Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Цонев Димитр Драганов; 12.01.1913, Елена - 28.10.2009, Варна), митр. Доростольский и Червенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ). По линии матери родственник митр. Тырновского Илариона (Михайловского) . Среднее образование получил в Елене. В 1927-1933 гг. учился в Софийской ДС, в 1933-1937 гг.- на богословском фак-те Софийского ун-та. В 1937-1938 гг. заведовал приютом для сирот в Тырнове. 4 сент. 1938 г. в Дряновском мон-ре пострижен в монашество, а 21 сент. в Варне рукоположен во диакона. Был секретарем Варненской и Преславской митрополии, в 1940-1943 гг. учитель-воспитатель в Софийской ДС. 4 нояб. 1941 г. в ц. Иоанна Рильского при Софийской ДС рукоположен во иерея. С нач. 1944 до 30 сент. 1957 г. протосинкелл Великотырновской митрополии. 5 дек. 1947 г. возведен в сан архимандрита. В 1957-1964 гг. инспектор Софийской ДА, в 1964-1965 гг. игумен Троянского монастыря , с 1965 по 1972 г. последовательно возглавлял Культурно-просветительский и Богословский отделы при Свящ. Синоде БПЦ. С 1 авг. 1972 г. игумен Бачковского мон-ря (см. Петрицонский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь ). 21 янв. 1981 г. в Пловдиве в храме св. Марины хиротонисан во епископа Траянопольского. С 1981 по 1990 г. последовательно занимал должности председателя церковного настоятельства храма-памятника во имя блгв. кн. Александра Невского в Софии, директора Центрального церковно-исторического и археологического музея при Болгарской Патриархии, игумена Троянского монастыря, викария митр. Варненского и Преславского Иосифа (Лазарова) , патриаршего викария и заведующего Богослужебным и Духовного надзора отделами при Свящ. Синоде. В 1990-1992 гг. викарный епископ Великотырновской епархии, в 1992-1994 гг. администратор этой епархии. С 1994 г. патриарший викарий Софийской митрополии. 7 сент. 2003 г. избран, а 12 окт. утвержден митрополитом Доростольским и Червенским. Взошел на кафедру 19 окт. того же года.

http://pravenc.ru/text/389209.html

Бачковский монастырь Успения Богородицы Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Бачковский монастырь (болг. Бачковски манастир, в древности «Петрицонский») — второй по величине после Рильского православный ставропигиальный мужской монастырь Болгарской Православной Церкви. Находится в регионе Родопских гор на правом берегу реки Чаи, в 189 км от Софии и в 10 км от Асеновграда. Знаменит сочетанием традиций византийской, грузинской и болгарской культур. Бачковский монастырь — одно из самых посещаемых мест в Болгарии, важный туристический центр, входит в список ста национальных достояний Болгарии. При монастыре действует гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Бачковский монастырь Успения Божьей Матери был основан в 1083 году византийским полководцем грузинского происхождения, доместиком византийского императора, Григорием Бакурианом и его братом Абазием. Григорий Бакуриани лично написал типик монастыря на греческом, грузинском и армянском языках, отметив о своем грузинском происхождении на первой странице типика, подписав его в конце грузинскими буквами. Монастырь был населен только иверийскими (грузинскими) монахами, что отмечалось в уставе. Богослужение велось на грузинском языке. В то время эта местность входила в состав Византийской империи. Во