Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Надгробный памятник на могиле еп. Герасима (Петрановича) (Петранович; 1820, Шибеник, Хорватия - 18.04.1906, Котор, Черногория), еп. Бока-Которский, Дубровникский и Спичанский, духовный писатель и богослов. Начальное образование получил в Шибенике, затем окончил гимназию и семинарию в Сремски-Карловци, курс философии в Загребе. 14 окт. 1844 г. пострижен в монашество в мон-ре Крупа. 9 дек. рукоположен во диакона, 20 июля 1846 г.- во иерея. В 1852-1854 гг. в Вене контролировал печать богослужебных книг, издаваемых по распоряжению австро-венг. властей для вытеснения с рынка рус. изданий. 6 дек. 1855 г. возведен в сан архимандрита. Был профессором богословия в семинарии в Задаре, помощником председателя Задарской консистории. 25 февр. 1871 г. избран епископом новообразованной Бока-Которской, Дубровникской и Спичанской епархии. Возведен на кафедру 26 мая 1874 г. Известен как богослов, яркий проповедник, автор неск. сборников проповедей «Добрый пастырь» и ряда книг. С 1862 по 1871 г. был редактором «Српско-далматински магазин» (Сербско-далматинский журнал), к-рый издавал его родной брат Божидар Петранович. Основал и был первым редактором ж. «Шематизм Православне enapxuje Бококоторско-дубровачке и Спичанске» (Положение православной Бока-Которской и Спичанской епархии; выходил в Задаре в 1874-1908). Особое попечение имел о народных школах, учредил неск. детских приютов, на свои средства основал фонд материальной помощи религиозно-просветительским и благотворительным учреждениям. Почетный доктор богословия богословского фак-та Черновицкого ун-та. В 1888 г. обновил мон-рь Савина, в к-ром построил свою задужбину - часовню в честь 100-летия Успенского собора мон-ря и разместил летнюю резиденцию. Собрал богатую б-ку, в архиве мон-ря нашел ряд древних документов, в т. ч. Савину кормчую, по поводу к-рых состоял в переписке с крупнейшими серб. историками того периода - С. Новаковичем , архим. Иларионом (Руварацем) , Дж. Стратимировичем. Похоронен близ алтаря Успенского собора мон-ря Савина.

http://pravenc.ru/text/164587.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия (см. также " Общая история Церкви " ) ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской ВИНОГРАДОВ Василий Петрович (1885 - 1968), протопресв. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ), богослов ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель ГАВРИИЛ (Воскресенский Василий Николаевич, 1795 - 1868), архим., историк философии, преподаватель богословия и церковного права ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465) ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕОРГИЙ АКРОПОЛИТ (2-я пол. 1217 — 1282), визант. историк, ритор, поэт, богослов, гос. деятель, дипломат и военачальник ГЕРАСИМ (Петранович; 1820 - 1906), еп. Бока-Которский, Дубровникский и Спичанский, духовный писатель и богослов ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГИНКМАР (ок. 806 - 882), архиеп. Реймсский, канонист, богослов, церковный и политический деятель Франкской империи ГЛАГОЛЕВ Сергей Сергеевич (1865 - 1937), историк религии, автор работ по основному богословию и апологетике ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ АКИНДИН (ок. 1300 - 1348), иером., визант. писатель, философ, богослов, осужденный как еретик за противоборство учению свт. Григория Паламы ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (после 1096 - 1141), средневек. философ, католич. богослов, мистик, глава сен-викторской богословской школы ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии

http://pravenc.ru/rubrics/122392_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ГЕОРГИЯ ВСЕВОЛОДОВИЧА, СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ, ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан близ с. Уса-Степановка Бирского у. Уфимской губ. (ныне Благовещенский р-н Республики Башкортостан) ГЕРАЛЬД АВРИЛАКСКИЙ (ок. 855 - 909), гр. Аврилакский, основатель аббатства св. Петра в Орийаке, св. (пам. зап. 13 окт.) ГЕРАСИМ (Добросердов Егор [Георгий] Иванович; 1809-1880), еп. Астраханский и Енотаевский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРАСИМ († 1442/43), еп. Пермский (Устьвымский), сщмч. (пам. 24 янв., 29 янв.- в Соборе Пермских епископов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕРАСИМ (Сухов Герасим Федотович; 1866-1937), иером., прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРАСИМ (Протопапас Константин; 1839/41 - 1897), патриарх Антиохийский (30 мая 1885 - 28 февр. 1891), Иерусалимский (с 28 февр. 1891) ГЕРАСИМ (Завадовский Гордей; 1681 - 1745), архим., уставщик, головщик (бас), автор партесных концертов, монодийных распевов Обихода ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (1520-1526), писец-каллиграф ГЕРАСИМ (Никитин Глеб; 1833 - 1913), игум., настоятель Ниловой Сорской во имя Сретения Господня муж. пуст. и Филипповой Ирапской во имя Св. Троицы муж. пуст. ГЕРАСИМ (Петранович; 1820 - 1906), еп. Бока-Которский, Дубровникский и Спичанский, духовный писатель и богослов

