Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (1778?, К-поль - 23.12.1821, там же), лампадарий и протопсалт Великой ц., греч. мелург и писец. Согласно преданию, Г. род. в день смерти доместика и лампадария Петра Пелопоннесского , что воспринималось как знак преемственности предшествовавшей греч. певч. традиции. Его отец, Георгий, был священником, поэтому Г. получил прозвище Левит. В юности Г. самостоятельно изучал арм. язык и пение, затем отец направил его на К-польское подворье Синайского мон-ря вмц. Екатерины для обучения греч. грамматике и музыке. Г. осваивал арабо-персид. муз. традицию под рук. тур. композитора И. Деде Эфенди, совершенствовался в греч. церковной музыке у Георгия Критского и протопсалтов Великой ц. Иакова Пелопоннесского и Петра Византийского . Не позднее 1811 г. Г. стал лампадарием, в 1819 г.- протопсалтом к-польской патриаршей церкви. Начиная с 1814 г. Г. в сотрудничестве с хартофилаксом Хурмузием и Хрисанфом из Мадита (все трое, традиционно называемые «тремя учителями», работали в 4-й патриаршей школе церковного пения в 1815-1821) занимался разработкой и распространением реформированной версии визант. нотации, получившей название «нового метода» , продолжив, т. о., дело протопсалта Великой ц. Иоанна Трапезундского (сер. XVIII в.). Вместе с Хурмузием Г. занимался переводом в новый вид нотации традиц. корпуса песнопений - как совр. версий, так и творений мелургов более раннего времени (в т. ч. Петра Берекета ) из Пападики, Стихираря и Ирмология в виде экзегесисов (ξηϒσεις) - «развернутых» транскрипций (см. также ст. Греция , разд. «Церковное пение»). Эти экзегесисы сохранились в автографах и рукописных копиях, а также вошли в издания, подготовленные в 30-х гг. XIX в. Феодором Папапарасху Фокейским, и в более поздние (см. библиографию). Известны следующие автографы Г.: Анфология, написанная в 1816 г. совместно с иеродиак. Феоклитом (Pantel. 906; Ψχος. Παρασημαντικ. Σ. 48. Σημ. 55) и послужившая основой для изд. «Пандекты» (1850-1851), Калофонический Ирмологий 1816 г., задуманный как 5-й т. Анфологии ( Ψχος. Ibid.), собрание творений Петра Берекета в 2 томах, 1818-1819 гг. (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 744 et 754), Стихирарь в 3 томах (без Пентикостария, недатированный; Ibid. 746, 755 et 745), сборник, включающий автографы Г. (Ibid. 753. Fol. 173-196v), и др. (в т. ч. Ibid. 751, 752 и 760). Согласно описанию М. Хадзиякумиса, автографами Г. являются также Анфология (Lesb. Leim. 375, 1819 г.), Ирмологий Петра Пелопоннесского (Ibid. 337, 1816-1819 гг.), Анфология Стихираря Athen. Merlier. 23, Анфология Athen. Merlier. 10, Анфология Новой Пападики Athen. Merlier. 9 и Доксастарий Lesb. Leim. 338 (последние 4 рукописи датируются 1816-1820).

