В древнейших слав. азбучных акростихах Ж соотносится преимущественно с формами глагола «жити», с образованными от него существительными «живот» (жизнь) и реже «житие», «жизнь», а также их производными. Формы глагола «жити» представлены в следующих акростихах: в азбучной молитве свт. Константина Преславского «Аз словом сим молюся Богоу»: «Живущиим в заповьдьх Ти» ( Степанов. 1997. С. 421); в молитвах «Аз преже о Господе Бозе начинаю вещати»: «Живущи в Бозе Божьскими оукрашаются лепотами» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 58; ср. также: Кобяк. 1987. С. 148; в др. редакции: «Живущии по Бозе бесконечны оукраются (sic!) лепотами» - Петров. 1894. С. 19); «Аще хощеши мудрости святых»: «Живущим в пьянстве, и во блуде, и во всякои нечистоте» ( Кобяк. 1987. С. 144); «Аз превечен в Троицы, начала и конца не имыи»: «Живете достоино, заповеди Моя соблюдающе» (Там же. С. 154); «Аз от начала повествую с тобою»: «Живяху бо от Него, сущии безчисленно, грехолюбие наполниша» ( Петров. 1894. С. 19; в др. редакции: «Живяху бо от Него, безчинно сущее, и в грех впадша, и грехов наполнишася» - Кобяк. 1987. С. 149). Существительное «живот» употреблено в молитвах «Аз есмь свет миру»: «Живот дах всеи твари» ( Кобяк, Поздеева. 1981. С. 143); «Аз есть всему миру свет» (1-я редакция): «Живот дал все твари»; «Аз есмь Бог»: «Живот дах миру»; «Аз есмь Бог первыи»: «Живот во веки»; «Азбука об Адаме»: «Живота оубо раискаго Адам оуже погрешии» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 55, 59, 60); «Аз есмь, Израиля, изведыи тя из дому работнаго»: «Живот и силу подах вам» ( Петров. 1894. С. 20); «Аз ти благодарю Бог»: «Живот вы и грех вашь отпустих» ( Кобяк. 1987. С. 153). Прилагательное «животныи» встречается в молитве «Аз есмь, Израилю, изведыи тя из дому работы»: «Животную силу подах вы» (Там же. С. 150). Существительное «житие» представлено в молитвах «Аз Тебе припадаю, милостиве»: «Житие бо свое в мраце иждих» ( Соболевский. 1902. С. 33, 35; ср.: Кобяк. 1987. С. 146); «Аз любяи вас и без числа отдая»: «Житие ваше скверно вещая» ( Петров. 1894. С. 21, ср.: Кобяк. 1987. С. 152); в азбучных стихирах бельческого погребения в составе Требника: «Житию ныны и славу погыбающю» ( Загребин. 1981. С. 76). Слово «жизнь» встречается во 2-й редакции молитвы «Аз есть всему миру свет»: «Жизнь есть всему миру» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 56; Кобяк. 1987. С. 155). Гораздо реже в акростихах встречаются др. слова на букву Ж. В варианте азбучного стиха «Аз есмь Бог», представленном в серб. Пакрацком сборнике («Книга Агапиевец») сер. XVI в. (Архив ХАЗУ. III а 43), читается «жолчь»: «Жльчы вькоусихь» ( Mo š in. 1955. С. 81; 1990. С. 14); азбучные стихиры 6-го гласа на предпразднство Богоявления содержат форму от глагола «желати»: «Желее вьжделехь, рече, вьзданиа моего сам вьзыскати» ( 1981. С. 108).

