ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА III ФЕОДОРОВИЧА. 25 декабря 1761 – 28 июня 1762 года Милости нового государя. – Возвращение ссыльных. – Новый генерал-прокурор Глебов. – Новый совет. – Голштинские принцы и другие влиятельные люди. – Первые распоряжения в Сенате. – Манифест о вольности дворянской. – Уничтожение Тайной канцелярии. – Судный департамент в Сенате; разделение Юстиц – и Вотчинной коллегий и Судного приказа на департаменты. – Решение по делу о церковных имениях. – Указ о возвращении бежавших раскольников. – Крестьянские волнения. – Состояние финансов. – Военные приготовления. – Мир и союз с Пруссиею. – Столкновения с Даниею. – Сношения с Австриею, Франциею, Англиею, Швециею, Польшею и Турциею. – Неудовольствие в России на перемену внешней политики. – Затруднительное положение канцлера Воронцова и Ив. Ив. Шувалова. – Неудовольствие самых приближенных лиц. – Неудовольствие духовенства и войска. – Признаки расстройства правительственной машины. – Общее неудовольствие вследствие поведения Петра III. – Опасения прусских министров относительно этого неудовольствия. – Переписка Фридриха II с Петром III по этому поводу. – Румянцев и заграничная армия. – Иван Антонович. – Тяжкое положение императрицы Екатерины. – Н. И. Панин; гетман Разумовский. – Движения в гвардии. – Княгиня Дашкова. – Орловы. – Ускорение движения в пользу Екатерины. – Провозглашение ее самодержавною императрицею 28 июня. – Поход ее в Петергоф. – Неудачные попытки Петра III он отказывается от престола. Большинство встретило мрачно новое царствование: знали характер нового государя и не ждали ничего хорошего. Меньшинство людей, обещавших себе важное значение в царствование Петра III, разумеется, должно было стараться рассеять грустное расположение большинства, доказывать, что оно обманывается в своих черных предчувствиях. «Бесконечна будет навеки память в бозе опочивающей государыни императрицы. Бесконечно и наше к подателю всех благ благодарение, когда видим, что его императ. величество, вступя на прародительский престол, милосердие и щедроты на всех изливает, как милосердая Елисавета, и к трудам в государственном правлении спешит и прилежит, как неутомленный Великий Петр; а ее величество государыня императрица, непрестанно посещая тело любезнейшей своей тетки и смешивая свои слезы со слезами приходящих для прощения, самое то бремя на себя снимать является, которое налагает на нас естество и усердная любовь к имени и крови Петра Великого».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР III ФЕОДОРОВИЧ (До перехода в Православие - Карл Петер Ульрих) (10(21).02.1728, Киль (совр. земля Шлезвиг-Гольштейн, Германия - 6.07.1762, мыза Ропша С.-Петербургской губ.), имп. Всероссийский (с 25 дек. 1761), герц. Гольштейн-Готторпский (с 1739 г.), внук Петра I Алексеевича , двоюродный брат имп. Петра II Алексеевича , племянник имп. Елизаветы Петровны , муж имп. Екатерины II Алексеевны , отец имп. Павла I Петровича . Карл Петер Ульрих был сыном герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха и дочери имп. Петра I Анны Петровны (умерла от послеродовой болезни в возрасте 20 лет). Герц. Карл Фридрих уделял сыну мало внимания, мальчик был поручен воспитателям, главным из них стал гофмаршал О. Ф. фон Брюммер, подавлявший волю принца и сурово его наказывавший. Принцу с детства привили чрезмерную любовь к военному делу, преимущественно к его внешней, формальной стороне; отец в свою очередь внушал ему, что делом его жизни должна стать война с Данией за возвращение Шлезвига. 18 июня 1739 г. (н. с.) герц. Карл Фридрих умер и Карл Петер Ульрих стал герцогом Гольштейн-Готторпским. До наступления совершеннолетия юный герцог находился под опекой двоюродного дяди Адольфа Фридриха, князя-еп. Любека (буд. кор. Швеции Адольф Фредрик). Карл Петер Ульрих был вызван в Россию в дек. 1741 г., вскоре после вступления на престол имп. Елизаветы Петровны (25 нояб. 1741). Он был ее единственным близким родственником, кроме того, императрица опасалась, как бы юный герцог, являвшийся по отцу внучатым племянником швед. кор. Карла XII , не стал впосл. королем Швеции и одновременно - претендентом на российский трон. 5 февр. 1742 г. барон Н. А. Корф доставил юношу в С.-Петербург. Имп. Елизавета и имп. двор были удивлены слабым и болезненным видом герцога и неразвитостью его ума. В нач. нояб. 1742 г. он принял Православие с именем Петр Феодорович и манифестом от 7 нояб. 1742 г. был объявлен наследником российского престола. Одновременно швед. риксдаг избрал его швед. кронпринцем, однако посольство с известием об этом прибыло в Россию уже после крещения П. Ф. в правосл. веру.

