XV. Высочайший указ и конференуция Сената с Синодом об устроении Синода. – Суд над воронежеким епископом Львом Юрловым При Петре Великом Синод состоял из представителей как монашествующего, так и белого духовенства. Из мовашествующего духовенства членами Синода были, кроме епископов, архимандриты и игумены, готовящиеся на высшие места в духовной иерархии. Но, по смерти Петра, это высшее духовное учреждение мало по малу потеряло свой первоначальный характер. Из синодального присутствия один за другим исключены бьли архимандриты и игумены и совершенно устранены члены из белого духовенства. Синодальное присутствиее составляли только четыре, а иногда даже три, архиерея. Императрица Анна решилась дать Синоду прежнее устройство, какое он имел при Петре I-м. По какому побуждению и по чьему представлению это сделано, не известно. Можно догадываться, однако ж, что это было не против желания Феофана, если не прямо по его представлению. С одной стороны, это разом прекращало толки о патриаршестве; с другой – увеличивало силу Феофана в борьбе с опасным совместником Дашковым, который забрал в Синоде всю власть в свои руки. 337 20 мая, 1730 года Императрица дала указ Синоду: – «Всем известно, коим образом блаженныя памяти его императорское величество, дядя наш, Петр Велишй, правительствующий Духовный Синод учредил и регламентами принадлежащими удовольствовал, который тогда состоял в довольном числе персон; a ныне оной Синод не в таком состоянии, каков прежде был. Того ради прилежно о том, яко о зело благопотребном деле разсуждая, благоизволяем: оный Синод в доброй порядок привесть. Того ради повелеваем Духовному правительствующему Синоду, снесшись с правительствующим Сенатом, общим советом учинить следующее: первое – толикому ли числу персон быть в Синоде, колико положено в Регламенте, или еще прибавить и по скольку и из каких чинов быть? Второе – персонам, определенным в Синод непеременным ли быть или переменным, и ежели разсуждено будет быть переменным, то во сколько времени переменять? Третие – выбрать кандидатов по имянам для избравия в число, какое определено будет. Оное все учиня Духовному Синоду, обще с Сенатом, представить нам для конфирмации. А понеже ныне в Синоде число персон зело малое, только четыре обретается, а так малому числу вступить в совет с Сенатом невозможно: того ради повелеваем Духовному Синоду, для совету вышеписанных дел, взять в прибавок из духовных персон людей к тому достойных, и прилежно стараться немедленно по вышенисанному учинить, дабы в настоящих духовных делах остановки и непорядку не было». 338

