[Груз. -, букв.- «наставник наставников», «учитель учителей», от - «учение» (в значении «мировоззрение»)], «главный [верховный] наставник» (в значении «пастырь», «духовник»)], должность в Грузинской Православной Церкви. Очевидно, была учреждена с образованием Гелатской академии, основанной царем Грузии св. Давидом IV Строителем (1089-1125) при мон-ре Гелати ( Мчедлидзе. 2006. С. 6), ее ректор был утвержден в этой должности. Впервые М.-м. упоминается в хронике «Жизнь царя царей Давида» (КЦ. 1955. Т. 1. С. 357). Предположительно 1-м эту должность получил грузинский философ Иоанн Петрици , как и другие известные грузины Византии, по приглашению царя св. Давида IV приехавший из Петрицонского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря (Бачковский, ныне в Болгарии) в Гелатскую академию: в груз. рукописи трактата «О природе человека» Немесия, еп. Эмесского, есть приписка о том, что перевод был осуществлен «философом нашим Петрици в кельях Гаенати (Гелати.- Авт.)» ( Такаишвили. 1902/1904. Ркп. S 1358. Л. 266; Менабде. Очаги. 1960. Т. 1. Ч. 2. С. 535; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 286; Мчедлидзе. 2006. С. 8-9). Значение М.-м. было чрезвычайно велико: во время царских приемов он занимал практически самое почетное место. В источниках описывается, как по приглашению мцигнобари (секретарь, нотарий) опочивальни М.-м. первым входит к царю, приветствует его поклоном, «царь тоже совершает поклон ему… выступает навстречу ему на край ковра и приветствует…» Затем, после М.-м., мцигнобари приглашал католикоса-патриарха всей Грузии и архиепископа Чкондидского (Распорядок царского двора. 1991. С. 50-51). Этот церемониал подчеркивал особое значение, к-рое отводилось высшему образованию в Грузии того периода; ректора Гелатской академии справедливо можно считать одним из наиболее значимых лиц в гос-ве после царя. По мнению акад. К. С. Кекелидзе , должность М.-м. была главной не только в академии, но вообще в сфере образования; занимавший ее человек выполнял обязанности, аналогичные функциям современного министра образования ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 84). Должности М.-м. и настоятеля Гелати были разграничены: в грамоте (2-я пол. XIII в.) царицы Тамар, супруги царя Давида VI Нарина, данной Гелати, упомянуты великий М.-м. Антоний и настоятель мон-ря Иоанн (ПГП. 1965. Т. 2. С. 75). По именам известны 3 М.-м.: Антоний, Савва (грамота имеретинского царя Баграта III 1519 г.) и Иларион (1484-1519; грамота пожертвований Илариона мон-рю Гелати, 1513//ПГП. 1970. Т. 3. С. 246; КЦ. 1959. Т. 2. С. 493) ( Мчедлидзе. 2006. С. 12). По мнению Б. Р. Ломинадзе, с учреждением Гелатской епархии (1-я пол. XVI в.) функции М.-м. перешли к Гелатскому архиерею ( Ломинадзе. 1955. С. 81), однако эта т. зр. представляется спорной, поскольку к этому времени Гелатская академия как высшее учебное заведение прекратила работу.