http://pravenc.ru/text/2580360.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ I ПЕТРОВИЧ (20.09. 1754, С.-Петербург - 12.03.1801, там же), имп. Всероссийский с 6 нояб. 1796 г. (коронован 5 апр. 1797), великий магистр Мальтийского ордена с 13 нояб. 1798 г. (манифест от 16 дек. 1798). Сын имп. Петра III Феодоровича и имп. Екатерины II Алексеевны , отец императоров Александра I Павловича и Николая I Павловича . Детство и становление Вел. кн. Павел был крещен 25 сент. 1754 г. протопр. Феодором Дубянским (см. ст. Дубянские ), духовником имп. Елизаветы Петровны , к-рая взяла новорожденного внука под присмотр и неск. лет не допускала к нему родителей. В 1758-1760 гг. первыми наставниками П. П. были Ф. Д. Бехтеев и гр. М. К. Скавронский. Вел. князь получил разностороннее образование по плану, разработанному гр. Н. И. Паниным (обер-гофмейстер, воспитатель П. П. с 1760); среди его учителей - Т. И. Остервальд (история, география, рус. и нем. языки), С. А. Порошин (арифметика и геометрия), К. И. фон дер Остен-Сакен, архим. Платон (Левшин ; впосл. митрополит Московский) (Закон Божий), Ф. У. Т. Эпинус (физика и астрономия), И. Л. Голенищев-Кутузов (морская наука), Г. Н. Теплов (политические науки), барон А. Л. Николаи (философия и естественное право). П. П. был воспитан глубоко верующим человеком: он принимал активное участие в богослужениях, религ. таинствах, соблюдал посты. С детства интересовался масонской мистикой под влиянием учителей, это увлечение способствовало появлению идеи гос-ва общего блага. Мн. масоны (напр., И. П. Елагин, Н. И. Новиков) связывали с его восшествием на престол наступление царства Астреи. Однако достоверных свидетельств принадлежности П. П. к масонам нет. До вступления на престол вел. кн. Павел принимал ограниченное участие в политических делах. В 1762 г., сразу после переворота, в результате к-рого власть перешла к Екатерине II, и убийства Петра III, П. П. был официально объявлен наследником престола, в том же году получил звание генерал-адмирала и в должности президента Адмиралтейств-коллегии назначен управлять флотом (вступил в управление в 1772). С 1773 г. до нач. 90-х гг. XVIII в. дважды в неделю приглашался имп. Екатериной II к слушанию докладов статс-секретарей, обсуждал с матерью гос. дела в переписке (однако на просьбу участвовать в заседаниях Совета при Высочайшем дворе получил отказ), заявлял о собственных политических взглядах (нашли отражение в 28 записках). Как владетельный герцог Гольштейн-Готторпский даже после обмена герц-ства на графства Ольденбург и Дельменхорст и их передачи младшей линии Гольштейнской династии имел право награждать орденом св. Анны.

