Поддубье. Церковь Рождества Иоанна Предтечи (каменная). Иоанно-Предтеченская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1769 и 1771. Год утраты:приблизительно 1966 (разобрана) Адрес: Ленинградская обл., Лужский район, с. Поддубье Координаты: 58.482065, 29.660377 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Деревня Поддубье расположена на юге района, у развилки дорог через Крени на Ретюнь и через Березицы на Киевское шоссе. Это замечательное памятное место, каких не много в Ленинградской области. Оно связано с именем одного из ключевых деятелей российской истории XVIII в. – И. И. Неплюева. Моряк, дипломат, администратор, способный к решению крупномасштабных государственных задач – он был истинный представитель поколения, сформировавшегося в великую эпоху петровских преобразований. Его заслуженно называют одним из «птенцов гнезда Петрова». Неплюевы владели многими родовыми вотчинами в Новгородских землях, включая часть территории современного Лужского р-на. Во время правления царевны Софьи Леонтий Неплюев, используя свою дружбу с любимцем царевны Василием Голицыным, завладел всеми неплюевскими вотчинами, которые после падения Софьи и ссылки Голицына были возвращены его племяннику, Ивану Никитичу Неплюеву, то есть отцу петровского выдвиженца. Иван Никитич прожил недолгую жизнь. Он умер в 38-летнем возрасте в 1709 г. вследствие тяжелого ранения, полученного в бою под Нарвой. Его похоронили в принадлежавшем ему с. Поддубье Которского погоста, на местном кладбище. Эти и другие данные своей биографии приводит сам И. И. Неплюев в своих известных записках. Иван Иванович Неплюев (1693–1773) родился в другом родовом имении – усадище Большой Наволок, ныне д. Наволок на восточном берегу Череменецкого оз. Здесь он провел детство и отрочество. В 18-летнем возрасте он женился на Феодосье Федоровне Татищевой, племяннице новгородского наместника И. Ю. Татищева. Вскоре молодые переселяются на жительство в Поддубье. Здесь в 1712 г. родился их старший сын Адриан. В 1713 г. Неплюев, оставив в Поддубье беременную жену, «отошел… по обещанию в монастырь». Вернулся в Поддубье в начале марта 1715 г.

http://sobory.ru/article/?object=59063

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЫСЕНИН Тимофей Матвеевич († после 1720), идеолог старообрядческого дьяконова согласия (могло называться лысеновщиной), писатель и полемист. Жил в Москве, ок. 1708 г. переселился на Керженец , где принял участие в спорах по поводу писем протопопа Аввакума Петрова . Л. не разделял воззрений Аввакума, обличал его последователей на Керженце, в т. ч. старца Онуфрия, к-рому Л. 22 июня 1708 г. послал письмо, убеждая «отложить спорные и нецерковные» мнения Аввакума, особенно о Св. Троице и о Кресте Христовом (осуждение 4-конечного креста). Аргументы Л. убедили керженского старца Никодима оставить Онуфрия. Никодим написал Л. письмо, в ответном послании от 18 окт. 1708 г. Л. одобрил поступок Никодима. В сочинениях Л. получили письменную фиксацию основные положения учения дьяконовцев. Автор относил работу над сочинениями к 1706-1713 гг. Ок. 1709/10 г. Л. закончил труд, состоящий из 51 главы, к-рый он называл «Книги». 9-я и 49-я главы сочинения посвящены «честному кресту», утверждается в отличие от мнения Аввакума святость 4-конечного креста наряду с 8-конечным. «Книги» содержат также главы, посвященные Св. Троице, воплощению Сына Божия, поклонению честным иконам, «нововерцам» - почитателям учения Аввакума. П. С. Смирнов отождествил рукопись РНБ. Погод. 1256 с «Книгами» Л. Сборник Погод. 1256 состоит из 4 частей. 1-я ч.- «Книги», 3-я ч.- «Сказания о распрях, происходивших на Керженце из-за Аввакумовых догматических писем», составленные в 1710 г., автором к-рых, как доказал Смирнов, также был Л. «Сказания...» содержат подробный рассказ о начале догматических споров в Пустозерске между Аввакумом и Феодором , о продолжении их на Керженце вплоть до собраний против Онуфрия. «Книги» и «Сказания...» известны в одном списке, «Книги» не опубликованы. Согласно наблюдениям Е. М. Юхименко, «Книги» содержат пометы и приписки Л. Старец ветковского (см. Ветка ) Покровского монастыря Феодосий (Ворыпин) , являвшийся духовным отцом многих керженцев, вызвал Л. и других дьяконовцев, в т. ч. Александра диакона , на собор с целью «Книги» Л. «досмотрить и с Божественным писанием сличить». Л. не представил своих сочинений, на соборе спорил с Феодосием о формах Креста Христова, остался при своем «мудровании», в связи с чем собор постановил не иметь с ним общения.