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Учреждение Совета Совет, учреждённый Императрицею Екатериною II, принадлежит к разряду тех высших установлений, в которые особым доверием Государей, её предшественников, призываемы были знатнейшие сановники государства к совещаниям о важных делах внутренних и внешних. Таковы были: в период Древней России – Царская Дума; при Императоре Петре I – Ближняя Канцелярия; при Императрице Екатерине I и Императоре Петре II – Верховный Тайный Совет; при Императрице Анне – Кабинет Её Величества; при Императрице Елизавете – Конференция при Высочайшем дворе. Таким же установлением был и Совет при Императрице Екатерине II. Учреждённый при начале первой турецкой войны и ближайшим образом для обсуждения всех дел, относящихся к ведению этой войны, Совет сначала имел вид чрезвычайного собрания, в котором председательствовала Сама Императрица и своими устными и письменными предложениями назначала предметы для рассуждений. Таких собраний было 10-ть (с ноября 1768 по 22-е января 1769 г.). Но уже в январе 1769 г. Совет получил вид постоянного установления, в которое стали вноситься постепенно не только дела, касавшиеся войны и мира, но сверх сего и всеподданнейшие доклады, реляции и другие бумаги о событиях особенной важности в пределах России, а также вопросы по части финансов и вообще по внутреннему как военному, так и гражданскому управлению. Равным образом Совету были предъявляемы манифесты и указы Императрицы, которыми возвещались важные преобразования и призывались к жизни разнообразные учреждения, составившие славу Её царствования. С самого учреждения Совета, в круг его рассуждений входили дипломатическая переписка и сношения России с иностранными государствами и народами. Важнейшую часть их составляли: сношения России с Пруссией и Австрией по польским делам перед первым и вторым разделом Польши; сношения с державами, предлагавшими свой посредничество в примирении России с Турцией и Швецией; Крымские дела; наблюдение за образом действий и движений сопредельных с Россией народов магометанского закона (горских закавказских племён, персидских владельцев, Киргиз-Кайсаков и проч.), постоянно возбуждаемых Портою к нападению на Россию, и наконец сношения с Бухарой, Ташкентом, Китаем и Японией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Сортировать по Исключить новости «А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога» 305-летию победы под Полтавой посвящается 8 июля, 2014 305-летию победы под Полтавой посвящается Пётр, натура страстная, напористая, нанёс немало оскорблений православной душе русского народа. Но он же сумел защитить страну от турецкой, польской и шведской агрессии тем, что превратил страну в укреплённый военный лагерь, заложил славные победные традиции русской армии XVIII века. Полтавской виктории – 305 лет. Военно-политическое значение славной битвы всем известно: победа над шведами, над великим (без преувеличений!) полководцем Карлом XII – это важнейший шаг в утверждении Российской империи, нашей непобедимой воинской державы. Об этом мы писали … А сегодня хотелось бы поговорить о личности того, кто втянул Россию в Северную войну, чтобы вытянуть её из войны империей. У царя Петра Алексеевича не лучшая репутация среди православных. Некоторые считают его губителем Святой Руси, который противопоставил православному царству железную империю, который усилил державу в ущерб христианству. Отчасти эти оценки справедливы. И колокола переливали на пушки тоже при Петре. Но посмотрим внимательно. Все эти – во многом печальные – тенденции прослеживаются и в политике великих князей московских, начиная с Ивана Третьего, Великого. А уж после Раскола и устранения патриарха Никона при отце первого русского императора, царе Алексее Михайловиче – те начала, которые мы связываем с ролью Петра, торжествовали вовсю. Однако Алексея Михайловича воспринимают как благостного православного царя, а Петра до сих пор в антихристах числят. Немало обид было русской душе нанесено самодержавной рукой Петра, немалый урон принесли его безудержные нововведения и православной Церкви. В петровском просвещении господствовал практицизм: церковные книги были потеснены всяческими учебниками и руководствами, которые издавались, между прочим, на русской типографии в далёком Амстердаме. В то же время, немало храмов на Руси, по легендам, связаны с Петром, а некоторые даже построены по его чертежам – как Петропавловская церковь на Новой Басманной в Москве.