http://pravenc.ru/text/2578535.html

Мы должны иметь возможность приходить туда и чтить память этих великих женщин. Президент России Владимир Путин предложил восстановить снесенные при советской власти два монастыря и церковь в Кремле. Комментирует вице-президент «МедиаСоюза» Елена Зелинская: — Понятно, что разрушенного не вернешь. Тем не менее, приведение Кремля в исторический вид – правильный шаг. Существуют архивы и документы, есть специалисты, которые могут сделать это в максимально соответствии тому облику, который мы имели в благословенные времена. Что бы ни происходило в стране, как бы ни менялись концепции, есть что-то неизменное, что держит нас вместе. Исторический Кремль, как ни банально бы звучало, это сердце России.  Из сердца нашей Родины должны исходить не военная угроза, а дух мира и молитва, способная нас поддержать и укрепить. Происходящее сегодня всеобщее разобщение страшно – люди даже ни то, что в группах, но и в семьях, с родными, с близкими, с друзьями враждуют, ссорятся, оскорбляют… Преодолеть это мы можем только молитвой. И очень важно, если эта молитва будет идти из  прямо из Кремля. В последнее время идет много разговоров о ценностях, о духовности, о скрепах всяких. По большей части – болтовня. А восстановление монастырей в Кремле – реальное дело. Что такое Вознесенский монастырь, который находился на территории Кремля, и который предлагают восстановить? Он был основан княгиней Евдокией, супругой князя Дмитрия Донского. О роли Дмитрия Донского в русской истории, думаю, напоминать излишне. Княгиня Евдокия и похоронена была в созданном ею  монастыре. И не только она. В Вознесенском монастыре находился царский женский  некрополь, где было место упокоения русских цариц и княгинь, женщин – представительниц московского великокняжеского рода. Жены князей и царей, матери, сестры, дочери…  Там были похоронены жена Василия I Софья Витовтовна, София Палеолог — жена Ивана III, несколько жен Ивана Грозного, царица Мария Владимировна — первая жена Михаила Феодоровича – первого русского царя из династии Романовых, великая княгиня Евдокия Алексеевна – дочь царя Алексея Михайловича «Тишайшего», жена Федора III Агафья Семёновна Грушецкая, мать Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина…

http://pravmir.ru/elena-zelinskaya-vosst...

Еще знаменитый строитель иргизских раскольнических монастырей, Сергий, в своем «Зеркале для старообрядцев» писал: «беглые попы, в нравах непотребные, возмущают их (раскольников вообще и в частности – раскольников иргизских монастырей) и приводят к непокорению духовной власти и светской». Эти слова Сергия, как следствия собственного наблюдения и продолжительного опыта; вполне оправдываются всей историей иргизских раскольнических монастырей. По давней и, так сказать, исторической вражде раскольников к православному русскому правительству, иргизские скиты с самого же начала своего существования не могли удержаться от участия в политических смутах внутри России. Известно, что одновременно с тем, как стало полагаться основание раскольнических скитов по Иргизу, стало зачинаться и темное дело самозванца Пугачева, принявшего на себя особенно уважаемое раскольниками имя императора Петра III Феодоровича. Участие раскольников вообще и в частности раскольников иргизских скитов в подготовлении, направлении и поддержке этого темного дела пугачевского восстания с исторической точки зрения можно считать несомненным. Можно даже сказать, что иргизские скиты служили главным рычагом, которым двигалась предшествовавшая пугачевщине и потом слившаяся с нею смута бывшего войска Яицких казаков. В то время жил па Иргизе раскольнический подвижник, старец Филарет 2 . Вероятно, он имел большое значение не только между раскольниками нижнего Поволжья, но и между раскольниками других мест России. Но крайней мере, зачинщики темного дела пугачевского бунта