19-е число Святого Иоанна, епископа Готфского Иоанн, уроженец торгового местечка Партенита (близ нынешней горы Аю-даг в Крыму), в юности посвятил себя на служение Богу, и когда епископ Готфский в 754 году подписался под определениями иконоборческого собора в Константинополе и тем заслужил высшую кафедру, митрополию Ираклийскую, то Готфы не захотели иметь епископа из Константинополя и избрали сего Иоанна, который впрочем не вдруг принял сан, а путешествовал на Богомолье в Иерусалим, где провёл три года; возвратившись, отправился в Грузию и тамошним католикосом посвящён в епископа. В 780 году, при императрице Ирине, послал Константинопольскому патриарху Павлу свиток с изложением веры (о почитании икон) и по удалении Павла (в августе 784 г.) приходил в Константинополь по делам церковным. Возвратясь, нашёл, что Хазары заняли своим гарнизоном Дори, главный город его епархии. Иоанн убедил властителя Готфии выгнать Хазар; но каган Хазарский вновь овладел этим местом, многих казнил, а Иоанна отдал под стражу. Верные помогли епископу бежать за море, в Амастриду, где он через четыре года и скончался (26-го июня 790 г.). Тело его в июле того же года перенесено в Готфию и похоронено в Партенитском монастыре св. Апостолов Петра и Павла. Святого священномученика Патрикия, епископа Прусского Святого священномученика Патрикия, епископа Прусского, и с ним трёх пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена. За обращение язычников в христианство обезглавлены в царствование Юлиана, в 362 году. † Преставление святого князя Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия Князь Иоанн был сын Угличского князя Андрея Васильевича и внук великого князя Василия Тёмного 278 . – Он почти всю жизнь страдал за то только, что был из княжеского рода. В сентябре 1491 года отец его князь Андрей Васильевич был вызван из Углича в Москву. Ему объявили здесь, что по воле великого князя он лишается свободы, так как он – изменник, не выслал войска против татар. «Волен Бог да государь мой брат, отвечал Андрей, а Всевышний рассудит нас в том, что невинно лишаюсь свободы».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОСИМА (Брадатый; † после 15.12.1510, Спасо-Каменный монастырь), бывш. митр. Московский и всея Руси. Прозвище Брадатый может указывать на то, что З. был родственником дьяка Стефана Брадатого (Бородатого), служившего при дворе вел. князей Василия II Васильевича , Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Марии Ярославны ( Алексеев Ю. Г. У кормила Российского гос-ва. СПб., 1998. С. 161-162). Есть основания согласиться с предположением А. В. Карташёва о том, что З. до принятия монашеского пострига служил дьяком вел. кн. Иоанна III ( Карташёв. Очерки. Т. 1. С. 494): автографы З., напр. в рукописи РГБ. Троиц. 122, свидетельствуют о наличии у него навыков профессионального писца. В 1485 г. (до 10 марта) З. был поставлен архимандритом ставропигиального Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , насельники к-рого были подсудны во всех делах, кроме духовных, вел. князю (АСЭИ. Т. 2. 315. С. 280). Контакты представителей рода Бородатых с Симоновым мон-рем были неслучайными. В 1462-1485 гг. дьяк Семен Васильев Бородатый производил дозор водяных мельниц Симонова и Высокопетровского во имя свт. Петра, митр. Московского , монастырей (Там же. 372. С. 366). Этот же дьяк 1 марта 1484 г. в качестве свидетеля подписал вкладную грамоту Г. Перхушкова в Симонов мон-рь (РИБ. Т. 32. 50). В актах Симонова мон-ря в 1485-1490 гг., т. е. в период настоятельства З., упоминаются монастырские старцы Кассиан и Яким Бородатые (АСЭИ. Т. 2. 398. С. 403; 399. С. 404), возможно, их приход в обитель связан с З. Наряду с ними упоминается соборный старец Досифей (Курицын) (Там же. 398. С. 403), по-видимому родственник влиятельного дьяка Иоанна III Ф. В. Курицына . Старший сын и соправитель Иоанна III вел. кн. Иоанн Иоаннович 10 марта 1485 г. выдал на вотчины Симонова монастыря на Галичской земле иммунитетную грамоту, подтверждающую прежние льготы (Там же. 396. С. 402). По мнению Л. И. Ивиной, этот документ свидетельствует об особом отношении вел. кн. Иоанна Иоанновича к З. ( Ивина Л. И. Крупная вотчина Сев.-Вост. Руси кон. XV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 104). 26 мая 1485 г. верейско-белозерский кн. Михаил Андреевич выдал З. льготно-несудимую грамоту на владения Симонова монастыря в своем княжестве (АСЭИ. Т. 2. 397. С. 402-403). При З. Симонов мон-рь купил земли в Можайском у. (Там же. 398. С. 403; 399. С. 405). В поземельной тяжбе между мон-рем и вотчинником И. Саврасовым, имевшим великокняжескую грамоту на спорную землю, вел. князь с доклада московского наместника кн. И. Ю. Патрикеева разрешил тяжбу в пользу З. (Там же. 400. С. 405-408). Возможно, в период настоятельства З. кн. Патрикеев купил у властей Симонова монастыря луг (ДДГ. С. 345). Уже в бытность З. митрополитом кн. Патрикеев вновь вынес решение в пользу властей Симонова монастыря (АСЭИ. Т. 2. 402. С. 411).

