Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Выборгские шпицрутены» К 230-летию одной из блестящих побед русского флота 25.06.2020 578 Время на чтение 9 минут Источник: Столетие.Ru 22 июня 1790 года – дата на сегодняшний день полузабытая. Между тем именно в этот день ровно 230 лет назад произошло эпичное морское сражение, одно из крупнейших в истории отечественного флота. В этот день россияне наголову разгромили шведский флот под командованием лично короля Густава III. Амбициозный Густав III пришёл к власти в результате военного переворота, покончившего со всевластием аристократов и давшего королю самодержавные полномочия. Главным врагом своей страны он считал Россию, покончившую при Петре Великом с былой Шведской империей и отвоевавшей у неё обширные территории в Ингрии и Прибалтике. Густав III мечтал возродить шведское господство на Балтике и хотел вернуть отторгнутые россиянами земли. Для нападения он специально выбрал время, когда Россия вступила в очередную войну с Османской империей. Как рассчитывали в Стокгольме, борьбы на два фронта россияне не выдержат. Для того, чтобы получить повод для начала военных действий, король велел устроить провокацию: группа шведов, переодевшихся в российские мундиры, обстреляла гарнизон шведской же крепости Пуумала. Сразу после инцидента в Пуумала шведская армия осадила российскую крепость Нейшлот. Но главную роль в этой войне приобрел морской театр военных действий. Густав III очень полагался на свой флот, в укрепление которого он вложил много усилий . В Стокгольме планировали, что шведские эскадры прорвутся в Финский залив, блокируют Кронштадт и высадят сухопутную армию, которая стремительно возьмет Санкт-Петербург. Именно в оккупированной российской столице шведский самодержец и намеревался продиктовать Екатерине II условия мира. К российским же морским силам на Балтике король относился пренебрежительно – он прекрасно понимал, что лучшие свои кадры русские сейчас отправляют на Чёрное море для борьбы с турками. Начало боевых действий на море, впрочем, немало шведов обескуражило. Первое генеральное сражение флотов состоялось 6 июля 1788 года у острова Гогланд. Шведы превосходили русских по орудиям в полтора раза, они считали, что намного превосходят русских и в выучке – но никакой решительной победы не получилось. Русский командующий Самуил Карлович Грейг, стяжавший себе громкое имя ещё разгромом турок у Чесмы в 1770-м, превосходно руководил эскадрой и на этот раз, грамотно поставив шведов под огонь своих орудий. Но Грейга подвели некоторые из его собственных капитанов, нерешительные действия которых помешали российскому адмиралу устроить врагу полную «конфузию». В итоге, обе стороны потеряли по одному линейному кораблю. При этом, однако, шведы так пострадали от артиллерийского огня русских, что вынуждены были отказаться от высадки десанта у Санкт-Петербурга и отступили в Свеаборг. Планировавшийся Густавом III «блицкриг» оказался сорван.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/25/vyborg...