признавали за этим Филаретом великий авторитет в расколе и чрез него думали привлечь к своему делу силы всего раскола. Поэтому когда восстание между яицкими казаками стало принимать более или менее определенную форму и намеченную цель, они убедили Пугачева ехать на Иргиз к старцу Филарету, вполне обнадеживши в том, что Филарет примет его, даст помощь и совет в задуманном деле. К концу лета 1772 г., Пугачев действительно с Яика отправился на Иргиз и поселился у старца Филарета 3 . К этому, вероятно, времени пребывания Пугачева и относится существующее известие о том, что старец Филарет благословил Пугачева на Московское царство, взамен чего Пугачев обещал, по занятии Московского престола, сделать Филарета всероссийским патриархом, пожаловать всех раскольников крестом (двуперстным), бородою 4 и разными земными благами. Это путешествие Пугачева на Иргиз и закрепление связи с старцем Филаретом имели своим последствием то, что во время самого самозванческого восстания, раскольники нижнего Поволжья давали Пугачеву весьма сильную, и нравственную и материальную поддержку. Затем и в то время, когда Пугачев стал терпеть неудачи в столкновениях с правительственными войсками, и сам он, и главные его соучастники в восстании находили себе на некоторое время приют и убежище в иргизских раскольнических скитах; в землях же иргизских скитов пугачевцы скрывали и свою богатую казну 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРГИЗСКИЕ МОНАСТЫРИ исторический центр старообрядцев-поповцев (см. в ст. Беглопоповцы ), возникший в 60-70-х гг. XVIII в. на землях саратовского Заволжья, по р. Б. Иргиз. К нач. XIX в. здесь было 5 старообрядческих мон-рей (3 мужских и 2 женских), после преобразования их в 1828-1841 гг. в единоверческие (см. Единоверие ) осталось 3 монастыря (2 мужских и 1 женский), ныне существует правосл. Иргизский в честь Воскресения Христова муж. мон-рь . 4 дек. 1762 г. имп. Екатерина II Алексеевна подписала манифест, в соответствии с к-рым в Россию на поселение приглашались как иностранные, так и уехавшие из страны российские подданные. Идея переселения в Россию соотечественников, преимущественно старообрядцев, из слобод на территории Польши первоначально возникла у хорошо знавшего старообрядческую ситуацию как на Волге, так и в зарубежье крестьянина слободы Малыковки (ныне г. Вольск Саратовской обл.) И. Серебрякова. Идея была доведена до имп. Петра III Феодоровича , одобрена им и легла в основу проекта сенатского указа, утвержденного уже имп. Екатериной II 14 дек. 1762 г., в к-ром говорилось о переселении старообрядцев. Согласно указу, переселенцам было выделено ок. 70 тыс. дес. плодородной земли с угодьями «в Астраханской губернии, от Саратова вверх по реке Волге», где «более тысячи человек российских подданных уже и поселилось» (ПСЗ. Собр. 1. Т. 16. С. 132). Новоприбывшие освобождались на 6 лет от всех податей и работ, им разрешалось свободно исповедовать свою веру. На российской границе переселенцам давался «отверстый указ», где были приведены их имена, места поселения, а также содержалось предупреждение местным властям не чинить им препятствий. Переселенцы предъявляли указ чиновникам в Малыковке, где их записывали в дворцовые крестьяне и давали билет на заселение. Одним из чиновников, нек-рое время занимавшимся заселением Иргиза, был Серебряков. Старообрядцы, прибывшие преимущественно с Ветки (совр. Белоруссия), основали ряд сел: Балаково (ныне город в Саратовской обл.), Криволучье (ныне с. Криволучье-Сура Балаковского р-на Саратовской обл.), Каменка и слободу Мечетную (Николаевск, ныне г. Пугачёв Самарской обл.), очевидно, близ уже существовавших старообрядческих скитов, насельники к-рых могли тайно жить то на Ветке, то в подмосковной Гуслице . В юридическом отношении поселения на Б. Иргизе, в т. ч. скиты, являлись обществами крестьян Дворцового, затем Удельного ведомства.