http://pravenc.ru/text/166630.html

Иером. Макарий. Гравюра. XIX в. [Румын. Macarie] (1750 (в источниках также упом. 1770, 1780), с. Периеци, совр. жудец Яломица, Румыния - 30.08.1836, мон-рь Вифорыта близ Тырговиште, совр. Румыния), иером., румын. протопсалт и мелург. Согласно записи, сделанной в 1897 г. митр. Молдавским Иосифом (Наниеску) в Калофоническом Ирмологии, написанном М. в 1833 г. (Bucur. Acad. Rom. m. r. 1685. Fol. 2-2v), иеромонах умер в возрасте 86 лет. С детства М. пел в церкви. Принял монашество одновременно со своей сестрой Иустиной: он был пострижен в мон-ре Кэлдэрушани , она, с именем Феврония,- в мон-ре Вифорыта. При митр. Досифее (Филитти) (1793-1810), который, вероятно, рукоположил его во иеромонаха, М. преподавал одноголосное церковное пение по «старой системе» протопсалта Константина, «ученика учителя Шэрбана, протопсалта Румынской земли». В 1816-1818 гг. М. изучал «новую систему» пения визант. традиции (см. Новый метод ) у греч. мелурга Петра Эфесского в школе при ц. свт. Николая Чудотворца (Сфынтул-Николае-дин-Шелари) в Бухаресте. В 1819 г. митр. Дионисий (Лупу) назначил М. руководителем певч. школы (вероятно, тогда же он получил церковный чин портария) и поручил ему заняться переводом певч. книг с греч. языка на румынский. В 1821 г. М. уехал в г. Сибиу, а затем в Вену, где в 1822-1823 гг. в типографии арм. монахов-мхитаристов издал первые певческие книги визант. традиции на румын. языке: «Церковный Анастасиматарий согласно правилам новой системы» (переведен гл. обр. с греч. Анастасиматария лампадария Петра Пелопоннесского († 1777 или 1778), изданного Петром Эфесским (Бухарест, 1820); см. также греческий рукописный Ирмологий, имеющий аналогичные содержание и структуру: Bucur. Acad. Rom. m. g. 751), «Ирмологий, или Сборник музыкальных катавасий» (перевод книги Петра Пелопоннесского с добавлением задостойников М.) и «Теоретикон, или Всеобъемлющий взгляд на церковное певческое искусство согласно правилам новой системы» (краткое изложение основ нотации и гласовой теории Нового метода, 1-я печатная книга по теории церковного пения на румын. языке). Эти книги М. были переизданы Д. Сучевяну (Яссы, 1848) и иером. Серафимом (Бузэу, 1856). А. Панн и Сучевяну продолжили перевод на румын. язык и адаптацию греч. песнопений.

http://pravenc.ru/text/2561374.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ ЛОТ ХИОССКИЙ [ημτριος Λτος Χος] (ок. 1733 - после 1811), протопсалт Смирнской митрополии (1768-1788), мелург и кодикограф. Происходил с о-ва Хиос. Выполненные Д. Л. Х. с высоким художественным вкусом рукописи отражают певч. традицию Смирны (совр. Измир, Турция) и являются ценными источниками для изучения произведений греч. мелургов, прежде всего XVII-XVIII вв. Анфология Д. Л. Х. 1764 г. (Ath. Doch. 337), в которой собраны произведения древних дидаскалов, как следует из колофона (Fol. 248-249), является списком со сборника лампадария Мануила Хрисафа (XV в.). Проставленные красными чернилами почти над всеми текстами параллаги (расшифровки попевок) принадлежат, вероятно, учителю Д. Л. Х. иеродиак. Феодосию Хиосскому , занимавшему в сер. XVIII в. должность протопсалта в Смирне. В этой рукописи также содержится неизвестное по др. источникам прозвище Петра Пелопоннесского (также ученика иеродиак. Феодосия) - Бардаки из Мореоса (Μπαρδκι κ Μορως - Fol. 244). К 1767 г. относятся Анфология новейших дидаскалов (Ath. Doch. 338) и Матиматарий (Ath. Doch. 339), в которых собрано большое количество произведений мелургов XVII-XVIII вв.; здесь также красными чернилами проставлены параллаги; завершаются кодексы стихотворными колофонами, в Матиматарии - с акростихом ημτριος (Fol. 255). Кратиматарий Д. Л. Х. (Hieros. Patr. gr. 540) датируется 1769 г. В 1774 г. Д. Л. Х. выполнил обширный (930 страниц) 2-й том Пападики (Ath. Paul. 132), содержащий версии неизменяемых песнопений вечерни, утрени и литургии новых мелургов, часто «объясненные» с помощью параллаги красными и черными чернилами. В начале списка Новой Пападики 1781-1782 гг. (Ath. Xeropot. 330. Fol. 2-7) Д. Л. Х. поместил теоретический трактат Кирилла , митр. Тиносского. По замечанию Г. Статиса, показательно, что Д. Л. Х. не включил в столь полный сборник произведения протопсалтов Иакова и Петра Византийского ( Στθης. Χειρϒραφα. Τ. 1. Σ. 206). Рукопись Xeropot. 330 завершается пространным колофоном с акростихом ημτριος Λτος στ в стихотворной части (Fol. 442-442v); этот колофон почти без изменений повторен Д. Л. Х. в Анфологии Новой Пападики 1805 г. (Athen. O. et M. Merlier. 7). Известен список с кодекса Xeropot. 330 - Анфология мон. Дамаскина Аграфорендиниота (Ath. Xeropot. 305, кон. XVIII - нач. XIX в.), повторившего без изменений авторские ремарки Д. Л. Х. к его песнопениям.

