин? Любая деятельность такого рода, тем более деятельность, в которой советская власть могла усмотреть признаки организованности, конечно, расценивалась как организованное покушение на советскую власть, политическое преступление. Даже если люди просто пытались жить в соответствии со своими убеждениями и совестью... Разумеется, ничего хорошего тайных монахов не ждало. И репрессии не обошли их стороной: большинство тайных монахов Высоко-Петровского монастыря оказались арестованы и высланы. Духовников преследовали особенно серьезно. В 1935 году был расстрелян епископ Варфоломей (Ремов), обвиненный в шпионаже, а наиболее известный духовник общины отец Игнатий (Лебедев), на протяжении многих лет страдавший паркинсонизмом, несмотря на это был приговорен к пяти годам лагерей, где и скончался. Его ближайшие духовные дети, иеромонах Никола (Ширинский-Шихматов) и иеромонах Косьма (Магда) тоже получили большие сроки и в 1937 году были расстреляны. Среди монахинь были те, кто прошел через лагеря, ссылки, получил так называемые «минусы» - лишение права проживать в крупных городах. И при этом некоторые члены тайных петровских общин дожили до наших дней: последние из них скончались в 2004-2006 годах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

За свои научные достижения священник Вениаминов был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук и почетным членом Императорского Русского Географического общества. Скончался в 1879 году и погребен в Троице-Сергиевой лавре. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961 гг.) В миру - Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Хирург, доктор медицины. До 1917 года - медик в ряде земских больниц центральной России, позднее - главный врач Ташкентской городской больницы, профессор Среднеазиатского государственного университета. В начале двадцатых годов под именем Луки постригся в монахи, был рукоположен в сан епископа. Многократно подвергался арестам и административным ссылкам. Автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии, а также десяти томов проповедей. Наиболее известна его книга " Гнойная хирургия " , выдержавшая три издания (1934,1946,1956 гг.). Избран почетным членом Московской духовной Академии в городе Загорске (ныне Сергиев Посад). За книги " Гнойная хирургия " и " Поздние резекции при огнестрельных ранениях суставов " (1946 г.) удостоен Сталинской премии первой степени. Умер святитель Лука в сане Архиепископа Крымского и Симферопольского.      Причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Монахиня Игнатия (Пузик) (1903-2004 гг.) В миру - Валентина Ильинична Пузик. Профессор, специалист по патоморфологии туберкулеза. Была монахиней в миру, церковным писателем. Ее духовный подвиг начался, когда в 1924 году она пришла в Высоко-Петровский монастырь и " случайно " попала на исповедь к старцу иеромонаху Агафону (позднее - преподобномученик Игнатий (Лебедев)). Валентина Ильинична закончила МГУ и в 1928 году приняла тайный постриг с именем Игнатия, получив послушание: каждый день вычитывать службы и не оставлять научно-исследовательскую деятельность. Проблема борьбы с туберкулезом стояла очень остро в 3О-е, 40-е, 50-е годы, и поэтому органы НКВД закрывали глаза на " церковность " выдающегося ученого. Благодаря исследованиям Института туберкулеза, где и работала матушка, было изобретено лекарство ПАСК, и туберкулез стал излечим.

http://foma.ru/sornyaki-ili-plodyi-xrist...