http://pravenc.ru/text/200033.html

Д.И. Протопопов Месяц июль 1-е число Свв. муч. Космы и Дамиана, безмездных врачей. Пр. Петра, бывшего патрикия. Св. муч. Потита (Пр. Василия, основателя монастыря Глубокие реки. Пр. Льва пустынника. Муч. Маврикия. Мучч. 25 в Никомидии огнем. Мучч. 2000 усеченных. Пр. Ангелины, деспотиссы сербской). Свв. Муч. Космы и Дамиана Мученики Косма и Дамиан, родные братья, ремеслом были врачи. С больных они не брали никакой платы, почему и были названы безмездными врачами. Исцеление, которое они подавали болящим, приписывалось ими не искусству их, а Богу. «Своею силою», говорили они больным, «мы ничего не можем сотворить; все творит всемогущая сила Христа; веруйте в Него и будете здоровы». При этом они возлагали на приходящих руки. Обыкновенным местопребыванием свв. братьев было одно селение близ Рима, где у них было родовое имение. Слава, которою пользовалось их врачебное искусство, и широкая благотворительность, которою отличались оба брата, привлекли к ним любовь окрестных жителей; но нашлись между последними и такие, которые обвиняли их перед римскими властями в волшебстве. Братьев позвали на суд к императору Карину. Жители селения хотели скрыть их, но они добровольно отдали себя в руки посланных за ними воинов. Косма и Дамиан без всякого страха предстали пред царем и, отрицая обвинение в волшебстве, говорили, что они врачуют болезни силою Того, Кто сказал: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте»; они смело обличали религиозное заблуждение царя и, сотворив знамение, дали ему почувствовать силу истинного Бога. Карин отпустил их, и братья продолжали свою плодотворную деятельность. Знаменитый римский врач, у которого когда-то учились свв. Косма и Дамиан, завидуя их врачебной славе, завел их, под предлогом собирания трав, в глухое место, убил и скрыл тела их. Это случилось во второй половине 3 века (Четьи-Минеи). Пр. Петра Пр. Петр был родом из константинопольских патрициев. Во время войны императора Никифора (802–811) с болгарским князем Крумом, он сражался в рядах греческих воинов. Император Никифор, окруженный болгарами в балканских ущельях, пал в битве, а Петр был захвачен в плен. Освободившись из плена, св. Петр решился покинуть жену и детей и удалиться на Олимпийскую гору для духовных подвигов. Здесь он в течении тридцати четырех лет подвизался вместе с знаменитым Иоанникием, потом возвратился в Константинополь. Он не застал в живых жену и сына. Надев на себя грубую власяницу, он снова ушел в уединенное место и здесь провел остаток дней в подвигах благочестия. (Пролог. Четьи-Минеи). Св. мученика Потита

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ (Турков Елеазар Иванович; ранее 1524 - после 1.10.1587, Иосифов Волоколамский мон-рь), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , писатель, книгописец, один из организаторов ведения документации в Волоколамском мон-ре и сохранения письменного наследия прп. Иосифа Волоцкого и его учеников. Отцом Е. был И. И. Турков († 14 нояб. 1524), мать в иночестве носила имя Марина (из дворянского рода Ямских). Е. принадлежал к роду мелких землевладельцев, в кон. XV в. его дед вместе с родственниками получил поместья в Новгородской земле (Новгородские писцовые книги. СПб., 1868. Т. 3. Стб. 106). По-видимому, читать и писать Е. Турков научился до принятия монашества, поскольку известно, что его мать была грамотной. 5 июля 1551 г. Е. Турков принял постриг с именем Евфимий в Волоколамском мон-ре, был отдан в послушание бывш. Новгородскому архиеп. Феодосию , жившему здесь на покое с 1550 г., и находился при нем до кончины последнего в 1563 г. (эти сведения о себе Е. записал в принадлежавшем ему сборнике РГБ. Ф. 113. Вол. 412. Л. 119). В 1551-1563 гг. Е. участвовал в работе небольшого скриптория, размещавшегося в келье архиеп. Феодосия. В сер. 50-х гг. инок помогал архиеп. Феодосию в переписке Постной Триоди, которую в 1558 г. еп. Нифонт (Кормилицын) дал вкладом в Волоколамский мон-рь (ГИМ. Епарх. 