http://pravenc.ru/rubrics/121236_74.html

ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕРАСИМ (Сухов Герасим Федотович; 1866-1937), иером., прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 152-154 ГЕРАСИМ (Протопапас Константин; 1839/41 - 1897), патриарх Антиохийский (30 мая 1885 - 28 февр. 1891), Иерусалимский (с 28 февр. 1891) 154-155 155-156 ГЕРАСИМ (Завадовский Гордей; 1681 - 1745), архим., уставщик, головщик (бас), автор партесных концертов, монодийных распевов Обихода 156-157 ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (1520-1526), писец-каллиграф 157-158 158-159 159-160 ГЕРАСИМ (Никитин Глеб; 1833 - 1913), игум., настоятель Ниловой Сорской во имя Сретения Господня муж. пуст. и Филипповой Ирапской во имя Св. Троицы муж. пуст. ГЕРАСИМ (Петранович; 1820 - 1906), еп. Бока-Которский, Дубровникский и Спичанский, духовный писатель и богослов 160-161 161-163 163-164 164-165 165-166 166-169 169-170 ГЕРАСИМ КОМЕЛЬСКИЙ († между 1551 и 1560), ученик прп. Арсения Комельского, строитель Арсениева Комельского в честь положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне мон-ря 170-171 171-173 ГЕРАСИМОВА-ПЕРСИДСКАЯ Нина Александровна (род. 23.12.1927, Киев), укр. музыковед, исследователь укр. традиции многоголосного пения XVII в. 173-174 174-179 ГЕРАСИМОВСКИЙ НАПЕВ совокупность мелодий церковных песнопений, сочиненных иером. (впосл. архимандритом) Герасимом (Завадовским) 179-180 180-181 181-182 182-183 ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) 184-185 ГЕРБ опознавательный символический знак, соответствующий особой визуальной модели и утвержденный верховной властью (иногда закрепленный практикой употребления) 185-188 ГЕРБЕРТ Мартин (крестильное имя - Франц Доминик Бернхард), барон фон Хорнау (1720 - 1793), кн.-аббат мон-ря Санкт-Блазиен, нем. теолог, историк, музыковед

http://pravenc.ru/vol/xi.html

1983. Год 15. 1/3. С. 1-16; Фuлocoфuja и мистика//Там же. С. 16-25; Марксистичко и peлuruje и фuлocoфuje//Там же. С. 131-144; и као чувар и бранилац же. 1984. 16. 1/2. С. 69-79; Исус Христос jeдuhu света у православной мисли данас//Там же. С. 49-68; као човека//Там же. 3/4. С. 163-173; Nampoлoruja. Приручник за студенте. Београд, 1984. Св. 2: Источници и писци IV и V од Hukeje до Халкидона, 325-451; Сусрет схоластике и исихазма код Нила Кавасиле//Теолошки погледи. 1985. 17. 4. С. 201-212; Летопис манастира 1985; Ohaj koju jecme - живи и истинити Бог Светог Гpuropuja Паламе//Теолошки погледи. 1985. Год 17. 1/3. С. 95-119; Од Косова до Jaдobha: Путни записи. Београд, 1987; Задужбине Косова: Споменици и српског народа/Уред. А. J. Призрен; Београд, 1987; за Христом. Београд, 1989: и патристика//Теолошки погледи. 1989. Год 21. 1/2. С. 41-52; срба на Косову и Memoxuju од 1941 до 1990. Приштина, 1990; Духовност Београд, 1990; Света Ucmopuja и эcxamoлoruja//Теолошки погледи. 1990. Год 22. 1/3. С. 97-107; На путевима Отаца. 2. Београд, 1991; личности у ucmopuju//Теолошки погледи. 1991. Год 23. 1/4. С. 19-33; Свети Сава и Косовски Завет. Београд, 1992; Српска Црква у другом светском рату. Београд, 1992; Le royaume céleste dans le destin historique du peuple Serbe//Russie: Mille ans de vie chrétienne. Chambésy, 1993. P. 197-204; L " infinito cammino: Umanazione di Dio e deificazione dell " uomo. Sotto il Monte, 1996; Знак препоречни: Разговори у времена смутна. Београд, 1994; Etudes hésyhastes. Lausanne, 1995. (La lumière du Thabor); Српски Православни буквар. Београд, 1997; Распета Херцеговина/Приредио Велибор В. 1997. Пер.: Makabejcke. 1996. На рус. яз.: Учение о Пресв. Богородице у св. Иоанна Дамаскина//Правосл. мысль. П., 1971. Вып. 14. С. 40-61; Человек полагает, а Бог располагает//Беседа. Л.; П., 1984. С. 217-221; Покаяние, исповедь и пост. Фрязино, 1995; Новое слово о покаянии, исповеди и посте. М., 1996; Православный экуменизм//Церковь и время. М., 1998. 4 (7). С. 63-74. Лит.: [Предисловие]// Amahacuje. Знак препоречни: Разговори у времена смутна. Београд, 1994. С. 9; 1991. 582. 15 jyh; Светигора: Образник веры, культуры и воспитания. 1994. 1. С. 100; Orthodoxia. 1999-2000. P. 183. И. А. Чарота Рубрики: Ключевые слова: ГЕРАСИМ (Петранович; 1820 - 1906), еп. Бока-Которский, Дубровникский и Спичанский, духовный писатель и богослов ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель ВЕНЕДИКТ (Кралевич, наст. фамилия Пачавура (серб. по др. данным, Полизович; 1765, по др. данным, 1767 - 1862), еп. Далматинский