http://pravenc.ru/text/182175.html

Восьмой столп России Интервью игумении Феофании к 20-летию обретения мощей святой праведной блаженной Матроны Московской Священник Сергий Петров Источник: Покровский ставропигиальный женский монастырь Матушка игумения, благословите! Мы беседуем с Вами в преддверии памятной даты – 20-летия обретения мощей одной из самых известных в православном мире святых – праведной блаженной Матроны Московской. А ведь еще в начале 1990-х мало кто слышал о ней. Расскажите, пожалуйста, как Вы сами узнали о блаженной Матронушке? О том, что есть такая подвижница, я узнала очень давно, еще в 1982 году. Я только окончила школу и стояла перед выбором своего дальнейшего жизненного пути. Духовника нашей семьи, архимандрита Поликарпа, как раз перевели из Троице-Сергиевой Лавры в Данилов монастырь, который первым из всех московских обителей передали Церкви еще в советское время. И я ездила к батюшке на исповедь. В монастыре была полная разруха, только-только начались восстановительные работы к 1000-летию Крещения Руси. Кто-то мне сказал, что на Даниловском кладбище есть могилка одной старицы, которая помогает в разных нуждах. И я стала каждый раз, бывая у духовника, туда ездить – до метро Тульская, а там на трамвае до кладбища. Найти могилку оказалось трудно – никто из посетителей не знал, где это, только нищие у входа в храм и продавцы цветов мне подсказали, где похоронена Матронушка. Могилка была не совсем заброшена, кто-то ухаживал за ней. Бывало, другие люди приходили, просто прикладывались. Не помню, что я конкретно просила, но уже тогда Матронушка мне стала помогать: привела меня ко многим духоносным старцам, которые разрешили мои недоумения и наставили на путь истинный. Вскоре я ушла в монастырь. Благодарю Господа за Его великие милости, ведь в то время почти никто и не знал о Матронушке – книг о ней не было, храмы Церкви еще не передавали, верующим тяжело было. Получается, Матронушка стала Вашей покровительницей задолго до назначения Вас настоятельницей Покровского монастыря? И когда произошло это важное событие, Вы тоже, наверное, обратились за помощью к блаженной старице?

http://pravoslavie.ru/111206.html

Еще одна сохранившаяся в центре города церковь рубежа XVII – XVIII вв. может продолжить ряд храмов этой эпохи: Петропавловского, Пятницкого, Евдокиинского… Все они похожей формы. Хотя и разных размеров. Все выстроены в стиле русского барокко: восьмерик на четверике. Первоначальный каменный храм был построен еще до 1685 г. (точная дата неизвестна), но значительно обновлен в конце XVIII века. С самого начала в нем находилась Тихвинская икона Божией Матери, в честь которой он и назван, но лишь в 1844 г. от этого образа начались чудотворения и исцеления, а в 1859 г. над храмом явилось видение Богоматери, после чего внезапно утих начавшийся было пожар Старотатарской слободы. С этого времени церковь и ее чудотворная икона стали главной святыней Старотатарской слободы, привлекавшей паломников со всего города. Именно на средства от возросшего прихода богомольцев удалось капитально отремонтировать храм в 1870-х и 1890-х годах, расширить его и устроить два придела: Сретения Господня и Сошествия Святого Духа. Большие средства выделили также купцы А. И. Суворов и И. С. Петров. В советское время храм был разорен, мало того – на метр ушел в землю из-за напластования вокруг нескольких слоев асфальта. Но его уникальное положение главного православного храма Забулачья (издревле населенного в основном татарами) уже подразумевало его возрождение в новое время в качестве единственного кряшенского прихода Казани. В I половине 1990-х годов кряшенский приход – со службами на татарском языке, – размещался в Сретенском приделе Петропавловского собора (на первом этаже), но в 1996 году силами верующих началось возрождение Тихвинской церкви, и община переехала туда. В настоящее время хорошо отреставрированная Тихвинская церковь, выкрашенная в нежный сиреневато-голубой цвет, несмотря на свои маленькие размеры, производит впечатление одной из самых изящных храмовых построек Казани, сохранившей все основные черты своего внешнего облика рубежа XVII – XVIII веков. Особенно красиво смотрится со стороны ул. Тукаевской кружевная восьмигранная колокольня. (Из книги Андрея Рощектаева " Путеводитель по святыням Казанской епархии " )