http://pravenc.ru/text/178215.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИС ПОЛЛА ЭТИ ДЕСПОТА» [греч. Ες πολλ τη, δσποτα - На многая лета, владыко], песнопение правосл. архиерейского богослужения , пожелание епископу мн. лет жизни (ср. Многолетие ). Восходит к жанру визант. аккламаций , к-рые представляли собой торжественные приветствия императора или патриарха. Наиболее ранние аккламации-многолетия с нотацией (посвященные визант. имп. Андронику III Палеологу ) сохранились в Аколуфии 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 144). «И. п. э. д.» поется на всех службах с участием епископа, в первую очередь в архиерейском чине Божественной литургии. В греч. рукописных нотированных Анфологиях кон. XVII-XIX в. «И. п. э. д.» фиксируется вместе с Трисвятым (CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6. Fol. 38-38v, 1680 г.; Lesb. Leim. 248. Fol. 229v, 1770-1790 гг.; Athen. Merlier. 6. Fol. 131v, 1790-1800 гг. (на 3-й глас); Ibid. 7. Fol. 197v - 198, 1805 г. (на 2-й и 3-й гласы)), отдельно (Athen. Paidousi. 2. Fol. 174, 1780-1800 гг. (2 напева на 2-й глас); Lesb. Leim. 341. Fol. 120, 1790-1793 гг. (3 напева на 2-й глас); Ibid. 375. Fol. 3v, 1819 г. (на 3-й глас); CPolit. Bibl. Patr. S. n. Fol. 523-524, 1816-1819 гг. (на разные гласы)), в качестве заключения песнопения «Τν δεσπτην...» (Athen. Merlier. 6. Fol. 122-122v (4 напева на 2-й глас)). Известны авторские распевы - лампадария Великой ц. Петра Пелопоннесского (Lesb. Leim. 341. Fol. 125 (2 распева на 3-й глас)) и протопсалта Великой ц. Григория (Aegio. Taxiarh. 9. P. 480, 1820-1830 гг. (на 2-й глас)). Отдельно песнопение «И. п. э. д.» с нотацией в греч. традиции появляется только в печатных сборниках песнопений суточного круга. Как правило, в различные редакции Анфологиев включается напев 2-го гласа в невматическом стиле без указания автора и авторские варианты, созданные на его основе. Так, в к-польском изд. «Ταμεον Ανθολογας» (1869) помещены 2 варианта песнопения на 2-й глас: без указания автора и более пространный напев Феодора Папапарасху Фокейского . Известно также «И. п. э. д.» Георгия Редестского (1-я пол. XVII в.) на 2-й глас (см. изд.: Ταμεον Ανθολογας Απαντα τ μαθματα το σπερινο/Εκδ. π Γ. Προγκη. Νεπολις Κρτης, 1996. Σ. 5).