http://pravenc.ru/text/2563928.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Цонев Димитр Драганов; 12.01.1913, Елена - 28.10.2009, Варна), митр. Доростольский и Червенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ). По линии матери родственник митр. Тырновского Илариона (Михайловского) . Среднее образование получил в Елене. В 1927-1933 гг. учился в Софийской ДС, в 1933-1937 гг.- на богословском фак-те Софийского ун-та. В 1937-1938 гг. заведовал приютом для сирот в Тырнове. 4 сент. 1938 г. в Дряновском мон-ре пострижен в монашество, а 21 сент. в Варне рукоположен во диакона. Был секретарем Варненской и Преславской митрополии, в 1940-1943 гг. учитель-воспитатель в Софийской ДС. 4 нояб. 1941 г. в ц. Иоанна Рильского при Софийской ДС рукоположен во иерея. С нач. 1944 до 30 сент. 1957 г. протосинкелл Великотырновской митрополии. 5 дек. 1947 г. возведен в сан архимандрита. В 1957-1964 гг. инспектор Софийской ДА, в 1964-1965 гг. игумен Троянского монастыря , с 1965 по 1972 г. последовательно возглавлял Культурно-просветительский и Богословский отделы при Свящ. Синоде БПЦ. С 1 авг. 1972 г. игумен Бачковского мон-ря (см. Петрицонский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь ). 21 янв. 1981 г. в Пловдиве в храме св. Марины хиротонисан во епископа Траянопольского. С 1981 по 1990 г. последовательно занимал должности председателя церковного настоятельства храма-памятника во имя блгв. кн. Александра Невского в Софии, директора Центрального церковно-исторического и археологического музея при Болгарской Патриархии, игумена Троянского монастыря, викария митр. Варненского и Преславского Иосифа (Лазарова) , патриаршего викария и заведующего Богослужебным и Духовного надзора отделами при Свящ. Синоде. В 1990-1992 гг. викарный епископ Великотырновской епархии, в 1992-1994 гг. администратор этой епархии. С 1994 г. патриарший викарий Софийской митрополии. 7 сент. 2003 г. избран, а 12 окт. утвержден митрополитом Доростольским и Червенским. Взошел на кафедру 19 окт. того же года.

http://pravenc.ru/text/389209.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНО-ВОДЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ КИРИКА И ИУЛИТТЫ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя святых Кирика и Иулитты. 1850 гг. Церковь во имя святых Кирика и Иулитты. 1850 гг. Пловдивской епархии Болгарской Православной Церкви. Находится на склоне гор Чернатица в Зап. Родопах, близ г. Асеновград. Был основан в XIV в. Изначально располагался недалеко от источника, в 500 м от совр. местонахождения. В XVII в., возможно в 1666 г., турки разрушили мон-рь с целью обратить правосл. население в ислам, но он был восстановлен на новом месте и освящен во имя прп. Параскевы (Петки). 1696 г. датирована ктиторская плита в фонтане, сделанная мастером Николой. В 1808 г. над источником была построена часовня. В 1810 г. мон-рь был полностью сожжен керджалиями. В 1819 г. была реконструирована часовня над источником, а к 1850 г. мон-рь был полностью отстроен в сохранившемся ныне виде. Церковь расписана зографом Алексеем Атанасовым, к-рый особое внимание уделил теме мученичества и христ. самопожертвования. Роспись храма завершилась 13 окт. 1850 г., о чем гласит надпись над входом. Вскоре настоятель иером. хаджи Иероним освятил ц. во имя святых Кирика и Иулитты. После учреждения Болгарского экзархата и поставления в Пловдиве болг. иерарха Г.-В. м. долгое время был резиденцией Филиппопольского (греч. название Пловдива) иерарха К-польской Православной Церкви. В 1906 г. партизаны изгнали греч. духовенство из обители. В 20-30-х гг. при мон-ре было открыто богословское уч-ще. Г.-В. м. сильно пострадал при пожаре 1924 г. и при землетрясении 1928 г. С 1943 - по сент. 1944 г. в обители находился концлагерь. После войны мон-рь нек-рое время был в запустении, затем был обращен в психиатрическую лечебницу. С 1983 г. здесь размещается творческая база Союза болг. архитекторов. Г.-В. м.- это комплекс из 4 двухэтажных братских и хозяйственных корпусов, замкнутых в квадрат, с церковью в центре. Вост. жилой корпус, являющийся центральным фасадом мон-ря, украшен рядом окон, массивными деревянными воротами и эркером над ними. Церковь обители близка по архитектуре к церкви Бачковского мон-ря (см. Петрицонский мон-рь ) афонского крестово-купольного типа с 3 алтарными апсидами и 4 закомарами, с обширным псевдобазиликальным притвором и сводом в виде слепого купола. По стилю и технике строения можно сделать предположение, что ее архитектором был мастер Васил Димов, построивший в 40-х и 50-х гг. XIX в. неск. храмов близ Асеновграда. В церкви находятся иконы, написанные Захарией Зографом : «Спаситель», Богородицы «Живоносный Источник», св. Иоанна Предтечи, св. Афанасия, храмовая икона святых Кирика и Иулитты. Г.-В. м. является памятником культуры. Церковь действует как приходская. В братских корпусах располагается гостиница. Лит.: Bulgarian Monasteries. Sofia, 1997. S. 190-197; Димитров Б. Христианство в болгарских землях. София, 2003. С. 174-175. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166229.html