http://pravmir.ru/a-o-petre-vedayte-chto...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Панины Василий Панин убит был в казанском походе 1530 года. Дмитрий Матвеевич, Фома и Андрей Панины находились рындами при Царевиче Иоанне Иоанновиче в 1569 и 1571 годах; Никита и Фёдор Панины упоминаются, в октябре 1572 года, на третией свадьбе Царя Uoahha IV . Никита Фёдорович за усердную службу пожалован, от Царя Михаила Феодоровича, в 1626 году, прибавкою ста тридцати рублей к окладу 168 ; из сыновей его, Василий Никитич († в сентябре 1674) находился думным дворянином при Царе Алексее Михайловиче; сын его Василий был стольником, сперва при Царице Марие Ильинишне, потом при Царе Феодоре Алексеевиче, а другой сын Никиты Фёдоровича, Иван Никитич, имел дочь Прасковью Ивановну, за князем Дмитрием Васильевичем Ромодановским и сына Ивана Ивановича, († 17 марта 1702), бывшего стольником, воеводою в Польше в 1666 году, и в Саранске в 1671 году, и сын коего, Алексей Иванович, служил генерал- майором и скончался 2-го марта 1762 года, а дочь, Фёкла Ивановна, была за генерал-майором князем Михайлом Юрьевичем Щербатовым. Андрей Тимофеевич был стольником при Царе Феодоре Алексеевиче. Из Древней Российской Вифлиотеки, мы видим, что 19 марта 1687 года патриарх Иоасаф отпевал Иллариона Панина, в церкви Святого Николая Чудотворца, что в Толмачах, за Москвою-рекою. Двенадцать Паниных владели населёнными имениями в 1699 году. Андрей Васильевич служил генерал-майором при Петре Великом; сестра его Дарья Васильевна была за князем Дмитрием Андреевичем Щербатовым; а брат, Иван Васильевич, храбрый воин и муж добродетельный (рождение 1673 † 11 мая 1736), находился, при Петре Великом, генерал-майором, а при Императрице Анне Иоанновне генерал-поручиком и сенатором. Он женат был на Аграфене Васильевне Эверлаковой (рождение 1688 † 20 августа 1753), имел двух дочерей: Александру Ивановну (рождение 1711 † 1786) за обер-шталмейстером князем Александром Борисовичем Куракиным; Анну Ивановну (рождение 1717 † 12 июня 1745), за действительным тайным советником Иваном Ивановичем Неплюевым, и двух сыновей: Никиту и Петра, которые оба прославив имя Паниных в русской истории, и оба возведены были Екатериною Великою, 22 сентября 1767 года, в Графское Российской Империи достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Епифаново. Молельный дом Тихвинской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Село Епифаново, церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Приняв во внимание самые ранние архивные документы, следует отметить, что при Петре Алексеевиче (Петре 1. 1694-1725гг.), царе русском, в селе Епифаново Нижегородской губернии Горбатовского уезда Елизаровской волости был деревянный храм. Один из престолов ветхой церкви был посвящён святому великомученику Георгии Победоносцу. Поэтому приход и селение назывались Георгиевскими. В Епифанове Егорьев день ежегодно отмечается 9 декабря.  Однажды в середине XVIII века (по народному преданию  в 1750 году) в селе Георгиевское на церковной земле около родника  пастух, выгоняя утром стадо, заметил чудо: на дикой яблоньке среди ветвей стояла икона Тихвинской Божией Матери. Икону перенесли в местный храм и стали люди замечать, как только помолятся они иконе, окатятся из источника водой, сразу отступают болезни. В холерные годы не раз прихожане совершали крестные ходы с чудотворной иконой и носили её по домам. Случаев смертности не было. И разнеслась тогда в народе молва о чудотворной  иконе. Видя, как почитается эта святыня, решено было построить новый деревянный храм, Главной иконой, которой стала икона Тихвинской Божией Матери. Церковь была построена помещиком Антоном Ивановым Аламикиным в 1761 году. Храм состоял из двух пределов: главный холодный был посвящён Тихвинской иконе Божией Матери, а второй – Георгию Победоносцу. Колокольня имела круглую форму (данные Государственного архива Нижегородской области). В летописи упоминается, что до XYIII века при селе Георгиевском в приходе числились  селения:  Сергеево, Берёзино поле и Бересениха. В1853 году храм пришёл в ветхость, поэтому его отремонтировали, поставили на каменный фундамент, крышу покрыли железом, внутри стены отштукатурили, окрасили белой краской и расписали живописью. Отопление в церкви сделали печное. Храм был небольшим: длина его составляла 8 сажен, а ширина - 6 сажен. В холодном приделе высота составляла 4 сажени, а в тёплом – 5 аршин. Особенно тесно в храме было в зимнее время, когда холодное помещение закрывалось на зиму стеклянными дверями.