времена Второго Болгарского царства обители покровительствовал царь Иоанн-Александр, увековеченный на одной из сохранившихся фресок монастыря, с XI века при монастыре функционировала школа. Вероятно, что в XIV веке в монастырское братство стали вступать греческие и болгарские монахи, хотя монастырь продолжал оставаться иверийским. После завоевания Болгарии турками последний патриарх Второго Болгарского царства Евфимий Тырновский был заточен именно в Бачковском монастыре, где и умер около 1403 года. В застенках монастыря патриарх вместе со своими учениками активно занимался книжной и религиозной деятельностью. С этого момента начался постепенно усиливающийся процесс эллинизации Болгарской Церкви, естественно и Бачковского монастыря, братия которого стала пополняться иноками греческой и болгарской национальности, игуменами начали ставить греков или эллинизированных болгар. Бачковский монастырь. Иконописная панорама

http://azbyka.ru/palomnik/Бачковский_мон...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНАГИИ МУХЛИОТИССЫ МОНАСТЫРЬ В Константинополе [греч. Παναγα Μουχλιτισσα, Παναγα τν Μαγουλων, Панагия Монгольская; известна также как Θεοτκος Παναγιτισσα, Богородица Всесвятая], храм и мон-рь средне- и поздневизантийской эпох. Название связано с покровительницей мон-ря в кон. XIII в. деспиной Марией Палеологиной (ум. после 1307). Мария (в монашестве Мелания) - внебрачная дочь византийского имп. Михаила VIII Палеолога . В 1265 г. выдана замуж за хана Абаку, сына Хулагу, правителя могущественного монг. гос-ва Хулагуидов (1265-1282). После смерти мужа Мария вместе с дочерью Феодорой Арахантлун вернулась в К-поль. В Византии и Европе за ней закрепилось имя Мария Монгольская. История Монастырь Панагии Мухлиотиссы. Рис. в кн.: Paspathj A. G. Buzantinai Meletai, topo-grafikai (KwnstantinoÚpolej, 1877) Монастырь Панагии Мухлиотиссы. Рис. в кн.: Paspathj A. G. Buzantinai Meletai, topo-grafikai (KwnstantinoÚpolej, 1877) Мужской мон-рь Богородицы Панагиу (Παναγου, Всесвятой) возник на 5-м холме К-поля (ныне район Фенер, см. Фанар ) не позднее нач. XI в. В это время известен игумен мон-ря Антоний, ближайший ученик прп. Афанасия Афонского (BHG, N 187). П. М. м. представлял собой образец духовной жизни для Византии, так что его устав (типикон) в кон. XI в. взял за основу визант. полководец Григорий Пакуриан для основанного им Петрицонского монастыря (ныне Бачково, Болгария), вложив один экземпляр своего устава в П. М. м. (Byzantine Monastic Foundation Documents/Eds. J. Thomas, A. Constantinides Hero. Wash., 2000. Vol. 2. P. 519-520). Также в кон. XI в. богослов Никита Стифат переписывался с игуменом П. М. м. Афанасием по вопросам применения церковных канонов ( Nicet. Pector. Orat. 9//SC. Vol. 81. P. 464-484). Ок. 1100 г. игуменом П. М. м., возможно, был Константин, пресвитер Великой церкви и Влахерн (Actes d " Iviron. Vol. 2. P. 191-192). В кон. XI в. здесь (in monasterio Panagiotum) гостил Иоанн Амальфийский, который перевел с рукописи П. М. м. на латынь части «Луга духовного» Иоанна Мосха (BHL, N 6536p). Известна печать из П. М. м. 2-й пол. XI в. ( Laurent. 1965. P. 95). В XII в. мон-рь упоминается в эпитафии его благодетеля - Феодора Тронха (Marc. gr. XI 22. F. 93v). В 1192 г. П. М. м. владел домом в к-польском квартале пизанцев ( Miklosich, Muller. Vol. 3. N 18).