(Epistula 288) Это первое послание новоизбранного Патриарха Фотия Римскому папе Николаю I, отправленное через год после вступления на кафедру (то есть в 860 г.) с посольством, возглавляемым протоспафарием Арсавиром, которое доставило в Рим также письмо от императора Михаила III. Хотя текст носит достаточно формальный характер интронизационного послания (так, исповедание веры дословно повторяется в Окружном послании Восточным патриархам (Ep. 289)), мотив личного нежелания Фотия занимать этот пост выражен, пожалуй, с большей силой, чем того требовали риторические условности. В последующей переписке эта тема получит дальнейшее развитие. Ответ папы (Epis­tula 3, Mansi XV, 168A-C) содержал протест против поставления в патриархи мирянина, в основном повторявший подобные же претензии, предъявлявшиеся Римским престолом Патриархам Тарасию и Никифору. Во всём святейшему, священнейшему собрату и сослужителю Николаю папе Старшего Рима Фотий, епископ Константинополя, Нового Рима. Когда я представляю в мыслях величие священноначалия и человеческое ничтожество, далеко не достигающее присущего тому совершенства, и начинаю оценивать немощь моей силы и то понятие, которое я всегда имел о высоте такого достоинства, заставлявшее удивляться и изумляться тем, кто из нашего поколения (чтобы не говорить о предыдущих) принял на себя страшное иго архиерейства, будучи людьми, связанными плотью и кровью, но отваживаясь совершать дела бестелесных херувимов, – когда я исследую и рассматриваю это и вижу, что ныне сам уловлен в том же, что, созерцаемое у других, приводило меня в волнение, невозможно высказать, какую я испытываю боль и каким унынием пребываю одержим. Ведь хотя у меня с детства была забота, возраставшая вместе со мной и меня сопровождавшая, жить спокойно в размышлениях о себе самом, освободившись от житейских дел и треволнений – ибо надлежит, начав писать к Вашему Преподобию, говорить правду, – пусть даже почести царских должностей, удерживая это стремление, принуждали обращаться к иным занятиям, тем не менее для меня никогда не была переносима смелость взять на себя исполнение архиерейского достоинства. Ибо всегда, всегда внушало оно мне почтение и страх, особенно при воспоминании о первоверховном апостоле Петре, который, показав много свидетельств веры в Господа Иисуса Христа, истинного Бога нашего, и всесторонне дав много доказательств любви к Нему, словно в увенчание прежних его добрых дел и свершений удостоился вдобавок к учительскому принять и пастырское служение. Но знаю я и о рабе, которому вверен был талант и который, опасаясь суровости господина, скрыл его, чтобы доверенное ему как-нибудь не пропало, будучи расхищено, и как он был призван к ответу за то, что не вернул этот талант давшему приумноженным, и подвергся осуждению на огонь и геенну.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

А.А. Половцов Глебов, Александр Иванович Глебов , Александр Иванович , генерал-аншеф, генерал-прокурор при Петре III и Екатерине II. Происхождение его мало выяснено. Бантыш-Каменский считал Александра Ивановича сыном генерал-аншефа Ивана Федоровича (см. его биографию), а по Долгорукову и Карабанову, он происходил из духовного звания, но и то и другое мнения ошибочны: в действительности А. И. Г. был из дворян, но не из того рода, к которому принадлежал Иван Федорович. Сам Г. утверждал, что он происходит из древнего дворянского рода, считающего своим родоначальником Касожского князя Редегу. Его предки служили по Новгороду. Отца Г. звали Иваном Петровичем. Г. родился 26 августа 1722 г. и на 15-м году поступил на службу сержантом в Бутырский пехотный полк (3 февраля 1737 г.). В 1737–1739 гг. он сражался под начальством Миниха против турок, участвовал в штурме Очакова (2 июля 1737 г.) и сражении при Ставучанах (17 авг. 1739 г.), где был контужен, и самостоятельно производил поиск над неприятелем на р. Прут, командуя легкой партией. Турецкая война дала ему чины прапорщика (8 июня 1737 г.), подпоручика (16 ноября 1737 г.) и поручика (28 апреля 1739 г.). 25 марта 1741 г. он был произведен в капитаны и 3 мая 1749 г. отставлен от военной службы с переименованием в коллежские асессоры. Неизвестно, занимал ли Г. какую-нибудь должность до 6 марта 1754 г., когда он был назначен обер-секретарем Сената в экспедицию по генеральному межеванию; 13 мая того же года Г. был назначен к присутствованию в Главной межевой канцелярии при Сенате в должности советника. Он был также членом уложенной комиссии. 