http://sobory.ru/article/?object=22145

А.А. Половцов Пушкин, Иван Феодорович Пушкин , Иван Феодорович. В 1646 г. несколько раз, во время отсутствия царя из Москвы, в числе других лиц, дневал и ночевал на государеве дворе; в 1648 г. был в числе поезжан на свадьбе царя Алексея Михайловича с Марьей Ильинишной Милославской и в конце этого года пожалован из жильцов в стряпчие. В 1649–1651 гг. он сопровождал царя в Саввино-Сторожевский монастырь, в с. Коломенское и в с. Хорошево. В 1656 г., мая 4-го, когда в Золотой Палате был прием послов Немецкого императора Фердинанда, и рындами были назначены два князя Прозоровских и Матвей Степ. и Ив. Феод. Пушкины, – то, вследствие челобитья Ив. Феод., что это назначение для него «невместно», по ровенству с Матвеем Степ., он был отставлен, и его заменил Ив. Аф. Прончищев. Три месяца спустя, во время Польского похода, после взятия Динабурга, у царя Алексея Михайловича в шатре был прием других послов – венгерских и молдавских – и гонца от Бранденбургского курфюрста; при отпуске их, 6-го августа 1656 г., рындами были Н. И. и М. В. Шереметевы, а в другой паре – Ив. Федор. и Матв. Степ. Пушкины; дело на этот раз обошлось без местничества. В 1660 и 1671 гг. П. был чашником во время торжественных обедов, на которых присутствовали грузинский царевич Николай Давидович и польские посланники. В 1669 г. он дневал и ночевал при гробе царевича Симеона Алексеевича, а в 1670 г. – при гробе царевича Алексея Алексеевича. С 13-го марта 1673 г. по 9-ое марта 1676 г. П. был товарищем воеводы в Тобольске при боярине Петре Мих. Салтыкове. Так как 9-го марта 1676 г. Салтыков «со всем домом своим поехал к Москве, по государеву указу, не дожидаяся перемены», то «досиживал до перемены товарищ его – стольник Пушкин с дьяками». Ровно месяц спустя, 9-го апреля 1676 г., приехал новый воевода, боярин Петр Вас. Большой Шереметев. В краткий промежуток самостоятельного воеводства в Тобольске, Пушкину пришлось в день Вербного Воскресения участвовать в обряде «шествия на осляти». В качестве исправлявшего должность главного воеводы П., согласно царскому указу 1669 г., когда впервые введен этот обряд в Тобольске, вел под уздцы осла, на котором сидел митрополит Сибирский Киприан.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Зеленец. Троицкий Зеленецкий мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Сортировка: Карта и ближайшие объекты К пятиглавому собору св. Живоначальной Троицы ведет выступающее крыльцо, пристроенное с западной стороны, под шатром которого площадка, где между крыльцом и самим храмом находится паперть сажени в 2 с половиной ширины. Собор, сам по себе, величествен и строен; масса его становится еще легче от низменной одноярусной пристройки, удаленной от паперти по северному фасу. По наружным линиям, форме глав, выгибу их шапок, наружной живописи в стрельчатых полукругах верхней части стен, по внутренней росписи их в алтарях, на паперти и другим отличительным частностям, напоминает Тихвин. Троицкий Зеленецкий каменный собор (при преподобном Мартирии деревянный) свидетельствует, что строитель его, преосвященный Корнилий, бывший архимандрит Тихвинского монастыря, желал в своей обители Зеленецкой как бы повторить все красоты превосходного храма, заключающего многочтимую икону Божией Матери. Паперть устроена не раньше 1732 года. Шатер на входном выступном крыльце, а это была и паперть, доходил вплоть до стены собора и был обит черепицею разных цветов, но, к сожалению, ныне не существует. Входная дверь из паперти в храм, которая в старину была наружною, прямо с крыльца, сохранилась первобытная: она очень характерна, невысокая, углубленная, полукруглая арка, начиная снизу и вокруг фигурально украшена широким поясом, выложенным из темно-лазоревого изразца с желтыми травчатыми разводами и белою надписью, из которой видно, что " лета 1684 г. создася сей храм, при державе великих государей царей и великих князей Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче, московских и всея России, и преосвященнейшем патриархе Иоакиме, с благословением преосвященного Корнилия, митрополита Великого Новограда и Великих Лук, его тщанием и иждивением, на поклонение христианом и собрание всему избранному стаду " . Эта надпись важна в том отношении, что ею точно определяется время построения собора, равно и личность строителя. Собор построен тщанием и иждивением митрополита Корнилия.