http://pravenc.ru/text/2578780.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНО-ВОДЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ КИРИКА И ИУЛИТТЫ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя святых Кирика и Иулитты. 1850 гг. Церковь во имя святых Кирика и Иулитты. 1850 гг. Пловдивской епархии Болгарской Православной Церкви. Находится на склоне гор Чернатица в Зап. Родопах, близ г. Асеновград. Был основан в XIV в. Изначально располагался недалеко от источника, в 500 м от совр. местонахождения. В XVII в., возможно в 1666 г., турки разрушили мон-рь с целью обратить правосл. население в ислам, но он был восстановлен на новом месте и освящен во имя прп. Параскевы (Петки). 1696 г. датирована ктиторская плита в фонтане, сделанная мастером Николой. В 1808 г. над источником была построена часовня. В 1810 г. мон-рь был полностью сожжен керджалиями. В 1819 г. была реконструирована часовня над источником, а к 1850 г. мон-рь был полностью отстроен в сохранившемся ныне виде. Церковь расписана зографом Алексеем Атанасовым, к-рый особое внимание уделил теме мученичества и христ. самопожертвования. Роспись храма завершилась 13 окт. 1850 г., о чем гласит надпись над входом. Вскоре настоятель иером. хаджи Иероним освятил ц. во имя святых Кирика и Иулитты. После учреждения Болгарского экзархата и поставления в Пловдиве болг. иерарха Г.-В. м. долгое время был резиденцией Филиппопольского (греч. название Пловдива) иерарха К-польской Православной Церкви. В 1906 г. партизаны изгнали греч. духовенство из обители. В 20-30-х гг. при мон-ре было открыто богословское уч-ще. Г.-В. м. сильно пострадал при пожаре 1924 г. и при землетрясении 1928 г. С 1943 - по сент. 1944 г. в обители находился концлагерь. После войны мон-рь нек-рое время был в запустении, затем был обращен в психиатрическую лечебницу. С 1983 г. здесь размещается творческая база Союза болг. архитекторов. Г.-В. м.- это комплекс из 4 двухэтажных братских и хозяйственных корпусов, замкнутых в квадрат, с церковью в центре. Вост. жилой корпус, являющийся центральным фасадом мон-ря, украшен рядом окон, массивными деревянными воротами и эркером над ними. Церковь обители близка по архитектуре к церкви Бачковского мон-ря (см. Петрицонский мон-рь ) афонского крестово-купольного типа с 3 алтарными апсидами и 4 закомарами, с обширным псевдобазиликальным притвором и сводом в виде слепого купола. По стилю и технике строения можно сделать предположение, что ее архитектором был мастер Васил Димов, построивший в 40-х и 50-х гг. XIX в. неск. храмов близ Асеновграда. В церкви находятся иконы, написанные Захарией Зографом : «Спаситель», Богородицы «Живоносный Источник», св. Иоанна Предтечи, св. Афанасия, храмовая икона святых Кирика и Иулитты. Г.-В. м. является памятником культуры. Церковь действует как приходская. В братских корпусах располагается гостиница. Лит.: Bulgarian Monasteries. Sofia, 1997. S. 190-197; Димитров Б. Христианство в болгарских землях. София, 2003. С. 174-175. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166229.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иона (Проданов), еп. Агафонийский. Фотография. Сер. ХХ в. [болг. Йона] (Проданов Иван Петков; 29.03.1915, Пловдив - 12.12. 1959, София), еп. Агафоникийский Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Начальное образование получил в родном городе. С 1928 по 1934 г. обучался в Пловдивской ДС. С 1934 г. послушник в Рильском монастыре, где 8 янв. 1940 г. был пострижен в монашество. С 1935 по 1939 г. студент богословского фак-та Софийского ун-та. Во время обучения был рукоположен во диакона, служил в Пловдивской епархии. Впосл. был рукоположен во иерея, 31 окт. 1939 г. назначен преподавателем, евфимерием и библиотекарем в Пловдивской ДС. С 21 апр. 1947 по 30 нояб. 1949 г. игумен Бачковского мон-ря (см. Петрицонский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь ). По его инициативе было восстановлено сгоревшее западное крыло монастырского комплекса. В период игуменства был возведен в сан архимандрита. 15 нояб. 1949 г. назначен главным секретарем Св. Синода БПЦ; этот пост занимал до 15 июля 1955 г. 30 дек. 1951 г. в кафедральном храме-памятнике св. Александра Невского в Софии хиротонисан во епископа с титулом «Агафоникийский». 