Мироносицкий П.П. С.А. Рачинский и церковная школа. - СПб, 1910. С. 10. Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, часть VI. С. 107. Рачинский К.А. (1838-1909), младший брат С.А. в будущем стал магистром физики и ректором Петровской (ныне Тимирязевской) академии. Николай Васильевич Сушков, муж сестры Тютчева Дарьи Ивановны, принадлежал к числу лиц, наиболее близких Тютчеву среди его московского окружения. Гостиную Сушковых посещали многие московские и приезжие литераторы и ученые. Бывали там Тургенев и молодой Толстой. И для самого Тютчева дом Сушковых был «целым миром традиций». Горбов Н.М.. С.А. Рачинский. - СПб, 1903. С. 9. Горбов Н.М. Указ. соч. С. 34-35. Тростников В.Н. Славянофилы: мифы и действительность.//Россия земная и небесная. - М., 2007. С. 148-152. Чичерин Б.Н. Воспоминания. Кн. 1. С. 169./Цит. по: Фраермарк Д.С. Задача пришла с картины. С. 18. Горбов Н.М.. С.А. Рачинский. С. 10. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. Изд. 2-е. - СПб., 2004. С. 126. Ключевский В.О. Курс русской истории//Соч. в 9 томах. Том III - М., 1998. С. 340. История педагогики. Часть 2. С XVII века до середины ХХ. Под ред. акад. РАО А.И. Пискунова. - М.1998. С. 61. Там же. С. 60. Горбов Н.М. Указ. соч. С. 35. Рачинский С.А. Сельская школа. - М.,1991. С. 22-23. Рачинский С. А. Сельская школа. Изд. 4. - СПб 1889. С. 247. Там же. С. 200. Горбов Н.М.. Указ соч. С. 36-37. Рачинский С.А. Absit omen! - М., 1901. Absit omen! (Omen absit!) (лат.) - Да не случится такого! (Чур меня!) Absit omen! С. 6. Там же. С. 5. Там же. С. 4. Там же. С. 15. Там же. С. 17. Там же. С. 36. Рачинский С.А. Сельская школа. - М.,1991. С. 49-53. Слова Рачинского подтверждаются исследованием Марии Михайловны Громыко «Мир русской деревни». - М., 1991. В главе «Грамотеи и Книжники» анализируется круг крестьянского чтения в описываемое время, и в частности говорится, у крестьян пользуются спросом, например, сочинения Пушкина, причем «у отдельных крестьян встречалось полное собрание сочинений Пушкина», а среди прочих книг указывается «Потерянный и возвращенный рай» Мильтона, «пользующийся вообще широким распространением». Интересно, многие ли интеллектуалы читают Мильтона нынче?

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/02/...

Там же, л. 147. Там же, л. 30, 30 об., 31. Там же, л. 173. В самом факте самоубийства можно усомниться уже потому, что, по православным канонам, самоубийц не отпевают, или же предположить наличие у Анны психического заболевания, которое позволяет отпеть почившего даже в случае самовольного ухода из жизни. См. о ней: Беглов А.Л. Схимонахиня Игнатия (Валентина Ильинична Пузик; 1.02/19.01.1903–†29.08.2004). [Некролог]//Альфа и Омега. 2004. 3(41). С. 360–370. Петр (Еремеев), игум.Схимонахиня Игнатия (Пузик) (1903–2004) – летописец тайной монашеской общины Высоко-Петровской обители//Церква С. 409–418. Игнатия (Петровская), мон.Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья/Подгот. текста, публ., предисл. и коммент. А. Л. Беглова. М., 2001. С. 217. ЦА ФСБ РФ, д. Р–27416, л. 16 об., 17. Там же, л. 136, 136 об., 137, 137 об., 138. Там же, л. 137. ГА РФ, ф. 10035, оп. 1, д. П–75521, л. 144 об. (96 об). См.: Балашова Е. Г.Новые сведения о жизни мученицы Анны Четвериковой (1873–1940), пострадавшей в Арлюкском отделении Сиблага//Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. 2. С. 291–292. Федчук Александр, прот. Указ. соч. С. 290.   Протоколы допросов архимандрита Панкратия (Гладкова)   (Л. 140) Протокол допроса. 1932 г. октября мес[яца] 10 дня, я, уполномоченный СПО ПП ОГПУ МО Булыжников, допрашивал в качестве обвиняемого гражданина Гладкова В. В. и на первоначально предложенные вопросы он показал: 1. Фамилия: Гладков. 2. Имя и отчество: Василий Васильевич. 3. Возраст (год рождения): 40 лет 1892 г. июня. 4. Происхождение (откуда родом, что родители, национальность, гражданство или подданство): Нижегородский край г. Арзамас, русский, г[раждани]н СССР. Кустарь имел наемных рабочих 5 человек. 5. Местожительство (постоянное и последнее) ст. Ухтомская, поселок Михельсон ул. Калинина, проезд Воровского дача 11. 6. Род занятий (последнее место службы и должность): поп церкви Димитрия Солунского . 7. Отношение к военной службе… не подлежит как служитель культа

http://sedmitza.ru/lib/text/9941211/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010