http://pravenc.ru/text/76888.html

Отмечая такое достаточное обеспечение приходского духовенства в Буковине, «Гласник правосл. далмат. цркви» говорит, что «так как две далматинских епархии составляют вместе с буковинскою единую митрополию, то справедливость требует, чтобы и приходское духовенство этих епархий было одинаково обеспечено, как и буковинское. Раз государство подчинило далматинские епархии Буковине, этим оно взяло на себя обязанность уравнять приходское духовенство этих епархий с буковинскими; и если для этого последнего государство высочайшим законом одобряет такое содержание из буковинского религиозного фонда, то оно должно тоже самое сделать для духовенства далматинских епархий из государственного фонда, так как в тех епархиях нет отдельного религиозного фонда», и в заключение от лица приходского духовенства выражает надежду, что в этом смысле будут действовать преосвященные епископы задрский и которский в Вене, и что в том же помогут им и далматинские депутаты в венском парламенте. 1544 18 апреля 1906 г. скончался на 86 году жизни преосвященный Герасим Петранович, епископ боко-которский, дубровницкий и спичанский, доктор богословия, один из выдающихся деятелей православной сербской церкви в Австро-Венгрии. Он родился 23 апреля 1820 г. в Шибенике, учился в карловицкой гимназии, слушал лекции по философии в Загребе и по богословию в Карловцах. По окончании учения принял монашеский чин в 1844 г., и тогда же посвящен в диакона, а в 1846 г. в священника. В течении шестнадцати лет состоял преподавателем клирикальной школы в Задре. Произведенный в архимандрита назначен был товарищем председателя задрской консистории. Когда в 1870 г. была учреждена от- дельная епархия боко-которская, дубровницкая и спичанская, архимандрит Герасим назначен был первым епископом новой епархии, которою и управлял до самой смерти. Два раза предлагали ему кафедру сараевской митрополии, но оба раза он отклонял предложения, не желая расставаться со своими «бедными, но добрыми и искренними бокельями-юнаками». Как первый епископ только что открытой епархии, понятно, он имел много дела, и действительно в течении своего долголетнего управления много поработал для православной церкви в Далмации, – можно сказать вся жизнь его тесно связана с судьбами местного православия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