http://sobory.ru/article/?object=06601

Москва. Симонов мужской монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь Карта и ближайшие объекты Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери бывшего Симонова монастыря расположен при трапезной у южной стены монастыря. Главный престол храма освящен в честь иконы Божией Матери " Тихвинская " . Приделы: во имя прп. Сергия; мчч. Валентина, Параскевы, Василия Блаженного; свт. Афанасия Александрийского; мц. Гликерии; прпп. Ксенофонта и Марии. Сей трапезный храм был построен в 1677 г. (зодчие: Парфен Петров, затем Осип Старцев) царем Феодором Алексеевичем на фундаментах древнего здания 1485 г. и первоначально был освящен во имя прп. Сергия Радонежского. В 1840 г. храм был перестроен и переименован в Тихвинский. В 1923 г. в части монастыря был устроен музей, занявший Тихвинскую церковь с трапезной. С 1931 г. в трапезной находился киноклуб. Она реставрировалась с 1955 по 1966 гг. и с 1982 по 1990 гг. Созданная в настоящее время при церкви община уделяет особое внимание работе с инвалидами по слуху и проводит богослужения с сурдопереводом. Источник:  ortho-rus.ru У южной монастырской стены расположена трапезная, выстроенная в 1677 г. известными зодчими Парфеном Петровым и Осипом Старцевым на основании храма 1485 г. В ней находился храм преподобного Сергия Радонежского, который в 1840 г. перестроили и переосвятили в Тихвинскую церковь. Тогда же были пристроены двухэтажные приделы, с южной стороны – существовавший ранее святых Валентина, Параскевы и Василия, а с северной – преподобного Сергия Радонежского, в память первоначального посвящения храма. Ежегодно 26 июня, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, совершался вокруг стен обители торжественный крестный ход в память перенесения в Симонов монастырь из Тихвина древней чудотворной иконы. Декоративное убранство церкви было выполнено в стилистике раннего московского (нарышкинского) барокко – резные порталы, сложные наличники, балясины парапетов. Тихвинскую церковь закрыли в середине 1920-х гг. Часть строений Симонова монастыря взорвали, монастырский некрополь был уничтожен. Остатки монастырского ансамбля, частично отреставрированного в 1980-е гг., передали Московской Патриархии в 1995 г. Богослужения в Тихвинской церкви были возобновлены в 2000 г. Здесь проходят богослужения с сурдопереводом.

http://sobory.ru/article/?object=03318

сост. О.А. Платонов Основная литература и источники Аввакум Петров, протопоп. Об иконном писании. Пустозерская проза. М., 1989. Айналов Д.В. Византийская живопись XIV столетия. П., 1917. Айналов Д.В. Лекции по истории древнерусского искусства. Симферополь, 1919. Алдошина Н.Е. Благословенный труд. Московская Духовная Академия. М., 2001. Алпатов М.В. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. М., 1977. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978. Алпатов М.В., Родникова И.С. Псковская икона XIII–XVI веков. Л., 1990. Андреев Н. «О деле дьяка Висковатого». Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый Институтом им. Н.П. Кондакова . Прага, 1932. Т. 5. Анисимов А.И. О древнерусском искусстве. Сб. ст./Сост. Г. И. Вздорнов. М., 1983. Антоний митрополит. Из истории новгородской иконографии//Богословские труды. М., 1986. Антоний (Храповицкий) , архиепископ. Как сооружать иконостасы в новых храмах?//Хоругвь/Сб. статей. Вып. 1. М., 1993. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. СПб., 1996. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи (Гос. Третьяковской галереи). Опыт историко-художественной классификации. Т. 1–2. М., 1963. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. Арсений, иеромонах. Исторические сведения об иконописании в Троицкой Сергиевой лавре//Сборник на 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее/Под ред. Г. Филимонова . М., 1873. Бакушинский А.В. Палехские лаки. М., 1926. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. М., 1932. Бакушинский А.В. Русские художественные лаки//Искусство, 1933. 6. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. М., 1934. Бакушинский А.В., Василенко В.М. Искусство Мстеры. М.; Л., 1934. Балакин П.П. Древнерусское искусство в Нижнем Новгороде. Нижний Новгород, 1999. Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева лавра: Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XVII–XVIII вв. М., 1996. Безобразов В. Из путевых заметок от Владимира до Вязников//Русский вестник, 1861. Т. 34, 7.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

У ПСТГУ загальноцерковна наукова «На захист Церкви та святинь», присвячена богоборчим 1922 року 19 жовтня 2022 р. 12:54 17-18 октября 2022 года в Соборной палате исторического Епархиального дома в Москве — месте проведения Всероссийского Священного Собора 1917-1918 годов, ныне главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — состоялась общецерковная научная конференция «В защиту Церкви и ее святынь. К столетию подвига новомучеников и исповедников, пострадавших в ходе богоборческой кампании 1922 года». Участников конференции приветствовал председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской митрополит Крутицкий и Коломенский Павел . Владыка Павел призвал искать в подвиге новомучеников и исповедников нравственную опору в современных жизненных трудностях, поблагодарил ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева за организацию форума и пожелал помощи Божией всем его участникам. Протоиерей Владимир Воробьев в своем слове подчеркнул необходимость осмысления подвига новомучеников и исповедников. Президент Российской академии образования академик О.Ю. Васильева, которая в начале 1990-х годов была в числе первых отечественных исследователей, обратившихся к теме богоборческой кампании 1922 года, в своем докладе «Обновленческий раскол. Пролог» раскрыла политику советской власти начала 1920-х годов, направленную на разложение Церкви изнутри и ее последующее уничтожение. Старший научный сотрудник Института истории Сибирского отделения РАН кандидат исторических наук С.Г. Петров в иллюстрированном докладе представил обзор важнейших архивных документов, относящихся к кампании изъятия церковных ценностей, и убедительно показал, что руководство кампанией осуществлялось на самом высшем уровне большевистского руководства. Научный сотрудник ПСТГУ кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов осветил тему реализации церковных ценностей, изъятых в ходе богоборческой кампании столетней давности. На основании свидетельств архивных источников он показал, что к декларируемой большевистской пропагандой цели кампании — спасению голодающих — практическая реализация ценностей имела отдаленное отношение. Подавляющая часть изъятого (около 86%) была реализована в виде серебряного лома, пущенного на чеканку советской монеты уже после завершения борьбы с голодом.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5969123...