15 июля 1955 г. повторно назначен игуменом Бачковского монастыря. Написал краткую историю Бачковского монастыря (Бачковски манастир: (Кратък ист. очерк с 24 снимки в текста). София, 1956) и учебник для духовных училищ по литургике (Литургика. София, 1950), а также ряд статей в болгарской периодике. Принимал участие в многочисленных международных конференциях и конгрессах. Похоронен в Бачковском монастыре. Лит.: Кръстев С. Агатоникийски еп. Йоан//Църк. вестн. София, 1952. Бр. 4/5. С. 1-2; Кончина еп. Агафоникийского Ионы//ЖМП. 1960. 3. С. 47-48; Цацов Б. Архиреите на Българската Православна Църква. София, 2003. С. 306-307. Х. Темелски Рубрики: Ключевые слова: ЕВЛОГИЙ (Стамболджиев Божидар Стоянов; род. 1954), еп. Адрианопольский Болгарской Православной Церкви (БПЦ)

http://pravenc.ru/text/578320.html

Что нам передали великие наши родоначальники, и какое родство имеют сегодняшние монахи с ними? Способствует ли внутреннему деланию монашествующих подчинение уставу? Приведет ли монаха строгое исполнение заведенного в монастыре порядка к совершенству в духовной жизни? Чтобы постараться ответить на эти вопросы вспомним, чему нас учат выше перечисленные древние иноческие уставы. Разумность устава зависит от душевного настроения и характера того, кто положил устав. Так было и в случае великих наших отцов, оставивших нам древние уставы. В первую очередь отметим, что они тесно связаны с жизнью их составителей. Рассматривая древние уставы, надо брать во внимание обстоятельства жизни этих великих авв и учителей монашества. В них передаются правила, на формирование которых подавали повод случаи жизни. Определенные дополнения в уставах были обусловлены тем, что эти святые отцы брали во внимание и обстоятельства жизни братии . В целом все древние иноческие уставы передают подробности внешней жизни и выясняют внутреннюю сторону разных ее проявлений, указывают строй монастыря, дают правила приема в обитель и обучения новоначальных, поведения монашествующих, указывают епитимии – меры исправления и вразумления. Уставы полагают чин молитвословия – порядок ночных и дневных молитв и псалмопения. Устав вышеотмеченного Петрицонского монастыря был положен нами в основу нового устава женского монастыря Хахульской Иконы Божией Матери – Новая Шуамта. Этот монастырь, основанный в XVI веке, был закрыт в 1920-е годы советской властью. Первые сестры возобновленного монастыря в начале 1990-х годов начинали свое монашеское житие в греческом монастыре Архангела Михаила, который является женским подворьем Филофейского монастыря св. Горы. Поэтому многое было взято и из устава монастыря Архангела Михаила, который в свою очередь представляет собой афонскую традицию монашества и основывается на опыте подвижника благочестия старца Иосифа Исихаста. Следуя древнему уставу, сестры взяли за правило в течение четырех постов прочитывать устав своего монастыря за трапезой, чтобы напоминанием возбуждать чистый смысл монашеского жития и заповедь Господа и Спасителя (см. 2 Петр. 3:2), чтобы, встав один раз на путь истинной свободы через познание Господа, избежать скверн мира, опять не запутаться в них и поработиться ими, т. к. «последнее бывает для таковых хуже первого».

http://pravoslavie.ru/90109.html

нии следуют две строки без текста, тогда как в рукописи (стр. 65) после этих слов идет κα δι ποαν αταν и затем – без всякого перерыва – текст главы; р. 201.25 – ξενοδοχεα, стр. 71 – μοναστοια. Рис. 1. Толкования Симплиция на «Физику» Аристотеля. Москва, ГИМ, Муз. 3649, л. 1. Рис. 2. Notitiae episcopamuum. Ленинград, ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, греч 716, л. 3 Рис. 3. Notitiae episcopamuum. Ленинград, ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, греч 716, л. 3 об. Рис. 4. Коридетское евангелие. Тбилиси, Институт рукописей им. К. С. Кекелидзе АН ГССР, л. 72 об. Рис. 5. Коридетское евангелие. Тбилиси, Институт рукописей им. К. С. Кекелидзе АН ГССР, л. 140 об. Рис. 6. Коридетское евангелие. Тбилиси, Институт рукописей им. К. С. Кекелидзе АН ГССР, л. 174. Рис. 7. Коридетское евангелие. Тбилиси, Институт рукописей им. К. С. Кекелидзе АН ГССР, л. 197 об. Рис. 8. Устав Петрицонского ионастыря. Киев. ЦНБАН УССР, Z 4579. л. 1. 