10 декабря 1755 г. Г. назначен обер-прокурором Сената. Таким движением по службе и дальнейшим своим возвышением он обязан главным образом покровительству могущественного вельможи, графа П. И. Шувалова, с которым ему удалось сблизиться, а затем женитьбе своей (7 февраля 1756 г.) на обер-гофмейстерине Марии Симоновне Чоглоковой, урожденной графине Гендриковой, родной племяннице императрицы Екатерины I, что дало ему возможность стать близко ко Двору.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Левиз-оф-Менар, Федор Федорович (Friedrich von Löwis of Menar) Левиз-оф-Менар, Федор Федорович (Friedrich von Löwis of Menar) – ген.-лейт.; родился 6 сентября 1767 г. в Гапсале, Эстляндской губернии, и принадлежал к древней шотландской дворянской фамилии, перешедшей в русское подданство при Петре Великом. Самое раннее детство Левиза протекло в доме его родной тетки Энгельгард, у которой он находился до восьмилетнего возраста; вернувшись к родителям, он под руководством двух преподавателей принялся за изучение математики, истории, географии и французского языка. По существовавшему в то время обычаю, Левиз еще шести лет был записан на службу ефрейт-капралом в Московский Карабинерный полк, после того переведен вахмистром в Казанский Кирасирский полк, а в 1781 г. произведен в аудиторы и вслед за тем назначен адъютантом в штаб своего отца. По окончании домашнего образования в 1782 г. Левиз был определен подпоручиком в Ревельский пехотный полк, находившийся в Эстляндии, и зачислен был в батальон подполковника, впоследствии генерала от инфантерии, Бенкендорфа. Прослужив в этом полку три года, он в чине поручика в 1786 г. перевелся в Нарвский пехотный полк, с частью которого в 1788 г. был послан в Финляндию по случаю войны, объявленной в июне месяце шведским королем Густавом III императрице Екатерине II. Простояв в Нейшлоте несколько месяцев в напрасном ожидании нападения со стороны шведов, Левиз на зиму перешел в окрестности Выборга, а летом 1789 г. участвовал в разных движениях армии в районе тогдашней нашей границы со Швецией. За удачные действия у Ликола и Кодби, близ Фридрихсгама, на р. Кюмени и под деревней Кумбарандо он получил чины: капитана, секунд-майора и премьер-майора. По заключении Верельского мира он отправился с Нарвским полком в Полоцкое наместничество и там в 1791 г. был назначен командиром одного из четырехротных гренадерских батальонов, составленных на случай ожидаемой войны с поляками. Во время польского мятежа в 1792 и 1794 гг. он участвовал в ряде дел против поляков, за что был произведен в подполковники и получил орден св. Георгия и золотую шпагу с надписью «за храбрость». В 1795 г. Левиз, по собственному желанию, был переведен в Рижский Карабинерный полк, в 1799 г. был назначен командиром этого полка и произведен в полковники и в том же году – в генерал-майоры, с назначением шефом Казанского Кирасирского полка, получившего название Кирасирского Левиза полка. Однако в этом же году он вышел в отставку.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Кризис духовной школы конца XIX – начала XX вв 15.10.2008 509 Время на чтение 4 минуты Эпоха начала XX в. по логике исторического развития страны должна была принести обновление во многие отрасли общественной, государственной, духовной жизни. К несчастью, история распорядилась так, что получившееся слишком радикальным обновление на деле привело в 1917 г. и в последующий период к необратимому слому прежней структуры общественных отношений и управления. Между тем и в годы, предшествовавшие первой русской революции, во время нее и в особенности - в «третьиюньский» период шли поиски путей мирного решения накопившихся проблем. Сказанное прекрасно видно на примере системы православного духовного образования и ее центрального звена - семинарий. До сих пор вопрос о кризисе духовной школы конца XIX - начала XX в., его причинах, сущности и намеченных современниками путях его преодоления остается малоизученным. Автором доклада лишь недавно предпринята попытка разобрать перечисленные вопросы на примере важнейших источников, относящихся к российской духовной школе в целом, а также на материалах конкретной семинарии - саратовской. Дальнейшая рефлексия над представленным в вышедшей в этом году монографии материалами, а также продолжение работы с источниками позволяют говорить о сущности кризиса и путях выхода из него следующее. С момента учреждения православных духовных семинарий при Петре I в их функциях было заложено противоречие, со временем ставшее достаточно заметным, а в эпоху великих реформ уже довольно ощутимо давшее о себе знать. С одной стороны, духовные школы готовили будущих священнослужителей, с другой - давали образование детям уже служащего духовенства, которые совсем не обязательно желали пойти по стопам отцов. Кризис семинарий начала XX в. был обусловлен не только этим давним противоречием, но и фактически подготовлен политикой по отношению к Церкви обер-прокурора К.