http://pravenc.ru/text/674111.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОСТОЛ КОНСТАС [греч. Απστολος Κνστας], составитель и переписчик певч. рукописей, теоретик церковной музыки, мелург. Род. на о-ве Хиос в семье священника. Ученик Петра Византийского и Георгия Критского . Жил и работал в К-поле в период с 1790 по 1840 г., не занимая никаких офиц. должностей. Из-под его пера вышло значительное число певч. сборников, в числе к-рых Анфологии (в т. ч. Анфология Пападики, Анфология Четыредесятницы), Доксастарии (в т. ч. составленные Петром Пелопоннесским , Иаковом Протопсалтом ), Ирмологии (в т. ч. Петра Пелопоннесского), Аколуфии , Анастасиматарии , Теоретиконы . Известно 28 датированных автографов А. К., самый ранний из них - «Анфология» 1791 г. (Hieros. Patr. Collectio Monasterii Abraam. 108), самый поздний - Избранные песнопения Стихираря 1828 г. (Εκλογ Στιχηραρου - Athen. Bibl. Nat. 3085). Кроме того, имеется более 20 недатированных сборников письма А. К. В С.-Петербурге хранятся Анфология Новой Пападики 1797 г., Ирмологий Петра Пелопоннесского 1805 г. (БАН. РАИК. 57, 58) и 3 недатированные певч. книги - Анастасиматарий Хрисафа Нового , Доксастарий Петра Пелопоннесского и Ирмологий Петра Пелопоннесского (БАН. РАИК. 54, 55, 47). Судя по тому, что среди автографов А. К. лишь нек-рые экземпляры написаны нотацией нового метода (Karakal. 227, Karakal. 230, Simonopetr. 6), он оставался приверженцем традиц. невменного письма. В трактате «Музыкальное искусство общепринятой традиции и анализа» (1800 г.; известен по спискам Docheiar. 389, 1807 г., Cuml. 450, 1809 г.) А. К. изложил собственную методологию «толкования» (ξγησις) древней визант. нотации (впосл. получившей наименование средневизант.; см. Византийская нотация ). В этом сочинении он предложил свой способ трактовки соединений интервальных знаков (θσεις) и т. н. великих ипостасей хирономии (μεγλαι ποστσεις χειρονομας - имеются в виду «зашифрованные» развернутые мелодические последовательности), считая его наиболее точным и соответствующим стилю древней визант.

http://pravenc.ru/text/75720.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР ВИЗАНТИЙСКИЙ Петр Византийский, греч. мелург. Миниатюра из рукописи. 1815 г. (Ath. Laur. Q. 178) Петр Византийский, греч. мелург. Миниатюра из рукописи. 1815 г. (Ath. Laur. Q. 178) [Греч. Πτρος Βυζντιος] (ок. 1740-1745, Неохорий (ныне Еникёй) на Босфоре - 1808, Яссы), протопсалт Великой ц. К-поля, греч. мелург. По сообщению Георгия Хурмузия , П. В. «был из Катастена (κ το Καταστνου) Константинополя, Неохорит». Обучался у протопсалта Иоанна Трапезундского , лампадария (впосл. протопсалта) Даниила из Тирнавоса и гл. обр.- у лампадария Петра Пелопоннесского , с к-рым еще до 1770 г. установил особо тесные отношения, поэтому П. В. называли «малый Петр», «ученик и слуга» Петра Пелопоннесского. П. В. служил в Великой ц. в качестве доместика (ок. 1771-1789), лампадария (1789-1800) и протопсалта (с 23 апр. 1800 до 1805). В 1805 г. он был отстранен от служения «за ошибки» (возможно, по причине второбрачия) патриархом К-польским Каллиником V . В поисках средств к существованию он переехал сначала в Херсон, а затем в Яссы, где у него были ученики, за что получил прозвище Беглец (Θυγς). П. В. занимался кодификацией и распространением творчества своих учителей, особенно Петра Пелопоннесского, из произведений к-рого он составил краткие сборники: Анастасиматарий, Ирмологий, Стихирарь (изв. как Доксастарий), а также многочисленные песнопения Пападики. До 45 рукописей П. В. хранится в собраниях Афин, Фессалоники, Афона, Закинфа, Андроса, Иерусалима, Хиоса, Франции, Турции, Румынии и США. Самая ранняя датированная рукопись П. В.- 1773 г., самая поздняя - авг. 1806 г. (см. список в конце статьи). Его рукописи являются образцовыми по точности изложения, изяществу и мастерству. Атрибуция П. В. нек-рых рукописей подвергается сомнению. Среди многих, кому П. В. преподавал певч. искусство, были двое из т. н. Трех учителей - лампадарий и протопсалт Григорий и Хрисанф из Мадита (впосл. митрополит Диррахия, Смирны и Прусы), к-рые на основе полученных знаний окончательно сформулировали Новый метод . Третий, Хурмузий, был знаком с П. В. в течение мн. лет и испытал его влияние, хотя и не был его непосредственным учеником. У П. В. также учились Апостол Констас Хиосский, благодаря к-рому сохранилось много информации о произведениях его наставника, Георгий Критский (П. В. называет его учеником - Athen. K. Psachou. Fakelos 4. Tetr. 114. Fol. 144, 1794 г.), иером. Иоанникий (впосл. учитель иером. Матфея Ватопедского ), Акакий Мегаспилеот, афонский иером. Хрисанф из мон-ря прп. Дионисия (см.: Athen. S. Karas. 93; Chios. A. Korais. 38(181)), Кирилл, митр. Ганоса и Хоры (впосл. Дристры), и др. В 1805-1807 гг. в Яссах у П. В. учился румын. иером. (впосл. протопсалт) Макарий , к-рый позднее обучался Новому методу под рук. Петра Эфесского и издавал певческие книги в Вене в 1822-1823 гг.

