1 декабря 1860 года Нижегородский епископ Нектарий (1860-1869) освятил главный престол храма в честь Петра, Алексия и Ионы, Московских чудотворцев, 14 декабря - правый придел в честь апостола Иасона и Николая Чудотворца, 16 декабря - левый придел в честь евангелиста Луки. В ХХ веке Трехсвятскую церковь постигла судьба большинства храмов России. После революции 1917 года храм был разорен, а в молельном зале устроено общежитие. В 1998 году на средства Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря началась реставрация храма. 11 июня 2004 года епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения главного придела во имя святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев, день памяти которых празднуется 18 октября. Престолы: главный - в честь святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена; правый - в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, и в честь апостола от 70-ти Иасона; левый - в честь святого апостола и евангелиста Луки и преподобномученика Андрея Критского. Источник: сайт Нижегородской митрополии http://www.nne.ru/parish.php?id=300 Трехсвятительская церковь по своему построению принадлежит к числу новых церквей города: она построена в 1860 г. тщанием нижегородского купца Коптева, в византийском стиле, с пятью большими куполами или главами. В ней три расположенные в ряд престола: главный или средний – во имя Трех Святителей российской церкви Петра, Алексия и Ионы, митрополитов Московских; правый придельный – во имя св. апостола Иасона и св. Николая, а левый – во имя св. еванг. Луки и преп. Андрея Критского. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. К середине XIX века район Нижнего Новгорода, расположенный южнее улицы Полевой (ныне улица Горького) между Петропавловским кладбищем (ныне парк им. И.П. Кулибина) и Крестовоздвиженским монастырем (вблизи современной площади Лядова), осваивавшийся с 1836 года, всё еще оставался новозаселенной окраиной. Газета «Нижегородские губернские ведомости» писала в 1859 году: «В особенности Нижний раздвинул свои пределы к юго-востоку. В краткое время там явилось более 200 домов. Тишина, растворенный воздух, ровная обширная местность, не лишенная и воды – всё благоприятствует новому населению». Правда, прежде чем это произошло, пришлось ликвидировать располагавшиеся здесь канатные заводы и наладить по дамбам через овраги связь этого «завражного выселка» с другими частями города.

http://sobory.ru/article/?object=01818

В интерьере сохранился старинный 5-ярусный иконостас, многие почитаемые иконы. Среди них: древний образ «Никола в житии», стоявший ещё в деревянном храме, до постройки каменного; ещё одна икона свт. Николая – в Тихвинском приделе; «Благовещение» (XVIII в.) – из разрушенного Благовещенского храма; иконы Божией Матери – Калужская, Казанская, Корсунская, «Утоли моя печали»; образы святых – Гурия, Самона и Авива, а также Зосимы и Савватия Соловецких. Текст из книги А. Рощектаева «Паломнический путеводитель по Калуге», На Козинке, на северной стороне, стоит церковь во имя св. Николая, невольно бросающаяся в глаза своей столпообразной колокольней. Эта церковь стояла первоначально на городской площади в крепости; в описи 1626 г. она описана — “церковь Никола Чудотворец” “в городе же”. В 1685 г. она была на старом месте, на северо-востоке от собора, и имела придел во имя митр. Филиппа. В Козью Слободку, на нынешнее место, перенесена в 1775—1779 гг. общественным городским коштом и построена каменной. В 1844 г. была распространена трапеза и построена новая колокольня. Храм кубической формы (без трапезы) и крыт на четыре ската полукруглым шатром. Трибун в виде толстого заостренного четырехугольника, такой же, как в Спас-Жировской церкви. В храме главный престол во имя св. Николая, а приделы — один во имя Божией Матери — Тихвинской, другой во имя свят. Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Колокольня трехъярусная, в виде массивного столба, увенчанного луковичнообразной большой главой. Храмовая икона св. Николая перешла из старинной церкви и не позже XVII в. Другая икона “Собор и акафист пр. Богородицы” писана в 7204 г. (1696 г.) иждивением нижегородского купца И.И. Пращина “в церковь св. Николая, что внутри города”. Ниже нынешней церкви, к Козинскому оврагу, было кладбище, которое с 1780 г. уничтожено, а с 1824 г. заселено обывательскими домами. Источник: http://emsu.ru/um/excurs/kaluga/malinin2/4.htm По данным описи 1626 года, церковь Николы Чудотворца находилась в крепости на городской площади, на северо-восток от Троицкого собора. В Козью Слободку, на нынешнее место, её перенесли в 1775-1779 гг. на общественные деньги и построили каменной. Первоначально храм был небольшим - однопрестольным. В 1844 г. к нему была пристроена трапезная часть с двумя приделами: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, а также колокольня. Ниже храма был Козинский овраг, а возле него - одно из самых старых известных калужских кладбищ, которое просуществовало до 1780 года. Постепенно место кладбища занималось и к 1824 году было застроено частными домами. Своим благоустройством храм во многом обязан калужскому мещанину Ф.А. Извекову, церковному старосте. В 1848 году при храме открылась церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=02531