http://pravenc.ru/text/673915.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР II АЛЕКСЕЕВИЧ (12.10. 1715, С.-Петербург - 19.01.1730, Москва), имп. Всероссийский (с 7 мая 1727), внук имп. Петра I Алексеевича , двоюродный брат имп. Петра III Феодоровича . Сын царевича Алексея Петровича и его супруги Шарлотты Кристины Софии, кронпринцессы Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Коронован 25 февр. 1728 г. После смерти родителей (мать П. А. скончалась 22 окт. 1715, через 10 дней после рождения сына, отец - 26 июня 1718) П. А. вместе со старшей сестрой, вел. кнж. Наталией Алексеевной, воспитывался при дворе царя Петра I (император с 22 окт. 1721), однако царь уделял мало внимания внукам, планируя передать престол своим детям от 2-го брака с царицей Екатериной (буд. имп. Екатерина I Алексеевна ). В 1719 г. воспитателем 4-летнего вел. князя был назначен С. А. Маврин. В 1721 г. П. А. получил собственный придворный штат, с нояб. 1723 г. его наставником назначен И. Секани (И. А. Зейкин (Зейкер)). После смерти Петра I (28 янв. 1725) мн. представители знати, как сторонники, так и противники петровских реформ, рассматривали П. А. как наследника российского престола, однако ближайшие сподвижники покойного императора с помощью гвардии возвели на престол его вдову, имп. Екатерину I. В мае 1727 г. благодаря усилиям светлейшего кн. А. Д. Меншикова, опасавшегося смерти императрицы, в завещании Екатерины I ее наследником был объявлен П. А. при условии, что он вступит в брак с одной из дочерей Меншикова (обручение со старшей из них, Марией, состоялось 25 мая 1727). Регентом при несовершеннолетнем императоре, согласно завещанию, был назначен Верховный тайный совет. После вступления на престол П. А. первоначально оказался под строгим контролем кн. Меншикова, с 16 мая жил в его дворце на Васильевском о-ве в С.-Петербурге. Образованием юного императора с апр. 1727 г. по назначению Меншикова занимался вице-канцлер барон А. И. Остерман. Под рук. Остермана император должен был изучать древнюю и новую историю, географию, арифметику, геометрию, физику, франц. и нем. языки и др. дисциплины, также в расписании занятий отдельно оговаривались беседы о вере (этот обширный образовательный план не был осуществлен в полной мере). По инициативе П. А. в Москву из ссылки была возвращена его бабушка, Евдокия Феодоровна Лопухина (2 сент. 1727), 9 февр. последовал указ об образовании двора царицы Евдокии, к-рая получила титул «Ее Величество государыня царица», ей было назначено содержание.

http://pravenc.ru/text/2580358.html

Вышел мартовский номер журнала " Вода живая " февраля 2019 Раздел " Подробно " рассказывает о радости и унынии. В статье " Пушкин, сплин, неочевидное чудо " Тимур Щукин рассуждает о том, как влияет депрессивное состояние на личность (на примере стихотворения " Дар напрасный, дар случайный… " ) и что такое депрессия с точки зрения христианской аскетики. В материале Наталии Щукиной " Планета Меланхолия и ее обитатели " о феномене депрессии рассуждает клирик Феодоровского собора протоиерей Димитрий Сизоненко . Уныние - грех, депрессия - болезнь: как отличить одно от другого? Об этом Анна Ершова беседует с преподавателем Педиатрического университета Маргаритой Изотовой, интервью озаглавлено " Депрессия или уныние: с одним к врачу, с другим в храм " . В материале того же автора " Если тебе плохо - встань и иди " о том, как в сложной ситуации не поддаться унынию, рассказывает писатель, блогер, руководитель общественной организации " Рак лечится " Вероника Севостьянова. Дополняет раздел подборка святоотеческих текстов " Такая разная радость " . Раздел " Образы и смыслы " посвящен династии Романовых: 3 марта - годовщина избрания Земским собором царя Михаила Феодоровича, 10-го - день рождения Александра III, 11-го - день памяти императора Александра II, а 29-го - 390-летний юбилей Алексея Михайловича. О династии Романовых, их роли в русской культурной традиции, месте династического принципа в истории Руси-России рассказывает Тимуру Сунайту доктор культурологии, директор Института богословия