http://pravenc.ru/text/2110940.html

(Петрович; 1677, Белград - 27.07.1730, там же), митр. Белградско-Карловацкий. Род. в семье Петара и Елисавки. Учился в греч. школе в Белграде. Во время Великого переселения сербов 1690 г. перешел на австр. земли. В г. Сентендре продолжил обучение при дворе патриарха Печского Арсения III (Черноевича) , к-рый рукоположил его во диакона. Затем в мон-ре Печская Патриархия был пострижен в монашество с именем Моисей патриархом Печским Каллиником I . Во иерея был рукоположен на австр. территории митр. Бачским Стефаном (Метохийцем) . Вернулся в Печскую Патриархию и получил чин протосинкелла. В 1709 г. патриархом Каллиником I в мон-ре Печская Патриархия был хиротонисан во епископа и поставлен митрополитом Дабро-Босанским (см. Дабро-Босанская епархия ). В 1713 г. был выбран главой Белградской митрополии. После австро-турецкой войны 1716-1718 гг. и последовавшего присоединения к Габсбургской империи области Банат, Сев. Сербии с Белградом и части Боснии в 1718 г. М. в Вене просил присоединить их к Карловацкой митрополии , а его поставить главой объединенной митрополии или признать автономию Белградской митрополии. Т. к. венские власти не были заинтересованы в укреплении церковного единства сербов, в сент. 1718 г. было удовлетворено только 2-е его предложение. Автономию Белградской митрополии в 1721 г. признал и патриарх Печский Моисей (Райович) . Несмотря на запрет властей участвовать представителям Белградской митрополий в Сербском народно-церковном соборе в 1722 г. в Петроварадински-Шанце (ныне Нови-Сад), М. на нем присутствовал и единогласно был избран коадъютором и «сопомощником» при больном митр. Карловацком Викентии (Поповиче) с правом наследования. Хотя венские власти препятствовали тому, чтобы «сербы составляли единое целое», и объявили коадъюторство М. недействительным, после смерти митр. Викентия (1725) на соборе 27 февр. 1726 г. было принято решение о включении Сербии и Баната в состав Карловацкой митрополии и об избрании М. митрополитом Карловацким. Имп. комиссар утвердил его только как Карловацкого митрополита, но сербские представители добились de facto объединения Белградской и Карловацкой митрополий в единую Белградско-Карловацкую митрополию благодаря тому, что М. стал администратором Белградской митрополии.