П. Победоносцева. В начале 1880-х гг. была намечена и осуществлена реформа духовных академий, которая, как показала Н.Ю. Сухова, готовилась в течение достаточно длительного времени. Что же касается «реформы» семинарий, которую по аналогии с другими мерами правительства Александра III можно назвать принятым в историографии термином «контрреформа», то она была проведена поспешно, вслед за академической (по принципу «академии реформировали - реформируем и семинарии»). Комиссии, разработавшей семинарский Устав 1884 г., отвели на работу менее месяца. Устав упразднял выборность преподавательской корпорации, ректора и инспектора семинарии. Учебные программы, предусмотренные Уставом, пришлось корректировать уже через два года после его утверждения. Тогда же, в 1886 г. былые бурсацкие протесты приобрели совершенно новую форму, и дело дошло до физического насилия: в тифлисской семинарии ректор протоиерей Чудиецкий был убит воспитанником Лагиевым.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Служба Петру Цетинскому и другие богослужебные тексты, напечатанные в Москве для южных славян Источник Параграф I II III IV V VI Service to Peter Tsetinsky and other liturgical texts printed in Moscow for the South Slavs The article is devoted to Moscow editions of church services and other liturgical texts intended for the southern Slavs. It is common knowledge that during the 18th and 19th centuries, Russia was an active supplier of liturgical books to the Orthodox Slavs. The study shows that in a number of cases, special editions of texts, differing from those published for use within Russia, were prepared for this purpose. The article pays particular attention to the service to St. Peter Tsetinsky, the first edition of which was printed in Moscow in violation of all existing rules for the publication of liturgical literature. This is the only case when the Synodal Printing House published a service to a saint whose name is not featured on the church calendar. Subsequently, the service to Peter Tsetinsky entered Srbljk, but to this day it is missing from the liturgical books of the Russian Church. I. Как известно, в XVIII–XIX в. Россия достаточно активно снабжала православных славян богослужебными книгами, что способствовало сохранению возникшей еще в Средние века близости книжных языков Slavia orthodoxa. Ввоз богослужебных книг был связан с их острым недостатком у православных славян, живущих на территории Османской империи и Австрии. Россия стремилась к тому, чтобы славяне получали церковную литературу, напечатанную синодальными типографиями, а не типографиями Вены или Венеции, где также имелись церковные кириллические шрифты. В данной статье речь в первую очередь пойдет о российско-сербских книжных контактах, однако будут также упомянуты книги, адресованные болгарам. Массовый ввоз богослужебных книг на сербские земли начался еще при Петре I. В описании дел Синода имеется определение от 27 апреля 1721 г. предписывающее в ответ на просьбу митрополита Моисея (Петровича) полностью снабдить богослужебными книгами 12 церквей Белграда 1 . В 30-х годы XVIII века Сербский митрополит Викентий (Йованович) распорядился, чтобы в церквях его митрополии читали и пели только по русским книгам. Это распоряжение было связано с опасением, что книги, напечатанные в других местах, могут содержать униатские идеи. Напечатанные в России книги поступали на Балканы во все возрастающем количестве. На первом этапе это была безвозмездная передача книг, а позже была налажена продажа произведенных в России книг, а также икон и церковной утвари 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Отношение русской церковной власти к расколу старообрядчества в первые годы синодального управления при Петре Великом Источник Содержание Предисловие Введение Часть первая Духовные меры Святейшего Синода против раскола в 1721–1725 гг. I. Увещательные послания для вразумления раскольников и предупреждения православных от заражения расколом II. Миссионерская деятельность церкви против раскола III. Полемическая деятельность церковной власти против раскола Вопрос