http://sobory.ru/article/?object=05245

Лёнва. Церковь Троицы Живоначальной. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкая церковь каменная, г. Березники, быв. с. Лёнва. Построена как жилой дом на средства солепромышленников Григория, Василия и Никиты Федоровичей Шустовых. Освящена в 1688 г. Была закрыта. Вновь открыта в мае 1943 г. Действующая с 28.10.1943 г. Окончательно закрыта в 1962 г. Здание находится в аварийном состоянии. Е. Н. Шумилов Единственным источником, повествующим о постройке Троицкой церкви в 1688г, является надпись на каменной плите, которая была вмонтирована в стену ее паперти. «Построена и освящена сия церковь, - значится на ней, - при великих князьях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче в Усольском уезде, меж Ленвы-реки и меж Чашкина истока, у солянового варничного промыслу, у гостей Василия, Григория и Никиты Федоровых, детей Шустовых по обещанию». По этой церкви село Ленва впоследствии (1715) именовалось Троицко-Ленвинским, а то и просто Троицким. Церковь небольшая, двухсветная, на низком сводчатом подклете. Кубовидный четверик церкви, в архитектуре которого явно проглядывают московские формы, покрыт четырехскатной кровлей, над которой выситс тонкий световой барабан небольшой главки с перехватом у основания. Стены четверика завершаются ложными закомарами – по три с каждой стороны. Под закомарами проходит красочный керамический фриз из зеленовато-голубых изразцов. Такой же фриз имеется и под карнизом крупной полукруглой апсиды, оконные проемы которой обрамлены красивыми наличниками. С северной стороны к церкви примыкает галерея, украшенная поясом из квадратных ширинок. Трапезная покрыта цилиндрическим сводом. Два придела церкви -более поздние. К позднему времени относится и высокая колокольня со шпилем, примыкающая к трапезной. Колокольня двухярусная, выстроенная восьмериком на призматическом четверике. Четверик украшен глубокими ширинками, часть из которых имеет изразцовые вставки. В.В. Косточкин. Книга «Чердынь. Соликамск. Усолье». Стройиздат, 1988, с.155-156. Неподалеку от Березников, на небольшом островке, окружённым «камским морем» одиноко стоит разрушенный храм – архитектурный памятник федерального значения - церковь Святой Троицы. Эта церковь - прямое свидетельство истории освоения края и солеваренного производства, является одной из древнейших в крае и относится к XVII в.

http://sobory.ru/article/?object=16083

XIII.Cuлa Дашкова. – Ревизия Синода. – Шаткое положение Феофана, – Покровительство Остермана Феофану. – Коронация Петра II. – Мечты о патриаршестве. – Новые протесты Родышевского. –Ответ Феофана. – Продолжение дела Носова. – Письмо Феофана к Голштинскому герцогу. – Свидание с Маркевичами. – Дело Каллиста Заленского Реакция, начавшаяся при Екатерине, развернулась во всей силе при Петре II. 289 Многие лица, заправлявшие делами в царствование Петра I и Екатерины сошли со сцены; новые или прежние опальные выступили на сцену. В мае 1727 г. Верховный Тайный Совет призвал в свое собрание синодального обер-прокурора Баскакова и приказал подать ведомости о состоянии Синода по экономическим делам: 1) сколько собрано с раскольников двойного оклада денег и что в расходе и на какие потребы; 2) сколько взято оставшихся после умерших архиереев и архимандритов денег и вещей и куда они употреблены и по каким указам; 3) сколько взято с кого по делам штрафов и что из того и куда издержано; 4) что, из оставшихся после святейших патриархов, в синодском доме всяких вещей, платья и прочего синодальным членам и другим разного звания людям роздано и кому что именно и по каким указам? В то же время Верховный Тайный Совет отрешил от должности синодального секретаря Палехина и назначил на его место своего кабинет-секретаря Черкасова, поручивши ему освидетельствовать с прежними книгами и описать патриаршую ризницу, а также ризницы и прочую церковную утварь во всех московских соборах и монастырях: все ли в них находится в целости, или где что и для чего убыло? 3-го июля, после поданой Баскаковым ведомости, Верховный Тайный Совет предписал Синоду, чтобы оставшиеся после патриархов панагии, кресты и прочие вещи у которые синодские члены разобрали по себе и другим роздали, отобрать назад в патриаршую ризницу. 290 Феофан был старшим в Синоде, но самый Синод был унижен, лишен доверия. Все вершил Верховный Совет. 291 Верховный Тайный Совет назначал архиереев я архимандритов на открывавшиеся архиерейские и знатные архимандрические вакансии, не обращая внимания на синодские доклады и синодских кандидатов. Из этих назначений, для нашей последующей истории важно назначение Игнатия коломенским митрополитом и, вслед за тем, синодальным членом, на место вологодского Афанасия Кондоиди, и горицкого архимандрита Льва –воронежским епископом. Игнатию поручено было ведать духовенство С.-Петербурга и новозавоеванных городов и наблюдать над ними всякое благочиние, совершенно на правах местного архиерея. 292