Вынужденный покинуть К-поль, И. П. в «Комментарии на «Первоосновы теологии» Прокла Диадоха» (далее: «Комментарий») так пишет о своих странствиях и о возвращении на родину: «Я... расточался в скитании среди грузин и греков... Грузины, вместо того чтобы помогать мне и говорить так: «Святое Божье провидение произвело из нашего рода человека, изощренного в духовных искусствах и умудренного познаниями, поэтому войдем с ним в согласие, поощрим его, будем утешать его... чтобы дать ему... возможность оставить и преемника, подобного себе...». Они (грузины.- Авт.) ничего не уразумели... они глядели в пяту мою для соблазна моей души. Поэтому злее злого было то, что они были одержимы сугубым невежеством: во-первых, просто незнакомством с науками, а во-вторых, незнанием своего незнания». Причину подобного отношения соотечественников ученые усматривают в сложной политической обстановке в начале царствования св. Давида IV, когда все силы были брошены на борьбу с османами и на объединение груз. земель; также, вероятно, могла сыграть свою роль и принадлежность И. П. к кругу Иоанна Итала. Далее И. П. пишет о том, что «уповает на благосклонность () Давида, его милость и содействие». Панцхава и Меликишвили трактуют эти слова как покровительство царя св. Давида IV (Труды. 1937. Т. 2. С. 222; Melikishvili. 1999. S. 216). Челидзе и др. исследователи, указывая на то, что при упоминании имени не отражена титулатура («царь», «царь царей»), объясняют как «познание», «изучение» и относят цитату к псалмам прор. Давида . Следующий период жизни И. П. обычно связывают с его пребыванием в груз. Петрицонском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре (Петрицони) в Болгарии, основанном грузином, визант. полководцем Григорием Пакурианом . На одной из сохранившихся фресок церкви мон-ря (XIV в.) имеются изображения Аристотеля, Аристофана, Диогена и Сократа, представленных как предтечи христианства, что свидетельствует об интересе насельников монастыря к античной философии и литературе. Впервые гипотезу о связи И. П. с Петрицони высказал Н. Я. Марр в нач. XX в. По его мнению, мон-рь был построен как оплот борьбы с ересью монофизитов, богомилов и павликиан, к-рые были переселены во Фракию в X в. и к-рых немало оставалось в окрестностях Филиппополя (ныне Пловдив, Болгария) ( Марр. 1909. С. 53-113). Из гл. 31 Типика Петрицони известно, что при мон-ре существовала школа, где готовили священнослужителей ( Шанидзе. 1971. С. 319). Лолашвили отмечает, что в школе было 6 учеников, И. П. мог преподавать здесь и получить прозвище Петрици (Лествица добродетелей. 1968. С. 319). Однако прямых свидетельств пребывания И. П. в Петрицони нет.