http://pravenc.ru/text/2563998.html

Церковь Иоанна Воина на Якиманке (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Святого Иоанна Воина на Якиманке в Москве — православный храм в честь мученика Иоанна воина (IV). Здание храма возведено в 1704—1713 годы, в царствование Петра Великого. Предполагаемый автор проекта — архитектор Иван Зарудный. Содержание История [ править править код ] Самое первое упоминание о церкви Иоанна Воина относится к 1625 году. Тогда она располагалась на берегу Москвы-реки, ближе к Крымскому мосту, приблизительно там, где начинается территория Центрального Дома Художников (ЦДХ) и пересечение Якиманского и 2-го Бабьегородского переулков и носила название Церковь Иоанна Войнственника «что у Крымского двора на берегу». Иоанн Воин или как ранее говорили, Войнственник, был покровителем воинов-стрельцов, живших в то время в этом месте с 1550-х годов по повелению Царя Иоанна Грозного. Церковь находилась «под горою» и часто разливы реки подтапливали её. Вообще, вся эта местность сильно затапливалась вплоть до строительства Водоотводного канала в 1786 году. Стараниями стрельцов началось строительство новой каменной церкви. В 1671 году храм был отстроен, но просуществовал недолго. После стрелецкого восстания, оставшиеся в живых стрельцы, с семьями были выселены из Москвы, храм подвергся запустению, а в 1708 году оказался затопленным во время наводнения. В 1709 году, со слов очевидца событий, «вода была великая на Москве, под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило». 1882 год В 1712 году для церковного кладбища были отведены пустырь и несколько дворов также из стрелецких оброчных земель. Московский губернатор, князь Михаил Григорьевич Ромодановский, уплату оброчных денег с этих земель отменил, а велел хозяевам платить только " мостовые деньги " - на приведение в порядок дорог у их владений. Через некоторое время новый губернатор, боярин Алексей Петрович Салтыков, предписал собирать и оброчные деньги. Так за церковью Иоанна Воина образовалась недоимка (с 1714 по 1720 год): 89 рублей 22 алтына 2 деньги оброчных денег и 24 рубля мостовых.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Иоанна...

Несмотря на разнообразие его жизненных и профессиональных интересов, есть основания полагать, что их основной сферой была именно архитектура; при этом отсутствуют к.-л. прямые свидетельства об архитектурной деятельности З., его архитектурная графика практически неизвестна. З. обычно подписывался в документах как «главный над жилищами директор», что вместе с др. свидетельствами дало повод считать его главным архитектором Москвы петровских времен. Грабарь и др. исследователи пытались приписать З. ряд известных памятников московской архитектуры нач. XVIII в.- церкви св. Панкратия близ Сухаревой башни (1700, не сохр.), мч. Иоанна Воина на Якиманке (1709-1717), апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной (1705-1714), соборы Заиконоспасского (1709) и Варсонофиевского (1709-1714, не сохр.) мон-рей, надвратную Тихвинскую ц. Донского мон-ря (1713-1714), новый фасад палат Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной (1703-1711) и др. Эти атрибуции ценны как свидетельство стилистической общности упомянутых памятников; несмотря на то что в наст. время не представляется возможным признать З. архитектором, не подлежит сомнению его существенная роль во внедрении новой типологии и стилистических черт, сформировавших архитектурное пространство Москвы петровского периода. Лит.: Розанов Н. П. Церковь арх. Гавриила в Москве на Чистом пруде или Меншикова башня//Рус. достопамятности. М., 1877. Т. 2. С. 1-17; Грабарь И. Э. И. П. Зарудный и моск. архитектура 1-й четв. XVIII в.//Русская архитектура 1-й пол. XVIII в.: Исслед. и мат-лы. М., 1954. С. 39-92; Куницкая Е. Р. Меншикова башня//Архит. наследство. Л.; М., 1959. Вып. 9. С. 157-168; Вздорнов Г. И. Заметки о памятниках рус. архитектуры кон. XVII - нач. XVIII в.: 2. Забытое известие о Меншиковой башне//Рус. искусство XVIII в. Мат-лы и исслед. М., 1973. С. 25-30; Гатова Т. А. Из истории декоративной скульптуры Москвы нач. XVIII в.//Там же. С. 31-44; она же. Зарудный//Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е гг.)/Сост.: А. Ф. Крашенинников.