http://pravenc.ru/text/2580376.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ МАРУКАС ИДРСКИЙ [греч. ημτριος Μαροκας κ νσου Υδρας] (посл. четв. XVIII - 1-я четв. XIX вв.), греч. мелург, кодикограф. В рукописной традиции его чаще упоминают как Димитрия с о-ва Идра (Идриота). Так он назван в 5 певческих кодексах, содержащих цикл херувимских на 8 гласов, благодаря к-рому Д. М. И. стал известен. Они записаны нотацией переходного типа и помещаются обычно под заголовком «на гласы херувимские, сочинение кир Димитрия с острова Идра. Глас 1. Иже херувимы» (Ydra. Iliou. 620. Fol. 55v - 65, кон. XVIII - нач. XIX в.; Oxon. Gr. liturg. E. 5. Fol. 55 sq., кон. XVIII - нач. XIX в.; Panagias Zourbas. 7. Fol. 81-93, нач. XIX в.; Athen. Paidousi. 2. Fol. 180-201, 1780-1800 гг.; Ath. Laur. I. 88. Fol. 300-310, 1808 г.). Под именем Марукас он больше известен как кодикограф; в одном из автографов в подзаголовке к циклу херувимских (в ркп. Athen. Byzant. Mous. 33. Fol. 99-109, 1808 г.) он называет себя Димитрием Марукасом. К наст. времени обнаружено 3 автографа Д. М. И.: Ирмологион Петра Пелопоннесского , своеобразно оформленный (для записи инициала и орнамента использовано 3 цвета чернил (зеленый, желтый и красный) (Ydra. Iliou. 722, 22 дек. 1806 г.), рукопись из того же мон-ря с о-ва Идра, недатированная и неподписанная, к-рая приписывается Д. М. И. (Ydra. Iliou. 615), и Анфология (Athen. Byzant. Mous. 33, 20 авг. 1808 г.). 2 датированные рукописи имеют пространные колофоны. Деятельность Д. М. И. в качестве кодикографа отличалась особым мастерством. Как мелург, несмотря на малочисленность сочинений, пользовался авторитетом среди современников, свидетельством тому могут служить стихи Софрония , проигумена Великой Лавры, восхваляющие Д. М. И. (в ркп.: Laur. I. 88). Лит.: Εαϒϒελδος Τ. Ιστορα το ποικισμο τς Υδρας. Αθναι, 1934. Σ. 131; Χαλδαικης Α. Η ψαλτικ παρδοση τς Υδρας Τ. 1: Ιδραοι κωδικοϒρφοι, μελουρϒο κα ψλτες//Επιστημονικ Επετηρς τς Θιλοσοφικς Σχολς το Πανεπιστημου Αθηνν. 1998/2000. Τ. 32. Σ. 181-183, 189-190; idem. Περ τν καταλοϒοϒρφηση τν μουσικν χειρωϒρφων τς νησιωτηκς Ελλδος//Μουσικολοϒα. Αθναι, 2002. Τ. 16. Σ. 147, 165; idem. Τ χειρϒραφα βυζαντινς μουσικς Νησιωτικ Ελλς. Υδρα. Αθναι, 2005. Τ. 1. Σ. 180-193. А. Халдеакис, Э. П. М. Рубрики: Ключевые слова: ЕПИСКОПОПУЛЫ Антоний (отец) и Венедикт (сын) (XVI - нач. XVII в.), греч. кодикографы, протопсалты, мелурги, исследователи церковной музыки