http://pravenc.ru/text/471437.html

Текст Типикона имеет значение не только как исторический, но и как литургический источник, а также как художественное произведение груз. лит-ры XI в. Глубокие философско-лирические отступления автора свидетельствуют о его развитом лит. даровании. Г. П. приписывается также и гомилия Баграта Тавроменийского, сохранившаяся на греч. языке ( Кекелидзе. С. 24; Менабде. Т. 2. С. 264). Исследователи сравнивают фигуру Г. П. с его современником, груз. полководцем Липаритом Багваши, также занимавшимся лит-рой. Ист.: Матеос Урхаеци. Хроника. Вагаршапат, 1848 (на арм. яз.); Typicon de Grégoire Pacourianos pour le monastère de Pétritzos (Bakovo) en Bulgarie/Publ. par L. Petit. СПб., 1904; Αμαντς Κ. Χειρϒραφα τς μονς το Γρηϒορου Πακουριανο παρ τν Στενμαχον//Μικρ Θρακικ μελετματα. 1938. Τ. 10. Σ. 234-252; Typicon Gregorii Pacuriani//CSCO. Iber. 1954. Т. 3 (груз. текст). Т. 4 (лат. текст); Жизнь царя-царей Давида/Изд., словарь, аннот.: М. Шанидзе. Тбилиси, 1992. С. 157-158 (на груз. яз.); Α πρς Πακουριανος πστολαι το Θεοφυλκτου ρχιεπισκπου Αχρδος//ΕΕΒΣ. 1960/1961. Τ. 30. Σ. 386; Петрицонский Типик//Георгика: Сведения визант. писателей о Грузии/пер.: С. Каухчишвили. Тбилиси, 1963. Т. 5 (на груз. яз.); Анна Комнина. Алексиада/Вступ. ст., пер., коммент.: Я. Н. Любарский. М., 1965; Грузинская редакция типика Петрицонского мон-ря// Шанидзе А. Г. Груз. мон-рь в Болгарии и его Типик Григория Пакуриана. Тбилиси, 1971; Типик Григория Пакуриана/Введ., пер., коммент.: В. А. Арутюнова-Фиданян. Ереван, 1978. Лит.: Марр Н. Я. Аркаун, монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкедонитах//ВВ. 1905. Т. 12. Вып. 1-2. С. 17-25; он же. Иоанн Петрицский, груз. неоплатоник XI-XII вв.//ЗВОРАО. 1909. Т. 19. С. 55-113; Кекелидзе К. Роман «Тавромениани» в древнегруз. лит-ре//Этюды. Тбилиси, 1945. Т. 2. С. 23-33 (на груз. яз.); Николаев Вс. Съдбита на типика: Устав на Григорий Бакуриани (Пакуриан) и на неговато грузинско копие от Софийската Народна Библиотека//Изв. на Ин-та за Българска история. София, 1951. Т. 1/2. С. 266-297; Шанидзе А. Г. Великий доместик Запада Григорий Бакурианис-дзе и груз. мон-рь, основанный им в Болгарии. Тбилиси, 1970; он же. Добавочные сведения о подписи Григола Бакурианис-дзе//Разыскания по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1976; Lemerle P. Le Typikon de Grégore Pakourianos//Cinq études sûr le XIe siècle Byzantin. P., 1977. P. 113-191; Менабде Л. Очаги древнегруз. письменности. Тбилиси, 1980. Т. 2 (на груз. яз.); Ломоури Н. Ю. К истории груз. Петрицонского мон-ря: (Бачковский мон-рь в Болгарии). Тбилиси, 1981; Силогава В. И. Новые мат-лы по истории грузино-болг. взаимоотношений//Мацне: Сер. истории. Тбилиси, 1982. Вып. 2. С. 149-159; Богверадзе А. Понимание Типика Григола Бакурианис-дзе//Проблемы истории Закавказья. Тбилиси, 1991. C. 151-295 (на груз. яз., рез. на рус. яз. С. 205).