11 С.Г. Каухчишвили. Георгика. Сведения византийских писателей о Грузии, т. V. Тбилиси, 1963, стр. 83–301. 12 L. Petit. Typikon de Grégoire Pacourianos pour le monastre de Pétritzos (Bakovo) en Bulgari. – BB. XI, Приложение, 1904. 13 Γρηγριος Πακουριανς μγας δομστικος τς Δσεως κα τ π’ ατο τυπικν τς μονς τς Θεοτκου τς Πετριτξονιτσσης. Lipsiae, 1888. 14 L. Petit. Op. cit., p. XXV–XXVI; А. Шанидзе. Грузинский монастырь в Болгарии и его типик. Грузинская редакция типика. Тбилиси, 1971, стр. 48 и таб. 9. 16 П. Безобразов. Материалы для истории Византийской империи. I. Неизданные монастырские уставы. – ЖМНП, ч. 254, 1887, ноябрь, стр. 65–78. 17 Н. Петров. Описание рукописей Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии, вып. I. Киев, 1875, стр. 108–109. Рукопись 163 поступила в библиотеку академии 11 мая 1872 г. 18 Никифор был избран митрополитом Филиппополя 26 сентября 1824 г. После его смерти его приемником стал критский митрополит Хрисанф – с 24 августа 1850 г.; Κ. Μ. Αποστολδης. τς Φιλιππουπλεως στορα π τν ρχαων μεχρ τν καθ μς χρνων. Εν θναις, 1959, σ. 286. Этим примечанием мы обязаны директору Греческого института византийских и послевизантийских исследований в Венеции г-ну М. Мануссакасу, которого сердечно благодарим.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Собирание, систематизация и изучение богатейшего рукописного наследия и материальной культуры было и остается важнейшей задачей для всех исследователей истории и литературы грузинского христианства. Но процесс изучения дополнительно затруднялся тем, что дошедшие до нас источники и памятники на грузинском языке были созданы и хранились не только в Грузии, но и за ее пределами, практически по всей христианской ойкумене. Грузия имела около 50 монастырей в других странах, и в каждой из этих обителей их строители и насельники, наряду с прочими монашескими трудами, создавали рукописи, переписывали, переводили – так что в итоге грузинские тексты рассеяны по всему миру. Основные центры, где переводились Священное Писание и святоотеческие творения, создавались и переписывались грузинские рукописи (и где эти рукописи сосредоточены и сейчас), находились вне Грузии – в Палестине, на Афоне, в Болгарии. Эти центры – крупнейшие из них Крестовый монастырь в Иерусалиме, Иверский (Грузинский) на Святой Горе Афон, Петрицонский в Болгарии – уже несколько столетий не принадлежат грузинам, монашеская жизнь в некоторых из них ослаблена или вовсе прервалась. Новые владельцы этих обителей, как правило, не владеют грузинским языком; сплошь и рядом они не заинтересованы в разыскании и обнародовании рукописей, и часто чинят препоны тем немногим исследователям, которые способны их прочитать. Понадобилось время и усилия многих, чтобы частично преодолеть эти препятствия. Но и по сегодняшний день во многих хранилищах мира осталось немалое число необследованных грузинских рукописей, зачастую даже не опознанных как грузинские. То, что хранилось на территории самой Грузии, подверглось не меньшим испытаниям. На протяжении веков почти все монастыри в той или иной степени были разрушены и разграблены, вместе с насельниками и насельницами сжигались и уничтожались фрески, иконы и, конечно, рукописи. Трагические эпизоды повторялись вновь и вновь. Достаточно двух примеров из истории двух крупнейших монастырей и просветительских центров, подвергшихся такому насилию. В основанной в VI в. старейшей Давидо-Гареджийской Лавре, персы во время нашествия 1616–1617 гг. убили 6000 монахов (память их Грузинская Православная Церковь отмечает во вторник Светлой седмицы), а в 1851–1857 годах Лавра стала мишенью постоянных налетов лезгин. В другом крупнейшем монастыре Квабтахеви, основанном царем Давидом Строителем в XI веке и расположенном в Картли, недалеко от Гори, воины Тамерлана в 1386 году заживо сожгли всех монахов, разрушили и расхитили все, чем обладала обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