http://pravenc.ru/text/178217.html

Лит.: Никольский. Устав. С. 297-300; Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 273-278; Wellesz. Byzantine Music and Hymnography. P. 240. Свящ. Михаил Желтов К. в греческой певческой традиции отличается от основных ирмосов канона утрени особым, более развитым мелосом и более медленным ритмом. Мелос К. по всем гласовым характеристикам (основа звукоряда, опорные ступени, интервальный род) соответствует мелосу ирмосов, но является более развитым (в частности, имеет больший диапазон) и протяженным (основная ритмическая доля удваивается). К. делятся на краткие (быстрые, σντομες), отличающиеся ритмически богатым мелосом, и медленные (пространные, ργς), характеризующиеся более искусным мелосом. С XVII в. для удобства и в помощь псалтам стали составлять новые певческие сборники - краткие (συνεπτυγμνα) Ирмологии с К. Господских и Богородичных праздников, составленные выдающимися учителями певч. искусства. Однако в результате этой тенденции оказалось невостребованным большое количество искусных ирмосов более ранних авторов. В совр. литургической практике используются следующие мелодические версии Ирмология, содержащие мелизматически украшенные К.: протопсалта Великой ц. Панайотиса Хрисафа Нового (сер. XVII в.), Германа , митр. Нов. Патр (2-я пол. XVII в.), анонимная Ath. Xeropot. 262 (1-я пол. XVII в.), лампадария Великой ц. Петра Пелопоннесского (2-я пол. XVIII в.). Пространный Ирмологий К. Петра Пелопоннесского, изложенный аналитической нотацией нового метода (1814) протопсалтом Григорием и хартофилаксом Хурмузием , ирмосы в к-ром расположены в порядке следования гласов и служб (т. н. Ирмологий с последованиями канонов), в приложении содержит все необходимые К. Краткий мелос К. записал ученик Петра Пелопоннесского Петр Византийский . Смена К. в течение церковного года происходит согласно чину, изложенному в Виолакиса Типиконе (1-е изд.: 1888). Лит.: Ερμολγιον τν καταβασιν το λου νιαυτο Πτρου το Πελοποννησου, μετ το συντμου Ερμολογου Πτρου το Βυζαντου. Κωνσταντινοπολις, 1825. Αθνα, 1982r; Τρεμπλας Π. Εκλογ λληνικς ρθοδξου μνογραφας. Αθναι, 1949; Αντωνου Σ. Σ., πρωτοπρεσβ. Τ Ερμολγιον κα παρδοση το μλους του/Εκδ. Γ. Θ. Στθης. Αθναι, 2004.

http://pravenc.ru/text/катавасии.html

Начав преподавание Н. м., Григорий, Хрисанф и Хурмузий, к-рых стали называть «три учителя», «благодетели нации» и «благодетели всех православных», занялись «экзегезисом» - транскрипцией древних книг согласно Н. м. с целью их доступности для всех музыкантов. Школа Н. м. работала до 1820 г., мн. выпускники быстро распространили эту систему почти по всему ареалу визант. певч. традиции. Протопсалт Григорий на основе аналитической муз. симиографии Петра Византийского переложил в нотацию Н. м. произведения Петра Пелопоннесского - Анастасиматарии (краткий силлабический и пространный), Доксастарий и Ирмологий, краткий Ирмологий Петра Византийского, Новую Пападики (песнопения вечерни, утрени и Божественной литургии мелургов начиная с 30-40-х гг. XVIII в.), а также собрание сочинений Петра Берекета (расцвет творчества: 1680-1710 или 1720), Стихирарь Германа , митр. Нов. Патр (2-я пол. XVII в.), Эклогу стихирарического мелоса, Калофонический Ирмологий, Икиматарий-Акафист и др.; Григорий создал и собственные замечательные произведения. Он имел много учеников, к-рые переписывали его «экзегезисы» для их широкого распространения. К-польская Патриархия удостоила Хурмузия должности хартофилакса. Он был выдающимся мелургом, а также «истолковал» Доксастарий протопсалта Иакова († 1800), древнюю Пападики, Кратиматарий, собрание сочинений Петра Берекета, многотомный Матиматарий, Икиматарий, Анастасиматарии (древний и Панайотиса Хрисафа Нового ), Стихирари (древний, Хрисафа Нового и митр. Нов. Патр Германа), Собрание самогласнов протопсалта Мануила и др. Вместе с Григорием Хурмузий дополнил пространный (краткий стихирарический) Анастасиматарий Петра Пелопоннесского, к-рый стал 1-й книгой, напечатанной в 1820 г. учеником школы Петром Эфесским в Бухаресте, куда тот был направлен изготавливать печатные формы для муз. текстов. После смерти Григория Хурмузий занялся (как единственный оставшийся в живых специалист) частным преподаванием певч. искусства, изданием основных богослужебных певч. книг и произведений светской музыки (восточной и профессиональной к-польской), а также «истолкованием» древних песнопений, в процессе работы над к-рыми, как стало известно в наст. время, брал за основу соответствующие «экзегезисы» Григория. Хурмузий часто использовал «экзегезисы» Григория, но записывал отдельные муз. фразы «более ясно» или «более тонко» (более аналитически). Мн. «истолкования» и собственные произведения Хурмузий издал в 2-томном труде «Сокровищница Анфологии» в 1824 г. в К-поле.