В каменном строении 1880 г., перешедшем в собственность церкви, во вновь приобретенном владении Собор размещает Московский Епархиальный церковно-свечной завод. В качестве служащих завода работали как миряне, так и священнослужители. Так, смотритель завода и пять его помощников были люди духовного звания; некоторые рабочие окончили Духовную Семинарию. На заводе работало около 100 человек. У них установился благочестивый обычай: во время работы петь духовные песни. Благодаря этому обычаю образовался церковный хор, который пел в соседнем храме. 4 ноября 1898 г. Правление завода обратилось к Митрополиту Сергию с прошением о строительстве новых и реконструкции старых зданий завода и выразило пожелание открыть при заводе «церковь во имя московских Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа». В прошении говорилось: « Самый предмет производства завода (выделка церковных свечей), состоящего притом в ведении духовенства, требует особой заботы относительно удовлетворения религиозных потребностей служащих». « ...нет сомнения, что свой храм и возможность без всякого затруднения посещать оный в праздничные и воскресные дни и в неделю говения, несравненно сильнее будет действовать на развитие и укрепление доброй нравственности рабочих, чем пение церковных песней за работой». «Между тем ближайший к заводу храм Богоявления, в Елохове, находится на расстоянии около версты и время богослужения в оном не всегда совпадает со временем, свободным для рабочих. Поэтому в праздничные дни и особенно во дни Великого Поста для служащих на свечном заводе бывает затруднительно присутствие за церковным богослужением». Кроме того, Правление просило также открыть при заводе школу с обучением свечному, столярному и слесарному ремеслу. «Завод находится на окраине Москвы, заселенной небогатыми жителями, - говорилось в прошении, - и нет сомнения, что в первые же дни по открытии школа будет переполнена». 8 февраля 1899 г. по Указу Его Императорского Величества Святейший Синод определил разрешить Московскому Епархиальному Начальству «устроить домовую церковь в здании епархиального свечного завода по Посланникову переулку 1-го участка Лефортовской части города Москвы, с припиской означенной церкви к Московскому Богоявленскому, в Елохове, приходскому храму».

http://sobory.ru/article/?object=02181

Строительное отделение Московского губернского правления утвердило план и чертежи постройки училища и домовой церкви при заводе. В 1899 г. на средства Епархиального свечного завода по проекту архитектора Г.Сретенского к зданию 1880 г. делается пристройка с псевдорусскими деталями декора. 22 ноября 1899 г. на первом этаже здания было открыто училище, а через неделю, 29 ноября, Преосвященнеиший Епископ Парфений освятил храм, который расположился на втором этаже. В храме был один Престол во имя святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. С 1899 по 1903гг. храм был приписан к Богоявленской церкви, что в Елохове. В течение этого времени приходом храма не раз поднимался вопрос об изменении статуса церкви с домовой на приходскую. «Указом Св.Синода от 17-го марта... 1903-го года за 2298 Четырехсвятительская, при Московском епархиальном заводе, церковь утверждена самостоятельною со штатным при ней причтом из священника, диакона и псаломщика». «Жалованья положено священнику 600 руб. в год с тем, чтобы наблюдал за церковно-приходской школой, диакону 250 руб. и как смотрителю завода 1200 руб., псаломщику 780 руб. в год с тем, чтобы исполнял обязанности конторщика» (ЦИАМ). 9 июня 1903 г. Правление завода обратилось с Прошением к митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру. В прошении говорилось: «Так как к владениям завода, кроме главного корпуса, в котором помещается церковь и завод, принадлежат еще 7 домов, в которых помещаются причт, служащие на заводе и рабочие - более 120 человек, между которыми много семейных, то Правление завода почтительнейше ходатайствует перед Вашим Высокопреосвященством о приписке сих домов к означенной церкви как приходских с тем, чтобы все требы в них исправлял свой притч, имеющий свои метрические книги, так как соседние церкви, Богоявленская в Елохове, и Ирининская, на Ирининской улице, находятся на значительном расстоянии - не менее версты, и потому могут встретиться затруднения при совершении треб». 10 сентября 1903 г. просьба Правления была удовлетворена.