поиск:   разделы   рассылка Александр Петров Вопрос завтрашнего дня Менять сложившуюся систему под " мусульманского патриарха " не имеет смысла, считает муфтий Прикамья Мухаммедгали Хузин Источник:  НГ-религии – Мухаммедгали-хазрат, существуют ли сегодня какие-то реальные предпосылки для создания новой системы взаимоотношений между духовными лидерами мусульман России? – В современной России система взаимоотношений у мусульман такова: есть Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) и соответственно Верховный муфтий, а есть региональные муфтияты и муфтии. ЦДУМ России (с центром в Уфе. – " НГР " ) действует на территории страны более двухсот лет. И на сегодняшний день в его составе 30 региональных духовных управлений. И мы считаем такое устройство мусульманских организаций в России наиболее оптимальным и отвечающим интересам и мусульман и государства. По крайней мере, не идущим вразрез с общими интересами обеих сторон. У нас уже есть единый верховный духовной руководитель (муфтий Талгат Таджуддин. – " НГР " ) и есть региональные муфтии, которые работают в составе единого духовного управления мусульман. – На днях председатель Совета муфтиев России (СМР) муфтий шейх Равиль Гайнутдин высказался в поддержку идеи создания в России единого Духовного управления мусульман и избрания в будущем одного главного муфтия. Как вы могли бы прокомментировать эту инициативу? – У нас уже есть единый Верховный муфтий России. Это Шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин. Он избран и уже 25 лет находится на своем посту. А если кому-то хочется избирать своего нового супермуфтия, то это уже либо его собственная проблема, либо проблема психиатрической клиники им. Кащенко. Отвечать же за действия параллельных мусульманских структур, которые возникли лишь в 1990-е годы, когда произошло присвоение атрибутов суверенности некоторыми духовными руководителями, мы не можем. Однако нам, конечно, было бы удобнее, если мусульманские структуры, не входящие в ЦДУМ, решились обзавестись единым муфтием. Это позволило бы нам вести диалог с одним муфтием, а не со многими.

http://religare.ru/2_22195.html

поиск:   разделы   рассылка Александр Петров Горькие плоды просвещения Курс " Истории мировых религий " – единственно толковая инициатива нынешнего министерства, считает Эдуард Днепров Источник:  НГ-религии Если мы не будем преподавать историю религии, то отсечем мощнейшие пласты культуры. Несветских предметов в светской школе по определению быть не может. В российских школах со следующего учебного года появится новый предмет – " История мировых религий " . Он будет включен в состав обязательной школьной программы. Вести этот курс будут не представители Церкви, а светские преподаватели. Об этом на днях заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на Всероссийском социальном форуме. О целесообразности и перспективах введения этого курса в школьную программу нашему корреспонденту рассказал Эдуард Днепров, академик Российской академии образования, бывший министр образования РФ в 1990-1992 гг. – Эдуард Дмитриевич, в рамках реформы российской школы запланированы изменения в учебной программе, в частности, будет введен новый предмет " История мировых религий " . Как вы относитесь к этой инициативе Министерства образования и науки? – Вследствие провальной так называемой административной реформы у нас фактически была разрушена система государственного управления образованием на федеральном уровне. К управлению пришли весьма некомпетентные люди, крайне далекие от образования. Что касается средней школы, то в ней они, по сути, ничего не понимают, и какие будут изменения в учебной программе, я предвидеть не могу. Введение " Истории мировых религий " – единственно толковая инициатива нынешнего министерства. Все остальные его инициативы не имеют никакого отношения к модернизации российской общеобразовательной школы. – Считаете ли вы целесообразным введение этого курса? – Я глубоко убежден, что такой курс целесообразен. И, конечно, он должен носить светский характер. Если мы не будем преподавать историю религии, то отсечем мощнейшие пласты культуры. И многое в культуре останется непонятным современному человеку.