о перстосложении для крестного знамения Вопрос о форме креста Господня Вопрос о начертании и произношении имени Иисус Вопрос об аллилуйя Вопрос о книжном исправлении Краткие замечания автора «Обличения» о других спорных вопросах Часть вторая. Церковно-гражданские меры высшей духовной власти против раскола и его последователей в первые годы Синодального управления (1721–1725 гг.). I. Общий характер и направление противо-раскольнических мер II. Церковно-гражданские учреждения и лица, принимавшие, по указам Петра I, участие в розыске раскольников III. Краткая характеристика противо-раскольнической деятельности сыщиков Зиновьева, Коптелова, Плещеева, Ю. Ржевского и др. IV. Подробное изложение церковно-гражданских мер V. Характеристика влияний и условий, сопровождавших противо-раскольническую синодально-церковную деятельность Приложения 1. Увещательные пункты или проект Златоустовского архимандрита Антония о том, как поступать с раскольниками, которые от раскола обращаются, но прежнего своего сложения перстного не пременяют и не проклинают от 14 июля 1721 года 2. Пастырское Святейшего Синода увещание к обращению раскольщиков в недра Православное Церкви 3. Увещание 4. Отрывок на толкования на Христовы проповеди о блаженствах сочинён архиепископом Феофаном Прокоповичем в 1722 г. 5. Очистительное клятвенное обещание попа Никифора Львова, обвинявшегося в раскольничестве, прочитанное при народном собрании в С.-Петербургском Троицком соборе 23 мая 1725 года     Предисловие Вопросу о русском расколе, в смысле изучении и обличения его, оказано было и оказывается очень много внимания со стороны высшей церковной власти, учёных духовного и светского чина, противо-раскольнических миссионеров, издателей памятников по части раскола, – внимания, впрочем, не большего, чем как заслуживает самый вопрос, весьма важный и сложный, имевший и имеющий не историческое только, но и церковно-общественное, жизненное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Деяние и мучение святых и славных и всехвальных апостолов Петра и Павла Подготовка текста, перевод и комментарии Е. Г. Водолазкина ДЕЯНИЕ И МУЧЕНИЕ СВЯТЫХ И СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА «Деяние... апостолов Петра и Павла» – одно из самых ранних (II–III вв.) апокрифических сочинений о новозаветных событиях. Возникшее в среде ранних христиан, это произведение несет отпечаток традиций эллинистического романа. Историю деятельности апостолов, рассказанную в канонических «Деяниях» сдержанно и реалистично, апокриф заменяет красочным повествованием с обилием чудес. Подобно множеству других апокрифов, появление настоящего сюжета о Петре и Павле может объясняться недосказанностью произведения канонического, обрывающегося на сообщении о двухлетнем пребывании апостола Павла в Риме. Апокрифическое «Деяние» посвящено окончанию жизни святых апостолов. Хронологически и географически описываемые события сопоставимы с четвертым и последним миссионерским путешествием апостола Павла. Напомним, что по каноническим «Деяниям» путешествие это было вынужденным: Павел ехал в Рим на суд кесаря. Помимо общей географии каноническое и апокрифическое повествования об апостолах сближаются своей проблематикой, в частности освещением взаимоотношений христиан и иудеев. Наконец, апокрифическое «Деяние» упоминает тех же исторических лиц, что и «Деяния» канонические, но упоминания этих в обоих произведениях различны (например, о Симоне волхве или епархе Агриппе). Переводы апокрифических сюжетов о Петре и Павле были известны на Руси уже в XI в. Прение Петра и Павла с Симоном и их мученическая смерть отражены в нескольких сюжетно близких произведениях. Так, наряду с публикуемым текстом в ВМЧ под 29 июня существует еще один, более краткий. О популярности данного сюжета свидетельствует и включение его (с добавлениями по Хронике Георгия Амартола) в ряд древнерусских хронографов. Символика этого апокрифа использовалась не только в средневековье. В качестве примера можно привести барельеф «Низвержение Симона волхва апостолом Петром» на Петровских воротах Петропавловской крепости, где в аллегорической форме прославлялась победа России над Швецией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Земля Вологодская (Телепрограмма, 18.02.06) (комментарий в свете веры) Вологда. Фото - А. Соловьев Телепрограмма «Православная энциклопедия» (Прямой эфир на канале ТВЦ 18.02.06) Видеозапись телепередачи «Православная энциклопедия» от 18 февраля 2006 года (формат WM9 – 256Kbps – PAL, 26 мин., 55 