http://sobory.ru/article/?object=02181

Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя богатыя: молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии: силою Честнаго и Животворящаго Креста: предстательствы честных Небесных Сил безплотных: честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна: святых славных и всехвальных апостол Петра и Павла, святаго апостола Андрея Первозваннаго и прочих всех святых апостол: иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей, Василия Великаго , Григория Богослова и Иоанна Златоустаг о: иже во святых отец наших святителей Николая, Мир Ликийских, Чудотворца и Спиридона Тримифунтскаго Чудотворца: святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги: иже во святых отец наших, святителя Михаила, перваго митрополита Киевскаго, первосвятителей Московских и всея Руси, Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона, святых, в земли Карельстей просиявших: святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго, святителя Феофана, Затворника Вышенскаго , Геннадия, архиепископа Новгородскаго; святых чудотворцев Авраамия Ростовскаго и Артемия Веркольскаго; священномучеников Вениамина, митрополита Петроградскаго, Дамиана архиепископа Курскаго и Никодима епископа Белгородскаго, священномучеников Николая и Василия пресвитеров; преподобных и богоносных отец наших: Авраамия Кенскаго и Елеазара Анзерскаго, Антония Римлянина и Евфросина Синозерскаго, Адриана Ондрусовскаго и Кассиана Комельскаго, Александра Свирскаго и Александра Ошевенскаго, Арсения Коневскаго и Никодима Кожеезерскаго, Вассиана и Ионы Пертоминских, Афанасия Сяндемскаго и Афанасия Наволоцкаго, Варлаама Керетскаго и Варлаама Пинежскаго, Геннадия и Никифора Важеозерских, Германа Белоезерскаго и Диодора Юрьегорскаго, Сергия и Германа Валаамских, Евфимия и Антония Карельских, Зосимы, Савватия, Германа Соловецких, Ионы Яшезерскаго и Лонгина Яренгскаго, Сергия и Варвары Островских, Макария Высокоезерскаго и Лазаря Муромскаго, Корнилия Палеостровскаго, Трифона Печенгскаго и Феодорита Кольскаго, Пахомия Кенскаго и Кассиана Соломенскаго, Корнилия и Ферапонта Островских, святаго блаженнаго Фаддея Петрозаводскаго, святаго праведнаго отца нашего Иоанна Кронштадтскаго и всех святых, в земли Карельстей просиявших, ихже и память ныне совершаем, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, молим Тя, Многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мне известны семь рассказов о видениях патриарха Никона , которые записаны самим автором. По тематике их можно разбить на две группы. Первую составят видения, содержание которых связано с прославлением валдайского Иверского монастыря, возводимого по инициативе патриарха Никона в Новгородской епархии с 1653 г. В феврале 1654 г. патриарх Никон перенес в монастырь частицы мощей четырех московских святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и мощи святого Иакова Боровичского чудотворца. Два рассказа о явлениях Никону святых – покровителей обители содержатся в сборнике «Рай мысленный», издание которого осуществлено в типографии Иверского монастыря в 1658 – 1659 гг. доя прославления обители 471 . «Слово» о создании Иверского монастыря, куда входят рассказы о видениях Никона и перенесении мощей этих святых, чудесных явлениях над Иверским монастырем, написано самим патриархом Никоном 472 . Во вторую группу входят видения, содержание которых связано с епископским служением Никона. Рассказы об этих видениях включены Никоном в его послания царю. Эти видения случаются в наиболее напряженные моменты жизни Никона. Они разделены мной на три группы, которым даны условные названия. 