састанак слависта у Вукове дане (Београд, Нови Сад, Mahacuja, 9-13 сент. 1997). Београд, 1998. С. 507-516; Симаков Н. К. Житие и труды прп. Иустина (Поповича)// Иустин (Попович), архим. Достоевский о Европе и славянстве. СПб., 1998. С. 5-8; Афанасий (Евтич), иером. Жизнеописание отца Иустина// Иустин (Попович), прп. На Богочеловеческом пути. СПб., 1999. С. 3-75; Степанян Е. В. Прп. Иустин (Попович): Ученик, исследователь и молитвенник о Достоевском: О книге прп. Иустина (Поповича) «Достоевский о Европе и славянстве»//Достоевский и мировая культура: Альманах. М., 2001. 14. С. 316-327; М. у Христа. Београд, 2002; Слава и боль Сербии: О серб. новомучениках. М., 2002. С. 155-186; С. прп. Jycmuha о просвети//Црквене cmyдuje. Ниш, 2004. Год. 1. Бр. 1. С. 187-193; Човек Богочовека Христа/Уред.: еп. Amahacuje 2004; Прп. Jycmuh Нови Жumuje, чуда/Уред.: еп. Amahacuje Београд, 2005; Савва (Яковлевич), иером. Архим. Иустин и его экзегетические труды по посланиям ап. Павла: Дис./МДА. Серг. П., 2006; В. Без Бога ни преко прага: Србски духовници XX в. Београд, 20073; П. Jycmuh и обнова логоцентризма//Црквене cmyдuje. Ниш, 2007. Год. 4. Бр. 4. С. 95-113; Njebaч Н. Богочовечанска просвета по ави Jycmuhy Београд, 2007; С. Дocmojebcku и дело Jycmuha Београд, 2009; Б. Jycmuh и Pycuja. Београд, 2009; А. Догма и духовност у о. Jycmuha meoлoruja данас: Зб. радова 2009 симпосиона одржаног на правосл. богосл. фак-ту. Београд, 2009. 1. С. 97-102; Л. Прп. ава Jycmuh у мом животу. 2010; М. Богочовек као истински човек по прп. Jycmuhy Пожаревац, 2010. Бр. 4. С. 147-161; Б. Jycmuh неопатристика и рус. фuлocoфuja - поводом jeдhe српско-руске прошлости: Осврт на др Б. «Jycmuh и Pycuja»//Там же. С. 367-372; Р., прот. Прп. Jycmuh као писац жumuja светих: Поводом (1979-2009)//ГлСПЦ. 2010. Бр. 4. С. 137-140. Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик ГЕРАСИМ (Петранович; 1820 - 1906), еп. Бока-Которский, Дубровникский и Спичанский, духовный писатель и богослов

http://pravenc.ru/text/1237931.html

Нейтральной позиции не существует» (Joseph Fielding Smith Jr., Doctrines of Salvation, Vol.1, p.188). Итак, если есть какие-либо факты, указывающие на то, что история о первом видении Иосифа Смита – выдумка, то их следует внимательнейшим образом рассмотреть. Вот некоторые из заявлений, сделанных Иосифом Смитом в его повествовании о первом видении: Во-первых, Смит утверждал, что в местности, где он жил, в 1820 году было чрезвычайно активное религиозное пробуждение. Во-вторых, Иосиф Смит утверждал, что он видел Бога-Отца и Иисуса Христа (Правда, остается загадкой, каким образом этот факт соотносится с отрывком из Учения и Заветов 84:21–22, в котором говорится, что без священства увидеть Бога невозможно: «Но без таинств его и власти священства сила Божества не проявляется людям во плоти; ибо без этого ни один человек не может увидеть лицо Божье, да, Отца, и жить». А Смит претендовал на то, что он видел Бога еще до получения им мормонского священства.). В-третьих, он утверждал, что ему было дано указание не присоединяться ни к одной из христианских церквей. В-четвертых, основатель мормонизма заявлял, что он был преследуем сразу после первого видения. Из исследования У.Уолтерса стало ясно, что местность, в которой жил Иосиф Смит, в 1820 году не знала никаких пробуждений, подобных описанному в его истории, когда «массы людей» присоединялись бы к методистским, баптистским и пресвитерианским церквям. Как свидетельствуют письменные источники того времени, в том числе доклады церковных конференций, газеты, церковные периодические издания, приходские книги и опубликованные интервью, в 1820–21 гг. не произошло ничего даже отдаленно напоминающего описание, данное Иосифом. Никаких значительных изменений в численности церквей, которыми обычно сопровождается великое пробуждение, в 1820–21 гг. в Пальмире – Манчестере, район Нью-Йорка, не было. Так, например, в 1820 году баптистская церковь в Пальмире приобрела, посредством исповедания веры и крещения, всего 8 новых членов, к пресвитерианской церкви присоединилось 14 человек, а методистские общины потеряли 6 членов, их численность упала с 677 человек в 1819 году до 671 в 1820-м и до 622 в 1821-м (Geneva area Presbyterian Church Records, Presbyterian Historical Society, Philadelphia, PA; Records for the First Baptist Church in Palmyra, American Baptist Historical Society, Rochester, NY; Minutes of the [Methodist] annual Conference, Ontario Circuit, 1818–1821, pp.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