70(127). Л. 7). Вскоре роль Е. в скриптории стала более серьезной. Монастырская опись сообщает о «соборнике в полдесть», который «архиепископ же при себе собрал от многих книг», между 1 сент. 1562 и 26 февр. 1563 г. этот сборник закончили его ученики - буд. архиеп. Казанский Иеремия и Е. (РГБ. Ф. 113. Вол. 514. Л. 1). В сборник входят ответы участников Собора 1503 г. вел. кн. Иоанну III Васильевичу , краткая волоколамская редакция «Списания на Иосифа Волоцкого» Вассиана (Патрикеева) , переводы прп. Максима Грека и его учеников из Псалтири Толковой, послание прп. Максима митр. Даниилу или Тверскому еп. св. Акакию, сочинения митр. Даниила , отрывок из перевода Д. Герасимовым Псалтири Толковой Бруно Вюрцбургского, хрисовулы афонскому Хиландарскому мон-рю Ангелины (Бранкович) с сыновьями 1496 и 1506 гг. и молдав. господаря Петра Рареша 1533 г. (молдав. хрисовул известен только по данному списку ( А. Света Гора и Хиландар у Османском царству: XV-XVII в. Београд, 2000. С. 204), грамоты изд.: Hebocmpyjeb К. Три хрисовуле у Хиландару//ГСУД. 1869. 25. С. 279-287). Почерк Е.- на листах 1-7 об., 19 об.- 21, 25-30 и др.

http://pravenc.ru/text/187717.html

Ничего не может быть поразительнее той разницы, какою отличается в отношении внешнего величия и благосостояния Римский католицизм конца прошлого столетия и настоящего времени. Это разница двух крайностей – убогой нищеты и грандиозной роскоши. Менее чем сто лет тому назад на всем громадном протяжении между Филадельфией и Канадой не было ни одной католической церкви и ни одного постоянного священника. В Нью-Йорке обитала лишь маленькая группа католиков, численностью около ста человек, которые для пасхального богослужения отправлялись в Филадельфию. 609 С провозглашением политической независимости и установлением свободы религиозного исповедания, для иерархии открылась большая свобода действия в организации церковной жизни и она поспешила удовлетворить религиозную потребность своей отдаленной и заброшенной паствы. В 1783 году иезуит Фармер пробрался из Филадельфии в Нью-Йорк и там совершил мессу – в верхнем этаже плотнической мастерской, – за неимением другого помещения. 610 В 1786 году, ровно чрез десять лет после провозглашения независимости, в Нью-Йорке заложено было основание первой католической церкви – маленького кирпичного здания, на построение которого испанский король Карл III пожертвовал десять тысяч долларов. 611 В настоящее время этого здания уже не существует, а на его месте высится большой храм св. Петра, который до сих пор служит церковно-исторической святыней римско-католического населения Нью-Йорка. Ничтожная кирпичная церковь маленькой кучки «папистов» не обратила на себя ничьего внимания и не предвещала по-видимому особенного успеха. Но на самом деле она была подобна горчичному зерну, которое скоро выросло в величественное дерево. Церкви одна за другой начали вырастать в быстрой последовательности и скоро Римский католицизм не только превзошел своими храмами все протестантская исповедания в городе, но и воздвиг храм, равного которому, в отношении архитектурного изящества и роскоши, нет на всем американском материке именно храм св. Патрика, в Нью-Йорке, на Пятом Авеню. 612 Этот величественный храм, представляя неизмеримую противоположность не только с плотничьей мастерской, в которой сто лет тому назад совершена была иезуитом месса, но и с первой церковью, построенной на щедрое приношение испанского короля, служит самым полным выражением того внешнего величия и благосостояния, какого достиг Римский католицизм в менее чем столетний период своего существования. 613 Такой же процесс развития благосостояния римско-католической церкви имел место и по всей стране, и повсюду за столетний период своего свободного от преследований существования Римский католицизм успел воздвигнуть храмы, которые при обыкновенном течении жизни должны бы были требовать для себя многовековых усилий. 614