1)«Знаковые» видения – их содержание определяло судьбу Никона, его карьерный рост от новгородского митрополита до московского патриарха. В соответствии с требованиями явившихся Никону святых он организовывал свою жизнь [видения Филиппа митрополита в Соловецком монастыре (июнь 1652 г.) – «соловецкое» 8, л. 19 об.) и московских святителей Ионы и Петра в Воскресенском монастыре (18 декабря 1664 г.) – «воскресенское» 14, л. 47 – 46)]; божественным откровением определилось пастырское служение будущего патриарха Никона [видение венца от Спасова образа в Новгороде (19 марта 1650 г.) – «новгородское» 1,л. 124)]; 2)«Царское» видение, содержание которого адресовано царю Алексею Михайловичу в декабре 1661 г.: митрополит Петр показал Никону пожар в царских палатах 9, л. 253 – 254); 3)«Монастырское» видение – из Ферапонтова монастыря в июле 1675 г. Никон писал царю о бесах, в облике жителей Кириллова монастыря досаждавших ему и его старцу во время сна 34, л. 218 – 219).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Симона, епископа Владимирскаго (†1226) Антония, архиепископа Новгородскаго (†1231) Меркурия, епископа Смоленскаго (†1239) Кирилла, епископа Ростовскаго (†1262) Серапиона, епископа Владимирскаго (†1275) Кирилла II, митрополита Киевскаго и всея Руси († 1280) Феодора, епископа Владимирскаго (†1286) Игнатия, епископа Ростовскаго (†1288) Симеона, епископа Тверскаго (†1289) Василия, епископа Рязанскаго (†1295) Максима, митрополита Киевскаго и всея Руси, Владимирскаго (†1305) Феоктиста, архиепископа Новгородскаго (†1310) Петра, митрополита Киевскаго и всея Руси, Московскаго (†1326) Прохора, епископа Ростовскаго (†1328; в схиме Трифона) Антония, епископа Ростовскаго (†1336) Василия Калики, архиепископа Новгородскаго († 1352) Феогноста, митрополита Киевскаго и всея Руси, Московскаго (†1353) Моисея, архиепископа Новгородскаго (†1362) Феодора Добраго, епископа Тверскаго (†1367) Иоанна, епископа Суждальскаго (†1373) Алексия, митрополита Киевскаго и всея Руси, Московскаго (†1378) Кирилла, епископа Ростовскаго (†1384) Дионисия, архиепископа Суждальскаго (†1385) Иакова, епископа Ростовскаго (†1392) Феодора, архиепископа Ростовскаго (†1394) Стефана, епископа Великопермскаго (†1396) Михаила, епископа Смоленскаго (†1402) Киприана, митрополита Киевскаго и всея Руси, Московскаго (†1406) Арсения, епископа Тверскаго (†1409) Григория Премудраго, архиепископа Ростовскаго († 1416) Симеона, архиепископа Новгородскаго (†1421) Дионисия Грека, архиепископа Ростовскаго († 1425) Фотия, митрополита Киевскаго и всея Руси, Московскаго (†1431) Ефрема, архиепископа Ростовскаго (†1454) Евфимия, архиепископа Новгородскаго (†1458) Ионы, митрополита Московскаго и всея Руси († 1461) Трифона, архиепископа Ростовскаго (†ок. 1468) Ионы, епископа Великопермскаго (†1470) Ионы, архиепископа Новгородскаго (†1470) Филиппа I, митрополита Московскаго и всея Руси († 1473) Феодосия, митрополита Московскаго и всея Руси († 1475) Вассиана I, архиепископа Ростовскаго (†1481) Феофила, архиепископа Новгородскаго (†1482) Геронтия, митрополита Московскаго и всея Руси († 1489)