http://pravenc.ru/text/182639.html

После И. М. Колычева имение досталось его сыну Ивану большому, умершему в 1709 г. 1703 г. 17 января по благословенной грамоте, выдан антиминс в Московский уезд, в вотчину стольника Ивана большого Ивановича Колычева, в село Ворсино, в новопостроенную церковь во имя Пресвятой Богородицы Федоровской. В 1704 г. в селе Ворсине находились дворы: вотчинников приказчика и 10 дворов крестьян. В 1713 г. владела селом жена Ивана большого Колычева вдова Авдотья Петровна с детьми Александром и Андреем, по разделу с пасынками Михаилом и Петром. Под 1722 г. значится: в селе Ворсине церковь Филиппа митрополита деревянная. Церковной дани с 1712 по 1739 г. платилось 26 алтын 5 денег. В 1750 г. Ворсино принадлежало А. И. Колычеву. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г. История села Ворсино восходит к XIV в. Им владел тогда Андрей Фёдорович Колычёв (убит в 1445 г.). Вероятно он построил первый в селе храм во имя Святого мученика Андрея Стратилата. Потом селом владел его сын Семён Андреевич, двоюродный дед святого Филиппа, митрополита Московского. Следующий владелец Ворсино - Григорий Семёнович во времена царя Иоанна Грозного сильно пострадал от преследования (умер в 1592 г.) и был похоронен в ворсинской сельской церкви. Местное предание говорит, что когда царь Иоанн Васильевич после столкновений с митрополитом Филиппом (Колычёвым) стал казнить и мучить Колычёвых, то стольник Григорий Семёнович скрылся в окрестностях Москвы. Его нашли и, сковав цепями, заключили в темницу, где он томился до смерти Иоанна IV (1584). Остаток своих дней он провёл в Ворсине, в посте и молитве. Потом селом владел его сын Алексей Меньший Григорьевич Колычёв. У Григория Семёновича было 4 сына, но все умерли бездетными. Ворсино перещло к боярину Ивану Фёдоровичу Крюку-Колычёву. В 1608 г. по доносу Иван Фёдорович был казнён. В 1620-е годы селом владела его вдова, боярыня Анна Колычёва.

http://sobory.ru/article/?object=09187

Далее епископы, диоцезы к-рых могли находиться на территории совр. Боснии и Герцеговины, не упоминаются до 1532 г., когда митр. Босанский Марк подписал синодальный акт Охридской архиепископии. После тур. завоевания Дабарский митрополит стал управлять православными на всей территории Боснии и Герцеговины и частично Далмации и получил титул «митрополит Дабро-Босанский и экзарх всей Далмации». Имя еп. Дабарского Варлаама (резиденция в мон-ре Баня) внесено ок. 1557 г. в Сопочанский помянник ( Стари српски акти, бuorpaфuje, летописи, споменици, записи и т. д.//ССКА. 1890. Т. 3. С. 177). В 1573 г. как «митрополит Дабро-Босанский, Зворникский, Клисский и целой Далмации» упоминается Симеон ( М. Почеци и прошлост Зворничке enapxuje. С. 82). 15 мая 1575 г. в Бане умер митр. Иосиф, который занимал кафедру после митр. Никанора ( Записи. 4. 6379). Его преемник «митрополит Дабро-Босанский, Клисский и Ликский» Гавриил (Аврамович; 1575-1588) перенес кафедру в монастырь Рмань на границе Боснии, Хорватии и Далмации, а затем был вынужден уйти на территорию австр. Хорватии. С его именем связывают основание мон-ря Гомирье и обновление монастыря Марча , что подтверждает распространение юрисдикции этого диоцеза на нек-рые районы Далмации и Хорватии. После его ухода в австр. земли, в 1578 г., упоминается митр. Петроний ( Шакота М. Ризница ман-ра Београд, 1981. С. 100-102). В разных мон-рях в Зап. Боснии пребывали митрополиты Виссарион I (ок. 1587/89), Авксентий (1589-1601/10), Феодор (1601/10-1619), Макарий (1620), Исаия I (1627-1635), Исаия II (с 1640 до 1655). Кафедра митр. Лонгина (1656-1666) и его преемников Христофора (1666-1681) и Афанасия (Любоевича; 1681-1688) находилась вновь в мон-ре Баня, пока митр. Виссарион II (1690-1708) в 1693 г. после великого переселения сербов и запустения мон-ря Баня не перенес кафедру в Сараево. Окончательно кафедра утвердилась в Сараеве в 1713 г. Далее следовали митрополиты Исаия III (1708-1709), Моисей (Петрович; 1709-1713), Мелентий (Умиленович; 1713-1740), Гавриил (Михич/Михайлович; 1741), Паисий I (Лазаревич; 1752-1759), Дионисий (1759-1762), Василий (Бркич-Йованович ; 1759-1763, впосл. патриарх Печский).