и философии Петр Сапронов, автор книги " Романовы как династия " . Интервью озаглавлено " Вечные цари и временные династии " . Раздел " Люди в Церкви " открывает очерк Евгений Перевалова " Храм, в котором не боятся " , посвященный приходу храма святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице . Настоятелю Князь-Владимирского собора протоиерею Владимиру Сорокину 5 марта исполняется 80 лет: о своем жизненном пути он рассказывает Татьяне Кириллиной в материале " Церковная жизнь с уполномоченным и без " . В материале Анны Ершовой " Через " дерево " к звездам " речь идет об уникальной методике " Семейная мягкая школа " , которая придумана педагогом-дефектологом Эллой Глушковой. С помощью этой методики родители могут научиться не кричать на детей, не раздражаться по пустякам, а дети - преодолевать различные психологические и физиологические трудности, неизбежные в процессе роста. Тимур Щукин беседует с лидером группы " Кирпичи " Василием Васильевым (Васей Васиным) о религиозной составляющей его творчества; материал называется " Reverend Василий, который никому не читает мораль " .

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРЕЗОВСКИЙ Максим Созонтович (16.10.1745 (?), Глухов, Малороссия - 22.03.1777, С.-Петербург), рус. композитор. Творчество (особенно духовная музыка) Б., ставшего первым композитором среди мастеров екатерининской эпохи - В. А. Пашкевича , И. Е. Хандошкина, Д. С. Бортнянского , Е. И. Фомина,- сыграло важную роль для утверждения стиля классицизма на рус. почве. Б. род. в дворянской семье. В. И. Аскоченский писал о домашнем образовании Б., сменившемся обучением в Киевской академии (С. 276-277). Большое влияние на развитие личности буд. композитора оказала существовавшая с 1738 г. в Глухове певч. школа, славившаяся своими традициями, имевшая великолепный хор и поставлявшая малолетних певчих в петербургскую Придворную певческую капеллу . В 1758 г. Б. переехал в С.-Петербург (возможно, благодаря протекции фаворита имп. Елизаветы Петровны гр. К. Г. Разумовского) и попал в штат музыкантов наследника престола - буд. имп. Петра III Феодоровича . Благодаря прекрасному голосу Б. поручили исполнение ответственных партий в операх Ф. Арайи и В. Манфредини. Педагогами Б. считаются Ф. Цоппис (композиция) и Нунциани (вокал). После восшествия Петра Феодоровича на имп. престол (1761) Б., числясь в итал. труппе, принимает участие в выступлениях Придворной певч. капеллы (духовные концерты во время постов, службы в имп. домовой церкви, пение во время званых обедов, прогулок, балов и карнавалов и т. п.). В те годы появились первые духовные сочинения Б.: концерты «Бог ста в сонме Богов», «Вси языцы, восплещите руками», «Господь, воцарися», «Приидите и видите дела Божия», «Слава в вышних Богу», «Тебе, Бога, хвалим», «Хвалите Господа с небес» (по свидетельству современника Б., историка искусства Я. фон Штелина). «Литургия» М. С. Березовского. Партия баса (ГЦ ММК). Фрагмент «Литургия» М. С. Березовского. Партия баса (ГЦ ММК). Фрагмент Для совершенствования композиторского мастерства Б. был направлен в качестве «пенсионера» в Италию (по последним изысканиям, в мае 1769 (М. Рыцарева), ранее считалось, что в авг. 1764 или осенью 1766). В Болонской академии он занимался под рук. выдающегося теоретика и педагога католич. свящ. Дж. Б. Мартини. 15 мая 1771 г., немногим позже В. А. Моцарта, выдержав вместе с чеш. композитором Й. Мысливечеком экзамен на звание «accademico compositore», Б. был принят в число членов Болонской академии. В 1773 г. по заказу для Ливорно Б. написал свою первую и, вероятно, единственную оперу «Демофонт» (либретто П. Метастазио), премьера к-рой прошла с успехом в присутствии рус. посланника гр. А. А. Орлова. Знакомство Б. с графом дало повод биографам композитора связать постановку «Демофонта» и возвращение Б. в Россию с пленением Орловым кнж. Таракановой, что опровергается документальными источниками. В Италии композитором была сочинена Соната для скрипки и чембало, а также «Литургия св. Иоанна Златоуста» (отослана в качестве муз. отчета в С.-Петербург).