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

XI. Георгий Дашков и Игнатий Смола Лицо ростовского архиепископа имеет огромное значение в истории Феофана Прокоповича . Он был родом из дворян Дашковых 266 и вышел в люди ещё при Петре. Во время бунта астраханских стрельцов, в 1706 году, Дашков оказал важную услугу Шереметеву. Фельдмаршал рекомендовал его в особенное внимание Государя. «Митрополит здешней зело показал в бунт в укрочение ревность. Также троицкаго монастыря соборной старец Дашков сколько в тот бунт народу укротил и проходил какими мудрыми факциями, что нихто дела ево из бунтовщиков знать не мог, дивлюсь откуды такое ево мудрое произхождение явилось. И если бы не ево в том было радетельное произхождение, конечно б Астрахань разорилась. Астрахань, мая 5-го дня, 1706 г.». 267 Пётр не забыл услуги Дашкова и, 21-го августа, писал к Апраксину: «когда ваша милость в Петербург поедешь, то изволь взять с собою старца Дашкова, который был в Астрахане». 268 По приказу Государя, он определен келарем в Троицкий монастырь; после того был в нем архимандритом. Дашков воспользовался этим богатым, хлебным местом в свою пользу, как нельзя лучше. Никогда не ходил в общую братскую трапезу, как прежние архимандриты, а завёл свой стол. Одной прислуги было у него человек до двадцати. Вкладов золотом и серебром не отдавал в казенный приказ, а заводил на них кареты, коляски, шоры, покупал лошадей, строил конюшенные дворы и держал до полутораста конюхов. С вотчинных управителей, которых посылал без братского совета, брал взятки; а знатных людей, в которых заискивал, дарил деньгами и лошадьми; родственников своих, которых у него было очень много, награждал хлебом и всякими припасами, лошадьми и экипажами; – племянниц повыдал замуж за монастырских дворян, которых посылал потом в лучшие вотчины управителями. Поездки его к братьям в Алексин и в приписные монастыри для нашего времени почти баснословны. Забравши с собою множество всяких припасов он отправлялся в путь огромнейшим поездом: брал с собою до полтораста человек служителей и до двух сот лошадей. Дорогой, для ночлегов, разбивали палатки, около которых держали караул отставные гвардейские солдаты. – Зятья и братья с женами и детьми гостили у него по целым неделям, не отказывая себе ни в какой прихоти. 269 – В 1718 г. Дашков посвящён в епископа ростовского; 270 в 1721 году за доношение, весьма противное и дерзостное во многих нарекательных терминах к липу св. Синода, обявлен ему выговор с угрозою, что если у Синода прощения не испросит, то без должного за то наказания не останется. – В 1725 г., по смерти Петра по именному указу Екатерины определен в Синод «третьим архиереем» к Феофану Прокоповичу и Феофилакту Лопатинскому. 271

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010