http://pravenc.ru/text/168468.html

Наиболее подробно о вкладах в ростовскую обитель, совершенных Н. П. Шереметевым и его сыном Дмитрием, рассказано в исследовании Е. В. Буцких, опубликованном в 1903 г. В настоящей работе обобщены исторические материалы о вкладах и пожертвованиях, которые Спасо-Яковлевскому монастырю преподнесли четыре поколения рода Шереметевых. Документальной основой послужили делопроизводственные документы монастырского архива, а также переписка яковлевских настоятелей с графской фамилией. В 1706 г. за заслуги перед отечеством Петр I пожаловал военачальнику Борису Петровичу Шереметеву (1652–1719) земли на севере Ростовского уезда. В состав вотчины входило 35 де- ревень, а ее центром являлось село Вощажниково, где было основано графское поместье. Показательно, что Шереметевы получили во владение ростовские земли именно в то время, когда Ростовскую кафедру возглавлял митрополит Димитрий (1702–1709). Связь рода Шереметевых со святителем Димитрием Ростовским имела прочное основание. Как писал в начале XX столетия Сергей Дмитриевич Шереметев, «для графа Петра Борисовича Шереметева чествование памяти Святителя Димитрия имело и особое, почти семейное значение по давним связям двух современников и питомцев Киевской Духовной Академии: молодого Туптало, будущего ростовского Святителя, и Бориса Петровича Шереметева, сына известного киевского воеводы Петра Васильевича, современника Саввы Туптало». Позднее, в письме к ярославскому архиепископу Тихону С. Д. Шереметев признавался, что «с ранняго детства, преемственно от родителей, привык я чтить святую память великаго Угодника. Они же унаследовали от прадеда своего, фельдмаршала Шереметева, современника и по Киеву близкаго Святителю, равно и от деда, в особенности же от отца, графа Николая Петровича, горячее чувство высокаго благоговения и личной привязанности к Святителю Димитрию». Подтверждением почтения, которое представители рода Шереметевых питали к св. Димитрию Ростовскому, служит их благотворительная деятельность по отношению к Спасо-Яковлевскому монастырю, ставшему местом упокоения святителя. Первый документально зафиксированный вклад Шереметевых в Яковлевскую обитель относится к 1755 г. Именно тогда, спустя три года после обретения мощей св. Димитрия, граф Петр Борисович Шереметев (1713–1788) преподнес пелену на гроб святителя. Одновременно с ним, представитель другой ветви Шереметевского рода, князь Сергей, вложил в монастырь три воздуха и штофную епитрахиль. Подчеркнем, что эти пожертвования были произведены еще до официально провозглашенной канонизации ростовского митрополита.