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

Письмо 138. Униату, о перемене веры Кто-то из священников вашего города испугал тебя словами: «Проклят будет всякий, кто переменит веру, в которой рожден». Боясь проклятия, ты спрашиваешь, правда ли это. Если бы это было так, тогда были бы прокляты все наши языческие предки, которые оставили веру в идолов и приняли христианство . Были бы прокляты – со страхом произношу эти слова – и святые апостолы, оставившие иудаизм и побудившие многих оставить его. Были бы прокляты и святые отцы наши, Кирилл и Мефодий, просветители славян, которые первыми принесли свечу истинной веры нашим славянским прадедам в Карпатах и Моравии. Был бы проклят и святой царь Борис 295 , крестивший болгар, и святой Григорий 296 , крестивший армян, и святая равноапостольная Нина 297 , крестившая грузин, и святой Патрик 298 , крестивший ирландцев, и святой князь Владимир, крестивший русских. Но если бы они были прокляты, кто был бы благословен? Страшно говорить о проклятии благословеннейших чад Божиих, да простит нам Господь. Рассмотрим этот предмет с другой стороны. Может быть, тот, кто так испугал тебя проклятием, рассуждал так: «Я имел в виду не язычников, но крещеных христиан, то есть тех, кто, крестившись в одной христианской Церкви, переходит в другую». Что мы можем ответить на это? Помолимся Господу и спросим этого господина: если он был крещен в лютеранской Церкви, а затем оставил лютеранство и перешел в униатство, проклят ли он? Нет, тысячу раз нет, скажет господин. Поэтому, когда ты услышишь от него такие слова, обратись на восток и скажи: «Воистину, нет проклятия на том, кто, будучи рожден униатом, вернулся к исконной вере своих предков – к православной вере, вере святых Кирилла и Мефодия, святого Владимира Киевского, святого Вацлава Чешского 299 , святого Прокопия Карпатского 300 , святого Бориса, святого Саввы Сербского , святого Петра Цетиньского 301 . Не проклят он, а благословен, так же как благословенны все эти святые мужи. А они благословенны в двух мирах – среди Ангелов небесных и среди народов Божиих на земле, ныне и вовеки. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Посольства Песочинского и Сапеги в Москву; неудовольствия против Польши по поводу межевых дел, умаления титула и противозаконных поступков литовских купцов; мнения бояр о поступках польского правительства; переход малороссийских козаков на московскую сторону. Сношения с Швециею; первый московский резидент Францбеков в Стокгольме; взгляд московского правительства на резидентов. Несостоявшийся договор с Голштинскою компаниею о персидской торговле. Сношения с Турциею: посольство Кондырева и Бормосова, их затруднительное положение по поводу донских козаков; второе посольство Фомы Кантакузина в Москву и запись, им данная; посольство Яковлева и Евдокимова в Константинополь; третье посольство Кантакузина в Москву; посольство Совина и Алфимова в Константинополь; убиение воеводы Карамышева донскими козаками; опасность послам от них; разбой донских козаков на Каспийском море; посольство Прончищева и Бормосова, Дашкова и Сомова, Коробьина и Матвеева в Константинополь; грамота царская к султану с Буколовым; приезд Фомы Кантакузина на Дон; сборы козаков под Азов; посольство в Москву атамана Каторжного; выступление под Азов; убиение Кантакузина; взятие Азова козаками и защита его от турок; собор в Москве вследствие просьбы козаков государю взять от них Азов; козаки оставляют Азов по приказанию государя; посольство Милославского и Лазоревского в Константинополь. Неудовольствия донских козаков; их намерение уйти на Яик. Сношения с Персиею и Грузиею. Намерение государя вызвать из Дании жениха для царевны Ирины Михайловны; посольство, переводчика Фомина для осведомления о сыновьях короля Христиана IV; посольство королевича Вальдемара в Москву; посольство Проестева и Патрикеева в Данию для сватовства; их неудача; посольство в Данию Петра Марселиса, который