http://pravenc.ru/text/166859.html

Национальная сокровищница ИР богата переводными памятниками, созданными как в зарубежных груз. центрах письменности (на Св. земле, на горе Синай, на Чёрной Горе в Сирии, на Афоне, в К-поле, в Петрицонском мон-ре и др.), так и в Грузии (см. разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). Среди них - сочинения выдающихся визант. писателей святителей Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, преподобных Иоанна Лествичника, Максима Исповедника и др., переведенные груз. писателями преподобными Евфимием и Георгием Святогорцами, Ефремом Мцире , Арсением Икалтойским , груз. философом Иоанном Петрици , Григорием Ошкели и др. Фонд S Шатбердский сборник. 973–976 гг. (НЦРГ. S 1141. Л. 437, 216) Шатбердский сборник. 973–976 гг. (НЦРГ. S 1141. Л. 437, 216) Наиболее ценная рукопись фонда - груз. палимпсест, нижний текст к-рого представляет собой Ханметный Многоглав (НЦРГ. S 3902, VIII в.), включающий фрагменты чтений на праздники. В фонде также представлены мн. рукописи X в., содержащие аскетические сочинения святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Мартирия Монаха и др. В учебной кн. Шатбердский сборник (S 1141, 973-976 гг.) помимо переводных сочинений святителей Григория Нисского и Епифания Кипрского, сщмч. Ипполита Римского представлено оригинальное груз. произведение - «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли). В мон-ре Шатберди был также переписан сборник гимнографических произведений, содержащий шедевры груз. христ. поэзии - Иадгари Микаела Модрекили , Иоанна Минчхи и Иоанна Мтбевари (S 425, 978-988 гг.), куда вошли как оригинальные, так и переводные гимны, сопровождаемые нотными знаками. Др. известный сборник, в котором сохранились древнейшие груз. нотные знаки,- Ирмологий из фонда Церковного музея (А 603, XI в.). Памятники являются ценными источниками для изучения истории груз. музыки. Др. известная рукопись фонда - Житие прп. Георгия Святогорца, созданное учеником преподобного Георгием Мцире в 1066-1068 гг. (S 353, XI в.).

http://pravenc.ru/text/468825.html

В приложении К. поместил очерк о крепостях визант. эпохи в груз. восточнопричерноморском царстве Лазика. 4-й том был издан в 2 выпусках с интервалом в 11 лет (1941 и 1952). В 1-ю часть вошли фрагменты сочинений историков VII - нач. IX в. Иоанна Антиохийского, Феофилакта Симокатты , пресв. Феодосия Гангрского , Епифания К-польского, Георгия Синкелла , Феофана и др.; во 2-ю часть - тексты авторов IX-X вв. Василия Софенского, Никифора К-польского , визант. имп. Константина VII Багрянородного , К-польского патриарха Николая I Мистика , Георгия Амартола , Продолжателя Феофана и др. В приложении ко 2-й части К. поместил очерки, посвященные сведениям, содержащимся в древнегруз. лит-ре о визант. церковной кафедре в Сев.-Вост. Причерноморье (Зиганеви), а также фрагменты «Истории» Никифора К-польского. В 1961 г. вышел в свет 1-й том «Георгики», в к-рый были помещены наиболее ранние источники по истории Грузии: акты Вселенского I Собора , отрывки сочинений раннехрист. писателей Ипполита Римского , еп. Кесарии Палестинской Евсевия , еп. Антиохийского свт. Евстафия , Кесария Назианзского свт. Епифания Кипрского , Фемистия , Ливания , Аммиана Марцеллина , Евнапия Сардского , , еп. Кирского Феодорита , Приска Панийского и др. В приложении К. рассмотрел сообщения о грузинах в сочинениях евр. историка I в. Иосифа Флавия и еп. Гидатия. В 5-й том (1963) вошли произведения историков X - нач. XII в. Льва Грамматика , Георгия Кедрина , Никифора Вриенния, Кекавмена , а также Типик (Устав) груз. Петрицонского (Бачковского) мон-ря (на территории совр. Болгарии). В приложении К. привел сочинения из истории рода основателя Петрицонского мон-ря - Григория Пакуриана (Бакурианис-дзе). 6-й том (1966) был посвящен сочинениям поздневизант. авторов XI-XII вв. Михаила Пселла, Михаила Атталиата , визант. имп. Анны Комнины , Никиты Хониата , Иоанна Киннама , Продолжателя Скилицы , митр. Навпактского Константина Манасси и др. В 7-м т. (1967) содержатся документы историков и хронистов кон. XII-XIV в.: греч.