http://pravenc.ru/text/78130.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕКАТЕРИНА II АЛЕКСЕЕВНА (21.04.1729, Штеттин (ныне Щецин, Польша) - 6.11.1796, С.-Петербург), имп. Всероссийская (с 25 дек. 1761; на престоле с 28 июня 1762), жена имп. Петра III . Дочь принца Христиана Августа Ангальт-Цербстского, полкового командира в Штеттине на службе у прусского короля, и принцессы Иоганны Елизаветы, происходившей из Гольштейн-Готторпского дома. Через родню матери была связана кровными узами с неск. королевскими домами Европы, в частности приходилась племянницей швед. кор. Адольфу Фредрику. Крещена в лютеранстве с именем София Фредерика Августа. Получила домашнее образование. Пребывание при российском дворе. Имп. Екатерины II. Портрет. 1766 (?) г. Худож. А. А.. Антропов. (ТОКГ) Имп. Екатерины II. Портрет. 1766 (?) г. Худож. А. А.. Антропов. (ТОКГ) В февр. 1744 г. по приглашению имп. Елизаветы Петровны София прибыла в Россию, чтобы выйти замуж за приходившегося ей троюродным братом Гольштейн-Готторпского герц. Карла Петра Ульриха, к-рый приехал в Россию, принял Православие с именем Петр Феодорович и был объявлен наследником престола. Основам Православия Софию обучал архим. Симон (Тодорский ; впосл. архиепископ Псковский). 28 июня 1744 г. она приняла Православие, получила имя Екатерина Алексеевна. 29 июня обручена, 21 авг. 1745 г. обвенчана с вел. кн. Петром Феодоровичем. Однако брак оказался неудачным, взаимоотношения с мужем и имп. Елизаветой Петровной были крайне тяжелыми. В 1754 г. вел. княгиня родила сына Павла (впосл. имп. Павел I Петрович ). По нек-рым сведениям, отцом ребенка был один из ее фаворитов, гр. С. В. Салтыков, к-рый сразу после рождения наследника был отправлен за границу. Ребенок был отнят у матери, его воспитанием занялась Елизавета Петровна. Впосл. Е. А. была окружена фаворитами, обсуждался проект ее брака с Г. Г. Орловым, в 1774 г. она тайно обвенчалась с Г. А. Потёмкиным . Вел. княгиня старательно изучала рус. язык, ежедневно по неск. часов упражнялась в рус. грамматике, читала книги, к-рые получала из б-ки С.-Петербургской АН. Изучала историю Европы, в т. ч. «Историю Генриха Великого» архиеп. А. де Перефикса, «Всеобщую историю Германии» Ж. Барра, совр. франц. лит-ру (произведения Ш. Л. Монтескьё, Вольтера , Д. Дидро, К. А. Гельвеция и др.). Именно в это время начали складываться взгляды и убеждения буд. императрицы. Е. А. увлеклась идеей «философа на троне», «просвещенного монарха», к-рый должен принести своему народу мудрые законы, просвещение и умножить благосостояние граждан. Приход к власти

http://pravenc.ru/text/Екатерины II.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010