http://pravenc.ru/text/2577907.html

Согласно новейшим исследованиям, самым ранним списком (но не автографом, как считалось ранее; см.: Χατξηγιακουμς. 1980. Σ. 94; Герцман. 1994. С. 704) каталога К. М. является кодекс Athen. Soc. Hist. Ethn. 305 (Fol. 86-87v); текст руководства найден и в др., более поздних муз. рукописях, в к-рых нет существенных отличий в содержании каталога: Bucur. Acad. Romana. 923. Fol. 21v - 23, ок. 1780 г. (изд.: Moisescu. 1985; см. также: Georghi. 2010. P. 144-149), Athen. Univ. K. Psachou. 270. Fol. 16-18v, кон. XVIII в. (см.: Ψχος. 1978. Σ. 113-114. Υποσημ. 60; см. также электр. ресурс: pergamos.lib.uoa.gr/dl/read?pid=uoadl:126538); БАН. РАИК 63. Fol. 19-20v, кон. XVIII - нач. XIX в. (см. описание: Герцман. 1999; изд.: Он же. 1994, в т. ч. факсимиле каталога: С. XCV-XCVII). Каталог представляет собой перечисление в алфавитном порядке (к-рый, однако, не всегда соблюдается) имен учителей муз. искусства кон. XIII - сер. XVIII в. В рукописи Athen. Soc. Hist. Ethn. 305 указано 118 имен (Fol. 86-87v), на последнем листе более поздней рукой добавлено еще 4 имени: «Петр Пелопоннесский, лампадарий Великой церкви, ученик Иоанна протопсалта, Петр Византийский, ныне лампадарий и ученик Петра Пелопоннесского, Иаков, ныне протопсалт и ученик Даниила протопсалта, Лазарь, наш учитель, протопсалт Мега-Ревмы» ( Δυοβουνιτης. 1926. Σ. 280-281; Герцман. 1994. С. 717-718; Καρακατσνης. 2004. Σ. 9-10). Имя Петра Пелопоннесского вписано, а затем зачеркнуто той же рукой в 2 строках после имен Панарета Патзады Прасина и Петра Берекета , откуда с помощью особого знака отсылки «перенесено» после имени Панайотиса Халацоглу (последнего, указанного на букву Π). Очевидно, личность последующего владельца и пользователя этого кодекса, дополнившего его, может быть определена по указанию его учителя - Лазаря, протопсалта Мега-Ревмы (ныне Арнавуткёй в черте Стамбула). Певчий (ψλτης) по имени Лазарь засвидетельствован в ц. Архангелов с. Мега-Ревма в 1792 г. Так, митр. Илиупольский Геннадий (Арамбацоглу) называет его то певцом левого клироса ( Γεννδιος (Αραμπαζγλου). 1949. Σ. 52), то протопсалтом (Ibid. Σ. 57); с 1806 г. в той же церкви служил Никифор Кантуниарис (см.: Πλεμμνου. 2003. Σ. 215-225), очевидно в качестве протопсалта (см.: Γεννδιος (Αραμπαζγλου). 1949. Σ. 51-52).

http://pravenc.ru/text/1840441.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010