http://sobory.ru/article/?object=05708

В 1709 г. по благословению Казанского митрополита на средства подполковника Ивана Петровича Обухова и др. помещиков, владевших прилегавшими к Жадовке землями, на роднике была построена новая деревянная часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, в которую перенесли обретенную икону. В 1711 г. Обухов начал строительство деревянного храма в честь Казанской иконы Божией Матери близ родника. Общину при часовне и строящейся Казанской ц. возглавил настоятель сызранского в честь Вознесения Господня мон-ря игум. Михаил. В докладе митр. Тихона указывалось, что «в Синбирском уезде, в Сызранском заказе, Жадовская пустыня началась строиться в 1711 году по челобитью подполковника Ивана Петрова сына Обухова на поместной его Обухова земле и построена в той пустыне церковь Божия... и посвящен в тое пустыню игумен, и община учинена» ( Скала. 2000. С. 6). В 1713 г. Обухов и др. помещики Л. Т. Аристов, С. П. Ребровский, Ф. Воронцов и В. Зимнинский подали царю Петру I челобитную, текст к-рой пересказан в сохранившемся указе Казанской губернской канцелярии симбирскому обер-коменданту И. Бахметьеву от 16 февр. 1714 г.: «...они де, по обещанию своему под церковь Божию и монастырь и на пропитание церковным служителям и монахом дают из своих дач в тех урочищах по осьмидесят сажень земли... чтоб великий государь пожаловал их, велел меж их поместныя земли со всеми угодьи по заручным их челобитным за тем монастырем справить» ( Гуркин. 2005. С. 46-48). По благословенной грамоте, выданной 15 марта того же года митр. Тихоном игум. Михаилу, в обители была возведена холодная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с теплым сев. приделом во имя свт. Тихона Амафунтского (небесного покровителя Казанского митрополита и основателя К. м. старца Тихона). При этом митр. Тихон распорядился, чтобы алтари церкви «были просторны и светлы, с прирубными пятистенными стенами; престолы учинить о четырех столбцах, а запрестольные образы поставить не близ престолов, чтоб во время иерейскаго служения иерею в каждении меж престолов запрестольных образов пройти было свободно» (Там же С. 48-49). В новый храм перенесли явленный Казанский образ и поместили слева от царских врат.

http://pravenc.ru/text/1319854.html

В 1704 г. сельцо принадлежало сыну Александра Петровича – Михаилу Протасьеву, а в сельце «церковь каменная строится вновь, причетников нет; в сельце двор вотчинников, дворы скотный и конюшенный, 3 двора задворных и всего в них 21 чел.» В 1709 г. 4 ноября выданы два антиминса по благословенной грамоте в Московский уезд, в село Афинеево, на новопостроенную церковь Иоанна Предтечи, да в приделе Алексея митрополита, Китайского сорока, староста поповский Николаевский поп Федор Яковлев взял два антиминса и росписался». В январе 1710 г. дана перехожая память церкви Тихона чудотворца, что на Арбате, придела Николы чудотворца попу Венедикту Пименову в Московском уезде в вотчину Михаила Александровича Протасьева, в село Афинеево, к новопостроенной церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи; пошлин 8 алтын 2 деньги взято». В апреле 1712 г. по указу Великого государя и по помете на выписке казначея иеромонаха Антония, велено: новостроенной церкви Иоанна Предтеча, которую построил Михаил Протасьев в Московском уезде, в вотчине своей в сельце Афинееве, на попа с причетники дани положить, по сказке человека его, с дворов: с попова, с дьячкова, с просвирницына, с одного вотчинникова с 30 крестьянских средних, пашни с церковные земли с 10 четвертей, с сенных покосов в 30 копен, по указной статье рубль, 3 алтына, 3 деньги, и те данные деньги велено имать с нынешнего 1712 года. Апреля в 20 день на нынешний год принял Стефан Турченинов; платил человек г. Протасьева Василий Туманов». В приходных окладных книгах Казенного Приказа за 1713-40 гг. церковь Иоанна Предтечи писалась под Загородскою десятиною. После Михаила Алекс. Протасьева его дочь Любовь Михайловна село Афинеево, доставшееся ей по разделу с матерью ее Феклою Афанасьевной, продала в 1761 г. жене Ивана Михайловича Волынского – Анне Семеновне. В 1779 г. оно перешло к их родному внуку Захару Егоровичу Волынскому по разделу с его родною сестрою Александрою, женою князя П.А. Прозоровского, после их отца Егора Ивановича Волынского и матери их Анны Андреевны.

http://sobory.ru/article/?object=03507

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010