«От всего одного лишь того, что владыка рядом, становилось так хорошо, в каком бы состоянии к нему ни пришел человек. Это испытывали все и всегда. Я совершенно уверен, что это состояние совершенно того же свойства и рода, что было у Мотовилова с преподобным Серафимом Саровским . Свидетельствую, дерзая утверждать: владыка Серафим обильно источал благодать Божию, сильнейшим и постоянным носителем которой он был вне всякого сомнения. Ощущение присутствия владыки в доме сохранялось надолго после его отъездов». Иван Шпиллер упомянул здесь случай, когда Николай Мотовилов, духовный сын преподобного Серафима Саровского , беседуя со старцем, увидел исходящее от него сияние. Подобное произошло и с духовным чадом архиепископа Серафима – Михаилом Валериановичем Зызыкиным. Он рассказывал, что весной 1925 г. поссорился с братом владыки – архимандритом Сергием. Архипастырь просил Зызыкина извиниться перед ним, но тот не соглашался. Однажды он по какому-то делу зашел к епископу Серафиму домой и застал его что-то пишущим за столом. Архипастырь вновь стал уговаривать Михаила Валериановича примириться с отцом Сергием. Духовный сын долго не соглашался. Но взглянув вдруг на владыку, он увидел, что его лицо источает особое сияние. Сердце упрямца тут же смягчилось, Зызыкин пошел к отцу Сергию в соседнюю комнату, попросил у него прощения и сразу ушел. О своем видении он рассказал близким, а затем на исповеди и самому архипастырю. Владыка Серафим запретил ему впредь рассказывать об увиденном. В другой раз свидетелем подобного явления стал протоиерей Андрей Ливен. Случаи были записаны игуменией Серафимой (Ливен) и монахиней Касинией (Везенковой) после смерти архипастыря 15 . За молитвенной поддержкой к архипастырю обращался и Экзарх Болгарской Церкви митрополит Стефан. Часто архиепископ Серафим молился по просьбе обращавшегося к нему человека и затем утешал его, обещая, что все благополучно устроится. Но бывало и иначе. Архимандрит Александр (Петранов) вспоминал, что попросил архипастыря помолиться за больную мать. Архиепископ помолился, в тот же день отслужил молебен, а затем сказал, что на выздоровление матери воли Божией нет. В ту же ночь она умерла.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В 1934 году Болгария установила дипломатические отношения с советским государством. Русские храмы в Болгарии перешли в ведение Болгарской Церкви, которая выделила русской общине другие помещения. Приход Никольского храма на бульваре Царя Освободителя перешел в Никольский храм на улице Калояна. На десять лет этот храм стал местом основного служения владыки Серафима. В 1934 году Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви возвел епископа Серафима в сан архиепископа. Однако высокий сан мало что изменил в его жизни. Архиепископ вместе со своим братом архимандритом Сергием снимал очень скромную и лишенную элементарных удобств квартиру на улице Велико Тырново. Архипастырь вообще старался избегать роскоши и пристрастия к вещам. Он говорил: «Вещи меня обременяют. Они — тяжесть для души». Были у владыки Серафима и скорби. Он постоянно болел, в середине 1920-х годов находился на грани смерти от туберкулеза. Кроме того, архипастырь всю жизнь ухаживал за больным братом. Митрополит Доростольский Иларион (Цонев) свидетельствовал, что уже в те годы жители Софии видели в архиепископе Серафиме угодника Божия. «Многие считали владыку прозорливым, — пишет митрополит Иларион. — Почитание и сыновняя преданность к архиепископу Серафиму была велика в то время и у русских, и у болгар». Прозорливость архиепископа испытал на себе и сам будущий митрополит Иларион, тогда еще студент Димитрий Цонев. «Митя будет монахом», — уверенно сказал однажды о нем архиепископ. Интересный случай был связан с русским эмигрантом — доцентом одного из российских университетов. В тяжелых условиях эмиграции он не мог написать магистерскую диссертацию, а, следовательно, получить место в университете. Во время исповеди этот человек поделился своей скорбью с архипастырем. На вопрос: «Стану ли я магистром?» — владыка ответил: «Не скорби, еще четыре года, и станешь». Слова архиепископа Серафима в точности сбылись, и через четыре года после защиты диссертации этот эмигрант стал профессором в одном из университетов. Духовные чада архиепископа Серафима вспоминали, что нередко во время исповеди он напоминал им забытые грехи, а также отвечал на мысленные вопросы исповедующихся. «Это случайно», — улыбаясь, говорил архипастырь в ответ на недоумение духовных чад. А когда владыка узнавал, что кто-то пытается записывать подобные случаи, то строго запрещал делать это. И все же до нас дошло немало свидетельств проявления его духовных дарований. Множество случаев донесли до нас в своих воспоминаниях духовные чада архиепископа Серафима — епископ Парфений (Стаматов), архимандриты Пантелеимон (Старицкий), Александр (Петранов), протоиерей Всеволод Шпиллер.

http://pravicon.com/info-3857

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010