Mb, разр. 320х240) Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, в эфире «Православная энциклопедия». Сегодня мы с вами отправимся в Вологодскую епархию, в заповедный северный край с его тихой и строгой природой, старинными городами и древними монастырями. Вологодская земля – это прозрачные фрески Дионисия и пронзительные стихи Николая Рубцова, знаменитое вологодское кружево и певучая проза Василия Белова. А еще Вологодский край называют Северной Фиваидой. Здесь, как и в окрестностях древних Фив в Египте, жили многие святые. Собор вологодских святых включает более ста имен. Нашим гидом по Вологодской епархии станет Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. Но сначала – новости церковной и культурной жизни. Сюжет: Выставка государственной символики В музее современной истории России открыта выставка «Государственная символика России: история и современность». На ней представлена коллекция монет, наград, памятных знаков, в которых отражено становление государственных символов нашего Отечества. А. Ф. Львов. Автор музыки гимна " Боже, Царя храни " Первый российский гимн «Боже, царя храни» создан в 1816 году как символ победы русского оружия над Наполеоном. Большой Государственный герб был утвержден императором Александром III в 1882 году, хотя символика герба складывалась на протяжении столетий: двуглавый орел появился на великокняжеской печати Ивана III еще в XV веке. Надежда Царева, заведующая отделом экспозиции: – Щит обрамляет цепь ордена св. Андрея Первозванного. Она появляется на гербе в 1700 году при Петре I. Щит держат щитодержатели – Архистратиг Михаил и Архангел Гавриил. Венчает щит шлем Александра Невского. Вокруг щита расположены щиты с гербами тех территорий, которые входили тогда в состав Российской Империи: Казанское Царство, Сибирское Царство, Финляндское, Польское и т.д.

http://sedmitza.ru/text/404697.html

Верный до гроба. Князь А.А. Ширинский-Шихматов Приближаясь 84 к закату дней своих, все чаще переносишься думами и чувствами в прошлое. Воскресают в памяти те, с коими доводилось встречаться на длинном жизненном пути. Останавливаешь внимание с любовью на более близких и дорогих. Господь милостиво богато наградил меня друзьями, что позволяет мне, выделяя многими испытываемое неутешное горе – гибель Царской Семьи и злочестивую революцию, – считать жизнь свою счастливой. К числу тех, о коих особливо хранится светлая память, принадлежит церковный и государственный деятель, родившийся сто лет назад. С первой встречи, в разгар революции 1905 г., на меня, правоведа старшего курса, большое впечатление произвел своими определенными взглядами значительно старший соученик, тогда сенатор, князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов. В течение последующих 25 лет мне, с короткими перерывами, довелось находиться с ним в очень близком общении, пользуясь его доверием. Глубоко верующий и подлинно церковный, русский до мозга костей, убежденный сторонник исторически сложившегося Самодержавия, на котором веками держалась Россия, верный слуга любимых им Императоров Александра III и Николая II, знаток и ценитель родной старины, он даже внешним обликом, домашней одеждой напоминал боярина времен тишайшего Царя Алексея Михайловича. Ширинские-Шихматовы – старинный княжеский род, записанный в родословную книгу Смоленской губернии, вел начало от беев Ширинских, которые имели обширные владения по Волге и затем были завоевателями Крыма. Здесь они до конца XVIII в. считались «знаменитейшими и сильнейшими из всех» и «составляли в народном собрании первейшую степень». Один из беев Ширинских – Кинбар выехал в Россию при Великом Князе Иоанне III и признается родоначальником рода Ширинских. Потомки правнука его – Шихмата, во св. крещении Василия Келядемаевича (начало XVI в.), стали называться Ширинскими-Шихматовыми. Последние выдвигались в XVI в. на военном поприще, при Петре Великом были стольниками. В XIX в. известны были: князь Платон Александрович (1790–1853) – министр народного просвещения, академик Императорской Академии наук и писатель; брат его Сергей, в иночестве Аникита (1783–1837), – моряк, инспектор Царскосельского лицея, академик, иеромонах Новгородского Юрьева монастыря, писатель-поэт; князь Александр Прохорович († 1884) – попечитель Виленского, Киевского, Московского учебных округов, товарищ министра народного просвещения, сенатор. Князь Алексей Александрович был сыном последнего. Родился он в Вильне 6(18) ноября 1862 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010