http://pravenc.ru/text/1683927.html

Григория, созданном Георгием Мерчуле в 951 г.); типикон Петрицонского мон-ря, составленный основателем обители Григорием Пакурианом (XI в.) ( Шанидзе. 1971); свод правил для настоятеля мон-ря Шиомгвиме, составленный старцем Симеоном (XII в.); завещание царя св. Давида IV Строителя (1089-1125), адресованное тому же мон-рю и по содержанию напоминающее типикон ( Жордания. 1896. С. 15-21); типикон XIII в. монастыря Вахани (Ваханис квабеби, букв.- «Ваханские пещеры») в Джавахети ( Андрей (Гвазава). 2014); фрагменты Квемо-Картлийского типикона XII-XIII вв. и др. Практически все эти уставы являются ктиторскими, т. е. отражают волю светских аристократов или церковных иерархов, к-рые являлись строителями или жертвователями мон-рей и имели право регламентировать дисциплинарную часть их устава. Ктиторские типиконы нередко устанавливали и штатное число насельников мон-рей. Так, в Петрицонском мон-ре, согласно уставу, должно было быть 50 монахов, в Ваханском пещерном мон-ре - 61 насельник (24 иеромонаха, 20 монахов, 7 иеродиаконов и 10 алтарников). В богослужебном отношении уставы груз. мон-рей в той или иной степени сочетали элементы различных греч. монашеских типиконов, действовавших тогда в Византии, из к-рых наибольшее влияние на груз. М. оказали 3: прп. Саввы Освященного, Студийский и Великой Лавры прп. Афанасия Афонского. В XI-XIII вв. основателями и строителями мон-рей часто выступали представители царствующей династии и аристократы. Нередко они приспосабливали монастырские здания для собственных нужд, устраивая в них личные часовни или погребальные крипты. Так, монастырские комплексы Шиомгвиме и Давидгареджи в пуст. Гареджи в XII в. стали царскими. Нек-рые груз. мон-ри, построенные царями или знатными лицами, стали центрами духовного образования и науки. В частности, особой известностью пользовалась Гелатская академия в Зап. Грузии при мон-ре Гелати , Икалтойская академия в Кахети при мон-ре Икалто , школа (или семинария) при Петрицонском мон-ре. Монгольские нашествия XIII-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Из уставов, написанных после святых Пахомия и Василия, известны следующие: 1) Иерусалимский, составленный св. Саввой Освященным († 532); 2) Студийский, получивший начало от прп. Феодора Студита († 826); 3-5) 3 афонских устава, из к-рых 1-й (971/2) был написан Евфимием, игум. Студийского мон-ря, и утвержден имп. Иоанном Цимисхием, 2-й принадлежит устроителю афонского иночества св. Афанасию († ок. 1000), а 3-й (1045) составлен в царствование и по повелению имп. Константина IX Мономаха мон. Космой Цинцулуком; 6) устав Константинопольского патриарха Алексия, написанный им между 1034 и 1043 гг. для своего мон-ря во имя Успения Богоматери; 7) устав Михаила Атталиата 1077 г., употреблявшийся в основанном им М. в К-поле; 8) устав груз. мон-ря Пресвятой Богородицы Петрицонитиссы в Бачковском (Петрицонском) мон-ре близ совр. Асеновграда (Болгария), данный в 1083 г. ктитором его Григорием Пакурианом ; 9) устав св. Христодула, данный в 1091 г. мон-рю св. Иоанна Богослова на Патмосе; 10) устав имп. Ирины, супруги Алексея I Комнина, написанный ок. 1114 г. для женского мон-ря Пресвятой Богородицы Благодатной; 11) устав царского мон-ря Пантократора, данный в 1136 г. визант. имп. Иоанном II Комнином ; 12) устав Льва, еп. Нафплийского и Аргосского, написанный в 1143 г. для монастыря Богоматери в Арии; 13) устав, составленный в 1158 г. Афанасием, игум. мон-ря вмч. Маманта в К-поле, находившегося под покровительством придворного Георгия Мистика; 14) устав честного мон-ря τν Ηλου Βμων или τν Ελεγμν (метох вифинского мон-ря Элегмон), находившегося в К-поле, данный имп. Мануилом I Комнином в 1162 г.; 15) устав мон-ря свт. Николая в Казоле (Юж. Италия), написанный в 1174 г. игуменом его Николаем; 16) устав св. Саввы Сербского, данный афонскому Хиландарскому мон-рю; 17) устав Махерасского мон-ря на о-ве Кипр, данный (1201-1210) иеромонахом (впосл. епископ Тамасский) Нилом. Перечисленными памятниками далеко не исчерпывается то количество уставов, которое существовало в действительности и применялось к жизни визант. М. в IX-XII вв. ( Соколов. 1894. С. 318-319).