улаживает дело; условия брака; приезд королевича Вальдемара в Москву; представление его государю; статьи, поданные датскими послами боярам; разговор королевича с государем; увещание к принятию православия: письмо патриарха к королевичу и ответ Вальдемара; неудачная попытка королевича уехать тайно из Москвы; разговор Марселиса с Вальдемаром; дело Басистова; письмо Вальдемара к царю и польскому послу Стемпковскому. Весть из Турции о самозванце Иване Дмитриевиче. Посольство князя Львова в Польшу и дело о двух самозванцах. Болезнь и кончина царя Михаила (1635–1645)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Старая Слобода. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Свято-Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Из листка, распространяемого в храме: Небольшая историческая справка о Свято-Казанском храме в с. Старая Слобода Александровского района. Село Старая Слобода с незапамятных времен было дворцовым, принадлежащим великокняжескому двору. Здесь со времен Переяславского Залесского княжества находилась летняя резиденция русских великих князей. В состав великокняжеской усадьбы с названием Александрова Слобода входили: большой деревянный теремный дворец, деревянная церковь, большая конюшня и каретник, а также другие хозяйственные постройки. Усадьба была исключительно удобна по расположению: от нее пути вели и в Переяславль Залесский, и в Дмитров, и в Москву, и в Суздаль и Владимир. Поскольку центром здешней земли был Переяславль Залесский, то в усадьбе Александровой Слободы перебывали все переяславские князья, в том числе Великий князь Александр Невский. Основание усадьбы и церкви предполагается во второй половине 12 века. Предположительно, первоначальная деревянная церковь была освящена во имя Святителя Николая Чудотворца. Здешняя усадьба потеряла свое главное значение в начале 16 века, когда в декабре 1513 года царская - великокняжеская усадьба переместилась в Новую Александрову Слободу, на месте которой сейчас стоит Александровский Успенский женский монастырь . На прежнем месте осталось дворцовое село Старая Слобода. Летом 1689 года село оказалось в центре событий, связанных с маневрами так называемых потешных войск, которые проводил здесь юный царь Петр Алексеевич и генерал-англичанин Патрик Гордон с Преображенским и Семеновскими полками. По указанию царя Петра Первого, по его обещанию и по заверенной воле брата его, только что, в январе 1696 года умершего, царя Иоанна Пятого, 10 августа 1696 года в Старой Слободе рядом с прежней обветшавшей церковью заложили новую кирпичную церковь, строительство которой было завершено 4 мая 1698 года. Строителем храма был духовник Великого Государя о. Феофан Феофилактович, Протопресвитер Благовещенского собора Московского Кремля. Основной престол в холодной церкви - во имя Казанской иконы Божией Матери. Одновременно с ним строился левый (северный) придел вот имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Более поздний - правый (южный) придел св. Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=03537

Также главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили: настоятель храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия ставрофорный священноэконом Александр Георгиев (Болгарская Православная Церковь), архимандрит Серафим (Гавриков) (Кипрская Православная Церковь), протоиерей Николай Подолец (Польская Православная Церковь), благочинный приходов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, духовник Богородице-Рождественского монастыря архимандрит Петр (Горошко), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, благочинный приходов Астаны архимандрит Сергий (Карамышев), благочинный приходов города Уральска, личный секретарь управляющего Уральской епархией архимандрит Дионисий (Козулев), настоятель собора святых апостолов Петра и Павла и храма равноапостольной Марии Магдалины города Петропавловска протоиерей Сергий Снопков, руководитель отдела по связям с