http://pravoslavie.ru/2368.html

26 сентября (9 октября). Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ок. 100 г.). Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. 27 сентября (10 октября). Преподобного Савватия Соловецкого (1435 г.). Священномученика Петра, митрополита Крутицкого (1937 г.). 28 сентября (11 октября). Память преподобных отцов Киево-Печерской Лавры, в ближних пещерах почивающих. Благоверного князя Вячеслава Чешского (935 г.). Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского (ок. 1337 г.). 30 сентября (13 октября). Святителя Михаила, первого митрополита Киевского (992 г.). Октябрь 1 (14) октября. Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Преподобного Романа Сладкопевца (ок. 556 г.). Преподобного Саввы Вишерского, Новгородского (1461). 2 (15) октября. Священномученика Киприана и мученицы Иустины (304 г.). Блаженного Андрея, Христа ради юродивого (ок. 936 г.). Праведного воина Феодора (Ушакова) Санаксарского (1817 г.). Благоверной Анны Кашинской (1338 г.). 3 (16) октября. Священномученика Дионисия Ареопагита , епископа Афинского (ок. 96 г.). 4 (17) октября. Обретение мощей святителя Гурия Казанского (1595 г.). Собор Казанских святых. 5 (18) октября. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. 6 (19) октября. Апостола Фомы. 9 (22) октября. Апостола Иакова Алфеева. Праведного Авраама, праотца (ок. 1850 г. до P. X.) и племянника его Лота. 10 (23) октября. Преподобного Амвросия Оптинского (1891 г). 11 (24) октября. Апостола Филиппа. Собор преподобных Оптинских старцев. 13 (26) октября. Иверской иконы Божией Матери. 16 (29) октября. Мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни. 17 (30) октября. Пророка Осии (820 г. до P. X.). Мучеников бессребреников Космы и Дамиана. 18 (31) октября. Апостола и евангелиста Луки (ок. 80 г.). 22 октября (4 ноября). Казанской иконы Божией Матери. 23 октября (5 ноября). Апостола Иакова, Брата Господня по плоти (63 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Неустанно заботился святитель Алексий о построении церквей и монастырей и усердно трудился над улучшением нравственности духовенства и паствы. Ему принадлежит исправление Евангелия с греческого текста. Мирно скончался он 12 февраля 1378 года. Нетленные мощи его, почивавшие прежде в Чудовом монастыре, ныне находятся в Елоховском соборе. Святой митрополит Иона также был мужем добродетельным. В ранней юности он поступил в одну из обителей области Галичской, а затем подвизался в московском Симоновом монастыре, удивляя всех своими подвигами поста и молитвы. С его поставлением в митрополиты в 1448 году Русская Церковь получила независимость. С этого времени русские Первосвятители поставлялись на кафедру уже не Константинопольским Патриархом, а лишь собором русских епископов. При его же управлении произошло и окончательное разделение Русской Церкви на две митрополии: Московскую и Киевскую. Нетленные мощи святителя Ионы почивают в Успенском соборе Московского Кремля. Святой митрополит Филипп управлял Церковью в тяжелое время царствования Иоанна Грозного, когда ужасные преступления совершались в нашей стране руками опричников, когда проливалась кровь невинного населения. Святитель Филипп выступил смелым обличителем беззаконий царя, за что и был преследуем и задушен руками Малюты Скуратова. Происходил святитель Филипп из знатного рода московских бояр Колычевых. Тридцати лет тайно оставив своих родителей, он пешком отправляется в Соловецкий монастырь и там усердно подвизается в качестве рядового послушника. Неутомимость и усердие его не укрылись от братии, и он был всеми настолько почитаем и уважаем, что в скором времени удостоился избрания в игумены этой славной обители. Восемнадцать лет управлял он ею, благоустроив в ней и внешнюю, и нравственную жизнь так, что слух о нем пронесся по всем уголкам нашей страны. После оставления кафедры митрополитом Афанасием он по желанию Иоанна Грозного был избран в митрополиты Московские, несмотря на настоятельные просьбы не возлагать на него непосильного бремени.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Другим святителем, подвизавшимся во времена татаро-монгольского гнета, был святой митрополит Алексий, управлявший Церковью с 1354 по 1378 год. Святитель Алексий, в миру Елевферий, родился в благочестивой боярской семье в Москве. С ранней юности его влекло к иноческой жизни, и на двадцатом году от рождения он принял постриг в Московском Богоявленском монастыре. С ранних лет он любил заниматься чтением Священного Писания , благодаря чему и приобрел духовную мудрость. По смерти митрополита Феогноста святой Алексий поставляется митрополитом всея Руси. Ему также неоднократно приходилось путешествовать в Орду для защиты Церкви и русского населения. В первый раз митрополит ездил в Орду по вызову хана Джанибека, жена которого, Тайдула, тяжко заболела глазами и лишилась зрения. Хан, прослышав о святой жизни митрополита, отправил князю письмо, в котором требовал прислать к нему святого Алексия для исцеления жены. За неисполнение просьбы хан угрожал разорить Русскую землю. Перед отправлением в дорогу святитель Алексий, уповая на помощь Божию, решил отслужить напутственный молебен у гробницы святителя Петра. И Господь, не презрев молитв Первосвятителя, открыл ему, что Сам будет с ним и поездка его завершится благоуспешно. Во время молебна перед мощами святителя Петра сама собою зажглась свеча, и, ободренный надеждою на милосердие Божие, митрополит Алексий выехал в Орду. По прибытии туда он отслужил о здравии больной молебен и окропил ее святой водой, после чего она прозрела. В благодарность за исцеление хан оказал всей Русской земле и лично святителю Алексию великую милость. В другой раз Московскому Первосвятителю пришлось поехать в Орду по случаю нового жестокого приказа хана Бердибека в отношении взимания с нашего народа тяжких податей. И при помощи благодарной матери его, Тайдулы, ему действительно удалось смягчить сурового повелителя и убедить его не отягощать Русь непосильными налогами. Много старания прилагал святитель Алексий и для умиротворения внутренней жизни страны, являясь мудрым советником князей, увещевая их объединиться под властью князя Московского.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010