31 октября 1943 г. состоялось примирение двух Церквей. В древнем кафедральном соборе Тбилиси была совершена Божественная литургия, объединившая в молитвенном общении Католикоса Каллистрата и представителя Московской Патриархии – архиепископа Ставропольского Антония. После этого Священный Синод Русской Церкви под председательством Патриарха Сергия вынес определение, по которому, во-первых, признавалось восстановленным молитвенное и евхаристическое общение между Русской и Грузинской Православными Церквами, и, во-вторых, было решено просить Католикоса Грузии предоставить русским приходам в Грузинской ССР сохранять в своей богослужебной практике те порядки и обычаи, которые они наследовали от Русской Церкви. 7.4. Современное состояние Грузинской Православной Церкви Монашество и монастыри. Распространителями монашества в Грузии явились 13 сирийских подвижников во главе с прп. Иоанном Зедазнийским, присланных сюда в VI в. из Антиохии прп. Симеоном Столпником. Именно они основали один из первых монастырей в Грузии – Давидо-Гареджийский. К древнейшим монастырям Грузии относятся также Моцаметский (VIII в.), Гелатский (XII в.), где погребены цари Грузинского царства, Шио-Мгвимский (XIII в.). С 980 г. на Святой Горе Афон действует Иверский монастырь, основанный прп. Иоанном Ивером. Инок испросил у византийского императора небольшую обитель св. Климента на Афоне, где впоследствии и был основан монастырь. Иверские иноки были удостоены явления иконы Божией Матери, названной по имени обители Иверской, а по месту нахождения ее над монастырскими вратами Вратарницей (Портаитиссой). В 1083 г. в на территории Болгарии византийским феодалом Григорием Бакурианисом был основан Петрицонский монастырь (ныне Бачковский) – один из крупнейших очагов средневековой грузинской культуры и монашества. Через эту обитель осуществлялись тесные культурные связи между Византией и Грузией. В монастыре активно шла переводческая и научно-богословская деятельность. В конце XIV в. обитель захватили турки-османы и разрушили ее. С конца XVI в. монастырем завладели греки, а в 1894 г. монастырь был передан Болгарской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1959 . [Ефрем Мцире. Сообщения о причине обращения грузин, которые содержатся в книгах/Подг. текста, предисл., лексикон-указатель Брегадзе Т. Тбилиси 1959]. Переводы Петра Ивера, сделанные преп. Ефремом – см. 14 .188. 291 . Gribomont J. Histoire du texte des Ascétiques de S. Basile//Bibliothèque du Muséon. 32. Louvain 1953. 78–79. Иоанэ Петрици Ум. ок. 1125. Подвизался в Петрицонском, ныне Бачковском грузинском монастыре в Болгарии. 292 . 1937, 1940. [Труды Иоанэ Петрици. Подг. текста, иссл-ние Нуцубидзе Ш., Каухчишвили С. 2 Тбилиси 1937, 1940]. 293 . 1967 . [Иоанэ Петрици. Лествица блаженств. Тбилиси 1967]. 294 . Кисьов С. Банковский монастырь. София 1990. 126. 295 . Марр Н. Я. Иоанн Петрицский, грузинский неоплатоник XI-XII веков//Записки Вост. Отд. Имп. Рус. Археол. Об-ва. 1909. 19. 53–113. 296 . Соколов И. Грузинский монастырь в Визаитии//ХЧ 1906. Апрель. 297 . 1971 . [Шанидзе А. Грузинский монастырь в Болгарии и его типик. Тбилиси 1971]. 298 . Василиев А. Бачковската костница. София 1965. 299 . Василиев А. Ктиторски портреты. София 1960. 300 . Lemerle P. Le Typicon de Grégoire Pakourianos. Cinq études sur XI е siècle byzantin. P. 1977. 301 . Tarchnisvili M. Typicon Gregorii Pacuriani. Louvain 1954. (CSCO. 143, 144). 302 . Шанидзе А. Страници из историята на грузино-българските взаимоотношения//Ист. преглед. София. 1958. 14. Виссарион (Кикодзе) Схимонах, подвизавшийся на Афоне в XIX в. 303 . Афонский схимонах Виссарион, Грузин//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия. 9 .98). Том «Октябрь». 114–123. 304 .//Антоний (Святогорец), иером. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века 8 .467). М. 1994. 32–35. Венедикт (Китиашвили), св. преп.: Иларион Грузин Новый (Канчавели) Пам. 14/27 февраля. Иеросхимонахи; подвизались на Афоне в XIX в., где прославились духовными подвигами. Сними связан подъем духовной и творческой активности груз. афонцев; в 1823–1824 гг. ими переписан ряд груз. рукописей. 305 .//Антоний (Святогорец), иером. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. 8 .467). М. 1994. 31–32.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010