общественностью Карагандинской епархии протоиерей Михаил Патрикеев, руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью протоиерей Александр Суворов, руководители отделов и комиссий епархий Казахстанского митрополичьего округа в священном сане, духовенство казахстанских епархий, клирики, прибывшие с гостями-архипастырями. За богослужением молились: настоятельница женского монастыря Астаны в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» игумения Рафаила (Василенко) с насельницами обители, настоятельница Покровского женского монастыря города Уральска игумения Варвара (Морозова), секретарь Казахстанского митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников, начальник Департамента по взаимодействию с общественными организациями в аппарате полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе, советник полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе М.Н. Белогубова, председатель православного общества «Скиния», церковный и общественный деятель А.В. Бугаевский, благотворители Казахстанского митрополичьего округа, сотрудники Астанайского епархиального управления, активисты православного молодежного движения столицы, преподаватели и воспитанники центральной воскресной школы.

http://patriarchia.ru/db/text/4895523.ht...

С.Б. Сорочан Прокопий Кесарийский. Война с персами. I. 12. 3–9 (сочинение в двух книгах, первое издание которых появилось в 543–545 гг.) [О соперничестве между императором Юстином I и иранским (персидским) шахом Кавадом I no вопросу об обладании Кавказом и, β частности, Лазикой 17 ] (3) Ивиры 18 – христиане и лучше всех известных нам народов хранят уставы этой веры, но издревле они находятся в подчинении у персидского царя. (4) Каваду же вздумалось насильственно обратить их в свою веру. Он потребовал от их царя Гургена 19 , чтобы он выполнял все те обряды, которых придерживаются персы, и, помимо прочего: ни в коем случае не предавать земле тела умерших, но всех их бросать на съедение птицам и псам 20 . (5) Поэтому Гурген решил перейти на сторону царя Юстина и просил его дать твердое обещание, что римляне никогда не отдадут ивиров под власть персов. (6) Василевс Юстин очень охотно дал ему такое обещание и отправил племянника прежнего василевса, Анастасия, патрикия Прова с большими деньгами в Боспор, чтобы, склонив дарами войско гуннов, послать их на помощь в качестве союзников ивирам 21 . (7) Боспор – город приморский; кто вплывает в так называемый Понт Эвксинский, для того он находится налево 22 , а от Херсона, самого отдаленного города римской земли 23 , он находится на расстоянии двадцати дней пути 24 . Расположенные между Херсоном и Боспором местности заняты гуннами 25 . (8) Жители Боспора издревле жили независимо, но недавно они отдали себя под власть василевса Юстина 26 . (9) Однако Пров возвратился оттуда 27 , не достигнув своей цели 28 , и василевс отправил в Лазику военачальника Петра 29 с небольшим количеством гуннов 30 , чтобы он, насколько возможно, помог Гургену. [Следует рассаказ о бегстве Гургена с семьей и знатными ивирами в Лазику и их успешном сопротивлении там персам.] (Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история: Пер. cm., коммент. A. А. Чекаловой. – М., 1993. – С. 35–36). 17 Лазикой называли в VI в. древнюю Колхиду. Со времени императора Льва I (457–474) Лазика находилась в зависимости от Сасанидского Ирана. В 522 г., когда умер царь лазов Дамназ, его сын Цафий, вместо того, чтобы получить инвеституру от иранского шаха, явился в Константинополь, принял там христианство и был удостоен знаков царского достоинства от византийского императора. Тогда же Цафий взял в жены дочь константинопольского патрикия Нома – Валериану (см.: Theophanis Chronographia/Rec. C. de Boor. – Lipsiae, 1883. – Vol. 1. – P. 168–169). С тех пор Лазика стала объектом борьбы между Византией и Ираном, пока в 562 г. не была закреплена договором за Византией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010