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Однако посягательства азнауров на церковные владения не прекратились. Католикос Николай и его сподвижник еп. Ацкурский Николай (Джуаншерисдзе) изобличали «бесчинников», но «никто не склонял слух к словам их» (Там же. С. 166). Более того, под давлением царя Давида VI Нарина (1247-1293; в Зап. Грузии) католикос утвердил право некоего Арванбега Сабаисдзе на владение принадлежавшим Мцхете поместьем в Шеубани (1280 г. Док. 40//Корпус груз. Т. 1. С. 177-179), установив за ним оброк, к-рый тот должен был уплачивать Светицховели ежегодно в Великий четверг. Убедившись в своем бессилии, католикос Николай ушел на покой, оставив на Патриаршем престоле Авраама I (1282-1310). В. Силогава В 1269 г. груз. царем стал св. Димитрий II Самопожертвователь (Тавдадебули). В 80-х гг. XIII в. хан Аргун вызвал в Орду св. Димитрия, вовлеченного после смерти Абага-хана в междоусобную борьбу и обвиненного в заговоре против нового хана. Повторный суд приговорил св. Димитрия к смерти. 12 марта 1289 г. он был обезглавлен. Католикос Авраам и свящ. Моисей, сопровождавшие царя в поездке в Орду, тайно выкупили тело св. царя и при помощи тбилисских рыботорговцев привезли на родину и похоронили в Светицховели. Католикос Авраам 4 раза принимал участие в посольствах к монголам, после смерти св. царя Димитрия он еще дважды посещал Орду, чтобы разрядить напряженность между ордынским правителем и царем Давидом VIII (1293-1311). К 1-й пол. XIII в. относится деятельность прмч. Иоанна Чимчимели . Он был церковным деятелем, переводчиком и философом, получившим образование в груз. Петрицонском мон-ре. Перевел толкования Книги Екклесиаста еп. Григория Акрагантского и Олимпиодора Александрийского , толкования Евангелия от Марка и Евангелия от Луки свт. Феофилакта Болгарского , что имело большое значение для развития груз. духовной литературы того времени. Митр. Тимофей (Габашвили) (XVIII в.), описывая фрески Крестового мон-ря в Иерусалиме, называет его мучеником, а историк XIX в. М. Джанашвили отмечает, что прмч. Иоанн руководил лит. школой в Греми, где преподавал философию, богословие, греч., сир. и араб. языки. Прмч. Лука Иерусалимский (Абашидзе) подвизался в Крестовом мон-ре в Иерусалиме, принадлежавшем в то время Османской империи. В 1277 г., стремясь оградить мон-рь от притеснений со стороны мусульман, он, будучи уже настоятелем мон-ря, отправился к султану, к-рый предложил ему отречься от Христа в обмен на должность эмира. Лука исповедал Христа, за что ему отрубили голову, а тело сожгли. Приблизительно в то же время в Крестовом мон-ре персами была замучена прмц. Саломия Грузинка , мон. одного из жен. мон-рей Иерусалима.

http://pravenc.ru/text/638558.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010