http://religare.ru/2_11987.html

Установлены личности 10 человек, для опознания четверых будут проведены генетические экспертизы 4 апреля. ПРАВМИР. Следственный комитет России опубликовал список погибших в результате взрыва в петербургском метро, личности которых удалось установить. На данный момент установлены личности 10 человек, сообщает Следственный комитет РФ. «Не представляется возможной визуальная идентификация еще четверых погибших, назначены генетические экспертизы», – сказано в сообщении. Список погибших, чьи личности уже установлены: 1) Алиева Динара Самандаровна, 08.10.1996. 2) Арышев Максим Витальевич, 18.08.1996. 3) Малюкова Ксения Сергеевна, 11.09.1998. 4) Медянцева Ирина Кузьминична, 06.05.1966. 5) Свистунова Ангелина Сергеевна, 17.02.1990. 6) Налимов Юрий Павлович, 07.06.1945. 7) Даниленко Оксана Геннадьевна, 03.10.1991. 8) Щекина Лариса Григорьевна, 02.06.1950. 9) Петров Денис Романович, 27.12.1991. 10) Сагадеев Мансур Тихирович, 27.08.2000 или 27.03.2000. Взрыв неустановленного устройства произошел 3 апреля в вагоне метро Петербурга на перегоне между станциями «Технологический институт» и «Сенная площадь». СК РФ возбудил дело по статье «теракт». По последним данным Минздрава, жертвами взрыва стали 14 человек, 49 находятся в больницах. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 апреля, 2017 4 апреля, 2017 4 апреля, 2017 1 апреля, 2022 19 февраля, 2020 10 декабря, 2019 3 апреля, 2019 3 августа, 2017 21 апреля, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/opublikovan-spisok-opo...

Волгоград. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Скорбященская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты К 1770-м годам в Царицыне существовали четыре церкви – Успенский собор, Троицкая, Иоанно-Предтеченская и Покровская церкви. Все они были расположены внутри крепостных стен города. Между тем, с началом активного развития предместий, возникла потребность в строительстве храмов и за пределами городских стен. В 1771 году в Преображенском форштадте, недалеко от нынешнего перекрёстка улиц Комсомольской и Мира, строится каменная Преображенская церковь. Четырьмя годами позже, в 1775 году, недалеко от неё, за зданием современного НЭТ начинается строительство деревянной церкви во имя иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радосте. Территория за храмом тогда была занята кладбищем и церковь имела статус кладбищенской. К 1830-м годам, после полувека эксплуатации, здание обветшало и было принято решение о строительстве нового, каменного храма. Проект новой церкви разработал архитектор Г.В. Петров, однако, как пишут С.М. Иванов и В.И. Супрун в книге «Православие на Волгоградской земле: храмы Царицына-Сталинграда-Волгограда» (2003), проект этот был отклонён губернским архитектором. Был разработан новый проект, прошедший необходимое согласование, однако итоговый вид здания в значительной степени использовал первоначальный, не утверждённый проект. Строительство храма организовал и профинансировал царицынский купец Илья Бабаев (в дореволюционных источниках встречается вариант фамилии «Багаев»). Строительство завершилось в 1837 году. Первоначально храм был выстроен без колокольни и простоял в таком виде около пятидесяти лет. Скорбященское кладбище было закрыто в 1886 году. Судя по всему, закрытие кладбища было формальным актом, официально засвидетельствовшим фактически сложившееся положение вещей. Вероятно реальные захоронения на этом кладбище прекратились задолго до 1886 года. Так, А.Н. Минх, говоря о Скорбященской церкви (в книге «Словарь Саратовской губернии), пишет, что " к западу и к северо-западу от церкви местность покрыта могилами, могильными, большей частью попадавшими, крестами и памятниками. Место, бывшее под кладбищем, занимает до 500 квадратных сажен " . Он же указывает, что на площади у церкви на Рождество и Пасху устраивались " балаганы и качели " . (Впрочем, кладбище на этом месте существует и по сей день: в конце 1990-х гг., при восстановлении здания пожарной охраны в земле было найдено много старинных гробов, которые были перевезены на другое кладбище).

http://sobory.ru/article/?object=43798

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010